Пинкертоновщина

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Дети, вам вредно читать Шерлока Холмса. И, отобрав пачку, потихоньку зачитываюсь сам. »
— Василий Розанов, «Опавшие листья»

Исторический обзор

Пинкертоновщина — российское название детективно-приключенческой беллетристики (иногда с элементами мистики и научной фантастики), популярной в три первых десятилетия 20 века. Получила своё название в честь американской серии о приключениях сыщика Ната Пинкертона (какое отношение он имеет к Алану Пинкертону, основателю известного детективного агентства, в книгах не сообщается), однако в даже большей степени на неё повлиял сэр Артур Конан Дойл со своей холмсианой. Собственно, большинство авторов «пинкертоновщины» в континентальной Европе (включая и Россию) начинало либо с нелицензированных переводов приключений Холмса, либо с фанфиков про него.

После Октябрьской революции большевики поначалу пытались запретить этот жанр, однако в эпоху НЭПа никакие запреты не помогали, и они стали действовать по принципу «Не можешь победить — возглавь». Сверху были спущены указания придумать своего собственного «Красного Пинкертона», который бы разоблачал контрреволюционеров и козни мировой буржуазии (в написании «красной пинкертоновщины» поучаствовали такие известные авторы как Илья Эренбург и Мариэтта Шагинян). Белые не отставали и создавали в эмиграции «Белых Пинкертонов», которые боролись уже против агентов ЧК, ОГПУ и красных комиссаров. Концептуально «коммунистический Пинкертон», впрочем, не удался (как ни пытались прикрутить захватывающие приключения к Мировой Пролетарской Революции, но получалось, что приключения сами по себе, а революция — сама по себе и чисто для галочки), и в тридцатые в процессе общего «закручивания гаек» сабж всё же запретили, а на смену ему пришёл соцреализм. На Западе же он постепенно эволюционировал в жанр weird fiction, где акцент делался уже не на детективную составляющую, а на паранормальную и/или научно-фантастическую.

В лихие девяностые после падения «железного занавеса» мода на жанр вернулась (наряду с модой на декаданс и Серебряный век), и многие даже малоизвестные на Западе авторы публиковались значительными тиражами, зачастую под вырвиглазными обложками в стиле американских триллеров категории «Б».

Примеры[править]

  • Жан Рэй, серия про детектива Гарри Диксона. Начиналась с французских переводов низкопробных немецких фанфиков про Холмса (которого для обхода копирайта превратили в американца Гарри Диксона, впрочем проживающего в Лондоне на Бейкер-стрит), однако потом Рей стал придумывать свои собственные сюжеты — и получилось гораздо лучше. Цикл отличался большой концентрацией фантасмагории и мистики, которая, правда, иногда оказывалась ненастоящей.
  • Серия из почти двух тысяч (вы правильно прочли) коротких романчиков про приключения короля американских детективов Ника Картера. Ближе к 80-м франшиза всё-таки закрыта. Возможно, владельцы опасались, что Ник Картер переловит всех преступников Соединённых Штатов и другим детективам останется только выслеживать неверных жён и мужей.
    • Тропнеймер Нат Пинкертон явно его копирует.
  • Максвелл Грант, цикл из примерно 300 с копейками романов про супергероя Тень, эдакого хорошего Фантомаса, гения маскировки, который устраивает обнаглевшим бандитам весёленькую жизнь.
  • Макс Ладенбург, «Приключения Фрица Стагарта»
  • Сакс Ромер, «Спящий детектив»
  • Мэтью Фипс Шил, «Князь Залесский»
  • Пётр Орловец (Петр Петрович Дудоров):
    • «Похождения Шерлока Холмса в Сибири. Новая шерлокиана»
    • «Приключения Карла Фрейберга, короля русских сыщиков»
    • «Приключения Шерлока Холмса против Ната Пинкертона в России»
  • П. Никитин, «Приключения Шерлока Холмса в России» («Загробный гость» и «Чёрный ворон»).
  • Травин П. А., Трефилов С. А., Трефилова Н. П. — сборник «Похождения московского Пинкертона»
  • «Под плащом Сатаны» — анонимный белоэмигрантский роман 1926 года про русского аристократа и сыщика-любителя Сергея Ренина, расследующего преступления в разных уголках Европы.
  • «Татуированная графиня или Чрезвычайное приключение сыщика Джим-Джо» Г. Авело.
  • Александра Свида, детективная дилогия «За закрытыми ставнями» и «Паника в Борках», опубликованная в Риге в 1931. В детективе повествуется об агенте уголовного сыска Зенине, который расследует серию убийств в подмосковном посёлке и связанные с ними слухи о вампирах и оборотнях, и впоследствии, уже после эмиграции, продолжает расследование в Париже. Что характерно, в романе фигурирует кружок московских оккультистов, возглавляемый приват-доцентом Сталиным.
  • «Призрак замка Моррисвиль» — пародийная экранизация (скорее всего пародия на многочисленные экранизации по мотивам произведений Эдгара Уоллеса и его сына).
  • Александр Грин тоже отметился в этом жанре: например, «Убийство в Кунст-Фише» — детективно-мистический триллер про ожившую статую.
  • А еще был артист-эскапист, явный подражатель Г. Гудини (как вариант его прозвища — русский Гудини), работавший под псевдонимом Нат Пинкертон. Настоящее имя Георг Нагель. Период артистической карьеры в России 1910—1920 гг. Одно из представлений называлось «Приключения всемирно известного сыщика среди дикарей и людоедов».

