Конец-переворот

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Мы-то думали — а оно-то оказалось… »

Сюжет развивается как положено, но вот финал всё переворачивает с ног на голову. Всё оказывается совсем не так, как на самом деле. В таком случае могут использоваться приёмы:

Следует помнить, что пользоваться этим приёмом надо умело — при хорошем обосновании это может сделать произведение незаурядным, но риск слить концовку тоже никуда не девается. При хорошем конце-перевороте в течение сюжета используются разной толщины намёки на него, чтобы читатель с детективными способностями мог сам об этом догадаться.

А если «переворот» происходит не в финале, а в разгар сюжета — это соседний троп: вот это поворот!

Примеры[править]

Литература[править]

Внезапное окончание «ПЛиО»
  • Таковы большинство детективов, где злодеем оказывается не тот, на кого падало подозрение.

Русскоязычная[править]

  • Старше, чем радио — Николай Некрасов, «Мороз, Красный Нос» А Дарья стояла и стыла / В своём заколдованном сне…
  • «Гуси-гуси, га-га-га…» Владислава Крапивина — обвинение, по которому осудили Корнелия было розыгрышем Рибалтера.
  • Илья Ильф и Евгений Петров, «Двенадцать стульев» — классика: мотались-мотались Киса и Ося за брильянтами по всей России, нашли последний стул — который, оказывается, из Москвы не уезжал… Ипполит Матвеич пришёл за стулом в новый клуб железнодорожников… вскрыл… АААААААААААААААА!!!
  • Братья Стругацкие, «Обитаемый остров»: Странник, которого Максим считал главным гадом, — землянин, который не даёт Стране Отцов на Саракше окончательно превратиться в полный ад и работает над её светлым будущим.
  • В творчестве А. Бушкова таких концовок предостаточно:
    • «Капкан для Бешеной»: попытка военного переворота в Сибири[1] является операцией под фальшивым флагом. Её смысл — после неизбежного провала путча переделу местной собственности в пользу московских бонз даётся зелёный свет. Сопротивление местных магнатов можно будет подавлять под предлогом борьбы с сепаратизмом.
    • «Охота на пиранью»: Мазур и его жена Ольга вырвались из тайги, где стали целью охотников на людей, однако в одном вагоне с ними ехал один из головорезов ГлавГада. Он убивает Ольгу, а месть ГлавГаду уже ничего не меняет[2].
    • «Возвращение пираньи»: реальной целью «Операции Кайман» было спасение дочери олигарха, попавшей в рабство к наркобарону, а вовсе не поиск разведданных в упавшем самолёте. Что интересно, героев об этом предупреждают, но они не верят — пока не убеждаются сами.
    • «Пиранья. Первый бросок»: французские спецслужбы прекрасно знали, что мирный научный корабль СССР набит боевыми пловцами, которые ищут золото затонувшего фрегата. Но золото французам не нужно — зато поймать с поличным местного губернатора-пирата им очень выгодно.
    • «Звезда на волнах»: макгаффин в лице советского разведывательного спутника успешно найден. Однако его содержимое — плёнка с фотографиями китайского ядерного полигона — безнадёжно испорчена обычным крестьянином, сделавшим из неё забор на своём рисовом поле.
    • «Жизнь длиннее смерти»: просоветское правительство Эль-Бахлака свергнуто очередным военным переворотом. Бравые спецназовцы уносят ноги лишь благодаря коронной смерти одного из местных офицеров.
    • «Белая гвардия»: покушение на булунгийского Отца Нации проходит успешно, ведь гад-кукловод успешно втёрся к нему в доверие после предыдущего покушения.
    • «Чёртова мельница»: жуткая Багряная Звезда оказывается всего лишь древним космическим кораблём, а сам Сварог в её уничтожении играет весьма незначительную роль. Но истинному герою, настоящему королю Горрота, сейчас отнюдь не до славы.
  • «S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина.
    • Его же «Empire V»: поэтический поединок Рамы и Митры заканчивается тем, что Гера выбирает Митру. Но Гера на самом деле — следующее воплощение Иштар, а Иштар выбирает не возлюбленного, а жертву.
    • Его же «Омон Ра»: космонавты, пожертвовавшие собой ради космической программы СССР, умерли зря. В Совке нет денег и ресурсов не то что на ту автоматику для полёта на Луну, которую должны были заменить собой смертники, но и на то, чтобы вообще туда лететь. Макеты, на которых «летали» герои, стоят в московском Метро-2, а сам «полёт» был просто длинным и сложным ритуалом человеческого жертвоприношения. Судя по всему — той же самой Иштар.
    • Его же рассказы «Ника», «Зигмунд в кафе», «Кормление крокодила Хуфу» и др., где последние абзацы или даже фразы проливают совершенно новый свет на всё содержание.
  • Практически любой детектив Бориса Акунина (циклы о Фандорине, сестре Пелагии и т. д.) содержит один или даже несколько концов-переворотов.
  • Большинство книг Руслана Мельникова. Наиболее ярко выражено в дилогии «Мёртвые братства»: в каждой из книг читателя ждёт в конце целая серия переворотов (и не менее двух откровений у холодильника).
    • Но самый эпичный конец-переворот у этого автора — в романе «Из глубин»: все персонажи умерли в самом начале книги. А Колдун вообще никогда не жил в убежище.

