Справочник автора/Иудаизм

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Если вас в субботу супруга заставляет Выкопать картошку, прополоть весь сад, Стань на день евреем и скажи, родная, Я в субботу не работник, у меня шаббат

»
— «Песня про евреев», команда КВН «Одесские Мансы»

Иудаизм — первая из т. н. авраамических религий.

Почти все современные приверженцы иудаизма — евреи по этнической принадлежности и талмудические иудеи по конфессии. Как в III—IV веках н. э. Талмуд написали, так и стали евреи его чтить и придерживаться. Кроме них, есть ещё малочисленные общины:

  • Доталмудические иудеи. Пока Талмуд не написали, все такими были; современные представители, например, — эфиопские иудеи.
  • Караимы. Караимизм зародился на Ближнем Востоке в Средние века как секта, не признающая Талмуд, потом стал на несколько веков одной из основных конфессий иудаизма и наконец увял, распространившись в Крыму среди группы тюрок. Нынешние караимы в принципе считают себя отдельным народом, но могут и причислять себя к евреям (независимо от реального происхождения).
  • Особая разновидность — Black Hebrew Israelites, выросшие из афроамериканской версии протестантизма путём возвращения из христианства в иудаизм. Но так как чтобы принять иудаизм, нужно пройти гиюр, в «Чёрных Еврейских Израильтянах» часто видят самозванцев.

Священное писание:

  • Танах (Ветхий завет) (по первым буквам частей; чтение некоторых еврейских букв, включая букву «каф» (כ) в данном случае, зависит от позиции в слове или аббревиатуре) — сборник литературы, написанной пророками:
    • Саммая известная часть — Тора (Пятикнижие Моисеево). Описывает основы иудаизма, в частности, сотворение мира Б-гом, освобождение изральтян из египетского рабства и полученные Моисеем Заповеди.
    • Невиим (Пророки), описывает житие, собственно, пророков и других важных деятелей иудейской культуры. А заодно даёт пусть и мифологизированное, но всё же детальное описание древнего Израиля и сопредельных государств.
    • Самая маленькая — Ктувим (Писания); по оценкам большинства критиков, окончательно сложилась ко II веку до нашей эры. В её состав входят Псалмы Давида (сборник священных гимнов), жизнеописание поздних пророков (например, Даниила) и ещё кое-что по мелочи.
  • Талмуд (много-МНОГО комментариев к нему).
    • Части Талмуда — Галаха (законы) и Аг(г)ада (притчи и философия).
      • Мишна — комментарии к Талмуду. Гемарра — комментарии к Мишне. Кирпичи всё толще и толще.
  • Иудеи могут признавать и другие религиозные тексты, но не на первом месте.

Иудейское Элохим звучит по-арабски как Аллах (точнее Элоах (אלוה), просто в Пятикнижии: Бога, который один часто называют во множественном числе Элохим (אלוהים) = дословно «боги», а не Элоах (אלוה) = дословно «бог»).

Обрядовая сторона[править]

