Still Life

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Still Life» — серия игр в жанре квест от французской компании Microïds. Строго говоря, такое название носит вторая игра серии — но так уж вышло, что начавший серию квест «Post Mortem» до выхода сиквела был не особо популярным и очень нишевым продуктом на любителя, да и после остался в тени более популярных продолжений. На текущий момент серия состоит из трёх игр (и, вероятнее всего, так оно и останется: игра Still Life 3 была анонсирована на 2011 год, но так и не вышла в связи с финансовыми проблемами у разработчика; на официальном сайте все упоминания о возможном продолжении давно удалены). Названия игр содержат заложенную двусмысленность: с одной стороны, «Post Mortem» — это жанр фотографии с изображением мёртвых людей, а «Still life» — это просто «натюрморт» на английском; с другой — если воспринять словосочетания «в лоб» («После смерти» и «Неподвижная жизнь»), в этом определённо будет смысл в рамках сюжета игр. Российский издатель благоразумно переводить названия не стал, и хвала ему за это.

За что любят: в первую очередь, за атмосферность — тут она такая густая, что хоть ножом режь и на хлеб намазывай. Истории интересны и достаточно непредсказуемы, все персонажи (даже совершенно эпизодические и необязательные) имеют хорошо прописанные характеры.

За что не любят: за непривычное управление, за возможность оказаться в безвыходном положении (в первой игре это фича, две другие — довольно забагованы), за не слишком уместные мини-игры типа «испеки пирог по рецепту, в котором все продукты названы не своими именами».

Внимание! Определенно не для детей: в играх натуралистично показаны кровь, убийства, рачленёнка, вскрытие тел, полуразложившиеся трупы, проституция (в том числе подростковая), сексуальные девиации, коррупция власть имущих и стражей закона, грязная квартира типичного задрота и прочие совсем недетские вещи. Держите детей подальше от монитора.

Post Mortem (2003 г.)[править]

Post Mortem.jpeg

Первая и самая недооценённая игра в серии, мрачный и нуарный квест от первого лица. Действие происходит в Париже 1920-х годов. В отеле произошло жестокое убийство супружеской пары американских туристов. Сестра одной из жертв нанимает частного детектива для поиска убийцы.

Персонажи[править]

  • Густав «Гас» Макферсон — протагонист, американец. Ранее работал частным сыщиком в агентстве Пинкертона, после переезда в Париж полностью посвятил себя изобразительному искусству. Увы, живопись больших денег не приносит, поэтому от предложения вернуться к старому ремеслу, подкреплённого щедрой суммой, отказаться не сумел. Медиум, и на местах событий его нередко накрывают видения.
  • София Блейк — роковая женщина, заказчик. По её словам, одна из жертв — её младшая сестра. Упоминает некую не слишком ценную семейную реликвию, которую хотела бы вернуть.
  • Комиссар Лебрен — следователь, ведущий дело. Вроде бы человек неплохой, но про презумпцию невиновности не слышал ни разу.
  • Жак Эллуэн — в прошлом полицейский, ныне частный детектив. Нанят, чтобы проследить за братом и сестрой Итон. Благодаря ГГ стал главным подозреваемым в убийстве; спасение Жака от гильотины — побочный квест.
  • Альбер Гюло — владелец бистро «Аламбик». Меценат, а также торговец краденым и организатор «артели» по фальсификации предметов искусства. При этом имеет золотое сердце и практически все деньги от нелегальных промыслов тратит на поддержку малоизвестных художников. Гаса в том числе. Ранее работал метростроителем. Принимал участие в афере с Головой Бафомета, за что и поплатился, став четвёртой жертвой убийцы.
  • Беренис — не то официантка, не то постоянная посетительница бистро «Аламбик», мастер подделки произведений искусства, подружка главного героя (ничего серьёзного, но с удовольствием проведёт у него ночь), любовный интерес Жака. Не так проста, как можно думать.
  • Супруги Уайт — они же брат и сестра Итон, они же мошенники Фэй и Джером Джонсоны, нанятые Софией для кражи головы Бафомета. Посмертные персонажи.
  • Грегуар Д’Альпен — богатый и знатный парижский банкир, возглавляющий (возглавлявший до недавнего времени) Братство Розы и Креста. На момент начала событий игры тело его мертво, а сам он — не факт. Законный владелец Головы Бафомета и носитель личности тамплиера Симона Лебеля.
  • Доктор Франк Кауфнер — психиатр, состоящий в Братстве. Верховный Брат. И, вероятно, уже не Кауфнер.
  • Мадам Луазо — эксцентричная соседка убитой четы. По собственному утверждению, медиум. Не заслуживала бы упоминания здесь, если б не финальный ролик. Голову Бафомета заполучила в итоге именно она.

Геймплей[править]

То самое, за что Post Mortem одни просто обожают, а другие бросают на самом начале прохождения: здесь троп получилась реальность отыгрывается в режиме педаль в пол. Линия поведения с каждым из ключевых свидетелей может быть разной, и если вы их настроите против себя, то не получите важной информации, не добудете нужных улик и разгадать это дело не сможете — при этом игра никак не даст этого понять. Угу, давай, горе-сыщик, ищи сколько влезет. Побочный квест по поиску доказательств невиновности Жака можно вообще не выполнять: тогда его отправят на виселицу. Хотите спасти коллегу? Нужно собрать как можно больше улик (сколько найдёте, зависит только от вас) и правильно преподнести их следователю (даже если вы их собрали достаточно, но представили комиссару не в том порядке или недостаточно убедительными словами — Жак будет казнён). В общем, добрый совет: обдумывайте и взвешивайте каждую фразу, старайтесь понять жизненные взгляды и мотивацию каждого собеседника, старайтесь не ляпнуть чего-нибудь неприятного для них, для верности сохраняйтесь перед каждым диалогом — и всё будет хорошо. Или тупо проходите с мануалом на коленях: удовольствие от интересной истории всё равно получите.

Небольшие подсказки (без спойлеров)[править]

  • Портье не любит тех, чья работа негативно сказывается на доходах отеля.
  • Бармен в душе авантюрист и на своей работе откровенно скучает.
  • У частных детективов во Франции нет удостоверений.
  • Мадам Луазо искренне верит в сверхъестественное, и скептицизм её оскорбляет до глубины души.
  • Беренис считает Гюло очень хорошим человеком. И не забывайте, чем она зарабатывает на жизнь.
  • Если захотите пройти в зал заседаний Братства, подумайте, чьим почерком должно быть написано поручительство. Или придумайте другой вариант прохождения.

Что есть в Post Mortem[править]