(link)

Юрий Нестеренко, «Держава». Ностальгирующим.
  • Юрий Нестеренко:
    • Стихотворение Юрия Нестеренко «Держава»: это надо читать или смотреть видеоролик.
    • И стихотворение «Город пал на рассвете, не зная об этом итоге».
    • «Резервная копия». В будущем технологии клонирования достигли такого уровня, что смертельно больным людям предлагают снять копию личности и пересадить в клона. Главный герой, узнав, что из-за опухоли мозга жить ему осталось три недели, решает утрясти свои жизненные проблемы (тем более, что по закону клон не отвечает за преступления оригинала). Например, убить старого друга, который подсидел его на работе и занял место директора, и жену, которая отсудила большие алименты. Всё проходит успешно, главный герои устранил конкурента на место директора, убил бывшую жену и её любовника, после чего решил не затягивать кончину и принял смертельную дозу наркотика. Вот только он и есть тот самый клон, которому из-за ошибки медсестры забыли это сообщить, а оригинал уже мёртв.
    • «Личная неприкосновенность»: загадочный «брат» Миранды, ради спасения которого она вступила в союз с Мартином, оказывается не только её мужем (что Мартин подозревал с самого начала), но и самим Мартином до того, как ему перезаписали память. Справедливо рассудив, что обратная перезапись, на которой настаивает Миранда, будет равносильна смерти его нынешней личности, Мартин убивает Миранду, с которой на протяжении всей книги они были верными партнёрами и спасали друг друга.
    • «Тилли». На протяжении всей повести Родгар стремится спасти девочку Тилли, деревню которой уничтожили лесные чудовища. В финале выясняется, что с человеческой точки зрения она и есть «чудовище», поселение которых уничтожили люди.
    • «Юбер аллес» Ю. Нестеренко и М. Харитонова: организатором заговора, который расследуют Власов и Эберлинг, оказывается не кто иной как сам Эберлинг. После того, как это выясняется, происходит ещё несколько неожиданных поворотов.
    • Кстати, Михаил Харитонов настолько любит этот приём, что в его произведениях переворотов в финале обычно бывает несколько.
  • Стихотворение Ивана Кошкина «Как чист сегодня южный ветер». От первой строки до предпоследней звучат богатырское молодечество и уверенность в скорой победе. В последней строке выясняется: лирический герой стихотворения — французский рыцарь перед битвой при Азенкуре.
  • Михаил Успенский «Райская машина» — протагонист в течение всего романа сумбурно-планомерно раскрывает глобальный заговор: сократить население Земли до золотого миллиарда (ну, и ещё оставить с миллиард молодых и крепких прислужников) — и сделать это путём полного отупления населения и баек про звёздное прошлое и звёздное будущее человечества; в последней главе американский «смотрящий» подтверждает: да, уничтожаем бесследно, да, наработки нацистов, не присоединится ли уважаемый протагонист к золотому миллиарду? Однако, эпилог неиллюзорно намекает, что «райская машина» работает как задумано (и как обещает пропаганда), а не как выглядит со стороны — и таки переправляет прямо в рай…
  • Филип Жозе Фармер «Шиворот-навыворот» — это не загробный мир, это воспитание душ до рождения. Демоны — это лишь остатки погибших цивилизаций, и в финале люди становятся такими же демонами для нового населения.

На других языках[править]

