Справочник автора/История игрушки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Несомненно каждый из нас когда-либо играл с игрушками. Они могли быть абсолютно разными: солдатики и куклы, развивающие в человеке воображение и некоторые социальные навыки, примитивные резные фигурки, с детства закладывающие нам какие-то знания о мире, или конструкторы, во многом улучшающие моторику и пространственное мышление. Но их все объединяет, как минимум, два фактора. Игрушки имеют сходное происхождение и цель — развлекать и развивать ребёнка. Эта короткая статья будет посвящена, в основной массе, первому, и из неё вы сможете узнать, как грубая глиняная фигурка смогла превратиться в радиоуправляемый самолёт.

Классификация[править]

Прежде чем начать рассказ про древние игрушки, нужно ознакомиться с общей классификацией. Это поможет соотнести упомянутые в дальнейшем модели и проследить их дальнейшую эволюцию по ветвям. Существует несколько вариантов распределения игрушек по тем или иным критериям (материал, назначение, габаритность), но в данной статье будет рассматривать слегка сокращенная классификация, данная Е.А Флериной. На нижеследующие виды игрушек мы будем ссылаться в рамках статьи[1]. Виды детских игрушек:

  1. Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д.; они определяют сюжет игры).
  2. Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику, учат пользоваться ей).
  3. Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе — движение, сюрприз, неожиданность; назначение — развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).
  4. Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания)
  5. Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др.; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить)
  6. Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение — служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения)
  7. Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).
  8. Маскарадные, елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки — дар елке и делают ее красивой и нарядной). Примечание. Автор статьи точно видел, что в паре других классификаций указывалось более широкое определение «праздничных игрушек». Более того, согласно европейской классификации, елочные игрушки к детским не относятся.
  9. Строительные игрушки-материалы (кубики, кирпичики, конус, цилиндр, доски, перекладины, наборы «Конструктор»; с их помощью дети возводят интересные постройки, вокруг которых организуют игры).
  10. Игрушки самоделки (они делаются родителями, воспитателем, самими детьми; при изготовлении даже самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху).

Древние игрушки[править]

Несмотря на тяжкие условия жизни в палео-, мезо- и неолите, первые подтверждённые игрушки принадлежат этим эпохам[2]. И хотя до сих пор не выяснено, использовались ли некоторые куклы только в игровых целях, неоспоримо их религиозное применение, сохранившееся ограничено в современных племенных культурах. Часть ученых полагает, что древние религии включали в себя веру в то, что куклы следуют за умершим в загробный мир и там помогают ему. Другая же часть ученых, что куклы были символами перерождения. Поскольку органика сохраняется плохо, археологами обнаружено мало игрушек из древесины или ткани, но свидетельства их существования имеются. Известно, что у детей древности могли быть волчки, игровые тряпичные куклы, брусочки, фигурки и обереги, из которых позднее появились 1, 3, 4, 7, 9, 10 виды игрушек. Из религиозных же песнопений и инструментов для их сопровождения, скорее всего, развился 5 вид игрушек.

Такими древние люди представляли себе богинь плодородия

Не такие древние игрушки[править]

Первые относительно сложные игрушки появляются с формированием крупных поселений, способных организовать процесс ремесленного производства и торговли. Существует множество сохранившихся фигурок-воинов, самые древние из которых египетские ушебти в экспозиции каирского музея и датированные около 2000 лет д.н.э [3]. Их с уверенностью можно назвать прародителями солдатиков. Кроме того, греческие и римские мастера изготавливали сложные головоломки, и охочие до диковинок богатые с радостью покупали их своим детям, что дало развитие 2 виду игрушек. Но не следует думать, что простые игрушки не могли заинтересовать высший свет также, как и сельский народ. Согласно разным легендам, китайская настольная игра «Го» зародилась, как минимум, три тысячи лет назад[4], и распространилась среди разных слоёв населения. И хотя нельзя считать го детской игрой, примерный уровень развития настольных развлечений в эпоху, близкую к нашей эре, она демонстрирует.

