Игра престолов (телесериал)/Тропы на букву У
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Это подстатья к статье Игра престолов. Навигационные шаблоны и плашки здесь не нужны.
Тропы[править]
- Убийственный взгляд — взгляд Серсеи в первом сезоне, когда она получает затрещину от Роберта. Хоть она и пытается отшутиться своим «Буду носить [этот синяк] как знак почёта», взгляд ясно даёт понять: именно тогда, именно в эту секунду, было принято решение. Именно в эту секунду король Роберт Баратеон окончательно вынес сам себе смертный приговор, да ещё и подпись на этом приговоре подмахнул и печать сургучную поставил. Большую. Круглую…
- Убийца великанов:
- Поединок предводителя великанов из армии Манса Мега Могучего и однорукого кузнеца Ночного Дозора Донала Нойе. Закончилось тем, что оба умерли (причём схватка происходила за кадром). В сериале это (за неимением Донала) сделала группа дозорных во главе с Гренном и Доннелом Хиллом. До этого дозорные также убивают другого гиганта и его ручного мамонта.
- Тормунд заслужил прозвище «Великанья смерть» за то, что якобы убил в юности великаншу, вспоров ей живот, чтобы спастись в нём от холода. А она принимала его за детёныша и кормила молоком, пока он не сбежал, а она — не умерла. Явно врёт (он вообще мастер приврать); но не исключено, что когда-то он действительно прикончил гиганта. Все уцелевшие исполины, однако, воспринимают Тормунда как друга (и ни о какой «кровной мести» даже не помышляют) — так что если он и убил однажды великана, то какого-нибудь отщепенца, проклятого собственной же великаньей роднёй.
- Есть интересная гипотеза насчёт того, на каких именно фактах мог «вольно» основываться Тормунд, рассказывая свою байку про великаншу (прямо спрошенный автор не подтверждает и не опровергает): у Амберов в гербе великан, и какая-нибудь женщина из этого благородного рода могла и поднять оружие на «дикаря» Тормунда, после чего он без зазрения совести мог её убить (по представлениям Вольного Народа, вооружённая и сражающаяся женщина есть тот же воин). Перед этим он и впрямь мог некоторое время «спасаться от холода» в её постели :) По лору, Тормунд не только непревзойдённый трепач, но и умелый воин и искусный любовник. А ведь одну из кузин Большого Джона Амбера похитили некие одичалые, о чем широко известно по всему Северу.
- Годри Фарринг, рыцарь на службе у Станниса, заработал прозвище «Победитель Великанов», убив и обезглавив убегающего гиганта из войска Манса.
- В конце Битвы бастардов отдаёт Старым богам душу Вун-Вун: Рамси Болтон добивает его, и так уже похожего на ежа, стрелой в глаз.
- Юная Лианна Мормонт навеки упокаивает великана-нежить, вонзив ему в глаз осколок драконьего стекла, но и сама получает смертельные травмы.
- Убитая игрушка — учитывая рейтинг сериала, принцессу Ширен убили напоказ зрителю (разве что оставили за кадром момент, когда девочку охватывает пламя). Но в шестом сезоне сир Давос находит её игрушку — обгоревшего оленя. А в финале 5 серии 8 сезона, если присмотреться к обугленным трупам матери и дочери, рука девочки по-прежнему сжимает игрушечную лошадь.
- Убить в адаптации — масса таких примеров с малозначительными персонажами (включая кобылу Серебрянку), но в четвёртом сезоне погибают Пип, Гренн и Жойен Рид, в пятом — Манс Налётчик, сир Барристан Селми, дочь Станниса Ширен, жена Станниса Селиса, сам Станнис и Мирцелла Баратеон, ну, а в шестом, седьмом и восьмом герои посыпались, как яблоки с ветки.
- Убить дракона — взрослого дракона можно убить только в глаз. Некоторые считают, что можно и в глотку, но, как писал септон Барт, «смерть исходит из пасти дракона, но не входит туда». Особенно бить дракона в глаз наловчились дорнийцы (ну вообще-то говоря, достоверно известен ровно один такой случай — драконица Мераксес у замка Пекло и там явно было случайное попадание либо невероятное везение), что подарило их княжеству лишние десятилетия независимости, когда в Вестерос явились драконьи всадники Таргариены. Но самые страшные потери драконы понесли в конце гражданской войны между Таргариенами, пресловутого Танца Драконов. Почти всех уцелевших забила толпа религиозных фанатиков, не желавших, чтобы дерущиеся драконы спалили Королевскую Гавань. Драконы, пока их убивали, были прикованы, а вся толпа погибла в развалинах, но эффект налицо. Драконов у Таргариенов, кроме одного быстро помершего задохлика, не осталось. Также, в ходе Танца одного дракона убили из «скорпиона» (лёгкой катапульты). Но против драконов ПЛИО «в куче сила».
- В рамках событий сериала было убито всего два дракона: Рейгаль последовал за бабушкой Мераксес, получив удачный болт из скорпиона, а Визерион был завален очень сильным колдунством Короля Ночи.
- Убить того, кого любишь
- Дейнерис Таргариен задушила кхала Дрого подушкой, когда стало ясно, что ничего, кроме жизни растения,
для него благоему не светит. - С прикрученным фитильком: Джон Сноу не убивал Игритт лично, она погибла от стрелы другого дозорного. Но Джон считает, что всё равно виноват: ведь именно он предупредил братьев Дозора о нападении одичалых.
- Нед Старк убивает Леди, лютоволчицу своей дочери Сансы. Смотреть на это практически невозможно. Драмы добавляет тот факт, что ни Леди, ни Санса этого не заслужили.