  • Агата Кристи:
    • «Убийство Роджера Экройда» — переворот даже в жанре детектива, ведь убийцей оказался сам рассказчик.
    • «Убийство в „Восточном экспрессе“» — ещё один переворот в жанре и нарушение канонов детектива: все, за единственным исключением, возможные подозреваемые виновны.
    • «Мышеловка»: преступник выдаёт себя за детектива, расследующего преступление.
    • Преступником оказался жертва — вариант, использованный неоднократно, субверсивно примененный еще Конан Дойлом и подхваченный, в отличие от примеров выше, другими авторами.
  • О.Генри был таким мастером этого тропа, что это стало фирменной фишкой его рассказов.
    • Отдельно стоит отметить рассказ «Яблоко сфинкса», который переворачивает даже ожидание конца-переворота.
    • Именно на примере творчества О.Генри ряд литературоведов, в частности, Б. Эйхенбаум, иллюстрирует ярко выраженные типологические жанровые особенности новеллы (отличаемой ими от рассказа), одной из которых как раз и является неожиданный финал.
  • Стерховский расказ «Замудрел чёрный король», там троп «Самый главный гад» тесно со всем этим связан, кстати.
  • «Властелин колец: Возвращение короля» — когда Фродо, уже добравшись до Роковой горы, объявил «Кольцо моё!», чуть не получился сабж. Впрочем, случайное падение Голлума в лаву вместе с вырванным из рук Фродо артефактом вполне дотягивает до того, чтобы быть предметом статьи.
    • Аналогичный переворот произошёл и в третьем фильме Мадоки, но уже даже без фитилька.
  • Все части «Гарри Поттера». В первых романах серии сюрприз заключался в неожиданном месте, где скрывался Волдеморт или его приспешник(и), или в самом факте, кто именно является его приспешниками, но по ходу углубления и посерьёзнения сюжета и сюрпризы стали разнообразнее.
    • Злая шутка гласит, что всего одна фраза в конце седьмой книги вызвала бы больше страдания, чем полномасштабная война: «И после этого Гарри проснулся в своей каморке под лестницей».
      • Более реалистичное развитие идеи
      • Нестеренко не слишком оригинален, есть неплохой фик The Serpent and the Mirror, где идея частично реализована. Правда там все не так безнадежно, хоть и печально. Да, хоть конец довольно неожиданный, но не в плане состояния Гарри.
    • Аналогичная шутка есть и про трилогию «Матрица»: просыпается Нео в своей комнате за компьютером и говорит: «Надо завязывать с красными таблетками».
      • На самом деле это вовсе не шутка. (Впрочем, автору правки неизвестно, действительно ли изначальный сценарий Вачовски был таким.) Если уж совсем в оригинале люди — источник не энергии, а МЫСЛЕЙ, и их разум применялся ИИ для мышления своего!
  • «Голодные игры: И вспыхнет пламя» — для всей серии же это скорее «вот это поворот!». Несколько намёков разной степени прозрачности были, но…
    • В экранизации первый из них — часы нового распорядителя Плутарха Хевенсби с сойкой-пересмешницей — опустили, сочтя слишком уж жирным для намёка. Ограничились туманным «Я доброволец, как и вы, мисс Эвердин».
  • «Уловка-22» заканчивается именно так.
  • «Бойцовский клуб». Без комментариев.
  • «Опрокинутый мир» Кристофера Приста.
  • «Фламандская доска» Артуро Переса-Реверте.
  • «Лондостан» Гаутама Малкани: главный герой, пытающийся добиться уважения среди своей компании малолетних британских индийцев-гопников, белый англичанин.
  • Развязка «Второго основания» Айзека Азимова. А для всего цикла «Основание» финал — вот это поворот!
  • Джеймс Фелан, «Охотники»: поезд метро, в котором главный герой Джесс едет с друзьями, терпит крушение. Выживают только ГГ и его друзья. Когда они выбираются на поверхность, то обнаруживают лежащий в руинах Нью-Йорк и шастающих по городу зомби. Ребята решают укрыться в одном из небоскрёбов Рокфеллер-центра, и дальнейший сюжет посвящён их жизни там. В конце выясняется, что Джесс всё это время жил в небоскрёбе один. Остальные герои погибли ещё в самом начале, во время крушения, но Джесс убедил себя в том, что друзья живы.
  • Практически все книги Р. Л. Стайна из цикла «Ужастики».
    • «Богатая девочка» из цикла «Улица страха»: Эмма вместе со своей богатой подружкой Синди находит в мусорном контейнере мешок со стодолларовыми купюрами. Чтобы Синди не разболтала о находке, Эмма вместе со своим парнем Джейсоном (который «официально» встречается с Синди) устраивает настоящий триллер — подстраивает автомобильную аварию, заставляя Синди поверить, что Джейсон хочет её убить из-за денег; в драке «вырубает» Джейсона лопатой и на глазах у Синди «топит» в озере; устраивает для Синди ночной кошмар с воскресшим утопленником… Вроде цель достигнута, Синди в психушке, Эмма заграбастала себе весь мешок с деньгами… только вот банкноты оказались шутливой сувенирной продукцией (на банкнотах написано UNTIED вместо UNITED и изображён косоглазый Франклин в бейсболке).
  • «Северное сияние» из трилогии «Тёмные начала». Злодеи побеждены, и Главная Героиня летит на встречу со своим отцом, который внезапно оказывается таким же неэтичным учёным, как и антагонисты книги, и приносит в жертву лучшего друга своей дочери (ради которого она и отправилась в путешествие) ради научного эксперимента. В фильме «Золотой компас», впрочем, сделали классический открытый финал, обрезав повествование на моменте, когда девочка летит к месту встречи.
  • Станислав Лем, «Как Эрг Самовозбудитель бледнотика одолел»: после эпического рассказа о подвигах героя внезапно оказывается, что все эти подвиги он попросту выдумал.
  • «Убик» Филипа Киндреда Дика. Казалось бы, ну что может изменить последняя, самая крохотная глава романа? Всё.
  • «Добывайки» Мэри Нортон — тот случай, когда всё меняет последняя фраза. История рассказана, даже есть дневник главной героини-добывайки Ариэтти, который нашла рассказчица, но «Мой брат писал точно так же эту букву».
  • «Хэппи энд» Каттнера. Конец вроде хороший… пока писатель не рассказывает начало.
    • Его же рассказ «Маскарад» тоже вполне подходит под данный троп.
  • «Меч добра» Элиезера Юдковски. Начинается всё как стандартная история про попаданца-избранного, которому судьбой предначертано одолеть Тёмного властелина, строящего Машину Судного Дня, только осложнённая более умными персонажами, чем в таких историях принято, а в конце оказывается, что «хорошая» империя — оплот расового угнетения и геноцида, сословного неравенства и навозно-средневековых порядков, а угрожавший ей Тёмный властелин — няша и борец за свободу народа орков, в отличие от всех прочих жителей своего мира руководствующийся гуманной, а не средневековой моралью, и строящий вовсе не Машину Судного Дня, а Золотой Шар, чтобы принести счастье всем и даром.
  • Владимир Короткевич, небольшое стихотворение «Девушка под дождём». Очень жизнеутверждающая картинка… которую выворачивает наизнанку последняя строчка.
  • Рэндалл Гарретт, новелла «Расхитители золотой империи». История экспедиции командора Франка в чужой мир за золотом, жизненно необходимым его цивилизации, и войны с обитателями этого мира. Последнее слово в тексте, даже не фраза, разносит к чёрту всю картину, сложившуюся в разуме читателя.
  • Роберт Хайнлайн «Колумб был остолопом» — бармен в течение всего рассказа философствует об умеренности, консервативности, традициях — и вообще, этот ваш Новый Свет и открывать-то не стоило. Вот только бар тот находился в лунном космопорте.
  • Иван Нечуй-Левицкий, «Кайдашева семья», одно из изданий — плохой пример, вызванный шрамом от цензуры. Буквально в последнем предложении, заглавная семья, конфликт в которой давно уже пересек точку невозврата, вдруг мирится (с натянутым обоснуем, что, дескать, груша засохла и делить им стало нечего — вроде как они раньше не находили повода перегрызться на ровном месте). В действительности, автора просто заставили изменить финал (в оригинале просто упоминается, что отжигали Кайдаши еще долго), а он решил демонстративно не париться. В наше время можно встретить оба издания (автору правки попалось правильное, так что она о наличии тропа узнала только в школе).
  • Рассказ "Мы едины" по Warhammer 40000. Опаснейший хаосит-диверсант Фокрон был придуман Альфа-Легионом для собственных целей. Более того, упорного лорда-инквизитора, который сделал себе имя многолетней охотой на Фокрона, этот самый Фокроном (вернее, один из тех кто играл эту роль) и заменит! Ибо личность Фокрона теперь скомпроментирована, а вот его уважаемый победитель - пока нет.

