Убитая игрушка

Злодей настолько ужасен, кровожаден и беспощаден, что даже убивает детей. Но показать смерть ребёнка в кадре — это порой слишком сильное испытание для аудитории. Особенно если эта смерть была тяжёлой и страшной.
По счастью, искусство состоит из условностей, и у нас нет необходимости показывать сам детский трупик. Достаточно взять крупным планом расстрелянную, обожжённую, растерзанную, переломанную, окровавленную игрушку. Лучше всего куклу. Слезогонка обеспечена.
Троп с прикрученным фитильком — если ребёнка по контексту не убили, а эвакуировали, похитили, либо семье пришлось бежать быстро, бросив всё. Тогда игрушки обычно не изуродованы, а просто валяются, покрытые пылью и грязью. А в сюжетах про ожившие игрушки будет немало обломков и мусора, если они — чаще всего солдатики — возьмутся воевать друг с другом.
Примеры[править]
Театр[править]
- ESSE, рок-опера «Дорога без возврат»:
- Клип на песню «Геральт». Тут с прикрученным фитильком, поскольку конец счастливый: Геральт терзается, найдя в разрушенной и сожжённой Цинтре куклу, которую в прошлый раз видел в руках Цири, и дальше скитается в поисках девочки с этой куклой. А потом, найдя её в крестьянской семье, возвращает хозяйке.
- «Час презрения» — троп отыгран на полную катушку: несчастного игрушечного щенка вдавливают сапогами в болотную грязь. Впрочем, по сравнению с большей частью основного видеоряда песни это довольно мягкий момент.
- С прикрученным фитильком — пьеса «Давным-давно», по которой снят фильм «Гусарская баллада»: дети в пьесе не погибают, но Шурочке весьма непросто видеть расстрел любимой куклы Светланы. Игры с ассоциацией со смертью детей видны невооружённым глазом.
- В фильм этот момент не попал. За прошедшие двадцать лет нравы смягчились и даже завоеватели стали восприниматься как нечто, не лишенное человеческих черт. В итоге французы в фильме, кроме вполне естественных в условиях военного времени действий, ограничиваются сожжением книг (французских же) в печке за неимением другого топлива.
Литература[править]
- Юрий Олеша, «Три Толстяка» — не совсем троп по эмоциональной окраске, но именно он в самом буквальном смысле. «Убийство» куклы наследника Тутти — ключевой элемент сюжета.
- Константин Симонов, «Кукла» — игра со штампом: висящая за лобовым стеклом брошенной штабной машины кукла как символ разгрома японских войск на Халхин-Голе, «В тот день они и женщину могли бы, Как эту куклу, бросить здесь одну…».
- Джек Алтаузен, «Родина смотрела на меня». Все стихотворение являет собой обыгрыш данного тропа. Лирический герой приходит в разбомбленный нацистами детский сад и видит гору убитых игрушек. Осознание произошедшего приводит его в крайнее негодование.
- Вероника Тушнова, «Кукла». Ужасы войны и страдания беженцев олицетворяет «девочкой оставленная кукла на железных скрещенных путях».
- Виктор Драгунский, «Денискины рассказы» («Друг детства») — аверсия. Заглавному герою очень хочется стать сильным, но использовать любимого старого плюшевого медвежонка в качестве боксёрской груши, как ему предложили — переход морального горизонта. Так Дениска и остался на Светлой стороне и даже в итоге передумал становиться боксёром.
- Е. И. Носов, рассказ «Кукла» — Педаль в земную кору, если не на выход с другой стороны Земли. Тот факт, что Акимыч явно повидал на войне гибель детей, и поэтому у него постоянно крышу сносит при виде сломанных (особенно сломанных и брошенных) кукол, напрямую не озвучивается, но сцена похорон, которые он устраивает обезображенной кукле, валявшейся в грязи, не позволяет сделать хоть сколько-нибудь менее жуткий вывод (фраза «вроде и понимаешь — кукла, да ведь облик-то человеческий, иную так сделают, что от живого дитя не отличишь» отбрасывает последние сомнения, что Акимыч отождествляет кукол с детьми).