  • Алхимия — ей занимаются в Братстве.
  • Атака во время секса — в начальной заставке убийца в маске вламывается в гостиничный номер Уайтов, пока те предаются плотским утехам.
  • Бонни и Клайд — супруги-мошенники Джонсоны. Если бы не зашкаливающий уровень авантюризма, вполне могли преуспеть в порученной им работе.
  • Вечная загадка — их много, но почти все они проистекают из качественно отыгранного тропа Может, магия, а может, реальность.
    • Какую из двух Голов Бафомета — настоящую или поддельную — нашёл Гас в тайнике покойного Гюло, а какую заполучила в финальной катсцене мадам Луазо.
    • Обладает ли настоящая Голова магической силой, позволяющей её владельцу осуществлять перенос своей личности в чужое тело, или это фантазии рехнувшегося от жажды бессмертия старика.
    • Был ли д’Альпен одним из многих воплощений средневекового алхимика Симона Лебеля, или лишь убедил себя в этом, начитавшись его трудов.
    • И самое главное: Чья же личность находится в теле доктора Кауфнера? Это сам Кауфнер, потому что никакой магии не существует? Или тот, кто раньше называл себя д'Альпеном (возможно будучи при этом Лебелем), сумел занять тело доктора до того, как мошенники украли Голову? Или это всё же Кауфнер, оставшийся в своём теле, потому что своевременный перенос не состоялся из-за кражи? На каждую из версий имеются намёки, порою граничащие с твистом Шрёдингера, а как оно было на самом деле, игрок волен решать для себя сам.
    • Ну и вдогонку: Как мадам Луазо собирается использовать доставшуюся ей Голову Бафомета, и что из этого выйдет в свете первого и второго пунктов.
  • Визитка преступника — убийца в птичьей маске обезглавливает своих жертв и кладёт им в рот старинные золотые монеты. Если Гасу удастся попасть в зал заседаний Ордена Розы и Креста, то он сможет обнаружить там точно такие же монетки и предъявить одну из них комиссару Лебрену в качестве улики, доказывающей невиновность Жака Эллуэна.
  • Волшебная юбка — аверсия: Юбка подвешенной вверх ногами Софии Блэйк задралась (а если смотреть с точки зрения людей, стоящих на ногах, то сползала вниз), обнажив нижнее бельё девушки.
  • Голову с плеч — Кауфнер убивал своих жертв, отрубая им голову.
  • Древний заговор — со всей вероятностью, Братство Розы и Креста, ведущее свою историю от тамплиеров. Возможно, это легенда-новодел.
  • Жуткие птички — субверсия: Здешний маньяк носит маску ворона, которая придаёт ему весьма устрашающий вид. Но настоящие птички ни в чём жутком замечены не были.
  • Зловещее святилище — алтарь Д’Альпена для переноса душ.
  • Злодей победил — в плохой концовке главгад убивает Гаса с Софией и возвращает себе Голову Бафомета, с помощью которой сможет жить вечно, по мере необходимости переселяя своё сознания в более молодые тела. А за совершённые им убийства казнят ни в чём не повинного Эллуэна. Единственной ложкой мёда в этой бочке дёгтя выглядит лишь намёк на то, что вместо настоящей Головы злодею досталась подделка, не обладающая никакой магической силой. Но даже если так, в лучшем случае это означает, что главгад умрёт… когда-нибудь… через много лет… от старости… ну как это бывает у обычных людей… а до этого проживёт остаток жизни, купаясь в богатстве и пользуясь огромным влиянием. В худшем же, он заметит подмену и продолжит убивать, чтобы вернуть себе оригинал. Впрочем, это лишь одна из трёх концовок и она явно не является каноничной (ведь в «Still Life», действие которой происходит после «Post Mortem», Гас очень даже жив). В двух других злодей либо погибает, либо отправляется в тюрьму, уверенный, что Голова Бафомета уничтожена навсегда.
  • Именная консервная банка — Гасу нужно попасть в номер 507, чтобы осмотреть место преступления, но входная дверь опечатана полицией, а смежная с другим номером заперта изнутри и ключ торчит в замочной скважине. Не нужно быть ветераном квестов, чтобы понять, как решить эту задачку: нужно всего лишь подсунуть под дверь какую-нибудь бумажку и протолкнуть ключ чем-то тонким. Газетка, подходящая для первой части этого плана, находится в том же смежном номере. А вот что-нибудь тоненькое (а именно карандаш) удастся отыскать лишь спустя два игровых дня (!!!) при условии, что Гас не взломает дверь раньше при помощи отмычек. А ведь наш герой, вообще-то, художник, и у него в квартире должно быть полно всяких кисточек и карандашей. Более того, он носит с собой блокнот и может в любой момент и в любой локации (да хоть в том же смежном номере) попытаться нарисовать портрет подозреваемого. То есть у него и так уже имеется при себе карандаш (или ручка), да и локациях подходящие предметы тоже встречаются (в качестве неподбираемых элементов окружения). Но нет, либо используй отмычки, либо жди, когда на стойке отеля материализуется именно тот карандаш, который задумали разработчики.
  • Камео — доктор Франк Кауфнер появляется в игре «Syberia 2» от тех же Microïds в роли Эдварда Марсона — начальника Кейт Уолкер. Правда тот появляется в кадре совсем недолго и сокрыт в тени, но силуэт всё равно легко узнаваем. Вряд ли авторы вкладывали в это какой-то тайный смысл. Скорее всего, просто взяли для эпизодического персонажа готовую модельку из предыдущей игры.
  • Карты Таро — в финале главгад, до этого, вроде бы, не замеченный в большой любви к Таро, превращает похищенную Софию Блэйк в живое подобие карты «Повешенный», связав и подвесив в характерной позе. А когда Гас приходит спасать девушку, злодей разъясняет ему смысл сей инсталляции: «А вы знаете, месье Макферсон, что в Таро Повешенного не предают смерти, а скорее сталкивают со своей судьбой?»
  • Код на стенке — местоположение тайника Гюло изображено на картине, висящей в главном зале его бистро.
    • Восторг у холодильника — Гюло оставил последнее послание таким образом, чтобы его могли обнаружить только после его смерти (для того, чтобы послание на картине проявилось, нужен свет от свечей) и только кто-то из художников. Меценат позаботился о том, чтобы его тайник не пропал даром и не достался полиции, а перешёл к кому-то из своих, кто сможет продолжить его дело!
  • Ласковое прозвище: Гас называет Беренис Бебе, а она его — Маком.
  • Макгаффин — голова Бафомета.
    • Фальшивый макгаффин — фальшивая голова Бафомета. Какая из голов настоящая, Гас определить не может, да и изготовившая подделку Беренис называет свою работу безупречным шедевром, неотличимым от оригинала. Похоже, она всё-таки лукавит и может опознать свою подделку, но Гасу не признается.
    • Подлинность головы вообще ни на что не влияет. Но ведь интересно же!
  • Мальчика сзади отец прикрывал — если перед тем, как отправится на финальную встречу с главзлодеем, Гас посетит комиссара Лебрена и сумеет доказать ему невиновность ошибочно арестованного Эллуэна, а потом во время самой встречи решит отдать злодею Голову Бафомета, то главгад обзовёт Гаса глупцом и попытается застрелить его, но сам будет застрелен в спину вовремя подоспевшим Эллуэном. Вся сцена сыграна в лучших традициях тропа. Что характерно, если отдать Голову, оставив Эллуэна в тюрьме, главгад застрелит Гаса быстро и без лишних предисловий.
  • Мраккультист — Д’Альпен. Когда-то был рыцарем и примерным христианином, но уже много веков поклоняется и приносит жертвы голове Бафомета.
  • На голову выше любимой — у Руби и Реджиса Уайтов (имена фальшивые), чьё зверское убийство расследует главный герой, при жизни была именно такая разница в росте. Это можно увидеть в катсцене, где Эллуэн наблюдает за их приходов в отель.
  • На ней его рубашка и больше ничего — утро второго дня начинается с того, что голый выше пояса Гас, потягиваясь, идёт к зеркалу, а из-за ширмы тем временем выходит Беренис, одетая в белую рубашку и чулки с подвязками.
  • Начало за упокой — «Post Mortem» был исключительно мрачной игрой с сильно переусложнённым геймплеем и высоким порогом вхождения. Продолжение сделали светлее (но не мягче), историю сделали прямолинейной без возможности зайти в тупик, а заодно и перенесли действие в почти современность с лёгким налётом киберпанка — и «Still Life» ждало признание не только узкого круга ценителей.
  • Не буду я тебя спасать — зигзаг: Сначала Гас в одиночку и без оружия отправляется в логово опасного убийцы, чтобы спасти похищенную Софию Блэйк, несмотря на то, что она с самого начала играла с ним втёмную. Однако, после победы над злодеем (если таковая состоится) протагонист просто уходит, оставив девушку связанной и подвешенной вниз головой и пообещав в ближайшее время прислать ей счёт. Однако, он не бросает её совсем уж на произвол судьбы, ведь по словам Гаса, полиция явится с минуты на минуту. Но при этом очевидно, что стражи закона не только освободят Софию от пут, но и зададут массу неудобных вопросов о её роли во всём это деле.
  • Невиновный в тюрьме — Жак Эллуэн. Если не доказать его невиновность, Жак будет казнён.
  • Нелинейное произведение — любой выбор имеет значение. Даже самый малозначительный диалог, про который вы забудете минут через пять, может повести расследование иным путём. Возможно, даже в тупик.
  • Не любит обувь — инверсия: Стену бистро «Аламбик» украшает фреска с изображением рыжей красотки, на которой нет ничего, кроме красных туфелек. Для того, чтобы узнать, где Гюло спрятал Голову Бафомета, протагонисту придётся просветить свечкой каждый миллиметр этого шедевра живописи.
  • Нескончаемая ночь — расследование занимает несколько дней, но действие происходит преимущественно ночью. Даже если и днём — ясной погоды тут не будет.
  • Оборотень в погонах — вся парижская полиция была подкуплена Братством Розы и Креста.
  • Один мой друг... — попросив у Гюло отмычки, Гас может заверить его: «О знаешь, тут всё чисто… Это просто для одного друга… которому нужна помощь». Пополам с нечаянным пророчеством: Вскоре после применения отмычек Гас знакомится с Жаком Эллуэном, которому действительно очень нужна помощь. И если протагонист сумеет её оказать, то Гас и Жак станут друзьями.
  • Одноразовый инструмент — кстати об отмычках. Ими можно отпереть либо номер, в котором произошло убийство Уайтов, либо квартиру Жака Эллуэна. Что мешает использовать тот же набор отмычек для отпирания обеих дверей, есть великая тайна, а только после первого успешного применения он пропадает из инвентаря, и во вторую локацию приходится пробираться другим способом.
  • Они будут или нет? — София и Густав. Красивая нанимательница и частный детектив, который спас ей жизнь. По всем канонам она должна бы влюбиться в спасителя, а он — не устоять против роковой женщины…
  • Отказ — от предложения Софии можно отказаться, игра это вполне позволяет. Только и приключения тогда тоже не будет. Можете походить из угла в угол, потупить в мольберт, перелистать карандашные наброски… Что, скучно? Хочется истории? Ну, доставайте визитку, звоните.
    • От Зова не откажешься — когда выяснится, что заказчица темнит, и дело куда опаснее ожидаемого, можно попробовать от него отказаться. София сперва напомнит про немалый гонорар, затем взовёт к чувству долга и ответственности за жизни окружающих. Не проняло? Всё равно хотите отказаться? А нет такого варианта, что дамочка с нескрываемым цинизмом и объяснит.
  • Перенос личности в чужое тело предположительно позволяет выполнять голова Бафомета.
    • Может, магия, а может, реальность — альтернативное объяснение: у доктора Кауфнера определённо имеются психические расстройства — на фоне учений Братства и желания занять место Д’Альпена его помешательство переросло в убеждённость, что он и есть Д’Альпен. Который, как и многие другие лидеры культов, убеждал своих учеников в собственной древности и причастности к тайнам бессмертия. Также вполне возможно, что голова обладает всеми заявленными свойствами, и Д’Альпен был именно тем, за кого себя выдавал. Вот только в ходе последнего ритуала Фэй украла голову очень невовремя, и перенос не был выполнен, и всё сказанное выше насчёт Кауфнера — справедливо.
      • В пользу последней версии говорит то, что Кауфнер разговаривает с тем же акцентом (голос достоверно настоящего доктора можно услышать на записи фонографа) и то, что письмо Эллуэну с предложением работы написано почерком Кауфнера. Также можно обратить внимание на то, что тело Д’Альпена брошено разлагаться на алтаре, а не бережно захоронено в склепе (как это было с прежними воплощениями Лебеля).
  • Поиграй пока вот этим — не некоторое время под управление игрока попадает Жак Эллуэн, рассказывающий Гасу о своей роли во всей этой истории.
  • Пойди туда, не знаю куда — принеси голову Бафомета, или София умрёт. А где ту голову искать? В тайнике у Гюло, конечно.
  • Появление кавалерии — если спасти Жака, то он не даст случиться расправе над ГГ. В финальном диалоге, впрочем, есть возможность остаться в живых и без помощи Эллуэна.
  • Проблема противоположных оценок — мнения об этой игре резко полярны: одни (коих большинство) считают её провальным экспериментом и ударом на копейку при замахе на рубль, другие — недооценённым шедевром и лучшей игрой в серии. Истины где-то посередине нет и быть не может.
  • Психиатрия — это страшно. Из дневников доктора Кауфнера (настоящего) выясняется, что он сознательно ломал психику и внушал ложные воспоминания своим пациентам. Там же есть намёки на то, что сам Кауфнер страдал расстройствами личности.
  • Связали и заткнули — главгад связал похищенную Софию Блэйк и подвесил её за ногу, превратив в живое подобие карты Таро «Повешенный». В плохой концовке он убьёт девушку выстрелом в голову. А в любой из двух хороших Гас одолеет злодея и уйдёт, оставив связанную Софию висеть и ждать полицию.
  • Страшная маска — белую маску зловеще улыбающегося существа с длинным носом носит убийца. Строго говоря, она скорее нелепая, чем страшная, но именно этим и создаётся зловещий эффект.
  • Такова моя натура — Джонсоны провернули кражу, ради которой их наняли; вполне можно было без особого риска передать украденный предмет заказчице, получить солидный гонорар и покинуть страну. Только для настоящих мошенников это слишком скучно: почему бы не обдурить ещё и нанимательницу, отдав ей подделку? Увы для них, за несколько дней, необходимых для создания копии, их успели найти.
  • Твист Р. Л. Стайна — в финальной сцене Беренис (ранее уверявшая Гаса, что не знает, куда Гюло спрятал Голову Бафомета, и не сможет отличить оригинал от подделки) передаёт чемодан с Головой Бафомета мадам Луазо (которая казалась безобидной эксцентричной тётенькой, никак не причастной к основным событиям игры), и та скрывается в неизвестном направлении, аки ведьма-гадалка из песни «Короля и Шута».
  • Шкала опасности серийных убийц — опасность главгадствующего душегубца рассмотрена здесь.
  • Фиаско — после правильного предъявления улик инспектору он вызывает Жака на допрос, в ходе которого озвучивает достаточно неудобные факты, а в конце советует Густаву вернуться к своим холстам и не лезть в расследование: такими делами должен заниматься профессионал (то есть он, Лебрен). Выходя из кабинета, Гас трагичным голосом выдаёт: «Прости, Жак, я сделал всё, что мог.» Субверсия. Всё сделал правильно. Жак будет освобождён и успеет подоспеть к развязке в качестве кавалерии.
  • Характерный тик — во время разговора Гас то и дело поправляет очки.