Кино[править]

  • «Звёздные войны», эпизод 5. Кто смотрел — сами знаете. Кто не смотрел (хотя вряд ли такие найдутся, кроме совсем юных падаванов) — обещаю, будете шокированы. Если только не смотрите эпизоды в порядке внутримировой хронологии, что портит всю интригу.
    • Там же — эпизод 3, тайна личности Дарта Сидиуса. По идее, должна быть шокирующей концовкой всей хронологически первой трилогии. К тому же, в оригинальных фильмах сами-знаете-кто назван только по титулу, но не по имени. Юные падаваны, уже готовые к развязке 5 эпизода, удивляются от тайны Сидиуса. Тем не менее, сами-знаете-кто приобрёл имя ещё в книгах (в том числе и новеллизациях 4-6 эпизодов) и играх расширенной вселенной ЗВ, поэтому для истинных фанатов тоже никакого шока не было.
    • В Расширенной вселенной (ныне легенды далекой-далекой галактики) — роман Тимоти Зана «Негодяи». Как Хан Соло с «коллегами» по не очень законному бизнесу решил хотя бы частично восстановить справедливость. Не бесплатно, конечно. И что из этого вышло. Просто читайте, не пожалеете.
  • Классический фильм Альфреда Хичкока «Психо». Злодейская мама Нормана Бейтса — на самом деле часть раздвоенной личности Нормана Бейтса.
  • «Вспомнить всё» — дважды: сначала герой был убеждён, что до стирания памяти работал с сопротивлением и действовал против главного злодея. А после того, как он вроде бы победил…
  • «Лига справедливости: Парадокс источника конфликта»: в том, что мир перевернулся с ног на голову, оказался виноват Флэш, а вовсе не Профессор Зум. Впрочем, если вы читали оригинальный комикс, то для вас эта новость не будет сюрпризом.
  • «Первобытный страх»: всё хорошо, и молодой парень, которого герой Ричарда Гира пытался весь фильм спасти от неминуемого электрического стула, спасён. Вот только подсудимый на самом деле полное чудовище, обманувший не только суд, но и своего адвоката, действительно виновный в своём преступлении и полностью заслуживающий смертной казни.
  • «Подозрительные лица»: загадочным великолепным мерзавцем Кайзером Созе является Болтун, которого все считали за мелкую сошку.
  • «Потрошители» — сразу после хэппи-энда.
  • «Сказка странствий»: Орландо, чёрт тебя возьми, есть на свете хоть что-то, что ты не можешь???
  • «Олимпиус инферно» — концовка, в которой нам показывают «режиссёра» и «сценариста», обсуждающих сюжет — и из их разговора выходит, что выживание главной героини было добавлено только ради хэппи-энда.
  • «Жизнь Пи»: возможно, что вся история с животными — плод воображения Пи, что неудивительно из-за восьмимесячного (!) дрейфа в шлюпке. Зебра — матрос с корабля, орангутан — мать Пи, гиена — кок-подонок, а Тигр — сам Пи. Впрочем, автора книги куда больше устраивает именно история, рассказанная самим Пи.
  • «Спящий лагерь» (1983): учитывая, что жертвы маньяка почти все обижали тихоню Анджелу, ясное дело, что убийца — это сама Анджела. Вот только не девочка это вовсе, а очень даже мальчик! Точнее, это родной брат настоящей Анджелы, погибшей в детстве, которого ненормальная опекунша воспитывала как девочку.
  • «Кино про Алексеева». Старика, живущего в деревне и продающего на трассе соленья, находит пожилая московская журналистка и приглашает на своё радиошоу. Оказывается, что этот старик — знаменитый бард Алексеев. Флэшбэками нам показывают жизнь Алексеева: знакомство с Тарковским, работа в НИИ над новым революционным автоматом, бардовские фестивали, женитьбу, романтические отношения с девушками и непростые отношения с КГБ. Одновременно с этим в студии Алексееву показывают видео, где прохожие на Арбате поют его песни, несколько газетных вырезок, где известные писатели и поэты положительно оценивают творчество Алексеева, в эфир дозваниваются поклонники барда и случайно заходит Макаревич, фотографируется и говорит: «Кому скажешь, что самому Алексееву руку жал — не поверят!» В конце эфира журналистка дарит Алексееву виниловую пластинку с его песнями, которую всё-таки издали в СССР, и счастливый старик уезжает домой.
    • Так в чем же переворот это истории? Никакой популярности у Алексеева нет. Газетные вырезки — фотошоп, прохожие за 1000 рублей поют по бумажке, пластинка заказана в одном экземпляре в мастерской «под старину», а Макаревича попросили изобразить сценку перед стариком. А сам Алексеев — ничтожество и моральный дезертир, всю жизнь плывущий по течению, не сумевший убедить Тарковского, женившийся не по любви, а потому что друзья сосватали, сдавшийся под давлением комиссии там, где надо было бороться за будущее автомата, над которым долгие годы работал весь его отдел, и вдобавок послушно стучавший в КГБ на своих товарищей. И всё это шоу всего лишь запоздалый подарок девушки, которая когда-то в молодости отказала Алексееву и пообещала «как-нибудь потом».
  • «Обитель проклятых»: главный герой, психиатр Эдвард Ньюгейт — на самом деле пациент настоящего доктора Ньюгейта. Он влюбился в больную истерией Элизу Грэйвс, которую вместе с ним демонстрировали на лекции в Оксфорде, и, присвоив личность врача, сбежал, чтобы её разыскать.
  • На этом неплохо сыграл триллер «Дикость» и пытались играть два его одноимённых сиквела-ремейка (хотя они использовали уже скорее «вот это поворот»).
    • И в первом фильме зрителю ещё до финальных титров показывают как противники оказываются сообщниками, затем предают друг друга, жертвы оказываются авторами хитрых планов, работающих на таких условностях…
  • «Живое»: капсула с марсианином улетела от земли, а астронавтка приводнилась успешно, как кажется на первый взгляд. Но монтаж кадров двух одинаковых спасательных капсул изнутри и снаружи — это игра в напёрстки. На самом деле всё наоборот.
  • «Ужасно большое приключение». Чёрт побери, кто же знал… Бедный О'Хара.
  • «Пришелец». Главный герой, весь фильм пытавшийся доказать что он не является инопланетянином-диверсантом, в конце именно им и оказывается.
  • «Человек-муравей и Оса» — казалось бы, финал счастливее некуда: и Скотт благополучно выходит на свободу и воссоединяется с семьёй, и Джанет удаётся вытащить из долгого заточения в квантовом измерении, и Сонни Бёрча с его подельниками отправили за решётку, и даже Призраку удалось спасти жизнь. Но потом приходит сцена после титров…
  • «Классик» — в принципе, жирненький намёк на переворот происходит ещё в начале последней трети фильма, что ближе к соседнему тропу но, если недогадливый зритель его пропустит, то конец его действительно удивит.
  • Короткометражка «Playin' Hard to Get». В полупустом баре усталые и отчаянно скучающие музыканты вяло лабают какой-то «типа джаз». Неожиданно в бар заходит красивая девушка, и музыканты, заметив ее, оживляются и начинают показывать чудеса виртуозности в попытке перещеголять друг друга и обратить на себя внимание прекрасной незнакомки. Однако красавица не реагирует ни на музыкантов, ни на попытки подката со стороны других посетителей бара — она абсолютно глухая. Правда, непонятно, почему она даже не почувствовала вибрацию от барабанного соло.

