Мехаон

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Есть супермеха, когда герои верхом на крутом роботе пафосно спасают мир от вселенского зла. Есть реалмеха, когда герои верхом на чуть менее крутых роботах участвуют в войне, как правило, с другими людьми. А есть мехаон, когда всё это поставлено с ног на голову. Детище постмодернизма, продукт деконструкции, результат скрещивания с сюром и, если (не) повезёт, с космическим хоррором. Словом, это такая меха, посмотрев которую, зритель должен ничего не понять, но восхититься.

Название жанр получил благодаря тому, что названия представителей часто (хоть и не всегда) заканчиваются на «-он».

Особенности, или Почему мы вообще выделяем это в отдельный жанр[править]

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Робот – это неведомая хрень.
Это вам не скучные послушные гандамы
  • В первую очередь неясно, что вообще собой представляет робот. Как он устроен, на чём он работает? Роботу нужен пилот, но кто из них кем управляет? Зачастую у мехаонного робота есть собственная воля (непонятная, непредсказуемая и разрушительная в своих последствиях) и он даже может представлять опасность для пилота.
  • Пилот(ы) роботу под стать: в лучшем случае у них есть скелет в шкафу, в худшем — крыша уехала начисто. Если присутствует команда пилотов, она обычно раздирается противоречиями.
    • Распространённый в мехе троп «Робота пилотируют подростки» в рамках сеттинга почти всегда получает обоснование. Дескать, для пилотирования этого механического монстра нужны люди со сверхспособностями, избранные или ещё каким-то образом особенные. И ни враги, ни собственное командование, естественно, не собираются ждать, пока подходящие ОЯШи и кавайные девочки достигнут совершеннолетия.
    • Как вариант — иногда вместо/вместе с предыдущим в сеттинге действует правило «чем моложе пилот, тем сильнее робот». Садить совсем маленьких детей чревато другими проблемами (впрочем, бывает и такое, Кана Усиро, мир её праху, может подтвердить), а вот пубертатные старшеклассники уже подойдут.
      • Дедушка «Идеон» же! Идеальный пилот мехи — грудничок, потому что он точно невинен и надкосмическая сила Иде хочет его защищать.
  • Далеко не факт, что протагонист сражается на стороне хороших. Равно как не факт, что понятия добра и зла вообще применимы к этому миру.
    • Врагами скорее всего, окажутся эти ребята, по крайней мере по-началу.
      • При этом наверняка есть настоящий враг, который, как минимум, хитро манипулирует конфликтом и собирает с него свой профит. Как максимум, именно Он и командует «нашими». В любом случае, скорее всего Он не будет этого делать в открытую. И скорее всего, именно Он и повинен в разжигании возникшего конфликта. В более светлом варианте Его в конце концов вычислят и победят. В более тёмном варианте Он — Вселенский ужас или нечто подобное, и победа над ним невозможна, остаётся только смириться.
  • Персонажи и аудитория (а иногда и автор) имеют только смутное представление о том, что вообще происходит и «против кого воюем»; естественно, это представление грозит оказаться ошибочным. Ясно то, что ничего не ясно. А если автор соизволит приоткрыть завесу тайны, становится совсем «весело».
  • Мир произведения тяготеет к мрачным тонам, повествование движется от плохого к ужасному.
  • Хэппи-энд для мехаона редкость, чаще такие сериалы заканчиваются концом-переворотом или Гайнакс-эндом.

Естественно, чем больше недосказанностей, тем сильнее интерес у публики. Зрители будут ломать головы над увиденным, пересматривать сериал в …надцатый раз, выискивая (и иногда даже находя!) зацепки, получая откровения и продумывая свои фанатские теории, от пугающих до откровенно абсурдистских. Если авторам очень повезёт, их детище даже будут считать шедевром, в котором бездна смыслов. Может, даже заслуженно — кто знает?