- Тирион убивает Шаю за то, что она предала и оклеветала его. Ведь специально пытался выстроить отношения так, чтобы не влюбиться в шлюху — и всё равно…
- Дела давно минувших дней: Азор Ахай смог закалить свой клинок, только пронзив им сердце своей возлюбленной жены Ниссы-Ниссы. Многочисленные теории гласят, что второй Азор Ахай проявится в этом мире аналогичным способом, и гадают, кто же кого того.
- В финале Джон Сноу убивает Дейнерис Таргариен, вонзив кинжал ей в сердце прямо во время поцелуя. Педаль в пол: обе женщины, которых он любил, умерли непосредственно по его вине и при его участии…
- Дейнерис Таргариен задушила кхала Дрого подушкой, когда стало ясно, что ничего, кроме жизни растения,
- Убью родных, убью друзей — с чего бы начать…
- Роберт Баратеон приходился своему архиврагу Рейгару Таргариену троюродным братом: родная бабушка первого Рейль Таргариен была двоюродной бабушкой второго (сестрой короля Джейхериса II и тёткой — короля Эйриса II).
- Теон Грейджой рос в семье Старков как заложник — но заложник равный, фактически приёмный сын, так что его убийство двух маленьких кметов, которых он выдал за Брана и Рикона засчитывается.
- Два слова: Красная Свадьба.
- Увёртливые внутренние органы — книжное ранение в бедро показалось продюсерам слишком несерьёзным, и Игритт всадила Джону три стрелы в корпус. Ничего, и до Чёрного замка доскакал, и оборону сумел возглавить! Обоснуй: на Джоне была одежда из плотных шкур. Обоснуй-2: Игритт из любовных чувств или как минимум эмоциональной встряски, натягивала тетиву слабее, чем надо.
- Однако в Средние века стрелу, вынимая, не тянули назад, чтобы наконечник не застрял в ране, а толкали, чтобы она прошла насквозь. Хотя, если на нём была шёлковая рубашка, то стрелу можно было и тянуть назад: стрела обычно не пробивала насквозь шёлк, а вбивала его в рану.
- Далеко не всегда. Так делали, например, если стрелу нельзя особенно теребить (рядом крупные сосуды), а наконечник и так УЖЕ вблизи поверхности. Иначе и выдергивали, и вырезали и много чего еще делали. Да и наконечники бывают разные, и что характерно, рассчитанные на человека в броне (даже в коже или «ватнике») или крупного зверя имеют достаточно простую форму, что облегчало их удаление.
- Во времена Средневековья уже были специальные инструменты для извлечения наконечников стрел, которые одновременно захватывали наконечник и расширяли рану, не давая краям наконечника зацепиться. Автор правки не может найти источник, но смутно помнит, что изобретением этого инструмента знаменит один из врачей античности.
- Арья Старк, получив пару-тройку глубоких ножевых ранений в живот, потеряв огроменное количество крови и нырнув в грязную воду с городской набережной, не только не умерла, но и умудрилась с незажившими ранами бегать, как молодой олень, а потом и вовсе разделалась со своей несостоявшейся убийцей.
- Однако в Средние века стрелу, вынимая, не тянули назад, чтобы наконечник не застрял в ране, а толкали, чтобы она прошла насквозь. Хотя, если на нём была шёлковая рубашка, то стрелу можно было и тянуть назад: стрела обычно не пробивала насквозь шёлк, а вбивала его в рану.
- Удар милосердия — Сандор Клиган в присутствии Арьи избавил от мучений раненого старика. Джон Сноу стрелой в сердце убивает Манса Налетчика, которого Мелисандра и Станнис приказали сжечь заживо.
- Удар ниже пояса
- Довольно реалистичное применение тропа демонстрируется во время поединка Бриенны и Пса. Оба обмениваются такими ударами: она бьёт латным кулаком для избежания захвата, а он в отместку от души заряжает в промежность ногой. Правдоподобная болевая реакция у обоих прилагается.
- В драке этот приём пытаются использовать против Теона, который уже лишился самого дорогого. Не сработало. Скорее всего, не потому, что Теону всё уже оттяпали (получить даже не по яйцам, а по внутренней стороне бедра всё равно ооооочень больно), а потому, что после упражнений Рамси у Теона изменились понятия о том, что такое «очень больно». Тем более, что, по канону, Теону оттяпали не всё. Член у него действительно отрезан, но вот яйца как раз целы.
- Удивительное внимание к деталям
- Художник-постановщик Джемма Джексон с художницей по костюмам Мишель Клэптон создали для каждой фракции, для каждого персонажа тонны проработанной одежды — от нижнего белья, которое даже не мелькает в кадре, до боевых доспехов. Даже отделка на одежде массовки зачастую была выполнена вручную. Подробнее можно узнать здесь.
- Тем не менее, с нижним бельём абсолютный фейл: платья аристократок часто надеты прямо на голое тело, особенно в Королевской Гавани. Любого историка костюма подобное возмутит: дорогие платья никогда не носились на голое тело, под них надевали сорочки, чтобы уберечь платья от пота и прочих выделений и тем самым продлить срок их службы (в книгах Мартина, что характерно, сорочки упоминаются). С доспехами в сериале тоже беда — один псевдотопхельм Горы с забралом-дуршлагом чего стоит.
- Про сорочки авторы, разумеется, знали. Это намеренное отступление — некоторая сексуализация образов.
- Да и на Сансе (когда она снимает платье, готовясь выполнить свой супружеский долг но так и не пришлось) сорочка наличествует. Сорочек нет под платьем только на тех дамах, которые подражают эссосской моде (особенно леди Маргери этим отличается, Серсея даже заочно костерит её за это, ревниво стараясь опорочить молодую Тиррелл в глазах Джоффри). Ну а служанка Шая ничему не «подражает», а попросту одевается по-эссосски, поскольку она родом из Лората.