Телесериалы[править]

  • «Коломбо». В эпизоде «Коломбо сеет панику» убийство происходит только в самом конце. До этого Коломбо расследовал тщательно срежиссированный спектакль, устроенный с целью привлечения внимания и как следствие — роста продаж модного журнала.
    • Там же — развязка серии «Забытая леди». Нет, это надо видеть.
  • «Демоны». Ближе к концу главгерой узнаёт, что его наставник фактически позволил его отцу умереть. На самом деле тот собирался отдать своего сына на воспитание монстрам.
  • Агент национальной безопасности, эпизод «Шантаж». Всю серию Лёха Николаев вынужден искать компромат губернатора Хомякова. Когда вскрывается мерзкая сущность оного политика, Лёха хочет даже бросить всё и подать в отставку — но в последний момент его отговаривает начальство. Кажется, что гадкий губернатор незаслуженно избежал кары — отчего Николаев пьёт горькую. Но тут появляется его начальник Олег Филиппыч и предлагает Николаеву переключить телевизор с футбола на новости. К удивлению Лёхи, утечка компромата на Хомякова всё же произошла — а Олег Филиппыч если и не приложил к этому руку, то был однозначно в курсе об устроителях этой «досадной неудачи».
  • «Парни из стали». Протагонист Борис Рогов (суровый криминальный авторитет, отжавший комбинат в девяностые), сделал всё чтобы привести генерала Дранникова к власти, подавлял митинги, организовывал компанию, встречался с народом, а вот именно этот генерал и разрушил всю его жизнь, отняв комбинат и выкинув на улицу. Это еще злая самопародия Булдакова. Добродушный генерал, которого он играет всегда оказывается злодеем.
    • Впрочем тут всё не так однозначно, генерал хотел истребить бандитскую власть в городе, вроде как хотел людям лучше сделает, что не отменяет того что он военный социопат. А протагониста, который лично перебил или просто погубил всю свою команду по боксу(которым он был как отец), причем часто по идиотским поводом вряд ли можно считать добряком. Все оттенки чёрного как они есть.

Аниме и манга[править]