  • Священник изначально назывался Коhен (отсюда фамилии Коэн, Коган, Каганович, а также Кац (сокращение «коhен цедек» — «праведный коhен») и др.). (Нет, каган — титул у тюрков — к Кагановичу отношения не имеет, а имеет — к хану).
    • Коhены считаются потомками Аарона, брата Моисея; титул коhена передаётся по мужской линии.
    • Но после разрушения Храма коэны оказались не у дел, и реальными религиозными авторитетами стали законоучители, аналогичные протестантским пасторам и старообрядческим начетчикам — раввины (отсюда популярная фамилия Рабинович).
    • Впрочем, некоторые церемониальные обязанности коhены выполняют до сих пор (например, первыми выходят читать свиток Торы).
  • Религиозная школа — хедер (буквально — комната). Религиозная школа, готовящая раввинов — иешива.
  • Синагога воспринимается как храм, по аналогии с церковью. На самом деле синагога — НЕ храм, а Храм был только один, в Иерусалиме, и от него осталась только одна Стена. Синагога — место собрания (буквально), общественных молитв, изучения священного писания, проведения обрядов. Традиционно синагога также называется школой. Например, Школище — руины синагоги. Для молитвенного собрания нужен миньян — присутствие минимум 10 взрослых мужчин.
    • При крупных синагогах имеется гениза — отдельная комната, куда откладывают все документы, в котором упоминается имя Божие (а это практически все тексты — не только религиозного содержания, но и деловые, дипломатические и т. д.). Их нельзя жечь, рвать или как-либо иначе уничтожать — они должны истлеть естественным образом, как человеческое тело. Но в Каире климат сухой, благодаря чему в Каирской синагоге сохранилась дипломатическая переписка между Кордовским халифатом и Хазарским каганатом (написанная, ясень пень, на пергаменте или папирусе).
      • А также так называемое «Киевское письмо» — древнейший из найденных пока аутентичных документов, вышедших с территории Киевской Руси.
    • Правда, евреи-реформисты и консерваторы (это тоже либеральное течение) обычно синагогу называют именно храмом.
    • Ещё у реформистов в миньян могут входить и женщины, так как реформизм за равенство полов.
      • И не только входить в миньян, но и быть раввином (представителя коих автор правки 3-4 месяца назад впервые увидел сам).
    • Женщины молятся отдельно, на втором этаже. В случае неимения второго этажа — за перегородкой. Опять же, у реформистов этого нет.
    • Женщины должны носить длинные юбки и не показывать посторонним мужчинам свои волосы. Поэтому религиозные еврейки обычно бреют голову и носят парики, как это делалось ещё в древнем Египте. Или — голову не бреют, но парик всё же носят. Парик среди ашкенази называется шейтель.
  • Суббота (шаббат) — не просто выходной день, а нерабочий день. То есть совсем нерабочий, нельзя даже подбирать валяющиеся на полу деньги. Если очень нужно какую-то работу сделать именно в субботу, можно нанять работника-нееврея, который называется шабес-гой (термин очень любим антисемитами-конспирологами, которые величают им всех нелюбимых личностей, которым уж никак нельзя приписать еврейство). Однако начинается он не в полночь, а когда в пятницу заходит солнце.
    • В шаббат нельзя даже доить коров, но и недоенными они не могут оставаться. Поэтому доить их просят шабесгоя и разрешают за это забрать себе молоко. На иврите молоко — «халав», отсюда произошло слово «халява».
    • Мало кто помнит, что знаменитый Голем был создан пражским рабби Бен Бецалелем именно в качестве «субботнего слуги»!
    • Потому в традиционной кухне ашкеназов получили распространение блюда, которые ставят в горячую печь в пятницу, и доходят они до готовности несколько часов к субботе. См. Чолнт.
    • Иногда предписания шаббата доходят до смешного: например, в этот день нельзя нажимать кнопки в лифте. Поэтому лифты в отелях двигаются сами по себе, останавливаясь на каждом этаже минуты по две. По аналогии, нельзя зажигать или гасить огонь, поэтому в шаббат всё освещение работает на минимальной мощности, и по мере надобности мощность увеличивается.
    • Целый ряд правил шаббата не действует внутри дома, Поэтому в некоторых городах США каждую пятницу проводят специальный обряд, объявляющий на время шаббата весь еврейский квартал одним домом.
  • Другое жуткое на взгляд светского человека ограничение — кашрут: религиозные правила, регулировавшие, что еврею можно есть (кошерное), а что нет[1]. Кошерны рыба с чешуёй и её икра, жвачные парнокопытные и их молоко, домашняя птица (куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби) и её яйца, а также мёд и какой-то вид саранчи (какой именно — сейчас уже не известно). Некошерны все остальные животные, включая червячков и насекомых в растительности. Запрещено употреблять в пищу кровь[2], поэтому животное надо убить (быстро и безболезненно) и разделать так, чтобы из него вытекло максимум крови. С практической точки зрения, мясо с кровью в жарком ближневосточном климате быстрее портится из-за влаги содержащейся в крови. Это делают специально обученные люди — резники (шойхеты).
    • Шхита (убой скота) — действие полностью ритуализированное, для которого используется специализированный нож (халаф, сакин), к параметрам и качеству которого предъявляются весьма жесткие требования.