- На войне не был и мертвых детей не видел, но с Акимычем полностью согласен.
- Филип Киндред Дик, «Вторая модель» — деконструкция. Бездомный ребёнок с плюшевым медвежонком — враждебный андроид, сам медвежонок — робот и по совместительству бомба.
- М. и С. Дяченко, «Скрут» — большую символическую роль в сюжете играет кукла одной из главных героинь, потерянная на поле битвы и залитая чужой кровью… И именно со спасения девочки с этого поля битвы и начинается ее трагическая и запутанная личная история. Чуть позже появляется еще одна кукла, «глупая и фарфоровая», но её «спасение» девочкой от хулиганящих мальчишек тоже символично: юная героиня против убийств и издевательств, даже над «ненастоящими людьми».
- Виктория Родионова, «Болезнь куклы»: убитые игрушки и есть убитые — или проклятые — дети. И они ограниченно живые и отчасти чувствующие, при всей своей изломанности.
- Сергей Тарасов, «Отшельник» — детская машинка, выкатившаяся из дома протагониста, снесённого по ошибке. Снесённого вместе с семьёй.
- Ю. Нестеренко, «Место»:
« | …Всего-навсего плюшевый мишка. Когда-то розовый, а теперь мокрый и грязный… Плюшевый мишка со вспоротым животом и выдранными глазами. На месте них в голове игрушки зияли две черные рваные ямы.
|
» |
— на Месте, в вагоне трамвая 1980-х |
Фанфики[править]
- Кирилл Еськов, «Последний кольценосец» — кочевье в урочище Тэшгол после «зачистки территории» наёмниками. «Халаддин непроизвольно зажмурился, и перед глазами у него вновь возник игрушечный бактрианчик из шерстяных ниток, втоптанный в застывшую кровяную лужу».
- Ник Перумов, «Эльфийский клинок» (из цикла «Кольцо Тьмы») — в одном из жилых помещений разорённой Мории гномы находят груду поломанных детских игрушек и приходят в бешенство.
Кино[править]
Отечественные фильмы[править]
- «Иди и смотри» — Флёра, придя в родную деревню вместе с Глашей, заходят к нему домой, где обнаруживают запустение, ещё тёплые щи и пугающе разложенные на полу куклы флёриных сестёр. Позже, когда радостный Флёра, выбежав на улицу, тянет Глашу за собой, говоря о том, что он знает, куда все ушли, последняя на свою беду оборачивается и видит примерно то же самое, что и в хате.
- «Я сюда больше никогда не вернусь» Ролана Быкова ― главная героиня избивает и потрошит мишку.
Зарубежные фильмы[править]
- «Крепкий орешек 2»: после авиакатастрофы Джон МакКлейн находит на взлетной полосе обгорелого игрушечного медвежонка.
- «Хоббит»: предвестником сожжения Дэйла становится сгоревший прямо в воздухе воздушный змей в виде дракончика. Потом нам показывают среди общего хаоса брошенную горящую куклу.
- «Матрица». Аверсия тропа. На вопрос о судьбе девочки Смит отвечает: «Печенье хочет любви, как и все мы», подразумевая, что девочка стала одним из них, ведь кроме нее и Пифии разговор никто не слышал.
- После того, как Нео откатил Смита, девочка поправилась.
- Mad Max: Fury Road — на уровне «так грубо, что уже смешно»: Риктус Эректус украшает себя оторванными головами пупсов.
- Там же — «дойные» женщины нянчат тряпичных кукол с пластиковыми головами. Но что тогда стало с настоящими детьми этих женщин?.
- Да ничего не случилось — по всей «Цитадели» шныряют и навыки будущих гопников оттачивают.
- Там же — «дойные» женщины нянчат тряпичных кукол с пластиковыми головами. Но что тогда стало с настоящими детьми этих женщин?.
- Terminator — Терминатор много чего плохого натворил и вообще является воплощением абсолютного зла, но ярче всего это проявляется, когда он на своей машине давит игрушечный грузовичок.