Still Life (2005 г.)[править]

Still Life.jpg

Вторая игра серии, квест от третьего лица. Является прямым продолжением Post Mortem и имеет множество отсылок, но сюжетно с первой игрой почти не связана и в отрыве от неё воспринимается вполне цельным и самодостаточным произведением. Действие происходит как в «почти настоящем», так и в прошлом: расследуемое дело перекликается с делом Перловского Потрошителя, которое вёл в 1929 году[1] дед главной героини. Геймплей стал куда более традиционным для квестов: задачи, которые необходимо выполнить для прохождения, вполне понятны, а разговоры с NPC совершенно безопасны: Виктория никогда не скажет чего-то такого, что может запороть отношение к ней собеседника и всё расследование разом. С одной стороны, самобытность полностью утрачена, с другой — игра получила признание у широкого круга игроков, а не только у хардкорных фанатов.

Персонажи[править]

Чикаго, 2005[править]

  • Виктория Макферсон — агент ФБР, протагонист. Мисс Фансервис с эффектной короткой стрижкой. Расследует дело об убийстве молодых женщин.
  • Миллер — напарник Виктории. Штатный клоун: может заблевать место преступления, подвернуть ногу при прыжке с пожарной лестницы, начать размахивать ксивой и качать права перед охранником элитного клуба («А ордер у тебя есть, олух?») или просто затупить на ровном месте. При этом — отличный следователь, да и не такой уж и лох по жизни: в экстренной ситуации может проявить решительность и хорошую реакцию.
  • Клэр Эшби — криминалист, ментор Виктории. Имеет непростые отношения с дочерью.
  • Тодд Браунинг — шеф вышеназванных. Тот ещё самодур.
  • Ричард — бойфренд Виктории. Работает в картинной галерее.
  • Мия — ключевой свидетель по делу, массажистка и элитная проститутка — как и все жертвы, — в салоне «Красный фонарь». Лесбиянка, испытывает симпатию к Виктории.