- Ужас у холодильника — Тирион убеждает лордов, что избрание Брана поможет избежать междоусобиц и тирании: ведь у него не может быть детей, а значит, следующего короля тоже будут избирать советом лордов. Интересно, как он собирается сохранять это преимущество для следующего короля? Вряд ли будет практиковаться принудительное обеспложивание каждого преемника (жаль, Варис не дожил)…
- Гы-гы. Учитывая, сколько раз в реальной истории отсутствие законного наследника становилось причиной лютой грызни[1]…
- Достаточно вспомнить, что затяжной кризис и Война Пяти Королей произошли именно из-за того, что с порядком наследования возникла неясность и лордам, по-хорошему, следовало созывать Совет.
- Кроме того, будущего короля — если исходить из того, что он «просто король, обычный человечишка» — ждёт букет источников «приятных» ощущений. Долг, заработанный Бейлишем, никуда не исчез, а значит, несколько опустевшему и прохудившемуся Вестеросу предстоит ещё затянуть пояса, чтобы на оброк хватило. И как это воспримет население — не схватится ли за дреколье, а некоторые лорды за мечи?.. А чтобы вопрос «Сохранять ли верность, или объявить независимость?» был полегче, им подан наглядный пример Севера. А члены нового Малого совета не вполне адекватны и позволяют себе клоунничать прямо на заседаниях… Так что все предыдущие события могут оказаться лишь прелюдией настоящего концерта!
- А ещё надо расплатиться с дотракийцами, которые дожили и дошли до Королевской гавани. Они же вообще-то за богатую добычу воевали и после гибели Дейнерис вовсе не обязаны подчиняться местным лордам: Старкам и Баратеонам они присяги не давали. К тому же, дотракийцы могут приступить к изъятию долга прямо по месту дислокации, в отличие от Железного Банка, до которого ещё доплыть надо.
- Долг заработанный Бейлишем, никуда не исчез? А сколько войск у кредиторов? Извините, но при феодализме это был бы принципиальный вопрос, это не обыватели, боящиеся коллекторов, и даже не мелкие предприниматели, боящиеся мелких же бандитов
- И за всем этим прячется ещё более кошмарный «ужас, о котором догадываешься позже». Стоит только вспомнить, что Бран — не «просто король», далеко не «обычный увечный человечек»… Стоит только прикинуть, что Бран и стоящие за ним силы (кто бы они ни были) скорее всего прекрасно понимают все вышеописанные опасности — не идиоты же они… Но в таком случае получается, что стоящие за Браном силы, раскрывшие в нём все эти абилки (в том числе через питьё крови), располагают какими-то рычагами, которые позволили бы все вышеперечисленные опасности свести на нет, а маячащий анархическо-междоусобный «концерт» надёжно предотвратить — иначе бы они, эти силы, и не затевали подобную авантюру… И что же это могут быть за рычаги такие, м-м?.. И у каких таких сил в ходу именно этакие рычаги?.. И почему-то Мартин в интервью — в прямой связи с ПЛиО и ИП — то и дело, годами поминает Толкина (всуе ли, ох, всуе ли?!)… О ужас, почему в ушах так и грохочет «…и объединить навек в их земной юдоли…»?! Бран-то, похоже, стал местным Тёмным Властелином, только благонамеренным (отчего лордам и народам, которых он «построит, упорядочит и умиротворит», будет ничуть не легче)… В таком случае регионы, кроме Севера (с которым Бран решил не обострять? а просто со временем опутать его сетями тайной слежки?), не очень-то пообъявляют независимость — каждому региону быстренько и страшно «растолкуют», что тут вам не Север и лучше даже не рыпаться… Былые «подвиги» Тайвина Ланнистера покажутся детскими играми каждому, кто будет в курсе; тем более, что в ход будут пущены явно более тонкие, сложные и разнообразные (но не менее подлые) методы, чем у Тайвина, которые еще и будут сопровождаться грамотным спин-докторингом Брановой персоны… И проблема преемственности власти тоже перестаёт быть проблемой — если Бран однажды и сдохнет (после многих веков правления?!), те же мистические силы, что его продвигали, уж постараются озаботиться тем, чтобы на престол вновь попал угодный им кадр — которого соответственно наворотят и который «продолжит генеральную линию партии». Может, даже душа Брана возьмёт да вселится в тело преемника, душе которого она скажет «Ку-ку, будем жить вместе» (уж не поступил ли так Бринден Риверс в момент своего умирания с самим Браном?!).
- Хорошо, если жить вместе… Не сможет ли она выселить хозяина? И Бран ли это уже вообще — именно по сериалу, а не по книге?
- И, в любом случае, сразу рождается безумная надежда: ведь есть же деятели, которые не оставят дело так, едва (и если) узнают, что за кадр этот Бран и что собой представляет его режим. Кто-кто, а Джон-Эйгон и его Вольный Народ (см. финальную сцену с Джоном), Санса и её упивающиеся суверенитетом северяне уж точно не станут сидеть сложа руки — они постараются скинуть это злобно-магическое иго, а саурончику Брану сделать секир-башка… Но! Тут же накрывает новый, не менее сильный ужас: допустим, им удалось (что тоже не факт) — но не сползёт ли после этого Вестерос в новую анархию, в очередную волну междоусобиц и раздоров?.. Тёмное фэнтези какое-то получается, как ни поверни.
- А если ещё вспомнить, что Дрогон унёс тело Дейенерис в Волантис, где обитают способные воскрешать мёрвтых Красные жрецы… Не воскресят ли они её и не попытается ли она тоже принять во всём этом участие?
- Бронну жить осталось очень недолго. Дворяне Простора и Тиррелов терпели в основном из-за денег и большой армии. Ведь среди них немало тех, кто возводит свою родословную к самому Гарту Зеленой Руке. А тут — безродный наемник нарисовался. Нет, пока он в Столице, терпеть его может и будут. Но стоит ему засветить свою рожу в Хайгардене — его дни сочтены.