«Белый Пинкертон»[править]

  • «Золотая паутинка» Николая Карпова. О приключениях бывшего сыщика Владимира Путина, оказавшегося в центре шпионской и амурной интриги.
  • «Тайна и кровь» Петра Пильского. Впрочем, тут детектива нет, а есть беготня по нуарному Петербургу от чекистов.
  • «Синее золото» Аркадия Бормана — про приключения очаровательной шпионки-белоэмигрантки и молодого британского учёного, которые совместно противостоят козням чекистов в дебрях советского Урала.
  • «По колена в крови и золоте» Владимира Шатрова-Баранова.

«Красный Пинкертон»[править]

  • «Красавица с острова Люлю» Пьера Дюмьеля (Сергея Заяицкого)
  • «Месс-Менд, или Янки в Петрограде» Джима Доллара (Мариэтты Шагинян). Отдельно веселят недвусмысленные параллели с «Атлант расправил плечи».
  • «Месс-Менд — вождь германской Чека» Рена Т. Марка — пародия на роман Шагинян. Посвящена заговору немецких коммунистов, использующих фантастические технологии типа очков, превращающихся в лифт, кролика, заражённого смертоносными бациллами смеха, и летающего ярко-красного автомобиля. Автор хотел высмеять обвинения против немецких коммунистов на судебном процессе в Лейпциге в 1924, а получилось с точностью до наоборот: его сюжет предвосхитил бондиану и вообще западную беллетристику про коммунистическую угрозу.
  • «Иприт» Всеволода Иванова и Виктора Шкловского.
  • «Смерть Анны Ор» и «Чемодан из крокодиловой кожи» Марка Максима
  • «Вулкан в кармане» Б. Липатова и И. Келлера
  • «Белый якорь» С. Нариманова
  • «Долина смерти» Виктора Гончарова
  • Корнелиус Крок (Николай Борисов), «Зелёные яблоки» — экспериментальный детективный роман, почти целиком склеенный из фрагментов других произведений. Выпустил также два оригинальных романа в жанре «красного Пинкертона»: «Укразия» (экранизирован в 1925) и «Четверги мистера Дройда».
  • «Дети чёрного дракона» Дира Туманного (Николая Панова)
  • «Кто смеётся последним» Жоржа Деларма (Юрия Слёзкина)
  • «Блёф, поддельный роман» Риса Уильки Ли (Бориса Липатова)
  • «Атлантида под водой» Ренэ Каду (Овадия Савича и Владимира Корвин-Пиотровского)
  • «Трест Д. Е. История гибели Европы» Ильи Эренбурга. Хотя это скорее сатирическая антиутопия в духе «Войны с саламандрами».
  • «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого — хоть и классика отечественной НФ, по стилю — именно то.
  • Эсквайр Гривадий Горпожакс (Василий Аксёнов, Овидий Горчаков и Григорий Поженян), «Джин Грин — неприкасаемый»: написано аж в 1972, но по стилю — самое оно, от вычурного псевдоиностранного имени автора до сюжета, пародирующего американский нуар и триллеры. Главный герой Джин Грин (Евгений Гринёв) — сын белоэмигранта и агент американских спецслужб, косплеящий Джеймса Бонда, и, что характерно, в книге перечислены вполне реальные места вроде кафе и ресторанов, где собирались белоэмигранты в США.