Поп-сюрреализм: различия между версиями
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|Сюрреализм — он как стихотворения в прозе: очень легко создавать — но необычайно трудно создать при этом что-то достойное.|Эрнест Адамс}} | {{Q|Сюрреализм — он как стихотворения в прозе: очень легко создавать — но необычайно трудно создать при этом что-то достойное.|Эрнест Адамс}} | ||
В конце XX века самое высоколобое из [[постмодернизм|постмодернистского]] творчества, такое как [[артхаус]], перестало быть нишевым для узкого круга «новых интеллектуалов» и вошло в моду среди широкой аудитории. Однако, как мы понимаем, среднему читателю/зрителю не всегда достанет интеллекта и кругозора (а в первую | В конце XX века самое высоколобое из [[постмодернизм|постмодернистского]] творчества, такое как [[артхаус]], перестало быть нишевым для узкого круга «новых интеллектуалов» и вошло в моду среди широкой аудитории. Однако, как мы понимаем, среднему читателю/зрителю не всегда достанет интеллекта и кругозора (а в первую очередь — мотивации) на фильм Линча, Куросавы или Бунюэля или роман Томаса Пинчона, Умберто Эко или Милорада Павича. Поэтому на рубеже веков появился такой жанр как '''поп-сюрреализм''' (или '''кока-кольная психоделика'''), который заимствует элементы стиля упомянутых авторов, но преподносит их в достаточно лёгкой и доступной форме, так что читатель или зритель в конце не теряется в догадках, а, наоборот, чувствует себя очень умным. | ||
В России этот жанр стал популярен преимущественно в литературе в нулевые годы в подражание вошедшему тогда же в моду Паоло Коэльо: это связано с тем, что если в девяностые постмодернизм был контркультурно-нишевой парадигмой, в которой создавались поистине мозговыносящие произведения, то в нулевые постмодернистскими произведениями стала зачитываться столичная молодёжь, любившая листать книги в метро. В США жанр зародился примерно тогда же, но преимущественно в кинематографе. | В России этот жанр стал популярен преимущественно в литературе в нулевые годы в подражание вошедшему тогда же в моду Паоло Коэльо: это связано с тем, что если в девяностые постмодернизм был контркультурно-нишевой парадигмой, в которой создавались поистине мозговыносящие произведения, то в нулевые постмодернистскими произведениями стала зачитываться столичная молодёжь, любившая листать книги в метро. В США жанр зародился примерно тогда же, но преимущественно в кинематографе. | ||
Строка 6: | Строка 6: | ||
Характерные признаки: | Характерные признаки: | ||
* Вначале аудиторию долго интригуют вопросами и загадками, накручивающимися одна на другую (часто встречаются пафосно-символические элементы вроде таинственных знаков-гербов-гравюр или [[Ушастик-ужастик|маньяка в костюме кролика]]-[[Злобный клоун|клоуна]]) | * Вначале аудиторию долго интригуют вопросами и загадками, накручивающимися одна на другую (часто встречаются пафосно-символические элементы вроде таинственных знаков-гербов-гравюр или [[Ушастик-ужастик|маньяка в костюме кролика]]-[[Злобный клоун|клоуна]]) — а затем всё это досконально раскладывается по полочкам, получая либо реалистическое, либо научно-фантастическое, либо мистическое объяснение (но мистика тоже вполне логичная и работает как законы физики). В зависимости от мастерства автора оно может быть разложено как аккуратно, так и не очень, со всевозможными натяжками и художественными условностями. | ||
* Либо же никакого сюрреализма в сюжете нет вообще, произведение представляет собой классический детектив/хоррор/научную | * Либо же никакого сюрреализма в сюжете нет вообще, произведение представляет собой классический детектив/хоррор/научную фантастику — но чисто эстетически [[Типа я Линч|подражает Линчу или ему подобным]]. | ||
* Зачастую артхаусные приёмы вообще играют декоративную роль, а в центре | * Зачастую артхаусные приёмы вообще играют декоративную роль, а в центре внимания — экшен или любовная линия. | ||
Важно понимать, что [[:tv:TropesAreTools|ничего плохого в этом явлении как таковом нет]], и произведение такого плана, сделанное с душой, гораздо лучше невнятного труЪ-артхауса, где ничего не понятно, но и понимать как-то не хочется. Единственное плохое, что в этом может | Важно понимать, что [[:tv:TropesAreTools|ничего плохого в этом явлении как таковом нет]], и произведение такого плана, сделанное с душой, гораздо лучше невнятного труЪ-артхауса, где ничего не понятно, но и понимать как-то не хочется. Единственное плохое, что в этом может быть — это когда такое творчество либо подаётся на слишком серьёзных щах «зацените, какие мы интеллектуальные», либо переполнено [[Акула вуду|настолько громоздкими и искусственными объяснениями]], что, право, лучше было бы не объяснять (типичный пример такого плана — путешествия во времени и временные парадоксы, с помощью которых очень легко придать произведению искусственную сложность, при этом ничего не добавляя к нему по существу). | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
