Тысяча лет, тысяча рублей: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 91: Строка 91:
** Довольно знаменитый факт, что древнюю Москву в «Иван Васильевич меняет профессию» изобразил кремль Ростова-Великого
** Довольно знаменитый факт, что древнюю Москву в «Иван Васильевич меняет профессию» изобразил кремль Ростова-Великого
** Синеозёрск из «Домашнего Ареста» — на самом деле более чем узнаваемая аллюзия на Ярославль.
** Синеозёрск из «Домашнего Ареста» — на самом деле более чем узнаваемая аллюзия на Ярославль.
* «Чек» — Гена-«Крокодил» жил спокойно в Ярославле с племянниками, пока на него не наехали искатели таинственного чека на пять миллионов долларов, и всё заверте... Город предстаёт в фильме типичной обшарпанной провинцией [[Бесславные девяностые|бесславных девяностых]] во всей красе.
* «Чек» — Гена-«Крокодил» жил спокойно в Ярославле с племянниками, но на него конкретно наехали искатели таинственного чека на пять миллионов долларов, и всё заверте... Город предстаёт в фильме типичной обшарпанной провинцией [[Бесславные девяностые|бесславных девяностых]] во всей красе.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===

Версия 13:09, 24 мая 2023

О городе кратко и по-анимешному! (от MagnieMakoyana)

Ярославль миллионником не стал, но немалую роль в истории России сыграть ему это не помешало. Попасть на купюру в 1000 рублей дорогого стоит!

Факты исторические

Некоторые ярославские доспромечательности видели практически все.
  • Ярославль — старинный город. Капитан Очевидность замечает, что город, отметивший 1000-летие в 2010 г., не может быть молодым. Археологические раскопки с этим солидарны — причём куда более убедительно, нежели это вышло с Казанью. Хотя с тех давних времён ничего особо не сохранилось, но церквей XVII в. и поныне в изобилии, как большевики ни старались изменить эту ситуацию. Потом в итоге махнули рукой, а сильно позднее и вовсе приняли решение сделать город столицей «Золотого кольца».
    • А в 2005 г., в рамках подготовки к празднованию юбилея, десант из ЮНЕСКО и вовсе обнаружил, что центр города — историческая ценность регулярной архитектуры XVIII в. и с воплями «Не замай!» потребовал специально огородить его. К 2017 г. пожелание было выполнено… но через три года часть табличек куда-то исчезла. Глупость или измена?
    • Один из немногих старых городов, что не стал памятником былому величию. Ну а где теперь Суздаль, Ростов Великий или Переяславль-Залесский?
  • На гербе Ярославля изображен медведь с секирой.
  • Ярославль дважды капитально горел. Первый раз его сожгли при Батые в 1238 г. — причём убедительные вещдоки этого удалось раскопать только в 2012-м! Во второй раз — в 1918 г., когда большевики, не стесняясь в средствах, объясняли левым эсерам, что «мятеж не может кончиться удачей». Тогда снесли «всего лишь» треть всех городских домов. Район Всполья (где располагалась одноимённая станция, будущий Ярославль-Главный) настолько пострадал, что там в память о событиях появилась улица Горелая (которую в 1957 г. от греха подальше переименовали в Полиграфическую — в честь свежепостроенного комбината).
  • Ярославль был и. о. столицы в Смутное время, и тут даже чеканили монету.
  • Ярославль обладает одним из старейших трамваев в России (если быть точным, его запустили пятым, в конце 1900 г.). И пусть трамвайная сеть стала жертвой известного явления (пути ранее 1960-х заменили троллейбусами или вовсе разобрали без «электрокомпенсации»), но зато ей не грозит участь ровесницы из Астрахани, канувшей в Лету в 2007 г.
  • Город и область производили так много картошки на этанол, что к началу первой пятилетки тут решили построить завод синтетического каучука (который предполагалось делать именно из этанола), а попутно — целый комплекс ЯРАК (Ярославский резино-асбестный комбинат), который в итоге пришлось «разукрупнять». Да, именно здесь впервые в мире был успешно создан и запущен в производство синтетический каучук.
  • В годы Великой Отечественной фронт не дошёл до города, но промышленно развитый Ярославль не мог не стать целью немецкой авиации. Самый лютые налёты случились, как ни странно, уже в 1943 г. — тогда 10 и 21 июня был разрушен шинный завод (между прочим, практически единственный на тот момент в стране), а счёт убитых и раненых шёл на сотни.
    • А годом ранее будущий ас Амет Хан-Султан совершил над городом воздушный таран, в честь чего на проспекте Авиаторов есть памятник.
  • Местный моторный завод даунгрейднули с автомобильного, выпускавшего до войны большегрузные машины ЯГ. В свою очередь, с выпусков грузовиков ЯАЗ начинали МАЗ и КрАЗ. Впрочем, дизеля ЯМЗ где только ни прописались — от грузовиков до бронетехники.

