Манапанк

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Allods-wallpaper-1024x768-445941162.jpg
Astralship.jpg

Коли есть киберпанк, стимпанк, дизельпанк, атомпанк, клокпанк и прочее, то в технофэнтези можно выделить такой жанр как манапанк. Это — поджанр, где действие происходит в эпоху, более похожую не на традиционное для фэнтези средневековье, а аналог нового времени — Ренессанса, викторианской эпохи, современности, а то и будущего. Артефакты, созданные магией или техномагией, заменяют техногенные достижения реальной цивилизации. Там, где в стимпанке используются паровые машины, в клокпанке — заводные механизмы, а в дизельпанке — машины на нефтепродуктах, в манапанке используются достижения прогресса, работающие на магической энергии, сконцентрированной (в жидком виде) или запечатлённой в кристалл. Во многих сеттингах сабж может встречаться не в чистом виде, а перемешанный с элементами стимпанка, клокпанка и так далее.

Отличается непосредственно от техномагии подходом к работе «механизмов». При вышеупомянутой магия и маги выполняют роль языка программирования и кодера — пишется, строится схема или модель заклинания и загоняется в амулет подходящего размера, типа и так далее. Из чего получаются артефакты дающие определенные эффекты и возможность использования их немагами. Например, магический «холодильник» при техномагии будет представлять из себя шкаф (либо так же прибитый гвоздями прикреплённый к нему амулет), в который «вписано» заклинание холода или нечто подобное.

При манапанке же акцент делается на более материальной составляющей магии в её газообразной, жидкой или кристаллической форме, которая активно и используется (иногда, даже без участия магов) как основной источник энергии и/или топливо с высоким КПД, зачастую весьма опасное и токсичное. Опять же в пример, «холодильники» при манапанке будут представлять из себя аналоги реальных наших, пусть и 150-летней давности, современных или футуристичных, но при этом, вместо электричества, будут работать от труб, по которым поступает мана, капсулей-кристаллов-батареек или генераторов, перерабатывающих магию в более привычный нам ток.

Примеры[править]

Train.jpg

Штампы[править]

  • Мана-генераторы с 90 % вероятностью будут выглядеть как близкие родственники плазма-болтеров и гелевых светильников.

Литература[править]

  • Легендариум Дж. Р. Р. Толкина: королевства эльфов Нарготронд и Гондолин, королевство людей Нуменор, из отрицательных вариантов — Мордор и Ангбанд. Первая и Вторая эпоха любят этот троп!
  • Мир Стержня Фрая, в особенности, Соединённое Королевство. Магические кристаллы, на которых ходят корабли, ездят амобилеры (местный аналог автомобилей), даже летают дирижабли.
  • «Житие мое» Ирины Сыромятниковой показывает зарождение манапанка в мире, аналогичном Европе начала 20 века[1].
  • Алексей Пехов, «Ловцы удачи» и «Особый почтовый»: по общественному устройству и технической эстетике мир выглядит как стимпанковый, но вместо пара и прочей техники — магические технологии.
  • Павел Корнев, попаданческий цикл «Приграничье». Ввиду ограниченности привычных ресурсов и наличия магии множество устройств работает на магической энергии. А ещё куча гибридов, например «чаромёт» — устройство, стреляющее заклинаниями.
  • «Операция Хаос» и «Операция Луна» Андерсона. А вот это уже классика. Суть примерно в том же: Планк и Эйнштейн в своё время встретились, разработали единую теорию, а на её основе учёные открыли магию, а инженеры пустили техномагические девайсы в промышленное призводство.
  • Мир Рассвета — со временем прогресс заменяет стандартный фентезийный сеттинг с орками и эльфами деконструкционным техномагическим с движимыми заклинанием колесницами, но ничто не стоит на месте и таки постепенно наступает он самый, родимый, с магкристаллами, выкачиванием магии из разводимых специально для этих целей дракончиков, натурально реактивными двигателями, основанными на взрывной реакции местной мана-жидкости.
  • Метавселенная Рудазова — Парифат. Существуют всемирная портальная сеть, колдовские аналоги огнестрела (субтермагия), принтера (Типогримагика), телевидения и телефона (дальнозеркала), мехов (сервапоры гремлинов); за большие деньги можно стать индивидом-плюс, нанеся волшебные татуировки или сходив на операцию к биомагу, а согласно слову Божию, не сегодня-завтра планируется первый полёт человека в космос (правда, там уже бывали титаны, но кому ж они скажут). И ведь все перечисленные вещи только отчасти разработаны современными магами, а в основном — реанимированы из реликтов эпохи Колдующих Императоров, когда в каждом доме стояла чаша, материализующая еду, войны велись звёздными катапультами и чакровзрывателями, а правительство чуть-чуть не успело устроить пробный пуск Спектральной Сети — по-видимому, аналога интернетов. Тем не менее, в остальном Парифат — чистейшее средневековье: где-то раннее с варварами и викингами, где-то высокое с рыцарями и арбалетчиками, а где-то и Ренессанс с торговыми республиками и кондотьерами.
    • Да и Серая Земля неуклонно к этому движется. Особенно после того как фанатик НТП Руорк Машинист насмотрелся на земные танки и плонетские шагоходы.

