Клайв Баркер: различия между версиями
(Новая страница: «{{DISPLAYTITLE:Клайв Баркер}} thumb|right|Собственной персоной '''Клайв Баркер''' (Clive Barker) — британский писатель, художник, режиссёр, продюсер, сценарист и геймдизайнер. Широко известен, как автор повести Восставший из ада, который потом собственно...») |
|||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Файл:CliveBarker.jpg|thumb|right|Собственной персоной]] | [[Файл:CliveBarker.jpg|thumb|right|Собственной персоной]] | ||
'''Клайв Баркер''' (Clive Barker) | '''Клайв Баркер''' (Clive Barker) — британский писатель, художник, режиссёр, продюсер, сценарист и геймдизайнер. Широко известен, как автор повести [[Восставший из ада]], который потом собственноручно и экранизировал (к его многочисленным продолжениям автор не имеет ничего общего). Произведения Баркера наполнены специфичной атмосферой, в которых удачно переплетены гуро, магия, секс, разврат и любовь. Помимо хорроров Баркер удачно отметился в жанре мистики, фэнтези и даже детской литературы. Среди геймеров известен, как создатель [[Clive Barker's Undying]] и [[Clive Barker's Jericho]] — весьма известных и классических хоррор-игр, снискавших любовь аудитории, но не принёсших создателям кругленькой суммы, отчего ни тот, ни другой не обзавелись продолжениями, хотя и должны были (на самом деле в первой игре Баркер выступил со-сценаристом, придумавшим основную канву да элементы атмосферы; а вот во второй он был полноценным сценаристом). К слову, в отличие от своего [[Стивен Кинг|коллеги]] является отличным режиссёром и даже снял три культовых фильма ужасов — экранизации собственных романов. За это его и любят. Несмотря на то, что автор слегка поубавил в популярности (не мудрено — за 2010 года он выпустил только два романа, да и то средней паршивости), не собирается уходить со сцены и грозится выпустить новый роман. Ждём и готовимся. | ||
== Отличительная черта произведений == | == Отличительная черта произведений == | ||
* Большинство произведений представляют собой самое настоящее городское фэнтези в его тёмном проявлении. Герои живут себе обычной жизнью, в то время как на соседней улице големы кидают файерболлы, а безумные колдуны мечтают захватить мир, пытая и расчленяя девственниц. | * Большинство произведений представляют собой самое настоящее городское фэнтези в его тёмном проявлении. Герои живут себе обычной жизнью, в то время как на соседней улице големы кидают файерболлы, а безумные колдуны мечтают захватить мир, пытая и расчленяя девственниц. | ||
* Место | * Место действия — крупные американские города, вроде Нью-Йорка, Лас-Вегаса или Лос-Анджелеса. Реже — в захолустьях. | ||
* Много крови, расчленёнки и извращения (особенно в ранних произведениях). Причём последнее описано так, что придраться к «а уместно ли это?» почти нельзя. Но некоторые вещи заставляют задуматься о природе фантазии писателя. | * Много крови, расчленёнки и извращения (особенно в ранних произведениях). Причём последнее описано так, что придраться к «а уместно ли это?» почти нельзя. Но некоторые вещи заставляют задуматься о природе фантазии писателя. | ||
* Весьма неоднозначные персонажи. Даже самые положительные нередко имеют по несколько скелетов в шкафу, ну или же смотрят на мир серыми красками, а борются со злом лишь потому, что «оказались не в том месте, и не в то время». | * Весьма неоднозначные персонажи. Даже самые положительные нередко имеют по несколько скелетов в шкафу, ну или же смотрят на мир серыми красками, а борются со злом лишь потому, что «оказались не в том месте, и не в то время». | ||
* Обыденный обоснуй проявления магии там, где казалось бы её не должно было быть. {{spoiler|Например, антагонист «Явление тайны» научился колдовать с помощью чтения эзотерических писем, а его | * Обыденный обоснуй проявления магии там, где казалось бы её не должно было быть. {{spoiler|Например, антагонист «Явление тайны» научился колдовать с помощью чтения эзотерических писем, а его напарник — гениальный химик — создал своего рода «ману» для приобретения магических сил.}} | ||