- В прологе второго фильма демонстрируется сгоревшая в ядерном огне детская площадка, а потом камера фиксируется и на обгоревших костях детей и их родителей, находившихся на ней в момент Судного дня. Во вступительных титрах эта же площадка показывается непосредственно в огне. Горящие качели, искореженные лошадки-качалки — это тоже детские игрушки, и тоже символизируют, что погибли дети. А в кульминации Сара Коннор видит сон, в котором уже без всяких иносказаний город накрывает ядерным взрывом, и родители с детьми, а заодно и качели с каруселями горят заживо.
- Фильм Фрица Ланга «М» («М — город ищет убийцу») — когда из кустов одиноко выкатывается мячик, печальная судьба его маленькой хозяйки, повстречавшей «доброго дядю», больше не вызывает сомнения…
- Там же — улетающий в небо воздушный шарик, символически — отлетающая душа ребенка.
- «Титаник»: в самом начале фильма, когда глубоководный аппарат обследует затонувшее судно, в кадр среди прочего попадает голова фарфоровой куклы, чем-то напоминающая детский череп. Уж не та ли кукла, что мы позже увидим в руках юной пассажирки Коры Картмелл?..
- Кстати, сама маленькая Кора действительно утонула. В сцене её гибели видно, что плачущая девочка прижимает к груди куклу, в то время как её родители тщетно пытаются открыть запертую решётку (им, в отличие от Джека и Розы, не посчастливилось встретить стюарда с ключами). Сцену вырезали, посчитав слишком жестокой.
- «Лунная походка» с Майклом Джексоном — в конце сцены-видеоклипа Smooth Criminal девочку похищают злодеи, и в следующей, «сюжетной» сцене герои находят на улице её плюшевого мишку, облепленного жуткими пауками.
- Четыре всадника Апокалипсиса — улыбающаяся тряпичная куколка рядом с трупом маленькой девочки, которую застрелил бандит Чако.
- «Чарли и шоколадная фабрика» — куклы-аниматроники, сожжённые Вилли Вонкой перед началом экскурсии, как бы намекают на дальнейшую судьбу маленьких экскурсантов. Правда, с прикрученным фитильком, поскольку до смертей дело не дошло. Только до вероятностей смертельного исхода и прочих неприятностей, от последствий которых детушки вряд ли смогут избавиться в будущем.
- «Чужие». После того, как Ньют утаскивает Королева, Рипли находит лишь голову её куклы.
- Японский триллер «Kichiku»/«Демон» (1978) — отец увозит четырёхлетнюю дочь в незнакомый город, чтобы бросить её там на произвол судьбы. В этот же день мачеха выбрасывает на помойку любимую куклу девочки.
- Боевик «Королевские воины» с Мишель Йё (второй фильм цикла «По долгу службы»; распространялся на пиратских видеокассетах как «Убийцы полицейских») — мафия заминировала машину полицейского Ямамото, который сорвал планы (и способствовал смерти) двух её боевиков. А в машину сели только двое: Юкико, жена этого полицейского, и его маленькая дочка… Сам Ямамото случайно замешкался — и столь же случайно увидел под днищем бомбу… Он так и рванулся к автомобилю — но поздно, раздаётся взрыв, машина горит. И женщина и малышка, видимо, умерли (почти?) мгновенно. Их не показывают (это уже был бы другой жанр!). Зато крупным планом — горит большой розовый синтетический зайка, которого так любила девочка.
- Star Wars: истории «Изгой-1». Штурмовики Смерти подбирают с земли потерянную в панике куклу в виде белого штурмовика — это является провозвестником того, что они сейчас начнут разыскивать маленькую Джин, прячущуюся от них в бункере.
- «Каратель: Территория войны» — когда Пазл и его сумасшедший брат со своими отморозками врываются в дом вдовы случайно убитого Карателем агента ФБР, чтобы вытрясти из неё доставшийся её мужу, пока он работал в банде под прикрытием, общак, Полоумный Джим устраивает расстрел кукол дочери покойного, целясь исключительно в головы.