Фанфики[править]

  • Fallout: Equestria — также эталон. Несмотря на множество аналогов человеческой техники, практически всё работает на кристаллах (в качестве топлива в том числе, были упомянуты даже кристальные реакторы) и вплетённых в «талисманы» заклинаниях. Даже мегазаклинания зебр являли собой усиленные заклинания, вплетённые во всё, что для этого подходило.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — всё работает на пыли (dust), источнике энергии в виде кристаллов, так что в шутку его можно назвать дастпанком.
  • «Аватар: Легенда о Корре» — во второй части сериала вся цивилизация работает на электричестве, вырабатываемом магами огня.

Комиксы[править]

  • Unsounded — магия выражается через «программирование реальности» — маги (творцы), знающие особый язык, могут брать аспекты окружающего их мира (жар лавы, остроту травы, вес падающей воды или цвет зелени), перемещать их и усиливать. К несчастью, эти же аспекты не слишком любят, когда их меняют неподобающим образом, и потому магия ограничена некоторыми неписаными законами. Тем не менее она стоит в основе всей цивилизации, от градостроительного и военного аспекта до косметики или навязчивой рекламы.

Веб-комиксы[править]

  • FurryGuys — местные жители, урсы, используют в своих механизмах магию и, как часть многих из этих механизмов, демонов.
  • Корзинки из кишок — Почти вся техника в мире работает на энергии гомункулов, за редким исключением. Магия просто доступнее. В вероятном будущем зонах без магии активно используется пороховое оружие уровня начала-середины XX века и техника на дизельных двигателях, некрорполия же активно использует ещё и некроинжнерию. Одно из немногих (несмотря на некоторую легковесность) современных произведений где «панк» это не только визуальная стилистика. Принцип «High tech, low life» соблюдается и оказывает заметное влияние на сюжет.

Аниме и манга[править]

  • «Раз героем мне не стать — самое время работу искать!» / YuShibu. Технологическое развитие аналогично нашему, но все приборы до последнего фена и тостера работают от маны, получаемой из природных источников и людей с магическими способностями.
  • Hitsugi no Chaika («Гроб принцессы Чайки»). Все местные техномагические устройства-«гундо» (так зовутся и автомобили, и «магострельное» оружие, и летающие крепости, и всё остальное) работают в основном на сухом топливе, переработанных останках живых мыслящих существ в виде порошка. Обычно в дело пускаются окаменелости местных магических существ, фейл, но так как накапливаемая в телах магия — результат умственной деятельности существ — их память, мысли, чувства — то в случае необходимости можно использовать и память мага... и трупы людей, особенно те, которых для лучшей энергоэффективности, например, хорошенько попытали.