* Очень, очень много откровенной гомосексуальности | * Очень, очень много откровенной гомосексуальности<ref>Что неудивительно, ведь сам Баркер...</ref>, которая, опять же, гармонично вплетён в повествование. Поправочка: в злополучных «Алых песнопениях» — уже совсем негармонично, а гомосексуалы похожи на стереотипных жеманных педиков в представлении гомофоба. | ||
* Красивый, местами поэтический язык с удивительными метафорами и удачными эпитетами. Не испорчено даже в переводах. Оно и не | * Красивый, местами поэтический язык с удивительными метафорами и удачными эпитетами. Не испорчено даже в переводах. Оно и не удивительно — Баркер художник, а значит он по-своему видит происходящее и «рисует» картину на бумаге. | ||
* Источником зла выступает, как правило, что-то адское, или того | * Источником зла выступает, как правило, что-то адское, или того хуже — запредельное, а вот причиной их проявления может стать человек. А иногда бывает, что затравленный человек получает магические способности и начинает творить «добро и любовь». Вообще, тема Ада, загробной жизни как проявление глубокого извращённого кошмара, переплетённого с пугающей неизвестностью — это то, чем Баркер и стал знаменит. | ||
** С другой | ** С другой стороны — частый троп (особенно в экранизациях) «разве волк виноват, что он хищник?» | ||
* Чёрный юмор, притом настолько тонкий, что догадаться о нём не всегда легко {{spoiler|например, рассказ, где части тела восстали против хозяев, как ирония на небрежное отношение людей к самим себе}} | * Чёрный юмор, притом настолько тонкий, что догадаться о нём не всегда легко {{spoiler|например, рассказ, где части тела восстали против хозяев, как ирония на небрежное отношение людей к самим себе}} | ||
* Нередко имеются [[Твист Р. Л. Стайна|Твисты Р. | * Нередко имеются [[Твист Р. Л. Стайна|Твисты Р. Л. Стайна]] | ||
== Особо значимые произведения == | == Особо значимые произведения == | ||
* '''«Проклятая игра»''' (The Damnation Game) | * '''«Проклятая игра»''' (The Damnation Game) — дебютный роман мастера, разом определивший дальнейший стиль творчества. Бывший зек устраивается телохранителем к одному богатею, за которым охотится некий злодей с целью выбить старый карточный долг. В дальнейшем повествование скатывается в интересную мешанину из грязи, магии, крови и насилия, что, в общем, станет визитной карточкой Клайва. А ещё имеется много символизма с восточной культурой, о которой читатель-обыватель не сразу догадается (если вообще догадается). | ||
* '''«[[Восставший из ада]]»''' (The Hellbound Heart) | * '''«[[Восставший из ада]]»''' (The Hellbound Heart) — [[Знают именно за это|знают Баркера именно за это]]. Небольшая повесть, рассказывающая об отморозке Фрэнке, который сумел сбежать из ада (куда попал с помощью таинственной шкатулки-головоломки), где томился в плену уродливых существ — сенобитов, получая все спектры адского неземного наслаждения. Вот только мертвец вернулся без тела и крови, отчего заставил свою любовницу (она же неверная жена брата главного героя) «таскать» ему как можно больше жертв. На первый взгляд кажется, что Баркер без каких-либо изменений перенёс свою повесть на большой экран, но при прочтении читатель рискует получить натуральный когнитивный диссонанс. Во-первых, икона франшизы — Пинхед — в первоисточнике показан мельком, причём с намёком на то, что он женщина (в «Алых песнопениях» этот момент проигнорирован), а во вторых финалы разительно отличаются. Так, в повести {{spoiler|Кёрсти стала хранительницей шкатулки}}. Но читать стоит хотя бы ради того, чтобы узнать кто этот Баркер такой, и как пишет. А вот его продолжение — «Алые Песнопения» — треш похлеще последних фильмов про Пинхеда. | ||