Надо сказать, что до сих пор вне Японии произведений этого жанра никто не создавал. Поживём-увидим?[2]

Представители жанра[править]

Чистые мехаоны[править]

  • Первой мехой, заканчивающейся на «он» и имеющей многие из вышеописанных признаков, был Densetsu Kyojin Ideon Ёсиюки Томино, создателя Gundam. Однако этот сериал значительно опередил своё время и был понят, пожалуй, ещё меньше, чем Гандам — впереди был золотой век реалмех, а сейчас… увы, сейчас он морально устарел. И тем не менее:
    • Реакция людей на способности найденного ими гигантского робота — не столько «офигеть как круто!», сколько «ёлки-палки, что ж мы такое откопали?..»
    • Робот работает на непонятной космической энергии со своей волей. Которая может решить, что человечество было ошибкой.
    • Здесь не просто умереть может каждый, здесь детям сносят головы лазерным лучом.
    • А ещё в своё время Идеон был самой мощной мехой во всём аниме, да и сейчас в десятку сильнейших войдёт без проблем. Создавать чёрные дыры? Это только третья по разрушительности атака Идеона.
  • Giant Robo (OVA 1992—1998 гг.). Эпичный ретро-футуристический вывих мозга из ОБЧР, шпионского боевика, фильма-катастрофы, уся, техномагии, людей-плюс и самого обыкновенного мальчугана, вынужденного вертеться в самом сердце этого безумия, спасая мир в атмосфере надрывной драмы и потерь. Уши этой головокружительной, динамичной и фантастически красочной анимации неиллюзорно просматриваются в «Евангелионе» и особенно в The Big O (см. ниже). История вполне цельная и законченная, но Ясухиро Имагава оставил массу крючков для сиквелов, которых мы не увидим. А ведь он их планировал целых шесть!
  • Neon Genesis Evangelion, дамы и господа! Кто-то его любит, кто-то ненавидит, но факт остаётся фактом — после «Евы» жанр меха прежним уже не будет. Кодификатор поджанра «мехаон», так что все признаки на месте: роботы — НЁХи, пилоты — шизики, ничего нельзя понять (хотя фанаты уже додумали всё, вплоть до роли в происходящем арбузов и пингвина), финал — конец света или что-то в этом роде.
  • Brain Powerd — попытка студии Sunrise сделать убийцу «Евы». Насколько она была удачной — вопрос риторический. Занятно, что режиссёром «Брэйн Павер» стал всё тот же Ёсиюки Томино, чей «Идеон» стал, возможно, главным источником вдохновения для «Евы», а мехи дизайнил Мамору Нагано, но проект всё равно как-то не взлетел.
  • Argento Soma — попытка номер два. Присутствуют два принципиально разных вида мех, каждый из которых сделан из «враждебных» «пришельцев», против которых идёт война, причём насколько они именно пришельцы, да и степень враждебности так и остаются загадкой. Все остальные признаки мехаона в наличии — от исключительно внешне дружного коллектива пилотов с психическими проблемами и тяжёлыми жизненными историями до абсолютно не понятного гайнакс-энда, который по идее должен быть счастливым, но оставляет ощущение, что ничего не понятно. Также есть бонусная серия, показывающая «враждебного пришельца» со сравнительно хорошей стороны.
  • Devadasy — Нечто вроде экспериментальной поделки студии AIC на тему мехаона. Трёхсерийное OVA плюс игра по мотивам, особой популярности не снискало.
  • Через некоторое время от снявшей «Евангелион» студии Gainax откололась студия Bones, и первым серьёзным проектом, за который они взялись, был Rah-Xephon, этакая «Ева, но по-нашему». Автор правки считает «Ра-Зефон» работой над ошибками «Евы».
  • Sousei no Aquarion представляет собой более светлую сторону жанра, без вселенских ужасов, приближающуюся уже к простой пародии.
  • The Big O — небезуспешная попытка соригинальничать. Крайне нестандартный сеттинг (похожий на Готэм), крайне нестандартный для жанра протагонист, кругом тайны и эпичнейший Гайнакс-энд.
  • Следующий действительно значимый сериал в этом жанре — Eureka 7 от всё тех же Bones, вероятно, решивших переломить надоедливую тенденцию заканчивать названия на «он».
  • Bokurano — с упором на чудовищную несправедливость сеттинга, серьёзные (а не как у Синдзи, хотя…) проблемы персонажей и в ущерб собственно меха-части, которая тут явно не главное.
  • Darling in the FranXX — свежее творчество студии Trigger на тему. Так как Trigger укомплектован по большей части ветеранами Gainax, результат вполне логичен. Отношение варьирует от «Евангелион десятых, офигеть как круто!» до «Унылое поделие гайнаксовских ренегатов, продолжающих через двадцать лет насиловать труп „Евы“». Надо сказать, «Франкс» намного светлее и мягче большинства мехаонов.
  • Bubuki Buranki — про внеземную цивилизация мех, способных распадаться на пять фрагментов и собираться назад, и которые нашли приют на Земле. Тайтл в основном посвящён разборкам людей при помощи этих мех и против самих мех.
  • Furi Kuri — необычный пример. Если мехаон можно считать деконструкцией жанра мехи, то Furi Kuri — деконструкция деконструкции жанра мехи. Или деконструкция уже самого поджанра мехаона. Или просто пародия вместе с высмеиванием привычки искать в подобных произведениях какой-то глубинный смысл. На экране творится полнейший бред, и понять, что к чему и почему, практически невозможно. И тем не менее, по-своему доставляет.
  • Seiten Taisen Flieder Bug от автора Getter Robo (см. ниже). Третья мировая война между Западом и Востоком, много серийных мех и немного уникальных, которые намного старше, чем кажутся. Ценителям эстетики милитаризма и шизотеха рекомендуется.