Активно появлялись детские резные фигурки, которые, в отличие от своих предшественников, более походили на объект игры, а не ритуальный инвентарь. На них стали появляться узоры, сами формы стали куда более детализированными, да и количество находок, по сравнению с более ранними периодами, гораздо больше. Иногда фигурки были выполнены из нескольких частей, что позволяет судить об увеличении внимания к детскому досугу. Модельные игрушки, симулирующие реальные объекты жизни (лошадки, плуга, какие-то бытовые предметы), прочно вошли в арсенал детей, позволяя им больше узнавать о взрослом мире по мере роста, а сохранившиеся тряпичные куклы вполне могут быть отнесены к театральным игрушкам.

Отлично сохранились греческие и римские куклы. Их изготовляли не только гончары, зачастую многие модели были сделаны из костей, воска, янтаря, прочих материалов, включая драгоценные. Настоящим кладом для археологов стали Помпеи — в них сохранились кукольные лавки с сохранившимся товаром.[5]

Обнаружены археологами и мячи, кольца для детских игр, свидетельства о проведении разнообразных детских и юношеских забав. У римлян игра в мяч была популярным гимнастическим упражнением для старых и молодых. Навзикая, мифологическая дочь царя феаков, играет в мяч в Одиссее Гомера, и позднее греки перенимают обычай игры в мяч.

Темные и средние века[править]

Игрушки темных веков носят всё больший национальный характер. Если раньше большинство игрушек были похожи друг на друга во многих частях света, то теперь многие народы, племена обладают собственными моделями, играми. Игрушки для детей из знатных родов украшаются орнаментом, позолотой, зачастую привозятся иноземные.

В средние века изготовляются уже самые настоящие солдатики для детей феодалов. Немецкий скульптор, художник и гравёр Ханс Бургкмайр из Аугсбурга по заказу императора СРИ(прим. Священная Римская Империя, своеобразное объединение немецких земель) Максимилиана I изготовил коллекцию металлических солдатиков. Кроме кавалеристов, существовали и пешие варианты солдатиков. Миниатюра из рукописи «Сад утех» Геррады Ландсбергской демонстрирует нам две фигурки рыцарей XII века, управление которыми осуществляется через верёвочки.

Та самая миниатюра.
Гравюра Ханса Баргмайра с изображением играющего Максимилиана I. Видны фигурки рыцарей.

Развивались дальше игры с мячом. В англии первый корт для игры в «боулз» был открыт в 1299 году в Англии, городе Саунтгемптон, а во Франции и Италии мячики получили распространение, как предмет для множества местных, локальных забав. Не следует думать, что Русь была обделена подобным, сохранились кожаные мячи из Новгорода, Смоленска, датируемые второй половиной XII-началом XIII веков.

Появилось множество мастеров, оттачивающих искусство созданиях резных фигурок для продажи высшему свету. Народные массы от них не отставали и во многих областях ремесленники мастерили «фирменные» игрушки для продажи на ярмарках. В Европе после XI века популярность набирают головоломки, заказываемые дворянами, и куклы для детей с платьями и украшениями, порой стоившие больше целой деревни. Привезённые в Европу настольные игры из Азии часто становились объектами внимания среди знати.

Игрушки постепенно превращаются не только в предмет игры для детей, но и объект коллекционирования взрослыми.

Новое и новейшее время[править]

В отличие от всего остального в эпоху возрождения, игрушки не претерпели радикальных изменений. Они развивались в соответствием с окружающей средой. Солдатики-пехотинцы менялись на мушкетёров, рыцари на кавалеристов. Улучшение способов обработки позволило создавать ещё более качественные материалы для игрушек, а формирование постоянных рыночных центров положительно сказалось на игровой индустрии в целом. В городах теперь были мастерские, специализирующиеся только на производстве детской продукции, которые поставляли свои товары в разнообразные лавки. Формируются окончательные правила для народных игр во многих регионах, окончательно утрачивают игровое значение обереги, а куклы используются в религиозных целях только по традициям и обычаям. Но следует отличать деревенские поделки, используемые в обрядах, от шедевров гончарства, росписи и шитья, покупаемых богатыми для детей и с коллекционными целями.

