История без мистики

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Берётся за основу легенда или миф, но всей мистике даётся логическое обоснование. Бывает как в реалистическом, так и в фантастическом варианте (в последнем случае задействуются инопланетяне, неизвестные современной науке технологии и т. п. — но ничего сверхъестественного).

Родственный троп — Ложная мистика. Противоположный троп — историческое фэнтези.

Примеры[править]

Древнегреческая мифология[править]

  • Старше, чем феодализм — античные трактаты «О невероятном» (Περὶ ἀπίστων) Палефата (IV век до н. э.) и Псевдо-Гераклита (после III века н.э), подвергающие греческую мифологию рационалистической деконструкции.
  • «Троя» без богов.
    • С некоторым оговорками, к этому тропу можно отнести и поэму «Илиада» Гомера. Боги там, конечно, есть, но действуют на ином плане повествования, чем люди, и предназначены для разрядки смехом, поэтому если убрать их, ущерба для сюжета не будет. Ахиллес же здесь обычный человек, он не неуязвим, он носит доспехи.
  • Трилогия Дэвида Гэммела «Троя».
  • «Геракл» 2014 г.
  • Мэри Рено, дилогия «Царь должен умереть» и «Бык из моря»: история Тесея без мистики, богов и чудовищ. Но при этом вполне понятно, откуда всё перечисленное потом появилось в мифах.
  • Валентин Леженда (Валентин Евгеньевич Несвитенко), серия Олимпийские хроники. Боги на самом деле пришельцы, Олимп это космический корабль и т.д.

Библия[править]

  • Фильм «Исход: Цари и Боги» — библейские чудеса в кадре не были, десять казней египетских можно объяснить природными явлениями, как и отошедшие в результате ветров и течений воды, а мальчик, вещавший от имени Бога, мог быть просто галлюцинацией ударившегося головой Моисея. Хотя тьму египетскую и гибель первенцев (в этой версии наступившие одновременно) можно объяснить только большим совпадением.
  • Томас Манн, «Закон» — реалистичное объяснение истории о Моисее.
  • «Мастер и Маргарита» — субверсия с инверсией. В советской атеистической Москве — мистика во все поля (которую, правда, потом официально объясняют «бандой гипнотизеров», но читатель знает, что это неправильное объяснение). Зато евангельская история пересказана совершенно без мистики (из общего контекста романа все же понятно, что Иешуа не был просто человеком; хотя это, видимо, не тот самый Иисус, а материализация персонажа из романа Мастера).
    • «Евангелие от Афрания» К. Еськова — развитие предыдущей идеи, где мистика из евангельского сюжета исключена уже полностью.
    • Рок-опера «Иисус Христос — Суперзвезда» — чудеса не показаны.

Прочее[править]

  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — в отличие от московских эпизодов, роман о Пилате лишён всех сверхъестественных элементов. Иешуа не совершал никаких чудес, это уже последователи сочинили — он сам был неординарным человеком, но его неординарность вполне в пределах человеческих возможностей и объяснима рационально.
    • С фитильком — если никакой мистики в истории Иешуа и правда не было, почему нечисть Воланда боится крестного знамени?
      • А боится? Кроме угрозы отрезать руку Аннушке есть ещё примеры? Для автора правки упомянутая угроза выглядит скорей как «для поддержания реноме».
    • Это еще ничего (вдруг там вера — это сила безотносительно ее обоснованности), а вот пришедший с просьбой к Воланду от Иешуа Левий Матвей… Да и в ранних версиях (Инженер с копытом) мистика в этой линии была (Ты где же встречал Марка раньше? (вопрос Пилата к Иешуа по поводу его странной осведомленности) — Я его нигде не встречал).
  • Роман Роберта Силверберга «Царь Гильгамеш»: протагонист, он же рассказчик, излагает историю сквозь призму архаическо-мифологического мировосприятия, однако читатель видит возможность рационалистического толкования событий.
  • «Беовульф и Грендель» — Грендель, оказался, просто местный дикарь облачённый в шкуры, крайне сильный и высокий, настолько, что способен легко убить голыми руками, но тем не менее человек.
  • Еще одна версия «Беовульфа» без мистики — «Пожиратели мертвых» Майкла Крайтона (и киноадаптация «Тринадцатый воин»).
  • «Король Артур» про Артория Луция Каста.
  • «Вий» 2014 года — попытка объяснить события повести Гоголя и старого фильма техническими фокусами, деревенскими заговорами и большим количеством горилки. Мешает только то, что фильм по сути своей черт знает что.
  • «Братство волка» — жеводанский зверь оказался не оборотнем, а животным.
  • «Храбр» Олега Дивова. Соловей-разбойник — реликтовый неандерталоид, который со своей семьей в голодную зиму решил поправить дела за счет человечины. Да и сам Илья Муромец, ака Ульф Урманин — потомок реликтовых неандертальцев.
  • «Проводник» — норвежский фильм о саамах, на саамском языке и по мотивам саамской сказки. В самой сказке главным героем был мальчик из народца чакли, вроде гномов, которого приютили саамы. Когда он повзрослел и решил вернуться в родные земли, он встретил врагов, которые хотели завоевать саамов, и они решили сделать его своим проводником, и для виду он повёл их, но с помощью колдовства расправился с ними. В фильме же вместо чакли — просто парень из другого племени, и врагов он с помощью хитрости заводит под лавину.
  • Диана Дуэйн «Кровавые иллюзии» — в финале Эржебет Батори оказывается вовсе не дьяволопоклонницей и не маньячкой, хотя на протяжение большей части книги автор вроде как подводит к классической трактовке образа Кровавой Графини.