  • «Кровь-C» («Blood-C»): в финале выясняется, что все произошедшие события были тщательно спланированным спектаклем-экспериментом, целью которого было изучение поведения главной героини, оказавшейся высшим звеном «древних». И поскольку девушка узнала правду, организатор эксперимента отдаёт приказ по-настоящему уничтожить городок-полигон вместе со всеми его «жителями»-актёрами…
  • Манга «Признание» (1999 г.): Исикура совершенно напрасно считал себя убийцей Саюри и мучился угрызениями совести. Потому что, хотя он и пытался задушить девушку, но она всё-таки выжила. А вот по-настоящему добил бедняжку как раз персонаж, казавшийся хорошим на протяжении большей части манги — Асаи. И убил он только потому, что беременная Саюри была обузой для него, а на горизонте как нельзя кстати замаячил более выгодный брак.
  • Mobile Suit Gundam: Iron-Blooded Orphans — великолепный мерзавец Рустал Элион не только пришёл к успеху и избежал наказания за свои злодеяния, но и не просто не стал делать итак помойный мир ещё более ужасным, а ещё и на пару с одной из главных героинь сделал его намного лучше. Правда, было это альтруизмом или прагматизмом (всё-таки более приятно править ухоженным миром и избавившись от способных ударить в спину загнивающих аристократов, а главные герои в большинстве своём счастливы в новом мире и опасности не представляют) — неясно.
  • «Seikimatsu Occult Gakuin», притом трижды: во-первых — кто был главным гадом. Во-вторых — что является ключом Нострадамуса. В-третьих — кто является лидером сопротивления.
  • Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — с фитильком: переворот не столько в событиях, сколько в мотивах некоторых персонажей. Харлок — мортидо, и изначально планировал умереть в этой переделке: если не погибнуть по ходу дела, то заставить Тадаши себя убить. Дело вот как: Дайбу в действительности убил Харлок, а не демоны — что как-бы ничего уже не меняет (особенно учитывая, что это было решение самого Дайбы), но в самом начале Харлок сам-же подбил Тадаши поклясться отомстить убийце своего отца — и в финале потребовал от парня убить его, угрожая в случае отказа убить самого Тадаши (тоже прикрываясь клятвой, которая тоже подразумевала совсем не это). Финал открытый, но ситуация не выглядит так, как будто персонажи смогут договориться миром — разве что кто-то успеет вмешаться. То-ли ужас, то-ли восторг у холодильника (лично у автора правки — ужас): способность Харлока чуть ли не игнорить демонов связана именно с этим — ему попросту побоку, жить или умереть, а больше ему и угрожать-то нечем: Маю то-ли мертва, то-ли на Земле, но один фиг уже в загробном мире, а товарищи сами смогут за себя постоять.
    • Харлок просто устроил Дайбе последние проверку. Убьёшь меня - значит я плохой учитель, пора мне к Точиро. Рискнёшь жизнью и бросишь оружие - значит ты больше не "мстительное чудовище", как обозвали Дайбу в старом сериале и мужик из тебя таки вышел. Ибо оба Дайбы своей жаждой мести немало портили пиратам кровь - и тогдашний, и этот.
  • Redline — с фитильком: линия Робомира никуда не ведет — она просто обрывается на окончании гонки, и мы никогда не узнаем итог ни битвы между двумя Чу-Чу, ни революции в целом. Но это не главное, а главное — самый финал, где вроде как происходит именно то, что должно произойти по логике повествования, но... Это надо просто видеть и слышать.
  • Perfect Blue«фантомным двойником» Мимарин оказался живой человек. А точнее — Руми, подруга и менеджер главгероини, которая тоже страдала раздвоением личности и искренне считала себя «настоящей Мимой», а саму Мимарин — «самозванкой».

Комиксы[править]

  • «Дилан Дог»: почти все выпуски, написанные Клаудио Кьяверотти и Луиджи Миньяко. Однако педаль в пол вдавливает некто Медда в выпуске «Третья сторона медали»: друг за другом следуют три неожиданные развязки.

Видеоигры[править]