- «Дэдпул 2» — пришедший из будущего Кейбл взял плюшевого медвежонка дочери и по его убитости мог определить, изменил ли будущее.
- «Der Untergang» — после того, как Гравиц, получив от Гитлера запрет эвакуироваться из Берлина, взрывает себя вместе с семьёй гранатой, зрителям показывают только падающую куклу его дочери.
- «Аватар» (2010) — в режиссёрской версии нам покажут не только сцену в разгромленной десантниками школе Грэйс, но и брошенные детьми на’ви игрушки. Смотрится, учитывая, ЧТО там творилось — жутковато.
- «Дом тысячи трупов» — Бэби упоминает, что в детстве любила отрезать головы куклам. Внушительная коллекция таковых красуется прибитая к крыльцу.
- «Семейка Аддамсов»/«Семейные ценности Аддамсов» — смеха ради. Любимое развлечение детишек (пока у них не появилось младшего брата).
- «Телефонная будка» — маньяк, желая показать жертве, что не шутил о снайперской винтовке, и что на стрельбу с глушителем никто не обратит внимания, первым выстрелом «убивает» стоявшего возле телефонной будки игрушечного робота.
- «Щелкунчик и Крысиный Король» — крысолюди-нацисты массово уничтожают игрушки, сжигая в печах. Причём, согласно сеттингу, эти игрушки живые или были таковыми.
- «Лепрекон возвращается» (2018) — лепрекон разорвал принадлежащую Лиле большую плюшевую панду и предстал перед девушкой, надев верхнюю половину «убитого медведя» себе на голову.
Телесериалы[править]
- «Светлячок» (2002) — экипаж «Серенити» находит на борту разорённого Пожирателями звездолёта детский мячик.
- «Игра престолов» (2011) — учитывая рейтинг сериала, принцессу Ширен убили напоказ зрителю (разве что оставили за кадром момент, когда девочку охватывает пламя). Но в шестом сезоне сир Давос находит её игрушку — обгоревшего оленя. А в финале 5 серии 8 сезона, если присмотреться к обугленным трупам матери и дочери, рука девочки по-прежнему сжимает игрушечную лошадь.
- Богопротивный «Ведьмак» (2019) от «Netflix» — финал третьего сезона. Пока нильфгаардский офицер не пропускал через кордон семью беженцев и шутил по поводу того, как может поступить с их дочкой, Геральт молчал. А вот когда погранец отобрал у девочки куклу и растоптал — тут-то у ведьмака и сорвало резьбу. В результате полёг весь пост… кроме самого офицера, которому Геральт просто надавал по морде и велел проваливать на родину и передать Эмгыру, почему он отстой. Кажется, сценаристы знакомы с «Дорогой без разврата»…
- «Спартак: Месть» — после завоевания города восставшими рабами и последовавшей резни, Спартак видит труп девочки с каменным шариком в руках, с которым она играла, ранее встретив притворяющегося римлянином Спартака.
- «Лесник», четвёртый сезон, глава «Мытари». Коллекторы подожгли дом должницы — Зинаиды Макаровой. Её сына, надышавшегося угарного газа, отвезли в больницу. В его обгоревшей комнате Зинаида находит закопчённого плюшевого медвежонка — мальчик привык брать его с собой в постель.
- «Во все тяжкие» — убитый розовый медвежонок в бассейне Уолтера на протяжение всего второго сезона служит предвестником беды. А попал он туда из-за авиакатастрофы, в которой косвенно виновен Уолтер
- «Черное зеркало» s04e05 — деконструкция. Все беды персонажи на себя накликали в процессе поисков замены плюшевого медвежонка для ребёнка одного из персонажей.
- «Государственная граница» — в серии про 22 июня, когда немцы ходят по посёлку, в котором жили члены семьи заставы, стоп-кадрами показаны брошенный чемодан, лопнувший мяч, вроде бы даже плюшевый мишка. Под ногами тел и крови не показано, но впечатление жуткое.