Видеоигры[править]

  • Аллоды онлайн. Астральные корабли на двигателе, построенном на магических энергиях, астральные энергостанции с надписями «осторожно, мана!» Очень токсична, при утечках маны возможно безумие, буквальное открытие пяти третьих глаз, отрастание шипов и щупалец и стильное неоновое сияние.
  • World of Warcraft же! Многие виды оружия и доспехов явно функционируют благодаря магическим энергиям. И у дренеев большинство технологиий основано на магических кристаллах. При этом имеются элементы клокпанка и паропанка.
  • StarCraft — внезапно, протоссы. Поголовно являются псиониками разной силы, и все их технологии работают на псионной энергии (например, сила пси-клинков увеличивается от того, насколько сильно использующий их зилот вошёл в режим берсерка).
  • Sudeki. У мастера Элько имеется пистолет на магических энергиях. На них же работают роботы в собственном городе. У магички — принцессы Айлиш есть посох, стреляющий как пистолет Элько.
  • The Elder Scrolls: вымершая цивилизация двемеров специализировалась на подобных технологиях. Впрочем, там смесь с клок- и паропанком.
    • В фэндоме имеет хождение термин «ЧИМ-панк», которым называют высокие магоэнергетические технологии. Преимущественно они встречаются во внеигровых произведениях разработчиков о гипотетическом будущем Нирна, но и в самих играх есть намеки о существовании таких технологий в прошлом.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — уже в названии фигурирует дуализм стимпанка и манапанка. В самой же игре есть как минимум два города, которые вовсю эксплуатируют магию в быту: Каладон (наравне с паром) и Тулла (только магия). Да, волшебство умирает потихоньку, но как мы узнаем ближе к финалу, такое уже бывало и не раз, просто цикличные процессы.
  • Sacred 2: Т-энергия. В наличии киборги-стражи храмов (во второй части можно поиграть за одного из них), энергетическое оружие (копья и пистолеты), централизованное Т-энергоснабжение крупных городов Анкарии, мутанты, подвергшиеся воздействию Т-энергии, а также несколько уникальных лабораторий (например, под Небесным куполом).
  • Серия Final Fantasy. В 7-ой части корпорация Шинра добывает энергию, перерабатывая поток мако. В 9-ой корабли-дирижабли, поезда, ветреные мельницы и другие механизмы работают на мгле — магическом тумане, выделяемым великим деревом жизни Йифа. Также, с её помощью была создана раса рефлексирующих-оживших кукол-солдат-чёрных магов.
  • Undertale. В пещере, где живут монстры, стоит Ядро — огромный генератор, перерабатывающий жар встречающейся в изобилии лавы в магическое электричество.
  • Trails — вся технология сеттинга работает на энергии, получаемой из особых кристаллов септиума. Обычно в качестве эстетики используют стимпанк, но иногда встречаются дизельпанковые, современные и даже футуристические элементы.
  • Divinity: Dragon Commander весь об этом. Даже жаль, что по сюжету все эти роботы, танки и воздушные корабли должны быть уничтожены, и мир игры (тот же самый, что в RPG серии Divinity) откатится назад в средневековье…
  • Endless Space и Endless Legend присутствует пыль (dust), которая является одновременно и источником маги, и ресурсом для продвинутых технологий, и деньгами… на самом деле нанороботы оставленные расой "древних"

Настольные игры[править]

  • SpelljammerDungeons & Dragons в космосе!
    • Там же сеттинг Eberron — молниевая железная дорога, воздушные корабли с двигателями на элементалях, серийно производившиеся големы… и даже мегакорпорации (в лице Домов, обладающих «меткой дракона»).
  • WarHammer 40,000 — эльдары. У этих даже табуретки из волшебной психокости сделаны.

Примечания[править]

  1. Во-первых, там обычный дизель в мире, где есть магия, во-вторых вообще не «панк», так как не соблюдён принцип «Высокие технологии — паршивая жизнь».