** И его коллега из России, что скрывается под псевдонимом «Анхель де Куатьэ». | ** И его коллега из России, что скрывается под псевдонимом «Анхель де Куатьэ». | ||
* Значительная часть произведений [[Макс Фрай|Макса Фрая]], в частности, «Ключ из жёлтого металла». | * Значительная часть произведений [[Макс Фрай|Макса Фрая]], в частности, «Ключ из жёлтого металла». | ||
* Борис Акунин, начинавший в конце девяностых с классических детективов, в нулевые тоже уклонился в эту сторону. Самый, пожалуй, яркий | * Борис Акунин, начинавший в конце девяностых с классических детективов, в нулевые тоже уклонился в эту сторону. Самый, пожалуй, яркий пример — «Ф. М.», где сюжет крутится вокруг утраченной рукописи Достоевского, за которой в современной Москве охотятся [[Spider-Man|Человек-Паук]], [[InuYasha|Инуяся]] и [[Le Petit Chaperon Rouge|Красная Шапочка с Волком]]. В конце всё объясняется вполне прозаически, правда, с изрядной долей художественной условности на грани магического реализма. | ||
* Евгений Лукин | * Евгений Лукин «Ё» — стёб над явлением. Аннотация обещает мистическую повесть, и вроде как текст поначалу соответствует аннотации. По факту сюжет оказывается чисто детективным. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* [[Кристофер Нолан]] в основном творит в этом жанре. Самые яркие | * [[Кристофер Нолан]] в основном творит в этом жанре. Самые яркие примеры — «Начало», «Помни» и «Довод» (в последнем автор переборщил с той самой «искусственной сложностью» от путешествий во времени, из-за чего фильм интеллектуальнее не стал, но стал труднее для просмотра). | ||
** «[[Интерстеллар]] | ** «[[Интерстеллар]]» — мы щас снимем такое крутое кино про космонавтов! Не какую-то там попсу, а прямо Твёрдую Научную Фантастику! Чтоб прямо по науке! Вы просто офигеете от того, что НФ будет не про поединки на лазырных мечях, а снова станет высоким жанров для интеллектуалов! | ||
* «Девушка в | * «Девушка в лабиринте» — пример удачного использования сабжа. По сути — классический детектив про маньяка (хоть и с изрядными допущениями и художественной условностью), но манера съёмки и антураж заставляют думать, что действие происходит в каком-то Зазеркалье. | ||
* «Запрещённый приём» Зака Снайдера. | * «Запрещённый приём» Зака Снайдера. | ||
* «Игра» Дэвида | * «Игра» Дэвида Финчера — очень вольная адаптация романа «[[The Magus|Волхв]]» Джона Фаулза, превращённая в голливудский сюжет с привкусом лав-стори о скучающем богаче, который с помощью экстремальных аттракционов заново обретает смысл жизни. Ещё один пример, когда сабж не идёт во вред: сделано всё очень качественно, и смотрится увлекательно. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Lost]]», начавшись как более-менее тру-сюрреализм, в дальнейшем постепенно уклонился в сабж. Впрочем, некоторые загадки так и остались неразгаданными. | * «[[Lost]]», начавшись как более-менее тру-сюрреализм, в дальнейшем постепенно уклонился в сабж. Впрочем, некоторые загадки так и остались неразгаданными. | ||
* "Легион" - редкий случай, когда данный троп приеняется для супергероики. | * "Легион" - редкий случай, когда данный троп приеняется для супергероики. | ||
* "Роковой патруль" - уже вариант от ДС. | |||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} |
Текущая версия на 21:28, 11 февраля 2024
« | Сюрреализм — он как стихотворения в прозе: очень легко создавать — но необычайно трудно создать при этом что-то достойное. | » |
— Эрнест Адамс |
В конце XX века самое высоколобое из постмодернистского творчества, такое как артхаус, перестало быть нишевым для узкого круга «новых интеллектуалов» и вошло в моду среди широкой аудитории. Однако, как мы понимаем, среднему читателю/зрителю не всегда достанет интеллекта и кругозора (а в первую очередь — мотивации) на фильм Линча, Куросавы или Бунюэля или роман Томаса Пинчона, Умберто Эко или Милорада Павича. Поэтому на рубеже веков появился такой жанр как поп-сюрреализм (или кока-кольная психоделика), который заимствует элементы стиля упомянутых авторов, но преподносит их в достаточно лёгкой и доступной форме, так что читатель или зритель в конце не теряется в догадках, а, наоборот, чувствует себя очень умным.