Прага, 1929[править]

  • Густав Макферсон — дед Виктории, протагонист. Наш старый знакомый из прошлой игры. Рыцарь в сияющих доспехах (подсвечено прямо-таки прожектором), частный сыщик. Нанят проститутками для поиска маньяка, убивающего представительниц этой профессии.
  • Ида Скаликова — возлюбленная главного героя, ранее занималась проституцией, ныне завязала. Беременна от Гаса. Убита маньяком у него на глазах.
  • Милена, Апполина и Владанна — проститутки. Владанна — единственная выжившая после нападения маньяка. Милена — будущая бабушка Виктории.
  • Отокар Кубина — сутенёр. Ида работала на него, поэтому по очевидным причинам Гаса он недолюбливает. Тем не менее, по не менее очевидным причинам заинтересован в поисках убийцы.
  • Роман и Пётр — братья, подручные Кубины. Крепкие здоровяки, владеют доставшейся им по наследству свалкой. До работы на Кубину промышляли грабежами, но попадались (внешность уж больно приметная, да и про маски не подумали — хотя не помогло бы). Пётр откровенно туп, Роман же не лишён некоторой смекалки и золотого сердца.
  • Инспектор Скальник — следователь, ведущий дело. Маньяка давно уже вычислил, но согласился закрывать на убийства глаза за крупную взятку.
  • Марк Аккерман — художник, сын американского посла. Нанимает проституток для позирования (и только!). Был подозреваемым у Скальника, но подозрения оказались безосновательными. Папочка все «развлечения» сына щедро оплатил.

Что есть в Still Life[править]