Мультфильмы[править]
- «Мулан» — на остатках сожжённой деревни Мулан находит брошенную куклу. Мда, Шань-Ю всё-таки сдержал своё обещание и «вернул» игрушку, принесённую птицей-разведчиком, её маленькой хозяйке…
- «История одной куклы» — нестандартно, но очень похоже: кукла демонстрирует не только и не столько гибель детей (и людей вообще) на войне и в концлагерях, сколько показывает душевную стойкость мастера, который как мог помогал детям переживать ужасы войны. Вообще кукла в зависимости от момента то олицетворяет непоколебимый дух, то символизирует жертвы нацистов (особенно в финале).
- Там же, ещё более подходящее под троп: разрывание детских фотографий под звуки взрывов.
- «Великий мышиный сыщик» — Рэтиган ломает заводную куклу, намекая тем самым похищенному им игрушечному мастеру: если он не возьмётся за создание механической копии королевы, его маленькую дочь Оливию ждёт ужасная судьба.
- «Кунг-фу Панда» — с двойным прикрученным фитильком во второй части. По находит свою маленькую игрушечную панду на развалинах деревни, в которой он родился и которая была уничтожена лордом Шенем.
- «Май-мастеровой, необыкновенная машина и король-вояка» — узнав, как действует чудо машина, король решает воспользоваться ей, чтобы завоевать весь мир и перерабатывает детские вещи (причём не только игрушки) в оружие. Но в итоге Король погибает вместе со всем арсеналом, а создатель машины перерабатывает всё обратно.
Мультсериалы[править]
- «Аладдин» — когда демон Амок-Ра захватил Аграбу и заставил приносить себе дары, он остался недоволен жалкими грошами, которые принесла ему бедная женщина и, указав пальцем на её сына, потребовал себе в жертву и бросил в огонь… нет, не ребёнка, а его плюшевого мишку. Надо сказать, эта сцена смотрится, как шутка очень чёрного юмора и, конечно, особой любви к монстру не добавляет.
- «Волшебник Изумрудного города» (1973) — а как вам убитая детская площадка? Точнее, парк аттракционов, полный детей и символизирующий всеобщее счастье и мир. Ещё баллов эдак сто добавляет музыкальная подсветка — жизнеутверждающая песня в начале и мрачная музыка без слов в конце. Нет, Урфин и в оригинале, конечно, герой не самый няшный, но таким монстром он точно не был.
- «RWBY» — игрушка-собачка одной из дочерей Салем и Озмы, мелькающая в кадре среди руин, после магической дуэли родителей.
- В серии 8-02 — подозрительно похожая на неё игрушка, потерянная кем-то из беженцев в Мэнтле.
- «Невероятные приключения Джонни Квеста» — в прологе дебютной серии Изекиля Рейджа и его флэшбэке в третьей серии с его участием, после падения машины, на которой он с семьёй пытался скрыться от преследовавших их военных, демонстрируется горящая кукла-сувенир его дочери.
- «Доктор Айболит» — наезд трамвая на зайчика разумеется не показан (он просто падает на спину), но продемонстрировано как трамвай давит его мячик.
- «Масяня» — в конце серии «Санкт-Мариубург» захватчики кидают гранату в подвал, где прячется последний выживший из семьи Масяни — её сын. Из подвала вылетает потрёпанная и окровавленная игрушечная акула, которую сын периодически искал в течение серии.
Манга и аниме[править]

- «Навсикая из Долины Ветров» — начальная сцена, когда учитель Юпа находит куклу в разрушенной деревне.
- Кстати, именно эта сцена стала источником вдохновения для аналогичного эпизода в «Мулан». Даже куклы в одинаковых платьях.
- Berserk — педаль в пол: Миура не стеснялся рисовать убитых детишек, но игрушечный рыцарь одного из убитых мальчиков-солдат просто-таки добивает привыкшего к миуровской кровавости читателя (даже Гриффита проняло… на время).
- Звуки Небес — не совсем убитая, но во время погрома в крепости солдаты топчут мишку Курехи.