- Уже не торт — по мнению определённого (растущего с каждым новым сезоном, начиная с 5-го и резко доходящего практически до всего комьюнити к 8-му) числа зрителей, сценаристы сериала, мягко говоря, не дотягивают до Мартина по части придумывания сюжета. Как результат — те серии, которые создавались без литературного первоисточника, изобилуют сюжетными дырами и роялями в кустах.
- Украсть шоу — как давно это было… Когда только-только вышел первый сезон, некоторые говорили, что Арья (Мэйси Уильямс) и Визерис (Гарри Ллойд) крадут шоу.
- Варис и Мизинец тоже. Правда в последних сезонах их персонажей упростили и опошлили.
- В шестом сезоне Арья опять за это принялась.
- В моменты своего появления шоу тащат все Ланнистеры: Тирион, Джейме, Серсея и Тайвин.
- Седьмой сезон полностью украден Пилу Асбеком в роли Эурона Грейджоя, чего совсем никто не ожидал.
- Украшения для волос
- Аверсия: Книжные дотракийцы вплетают в свои косы колокольчики и бубенчики, отмечая ими одержанные победы. Но в сериал эту деталь переносить не стали — попробовали было, но получилось бафосно.
- У кхала Дрого в бороде золотые кольца. В книгах кольца были в усах, а бороду он вообще не носил.
- Укушен собственной собакой
- Рамси Сноу-Болтон. Сначала превратил Теона в своего верного Вонючку… а потом пережал и получил от него закономерный «укус».
- Тайвин Ланнистер же. Педаль в пол, потому что «собакой» был родной сын.
- Рендилл Тарли — в ту же степь. Затюкал Сэма до того, что тот конфисковал отцовский меч и слинял. Но не «из чистой вредности»: артефактный меч нужен был для дела.
- История с Серсеей и Его Воробейшеством — см. выше Литература. Только здесь Серсею сдал её двоюродный брат (и бывший любовник) Лансель. Добровольно.
- Улыбашка
- Очень улыбчивый Рамси Сноу: законченный отморозок и полное чудовище. В книгах он улыбался не так часто.
- Эурона Грейджоя решили сделать именно таким (ну не шмогли авторы грамотно раскрыть магический потенциал ПЛиО, не шмогли!). Улыбается чуть ли не чаще Рамси, а оптимист даже поболе. Даже умирает с улыбкой и в приподнятом настроении.
- Умереть может каждый — создатели сериала давят педаль в пол: То, что персонаж в книжной серии был милостиво оставлен в живых Дедом-в-Кепке, вовсе не является гарантией того, что ему точно так же повезет в телевизионной версии. Особенно теперь, когда сериал уже вырвался вперёд…
- В последних сезонах полностью похерено — «главные» герои стали выпутываться из опасностей самыми невероятными способами, выживать в тех ситуациях, где в произведении другого жанра должны были гарантированно погибнуть — короче, иммунитет главных героев (хоть протагониста по-прежнему нет) начал работать во все поля. Даже когда одного из персонажей убили — почти никто не поверил, что он умер
взаправдуокончательно. И верно: воскрес-таки, зараза. «Не самые главные, но ещё нужные» тоже в огне не горят и в воде не тонут (Серсея, Джейме, Бронн) или потом выздоравливают (Пёс, Джорах), а иногда даже мистически уцелевают и сами это подсвечивают (Сэм, которого два дозорных били смертным боем). Гибнут только сюжетно неважные или уже ненужные персонажи. И этот цирк только продолжает набирать обороты…- Справедливости ради: без такого, с позволения сказать, «цирка» — а на самом деле вынужденной и разумной меры со стороны автора — сюжет, особенно фэнтезийный (не забыли?), пополз бы по швам, обрушился бы, и стало бы неясно, зачем вообще было тревожиться сочинять. Никто не прорабатывает настолько скрупулёзно нескольких героев и их миссию «лишь для того, чтобы они потом глупо погибли, не доживя до финала, ура, реализм». Сам Джордж Мартин подтвердил это — и признал, что он всего лишь «дразнил» читателей, с самого начала предназначив в «главные герои и мастера выживания» Джона, Дени, Тириона, Арью и Брана, но до поры скрыв и замаскировав это, в частности введя нескольких фальшивых главных героев (Неда, Робба, фальшивую тритагонистку Кейтилин…). «И всё равно вы пока не знаете, кто из Великой Пятёрки доживёт до последней строки и последнего кадра, и в каком состоянии! А Кейтилин, очень живенькая для мёртвой, ещё сыграет важную роль в книгах. Я время от времени умоляю продюсеров сериала, чтобы они вставили в него нежить-Кэт хотя бы в качестве камео»(с) Дж. Р. Р. М.
- Фанаты желали увидеть реализм не «они потом глупо погибли, не доживя до финала» (это, кстати, в сериале было), а «погибли те, кто не умел играть в престолы, а выжили те, кто был умным и хитрым» — именно в этом была приманка первых книг и сезонов. В этом плане сериал дал полную аверсию: лучшие интриганы глупо погибли, а наивные идеалисты и дети с суперсилами дожили до финала.