  • BDSM — тайная комната для садо-мазо утех в салоне «Красный фонарь». Среди постоянных клиентов есть и босс Виктории.
  • Автомобиль как оружие — Виктория попыталась переехать маньяка на своём чёрном супер-джипе, но злодей оказался слишком ловким и успел в последний момент запрыгнуть на пожарную лестницу.
  • Безумная тролльская логика — Пётр очень альтернативно воспринимает реальность, и то, что окружающие его логику не понимают, его искренне удивляет и веселит («Ахаха, а ты не слишком умный!»).
« — Мне нравится твоё имя, Густав! Оно напоминает мне об отце.
— А твоего отца звали Густав?
— Не, Михал!
»
— И так всё время
  • Безумный художник — оба маньяка обставляют убийства как произведения искусства.
  • Благородный разбойник — Роман. В отличие от туповатого младшего брата, с моральными установками у него полный порядок. В конце концов, именно он помог находящемуся в розыске Густаву и оставшимся в живых проституткам сбежать из страны. Чтобы до конца оценить благородство поступка, представьте, как к этому отнесётся Кубина.
Вот он, этот коварный тип викторианской наружности!
  • Буржуйский цилиндр
    • Оба главгадских маньяка — и Перловский Потрошитель, и его современный чикагский подражатель — носят чёрные плащи, серебряные маски и прекрасно дополняющие и без того чертовски стильный образ цилиндры.
    • В ходе расследования выясняется, что маньяк создал этот образ не сам. Существует целый культ, члены которого проводят церемонии в аналогичной одежде.
    • Эпизодический персонаж Извозчик, встреченный Гасом в сгоревшем квартале, также носит цилиндр.
  • Вигилант — Гас. Принял заказ у проституток, но работает не за деньги — сама мысль о том, чтобы брать оплату с женщин, которым грозит опасность, ему претит.
  • Визитка преступника — Перловский Потрошитель оставлял на местах своих убийств металлические колечки с шипами (как выяснилось в дальнейшем, с их помощью можно открыть дверь в канализационное логово маньяка) и надписи о том, как сильно он ненавидит шлюх.
  • Гомосексуал по обстоятельствам — инверсия: Мия предпочитает девушек, но занимается проституцией в элитном борделе.
  • Девушки любят мягкие игрушки — в детстве Виктория была неразлучна со своим плюшевым мишкой. Ныне она уже девушка взрослая, но любимый мишка по прежнему сидит в её комнате на самом видном месте.
  • Девушки любят розовый цвет — спальня Виктории вполне подошла бы кукле Барби: розовые стены, балдахин над кроватью, вышеупомянутый плюшевый мишка. Шаблон трещит не только у игрока, но и у увидевшего такое Миллера: он ожидал чего-то в стиле «Восставшего из ада».
  • Железная маска-личина — серебряную личину носит и Перловский Потрошитель, и его подражатель из Чикаго. Такая же маска используется в салоне «Красный фонарь» одной из проституток-королев, Королевой Тайн. Иронично, что её личность так и останется неизвестной, в отличие от трёх остальных.
  • Заставили смотреть — Аккерман связал Густава и заставил его смотреть на убийство Иды.
  • Зачем оскорблять животных — инспектор Скальник говорит Гасу «Я работаю на мэра, а вы — на проституток», на что Гас отвечает: «Что ж, это значит, что клиенты у нас одинаковые — за исключением того, что мои клиенты честнее и надёжнее».
  • Именно то, что написано на упаковке — массажный салон «Красный фонарь». Наверное, долго название придумывали, чтобы никто не догадался, что там оказывают не только массажные услуги.
  • Ирония отставки — не стоило Гасу и Иде строить планы о том, как они переедут в Америку и там заживут, ох не стоило… Вскоре после озвучивания мечт, Перловский Потрошитель добрался на Иды и убил её на глазах у Гаса.
  • Киберпанк — его тут есть немножко: пикап Виктории с ядерной силовой установкой, роботы-пауки и компьютер архива. В остальном мир соответствует реалиям 2005 г.
  • Клиффхэнгер — финал игры оставляет много вопросов. Современный маньяк застрелен, но его личность установить не удалось, а упавшее в реку тело так и не нашли. А значит, он мог и уползти... то есть уплыть. В прошлом тоже всё не слава богу: Перловский Потрошитель был разоблачён и упрятан в психушку, но в пятидесятых годах начались новые убийства с очень похожим, но всё же немного другим почерком. Стало быть, у маньяка был либо сообщник, либо ученик. Теперь все ниточки ведут в Лос-Анджелес, куда и намерена отправиться Виктория.
  • Коварный скорпион — в тайной садо-мазо комнате салона «Красный фонарь» имеется кресло, выполненное в виде огромного скорпиона. Как на этом сидеть, не понятно, но выглядит внушительно.
  • Красная сельдь — Вацлав Колар, отпечатки которого удалось связать с двумя жертвами. Живёт затворником, обожает кино про маньяков, да ещё и все стены своей спальни обклеил газетными заметками о серийных убийцах и их жертвах. Его даже не подставляли, он вообще ни при чём.
  • Крутая тачка — Виктория разъезжает по Чикаго на громадном чёрном джипе с круглым танковым люком на крыше. Собственно, перемещение между локациями осуществляется через навигатор этой чудо-тачки.
  • Ложное обвинение — Вацлав оказался главным подозреваемым. В этом есть некая кармическая справедливость, поскольку в своей диссертации он утверждает, что Гас Макферсон был Перловским Потрошителем.
  • Мрачный добряк — Извозчик. Ну, не так чтобы добряк, но человек доброжелательный и благородный. Носит готичную одежду и цилиндр, имеет ручного ворона, живёт в развалинах сгоревшего дома и не лишён довольно мрачной самоиронии. В лучшие дни подрабатывает извозом, в дни похуже сбывает скупщикам драгоценности, которые ворует для него ворон, в совсем плохие дни — превращается в обычного бродягу.
  • Оборотень в погонах — Тодд Браунинг. Всячески тормозит расследование, что поначалу кажется самодурством: отпустил подозреваемого, против которого были улики, под угрозой отстранения «посоветовал» Макферсон не зацикливаться на этом расследовании (сразу после того, как она нашла зацепки!), а после поспешил закрыть дело, даже не убедившись, что маньяк мёртв и не установив его личность. Нет, к самим убийствам Браунинг непричастен, но он покрывает клуб «Красный фонарь» и пользуется его услугами (при том, что женат). А ещё среди клиентов клуба такие фамилии, что копание в эту сторону для Браунинга ну очень нежелательно.
  • Одевается в секс-шопе — Мия. Понятное дело, что работа такая, но и в повседневной жизни она одевается так.
  • Он действительно злодей! — убийцей в Праге оказался Аккерман. Догадаться было нетрудно.
    • Аверсия в современности: решили было, что убийца — Ричард? Извольте: настоящий убийца так и не будет установлен в этой игре. Ждите сиквела.
  • Они выкололи мне глаза — Перловский Потрошитель выколол глаза Апполине. Виктория, узнав её на картине, понадеялась, что это было сделано уже посмертно.
  • Осторожно, злая собака! — злобный цепной пёс по кличке Мясо, обитающий на пражской свалке и привыкший питаться исключительно сырым мясом. Роман и Пётр любят подшучивать над своими новыми друзьями, ещё не знающими об этой «милой» зверушке, предлагая жертве розыгрыша встать у стеночки и выпуская собаку с таким расчётом, чтобы цепь остановила её в считанных сантиметрах от жертвы. Когда они попытались провернуть эту забавную шуточку с главгероем, цепь оборвалась и спасаться бегством пришлось как Гасу, так и самим «юмористам».
  • Открытый пупок — фансервисный корсет Мии начинается (ну или заканчивается, это смотря как посмотреть) аккурат над её пупком.
  • Офицер Фансервис — будучи одновременно Мисс Фансервис и служительницей закона, Вик автоматически подпадает и под этот троп.
  • Пасхальное яйцо: на свалке можно заметить Большую Берту и разбитое китобойное судно «Pequod».
  • Пиво, кнедлики и Швейк — половина сюжета происходит в Праге межвоенного периода.
  • Пиксель-хантинг — по большей части он здесь отсутствует. Необходимые предметы расположены примерно там, где того требует логика, и хорошо видны. Но почти в самом конце игры Виктории требуется найти что-нибудь острое, для того, чтобы достать документы, спрятанные Гасом за подложкой собственной картины. Искомым предметом оказывается скальпель, лежащий в самом подходящем для него месте (в комнате с баром возле бассейна) и выглядящий, как маленькая чёрточка на одной из плиток, которыми облицован пол.
  • Плох до последней капли — осматривая кофейный автомат в полицейском участке, Виктория говорит: «Я без кофе не работаю. Разумеется, когда речь заходит об этом кофе, я делаю исключение».
  • Пнуть сукиного сына — обнаружив, что Скальник покрывает убийцу и имеет намерение поставить его самого, Гас жестоко избивает того. В том числе телефонным аппаратом.
  • Подсказки для полиции — после совершения пятого убийства чикагский маньяк, до этого троп не отыгрывавший, оборзел настолько, что лично явился в полицейский морг и засунул фотографию будущей жертвы прямо во вскрытый труп убитой девушки. А успешно убив шестую жертву, он оставил на её трупе фотографию запланированной седьмой.
  • Подозрительно конкретное отрицание
    • Осматривая некий по большей части сокрытый от зрителя «станок» в BDSM-комнате салона «Красный фонарь», Виктория говорит: «Ага! Это АБФ, автоматический бой-френд. Но я, конечно, не знаю, что это за штука и зачем она нужна…»
    • Виктория очень хочет ознакомиться с файлами, просматривать которые разрешено только сотрудникам с четвёртым уровнем доступа. Узнав об этом, Клэр говорит: «Уровень доступа 4, значит? Я знаю одного человека с таким уровнем, это Тодд. Так! Этого разговора не было, и я никогда тебе не советовала покопаться в ЕГО компьютере, вместо того, чтобы создавать проблемы мне!»
  • Подставить невиновного — у Скальника есть идеальный кандидат, на которого можно повесить убийства. Гас.
  • Поиграй пока вот этим — ближе к финалу игры ненадолго дают поиграть паукообразным роботом-сапёром. С фитильком, поскольку им управляет всё та же Виктория.
  • Полицейские едят пончики — Миллер заблевал место убийства полупереваренными пончиками.
  • Полицейский-ковбой — таковой является протагонистка по мнению её мудака-начальника Тодда Браунинга. Вместо того, чтобы просиживать колготки в офисе и составлять психологические портреты, она гоняется за подозреваемым на джипе, словно героиня боевика, и портит ценное казённое оборудование.
  • Правда Кассандры — Милена подозревала убийцу, но её слова не восприняли всерьёз. Кучер, в свою очередь, поделился со Скальником догадкой, что убийца пользуется канализацией для передвижения по городу. Субверсия: Скальник уже и так это знал.
  • Псевдомилый злодей — Марк Аккерман. С проститутками он всегда вежлив, добр и готов им щедро платить. Они отвечают ему взаимностью, кроме Владанны, которой его вежливость кажется очень подозрительной.
  • Рубенсовская красота — судя по картине Аккермана, такой при жизни была Франтишка, ставшая одной из жертв Перловского Потрошителя.
  • Светлее и острее — как-то так, да. Атмосфера стала несколько менее мрачной, но при этом совершенно недетского контента ощутимо прибавилось.
  • Связали и заткнули
    • Чтобы попасть в сокрытую от обычных посетителей часть массажного салона «Красный фонарь», необходимо осмотреть висящие на стене картины на предмет цифр кода. Помимо прочего среди этих картин имеется портрет легко одетой связанной красотки с кляпом во рту.
    • Сама эта сокрытая область представляет из себя комнату для садо-мазо утех и потому до отказа набита цепями, кандалами и прочими средствами фиксации. Очевидно, привилегированные посетители салона, равно как и его сотрудницы, знают толк в тропе.
    • Для того чтобы попасть из этой тайной комнаты в другую — гораздо более тайную — комнату, нужно посредством решения головоломки типа «пятнашки» собрать картину с изображением перевязанного верёвками голого женского торса.
    • В Пражской линии отыгран гораздо более трагичный вариант тропа: Перловский Потрошитель связал и заткнул угодивших к нему в лапы Гаса Макферсона и Иду Скаликову, а затем убил вторую на глазах у первого.
  • СПГС — трактовки искусствоведов к картинам Аккермана. Игрок знает историю их появления, кто на них изображён и при каких обстоятельствах — и тем выразительнее глубина СПГС.
  • Спойлерный опенинг — личность Перловского Потрошителя и один из сюжетных поворотов были заспойлерены прямо в заставке: Марк Аккерман убивает Апполину и пишет её портрет.
  • Сословная мораль — Казимир Сташек, пражский офицер полиции, человек вроде бы неплохой: честный полицейский, человек совести, помогающий Гасу, в прошлом — героический пожарный (спас детей из горящего детского дома), — вот только совершенно искренне не видит ничего плохого в том, чтобы воспользоваться услугами проститутки и не заплатить ей. А она, поганка бессовестная, спёрла его медаль — это ж теперь как жене объяснить?
  • Скромные колготки с юбкой — Виктория Макферсон носит толстые серые колготки с чёрной мини-юбкой и высокими чёрными сапожками.
  • Стенолаз — сапёрские робо-паучки, с помощью которых Виктория отключает лазерную систему защиты полицейского архива, способны ползать по стенам и потолку.
  • Сцена после титров — в наличии. В ней нежащаяся в бассейне обнажённая Виктория разговаривает по телефону с Клэр и узнаёт от неё всё то, что уже написано в примере тропа Клиффхэнгер.
  • Тварь из холодильника — не еда, но суть та же: Осматривая гору грязной одежды в квартире Вацлава, Виктория говорит: «Эти грязные шмотки срослись и образовали новую форму жизни».
  • Тело так и не нашли — в финале Виктория стреляет в маньяка, и тот падает в реку. А в сцене после титров Клэр сообшает, что его тело до сих пор не нашли.
  • Убийства в театральном стиле — Чикагский убийца не просто подражает Перловскому Потрошителю, орудовавшему в Праге в конце 20ых годов, а воспроизводит сцены с картин Марка Аккермана (который собственно был этим самым Перловским Потрошителям и рисовал картины по мотивам совершённых убийств). Дабы ни у кого не оставалось в этом сомнений, он даже оставляет на месте преступления надпись с названием воспроизводимой картины.
  • Фан-диссервис — в количествах. Вот прям с завязки: как вам понравится обнажённая проститутка интересной фетишной внешности, лежащая в ванне? Уточнение: мёртвая проститутка с открытыми ранами на грудях, лежащая зимой в ванне заброшенного дома, и вода в этой ванне мало того, что вперемешку с кровью, так ещё и успела замёрзнуть. Желудок Миллера такого не выдержал.
  • Фансервис — его тут тоже хватает. Основные поставщики — Виктория и Мия.
  • Фут-фетишизм — описывая Иду, Гас первым делом упоминает, что у неё лучшие ножки во всей Восточной Европе.
  • Храпит во сне — отец Виктории храпит так громко, что его слышно даже в коридоре сквозь закрытую дверь.
  • Чужой биометрический пропуск — дверь в кабинет Браунинга заперта на замок, открываемый по отпечатку пальца. Если учесть, что в соседней комнате сидят эксперты-криминалисты и установлено оборудование для снятия отпечатков пальцев, с тем же успехом Браунинг мог бы оставлять кабинет открытым нараспашку. Когда Виктории понадобилось туда попасть, она просто перенесла отпечатки с кружки шефа на плёнку и приложила её к сканеру.
  • Шкала опасности серийных убийц — вот Перловский Потрошитель, а здесь его современный подражатель.
  • Шкаф — братья Роман и Пётр, плечистые здоровяки, особенно внушительно выглядящие на контрасте с щупловатым Гасом.
  • Шлюха с золотым сердцем — все без исключения пражские проститутки. Апполина порой немного козлит, но и она тоже.
  • Шрамы навсегда — остались на лице Владанны после нападения маньяка.
  • Это личное — дело чикагского маньяка становится для Виктории личным после того, как обнаруживается связь с делом Перловского Потрошителя, которое вёл её дед.
  • Я этого не делал  — шутки ради. Взглянув на настенный календарь Виктория говорит: «„Мисс Декабрь“… Ничего себе! Небось сам Господь, посмотрев на эти штуки, скажет: „Я такого не творил!“»