* цикл '''«Книги Крови»''' (Books of Blood) | * цикл '''«Книги Крови»''' (Books of Blood) — натуральный магнум-опус, шеститомник отменных рассказов в жанре ужасов. По сути именно Книги Крови определили Баркера, как писателя ужасов, в отличие от романов, которые больше ориентируются на магию или мистику. Там льётся кровь, по земле бродят демоны, кого-то насилуют, тёмные силы выворачивают людей наизнанку, руки сходят с ума и убивают хозяев, мертвецы встают из могил, чтобы сняться в спектакле и т. д. Нередко присутствует чёрный юмор. | ||
* '''Имаджика''' (Imagika) | * '''Имаджика''' (Imagika) — единственный [[Кирпич]] в творчестве автора, фэнтезийный двухтомник, рассказывающий о попытке избранного по имени Миляга (копия Иисуса, только он ещё художник, бабник и бисексуал) соединить между собой пять миров-Доминионов в одну цепь, чтобы на Земле воцарилась магия и всем стало хорошо. Естественно ему будут мешать тёмные маги, существа с других миров, один из которых является братом-близнецом главного героя. А ещё есть злой Бог. Несмотря на внушительный объём роман получился весьма интересным, детальным, и серьёзно затрагивает такие вещи, как религия, избранность и любовь. При этом он умудряется рушить устоявшиеся каноны жанра, сделав героями (даже положительных) отчасти мерзавцами, которые действуют вопреки своей воле и лишь бы их все оставили в покое. Откровенные сцены (коих полно) в наличии, как и жестокость. | ||
* '''Явление тайны''' (The Great and Secret Show) и '''Эвервилль''' (Everville) | * '''Явление тайны''' (The Great and Secret Show) и '''Эвервилль''' (Everville) — дилогия, повествующая о противостоянии двух магов: один — злой — хочет подчинить себе Искусство и стать всемогущим, а второй пытается ему помешать. Как это поведено у Баркера, борьба сворачивает в совершенно непредсказуемое русло, например {{spoiler|маги умудрились путём сложной магии заделать себе потомство от четырёх молодых женщин; детишки, естественно, тоже будут воевать}}. Книги, к слову, очень отдают творчеством Кинга — американский городок, жители которого хранят тайну, ведут тёмные дела и решают свои семейные вопросы; а над ними незримо нависло хтоническое зло. Но в деталях — стопроцентный Баркер. Кстати, именно там появляется частый персонаж писателя — оккультный детектив Гарри Д’Амур. | ||
* '''Каньон холодных сердец''' (Coldheart Canyon) | * '''Каньон холодных сердец''' (Coldheart Canyon) — у каждого уважающего себя писателя в жанре ужасов должна быть история про [[Дом с привидениями]]. Так и тут, даже в классическом баркеровском стиле. Изуродованный голливудский актёр вынужден влачить своё существование в огромном особняке, где встречается с обворожительной красавицей Катей Люпи. Что происходит дальше говорить не стоит, это надо читать. Стоит заметить, что роман неплохо так перекликается со знаменитым романом [[Оскар Уайльд|Оскара Уайльда]] «[[Портрет Дориана Грея]]». | ||
* Цикл '''Абарат''' (Abarat) | * Цикл '''Абарат''' (Abarat) — единственное произведение мастера, которое более менее можно порекомендовать детям. В центре сюжета — девочка по имени Кэнди, которая с помощью странных существ попадает в удивительную страну Абарат — бесконечный океан с 25-ю островами (каждый из которых, кроме последнего, соответствует времени суток). Естественно, ей предстоит сыграть роль [[Избранный|Избранного]], чтобы спасти страну от злых тиранов. Парадокс в том, что первая книга ещё как-то подойдёт для подростка, а вот в продолжениях Баркер потихоньку пришёл к собственному стилю. Убийства, по-настоящему злые персонажи, мрачная атмосфера, тонко граничащая с хоррором… И да, цикл не закончен — из пяти книг написаны лишь три. | ||
== Встречающиеся тропы == | == Встречающиеся тропы == | ||
* [[Антигерой]] | * [[Антигерой]] — большая часть главных героев далеко не безгрешны, и порой ради цели готовы пойти на многое нехорошее. Пример — Галили из одноименного романа. | ||
* [[В общем, все умерли]] | * [[В общем, все умерли]] — значительная часть персонажей «Явления тайны» погибают в сиквеле. | ||
* [[Все женщины — распутницы]] | * [[Все женщины — распутницы]] — чего стоит Кейт Люпи и другая половина актрис из старого Голливуда из «Каньона Холодного сердца». | ||