    • Некошерное на идиш называется трефным или просто «треф», «трейфь». Это слово происходит от ивритского слова «терефа», но значение исходного термина совсем другое — это падаль, мясо животных (в том числе дозволенных), умерших своей смертью или сильно подранных хищником.
      • Если быть точным, то есть два понятия: «невела» и «терефа». Первое буквально означает падаль, а в широком смысле — животное, умершее не от шхиты. Второе — буквально, то самое подранное хищником животное, а в широком смысле — животное, умершее от шхиты, но имевшее при этом определенные ранения или изъяны.
    • Осетровые и их чёрная икра не кошерны, т. к. осётр не имеет чешуи. Поэтому в США в качестве заменителя используют икру водящейся в тех краях ильной рыбы, тоже имеющей чёрный цвет икры. А вот красная икра лососевых — кошерна, потому что лососи имеют чешую.
    • А ещё некошерны любые смеси мясных и молочных продуктов («не вари козлёнка в молоке матери его»), поэтому у более-менее состоятельных евреев была отдельная посуда для мясного и молочного. В общем, беф-строганова или борща на мясном бульоне со сметаной несчастным евреям отведать не дано… Кроме того, после употребления мясных продуктов молочные можно есть не раньше, чем через 6 часов. Мясные после молочных — уже через час (за исключением твёрдого сыра — для него те же правила, что и для мяса). Рыбу можно и с мясным, и с молочным (хотя с мясом её есть всё же не принято); вообще, все продукты, которые не относятся к мясным или молочным, называются «парвэ». Также на мясные и молочные часто делятся кошерные заведения общественного питания.
    • Спиртные напитки употреблять можно, но они тоже должны быть приготовлены с соблюдением строгих правил. Или, для не слишком религиозных, нагреты до появления пузырьков непосредственно перед употреблением — этого достаточно.
    • Правила приготовления кошерной и халяльной пищи похожи, но не идентичны: растительные, рыбные и молочные продукты халяльны, но ассортимент шире (включая например конское молоко).
    • В гостях и на корпоративах просто верующие не едят мяса (наверняка оно забито не по правилам!), но едят курятину. Но сильно религиозные не едят и курятину тоже. Не верующие, но соблюдающие традиции обычно ограничиваются лишь запретом на свинину.
    • А теперь внимание! Человеческая жизнь стоит дороже Торы, так что в случае, если заповеди противоречат сохранению жизни, их можно и нужно нарушать. Так что попавший на необитаемый остров иудей с лёгкостью изловит и съест в субботу пробегавшего мимо неосторожного подсвинка, если это действительно будет необходимо для выживания.
      • Понимание этого пришло не сразу: ещё в начале Маккавейского восстания народное ополчение предпочло умереть, чем обнажить мечи в субботу, и было перебито. Тогда Матитьягу Маккавей разъяснил, что если враг нападёт в субботу — значит, надо дать отпор ему и в этот день.
    • Рациональное объяснение запрета на свинину: испортившись на жаре, она довольно долго не отличается от свежей. Лучше не рисковать.
  • В иудейской традиции мальчикам делают обрезание крайней плоти на восьмой день. Цель у этого обряда сугубо практичная — в засушливом климате, где с водой напряг, есть риск возникновения разных неприятных болячек из-за скапливания под крайней плотью грязи. Первыми обрезание стали делать египтяне, и евреи у них эту традицию позаимствовали.
    • Совершеннолетие для них наступает в 13 лет (праздник совершеннолетия — бар-мицва), у девочек — ажно в 12 (бат-мицва).
  • Странное широкое «полотенце», накидываемое на голову во время молитв — талит. В ветхозаветную эпоху это была популярная одежда, представлявшая собой большой кусок ткани, носившийся в форме плаща с капюшоном. Позднее такая одежда вышла из моды, и талит уменьшился до современных размеров.
    • «Игрушечные шляпы в форме кубика», повязываемые на голову — на самом деле коробочки с копией фрагментов Торы, называются тфилин.
      • Иногда также упоминаются по-русски как «филактерии», но к личам отношения не имеют.
    • Копию фрагментов Торы содержит и мезуза — деревянный футляр со свитком и с надписью «שדי» (или только с буквой «ש»; оба от «Шаддай», одного из имён-эпитетов Бога), крепящийся к косяку справа двери. Справа, потому что в древности слева от двери во время хануки вешался специальный светильник.
    • Менора' и ханукия — подсвечники характерной формы, отличающиеся количеством свеч, семь у меноры и девять (точнее, восемь плюс одна служебная) у ханукии. В древности ханукия была иной формы, и была масляным светильником, вешавшимся справа от двери во время хануки, но когда её вешать на дверь перестали, то ханукия превратилась в подсвечник, похожий на менору.
      • В Израиле растет цветущая разновидность шалфея, напоминающая менору и известная как «мория» (то есть совпадающая по названию с Храмовой Горой) или Salvia hierosolymitana, т. е. «иерусалимский шалфей».
      • Строго говоря, и сейчас ханукия не всегда похожа на менору. В отличие от подробного библейского описания, как должна быть устроена и выглядеть менора, практически единственное требование к ханукие — наличие восьми светильников (или гнёзд для свечей, или фитилей) в один ряд и служебного отдельно от них — и даже это в современных дизайнерских ханукиях не всегда выполяется.
  • Хамса — популярное на Ближнем Востоке, стилизованное изображение ладони с мизинцем выглядящим как… большой палец. В иудейской версии в центре ладони изображена звезда Давида или буква «הֵי‏‎», в исламской версии в центре ладони изображён глаз.

