Жан Рэй

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Jean Ray»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Туманы, дожди, ланды, дюны, зыбучие пески, вампирические болота, неведомые гавани, моря, не обозначенные на картах, мёртвые корабли, сумасшедшие буссоли, тайфуны, мальстремы, подвалы, чердаки, обители бегинок с дьяволом-квартиросъёмщиком, невидимые улицы, блуждающие могилы, ствол тропического дерева, оживлённый разрушительной волей, обезьяны, карлики, инфернальные полишинели, пауки, спектры, гоулы, крысы, средневековые химеры, зомби, убийцы-эктоплазмы, входящие и выходящие через зеркало… Мир Жана Рэя… «Магический Гептамерон»: несуществующая (или существующая?) книга о входе в запретный, но такой манящий, такой притягательный, такой любезный усталой душе романтика, аристократа, авантюриста и матроса мир АБСОЛЮТНОГО УЖАСА… »
— Краткое введение в творчество сабжа
Пират и авантюрист собственной персоной

Жан Рэй (также Рей, а на самом деле Рэ; также публиковался под псевдонимом Джон Фландерс) — бельгийский писатель, один из основоположников жанра «чёрной фантастики» наряду с Лавкрафтом, Мейченом, Робертом Говардом и др. Больше всего известен циклом детективов про американского сыщика Гарри Диксона, сражавшегося с монстрами, древними богами, суперзлодеями и прочими неприятными личностями. Также написал повесть «Мальпертюи» (экранизированную Гарри Кюмелем в 1971) и целый ряд сюрреалистических рассказов.

Отличался бурным полётом фантазии: утверждал, что был пиратом в Атлантике, контрабандистом, укротителем львов, гангстером в Чикаго и др. Произведения писал в том же духе: в отличие от замкнутых невротиков-интровертов из произведений Лавкрафта (списанных, как очевидно, с самого автора), многие герои Жана Рэя — частные детективы, авантюристы, моряки и «лихие люди». Русскому читателю его произведения могут парадоксальным образом напомнить гибрид из Александра Грина и пионерских страшилок про красную руку.

Наряду с Майринком и Лотреамоном был крайне популярен в российской контркультуре девяностых; в частности, ему посвящён один из выпусков тогдашней радиопередачи «Finis Mundi». В 2010-х снова вошёл в моду: сейчас его произведения публикуются издательством «Престиж Букс».

Сборники произведений на русском[править]

  • «Город Великого Страха» (1992)
  • «Точная формула кошмара» (серия «Гарфанг», 2000)
  • «Пять кругов ужаса» (2000)
  • «Книга призраков» (2016)
  • «Круги ужаса» (2016)
  • «Гарри Диксон. Дорога богов» (2017)
  • «Гарри Диксон. Чёрная каракатица» (2017)
  • «Мой друг, покойник» (2018)
  • «Семь замков морского царя» (2018)
  • «Корабль палачей» (2018)
  • «Гарри Диксон. Красноглазый вампир» (2019)

Тропы, встречающиеся в его произведениях[править]

  • Бог во плотижильцы особняка Мальпертюи оказались античными богами, заточенными в человеческом обличье.
  • Вечная загадка — причины многих паранормальных событий не объясняются.
    • Жёлтый теннисный мяч: «Семь Замков Морского Царя» — вдрызг пьяный юноша случайно проболтался в таверне про какие-то «семь Замков Морского Царя» и какую-то «безумную птицу с Сандвичевых островов». Один из моряков, который сам что-то про это знал, решил разузнать подробности: вначале он ждал, когда болтун проснётся после выпитого, потом давал ему пить, потом есть… Наконец молодой человек начал рассказывать, что он сидел в тюрьме и познакомился там с загадочным стариком, который пообещал ему баснословное богатство и хотел для этого призвать Морского Царя… Но в самый интересный момент повествования в таверну вломился грабитель и застрелил юношу. Рассказ заканчивается откровенно издевательски: грабитель угодил в ту же тюрьму, мечтает встретить там того самого старика, и если он его найдёт и разговорит, «нам придётся вернуться к этому рассказу, который мы были вынуждены так резко оборвать».
    • Неизвестность пугает больше: «Конец улицы» — загадочная запертая каюта на корабле «Эндимион». Очень толсто намекается на то, что там проживает некая инфернальная сущность (возможно, метафорически обозначающая смерть), но ничего не объясняется и не показывается.
  • Любовь после гроба: «Бог, ты и я» — главный герой влюбляется в очаровательную вампиршу Мартину Мессенджер.
  • Морской волк — много таких героев.
  • Непонятно — значит страшно — во все поля! Многие из мистических угроз абсурдны и вызывают в памяти пионерские страшилки про зелёный пистолет и чёрные шторы. Ожившая фигурка скакуна с карусели, пожирающая людей? Запросто! Ходячий зонтик размером с человека? Непременно! Блуждающее кладбище? А почему бы и нет?
  • Нуар — Жан Рэй весьма любит эту стилистику; особенно это заметно в повестях про Гарри Диксона.
  • Ожившая статуя — в рассказе «Марливекское кладбище».
  • Странная альтернативная реальность — немало сюжетов посвящено тому, как главный герой свернул не на ту улицу, вышел не на той остановке и др. и оказался в странных местах, которых нет на карте. Некоторые из них весьма жуткие.
  • Тьма не есть зло — «Рейд Ансенк»: одноимённый персонаж оказался дьяволом и при этом вполне неплохим парнем.
  • Это был только сонв рассказе «Владычица тигров» все детективно-мистические события были лишь сном главного героя.