* [[Железная воля]] | * [[Железная воля]] — несмотря на потерю любимого и тайну своего происхождения, Миляга намерен соединить пять миров («Имаджика»). | ||
* [[Изгой]] | * [[Изгой]] — Яффет из «Явления тайны» по собственному желанию ушёл в изгнание, едва познав силу «Искусства» и возненавидев человечество. | ||
* [[Любовный многоугольник]] | * [[Любовный многоугольник]] — основная сюжетная драма романа Галили. | ||
* [[Неизвестность пугает больше]] | * [[Неизвестность пугает больше]] — что находится по ту сторону «портала» в «Явлении тайны»? Как выглядит «Метакосм» — источник великой силы? Что же там такое, если даже главный злодей боится туда попасть. {{Spoiler|Ответ дан в сиквеле «Эвервилль» - параллельный мир, напоминающий Византию}}. | ||
* [[Полное чудовище]] | * [[Полное чудовище]] — каждый второй злодей. | ||
* [[Пнуть сукиного сына]] | * [[Пнуть сукиного сына]] — полно. Например, Френк Коттон из «Восставшего из Ада», или сам Пинхэд в «Алых Песнопениях». Да и доктор Декер из «Племя тьмы» не отстаёт. | ||
* [[Серийный убийца]] | * [[Серийный убийца]] — доктор Декер из «Племя тьмы», и то ради того, чтобы попасть в Мидин — город чудовищ. | ||
* [[Топливо ночного кошмара]] | * [[Топливо ночного кошмара]] — страшно представить, какие извращения происходили в стенах особняка, расположенного в каньоне Холодных Сердец. Судя по комментариям Кейт Люпи, зоофилия и растление малолетних были ещё цветочками. | ||
* [[Топливо ночного кошмара]] | * [[Топливо ночного кошмара]] — почти все рассказы сборника «Книги крови». | ||
Версия 21:16, 28 марта 2022
Клайв Баркер (Clive Barker) — британский писатель, художник, режиссёр, продюсер, сценарист и геймдизайнер. Широко известен, как автор повести Восставший из ада, который потом собственноручно и экранизировал (к его многочисленным продолжениям автор не имеет ничего общего). Произведения Баркера наполнены специфичной атмосферой, в которых удачно переплетены гуро, магия, секс, разврат и любовь. Помимо хорроров Баркер удачно отметился в жанре мистики, фэнтези и даже детской литературы. Среди геймеров известен, как создатель Clive Barker's Undying и Clive Barker's Jericho — весьма известных и классических хоррор-игр, снискавших любовь аудитории, но не принёсших создателям кругленькой суммы, отчего ни тот, ни другой не обзавелись продолжениями, хотя и должны были (на самом деле в первой игре Баркер выступил со-сценаристом, придумавшим основную канву да элементы атмосферы; а вот во второй он был полноценным сценаристом). К слову, в отличие от своего коллеги является отличным режиссёром и даже снял три культовых фильма ужасов — экранизации собственных романов. За это его и любят. Несмотря на то, что автор слегка поубавил в популярности (не мудрено — за 2010 года он выпустил только два романа, да и то средней паршивости), не собирается уходить со сцены и грозится выпустить новый роман. Ждём и готовимся.
Отличительная черта произведений
- Большинство произведений представляют собой самое настоящее городское фэнтези в его тёмном проявлении. Герои живут себе обычной жизнью, в то время как на соседней улице големы кидают файерболлы, а безумные колдуны мечтают захватить мир, пытая и расчленяя девственниц.
- Место действия — крупные американские города, вроде Нью-Йорка, Лас-Вегаса или Лос-Анджелеса. Реже — в захолустьях.
- Много крови, расчленёнки и извращения (особенно в ранних произведениях). Причём последнее описано так, что придраться к «а уместно ли это?» почти нельзя. Но некоторые вещи заставляют задуматься о природе фантазии писателя.
- Весьма неоднозначные персонажи. Даже самые положительные нередко имеют по несколько скелетов в шкафу, ну или же смотрят на мир серыми красками, а борются со злом лишь потому, что «оказались не в том месте, и не в то время».
- Обыденный обоснуй проявления магии там, где казалось бы её не должно было быть. Например, антагонист «Явление тайны» научился колдовать с помощью чтения эзотерических писем, а его напарник — гениальный химик — создал своего рода «ману» для приобретения магических сил.