Иудейские праздники[править]

  • Рош Ха-Шана — еврейский Новый год (буквально «Голова года») проходит в сентябре или октябре. Чтобы жизнь была сладкой, едят яблоки с мёдом.
  • Через 10 дней приходит Йом-Киппур («Судный день»), самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Запрещены не только работа, но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и интимная близость.
  • Затем через 5 дней наступает Суккот (праздник кущей, праздник сбора урожая), когда положено жить не в доме, а шатре или шалаше.
  • Восьмой день праздника Суккот является, строго говоря, отдельным праздником Шмини Ацерет. В этот же день в Израиле празднуется Симхат Тора, день, когда завершается годовой цикл чтения Торы и начинается следующий. В диаспоре эти праздники разделены, и Симхат Тора отмечается на следующий день.
  • Неделю в периоде с конца ноября до конца декабря празднуется Ханука. В этот праздник надо зажигать, каждый день прибавляя по одной, свечи в ханукие. Это символизирует историю о том, как ритуально чистого масла, нужного для освящения Храма, хватало на 1 день, но оно почему-то горело все 8. А в американских фильмах считают, что Ханука празднуется только в конце декабря и потому для светских евреев сливается с Рождеством и Новым Годом. При этом в Израиле Ханука — обычные рабочие дни для взрослых (кроме дня, приходящегося на субботу) и дни школьных каникул для детей, отчего Хануку иногда в шутку называют «детским праздником».
  • В феврале или марте отмечают Пурим, установленный в память спасения евреев от истребления их Аманом, любимцем персидского царя Артаксеркса. Еврейка Эсфирь, жена Артаксеркса, раскрыла его гнусные замыслы, и в итоге Аман был повешен. В этот день положено напиться так, «чтобы не отличить Амана от Мордехая» (дяди Эсфири), и кушать треугольные пирожки-гоменташи («уши Амана») со сладкой начинкой.
  • И, наконец, в апреле наступает Песах (еврейская пасха), посвящённые исходу из египетского плена. Он длится неделю, и всё это время запрещено есть и пить хамец (квасное, т. е. приготовленное из злаков с помощью дрожжей). Вместо хлеба употребляют мацу — тонкие хрупкие лепёшки в мелкую дырочку из муки и воды. Чтобы не выбрасывать продукты, хитроумные евреи продавали дрожжевой хлеб и пиво соседям-гоям, а потом выкупали обратно.
    • До разрушения Храма в этот праздник в Храме приносили в жертву агнца. После того, как Храм был разрушен, жертвоприношение прекратилось.
  • Через 50 дней после Песаха, в мае-июне отмечается Шавуот или Пятидесятница, праздник дарования Торы. В этот день едят мучные и молочные продукты и украшают дома и синагоги зеленью и цветами.