- Magical Princess Minky Momo — игрушки, которые рассыпались из разбитого грузовика, иносказательно повторяют предыдущую сцену, где всё тот же грузовик насмерть сбил главную героиню.
- Space Pirate Captain Harlock — взмывшие в воздух куклы при самоподрыве группы Тешесс (в общем-то, у мазон из-за особенностей физиологии чудесная смерть — сгорают и рассыпаются прахом, — по-этому рейтинговой сцена бы не была, но, видимо, решили, что там уже и так перебор с трагедией). Было бы драматично, если бы не то, как они докатились до жизни (то-есть, смерти) такой; все вместе — одноногая собачка.
- Mass Effect: Paragon Lost — ближе к финалу Вега находит игрушку Эйприл, девочки, которую любил как дочь и которой он пожертвовал. У него закономерно случается ГЭС.
- Sailor Moon — одиноко выкатившаяся из-за угла игрушка Луна-Пи становится для главных героев первым сигналом, что Тибиуса пропала. С прикрученным фитильком, ибо подразумевается вовсе не убийство, а похищение.
- Интересная деталь: если в первой аниме-экранизации Тибиуса, став злодейкой Тёмной Леди, позже подбирает Луна-Пи и превращает в своё оружие, то в манге она яростно ломает игрушку, вероятно, в знак прощания с прежним «я».
- NGE — у Асуки не осталось сомнений по поводу отношения матери к ней, когда она увидела рядом с мёртвой Кёко в петле поменьше куклу, которую та считала своей дочерью после того, как сошла с ума.
- «Noir» (2001) — эпизод «В конце пути» (22 серия). Посреди деревни, где идёт бой между двумя враждующими группировками Солдат (где «Солдаты» — это название тайного общества), на мостовой лежит простреленная и горящая плюшевая кукла с торчащей из «раны» набивкой, а рядом — детская туфелька.
Видеоигры[править]
- Mass Effect 3 — в синематическом трейлере к игре Шепард находит на сожжённом Жнецами поле игрушечный космолёт.
- С иронией — отбивая «Нормандию» у клона в DLC «Цитадель», Шепард обнаруживает в БИЦ мусорный ящик со своими моделями кораблей и банкой с хомяком. Шепард в холодной ярости.
- Resident Evil 3: Nemesis — в одном из переулков полуразрушенного города Раккун-Сити лежит коробка с игрушками.
- «Мор (Утопия)» — уже во вступлении к игре дети хоронят куклу. Причина смерти, вероятно, болезнь (вокруг которой и построен сюжет игры).
- Fallout 3 и 4 — при исследовании руин довоенных коттеджных поселков Одинокому Страннику периодически попадаются убитые игрушки. При этом игра совершенно не стесняется показывать обгорелые скелеты — но только скелеты взрослых, ни одного детского трупика нет, вместо них убитые игрушки. При этом некоторые убитые игрушки (например, плюшевого мишку) можно зарядить в Ракетку и палить ими по рейдерам.
- Тем не менее в локации «городской дом» можно наблюдать робота, читающего стихотворение скелету ребенка(намёк на «Будет ласковый дождь» Рэя Брэдбери).
- Command & Conquer: Red Alert — первая миссия за СССР (карательная операция в Торуни) заканчивается налетом Як-3 на горную деревушку. Во время бегства кто-то из жителей роняет плюшевого мишку на землю.
- Barrow Hill: Curse of the Ancient Circle: при исследовании локаций игроку изредка будут попадаться горстки пепла — то что осталось от жертв бродячего камня. В одной из таких кучек пепла валяются детские сандалии, мелки, раскраска и игрушечный робот.
- Half-Life 2 — детская кукла-пупс в лифте.
- Woodruff — во вступительном ролике с похищением профессора Азимута похититель расстреливает из пистолета плюшевого мишку малыша-Вудруффа.