- Очень, очень много откровенной гомосексуальности<ref>Что неудивительно, ведь сам Баркер...</ref>, которая, опять же, гармонично вплетён в повествование. Поправочка: в злополучных «Алых песнопениях» — уже совсем негармонично, а гомосексуалы похожи на стереотипных жеманных педиков в представлении гомофоба.
- Красивый, местами поэтический язык с удивительными метафорами и удачными эпитетами. Не испорчено даже в переводах. Оно и не удивительно — Баркер художник, а значит он по-своему видит происходящее и «рисует» картину на бумаге.
- Источником зла выступает, как правило, что-то адское, или того хуже — запредельное, а вот причиной их проявления может стать человек. А иногда бывает, что затравленный человек получает магические способности и начинает творить «добро и любовь». Вообще, тема Ада, загробной жизни как проявление глубокого извращённого кошмара, переплетённого с пугающей неизвестностью — это то, чем Баркер и стал знаменит.
- С другой стороны — частый троп (особенно в экранизациях) «разве волк виноват, что он хищник?»
- Чёрный юмор, притом настолько тонкий, что догадаться о нём не всегда легко например, рассказ, где части тела восстали против хозяев, как ирония на небрежное отношение людей к самим себе
- Нередко имеются Твисты Р. Л. Стайна
Особо значимые произведения
- «Проклятая игра» (The Damnation Game) — дебютный роман мастера, разом определивший дальнейший стиль творчества. Бывший зек устраивается телохранителем к одному богатею, за которым охотится некий злодей с целью выбить старый карточный долг. В дальнейшем повествование скатывается в интересную мешанину из грязи, магии, крови и насилия, что, в общем, станет визитной карточкой Клайва. А ещё имеется много символизма с восточной культурой, о которой читатель-обыватель не сразу догадается (если вообще догадается).
- «Восставший из ада» (The Hellbound Heart) — знают Баркера именно за это. Небольшая повесть, рассказывающая об отморозке Фрэнке, который сумел сбежать из ада (куда попал с помощью таинственной шкатулки-головоломки), где томился в плену уродливых существ — сенобитов, получая все спектры адского неземного наслаждения. Вот только мертвец вернулся без тела и крови, отчего заставил свою любовницу (она же неверная жена брата главного героя) «таскать» ему как можно больше жертв. На первый взгляд кажется, что Баркер без каких-либо изменений перенёс свою повесть на большой экран, но при прочтении читатель рискует получить натуральный когнитивный диссонанс. Во-первых, икона франшизы — Пинхед — в первоисточнике показан мельком, причём с намёком на то, что он женщина (в «Алых песнопениях» этот момент проигнорирован), а во вторых финалы разительно отличаются. Так, в повести Кёрсти стала хранительницей шкатулки. Но читать стоит хотя бы ради того, чтобы узнать кто этот Баркер такой, и как пишет. А вот его продолжение — «Алые Песнопения» — треш похлеще последних фильмов про Пинхеда.
- цикл «Книги Крови» (Books of Blood) — натуральный магнум-опус, шеститомник отменных рассказов в жанре ужасов. По сути именно Книги Крови определили Баркера, как писателя ужасов, в отличие от романов, которые больше ориентируются на магию или мистику. Там льётся кровь, по земле бродят демоны, кого-то насилуют, тёмные силы выворачивают людей наизнанку, руки сходят с ума и убивают хозяев, мертвецы встают из могил, чтобы сняться в спектакле и т. д. Нередко присутствует чёрный юмор.
- Имаджика (Imagika) — единственный Кирпич в творчестве автора, фэнтезийный двухтомник, рассказывающий о попытке избранного по имени Миляга (копия Иисуса, только он ещё художник, бабник и бисексуал) соединить между собой пять миров-Доминионов в одну цепь, чтобы на Земле воцарилась магия и всем стало хорошо. Естественно ему будут мешать тёмные маги, существа с других миров, один из которых является братом-близнецом главного героя. А ещё есть злой Бог. Несмотря на внушительный объём роман получился весьма интересным, детальным, и серьёзно затрагивает такие вещи, как религия, избранность и любовь. При этом он умудряется рушить устоявшиеся каноны жанра, сделав героями (даже положительных) отчасти мерзавцами, которые действуют вопреки своей воле и лишь бы их все оставили в покое. Откровенные сцены (коих полно) в наличии, как и жестокость.