Факты разные

  • Прототипом (одним из, не единственным!) Арбатова из «Золотого телёнка» стал именно Ярославль. В пользу этого говорит изобилие церквей, белый «кремль», расположение станции (после строительства моста через Волгу, центральный вокзал оказался в стороне от главного пути на север и курьерские поезда пошли через станцию Всполье, будущий Ярославль-Главный). Ну и самое главное — именно тут они встретили своего Адама Козлевича, первого ярославского таксиста Осипа Карловича Сагассера. Да, реальный прототип Козлевича не был завязавшим уголовником, но по судам в качестве свидетеля чужих разгулов и растрат он действительно побегал.
  • Ярославль — город промышленный (к примеру, минимум три завода делают разномастные краски!). Причём большая часть заводов умудрилась пережить пресловутые «лихие девяностые» (к примеру, легендарную табачную фабрику «Балканская звезда» рыночек «порешал» только к 2017-м, в силу очередного законодательного наступления на вредную привычку покурить) и вполне себе процветают. Появление российского филиала знаменитой японской конторы Komatsu тоже как бы намекает.
  • Ярославль — город железнодорожный: «шайтан-арба» пришла сюда ещё в 1870 г. Два полноценных вокзал (ну хорошо, Ярославль-Московский почти полноценный!), электровозоремонтный завод (в начале 2000-х лёгким движением руки, превращавший няшных «чебурашек» ЧС2 в угловатых «младших братьев» ЧС7), сильный хоккейный клуб «Локомотив», наконец, управление Северной железной дороги (окопавшееся прямо в особняке на берегу Волги) — список красноречив. Ах да, а ещё целых два ходовых паровоза, по субботам идущие с пригородным поездом в Рыбинск! При этом до конца 90-х в окрестностях города работало немало реликтовой техники, оставшейся с зари электрификации (Северная железная дорога прошла ее одной из первых, еще до войны), включая электровозы ВЛ22 и электрички СР3.
  • Ярославль — город северный, причём не только из-за одноимённой железной дороги. Как показали наблюдения, машин с номерами из Архангельска и Коми тут даже больше чем соседей из Иванова или Владимира (а уж про соседнюю Вологду и говорить нечего — попасть в Москву из города молока и кружев, минуя Ярославль, довольно затруднительно!). Оно и понятно — для крайних жителей Севера жителей европейского Крайнего Севера Ярославль оказывается отличным выбором для переселения: уже достаточно тепло (но не слишком жарко, дабы резкая смена климата подтачивала здоровье, и так зачастую не сильно крепкое), столица недалеко, сам город достаточно крупный, да и цены (сравнительно) невысоки. Ну а если завести себе домик в деревне, то вполне можно устроить полноценный сад с яблоками-грушам-сливами.
  • Ярославль — город с более-менее здоровым отношением к «большому спорту». Задолго до эпической фразы про ожидания и проблемы Андрея Жопобрейкина Аршавина тут пришли к резонному мнению, что местный «Шинник» в роли вечной аутсайдера Высшей лиги (или крепкого середнячка Первой лиги) не заслуживает какого-то сверхфанатизма (и вообще, его стадион на козырном месте в центре существует скорее «на всякий случай» — надеялись к примеру на ЧМ-2018, но не подфартило). А вот вполне успешный «Локомотив» (если кто не знает — хоккейный) получил в своё расположение аж целых три площадки: исторический комплекс «Торпедо» на Пятерке, «Арену-2000» на Нефтестрое и новомодный комплекс (даже паровоз-памятник есть!) на проспекте Фрунзе!
  • Извечное противостояние «физики vs лирики» в Ярославле решилось в пользу последних. Например, театральный институт располагается чуть ли не в шаге от «кремля», а «демидка» (ЯРГУ им. П. Г. Демидова) в современном виде (до революции существовал Демидовский Лицей, разогнанный большевиками) появилась за счёт «отжатия» площадей у будущего политеха (ЯГТУ). В конечном итоге карма не дремлет — плотно окопавшийся в историческом центре ЯРГУ получил и самый дикий разброс по учебным корпусам (помотаться придётся и в Заволгу и в Суздалку!), в то время как выкинутый на мороз Нефтестрой политех обустроился компактным студенческим городком где всё в пешей доступности! Для сравнения — педагоги-«ушинцы» (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского) обустроились более скромно (основные корпуса — на Которосльной Набережной), поэтому дальше Пятёрки их не пошлют, а медики (по примеру политеха) и вовсе сидят между двумя больничными городкам — дабы теория в буквальном смысле не уходила далеко от практики (хотя здания в историческом центре есть и у них).