Still Life 2 (2009 г.)[править]

Still Life 2.jpg

Прежде чем перейти к новой истории, надо завершить недоделанное в прошлый раз. Ну кто бы мог подумать, что чикагским убийцей окажется сам… таки да, Ричард. Что, не ожидали настолько дешёвой развязки, правда? Он оказался внуком Аккермана. Виктория (после всех её художеств) закономерно была отправлена в отставку. Прошло 3 года. Для работы над делом очередного маньяка, «Палача с Восточного побережья», Викторию снова пригласили на службу. Дело убийцы освещает в прессе журналистка Палома, причём сам маньяк следит за её работой и присылает ей письма. Виктория, уставшая от навязчивой журналистки, отказывает той во встрече. Вскоре оказывается, что Палома похищена.

Персонажи[править]

  • Виктория Макферсон — с ней мы уже знакомы.
  • Палома Эрнандес — журналистка, пишущая о Палаче с Восточного побережья. Находится в плену у него; немалую часть игры мы играем за неё.
  • Гарри Андерсон — ещё один узник Палача. В некотором роде сообщник. Истинный, самый первый Палач — а теперь действительно узник у того, кто пришёл ему на замену. Настоящее имя — Дэвид Карсон.
  • Клэр Эшби — криминалист. Присутствует главным образом в виде голоса по мобильнику.
  • Инспектор Гаррис — напарник Виктории, неплохо разбирается в технических устройствах.
  • Кейт Хэллоуэй — местный шериф. Находится на месте преступления под предлогом поисков пропавшего Андерсона. Боится, что её не переизберут, поэтому утаивает улики, чтобы распутать дело Палача первой. Не этого надо было бояться.
  • Джеймс Хокер — агент ФБР в отставке, ранее вёл дело маньяка. Хакер, сапёр, информатор Паломы. Предатель и главгад.

Ну а в Still Life 2 что есть?[править]