С элементами мехаона[править]

  • Gunbuster — режиссёрский дебют Хидэаки Анно, создателя той самой «Евы». Здесь человечество воюет с некими космическими чудовищами, а героиня преодолевает свои слабости. В чём фишка? А в релятивистском принципе течения времени, которое генерирует драму куда похлеще, чем в «Еве».
    • Его сиквел Diebuster тоже в копилку.
  • Getter Robo — франшиза начинала как эталонная супермеха, но позже автор прикрутил в ней космические ужасы. И геттер-лучи — не то, чем кажутся, и атакующие человечество враги стремятся предотвратить нечто поистине страшное, а на горизонте маячит Спиральная Немезида Геттер-Император…
    • Желающим углубиться в тему советуем сначала проштудировать лор Getter Robo, а затем взяться за мангу Getter Robo Devolution. Чистейший, дистиллированный мехаон!
  • Soukyuu no Fafner: Dead Aggressor — Роботы, которые не роботы, позволяют кое-как отбиваться от врага, который не враг(но от этого не легче), попутно вынося мозг (и не только) пилотам. Среди остатков человечества нет единства, а победа невозможна даже в теории[3], можно только оттягивать неизбежное поражение. Тем не менее пилоты и их окружение в целом нормальные люди и уже с середины первого сезона появляется проблеск надежды.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — копипаста с Getter Robo тоже начинался как чистая супермеха, но ближе к финалу вскрывается зловещая правда о том, куда в итоге заведёт эволюция жизни. Это не мешает героям прилететь в гости ко вселенскому злу и выб(ур)ить из него всю дурь.
  • Shin Mazinger Zero — ещё одна попытка переделать классическую меху в мехаон. В наличии: озверевший робот апокалиптической мощи, отматывание времени назад для предотвращения Большого Пэ, и деконструкция многих элементов старого «Мазингера». И безумно клёвый финал.
    • Полнометражка «Mazinger Infinity» с гигантским многокилометровым Мазингером, который может аж поменять местами реальный мир с одним из возможных тоже в копилку. Перезапуски вроде Shin Mazinger Z и некоторые другие тоже, хоть в меньшей мере.
  • Shingeki no Kyojin — неочевидный мехаон, долгое время маскировавшийся под нетипичный зомби-постапокалипсис (если, конечно, считать титанов за «живые» биологические мехи).
  • Trails of Cold Steel — в основном это смесь других двух жанров мехи, но вот в конце второй части вылез Алый Апокалипсис, неконтролируемая биомеханическая НЁХ, так до сих пор до конца и непонятно как появившаяся из алого Божественного Рыцаря. А в четвёртой части появился Ишмельга, который на проверку вообще не меха, а принявшая её облик чу-чундра из другой реальности.
  • Full Metal Panic!, как ни странно. Особенно чётко в новеллах. Армслейвы могут сколько угодно маскироваться под реалмехи, но Калинин подсвечивает тх неестественность.
  • Рыцари магии Райета — так сказать, мехаон для самых маленьких от студии CLAMP в перемешку с фэнтези, махо-сёдзе, попаданчеством, фансервисом и костюмным порно. Местные мехи — три рунных бога (в другом переводе — джины) фэнтезийной планеты Сефиро, куда призываются три главных героини по просьбе принцессы, пленённой злым жрецом. Их задача — «пробудить» этих богов, и спасти Сефиро. Для этого приходится убить превращающуюся в монстра принцессу, а злой жрец оказывается не таким уж и злым.
    • Вышла также вторая часть, где добавили апокалипсиса, фэнтезийного космоса и войны с другими планетами волшебной вселенной, которая началась большей частью из-за недопонимания. На фоне остального вышеописанного получилось сравнительно наивно, бескровно и по-детски, но с другой стороны…