- Справедливости ради: без такого, с позволения сказать, «цирка» — а на самом деле вынужденной и разумной меры со стороны автора — сюжет, особенно фэнтезийный (не забыли?), пополз бы по швам, обрушился бы, и стало бы неясно, зачем вообще было тревожиться сочинять. Никто не прорабатывает настолько скрупулёзно нескольких героев и их миссию «лишь для того, чтобы они потом глупо погибли, не доживя до финала, ура, реализм». Сам Джордж Мартин подтвердил это — и признал, что он всего лишь «дразнил» читателей, с самого начала предназначив в «главные герои и мастера выживания» Джона, Дени, Тириона, Арью и Брана, но до поры скрыв и замаскировав это, в частности введя нескольких фальшивых главных героев (Неда, Робба, фальшивую тритагонистку Кейтилин…). «И всё равно вы пока не знаете, кто из Великой Пятёрки доживёт до последней строки и последнего кадра, и в каком состоянии! А Кейтилин, очень живенькая для мёртвой, ещё сыграет важную роль в книгах. Я время от времени умоляю продюсеров сериала, чтобы они вставили в него нежить-Кэт хотя бы в качестве камео»(с) Дж. Р. Р. М.
- В последних сезонах полностью похерено — «главные» герои стали выпутываться из опасностей самыми невероятными способами, выживать в тех ситуациях, где в произведении другого жанра должны были гарантированно погибнуть — короче, иммунитет главных героев (хоть протагониста по-прежнему нет) начал работать во все поля. Даже когда одного из персонажей убили — почти никто не поверил, что он умер
- Умереть стоя
- Йорен. Сражался, будучи раненым из арбалета, остался на ногах, когда его пронзили копьями, упал на колени, когда его добили мечом, и повалился наземь только после того, как его тело толкнули.
- Умирающий Ходор не только стоял до последнего, но и удерживал дверь, в которую ломилась толпа вихтов.
- Рэндилл и Дикон Тарли отказались преклонить колено перед Дейенерис и были сожжены стоя.
- Умереть с улыбкой — Эурон Грейджой умирает счастливым, после того как Джейме пронзил его мечом. А всё потому, что ему удалось переспать с Серсеей и смертельно ранить Цареубийцу.
- Умер с позором — примерам несть числа, здесь не стесняются позорить перед смертью и положительных героев. Известный в определённых кругах критик Balduin именно в этом, а не в правиле «умереть может каждый», усматривал главное отличие Мартина от Толкина, у которого смерть даже законченной мрази — это почти всегда бенефис убитого, а не убийцы. Наиболее запомнившиеся случаи:
- Тайвин Ланнистер — умер в сортире со стрелой в животе.
- Зигзаг. Особого страха перед смертью не испытывал (а если и испытывал, то виду не подал), и на последних секундах всё же послал убийцу далеко и надолго.
- Дозорный Гаред (в сериале — Уилл «Я видел Белых Ходоков!»). Иные напугали его до состояния невменяемости, и он оказался не в состоянии внятно объяснить своё дезертирство.
- А внятно объяснить его дезертирство и в самом деле непросто: ну, испугался восставших мертвецов до мокрых штанов. Ну, бежал… Куда, спрашивается? По логике вещей, раз поймали его на юге, то, должно быть, на юг. Но ведь там Стена! Перелез? Перепрыгнул на кураже? Подкопался? Обогнул? Пробил насквозь? Или же спокойно вернулся в Чёрный Замок, пожал плечами в ответ на вопрос о том, где его товарищи; никем не задержанный, плотно поужинал, лёг спать… а ночью ударился в бега? И перед смертью сокрушался, что так никого и не предупредил? Как ни крути, паззл не складывается…
- Складывается идеально, если допустить, что прошёл сквозь Стену через Врата Дозорных в одном из заброшенных замков Дозора, как позже Сэм вывел Брана и компанию. И поведение перед смертью тогда становится понятнее: поняв, что нынешний Дозор против Иных беспомощен, ошалел от ужаса и пёр до Стены напролом. А там решил не информировать коллег (в то, что командир патруля и старший товарищ пали жертвами Иных, а не были зарезаны во сне струхнувшим салабоном, там могли и не поверить), а непосредственно оповестить правителя Севера. Просчитался. К тому же, от такого шока чердак у парня практически наверняка поехал, что мозговой деятельности и красноречию на пользу не идёт.
- Может, и могло бы сложиться, если бы не одно но: намного проще поверить в то, что Уилл/Гаред — просто трусливый дезертир, пытающийся как-то оправдаться, чем в то, что Иные действительно существуют и проявляют активность.
- Визерис визжал как девчонка и молил о пощаде, пока кхал Дрого «надевал» на его голову корону. Из расплавленного золота.
- Сам кхал впоследствии тоже… того. Не очень-то уважают дотракийцы ослабевшего предводителя, пусть даже и великого. Магия крови — ещё хуже.
- Мерретт Фрей. Птичку жалко. Тем более что Мерретт в своём клане Фреев — как раз в числе наименее злодействующих.
- Джоффри Баратеон — тот ещё «смельчак», умер от отравления вином, задыхаясь (естественно, перед этим впав в панику).
- «Толстяк», верховный септон Королевской Гавани, пастырь нерадивый, во время общей голодухи продолжал обжираться и был за это растерзан добрыми горожанами.
- Убийство Безумного Короля. Когда Джейме сделал это, никто даже слова не проронил в осуждение. Зато потом, когда страсти улеглись, давай дразнить Джейме «Цареубийцей» — несмотря на то, что гвардеец был прав во всём, прикончив вконец офонаревшего психа, хотевшего взорвать весь город со всеми жителями.
- Янос Слинт — казнён Лордом-Командующим Джоном Сноу за неподчинение, ибо в Чёрном Замке командиры под дудку блатных экс-чинуш не пляшут.
- Так выглядит гибель Эддарда Старка, с точки зрения стороннего наблюдателя. Ради благополучия своих дочерей он вынужден был оклеветать себя и принять смерть на плахе. Для человека с безупречной репутацией это, должно быть, просто невыносимо.
- Мизинец умер на коленях, рыдая и умоляя о пощаде. Напрасно — Север всё помнит.
- Тайвин Ланнистер — умер в сортире со стрелой в животе.