  • Оригинальный Fallout заканчивается именно так. Обоснуй дают уже во второй части.
  • Game of Thrones RPG: в смерти семьи Морса Вестфорда виноват не только ГлавГад и полное чудовище Валарр Хилл, но и другой протагонист — старый друг Морса, Алистер Сарвик.
  • Metal Gear Solid 3: Snake Eater — один из эталонов такой концовки. В шоке оказываются не только игроки, но и главный герой.
    • А вообще, за это (но не только) как раз и любят всю серию и её создателя Хидео Кодзима.
  • Ace Combat: Assault Horizon: главный злодей Марков в итоге оказывается персонажем трагичным, стремящимся уничтожить США лишь только потому, что его жена погибла во время НАТОвского геноцида Югославии, к которому был причастен главный герой. И ничего, кроме ощущения того, что героем оказался он, а подонком — ты, эта концовка не приносит…
    • Ace Combat: Joint Assault: Милош Сулеймани переходит на сторону зла лишь только потому, что его родители продали его военным (sic!)[3], и им овладело желание реванша. Там же — международная террористическая организация «Валахия» и частная армия «Martinez Air Security», в которую входит Антарес 1 (главный герой), оказываются наняты бизнесменом Андре Оливьери ради того, чтобы расширить пользователей его услуги страхования жизни.
      • Вообще, почти в каждой игре серии антагонистом оказывается не гад, а персонаж трагичный. Но троп в ярком виде встречается только в двух вышеуказанных.
  • Iron Storm («Коммандос: В тылу врага»): в одной из концовок выясняется, что Главный Гад, барон Угенберг, намерен остановить идущую 50 лет Первую мировую войну. Однако слишком многие влиятельные люди с обоих сторон конфликта этого не хотят. Ну а протагонист — пешка в чужой игре, которую не жалко и пожертвовать вместе с Угенбергом, дабы продолжать вечную войну ради выгоды.
  • C&C: Tiberian Sun — Firestorm: в концовке за Нод (которая в принципе не противоречит концовки ГОИ) выясняется, что взбунтовавшийся ИИ Кабал делал это не без участия, если не по прямому приказу Кейна — лидера Братства Нод.
  • Oblivion: Shivering Isles. Главгад, лидер серого марша, даэдрический принц Джиггалаг — не кто иной, как другая личность главного квестодателя, Шеогората, сам себе злейший враг, что, впрочем, для принца Безумия вполне естественно.
  • Mass Effect 3: Жнецы не столько истребляют все развитые цивилизации, сколько пытаются избежать борьбы на уничтожение синтетических и органических видов жизни.
  • «Космические рейнджеры»: Махпелла, уничтожающая органическую жизнь в Галактике, делала это из лучших побуждений, считая, что борется с эпидемией: разумными существами она считала космические корабли, а их экипажи — гнездящимися на них паразитами. Ей можно объяснить её ошибку и закончить дело миром. А ещё с её помощью можно найти и уничтожить Рачехана, который и привёл Махпеллу в наш рукав.
  • Assasin’s Creed: Brotherhood: Дезмонд прожил воспоминания Эцио, узнал, где спрятано Яблоко, взял его в руки — и тут оно берёт его под контроль и заставляет зарезать Люси, которая, оказывается, работала на тамплиеров.
  • Японский инди-хоррор «The Witch’s House»: в истинной концовке из монолога Виолы выясняется, что на самом деле всё это время мы играли ведьмой в теле главной героини, а настоящая Виола, напротив, заточена в изуродованном теле самой колдуньи. Оказывается также, что в прошлом девочки были подругами, и однажды Виола, сжалившись над медленно умирающей Эллен (ведьмой), поддалась на её уговоры «всего на денёк» поменяться телами… Другими словами, вторая, «хорошая» концовка, которую, как правило, получают при первом прохождении многие игроки, на самом деле просто укороченная версия настоящего финала, из которого становится ясно, что, застрелив угрожавшую «Виоле» «ведьму», охотник, фактически, убил свою родную дочь…
  • Другая RPG-игра, «Mad Father» — опять-таки реплики главной героини в истинном финале, из которых мы узнаём, что Айя, повзрослев, стала хорошим доктором и бесплатно помогает пациентам… вот только она также унаследовала и кровожадные маньячные наклонности своего отца. Впрочем, внимательный игрок может найти в процессе игры парочку намёков на некоторую ненормальность девочки, а если проходить игру во второй раз, то на пути будут попадаться дневники отца Айи, из которых следует, что идея превратить родную дочь в куклу, чтобы она «не запачкалась», была не такой-то уж и бесчеловечной…
  • «Mogeko Castle»: и без того относительно «счастливый» истинный конец оборачивается кошмаром, когда в сцене после титров выясняется, что таинственный слушатель, которому в самом начале игры рассказывают историю на ночь — это главная героиня, которая каким-то образом, но всё-таки попала в плен к могеко, помутилась рассудком и стала, фактически, сексуальной игрушкой для главаря этих существ.
  • «Demonophobia» — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…
  • Jade Empire: не совсем конец, но последняя четверть игры здорово переворачивает всё с ног на голову… Учитель героя, похищенный императором, оказывается не меньшим злодеем, чем сам император, что продлевает игру ещё на несколько часов.
  • «Мор (Утопия)»: на День 12 выясняется, что всё происходящее в игре было лишь фантазией двух детей на детской площадке, город был вылеплен ими в песочнице, а все персонажи на самом деле являются их тряпичными куклами. Ой ли? Если пройти за всех трёх персонажей, то становится понятно, что эти дети играют в Многограннике (Хан говорил, что Многогранник материализует фантазии детей), а значит мир закольцован. Вполне в духе Дыбовского.
  • «The Fall»: встречающиеся там и сям намёки на то, что пилот, которого героиня пытается спасти всю игру, на самом деле давно мёртв, ловко маскируют от игрока настоящий переворот: никакого пилота нет вообще и не было с самого начала.
  • Legend of Heroes: Trails in the Sky FC: в самом конце, уже после того, как мы вроде-как завершили основной сюжет и предотвратили попытку переворота в Либерле, выясняется, что один из главных героев, Джошуа Брайт, всё это время был манчжурским агентом на службе у Уробороса, тайной организации, которая и стоит за событиями игры, а считаемый всеми главгадом полковник Ричард был не более чем марионеткой. А истинным главгадом и одним из лидеров Уробороса является не кто иной, как несколько раз встречающийся нам на протяжении игры безобидный археолог профессор Альба (настоящее имя — Георг Вайссманн).
    • Trails of Cold Steel: таинственным Си, лидером Фронта Освобождения Империи, оказался один из лучших друзей Рина, Кроу Армбруст. Он работает с известной оперной дивой Витой Клотилде, которая является ведьмой и служит Уроборосу, и Союзом Дворян, который оккупирует Хеймдалль, столицу Эребонианской империи.
    • Trails of Cold Steel 2: Руфус, второй человек в Союзе Дворян — лидер Железнокровных, агентов канцлера Осборна. Сам Осборн, которого все считали мёртвым, на деле жив и управлял всем из тени. Он переиграл Виту и теперь собирается получить эребонианские Септ-Террионы вместо Уробороса. Ещё выясняется, что Осборн — настоящий отец Рина. Субверсия, так как дальше идёт эпилог, уже без великих откровений.
    • Trails of Cold Steel 3: Эш оказывается выжившим после Трагедии Гамеля, стреляет в императора пистолетом из республики Калвард, из-за чего Осборн объявляет его калвардским шпионом, что даёт casus belli на начало войны с республикой. Отец Алисы жив и является главой Чёрной Мастерской, Альберихом. Руфус на самом деле не сын герцога Альбареи. Воздушный корабль главных героев, Отважный, взрывается с Оливертом, Виктором и Товалом (впрочем, тел нам не показали, так что не исключено их выживание). Миллиум совершает героическое самопожертвование, чтобы спасти Рина и Альтину от Безымянного Святого Зверя и дать Рину меч, способный убить его. Рин, видя это, переходит в состояние истинного демона, а также становится неадекватным берсерком, при этом его Божественный Рыцарь, Валимар, тоже становится демоническим. В этой форме он уничтожает Святого Зверя, что приводит к погружению всего континента во тьму. А Осборн оказывается пробудителем Божественного Рыцаря Ишмельги.
  • God of War 4 — в самом конце, уже после победы над финальным боссом выясняется, что Атрей, сын Кратоса, войдёт в легенды под именем Локи.
  • Chaser: глава марсианской корпорации жив-здоров, вся многоходовая операция со взрывом его поезда была с самого начала засвечена, а протагонист — вовсе не потерявший память из-за ранения спецагент Корпорации Чейзер, который тайно работал на марсианское Сопротивление. На самом деле это Стоун - лучший спецагент корпорации, который ещё до начала игры убил Чейзера и принял его облик для проникновения в штаб-квартиру Сопротивления, но потерял память из-за прерванного процесса наложения памяти. В русском переводе подсвечено «расширенным» названием «Чейзер: вспомнить всё», отсылающего к известному фильму на схожую тематику. Причём в самом конце оказывается, что протагонист всё-таки решил "остаться Чейзером" и выстрелил в голову пленному руководителю Сопротивления, чтобы врачи Корпорации не смогли извлечь никакой информации об оставшихся в подполье рядовых членах Сопротивления
  • Dragon Age Inquisition — DLC Чужак: если вам мало осознания того, что именно Солас обеспечил Корифея своей Сферой, пусть и не своими руками, то как вам мысль, что Солас на самом деле Фен'Харел, который желает убрать Завесу, и что представления долийцев о своих богах ой как далеки от правды?
  • Braid — начинаем мы с уровня 2, движемся вперед и лишь в финале попадаем на уровень 1. Антагонист слезает с лестницы с возлюбленной героя, он преодолевает препятствия навстречу ней, приближается к девушке…и время останавливается. Иного выхода нет — мы должны отмотать время и увидеть истинный ход событий — на самом деле герой был злодеем, девушка бежала не к герою, а от него, и антагонист на самом деле спасал ее от героя.
  • Spellforce: Order of Dawn — финал основной кампании. Таинственный маг в капюшоне, создавший армию магических конструктов и убивший Роэна Тахира, последнего мага Круга и одного из главных благодетелей для всего Эо — это и есть Роэн Тахир, только молодой, и он намерен отправиться в прошлое и переписать историю. Хотя планы молодого Роэна по строительству магической машины времени увенчались успехом, переписать историю он всё равно не смог.