Так же во многом из-за победы лириков, Ярославль стал излюбленным место телевизионщиков для съёмок великого множества сериалов, преимущественно ментовской (но не только) направленности.

  • Ярославль — это почти Подмосковье[1], ибо город лежит в 250 километрах от Нерезиновой. Поэтому в каждом городском изменении (от новой стройки до спорной транспортной реформы) всегда находятся желающие увидеть «руку Москвы» — с разной степенью обоснованности. А ещё, по той же самой причине, Ярославль активно «донашивает» старые столичные автобусы и трамваи (а вот троллейбусов не ухватили, взяли тверские).
  • Не смотря на это, город к сожалению довольно запущен. Что ещё обиднее, на фоне роскошного исторического центра и реальной красивой набережной. Отсутствие вменяемой инфраструктуры, хроническая разруха и срач, к сожалению для города скорее норма чем исключение из правил. Иной зазнавшейся звездюк из Москвы (как автор правки) сказал бы что это типичная ситуация для "замкадья". Но нет, в других городах средней полосы такого к счастью не замечено. Опять же, исправляется всё это довольно легко. А тот же старый центр, просто причесать и обрамить как следует, и будет не хуже чем в европах. И опять же, тем обиднее, что руки пока так и не дошли.

Галопом по районам

Кировский

Если вкратце — это «Ярославль исторический». Именно сюда возят туристов (а прибывшие теплоходом и вовсе могут походить пешком по волжской набережной, где куда ни ткни — вокруг история да музеи!) любоваться церквями XVII в. и архитектурой века XIX. Впрочем, других достопримечательностей тут тоже хватает — чего только почти не разбавленный сталинский ампир по улице Свободы, тянущейся от Театра Волкова до самого вокзала Ярославль-Главный!

  • Место слияния Которосли и Волги (где Ярослав Мудрый и заложил город) именуют Стрелкой. Жалкие позёры-подражатели потом появились в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, но только ярославская — труЪ!
  • Скромная беседка у Мякушинского спуска Волжской Набережной является неофициальным символом города уже свыше 100 лет. Ещё в начале XX в. её хотели снести за ветхостью, но общественность отстояла. По легенде XIX в., по выходным тут сидел ярославский губернатор и наливал чаю всем желающим, отсюда возникло и прозвище — Губернаторская.
  • А вот с кремлём в городе незадача — от оригинального посада осталось примерно 1,5 башни (Арсенальная и сросшаяся с церковью Знаменья Власьевская). Но так как столь почтенному городу без своей крепости как-то несолидно, роль «Ярославского кремля» взял на себя Спасо-Преображенский монастырь! Без шуток — обиходное название вполне себе просочилось в канон, даже сайт монастырского музея-заповедника официально именует себя Yarkremlin.ru. Справедливости ради, крепостные стены монастыря и взаправду сильно смахивают на тот же кремль Астрахани.
  • Как и подобает городу, сидящему на реках как на стульях, набережная Которосли тоже обустроена. «Музейности» там поменьше, зато парковых зон — гораздо больше!
  • Центр Ярославля неизбежно пересекают все проезжающие транзитом в сторону Москвы или Вологды — разве что дальнобойщиков гонят на объездную. Считается, что подобный плотный трафик плохо воздействует на старинную архитектуру, но нормального решения проблемы пока не придумали.