  • Багофича — переходы между помещениями позволяют в некоторых местах проходить не в дверь, а прямо в дверной косяк. В большинстве ситуаций баг безобиден (и бесполезен) и позволяет лишь оценить «изнанку» игры и убедиться, что все помещения дома скомпонованы честно и отрисованы даже те места, которые мы иным образом вообще не имеем возможности увидеть. А вот в заполненном дымом подвале таким способом можно пройти через закрытую дверь, подышать чистым воздухом и вернуться (индикатор времени на решение квеста снова будет полным).
  • Бездонный инвентарь — аверсия: В предыдущих играх трилогии персонажи могли смело тащить в карман всё, до чего дотянутся, не опасаясь, что когда-нибудь он переполнится. Здесь же у каждой из двух героинь в инвентаре всего 16 ячеек, причём для многих предметов требуется больше одной. Есть даже такие, которые занимают все 16 за раз. Хочешь взять такой — изволь выложить всё остальное. Помимо этого у Виктории есть смартфон, в котором хранятся все важные документы, специальный чемоданчик и необходимыми криминалисту инструментами и пистолет, а у Паломы — диктофон, играющий роль смартфона на минималках. Все эти предметы хранятся отдельно от основного инвентаря.
    • К слову о выкладывании, в доме убийцы имеются специальные вместительные «склады», куда можно сложить не нужные в данные момент вещи. Но в отличие от ранних «Резидентов» с их волшебными сундучками, здесь предметы не телепортируются из одного хранилища в другое — куда положил, оттуда потом и заберёшь.
  • Босоногий поневоле — Палач похитил Палому из номера мотеля и не выдал ей ни обуви, ни даже носков. Так что ей пришлось приключаться в маньячьем доме босиком. Пару раз этот момент подсвечивается:
    • Перед выходом из тюремной камеры, в которой начинается полоса препятствий для Паломы, пол обильно посыпан битым стеклом. При первой попытке подойти к двери девушка получает порез, после чего ей приходится искать способ обезопасить ноги. Позже Виктория обследует эту локацию и собирает со стекла образец паломиной крови.
    • А во дворе перед домом убийцы Виктория находит отпечаток босой ноги, оставленный Паломой при попытке сбежать.
    • Ещё позже обнаруживается, что при похищении маньяк прихватил обувь Паломы с собой, но предпочёл оставить пленницу босой. Тоже, видать, любил этот троп.
  • Внезапная смена геймплея — происходит в финальной битве с последним оставшимся Палачом. Всё ещё оставаясь квестом, игра внезапно приобретает черты пошагового стелса от первого лица. Виктории необходимо зайти в тыл к вооружённому пистолетом и готовому стрелять на поражение маньяку, который слышит её шаги и отслеживает местоположение с помощью жучка.
  • Гад за гадом — надо признать, неожиданный гад.
  • Гаджет — ЛАМП, чемоданчик с целым арсеналом для исследования места преступления.
  • Глупый пароль — когда у Виктории нет нужного пароля к чему-либо, она может попытаться ввести наугад несколько самых очевидных вариантов, в том числе «123456». Но разумеется, это никогда не срабатывает.
    • Агенту Хокеру удаётся подобрать доступ к компьютеру Палача, потому как вместо случайного набора символов тот выбрал в качестве пароля осмысленное слово, связанное с его одержимостью. С фитильком, потому как оно всё же не лежит на поверхности.
  • Дойти до самоубийства — плохая концовка недвусмысленно намекает именно на такой исход. В ней Виктория, бросившая Палому умирать на электрическом стуле, ради спасения собственной жизни (или просто оказавшаяся недостаточно сообразительной, чтобы её спасти), сидит на крыльце дома и отрешённо смотрит в никуда, а затем поднимает зажатый в руке пистолет.
  • Зловещий джаз — Палач сходит с ума по звезде кино сороковых; музыкальные вкусы у него соответствующие — магнитофон в его тайной комнате играет джаз.
  • Зловещий противогаз — Палач носит чёрный противогаз, который придаёт ему зловещий вид, обеспечивает анонимность и, собственно, защищает от газа, которым маньяк вырубает своих жертв.
  • Злодей, косящий под жертву — Андерсон. Ну, точнее, Карсон, который выдавал себя за убитого им Андерсона. В некотором роде субверсия, потому что Палач действительно держит его взаперти и отпускать не собирается. Однако есть и двойная субверсия: Палач разрешает ему смотреть на убийства, а иногда и участвовать в них, поэтому на свободу Карсон не так уж, чтобы очень стремится.
  • Злодейский суицид — Ричард предпочёл совершить самосожжение, но не сдаться.
  • Злонамеренная архитектура — в доме маньяк снимает «кино» с похищенными девушками, предоставляя им возможность выбраться наружу через смертельные ловушки. За последней дверью — глухая стена.
  • Знать, где упадёшь — в ходе осмотра логова Палача из настенной аптечки выскакивает ядовитая змея и кусает Викторию за руку. После чего девушке приходится носиться, как ошпаренной, по всему особняку, пытаясь отыскать противоядие, прежде чем яд убьёт её. А поскольку оставленная маньяком подсказка «Противоядие в прохладном месте» подразумевает не морозильные камеры в морге, не подвал и даже не старый холодильник на кухне, а точно такую же настенную аптечку в другой комнате, сделать это с первого раза и без гайда практически нереально. Но ничто не мешает игроку, никуда не торопясь, отыскать противоядие заранее и применить его сразу же после укуса.
  • Ирония судьбы — Дэвид Карсон предпочитал убивать своих жертв выстрелом в голову из 9-мм пистолета. Был убит аналогичном способом из такого же пистолета Джеймсом Хокером. Виктория подсвечивает этот момент на случай, если игрок не углядит иронию самостоятельно.
  • Кадр из... — шкафчика и старого холодильника, в которые заглядывают главные героини.
  • Крутой в пальто — Палач в Восточного побережья носит длинный плащ. Симпатий этот поехавший садист и убийца женщин, конечно, не вызывает, но в крутизне ему не откажешь.
  • Крутые тяжёлые башмаки — они прекрасно дополняют крутой образ Палача, заданный длинным плащом и зловещим противогазам.
  • Лексикон жертвы — к нему прибегает Палома в разговоре с Палачом, но того её мольбы, понятное дело, лишь забавляют.
  • Месть мертвеца, а если конкретно, то Мёртвая рука — Палач предусмотрел возможность собственной смерти и оставил целых два прощальных «подарка»: Палома всё ещё на электрическом стуле, и если не придумать способ её спасти, она умрёт в прямом эфире; спасение Паломы приводит в действие бомбу, способную разнести всё вокруг.
  • Мисс Фансервис
    • С Викторией мы уже знакомы. Стоит лишь отметить, что графика заметно улучшилась по сравнению с первой частью, а потому Вика стала ещё краше.
    • Компанию Виктории составляет вторая главгероиня — знойная журналистка латинской национальности Палома Эрнандес.
  • На шаг позади злодея — прочтение плана «Немезида» недвусмысленно даёт понять, что все, абсолютно все события в игре были спланированы главгадом.
  • Нарядили и подставили — Виктории удаётся загнать в ловушку и поджарить Палача, некоего Теренса Кертиса. Да, это действительно один из убийц, но истинный главгад таким образом именно что отправил его в расход.
  • Обезвреживание бомбы — в финале игры Виктории необходимо обезвредить бомбу, оставленную предусмотрительным маньяком на случая своей преждевременной кончины. Для этого нужно перерезать провода так, чтобы сумма написанных рядом с ними чисел была равна двадцати четырём, что едва ли вызовет трудности у того, кто сумел дойти до этого момента.
  • Одноразовый инструмент — аверсия. Многие предметы потребуется применять несколько раз, и, зачастую, разными способами. Взаимодействие предметов по возможности приближено к реальности: если надо что-то отрезать, сгодится любой нож (их в игре три). Некоторые загадки могут решаться несколькими способами.
  • Оммаж — Палач одержим Вероникой Лейк. Оммажей актрисе в игре огромное количество.
  • Опора на четвёртую стену и инверсия тропа Четвёртая стена тебя не спасёт: четвёртая стена не спасёт Палому. Злодей об этом прямо говорит: «У тебя только один шанс, чтобы спасти её. Если бы это была компьютерная игра, я бы сделал так, чтобы этот момент невозможно было переиграть.» И таки да, после гибели девушки невозможно переиграть и спасти её. Точнее, можно, но для этого надо разгадать ещё одну загадку, которую, согласно канону, внедрил в интерфейс игры сам Палач (можно, конечно, влезть в файлы игры и удалить следы неудачного прохождения, но вы ведь любите квесты?).
    • Игра вне игры — ну, почти. В пользовательском интерфейсе игры. Палач всё-таки оставляет шанс переиграть плохую концовку (это вполне в его характере), и после неудачного прохождения на экране меню появляется красный знак вопроса (его трудно не заметить). При нажатии на него предлагается ввести пароль, который вы должны знать[2]. Пароль написан на Да нигде он не написан. Своей головой подумайте, какой пароль установил бы Палач. veronicalake.
  • Пасхальное яйцо: одна из книг на стеллаже — роман ужасов некоего Ричарда Бахмана. Под этим именем некоторое время издавал свои работы Стивен Кинг, уже состоявшийся как писатель и желавший проверить, сможет ли он повторить свой успех с нуля.
  • Персональная тюрьма — в какой-то мере, сам дом является таковой для похищенных девушек. В бомобоубежище есть и более прямой отыгрыш тропа.
  • Плохой хороший конец — ура, Палома спасена, а Палач больше никому не причинит вреда. Вот только все остальные персонажи мертвы: Гаррис, шериф Хэллоуэй, следственная группа в полном составе. Кроме того, ни один из трёх маньяков, действовавших под маской Палача, не предстанет перед судом. Как можно увидеть из финального ролика, Палома и Виктория воспринимают конец совершенно по-разному.
  • Поиграй пока вот этим
    • Время от времени действие переключается с Виктории на вторую героиню — Палому Эрнандес. Всего за неё есть три сравнительно длинных отрезка — в первом она пытается сбежать из логова Палача и вызвать помощь, во втором участвует в устроенной маньяком игре на выживание, в третьем освобождает и приводит в чувство Викторию, также угодившую в лапы маньяка — и два очень коротких, в которых нужно найти способ спастись до того, как истечёт время.
    • Субверсия: Также имеется три флэшбэка, в которых нужно играть за ту же Викторию, дорасследующую дело из предыдущей игры.
  • Последняя девушка — в плохой концовке Виктория остаётся единственной выжившей из всех персонажей, оказавшихся в доме маньяка. Да и то последние секунды финального ролика намекают, что это ненадолго. В хорошей концовке фитилёк чуть прикручен, поскольку помимо Виктории выживает ещё и Палома, и ни та, ни другая не думает о суициде.
  • Предательская кавалерия — Карсон пытается добраться до Паломы, которая заперлась в одной из комнат. Но тут появляется выживший Хокер, который убивает Карсона и уводит Палому в комнату, где для неё приготовлен электрический стул.
  • Привязан к кровати — осматривая спальню, в которой маньяк держал похищенную Палому Эрнандес, Виктория находит наручники, пристёгнутые к спинке кровати, и отмечает, что раз на них нет розового меха, то они предназначены явно не для развлечения.
  • Проклятый старый дом — в отличие от прошлых игр, где мы разъезжали по всему городу, здесь большая часть действия происходит в одной локации — старом полуразрушенном доме, превращённом маньяком в одну большую западню.
  • Прямое упоминание — в одной из комнат Виктория находит диск с игрой «Still Life»: «Странно: главная героиня выглядит точь-в-точь как я. „Красивая и непокорная“ Да, это действительно про меня!»
  • Раздеть женщину — с фитильком: Пленив главную героиню Палач зачем-то конфисковал её куртку, но оставил всю остальную одежду.
  • Реклама наркотиков — таблетка амфетамина возвращает одурманенную транквилизатором Викторию в бодрое состояние. Вот какое это полезное вещество.
  • Садистский таймер — одно из нововведений игры. Иногда по ходу сюжета происходят некие не слишком приятные события (например, маньяк грозит наполнить комнату ядовитым газом, если Палома не найдёт выход за отведённое время, или Викторию кусает змея), после которых включается таймер. И если не успеть справиться с проблемой по его истечении, то героиня умрёт и придётся загружать сейв.
    • Самый же садистский из таких таймеров поджидает игрока в самом конце. Если Вик не успеет освободить прикованную к электрическому стулу Палому до включения электричества, то журналистка погибнет и наступит плохая концовка, которую без танцев с бубном даже переиграть не получится.
  • Связали и заткнули
    • Палач с Восточного побережья (выбравшийся из камеры Дэвид Карсон) привязал и приковал Палому к креслу на колёсиках, намереваясь сотворить с ней нечто нехорошее с применением пилорамы. Игроку даже дают в этот момент поиграть за Палому и немного покататься по подвалу за спиной у маньяка, отвлёкшегося на разговор с Викторией.
    • В финале игры Палач (но на сей раз уже Джеймс Хокер) приковал ту же Палому к электрическому стулу. И если после победы над маньяком Виктория не сумеет освободить пленницу за отведённое время, концовка будет совсем уж плохой.
  • Совершенно законный финт ушами — квест со спасением Паломы с электрического стула можно вообще не выполнять. Можно найти запасную клавиатуру для металлического шкафа (она хитро спрятана в комнате с бочками — если не знать, где искать, найти практически нереально) и решить квест с обесточиванием бомбы. Электрический стул при этом тоже будет обесточен, а Палома спасена.
  • Смартфон — один из важнейших элементов геймплея. С его помощью мы будем общаться с Клэр и отправлять ей на обработку улики, а также общаться с маньяком. Там же хранятся и все найденные Викторией документы. А ещё в нём спрятан жучок, благодаря которому Палач отслеживает местоположение Виктории.
  • Смертоносная змея — обыскивая покинутое логово Палача на предмет улик, Виктория открыла настенную аптечку. Оттуда выскочила оставленная маньяком ядовитая змея и цапнула героиню за руку. Благо, Палач оставил Викторию путь к спасению, припрятав в доме противоядие и намёк, где его искать.
  • Снайпер — помимо многих других смертоносных талантов, Палач с Восточного побережья ещё и превосходный снайпер. Ну а точнее — один из трёх Палачай, бывший морпех Теренс Кёртис. В какой-то момент он залегает со снайперской винтовкой напротив особняка. И если если Виктория сунется на передний двор и задержится там чуть дольше определённого, весьма непродолжительного, времени, то маньяк её застрелит.
  • Твист Шрёдингера — перед Викторией стоит задача спрятаться от идущего за ней маньяка, а затем самой заманить его в ловушку и убить. Если задачу провалить, Палач пристрелит героиню из своего Люгера. А если её выполнить успешно, подобранный с трупа пистолет окажется незаряженным!
  • Убийц было двое. Что несложно понять, прочитав в характеристике Карсона, что он страдает патологической герпетофобией. Едва ли он мог устроить в доме террариум с ядовитой змеёй. Субверсия: на самом деле убийц не двое, а трое.
  • Умереть может каждый — в хорошей концовке умирают практически все персонажи, и не важно — хорошие они, плохие или неоднозначные, важные, второстепенные или просто статисты. Выживут только Палома и Виктория (ну и Клэр, но та и так в живую не появляется). А в плохой Палома тоже погибает, а Виктория явно намеревается совершить самоубийство, но титры наступают раньше, чем она успевает это сделать.
  • Унылое разоблачение — разгадка тайны чикагского маньяка мало того, что оказалась разочаровывающе простой (это именно тот персонаж, на которого все думали ещё в прошлой части), так ещё и тайна ученика Аккермана, совершавшего убийства в Лос-Анджелесе, тоже не оправдала ожиданий и той интриги, которая вокруг неё нагнеталась.
  • Ужас у холодильника — переосмысление взаимодействия с Андерсоном после того, как установлена его настоящая личность. Всё это время героини общались с натуральным психопатом и убийцей, а потом Виктория оставила Палому с сумасшедшим наедине.
  • Фобия
    • После своего спасения из горящей мастерской Ричарда Вик стала бояться огня.
    • А Дэвид Карсон, он же Палач с Восточного побережья боится боится змей. Но как же тогда он устроил для Виктории ловушку с ядовитой змеёй? Подумайте об этом.
  • Чужой биометрический пропуск — для того, чтобы включить компьютер в ядерном бункере Палача с Восточного побережья, требуется отпечаток пальца. К счастью для Виктории, неподалёку как раз есть свежий труп одного из трёх Палачей — Теренса Кёртиса. В этот раз героиня не стала заморачиваться со снятием отпечатков (хотя, наверное, могла бы — ЛАМП к тому времени был при ней), а просто отрезала палец острым ножиком.
  • Шкала опасности серийных убийц — Палач с Восточного побережья тоже не избежал нашего разбора.
  • Шок и трепет — Палач с Восточного побережья этот троп обожает.
    • Для начала он надел на похищенную Палому ошейник, наносящий пусть и не смертельный, но очень болезненный удар током при попытке пройти мимо специальных сенсоров. Кое-как вырубив сенсоры и выбравшись из окна своей тюрьмы во двор, девушка обнаружила, что все заборы и ворота также находятся под напряжением.
    • Чтобы пройти сконструированную Палачом полосу препятствий, Палома должна сесть на электрический стул или трон и пропустить через себя разряд электричества, выставив перед этим правильное напряжение.
    • Если к моменту завершения полосы препятствий вышеупомянутый ошейник всё ещё не будет снять, то маньяк убьёт Палому током.
    • После побега из ядерного бункера Виктория может погибнуть, угодив в расставленную Палачом ловушку с водой под напряжением.
    • А чуть позже Вик, успешно избежавшая этой (и не только этой) ловушки, использует её против самого маньяка. Был Палач и нет Палача, но есть ещё двое других. Восточное побережье на Палачей богато.
    • В финале Палома прикована к тому же самому (ну или другому точно такому же) электрическому стулу, и если Виктория не сумеет освободить её за отведённое время, то вы уже догадались, что произойдёт. В отличие от других моментов с гибелью героинь, не уложившихся в таймер, этот переиграть уже не удастся. Точнее — удастся, но для этого придётся либо угадать установленный Палачом пароль, либо подшаманить с файлами игры.
  • Эффект Флоренс Найтингейл — Беатрис Аллен, медсестра психбольницы, влюбилась в своего пациента-маньяка, забеременела от него и помогла устроить пожар в лечебнице.