- Умный плюс сильный — Тирион Ланнистер и его старший брат Джейме. Также Серсея Ланнистер и её брат Джейме. Как понятно, бедняга Джейме всегда остаётся в дураках.
- Унылое разоблачение — происхождение Джона Сноу (при том, что стопроцентно обоснованные теории гуляют чуть ли не с выхода первого тома саги). И то, что он вернётся к жизни после покушения.
- Кому не хватило уныния от раскрытия шокирущего факта происхождения Джона, добавили его настоящим именем. А зовут его, оказывается, Эйгон. Мало того, что это самое заезженное в сериале таргариенское имя (возможно, потому и выбрано), но у Р УЖЕ был сын по имени Эйгон, о чём Л не могла не знать. Не иначе, почувствовала, что Эйгона № 1 убили апстенку и имя свободно. Чем не угодило шикарное имя Джейхейрис (между прочим в честь короля-мудреца и миротворца), на которое намекали в начале, непонятно.
- Очень и очень бредово звучало «Рейгар не похищал и не насиловал Лианну, он любил её, а она любила его». Простите, что? Хочется верить, что Бран просто «не досмотрел до конца», и действительно имело место похищение и изнасилование, а брак был принудительным (то-то Лианна какая-то измученная в сцене свадьбы).
- Впрочем, обидно вот ещё за что. Все догадывались, что Джона воскресят, но многим было интересно, КАК это сделают? И в сериале это произошло весьма топорно и невнятно. И по всей вероятности, так случилось потому, что в очередной раз хотели нагнать тайны, надолго скрыть истинные причины события. Хотели сделать вид, что всё провернула Мелисандра — но и оставить достаточно намёков, что это, возможно, не так. В результате авторы перемудрили сами себя.
- Сама Мелисандра даже не пытается использовать весть об её величайшем свершении для своей выгоды. Хотя это намного значительнее, чем попытка объявить Станниса мессией бога Рглора.
- Существует очень любопытная теория, что Давос Сиворт — Азор Ахай. В ней же говорится, что его присутствие помогло вернуть Джона Сноу к жизни, потому что Сноу был нужен для продвижения Лукового рыцаря к цели (о чём он сам даже ещё не догадывался).
- Что же такое затевал коварный Мизинец? Зачем вогнал королевство в астрономические долги? Кого на самом деле поддерживал? Ничего. Низачем. Никого. Он просто идиот, который надеется обольстить Сансу, при том что она его явно терпеть не может, и стать королём, при том, что у него на глазах (и не без его участия) короли «мрут как мухи».
- Что же такое затевал коварный Варис? Зачем поддерживал (или делал вид, что поддерживает) глупого истерика Визериса? Какие у него были дела с олигархом Иллирио? Ничего. Низачем. Никаких. Он просто идиот, который «хочет мира и добра для простого народа» и надеется, что вот уж -дцатый король точно окажется таким же популистом.
- Поведение Арьи после размолвки с Безликими — зная, что за ней охотятся жуткие убийцы, она в открытую и на полном расслабоне ходит по городу (впрочем, можно объяснить тем, что она рассчитывала, что на неё прилюдно не нападут) и бронирует билеты на корабль. Куда более важной загадкой являлись планы Безликих по отношению к самой Арье. Почему они относились к ней, как Квай-Гон Джинн к молодому Скайокеру или Дамблдор к Гарри Поттеру? Зачем следили, покровительствовали, защищали? А просто по приколу. И позволили уйти с миром вместе с важными секретами своей организации.
- Королева Серсея настолько демонстративно бравировала своим непобедимым защитником, что ответные действия Церкви (отменить суд поединком) были совершенно предсказуемы. Следовательно, это всё должно было быть частью ещё более хитрой интриги, правда? Вот и Квиберн таинственно шепчет ей на ушко, что «Слухи подтвердились». И вот она, кульминация всей многоходовки… серьёзно? Всех взорвать, а себя короновать? Это всё? Разоблачение получилось не только унылым, но и предельно неправдоподобным. То есть Джейме, знавший о закладках дикого огня под столицей, за 20 лет не потрудился их найти и удалить? (это объясняется — Серсея могла ему запретить). У погибших в соборе аристократов и священников не осталось родственников, друзей и сподвижников по всей стране, кроме Оленны Тирелл? Горожане просто проигнорировали чудовищный теракт, погубивший обожаемых всеми Маргери и Его Воробейшество? Почему, напомните, столица на следующий день не сжата в осаде и не охвачена восстанием? (Такое было бы правдоподобным только в одном случае: если Серсея заранее, с помощью суперпрофи Квиберна, пропиарилась как слуга или союзница неких сил, в существование которых массы верят и которых сильно боятся. Но это в сериале не показано. Единственное, что там показали — после теракта Серсея восседает в тронном зале, а публика, состоящая из аристократов, подавленно молчит, замерла с «верноподданными и лояльными», но немного застывшими лицами. Истолковывай, зритель, как понравится.)
- Зачем сериальщики порезали Джейн Вестерлинг и подсунули Молодому Волку какую-то санитарку из Волантиса? Зачем подчёркивать, что у них будет ребёнок? Кому Талиса на самом деле пишет письма на неизвестном Роббу языке и не связано ли это с тем, что Тайвин полсезона сидит за столом и перебирает корреспонденцию? Никакой интриги, способной удивить «книжников», в сериале даже не планировали. Талиса и не шпионка, и не чудом уцелевшая мать с наследником самозванного Короля Севера. Она — всего-навсего жертвенный агнец, придуманный «для оживляжа» северной сюжетной линии, а Робб — всего лишь болван, которому хватило ума приехать с супружницей на свадьбу и показать Уолдеру Фрею, на кого конкретно он променял его дочь.