Ленинский

Вкратце — «Ярославль советский, послевоенный». Самый маленький по площади из всех районов города, застроенный в основном разномастными сталинками и ранними хрущёвками для жителей окрестных заводов (в первую очередь — автомобильного/моторного). В силу небольшого размера управляется общей с Кировским районом (который лишь малость поболе по площади и населению) администрацией, да и вообще не исключено их объединение.

  • Говорим Ленинский район — подразумеваем «Пятёрка», говорим «Пятёрка» — подразумеваем трамвай № 5 (Капитан Очевидность в восторге!), ходивший по улице Чкалова в 1950-60-е. Маршрут продержался всего 10 лет (ныне существует в изменённом виде как № 1), но настолько въелся в народную память, что закрепился там сначала как обиходное название окрестностей улицы Чкалова, а ныне и вовсе приобретает расширенный вариант как народное обозначение всего района. В итоге в год, который желают вернуть все эмо, трамвай № 5 возродился (пусть и в варианте «Пятёрка-Брагино»), а в честь 120-летия ярославского трамвая по историческому маршруту пустили экскурсионный КТМ-5 (господа, это символично!) с обещанием под это дело вернуть в строй найденный где-то КТМ-1, куда более соответствующий той эпохе.
  • Именно в Ленинском районе нагляднее всего видно, как быстро устаревают названия — в 1957 г. улицу Стахановскую переименовали в Автозаводскую, а уже через два года ЯАЗ превратили в ЯМЗ, отдав всю необходимую оснастку для выпуска грузовиков на КрАЗ. А желающие на полном серьёзе поискать древесные кущи на Полушкиной Роще и в Загородном Саду неиллюзорно рискуют попасть в «дурку», расположенную в окрестностях последнего.
  • В случае «экспорта» идеи реновации жилья в регионы — первейший кандидат на таковую. Фактически? точечная застройка с рождением над местным четырёхэтажным царством архитектурных доминант от десяти и более этажей уже идёт, а в случае массовости явления под нож (или же точнее, ковш) пойдут все кирпичные малоэтажки, построенные ещё едва ли не пленными немцами. При этом охранной зоной, как исторический центр, район не является (хотя местные урбанисты и пытаются продвинуть такую идею), а находится к нему куда ближе брагинских и заволжских окраин.

Красноперекопский

Вкратце — «Ярославль слободской и заводской». Исторически — окрестности Ярославской Большой Мануфактуры (построенной ещё при Петре Великом), однако некоторые слободы тут были уже в 17 веке. Состоит из старой (собственно Перекоп) и новых (Нефтестрой, окрестности Новоярославского НПЗ) частей. В некотором роде, может считаться полноценным городом «на минималках». Загибаем пальцы: исторические кварталы (в лице церквей 17-18 веков и дореволюционных построек) — есть, собственный вокзал (пусть Ярославль-Московский ныне и откровенно «на вторых ролях») — в наличии, автовокзал и вовсе основной (тут уже на «вторые роли» уходит Ярославль-Главный), даже собственный ВУЗ в лице политеха (ЯГТУ) имеется.

  • Основатель Большой Мануфактуры Иван Затрапезнов сделал свою фамилию нарицательной, сделав ставку на выпуск самой непритязательной и дешёвой материи. Так что изначально «затрапезная одежда» вовсе не была предназначена для принятия пищи.
    • Это же семейство в 18 веке построило себе целый парк и церковь Петра и Павла. Кто углядит в этом неиллюзорное сходство с Петербургом будет абсолютно прав — на тогдашнюю столицу Российской Империи и равнялись. Парк нынче уже утратил свою «регулярность», а вот церковь по-прежнему весьма недвусмысленно напоминает свой питерский «исходник».
  • Район Толчково (гусары, молчать — её имя связано с кожевенниками, а не полоумными ролевиками с мечом из лыжной палки!), даже не будучи ещё частью города, устроил себе монументальные храмы. Та самая уникальная пятнадцатиглавая церковь с оборота тысячерублёвой купюры находится как раз здесь. К сожалению, нормально рассмотреть её довольно затруднительно из-за лакокрасочного завода, за которым она и расположена.

