Триллер

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Триллер — остросюжетный жанр кино и литературы, главными механизмами воздействия которого служат саспенс, напряжение и восхищение. Основным поджанром является психологический триллер. После убийства Кеннеди весьма популярными стали политические и параноидальные триллеры. Классические примеры триллеров — фильмы Альфреда Хичкока: обычный человек помещается в странную, опасную ситуацию, в которой его, скорее всего, принимают за кого-то другого, что приводит к безосновательным обвинениям.

«Одиссею» Гомера — одно из самых старых литературных произведений — в определённой степени можно назвать прототипом триллера. Основной силой сюжета становится злодей, устраивающий ловушки и расставляющий препятствия на пути героя.

Триллеры вызывают у зрителя ощущения предчувствия, завышенных ожиданий, неопределенности, беспокойства, саспенса, волнения, напряжения и ужаса. Постоянно используются такие сценарные схемы, как красная сельдь и неожиданные повороты сюжета. Создатели до последнего скрывают от зрителя истинное положение вещей, окутывая туманом логическую цепочку событий. Кроме того, довольно часто встречаются сцены погони или преследования.

Для криминальных триллеров характерны такие преступления, как требование выкупа, взятие заложников, ограбление, похищение или просто месть. Для детективных триллеров основой является расследования и загадки. Психологические триллеры в основном уделяют внимание интеллектуальным играм, психологии, преследованию, тюремному заключению и навязчивым идеям. w:Маргинальная наука, обвинение невиновных, паранойя и иногда экшен являются основными темами параноидальных триллеров. Политические триллеры строятся вокруг теорий заговора и подковёрных многоходовых игр сильных мира сего.

Обычный триллер — фильм, который держит зрителя в напряжении, затаившим дыхание на краешке кресла в кинотеатре, пока сюжет идет к развязке. Напряжение нарастает, когда персонаж оказывается в угрожающей ситуации или ловушке, которой не может избежать. Как правило, такие ситуации связаны с риском для жизни и полным непонимаем со стороны героя, что же происходит на самом деле. Сюжеты триллеров часто содержат персонажей, которые вступают в конфликт между собой или неизвестными силами, так что угроза остается неизвестной и невидимой. Криминальные триллеры основное внимание обычно уделяют не детективу или преступнику, а опасности, которую представляет злодей.

Сеттинг[править]

Для триллеров характерна атмосфера постоянной угрозы и внезапно происходящего акта насилия, преступлений и убийств. Общество является коррумпрованным, продажным, опасным и мрачным — сродни городам в фильмах-нуар. Характерные персонажи — преступники, сталкеры, наемные убийцы, серийные убийцы, невинные жертвы (часто в бегах), люди с темным прошлым и не менее туманным будущим, психи, террористы, сбежавшие заключенные, полицейские и частные детективы. Отношения между персонажами сложны, запутанны и лишены доверия. Часто в дело идут такие штампы, как правительственные заговоры, месть, терроризм, преследование и любовный треугольник. И все это, конечно, приводит к убийствам.

Действие обычно происходит в городе или пригородах, но изредка в других местах — джунглях, пустынях, полярных станциях и так далее. Главные герои — обычные люди, не привыкшие к опасностям и насилию. С другой стороны, в криминальных триллерах главными героями могут быть «крепкие орешки» — полицейские, сотрудники спецслужб, частные сыщики. Хотя традиционно такие антигерои мужского пола, а их подруги и соратницы выступают на вспомогательных ролях, в последнее время женщинам уделяется все большее внимание.

Триллер отличается от детектива структурой сюжета. Главная цель героя не раскрытие преступления, а предотвращение злодейского плана — террористической атаки, переворота, массового убийства. Сначала следует серия кровавых схваток со злодеем, напряжение растет, затем финальная битва, в ходе которой герой может погибнуть вместе с преступником, спасая жизни других людей.