- …Возможно, Мартин поставил сериальщикам именно такое условие — не спойлерить никакие истинные причины событий, никакие подлинные мотивы персонажей, чтобы не испортить читателям впечатление от чтения последних книг из серии ПЛиО, когда
и еслиони наконец выйдут. Если это и вправду так — с одной стороны, Мартина можно понять, а с другой, о Семеро Богов, неужели нельзя было «напустить туману в сюжет» чуть-чуть умнее, хотя бы по видимости? Попахивает даже демонстративным неуважением к зрителям. Впрочем, это вопрос мнения.
- …Возможно, Мартин поставил сериальщикам именно такое условие — не спойлерить никакие истинные причины событий, никакие подлинные мотивы персонажей, чтобы не испортить читателям впечатление от чтения последних книг из серии ПЛиО, когда
- Кому не хватило уныния от раскрытия шокирущего факта происхождения Джона, добавили его настоящим именем. А зовут его, оказывается, Эйгон. Мало того, что это самое заезженное в сериале таргариенское имя (возможно, потому и выбрано), но у Р УЖЕ был сын по имени Эйгон, о чём Л не могла не знать. Не иначе, почувствовала, что Эйгона № 1 убили апстенку и имя свободно. Чем не угодило шикарное имя Джейхейрис (между прочим в честь короля-мудреца и миротворца), на которое намекали в начале, непонятно.
- Унылый дождь — финальные строчки баллады «Рейны из Кастамере» / «Дожди над Кастамере»[2] (про уничтожение Тайвином Ланнистером мятежного рода): «С тех пор лишь дождь в пустынный зал / По лорду слёзы льёт».
- Упростили и опошлили — многие персонажи из оригинала в сериале стали едва ли не карикатурами на самих себя. Создатели сериала постарались, чтобы не перегружать пустые головы юных зрителей излишней сложностью образов.
- Джону Сноу один раз сказали, что он ничего не знает? Пускай он теперь весь остаток сериала ходит с таким лицом, как будто не знает даже, что он тут делает!
- Дейнерис Таргариен разок произнесла пафосную речь? А давайте она теперь вообще всегда будет говорить пафосными речами! И делать пафосное лицо, даже когда идёт завтракать.
- Рамси Сноу психопат-убийца? Пусть ещё и ржёт постоянно, аки Джокер! Справедливости ради, киношный Рамси всё же намного светлее и мягче своего книжного прототипа, хоть и действительно является отпетым отморозком.
- Джоффри проявляет склонность к садизму? А давайте он будет заставлять проституток бить друг друга в мясо булавой, а потом расстреляет одну из арбалета, чтобы возбудиться! И добавим ему ещё гомофобию — чтобы все точно поняли, какой он злой и гадкий!
- Линия Станниса на Драконьем Камне в начале его истории если не опошлена, то упрощена. Нет той гнетущей атмосферы и жутких типажей (жена чуть ли не выше мужа и с усами над губой, откровенно страшненькая дочка, полоумный шут). В книге мысли старого мейстера (POV-персонаж пролога второй книги) о «недолюбленном сыне Станнисе» веют чуть ли не достоевщиной, но как это передать в сериале? Создатели сериала заметно упростили и его закадровый образ в первой книге: из слов и мыслей персонажей становится очевидно, что его откровенно не переваривают… но вместе с тем наряду с шуточками все отмечают и его легендарное упорство, доходящее до упрямства, и его таланты. Да что там — Тайвин Ланнистер прямым текстом заявляет, что с самого начала войны опасался Станниса больше всех остальных противников, взятых вместе (это при том, что на тот момент Робб уже успел разгромить армию Джейме и снять осаду Риверрана, а с юга уже надвигался Ренли со 100-тысячной армией). А у сериального Станниса полное отсутствие полководческих способностей, даже по меркам забившего на военное дело сериала.
- Лораса Тирелла из лучшего рыцаря королевства и героя войны (каковым он был и в первых сезонах) упростили не то что в штатного — в жертвенного гея. Чернь пришла арестовывать благородного рыцаря? Тот бы порубил их всех в капусту и делов-то. Но нет, создатели сериала считают, что весь мир не стоит слезы
ребёнкапредставителя меньшинств, а значит, он должен СТРАДАТЬ. Для пущей жалости. Ну и его тупейшему выпилу из сюжета дружно аплодируют Эддард и Робб Старки. - Бронн в начале сериала — прагматичный мужик себе на уме, действительно остроумный и саркастичный. Отпускает одну совсем не глупую шутку с сексуальным подтекстом. В 6-7 сезоне — клоун, убого хохмящий про сиськи-письки через полслова. В 8-м — просто идиот. И вот это вот стало новым Мастером над Монетой, просим любить и жаловать.
- Эурон Грейджой, который из незабываемого одноглазого безумца-пирата-чернокнижника с дикой харизмой превратился в довольно-таки унылого пирата с двумя глазами. В следующих сезонах исполнитель роли поднял уровень крутизны по показателям харизмы, принявшись старательно копировать помянутого выше Рамси (и заслужив в России фанатские прозвища «Маньячелло» и «Юра-металлист»), но до оригинального Эурона всё равно как до луны раком.
- Тормунд. В книгах он довольно забавен, но всё же больше вождь, чем шут. Роль сериального Тормунда с каждым сезоном всё больше сводится к лулзам.
- Уродливо красивый
- Сериальная Бриенна ещё симпатичнее, чем в книге. Лицо попросту милое (правда, глаза не синие), хоть и с необычными чертами и некоторой обрюзглостью. А фигура — как у баскетболистки: длиннющая, немного диспропорциональная и крепкая, но на шпалоукладчицу уже не тянет.
- По мнению ряда зрителей (а точнее — зрительниц?), Теон Грейджой (Алфи Аллен). При всей неправильности его черт лица.