Фрунзенский

Исторически — половина «Перекопа» по левую сторону Московского проспекта, впоследствии ставшая самостоятельным районом. Включает в себя «парадный вход» в лице проспекта Фрузе (этакий спальный район завязавшего курильщика — с торговыми центрами, красивыми человейниками многоэтажками и парками), «чёрный ход» в лице Тормозного шоссе (а здесь уже скорее пейзажное гуро из-за речного порта, скрывающего Волгу) и примкнувшую к ним Суздаку с промышленным технопарком прямо для сайта «Сделано у нас». Из-за этого, район стал жертвой противоположных оценок — для одних он Мордор похуже Брагина, для других тут «модно, стильно, молодёжно».

  • Именно тут располагаются ярославские «Кресты». Нет, это не копия знаменитого питерского СИЗО (хотя свой аналог у Ярославля есть и расположен тоже во Фрунзенского районе, а называется… «Коровники»!), а окрестности Крестобогородской церкви, что не закрывали даже в самые атеистические годы Советской Власти.
  • Именно в Крестах находится местная «китайская стена» — самый длинный городской дом. Конечно, 490 метров и 19 подъездов — далеко не рекорд, но Ярославль на него и не претендует.

Заволжский

Левый берег Волги, просторечии просто «Заволга» (не путать с Заволжьем — посёлком, хоть и лежащим на том же левом берегу, но в состав в города не входящим!). Исторически сложился как слобода пленных жителей Твери, отчего историческое ядро именуется Тверицы. Самый большой и самый зелёный район города, во многом по-прежнему являющийся очень большой деревней — даже несмотря на попытки создать полноценные спальные района на проспектах Авиаторов и Машиностроителей.

  • Именно в Заволге (в силу больших свободных площадей) в рамках подготовки к юбилею в 2008 г. открыли Ярославский зоопарк. Строили с размахом и заняли целых 120 га — на зависть многим! Для сравнения: собственная площадь почтенного московского зоопарка — 30 га, а минский (основанный всего лишь на четверть века раньше, в 1984) и вовсе обходится жалкими 15.
  • Тверицкая набережная — воплощение крутой непрактичности. С одной стороны, малоэтажная застройка (на радость одуваноголовым урбанистам!), близлежащий пляж (который куда просторнее и стабильно работающий, не в пример своему визави на Стрелке), центр города через реку и шикарные виды. С другой — «инфраструктура? не, не слышали»; магазинов, детских садов, школ и больниц не завезли, примерно 1,5 автобусных маршрута курсируют раз в час. Возможно, когда-нибудь всё поменяется к лучшему — «вот только жить в эту пору прекрасную»…
  • Резинотехника — с одной стороны, по части инфраструктурных достижений островок цивилизации, с другой — от превращения в Брагино только в меньшем масштабе это его не спасло. Дополнительный будоражащий фактор в виде исправительной колонии, оказывающий воздействие в вопросах культивирования "блатной" культуры среди местной молодёжи, делу явно не помогал.

Дзержинский

Вкратце — «Ярославль подзнесоветский, спальный». В народе больше известен как Брагино — в честь одноимённой деревни, на месте которой построили Северный жилой район. С точки зрения одуваноголовых урбанистов — АдЪ, Израиль и Мордор. Унылые серые девятиэтажки (вообще-то они есть во всём городе, но именно тут они преобладают), разбитые улицы и дворы, парковки на газонах, дефицит зелёных зон (их не то чтобы мало, но они в основном находятся на задворках). Короче говоря, если бы Илью Варламова заперли в Брагине, Ярославль не то чтобы выпал из числа уютных городов — на его фоне бы даже одиозный Омск смотрелся неплохим местом!

  • Именно в Брагине происходят основные события знаменитого фильма «Афоня». Можно увидеть район в его лучшие годы. Кафе «Ассоль», увы, не сохранилось.
  • Брагино, наряду с Пятёркой, является одним из «якорей», удерживающим ярославский трамвай на этом свете. Да, сцепки из центра туда уже давно не ходят, но в свете некоторых событий (о которых ниже) поездка туда-обратно именно на рельсах может оказаться самой удобной и быстрой.
  • Номинально у района отличная транспортная доступность — на дефицит общественного транспорта жаловаться грех, но есть нюансы. Во-первых, «бутылочное горлышко» в квадрате «Полушкина Роща — Проспект Октября — Тутаевское шоссе — Ленинградский проспект». А во-вторых, когда в 2019-20 годах 2 из 3 магистральных проездов встали на ремонт (Тутаевское шоссе — на плановый, Добрынинский мост — на внеплановый!), брагинцы на собственной пятой точке ощутили всю прелесть заторов практических московских масштабов. А уж как «повезло» жителям северной окраины Норское, что стояли в пробках даже после 20.00 в районе улицы Панина (гусары, молчать!). В выгодном положении внезапно оказались пассажиры трамваев (чьи пути лежат в стороне от главных дорог) и которым проблемы «резиноколёсных» оказались строго параллельны во всех смыслах. И хотя ныне острота проблемы спала, но свете грядущей новой фазы ремонта Тутаевки (пока чинили один участок, другой уже успел развалиться) и кривого ремонта Добрынинского моста (который теперь работает чуть более чем наполовину) никто не гарантирует новый акт брагинского стоялова ещё на пару лет…

