Уровень связности серий
Под «телесериалом» можно подразумевать очень разные вещи: от набора десятиминутных зарисовок до 3 двухчасовых частей произведения. В зависимости от жанра производство тоже меняется. В драме нужно раскрывать персонажей и показывать их изменение на протяжении сезонов, а в ситкомах сценарий сезона может писаться одновременно десятком человек, которые физически неспособны в таких условиях показать характер человека — поэтому и вынуждены ограничиваться его типажом типа «ботан, которому не везёт с девушками».
Таким образом, можно разделить сериалы по такому критерию, как уровень связности. Что мы хотим? Развлечь себя на полчаса в транспорте? Или просто показать весёлую историю другу, незнакомому с франшизой? Или погрузиться в целостный сюжет? Разные сериала по-разному удовлетворяют эти потребности.
- Каждая серия — отдельная история. Никакой, даже потенциальной связи между историями нет. Можно смотреть в любом порядке. Объединено в сериал только по некой общей идее и хронометражу. Пример: Чёрное зеркало; с каждой серией меняется место и время действия (каждый раз разное Наше время + 20), герои, сеттинг; «Байки из склепа»; «Этот фантастический мир»; «Миры Рэя Брэдбери». «Внутри девятого номера». По сути, это телевизионный сборник рассказов, наподобие тех, которые писали фантасты XX в., только на экране.
- Общее место, разные герои. Авторы будто хотят посмеяться над кинематографическим правилом «в центре истории всегда должны быть герои», и в каждой серии мы знакомимся с новыми людьми. Примеры: Город Грехов (3 разные истории, 1 дополнительный персонаж в прологе и эпилоге. Герои 1 и 3 историй замечают друг друга, пусть и не знакомы)
- Автономные модули. Герои сохраняются, но к концу каждой истории всё случившееся сводится к нулю. Любую серию из десятого сезона можно поменять с серией из второго — и не разрушить этим целостность рассказа. Зачастую герои не просто плоские, а одномерные, несущие только одну функцию. Примеры: Могучие рейнджеры и советские мультсериалы — «Ну, погоди!», «Кот Леопольд», и т. д. Из телесериалов: культовый «Кабачок „13 стульев“».
- Отсутствие общей линии, сохранение деталей. Герои архетипичны, но почти начинают обладать памятью и уже есть смысл смотреть серии по порядку, так как некоторые вещи всё же могут измениться в отдельных сериях. Пример: Симпсоны (например, Лиза, в первых сезонах была христианкой и ела мясо, но потом приняла буддизм и стала вегетарианкой, и это продолжает сохраняться). К этому примеру относится большинство американских мультсериалов: «Южный Парк»; «Футурама» и т. д. И многие телеситкомы: «Дежурная аптека», её клон «Кафе „Клубничка“», «Комиссар Рекс» с клоном «Возвращение Мухтара» и т. д.
- Общая линия есть, но она подавляется сегодняшними перипетиями. Герои уже обладают возможностью помнить, что было в предыдущей серии, соответственно меняются и характеры и отношения. Но вот проблема: они находятся в ситкоме или драмкоме — и сегодня у них очередная нелепая ситуация, из которой нужно выбираться. С этого момента уже не очень комфортно смотреть сериал, начиная не с первой серии. Примеры: «Друзья», из советского наследия — «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
- Общая линия + сегодняшняя история. Примерно одинаковое время уделено как развитию всесериального конфликта, так и повседневным проблемам. У сценаристов появляется возможность прорабатывать персонажей «вглубь», а не выдавать хохмы серия за серией. Примеры: «Четыре танкиста и собака», «Доктор Хаус», «Папины дочки», «Секретные материалы» (сквозная мифология сериала + монстр дня).
- Драматический сериал. Всё, что было сделано и сказано в самом начале, имеет значение до самого конца сериала. Да, здесь ещё остаются какие-то перипетии на одну серию, но общая драматическая линия куда важнее. Пример: «Во все тяжкие»; «Остаться в живых»; «Ходячие мертвецы», «Однажды в сказке». И сотни тысяч примеров родом из Латинской Америки и не только.
- Сериальность «для галочки». Критерий прост: если можно смотреть серии подряд, как длинный телефильм, то это наш случай. Нет клиффхэнгеров, серии просто позволяют порезать большой объём на мелкие и показать людям по TV. Такое любил СССР: «Семнадцать мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить», «В поисках капитана Гранта». Подход был спародирован в мини-мультсериале «Приключения капитана Врунгеля», который де-факто выпускался в четыре захода по полчаса хронометража, но был разделён на 13 серий. В России на этом специализируется Сергей Жигунов в качестве продюсера: «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Что сказал покойник», «Пан или пропал», «Три мушкетёра» (2013). Из зарубежных — «Бангкок Хилтон», «Сёгун». Особый случай —«Настоящая кровь», где все серии сезона связаны, но каждый сезон практически независим от других (ну, в последней серии каждого сезона есть минимальные зацепки «это ещё не конец, вот мы вам новых персонажей подсовываем»).
- Альтернативное мнение: в «Семнадцати мгновениях» клиффхэнгеров — как грязи. Самые памятные примеры: шеф гестапо загадочно говорит герою: «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!» — и на этом серия заканчивается. Или заводит героя в камеру и предлагает вспомнить, как его дактилоскопические отпечатки могли оказаться на чемоданчике русской радистки. Или эта самая русская радистка, уходя от погони, с двумя грудными детьми на руках залезает в канализационный люк — и опять серия заканчивается. Просто создатели сериала не использовали заимствованную терминологию.
Сочетание уровней:
- Сериал состоит из законченных историй длиной в несколько серий — лучше начинать с начала сюжетной арки; соответственно — уровень 1-2. Могут иметься общие герои. И может иметься некая общая сюжетная линия.
- Одной общей линии может вообще не быть (или её крайне трудно выделить), но есть множество параллельных переплетающихся друг с другом линий — в хронологически цельный сюжет, если взять любую случайную серию то там окажется несколько линий: линия приближающаяся к развязке, завязка новой линии, и одна (или несколько) линий в самом разгаре. Пример — «Санта-Барбара»: если смотреть со случайного места, то можно наткнуться и на конец старой сюжетной линии (которая через 2-3 серии кончится), и на завязку, и ещё что-то будет в самом разгаре. Уровень 4-5.
Телесериалы | |
---|---|
Поджанры | Ситком • Медицинская драма • Мыльная опера • Мультсериалы • Теленовелла • Дорама |
Остальное | Lucha Underground |
По жанрам | Драмы • Военные • История • Криминал • Мистика • Политика • Ситкомы • Ужасы • Фантастика • Фэнтези |