- The Neverhood — элемент пародирования. В сюжетном ролике протагонист, управляя огромным роботом Билом, вступает в сражение с ещё более огромным Чудовищем (биомеханическим птицеголовым ящером, состоящим из часовых шестерёнок). Чудовище практически побеждает, но решает напоследок поглумиться над противником, демонстративно отрывая голову принадлежавшему Билу плюшевому медведю. Себе на беду — взбешённый робот, хоть он и переключен в добрый режим, выходит из-под контроля протагониста и сбрасывает Чудовище в бездну.
- Alice: Madness Returns — глава «Кукольный дом» с горами изуродованных Кукольником кукол, символизирующая систему промывки мозгов детям, которую создал доктор Бамби для продажи воспитанников своего приюта в сексуальное рабство, давит педаль в асфальт.
- Darkstalkers — антигерой Донован Бейн отрубает голову кукле Аниты. Что характерно, девочка продолжает всюду ходить за ним вместе с безголовой игрушкой.
- Ori and the Blind Forest: в одном из помещений локации, где некогда жилы Гумон, внизу кадра можно увидеть детскую игрушку — милого плюшевого Гумо. С учётом того, что все Гумон замёрзли насмерть…
- По улицам разрушенного дроидами Ксенона в Space Quest IV бродит розовый игрушечный заяц.
- Bad Dream: Coma — здесь выпотрошенного плюшевого медвежонка предстоит собирать и воскрешать.
- Remember Me — с прикрученным фитильком. Почти в самом конце главная героиня, Нилин, должна подправить воспоминания отца таким образом, чтобы в его памяти она еще в детстве погибла при его попытке стереть ее память об аварии, для чего необходимо изменить результат этого эксперимента на неудачный, якобы Нилин-ребенок погибла в аварии, что вызывает и смерть в реальности. После аварии сначала показана игрушка, из-за которой и произошла мнимая авария, а затем и тело Нилин-ребенка.
- Darkwood — Птичница расскажет об Аннушке, которая родила настолько уродливого ребёнка, что односельчане сожгли её дом, а ребёнка выбросили его в колодец. Сама Аннушка безучастно сидит на руинах, ни на что не реагируя, рядом с убитой игрушкой. Ребёнок в колодце всё ещё жив, и убивать его будете вы.
- Sniper Ghost Warrior Contract’s — игрок может найти коробку с игрушками, детскими ботинками и тому подобным. На базе, где занимались разработкой биологического оружия. В качестве доказательства «наличия жертв экспериментов».
Музыка[править]
- Михаил Анчаров, «Баллада о танке „Т-34“». Субверсия — «И вот я увидел куклу. Она лежала, раскинув ручки,- символ чужой любви… чужой семьи… …Я на куклу / Не смог наступить / И потому убит».
- Disturbed — Land of Confusion: солдаты топчут ногами куклу.
- Firelake — Dirge for the planet: женщина-сталкер находит на развалинах детской площадки в Припяти «убитую» куклу и тихо плачет над ней, пока сталкер-мужчина занят поисками хабара и осмотром местности на предмет обнаружения врагов.
- Эталонный пример в песне (одновременно и педаль в пол):
« | …Но игрушки раздавлены тяжёлой ногой, |
» |
— Алексей Заев, «Счастливого детства!» |
- Otto Dix, «Зона теней»:
« | Танец пылинок в свете луны, |
» |
— Михаэль Драу |
- «Паранойя» — концертное видео к песне «Мёртвый марш». Кукле откручивается голова во время фразы «…жрав живых детей». Сделано ради черного юмора.
- Within Temptation — клип на песню «Frozen». Дочь главной героини ломает свою фарфоровую куклу (отрывает волосы и разбивает голову) в знак разрушенного детства после того, как к ней однажды ночью наведался жестокий отец и, предположительно, не просто избил.
Прочее[править]
- Памятник расстрелянным в Бабьем Яру детям.
- Пробитый и обожжённый воздушный змей, памятник детям белорусской деревни Шуневка, которых фашисты сбрасывали в колодец.
- Очень любят применять данный троп в социальной рекламе и не только по отношению к детям, но и к животным, взрослым и даже природе в целом. Вот несколько примеров:
- Горящая и плавящаяся кукла как бы намекает на гибель её маленькой хозяйки в пожаре.