Известные уроженцы

  • Поэт Николай Некрасов (1821-77). Формально, не является местным уроженцем, но почти всё жизнь провёл здесь. Есть музеи в Грешнёво (детство) и Карабихе (зрелость) и целый населённый пункт Некрасовское (экс-Большие Соли, легендарный одноимённый санаторий не переименовали).
  • Валентина Терешкова, первое бревно первая женщина в космосе. По совместительству она же — центральная улица, планетарий и экспресс до Рыбинска под псевдонимом «Чайка». Родилась, правда, в области (впрочем, от Ярославля там каких-то 20 км).
  • Советский маршал Фёдор Толбухин, по совместительству мост, проспект и даже болгарский город Добрич (в 1949-90 годах)!
  • Знаменитый лирический тенор Леонид Собинов (человек, улица в центре и музыкальная школа). Его брат Сергей взял псевдоним Волгин.
  • «Мистер Музыкальный Критик» Артемий Троицкий.
  • Театральный режиссёр Юрий Любимов.
  • Телеведущая Елена «Ревизорро» Летучая.
  • Кирилл Сочный, спевший «Освежи меня», родом из Переславля-Залесского.

Где встречается

Литература

  • Валентин Пикуль, «Каторга» — Полынов вырос в Ярославле в семье местного гробовых дел мастера со звучной фамилией Придуркин.
    • Его же рассказ «Ярославские страдания».
  • Леонид Пантелеев «Ленька Пантелеев» — детские впечатления автора, попавшего в самое пекло эсеровского мятежа.
  • Очерки и рассказы Владимира Гиляровского о бурлаках, безработных речниках-«зимогорах» (зимой горюют потому что) и других «трущобных людях».

Кино

  • В Ярославле в советское время часто снимали «усредненный город РСФСР» — например, в «Афоне» или «Большой перемене».
    • А ещё поблизости от Ярославля есть городок Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск), чья левобережная (Романовская) сторона архитектурно выглядит так, как будто «застряла» в дореволюционных временах. Неудивительно, что именно там снимали уездный город N в гайдаевской экранизации «12 стульев» и некоторые другие фильмы, требующие соответствующей атмосферы.
    • Довольно знаменитый факт, что древнюю Москву в «Иван Васильевич меняет профессию» изобразил кремль Ростова-Великого
    • Синеозёрск из «Домашнего Ареста» — на самом деле более чем узнаваемая аллюзия на Ярославль.
  • «Чек» — Гена-«Крокодил» жил спокойно в Ярославле с племянниками, но на него конкретно наехали искатели таинственного чека на пять миллионов долларов, и всё заверте... Город предстаёт в фильме типичной обшарпанной провинцией бесславных девяностых во всей красе.

Видеоигры

  • В серии стратегий Europa Universalis можно встать у руля независимого Ярославского княжества.