Немножечко эпигонства вокруг серии[править]

  • В 2008 году польская компания CI Games выпустила игру Art of Murder: FBI Confidential (в русской локализации «Смерть как искусство»), представляющую собой совершенно беспардонное эпигонство на Still Life. Даже главную героиню скопировали один в один. Разработчиков понять можно: Microïds тогда балансировали на грани разорения, перспективы выхода Still Life 2 были ну очень туманными, а идейка-то хороша… Отчего бы не стать продолжателем традиций? Но Microïds выжили и выпустили сиквел, поставив поляков в неудобное положение. Справедливости ради: Art of Murder держит марку качества, и, если вам нравится Still Life, эта игра понравится тоже.
    • Французы, конечно, заметили подражателей и вставили в Still Life 2 мягкое на тебе!: одна из тем для разговора с Ричардом названа «Art of Murder».
  • А теперь приготовьтесь. В 1990 году в Канаде вышел художественный фильм «Still Life». Про маньяка, обставляющего места преступлений как произведения искусства. А ещё у этого фильма был подзаголовок «The art of death» (привет, поляки из CI Games!). Игры появились совершенно независимо от этого фильма, любые совпадения совершенно случайны, да.

Примечания[править]

  1. Дату называют в начале сиквела.
  2. Если же у вас установлен русификатор, то уже никаких «почти». Ввести пароль не получится, даже если вы его отгадали, и придётся либо удалять русификатор, либо химичить с файлами сохранений. То есть так или иначе отыгрывать троп в чистом виде.