В России этот жанр стал популярен преимущественно в литературе в нулевые годы в подражание вошедшему тогда же в моду Паоло Коэльо: это связано с тем, что если в девяностые постмодернизм был контркультурно-нишевой парадигмой, в которой создавались поистине мозговыносящие произведения, то в нулевые постмодернистскими произведениями стала зачитываться столичная молодёжь, любившая листать книги в метро. В США жанр зародился примерно тогда же, но преимущественно в кинематографе.
Характерные признаки:
- Вначале аудиторию долго интригуют вопросами и загадками, накручивающимися одна на другую (часто встречаются пафосно-символические элементы вроде таинственных знаков-гербов-гравюр или маньяка в костюме кролика-клоуна) — а затем всё это досконально раскладывается по полочкам, получая либо реалистическое, либо научно-фантастическое, либо мистическое объяснение (но мистика тоже вполне логичная и работает как законы физики). В зависимости от мастерства автора оно может быть разложено как аккуратно, так и не очень, со всевозможными натяжками и художественными условностями.
- Либо же никакого сюрреализма в сюжете нет вообще, произведение представляет собой классический детектив/хоррор/научную фантастику — но чисто эстетически подражает Линчу или ему подобным.
- Зачастую артхаусные приёмы вообще играют декоративную роль, а в центре внимания — экшен или любовная линия.
Важно понимать, что ничего плохого в этом явлении как таковом нет, и произведение такого плана, сделанное с душой, гораздо лучше невнятного труЪ-артхауса, где ничего не понятно, но и понимать как-то не хочется. Единственное плохое, что в этом может быть — это когда такое творчество либо подаётся на слишком серьёзных щах «зацените, какие мы интеллектуальные», либо переполнено настолько громоздкими и искусственными объяснениями, что, право, лучше было бы не объяснять (типичный пример такого плана — путешествия во времени и временные парадоксы, с помощью которых очень легко придать произведению искусственную сложность, при этом ничего не добавляя к нему по существу).
Примеры[править]
Литература[править]
- Паоло Коэльо: «Алхимик», «Ведьма с Портобелло», и др.
- И его коллега из России, что скрывается под псевдонимом «Анхель де Куатьэ».
- Значительная часть произведений Макса Фрая, в частности, «Ключ из жёлтого металла».
- Борис Акунин, начинавший в конце девяностых с классических детективов, в нулевые тоже уклонился в эту сторону. Самый, пожалуй, яркий пример — «Ф. М.», где сюжет крутится вокруг утраченной рукописи Достоевского, за которой в современной Москве охотятся Человек-Паук, Инуяся и Красная Шапочка с Волком. В конце всё объясняется вполне прозаически, правда, с изрядной долей художественной условности на грани магического реализма.
- Евгений Лукин «Ё» — стёб над явлением. Аннотация обещает мистическую повесть, и вроде как текст поначалу соответствует аннотации. По факту сюжет оказывается чисто детективным.
Кино[править]
- Кристофер Нолан в основном творит в этом жанре. Самые яркие примеры — «Начало», «Помни» и «Довод» (в последнем автор переборщил с той самой «искусственной сложностью» от путешествий во времени, из-за чего фильм интеллектуальнее не стал, но стал труднее для просмотра).
- «Интерстеллар» — мы щас снимем такое крутое кино про космонавтов! Не какую-то там попсу, а прямо Твёрдую Научную Фантастику! Чтоб прямо по науке! Вы просто офигеете от того, что НФ будет не про поединки на лазырных мечях, а снова станет высоким жанров для интеллектуалов!
- «Девушка в лабиринте» — пример удачного использования сабжа. По сути — классический детектив про маньяка (хоть и с изрядными допущениями и художественной условностью), но манера съёмки и антураж заставляют думать, что действие происходит в каком-то Зазеркалье.
- «Запрещённый приём» Зака Снайдера.
- «Игра» Дэвида Финчера — очень вольная адаптация романа «Волхв» Джона Фаулза, превращённая в голливудский сюжет с привкусом лав-стори о скучающем богаче, который с помощью экстремальных аттракционов заново обретает смысл жизни. Ещё один пример, когда сабж не идёт во вред: сделано всё очень качественно, и смотрится увлекательно.
Телесериалы[править]
- «Lost», начавшись как более-менее тру-сюрреализм, в дальнейшем постепенно уклонился в сабж. Впрочем, некоторые загадки так и остались неразгаданными.
- "Легион" - редкий случай, когда данный троп приеняется для супергероики.
- "Роковой патруль" - уже вариант от ДС.