Музыка[править]

  • Лариса Бочарова, «Колыбельная»: поначалу колыбельная как колыбельная, и только последняя строфа песни раскрывает её истинный смысл — колыбельная-то провожает в последний сон…
  • То же самое в старинной итальянской песне «Visione veneziana» — «Венецианское видение»: герой ведёт свою гондолу в мягком утреннем свете, в лодке, осыпанная цветами, спит его прекрасная возлюбленная. Только самое последнее слово песни раскрывает суть — «la mia diletta, morta». Девушка-то мертва…
  • Иллет, «В поле травы». Два брата отправляются в поле за славой (очевидно, военной), и по первости кажется, что у них все получилось, но к концу выясняется, что вылазка обернулась для них тяжелыми ранениями, и теперь остается надеяться только, что кони помнят обратную дорогу и сами донесут.
  • Ти-Боун Бёрнетт «After All These Years» — только в последней строчке становится ясно, что героиня — посмертный персонаж.
  • «Ария» — «Там высоко»: «Не ведьма, не колдунья явилась в дом ко мне, а летним днём испить воды зашла случайно смерть».
  • Вокалоиды, песня «The Tailor Shop at Enbizaka»: судя по последнему куплету, мало того, что возлюбленный швеи-убийцы даже не встречался с ней ранее, так ещё и убитые из ревности «соперницы» на поверку оказались женой и дочерьми этого мужчины…
  • Песня «Богиня» группы «Ядерный сила!!!» (орфография и пунктуация названия сохранена). Песня про искреннюю любовь к женщине… резиновой женщине.
  • Песня Владимира Капгера - «Тевтобургский лес», начинающаяся с прославления вечного Рима и его несокрушимой армии, оканчивается указанием того, где именно эта армия марширует в данный момент, что для людей, знающих историю, полностью меняет смысл услышанного. По край ней мере если они ранее не знали её название, являющееся, в данном случае, спойлером.
  • Клип на песню Stripsearch группы Faith No More. Вокалист Майк Паттон оказался опасным преступником — он не просто покинул квартиру, а бросил логово с оружием и похищенным человеком.
  • Клип Haifisch незабвенной Rammstein. Похороны вокалиста, на которых музыканты устроили драку (подозревая друг друга в его смерти), оказались фальшивыми — гроб был пустым, а Тиль Линдеманн отдыхает на Кубе.
  • Добрые и развесёлые песенки Короля нашего и Шута. «Ели мясо мужики, пивом запивали…»
  • Л. Сергеев, «Первая любовь». Гусар встречает и обхаживает прелестное создание с шейкой как у лебедя, стройной талией и ножками на заглядение... а еще с хвостом и копытами, которые она не замедлила пустить в ход в ответ на неделикатное обращение.
  • Дюна «Розовые ушки» — песня о домашней крысе.
  • Клип на песню "Please Don't" K. Will: подруга героя выходит замуж, что его сильно расстраивает, но он изо всех сил старается этого не показывать. И лишь на последних секундах нам дают понять, что влюблён он вовсе не в невесту...

Реальная жизнь[править]

  • Нередкое явление в спорте, особенно в командных играх и гоночных соревнованиях.

Примечания[править]

  1. Действие романа происходит в 1998 году: привязкой является 370-летие Шантарска/Красноярска. В те годы такой расклад отнюдь не выглядел полным бредом.
  2. Для автора этой правки (читавшего книгу в юном возрасте и не знавшего ещё таких умных слов) конец был катастрофически предсказуем: «Охота на пиранью» настолько пропитана культом сильного в режиме «один раз оскоромишься — можешь сразу панихиду заказывать» и фоновой мизогинностью, что он с середины книги осознавал: рано или поздно Ольгу убьют.
  3. Действие Assault Horizon происходит в «реальном» мире, действие остальных игр — в вымышленном мире Ace Combat, напоминающим энциклопедию мира через призму клюквы в японском понимании