- Наш ненаглядный Рамси Сноу (Иван Реон). Вроде бы даже красавец — но очень нестандартный, необычный. А когда «показывает смрадные глубины своей души» — внешность кажется мерзкой.
- Вождь теннов (Юрий Колокольников) — «устрашающий красавец» высокого роста.
- Варг теннов (Джозеф Гатт). Этот совершенно лысый накачанный «инопланетянского вида кадр» наверняка вам запомнился, если вы хоть раз его увидели. Инфернально страшный мужик, но черт, какой у него правильный череп и какая великолепная фигура!
- Урон по одежде — шут Грибок, на воспоминаниях которого частично основана историография Танца Драконов, утверждал, что когда чёрная партия кинула клич, предлагая «отпрыскам дракона» (незнатным бастардам валирийской знати) попытаться подчинить диких драконов, он тоже решил попробовать. Грибок выбрал Среброкрылую, считавшуюся самой мирной и неагрессивной из неосёдланных драконов… и чуть не утонул в колодце, пытаясь потушить подожжённые штаны.
- У тебя нет преимущества
- В Вестеросе закон Мерфи работает на регулярной основе. И от него не застрахован никто: ты опытный интриган и мастер закулисных игр? Думаешь, что полностью контролируешь эту наивную и доверчивую северянку и умело стравливаешь её с родной сестрой? Распишитесь, пожалуйста, лорд Петир Бейлиш: «Позорная смерть на коленях, одна штука». Нет, возврату не подлежит.
- Красная Свадьба! Серьёзно? Шантажировать уже очевидно победившего Фрейя жизнью его 8-й жены? И что услышала в ответ дура Кэтлин Старк? «Новую найду…» И ведь нашёл! Вот не жалко эту идиотку (Кэтлин) ни капельки!
- Книжная Кэт не лучше. Шантажировать жизнью внука, которого не воспринимал всерьёз и вообще сделали шутом. Хотя, справедливости ради, положение совершенно безвыходное, ухватилась за последнюю малейшую возможность.
- Утопленник — адепты Утонувшего Бога принимаются в культ именно через ритуальное утопление — нет, не просто погружение с головой, как в христианстве, а именно через вдыхание воды — и последующее откачивание. Себя они называют утопленниками даже с некоторой бравадой.
- Ушёл достойно
- Разбитый и раненный Станнис Баратеон, несмотря на то, что незадолго до своего конца стремительно закатился за моральный горизонт событий, встречает смерть со свойственным ему хладнокровием. Сначала он честно признаётся перед лицом вооружённой Бриенны Тарт в убийстве своего брата. А услышав о намерении казнить его, он спокойно велит ей: «Давай, выполняй свой долг».
- В озвучке от LostFilm получилось ещё более круто и символично: Бриенна, занеся меч над головой Станниса, возглашает-вопрошает: «Твои последние слова?!» — в ответ на что звучит лаконичное «Выполняй свой долг». То есть это одновременно и приказ своему палачу и своего рода реквием самому себе: ведь именно этому принципу он пытался неукоснительно следовать всю свою жизнь…
- Заговорщики, убившие Джона Сноу, в момент казни ведут себя по-разному, но Аллисер Торн среди них несомненно являет наибольшую силу духа. Он спокойно признаёт своё поражение, хоть и заявляет, что в иной раз поступил бы так же.
- Там же, в 7-м сезоне, великолепно, с истинно королевским достоинством уходит Оленна Тирелл, признавшись напоследок Джейме (в самой издевательской форме), что это она отравила Джоффри. «Расскажите Серсее. Я хочу, чтобы она знала, что это была я».
- Две серии спустя — Рэндилл и Дикон Тарли, хотя тут имели место и тропы, связанные с гордостью (у отца) и глупостью (у сына, при том, что Рэндилл четко запретил ему следовать за собой).
- Теон. Мог отправиться с сестрой на Железные острова, но всё же выбрал битву при Винтерфелле, лично вызвался охранять Брана, служившего приманкой для Короля Ночи и погиб, пытаясь убить последнего.
- Варис. Верный стране и народу Варис, который почти дотянул до конца. В отличии от своего старого недруга Мизинца — который умер на коленях, униженно прося пощады, — проигравший в последний раз евнух твёрдо стоит на ногах, спокойно, не закрывая глаза, смотрит в полную огня пасть дракона и молчит до конца. Уличный воришка, бывший проститут и Мастер Шептунов уходит с чуть ли не большим достоинством чем старая Королева Щипов леди Оленна Тирелл.
- В конце той же серии — Пёс. Мало того, что сумел угомонить своего отморозка-братца, но и перед этим провёл воспитательную беседу с Арьей на тему мести.
- Разбитый и раненный Станнис Баратеон, несмотря на то, что незадолго до своего конца стремительно закатился за моральный горизонт событий, встречает смерть со свойственным ему хладнокровием. Сначала он честно признаётся перед лицом вооружённой Бриенны Тарт в убийстве своего брата. А услышав о намерении казнить его, он спокойно велит ей: «Давай, выполняй свой долг».
Примечания[править]
- ↑ В принципе, IRL подобная система правления (начавшаяся, правда, по-другому) была в Речи Посполитой. В России, судя по всему, ее принято считать идиотской, в других странах отношении менее однозначное, но то, что решение как минимум спорное — факт (как, впрочем, и то, что такая система правления продержалась значительно дольше, чем типичный «странный политический эксперимент»). Другое дело, что Речь Посполита могла позволить себе такую систему именно потому, что король в ней по большому счёту выполнял чисто представительскую функцию: магнаты фактически порезали страну на уделы, парализовали локальные сеймы за счёт права liberum veto и превратили государство в рыхлый союз по типу Священной Римской Империи.
- ↑ Обыгрывается созвучие фамилии мятежного лорда Рейн (Reyne) со словом rain («дождь» на английском)