  • Flip Flappers — Восьмая серия. Осколок, оказывается, умеет превращаться в меху. Чем его победить? Естественно, другой мехой, созданной магией чистой иллюзии.
  • Tekkaman Blade — налицо практически эталонный мехаонный пример движения от плохого к ужасному. На Землю напали монстры, учинившие апокалипсис? Они захватывают людей и делают из них существ, способных превращаться в роботов? Это только предыстория. ГГ ни черта о себе не помнит и отлеживается после каждой героической победы в лазарете? Очередной бой для него заканчивается утратой сил, которые приходится возвращать с помощью искусственного костыля? Оказывается, что противники ГГ — его семья и друзья семьи, превращенные в монстров? Это только первый сезон… Впереди еще противостояние с армией, у которой как всегда свое мнение, и постепенный распад организма с остатками памяти. А когда засеявшие Землю инопланетные паразиты начинают пробуждаться, и ГГ отправляется в последний самоубийственный бой (откуда вернется, но инвалидом и практически овощем), это уже прямо-таки Ой, бл....
  • Cross Ange — Начинается как манапанковая реалмеха с элементами приглаженной помойки, но по ходу дела у главной мехи раскрываются вполне мехаонные способности вроде телепортации хоть в параллельный мир и возможности помочь/помешать слиянию исходного мира с параллельным. Плюс раскрытие ЛОРа сеттинга вроде того, кем на самом деле являются здешние ревущие драконы и того, как устроена эта Вселенная даёт основание заслуженно поставить «с элементами мехаона».
  • Demon Lord Dante — ужастик про демонов от Нагаи Го, настолько мрачный, что известный своей жестью Devilman был написан как более светлый и мягкий вариант данной истории. По сути очень мрачная деконструкция историй про демона, который на стороне людей борется с демонами. Технически вообще не совсем меха, однако главный герой Рё Уцуги сливается с телом гигантского демона Данте, который по сути является органической мехой, а его значимые по сюжету противники используют схожее вооружение (Адам и Ева). Повороты чисто мехаоновские — главный герой оказывается реинкарнацией древнего демона, сами демоны — мутировавшие изначальные люди, жившие в далёком прошлом. А такими они стали из-за нападения христианского бога, который на самом деле инопланетный захватчик. Все современные люди это части Злого Яхве и протагонист вынужден пойти на уничтожение человечества. В аниме-адаптации всё немного помягче — там человечество уничтожает сам Злой Яхве, чтобы сформировать из эктоплазмы (т.е. душ людей, его частей) мехаоновского монстра для борьбы с протагонистом.

Примечания[править]

  1. Ну как свежим… вообще-то он впервые использован ещё в Combattler V 1976-го (!) года, ещё в до-Гандамную эпоху, но об этом знают только узкие специалисты. А вот «Еву» смотрели все. Скорее не столько «свежим», сколько «незаезженным».
  2. Ну это смотря с какой стороны смотреть. Роман «Титаникус» Дэна Абнетта вполне себе тянет (даже пилот-подросток в наличии), да и его же комикс «Титан: Бог-Машина» в ту же степь. Разумные ОБЧР на месте. Пилот-принцепс — просто дополнение к машине. При том крыша у принцепсов ездить умеет очень неплохо (правда сами титаны умеют возвращать её обратно, но понимание этого «обратно» похоже от титана к титану может разниться).
  3. Максимум сохранить 50 000 имунных к асиммиляции из ещё не поглощённых трёх миллиардов