Знаменитая дымковская игрушка.

Шары и мячики широко используются повсеместно, также, как и солдатики. Появляются узкоспециализированными предметы для определённых игр, рынок игрушек всё больше и больше растёт. Многие русские игрушки, кажущиеся древними(дымковские и другие подобные) были созданы в 16-18 веках, как переработки устаревших религиозных игрушек и продажи на ярмарках. Количество игрушек в мире растёт очень быстро вплоть до 3 четверти XX века. Позже растёт, хоть и не такими темпами.

В XIX веке в Европе и США образуются первые бренды, реклама которых навязывает покупателям определённые стандарты игрушек. Народные модели отходят на второй план, всё большую роль играет коммерция и понятие прибыли. Игрушка должна привлекать детей и казаться модной, яркой и пёстрой, для этого в лавках выкладываются на витрины лучшие товары, развешиваются плакаты с предложениями. Механические игрушки вроде пистолетиков и оружий пользуются большой популярностью среди мальчиков, девочкам же предлагают играться с преобразившимися до неузнаваемости куклами. Беднота довольствуется самосшитом.

В XX и XXI веках новые материалы позволили изготовлять более вариативные и доступные игрушки, в том числе кубики, конструкторы, наборы моделирования. Практически у каждого ребёнка в развитых странах есть игрушки, многие из которых теперь пластмассовые. Рынок дорогостоящих моделей полностью уходит ко взрослым коллекционерам и детям крайне богатых родителей. Распространение электричества приводит к тому, что часть игрушек использует новые технологии и учит детей обращаться с ними. Даже беднота может позволить купить своим чадам что-то интересное и по карману.

Антикварная кукла 19 века. Сочувствуем педиофобам.

В 3 четверти XX века появились видеоигры и популярные сериалы. Они стали мощный конкуренцией производителям игрушек, но был найден компромисс. Производство фигурок, персонажей, комиксов на основе чьих-то вселенных открывало возможность заработать множество денег. Игрушки для детей от 6 до 14 лет стали производиться в соответствии с доминирующей модой на определённые мотивы. Появились настольные игры, фигурки, оружие по определённым вселенным и мирам. Многие производители выпускали и выпускают отдельные серии игрушек, когда ажиотаж на что-то растёт, получая высокие прибыли.

Самые детские игрушки, вроде вертушек, кубиков и конструкторов сохранили своё прежнее влияние, поскольку малышам требуется более простые предметы для самообучения и познавания мира. Да и старые технологии попросту ещё не позволяли делать высокоразвитые технологические девайсы, способные дать ребёнку и азарт от игры, и мобильность, и безопасность эксплуатации, и обучение.

Увеличение уровня жизни и технологий привело к тому, что сейчас игрушки общедоступны. Часты магазины для детей, призванные приносить радость чадам в обмен на деньги их родителей. Развиваются новые отрасли, создаются видеоигры, частично заменившие игрушки для детей постарше. Уверенно можно сказать, что игрушки, будь они виртуальные или обычные, переведутся лишь с последним ребёнком, поскольку их роль в человеческой культуре весьма значима.

Использованные материалы[править]

  1. https://studopedia.net/3_441_sovremennaya-klassifikatsiya-igrushek-i-igr.html
  2. конечно, книга для детей, но фотоматериал и проработка неплоха для источника или хотя бы общего развития. https://cdn.eksmo.ru/v2/ITD000000000807899/read/full#features/6
  3. https://armaantiqua.net/istoriya/oruzhie-i-dospexi-drevnego-egipta.html/3
  4. https://gostart.ru/002.html
  5. См. Куклы мира/ Вед.ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Евсеева.-М.: Аванта+, 2003.-184с.:ил.