Течения иудаизма[править]

В современном иудаизме наиболее известны три течения — ортодоксальное; реформистское, оно же «прогрессивное», возникшее в 20-е годы XIX века (т. е. ему сейчас около двухсот лет); и еще более молодое консервативное, со степенью либеральности между этими двумя.

Несколько особняком стоят хасидские течения, имеющие упор на почитание лидеров общины, мистицизм и каббалу. По степени либеральности они, как правило, близки к ортодоксальному иудаизму; в современной России и США, собственно, ниша ортодоксального иудаизма и занята преимущественно хасидами. А в Израиле ортодоксальных верующих представляют вязаные кипы - религиозные модернисты.

  • При этом в других течениях иудаизма встречались и мнения, исключающих их из иудаизма как такового (увы, автор правки не помнит, какой именно раввин назвал хасидизм в ответ на вопрос, какие другие религии считает близкими к иудаизму).
  • Название «хасиды» («благочестивые»; строго говоря, этот термин употреблялся и задолго до зарождения хасидских течений) у большинства обывателей, включая многих секулярных евреев, ассоциируется с ходящими в чёрных сюртуках и шляпах любавичскими хасидами, они же хабадники. Текущий главный раввин России Берл Лазар — именно из них. Однако существует и еще с полдюжины хасидских течений, из которых можно выделить бреславских хасидов, ещё более активных и эмоциональных и ходящих (по крайней мере, в Израиле) с светлой одежде и кипах на полголовы, и сатмарских хасидов, известных активным антисионизмом.

Иудаизм и другие религии[править]

Из хитона иудаизма вышли христианство и ислам. Но, в отличие от них, это не миссионерская религия, а совсем наоборот: евреи всячески отговаривают инородцев, желающих принять их веру, от этого опрометчивого шага.

А почему? Дело в том, что в иудаизме до фига запретов, буквально по запрету на каждый день[3], без учета ужесточающих уточнений Талмуда. И если человек, рождённый от еврейки, всё равно будет считаться (грешным) евреем, даже не соблюдая большинства из них, а от нееврея достаточно исполнения так называемых «семи законов Ноя», чтобы считаться с иудейской точки зрения праведным, то гер (новообращённый), прошедший гиюр, должен соблюдать все вышеупомянутые сотни[4]. А это тяжело… Дискриминация, однако. При этом по еврейским законам гер становится евреем с правом на запись соответствующей национальности в израильских документах.

С точки зрения иудаизма, иудей и еврей — одно и то же.

  • Если еврей — атеист или агностик, это могут простить.
  • В Израиле еврей, принявший ислам (например, попав в плен к арабам в результате боевых действий), всё равно продолжает считаться иудеем.
  • Но принявший крещение иудеем больше не считается. Обоснуем подобной разницы служит строгий монотеизм ислама (отсутствие троицы). Для общины он всё равно что умер, родные и друзья проведут типа-похоронные обряды.

Проблемы с терминами[править]

  • Иудеи и евреи:. В теории (в русском языке): иудей — последователь иудаизма, независимо от национальной принадлежности; еврей (ещё жид, но об этом смотрим ниже) — национальность, независимо от вероисповедания. Однако иудаизм настолько ассоциируется с евреями, что часто эти понятия просто путают. В некоторых языках, например, польском «Żyd» и английском (Jew) даже нет различия между этими двумя понятиями. В немецком существовали понятия Hebräer (еврей) и Israelit (исповедующий веру Израиля), причём общины назывались именно израилитскими. Jude — собственно иудей, но особенно в контексте истории Германии до, во время и после Холокоста это слово прошло весь диапазон значений.
« Много веков ходило Чудо-Юдо на землю русскую, угнетало народ христианский. Завели тогда люди обычай: откупаться от Чуда-Юда, посылать ему дюжину красных девиц на съедение.

И вот, в урочный час выходит Чудо-Юдо на Калинов мост через реку Смородину и видит: нет красных девиц, а стоят перед ним дюжина добрых молодцев. — Ты кто такофф есть? — спрашивают они. — Я? Я ЧУДО-ЮДО!!! — Was? Jude? Soldaten, feuer!