- «Пистолет детям не игрушка». А представьте-ка на месте куклы живую девочку. Представили? А теперь дружно: «Ой, бл…»!
- Псевдо-реклама игрушки «Военный репортёр», показывающая, насколько опасна для жизни эта работа.
- Аналогичная псевдо-реклама игрушки «Action Man: Боевые потери», где нам показывают инвалида войны, военного с ПТСР и, собственно, труп солдата, который можно похоронить с почестями.
- Эвтаназия электронного щенка, демонстрирующая циничное отношение некоторых хозяев к «живым игрушкам».
- Издевательства над плюшевым мишкой воспроизводят аналогичные пытки по отношению к настоящим медведям в неволе.
- Наконец, реклама от Гринписа, где машинное масло затапливает Арктику из конструктора Лего.
Реальная жизнь[править]
- Стоковое фото брошенной/сломанной игрушки — стандартная иллюстрация к любой новостной заметке, где фигурирует гибель ребёнка.
- Туристы-экстремалы в г. Припять очень любят фотографировать брошенные детьми игрушки и книжки, пролежавшие больше двадцати лет в том же положении, в каком их оставили спешно увозимые дети. Хотя существует мнение, что все эти «брошенные в спешке» предметы на самом деле зачастую подраматичнее разложены организаторами экскурсий.
- Частью постоянной экспозиции Государственного музея Аушвиц-Биркенау, что расположен на территории печально известного одноименного лагеря смерти, являются личные вещи жертв концлагеря, рассортированные и сложенные в огромные стеклянные кубы. Один из таких кубов до самых краёв заполнен куклами и плюшевыми мишками…
Не в знак несчастья, произошедшего с ребёнком[править]
- Телесериал «Next 2». Ваня Кирсанов демонстративно топит в озере своего любимого крошечного плюшевого мишку. В знак прощания с беззаботным детством. Хотя Ивану и до совершеннолетия, в общем-то, еще далеко.
- Такая же ситуация — с большим цинизмом и одновременно смешнее — «похороны» Бартом Симпсоном своих игрушек в знак взросления. И подсвечивается взрослым свидетелем этой сцены: «Хоронишь игрушки, как викинг?»
- Мультфильм «Малыш и Карлсон». После знакомства с Малышом «лучший в мире Карлсон» первым делом напоказ выкидывает в окно плюшевого мишку, сидевшего на подоконнике — в знак того, что теперь «место (в душе Малыша) занято другим». Малыш в шоке (правда, недолгом).
- Филигон, «Хоронили плюшевого мишку» — «Завтра праздник, завтра в школу надо». Дети выросли и вот так вот символически (и довольно стрёмно, надо заметить) прощаются с детсадовским временем.
- «Пила-3» — тут от главного подопытного требуется сжечь игрушки погибшего сына, чтобы спасти судью, вынесшего виновному в смерти мальчика горе-водителю слишком мягкий приговор. Несчастье с ребёнком, конечно, имело место, но убийство игрушек осуществляется в знак прощения и прощания с прошлым.
- Очень часто такой приём демонстрируется в фильмах/мультфильмах/комиксах по ОБЖ: когда, например, колёса давят мяч или куклу, которую хотел подобрать ребенок, играя на улице. Не только и не столько потому что игрушку жалко, скорее, чтобы показать спасённому в последний момент «на её месте мог быть ты».
- В буддистских храмах Японии выброшенные или ставшие ненужными игрушки отпевают и торжественно хоронят. С детьми ничего плохого не случилось, они просто выросли, но просто так выбросить игрушку нельзя: вдруг она захочет вернуться. Зрелище игрушек на погребальном костре неизменно заставляет зрителей рыдать.
- Пётр Ильич Чайковский, «Детский альбом» — «Болезнь куклы» и «Похороны куклы». С прикрученным фитильком, потому что куклу не убивали — она сама умерла по каким-то невыясненным причинам.