Уровень связности серий

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Под «телесериалом» можно подразумевать очень разные вещи: от набора десятиминутных зарисовок до 3 двухчасовых частей произведения. В зависимости от жанра производство тоже меняется. В драме нужно раскрывать персонажей и показывать их изменение на протяжении сезонов, а в ситкомах сценарий сезона может писаться одновременно десятком человек, которые физически неспособны в таких условиях показать характер человека — поэтому и вынуждены ограничиваться его типажом типа «ботан, которому не везёт с девушками».

Таким образом, можно разделить сериалы по такому критерию, как уровень связности. Что мы хотим? Развлечь себя на полчаса в транспорте? Или просто показать весёлую историю другу, незнакомому с франшизой? Или погрузиться в целостный сюжет? Разные сериала по-разному удовлетворяют эти потребности.

  1. Каждая серия — отдельная история. Никакой, даже потенциальной связи между историями нет. Можно смотреть в любом порядке. Объединено в сериал только по некой общей идее и хронометражу. Пример: Чёрное зеркало; с каждой серией меняется место и время действия (каждый раз разное Наше время + 20), герои, сеттинг; «Байки из склепа»; «Этот фантастический мир»; «Миры Рэя Брэдбери». «Внутри девятого номера». По сути, это телевизионный сборник рассказов, наподобие тех, которые писали фантасты XX в., только на экране.
  2. Общее место, разные герои. Авторы будто хотят посмеяться над кинематографическим правилом «в центре истории всегда должны быть герои», и в каждой серии мы знакомимся с новыми людьми. Примеры: Город Грехов (3 разные истории, 1 дополнительный персонаж в прологе и эпилоге. Герои 1 и 3 историй замечают друг друга, пусть и не знакомы)
  3. Автономные модули. Герои сохраняются, но к концу каждой истории всё случившееся сводится к нулю. Любую серию из десятого сезона можно поменять с серией из второго — и не разрушить этим целостность рассказа. Зачастую герои не просто плоские, а одномерные, несущие только одну функцию. Примеры: Могучие рейнджеры и советские мультсериалы — «Ну, погоди!», «Кот Леопольд», и т. д. Из телесериалов: культовый «Кабачок „13 стульев“».
  4. Отсутствие общей линии, сохранение деталей. Герои архетипичны, но почти начинают обладать памятью и уже есть смысл смотреть серии по порядку, так как некоторые вещи всё же могут измениться в отдельных сериях. Пример: Симпсоны (например, Лиза, в первых сезонах была христианкой и ела мясо, но потом приняла буддизм и стала вегетарианкой, и это продолжает сохраняться). К этому примеру относится большинство американских мультсериалов: «Южный Парк»; «Футурама» и т. д. И многие телеситкомы: «Дежурная аптека», её клон «Кафе „Клубничка“», «Комиссар Рекс» с клоном «Возвращение Мухтара» и т. д.
  5. Общая линия есть, но она подавляется сегодняшними перипетиями. Герои уже обладают возможностью помнить, что было в предыдущей серии, соответственно меняются и характеры и отношения. Но вот проблема: они находятся в ситкоме или драмкоме — и сегодня у них очередная нелепая ситуация, из которой нужно выбираться. С этого момента уже не очень комфортно смотреть сериал, начиная не с первой серии. Примеры: «Друзья», из советского наследия — «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
  6. Общая линия + сегодняшняя история. Примерно одинаковое время уделено как развитию всесериального конфликта, так и повседневным проблемам. У сценаристов появляется возможность прорабатывать персонажей «вглубь», а не выдавать хохмы серия за серией. Примеры: «Четыре танкиста и собака», «Доктор Хаус», «Папины дочки», «Секретные материалы» (сквозная мифология сериала + монстр дня).
  7. Драматический сериал. Всё, что было сделано и сказано в самом начале, имеет значение до самого конца сериала. Да, здесь ещё остаются какие-то перипетии на одну серию, но общая драматическая линия куда важнее. Пример: «Во все тяжкие»; «Остаться в живых»; «Ходячие мертвецы», «Однажды в сказке». И сотни тысяч примеров родом из Латинской Америки и не только.
  8. Сериальность «для галочки». Критерий прост: если можно смотреть серии подряд, как длинный телефильм, то это наш случай. Нет клиффхэнгеров, серии просто позволяют порезать большой объём на мелкие и показать людям по TV. Такое любил СССР: «Семнадцать мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить», «В поисках капитана Гранта». Подход был спародирован в мини-мультсериале «Приключения капитана Врунгеля», который де-факто выпускался в четыре захода по полчаса хронометража, но был разделён на 13 серий. В России на этом специализируется Сергей Жигунов в качестве продюсера: «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Что сказал покойник», «Пан или пропал», «Три мушкетёра» (2013). Из зарубежных — «Бангкок Хилтон», «Сёгун». Особый случай —«Настоящая кровь», где все серии сезона связаны, но каждый сезон практически независим от других (ну, в последней серии каждого сезона есть минимальные зацепки «это ещё не конец, вот мы вам новых персонажей подсовываем»).
  • Альтернативное мнение: в «Семнадцати мгновениях» клиффхэнгеров — как грязи. Самые памятные примеры: шеф гестапо загадочно говорит герою: «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!» — и на этом серия заканчивается. Или заводит героя в камеру и предлагает вспомнить, как его дактилоскопические отпечатки могли оказаться на чемоданчике русской радистки. Или эта самая русская радистка, уходя от погони, с двумя грудными детьми на руках залезает в канализационный люк — и опять серия заканчивается. Просто создатели сериала не использовали заимствованную терминологию.

Сочетание уровней:

  • Сериал состоит из законченных историй длиной в несколько серий — лучше начинать с начала сюжетной арки; соответственно — уровень 1-2. Могут иметься общие герои. И может иметься некая общая сюжетная линия.
  • Одной общей линии может вообще не быть (или её крайне трудно выделить), но есть множество параллельных переплетающихся друг с другом линий — в хронологически цельный сюжет, если взять любую случайную серию то там окажется несколько линий: линия приближающаяся к развязке, завязка новой линии, и одна (или несколько) линий в самом разгаре. Пример — «Санта-Барбара»: если смотреть со случайного места, то можно наткнуться и на конец старой сюжетной линии (которая через 2-3 серии кончится), и на завязку, и ещё что-то будет в самом разгаре. Уровень 4-5.