»
— Анекдот в тему
  • Жид и еврей: продолжение предыдущей дихотомии, так как слово «жид» — полонизированное «иудей». Раньше в русском языке эти слова были синонимами, но с разной стилистической окраской: еврей — книжно-возвышенное, жид — нейтральное и разговорное. Известен даже былинный богатырь по имени Жидовин — очевидно, этнический хазарин. В конце XIX в. слово «жид» приобрело в лексиконе русских нацпатов значение оскорбительной антисемитской клички, и адекватные люди перестали его употреблять. Сейчас его используют или шутки ради, или юдофобы. Но суть проблемы не в этом: некоторые альтернативно одарённые считают, что жидом надо называть евреев-иудеев, а собственно евреями — исключительно не-иудеев: выкрестов, мусульман, нерелигиозных.
    • И тут нельзя не процитировать «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского: Карамазов-ст. «в Одессе познакомился сначала, по его собственным словам, „со многими жидами, жидками, жидишками и жиденятами“, а кончил тем, что под конец даже не только у жидов, но „и у евреев был принят“.» в чём разница? Судя по контексту, евреи — представители высших слоёв, которых надо уважать, а потому слово «жид» им не подходит.
  • Путаницы добавляет то, что, как уже было сказано, сами евреи считают иудеями (просто плохими и неправильными) даже сородичей-вероотступников, поэтому по большому счету иудеем (или, в полонизированном варианте, жидом) является любой еврей. С нееврейскими иудеями все сложнее. Некоторые, пройдя гиюр, становятся «почетными евреями», а их дети будут считаться уже евреями обычными. Другие, например, караимы, считают себя отдельным народом и убедили в этом даже НСДАП (!). Этих лучше не называть не то что евреями, но и названиями, традиционно обозначающими евреев-иудеев, вроде тех же «жидов».

История[править]

Как именно развивался иудаизм, мы точно не знаем, но многие учёные полагают, что во времена Первого Храмового периода (за 1000 до н. э.) евреи были самыми натуральными язычниками, верящими, что у каждого племени есть свой бог, титулованный «Баалом/Ваалом». Да-да, все языческие божки, проклинаемые на страницах Ветхого завета, приходятся Яхве непосредственными коллегами. Более-менее строгий монотеизм оформился только после Вавилонского плена и окончательно укоренился в массовом сознании во время конфронтации с политеистами-эллинами.

К слову, древнейшим монотеизмом является учреждённый фараоном Эхнатоном культ солнечного бога Атона. Зигмунд Фрейд считал, что он как раз и послужил прототипом для религии иудеев. Но это маловероятно: культ Атона держался исключительно на власти фараона, никогда не был популярен и вскоре оказался забыт, нет никаких свидетельств его бытования ни за пределами Египта, ни после смерти Эхнатона. Вынести из Египта евреи его не могли, потому что исход евреев известен только по Библии и не подтверждается больше ничем.

Некоторые защитники сугубой историчности Танаха ссылаются на историка Манефона, но это они зря. Манефон рассказывает сначала об изгнанных из Египта захватчиках (а не рабах) гиксосах, а потом — о том, как из страны изгнали прокаженных во главе со жрецом Осарсифом, который подбивал их не почитать египетских богов. Учитывая, что жил он аж при Птолемеях, то есть спустя почти тысячу лет после предполагаемых событий книги Исхода, в эпоху, когда иудейская традиция уже сложилась, он мог специально написать что-нибудь неприятное для евреев, с чьими верованиями был знаком.

Помимо Израильского и Иудейского царств, Иудаизм был государственной религией в Хазарском Каганате и в Химьяре (нынешний Йемен).

Примечания[править]

  1. Почему «кашрут» пишут через А, а «кошерный» — через О? Потому что это произношение в разных еврейских языках, иврите и идише
  2. Поэтому кровавый навет про добавление крови в мацу — выдумка, рассчитанная на невежественных людей.
  3. Согласно Маймониду, в Торе 248 предписывающих заповедей по числу органов человеческого тела и 365 запретительных по числу дней в солнечном году.
  4. На самом деле все же меньше, так как исполнение ряда заповедей требует наличия уже пару тысяч лет не существующего Храма.