- Явление тайны (The Great and Secret Show) и Эвервилль (Everville) — дилогия, повествующая о противостоянии двух магов: один — злой — хочет подчинить себе Искусство и стать всемогущим, а второй пытается ему помешать. Как это поведено у Баркера, борьба сворачивает в совершенно непредсказуемое русло, например маги умудрились путём сложной магии заделать себе потомство от четырёх молодых женщин; детишки, естественно, тоже будут воевать. Книги, к слову, очень отдают творчеством Кинга — американский городок, жители которого хранят тайну, ведут тёмные дела и решают свои семейные вопросы; а над ними незримо нависло хтоническое зло. Но в деталях — стопроцентный Баркер. Кстати, именно там появляется частый персонаж писателя — оккультный детектив Гарри Д’Амур.
- Каньон холодных сердец (Coldheart Canyon) — у каждого уважающего себя писателя в жанре ужасов должна быть история про Дом с привидениями. Так и тут, даже в классическом баркеровском стиле. Изуродованный голливудский актёр вынужден влачить своё существование в огромном особняке, где встречается с обворожительной красавицей Катей Люпи. Что происходит дальше говорить не стоит, это надо читать. Стоит заметить, что роман неплохо так перекликается со знаменитым романом Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
- Цикл Абарат (Abarat) — единственное произведение мастера, которое более менее можно порекомендовать детям. В центре сюжета — девочка по имени Кэнди, которая с помощью странных существ попадает в удивительную страну Абарат — бесконечный океан с 25-ю островами (каждый из которых, кроме последнего, соответствует времени суток). Естественно, ей предстоит сыграть роль Избранного, чтобы спасти страну от злых тиранов. Парадокс в том, что первая книга ещё как-то подойдёт для подростка, а вот в продолжениях Баркер потихоньку пришёл к собственному стилю. Убийства, по-настоящему злые персонажи, мрачная атмосфера, тонко граничащая с хоррором… И да, цикл не закончен — из пяти книг написаны лишь три.
Встречающиеся тропы
- Антигерой — большая часть главных героев далеко не безгрешны, и порой ради цели готовы пойти на многое нехорошее. Пример — Галили из одноименного романа.
- В общем, все умерли — значительная часть персонажей «Явления тайны» погибают в сиквеле.
- Все женщины — распутницы — чего стоит Кейт Люпи и другая половина актрис из старого Голливуда из «Каньона Холодного сердца».
- Железная воля — несмотря на потерю любимого и тайну своего происхождения, Миляга намерен соединить пять миров («Имаджика»).
- Изгой — Яффет из «Явления тайны» по собственному желанию ушёл в изгнание, едва познав силу «Искусства» и возненавидев человечество.
- Любовный многоугольник — основная сюжетная драма романа Галили.
- Неизвестность пугает больше — что находится по ту сторону «портала» в «Явлении тайны»? Как выглядит «Метакосм» — источник великой силы? Что же там такое, если даже главный злодей боится туда попасть. Ответ дан в сиквеле «Эвервилль» - параллельный мир, напоминающий Византию.
- Полное чудовище — каждый второй злодей.
- Пнуть сукиного сына — полно. Например, Френк Коттон из «Восставшего из Ада», или сам Пинхэд в «Алых Песнопениях». Да и доктор Декер из «Племя тьмы» не отстаёт.
- Серийный убийца — доктор Декер из «Племя тьмы», и то ради того, чтобы попасть в Мидин — город чудовищ.
- Топливо ночного кошмара — страшно представить, какие извращения происходили в стенах особняка, расположенного в каньоне Холодных Сердец. Судя по комментариям Кейт Люпи, зоофилия и растление малолетних были ещё цветочками.
- Топливо ночного кошмара — почти все рассказы сборника «Книги крови».
Литература ужасов | |
---|---|
Произведения | Время Бармаглота • В финале Джон умрёт • Дракула • Кармилла • Кладбищенская школа • Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы • Покров-17 • Страна Лавкрафта • Франкенштейн • Чёрная топь … |
Авторы | Клайв Баркер • Стивен Кинг • Г. Ф. Лавкрафт • Ричард Лаймон • Густав Майринк • Эдгар По • Жан Рей • Валерий Роньшин • Р. Л. Стайн • Юрий Нестеренко… |
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (отечественные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (зарубежные) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |