Флэшфорвард

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог…

»
— Знакомые всем строки

(link)

Наглядный пример

Флэшфорвард (flashforward, prolepsis) — «перемотка вперед», сцена из будущего, вставленная в повествование вопреки текущей хронологии, — до того, как она произойдет. Когда в начале серии любимый герой срывается в пропасть, а затем вам показывают надпись «три дня назад» и начинают рассказывать о том, что довело его до жизни такой, — знайте, это оно.

Приём «флэшфорвард» был широко (порой до абсурда) применён в небезызвестном «Остаться в живых».

Противоположное явление — флэшбэк.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Различные пророчества в сказках и мифах часто играют именно такую роль, особенно если подробные, цветистые и правдивые.

Театр[править]

  • Рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — в начале ярмарочный зазывала (Смерть) зовет людей посмотреть на отрубленную голову Мурьеты и руку Трехпалого. Видимо, чтобы у слушателей не возникало иллюзий на тему того, чем всё закончится.
  • Мюзиклы.
    • Эндрю Ллойд Уэббер:
      • «Эвита» — открывается сценой похорон заглавной героини, а дальше идет повествование о ее жизни.
      • «Sunset Boulevard» — главный герой начинает свой рассказ, когда его только что убила главная (анти)героиня.
    • «Галилео» (Чехия) — действие открывается допросом Галилея, а затем переходит к основному сюжету, начиная с его экспериментов с падением тел в Пизе.
    • «Папесса» (Die päpstin) — действие начинается с избрания Иоанна Англикуса папой римским, и только потом переходит к рождению девочки Иоанны, которая и станет этим самым папой (впоследствии сюжет проследует дальше этого момента и закончится её смертью).
  • Дж. Пристли, «Время и семья Конвей» — события первого и третьего действия происходят в один и тот же день, а второго — несколько лет спустя.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» (см. эпиграф). Сначала автор пишет об отъезде Онегина к занемогшем дяде, и лишь затем — о том, кто все эти люди. Хронологически первые две главы первой части относятся к её финалу, а само действие начинается со второй части.
  • Н. Чернышевский, «Что делать?»: книга начинается с самоубийства неизвестного и реакции на него неких мужчины и дамы. А дальше начинается рассказ, как они все подошли к этому моменту (значительно позже мы можем определить, кто из них кто). Подсвечено автором: «Да, первые страницы рассказа обнаруживают, что я очень плохо думаю о публике. Я употребил обыкновенную хитрость романистов: начал повесть эффектными сценами, вырванными из средины или конца ее, прикрыл их туманом».
  • Лев Кассиль, «Вратарь Республики» — книга начинается с первого матча Антона Кандидова за команду «Гидраэр», после чего повествование переносится во времена его детства.
  • Сергей Северцев, сказочная поэма «Три сокровища» — дэв на середине повествования приходит во сне к главному герою и показывает ему сцены из его будущего: как он обретёт богатство, как поедет к своей невесте и кто его суженая. А вот что суженая — совсем не та, к кому он поедет, предупреждать не станет…
  • Во многих книгах Романа Злотникова, начиная уже с «Обречённого на бой», пролог является главой из середины. В цикле «Арвендейл» и многих последующих романах каждая глава начинается сценой из середины-конца.

Зарубежная[править]

  • Жюль Верн, «Таинственный остров».
  • «Сумерки». Пролог к каждой книге — флэшфорвард к кульминации.
  • Эпиграфы к главам раскрывают кульминацию сюжета.
  • Фрэнк Герберт, «Мессия Дюны» — Полу Атрейдесу даёт подсказки нерождённый сын. Более выпукло в мини-сериале, чем в книге-первоисточнике.
  • А. Эшбах, «Всё сожгли» (надм. «Выжжено»). Повествование начинается с флэшфорварда — главный герой попал в автоаварию. Потом повествование откатывается на два года назад от момента ДТП и идёт последовательно.
  • Роджер Желязны, «Князь Света» — зигзаг. Добрая четверть повествования в начале книги является флэшфорвардом, повествующим о воскрешении Сэма после второй смерти. Далее следует описание его жизни до этого момента, а в самом конце подводится итог противостояния Сэма и Ямы с богами Небесного Града. Что тут считать флэшфорвардом, а что флэшбеком — вопрос спорный.
  • Д. Коллинз, «Лаки» — роман начинается с суда над Лаки.
  • Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин Колец»: пролог содержит описание хоббитских летописей, в том числе историю создания Алой Книги (то есть самого текста «Властелина Колец» с внутримировой точки зрения), которая была завершена, естественно, позже описанных в ней событий. Спойлеры тоже есть.
  • «Уловка 22» — просто "Уловка 22. Впрочем, там настолько нелинейное повествование, что отделять флешфорварды от флешбеков — весьма неблагодарное занятие.
  • «Сто лет одиночества» — «Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лёд.»
  • Чёрное пламя — де-факто сны Ри не пророчества, а знание истории мира, вложенное в неё при рождении. Просто программа не была рассчитана на то, что ребёнка не будут соответствующим образом воспитывать — и на то, что он окажется в мире до событий «исторического» курса.

Фанфики[править]

Кино[править]

  • «Гражданин Кейн» (1941) — начинается со смерти Кейна, а затем следует последовательный рассказ о его жизни, начиная с детства.
  • «Бекет» (1964) — фильм начинается сценой покаяния короля Генриха II в Кентерберийском соборе у могилы архиепископа Томаса Бекета. И дальше уже рассказывается, как до этого дошло.
  • «Беспечный ездок» (1969) — кадры горящих мотоциклов из концовки, на секунду перебивающие линейное повествование. Настолько беглый флэшфорвард, что вплоть до наступления концовки сложно понять что это было.
  • «Склеп ужаса» (1973) — протагонист четвёртой новеллы, Майтланд, начинает свой рассказ с того, как он проснулся в зарытом гробу, а потом возвращается немного назад и объясняет, как он туда попал.
  • «Барри Линдон» (1975) — в момент повествования, где Барри женился на богатой аристократке и зрителю показывают идиллические кадры, где он играет с маленьким сыном, закадровый голос говорит, что Барри суждено было завершить свою жизнь бездетным, бедным и одиноким. А дальше фильм показывает, как это все и произошло.
  • «Небесные создания» (1994) — начинается с кадров преступления, совершенного героинями, а дальше весь фильм — повествование о том, как они до этого дошли.
  • «Охота на папарацци» (1999) — фильм начинается с того, что перепуганная главгероиня Гейдж Салливан мчится на машине сквозь ночь, явно убегая от чего-то или кого-то. Она ненадолго останавливается, чтобы закопать у обочины окровавленную одежду, а потом заселяется в придорожный мотель. Там её находят и арестовывают агенты ФБР, и Гейдж рассказывает им свою историю, которая заканчивается примерно к середине фильма. А затем ФБРовцы объясняют главной героине, что всё было совсем не так, как ей казалось.
  • «Гонка» начинается с событий 1976 года, но дальше нас перебрасывают в 1970, откуда дальше всё идёт уже по хронологии.
  • «Прибытие» — множество флэшфорвардов, замаскированных под флэшбэки.
  • «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — время от времени мелькающие флэшфорварды с Робертом, где он арестован и осуждён за убийство Глории (совершённое по её же просьбе).
  • «Железный человек» — Тони Старк попадает в засаду и получает в грудь шрапнель собственного производства… Следующая сцена: «За 36 часов до этого».
  • «Лоуренс Аравийский» — фильм начинается со сцены гибели Лоуренса в 1935 году, после чего начинается эпическая повесть о его жизни.
  • «Стрелы Робин Гуда» — в начале фильма под Сборным дубом сидит сам Робин и несколько его товарищей, утомлённых сражением на болоте с Ноттингемским шерифом и его людьми. Само сражение произошло в конце.
  • «Бойцовский клуб» начинается с финальной сцены которую, впрочем, до конца не показывают, а уже потом идёт основное повествование.
  • «Не пойман — не вор» — фильм-ограбление, начинающийся сидящим в маленькой комнатке человеком, говорящим, что он только что провернул идеальное преступление.
  • «Криминальное чтиво» — начальная сцена с ограблением по хронологии приходится где-то на вторую половину фильма. Впрочем, у данного кино вообще нелинейное повествование.
  • «Дедпул». Первый — с прикрученным фитильком, второй — в полной мере.
  • «Соник в кино»: в начале фильма коротко показывается погоня Роботника за Соником — и уже после этого Соник рассказывает, с чего всё началось.
  • «Война» Балабанова. Хотя тут можно поспорить, ибо флэшфорварды (сцены допроса главгероя милицией) перемежаются с флэшбэками (от плена и освобождения через этап подготовки и к рейду за Мэгги).
  • «Джентльмены» Гая Ричи. Забавный зигзаг в начале. Самая первая сцена с убийством в баре сменяется затемнением и начинается основное действие фильма с прихода Реймонда домой. Так что эта сцена по ходу фильма воспринимается как флэшфорвард, ведь практически весь фильм это рассказ о том как это все происходило. Ан нет, сцена стоит на своем месте!
  • «На игре» — фильм начинается с того, что Вампир приходит на сходку криминальных авторитетов и пытается их «прогнуть». После этого первая треть фильма посвящена событиям, которые были до этого.
  • «Мэверик» — в первой сцене герою затягивают петлю на шее, и он добрую половину фильма вспоминает-рассказывает из-за чего все началось.
  • «Убойные каникулы» — Фильм начинается с того, что Чед убивает журналистку и её оператора, а в следующем кадре на экране всплывает надпись «3 дня назад».
  • «Восстание зловещих мертвецов» (2023) — кино начинается с того, что группа молодых людей, отдыхающих на лоне природы, подвергается нападению демонов. Но в кульминационный момент время отмазывается на три дня назад, и нам показывают совсем других персонажей, подвергнувшихся нападению совсем других демонов в совсем другом месте. А чем всё закончилось для любителей природы, мы так и не узнаем, во всяком случае — не в этом фильме.

Телесериалы[править]

  • «Бригада» начинается с флэшфорварда — сцены аварии, в которой чуть не погибают Белов и двое его друзей (зима 1997 года) и которая фактически становится «началом конца» бригады.
  • «Вавилон-Берлин» ― начало каждого сезона стартует с флэшфорвардов. Особенно отличился в этом первый сезон, в котором можно увидеть ФФ, отсылающие аж к концу второго.
  • «Во все тяжкие» — в начале серий 2-го сезона мелькают флэшфорварды. Например, плавающий в бассейне обгорелый мишка. И только в последней серии сезона поясняется, что это означает — авиакатастрофу. Аналогично с 5-ым сезоном — там чётко дают понять, что Уолт в бегах, но что-то задумал, а замысел раскрывается лишь в финальной серии. Ну и точечно приём тоже используется — в начале некоторых серий намекается, что произойдёт в её конце.
  • «Ганнибал» — 2-ой сезон начинается с драки Джека Кроуфорда и Ганнибала, плавно перерастающей в кровавую бойню. В течение следующего десятка серий показывается постепенное разоблачение Лектера, бывшего поначалу вне подозрений ФБР. В финальной серии сезона резня в доме Ганнибала показана во всех подробностях.
  • Сериал «Flashforward», локализованный как «Вспомни, что будет», — весь об этом.
  • «ОСА» — каждая серия начинается с кульминации-флэшфорварда.
  • «Шпионка» — многие из серий начинались именно с флэшфорвардов, в которых показывался самый сложный момент из текущего задания Сидни.
  • «Зачарованные» — серия, в которой появились Чистильщики, начинается с того, что эти самые Чистильщики забирают Уайатта и стирают память сёстрам. В итоге сёстрам пришлось вернуться во времени и узнать что Уайатт материализовал дракона из телевизора.
  • «Доктор Хаус», S2E8, «Ошибка». После стандартного вступления, где нам показывают «главного пациента», повествование резко переносится на 6 месяцев вперёд, где идёт разбирательство о её смерти.
  • «Стрела» — в седьмом сезоне в сюжете появляются флэшфорварды, повествующие о приключениях Уильяма, выросшего сына Оливера.
  • «Как избежать наказания за убийство» — на флэшфорвардах держится основная интрига первого сезона: повествование о тернистом пути к знаниям группы будущих юристов то и дело прерывается сценами, в которых ребята неумело пытаются избавится от трупа мужа своей преподши.
  • «Благие знамения» — в начале шестой серии показывают суд над Кроули. Затем события перематываются к тому моменту, когда все главные герои собираются на авиабазе.
  • «Михайло Ломоносов» — своеобразная субверсия: закадровый голос, рассказывая о том или ином герое, часто может выложить все, что произойдет с ним в дальнейшем за рамками фильма. А затем действие продолжается как ни в чем не бывало.
  • «Бюро магических дел» — первые серии обоих сезонов показывают некий фрагмент из событий сериала, а затем откатываются к событиям за несколько часов до них.
  • «Научи меня жить» — вступление каждой серии по отношению к основному действию.

Мультфильмы[править]

  • «Похождения императора»: в начале Кузко сидит под дождем в виде ламы, потом всю первую половину мультфильма рассказывается, что к этому привело.
  • «Мегамозг» — мультфильм начинается с того, как Мегамозг падает с огромной высоты на фоне заката и мелахолично сообщает, что день у него выдался редкостно хреновый. Следующие полтора часа мы в подробностях узнаём, что же довело его до такого положения.
  • «Похождения бравого солдата Швейка» (2009 г., реж. Ринат Газизов, Ялта-фильм). Эшелон прибывает на фронт, рота Лукаша занимает свою позицию, но в атаку не бросается, а вместо этого идёт играть в футбол с русскими солдатами, ибо дело происходит аккурат под Новый год. Затем действие перескакивает на несколько лет вперёд и сидящий в пивной постаревший Швейк со вздохом говорит зрителю: ну а потом, конечно, опять была война, и было на ней всякое…

Мультсериалы[править]

  • «Бэтмен» (1992) — одна из серий начинается с того, что Джим Гордон, переполненной жаждой мести, с полицией штурмует убежище Бэтмена. Чуть позже выясняется, как так вышло.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — серия «Беглянка» третьего сезона начинается с того, что Тоф в результате предательства Катары ловят в сеть и волокут в тюрьму солдаты народа Огня. Затем появляется надпись «За три дня до этого…» и по мере продвижения сюжета зритель узнаёт, что это была совместная афера девушек.
  • «Гравити Фолз» — самая первая серия начинается с того, как Диппер и Мэйбл во время летних каникул уезжают на машине для гольфа от гигантского чудовища, которое за ними гонится (на контрасте с какой-то семьёй, у которой обычный пикник), а дальше следует предыстория происходящего.
  • «Герои Гуджитсу» — в начале четвёртой части показывается масштабная битва, но с чего всё началось, показывается часть эпизода до битвы.

Манга и аниме[править]

  • Берсерк — в первой серии мрачный одноглазый здоровенный Гатс сеет добро в изгаженном мире своей боевой шпалой. Во всех остальных же показано, как до такой жизни он вообще докатился.
  • Волчий дождь — 1-ая серия начинается с эпизода, который по сюжету относится к самому финалу (точнее, почти к самому).
  • Yokuwakaru gendaimahou — вся 1-ая серия как своеобразный флэшфорвард к событиям 6-ой серии.
  • Senki Zesshou Symphogear — как втемяшить зрителю, что наше аниме ну очень мрачное и тяжёлое, вот прям дохренища? Конечно же, показать на первой же минуте 1-ой серии, как одна главная героиня рыдает на могиле другой!
  • Date A Live — спинн-офф «Date A Bullet», посвящённый закадровым приключениям Куруми, начинается аж с финальной битвы с «Белой Королевой».
  • Mobile Suit Gundam: Origin — события пролога 1-го фильма переносят нас в начало 6-го фильма.
  • Восхождение героя щита — в качестве сна, Наофуми ещё в Японии видит себя в неизвестном месте, со странной неснимаемой фигнёй на правой руке и в компании какой-то зверололи. «Почудилось», — подумал он. А нет — сон оказался вещим.
  • «Noir» (2001) — эпизод «Чёрная нить судьбы» (7 серия) начинается с того, что раненая Кирика лежит на кровати в гостиничном номере, а стоящая рядом Мирей целится в неё из пистолета с явным намерением застрелить, против чего Кирика совсем не возражает. А затем нам показывают, как они к этому пришли (Кирика словила вражью пулю во время выполнения задания в некой восточной стране и теперь слишком слаба, чтобы иметь возможность скрыться от разгневанных приспешников цели), и что было дальше (Разумеется, Мирей передумала убивать напарницу, и в конечном итоге обе девушки успешно покинули негостеприимную страну, знатно проредив ряды преследователей).

Музыка[править]

  • «Король и Шут», «Кузнец» — начинается с того, что в первом куплете означенного кузнеца убивают. Все остальные куплеты — история нескольких предыдущих недель, которая к этому привела.

Видеоигры[править]

  • Mafia — именно на этом явлении построен стиль повествования во всех трёх играх. В первой части история начинается с того, что Томми Анджело рассказывает в кафе свою историю детективу Норману, пытаясь защитить себя и семью от мести своего мафиозного клана. Вся игра подана, как флэшбек, иногда возвращаясь в исходное время, в нём же и завершается. Во второй части история являет собой рассказ Вито о своей жизни и карьере, а финальная миссия происходит в настоящем времени. А сюжет третьей части и вовсе подан в стиле «документального кино» за авторством Магуайра, отца Джеймса и Николь Бёрк.
  • Max Payne. История начинается с концовки игры на небоскрёбе.
  • Call of Duty: Modern Warfare 3. С прикрученным фитильком — действие происходит только лишь в рамках одной главы, миссии в Германии. Металл 0-1 попал в засаду, где коварные рюсские опрокинули на него здание. Сэндман орет в рацию, что это финиш, как вдруг… «Двадцатью минутами ранее» — и мы переносимся в начало этой же самой операции.
  • Spec Ops: The Line. Педаль в асфальт. Первая половина пролога — перестрелка вертолетов с попаданием в песчаную бурю и немного предсказуемым исходом — оказывается флэшфорвардом к окончанию третьей четверти сюжета. И все бы ничего, но психоз Уокера делает из ситуации сущий майндфак: когда игрок проходит сюжет до той же самой перестрелки с вертолетом, главного героя вдруг осеняет: «Постойте... Это же уже все с нами было... БЫЛО!», но напарники не понимают его. Впрочем, к тому времени Мартин Уокер, как уже было сказано, конкретно едет крышей, а острое чувство дежавю — один из синдромов парамнезии.
  • Традиция для вселенной Mogeko — небольшой флэшфорвард в самом начале каждой игры. Бонусные очки за то, что он обычно реализован просто как текст на чёрном фоне и сознательно выбран так, чтобы без контекста быть совершенно непонятным.
  • Final Fantasy X — игра начинается с того, что герои останавливаются на привал перед финальным марш-броском к главгаду, и Тидус рассказывает им о прошлом. Так что 90 % всей игры — это флешбек Тидуса. Кстати, совершенно непонятно, зачем он им рассказывает события, которые (кроме первого получаса) они все наблюдали своими глазами.
  • BioShock Infinite — голос Элизабет и Букера на темном фоне в самом начале игры: «(Элизабет): Букер… Ты боишься Бога? (Букер): Нет. Но тебя — боюсь». Сам этот диалог будет показан в игре полностью значительно позже, ближе к концу. А смысл фразы станет понятен только после концовки.
  • Pathologic 2 — сюжет начинается в финальном 12-м дне, при наихудшем развитии событий. Все порученные мертвы, на совет не позвали никого, город вымирает. После чего Марк Бессмертник предлагает начать всё сначала — и переносит в начало сюжета.
  • Operation Flashpoint: Resistance — после запуска кампании игрок видит вступительный ролик, повествующий о неудачной попытке переговоров повстанцев с Советской Армией, закончившейся кровавой перестрелкой. Затем, после ролика действие переносится на несколько месяцев ранее, до вторжения войск СССР.
  • Fire Emblem Fates — игра начинается с событий, которые произойдут только в 6 главе игры
  • Hitman: Contracts — начинается со сцены с раненым 47-ым, они же появляются между миссиями, сами миссии — флешбеки, финальная миссия в настоящем времени.
  • The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel — в первой и третьей частях игра в начале показывает события, которые произойдут через несколько месяцев после настоящего начала игры. В третьей есть небольшая неточность — со студентами нет их «няньки».
  • Uncharted 2: Among Thieves — игра начинается со сцены с Дрейком в падающем вагоне поезда, а потом переносится в начало и идёт снова до сцены с поездом в середине.
  • Rex Nebular and the Cosmic Gender Bender — игра начинается с того, что протагонист, копиркин Хана Соло доставил заказчику макгаффин. Заказчик спрашивает, не было ли каких проблем при выполнении задания. Весь сюжет игры — собственно, рассказ об этих проблемах.
  • «Клуб романтики», «Секрет небес» — второй сезон начинается с того, что Сатана во главе войска демонов выдвигает ангелам некий ультиматум и, получив отказ, начинает войну. После чего действие переносится к событиям за месяц до этого.
  • «Лига мечтателей», «Врата Самайна» — самая первая сцена.
  • Neptunia: Sisters vs Sisters — начальная сцена происходит где-то в середине игры.

Визуальные романы[править]

  • Higurashi no Naku Koro ni — присутствует в начале первой, четвёртой и шестой главы.