Тропы и штампы о Ярославле

  • Белый слон — пресловутый «дом непьющих» (у атлантов, держащих крышу, заняты руки и пить они не могут!). Очевидный архитектурный памятник, построенный со всей вычурностью начала 20 века табачным фабрикантом Дунаевым, ныне просто разрушается от непогоды — банально потому что являет собой чистой воды «чемодан без ручки»: и оставлять его так нельзя, и реставрация будет весьма недёшева.
    • Аналогично и на «Красном Перекопе» — обширные заводские помещения начала 20 века комбинату больше не нужны, а куда-то пристроить их надо.
  • Версия для бедных — считается, что в 18 веке город активно подражал Петербургу, будучи этакой «столицей на минималках». Поэтому в центре города осталась регулярная планировка, а парк купца Затрапезнова (включая церковь Петра и Павла) явно сделана под влиянием Петергофа. Петропавловский парк нынче запущен, а вот одноимённая церковь неплохо сохранилась и по-прежнему выглядит маленьким Петропавловским Собором.
    • ДК им. Добрынина (бывший Моторостроителей) — по отношению к ДК «Ростсельмаша». Изначально просто планировали сделать адаптацию под местный климат и материалы. Но потом после смерти Сталина началась борьба с архитектурным пафосом, в результате чего строительство затянулось, архитектора довели до суицида, а финальная версия вышла совсем уж «обеднённой».
  • Ирония судьбы — ярославский трамвай ожидаемо невзлюбили местные извозчики как более дешёвого и удобного конкурента. Основным местом обитания оных был нынешний Кучерской переулок (народное название в итоге стало официальным)… который ныне почти монопольно отдан на откуп трамвайным путям!
  • Конъюнктурный пересмотр в городе выполняется довольно криво. Например, к приезду Ельцина в 1993 г. улице Емельяна Ярославского (она же — бывшая Большая Пролетарская) вернули историческое имя Большой Фёдоровской. А про Малую Фёдоровскую (ныне Малая Пролетарская) забыли! Ну и превращение центральной площади Подбельской в Богоявленскую (хотя до революции она была Рождественской).
  • Не было бы счастья… — ликвидация троллейбуса в Твери позволила неплохо пополнить местный парк относительно свежими машинами за весьма разумные деньги.
  • Неловкое прозвище — пафосный памятник Ярославу Мудрому на той самой Богоявленке получил бафосное прозвище «мужик с тортом». Понятно, что макет в руках князя что-то символизирует, но как это выглядит…
  • Нет, не тот — особо хитровывернутый зигзаг со станцией Филино в городской черте и одноимённой деревне в 10 километрах от города (чьи крестьяне действительно помогали строить этот разъезд). Дополнительная путаница — и туда, и туда ходят автобусы с Красной площади, а отдельного указания на станцию нет! Правильный ответ — Ярославль не настолько большой город, дабы для городских маршрутов вводили трёхзначные номера. Значит автобус 26 идёт в городской черте, а 121 едет за город.
    • Улица Жукова в Пятёрке. Причём тут "маршал Победы" Георгий Константинович? Её назвали в честь местного лётчика Михаила Петровича Жукова (1923-43)!
    • Улица Панина в Брагино не имеет отношения ни к вельможе 18 века, ни к одиозному (или другому — не одиозному) актёру. Опять же, местный уроженец и революционер Николай Николаевич (1877-1955).
    • Там же — улица Громова. Не тот, который прославленный лётчик Михаил Михайлович (1899-1985), а местный комиссар Александр Яковлевич (1892-1944).
    • Бутусовский парк, жилой посёлок и ТЦ связаны не с вокалистом Nautilus Pompilius, а названы в честь заведующего местной «коммуналкой» Константина Ивановича Бутусова (1892-1929).
  • Сапожник без сапог — в Ярославле строили довоенные троллейбусы ЯТБ для Москвы и ряда других городов. Троллейбусное движение в городе открыли только в 1949 году и уже московские машины МТБ-82.
  • Устаревшее название — помимо вышеуказанных улиц, стоит отдельно отметить «серый дом» (областное управление МВД), который к 1000-летию зачем-то перекрасили в жёлтый. Цвет поменяли, а название осталось. Впрочем, не очень удивительно — достаточно вспомнить, что здание построили в 1936 году, аккурат перед началом Большого Террора.
    • Бывший клуб «Гигант» (ныне Дворец Молодёжи) был таковым только на фоне деревянных домов, на месте которых его строили в конце 1920х. Но в роли обиходного названия площади Карла Маркса название держится до сих пор.
  • Устоявшееся неточное определение — площадь Челюскинцев в центре города уместнее было бы называть бульваром. Но так как в тех местах исторически располагались целых две площади, в итоге слившиеся в одну, название оставили.
  • Эффект голубого щенка — район Толчково назван так по слободе кожевенников, которые для дубления толокли древесную кору.

Примечания

  1. А лежащий на полдороги к столице Переславль-Залесский и вовсе де-факто уже стал Подмосковьем (и машин со столичными номерами там едва ли не больше местных).