Спецдефекты

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Special Effects Failure. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« ...В этом отношении упоминавшиеся фильмы более или менее удовлетворяют элементарным требованиям, но нет-нет да и резанет глаз фанерно-жестяной космический корабль или выдаваемый за чудо техники будущего древний осциллограф, взятый напрокат из третьеразрядной радиомастерской (и это показывают зрителям, среди которых миллионы научных работников, инженеров, студентов!). Как ни парадоксально, прием фантастики только тогда достигает цели, когда все описываемое и изображаемое абсолютно правдоподобно, когда люди ведут себя как люди (разговаривают, а не изрекают, ходят, а не выступают), а вещи – как вещи. »
Братья Стругацие поясняют суть

Спецдефекты — спецэффекты, выглядящие копеечными и сомнительными и тем самым нарушающие подавление недоверия. Встречаются следующие виды спецдефектов:

  • Он плох для своего времени. В ту эпоху, когда было создано произведение, вполне можно было сделать эффект получше и поправдоподобнее. Так нет же, сэкономили. См. Off-the-Shelf FX.
  • Он сделан вполне технологично и может даже опережать своё время, но что-то в нём не то, и он смотрится не очень-то убедительно. Особенно, если визуальное произведение в своём роде экспериментальное. См. Conspicuous CG.
  • Он сделан вполне технологично для своего времени, но сценарий требует настолько сильного эффекта, что уровня имеющихся технологий явно недостаточно.
  • Он просто не нужен. В этом месте повествование должно быть вполне реалистичным, и дополнительные визуальные эффекты вместо подавления недоверия приводят к обратному эффекту.

Иногда спецэффект превращается в спецдефект по той простой причине, что автор эффекта не в ладах с какой-нибудь простой наукой, преподаваемой в школе (при этом нет основания считать, что в этом мире всё не так, потому что мир вполне реалистичный, и волшебные законы физики тут не работают). А что, публика — дура, у ней три класса церковно-приходской и калидор!

Но бывают и случаи, связанные с банальной жадностью продюсеров ограниченностью бюджета.

Спецдеффекты и багофичи породили жанр именуемый глитч, когда прикольные глюки используют как произведение искусства.

Примеры[править]

Достаточно часто встречается спецдефект, когда в кадре видны нити, управляющие куклами, или лески, на которых подвешены летающие объекты. Этим грешат не только позднесоветские сказки, но и различные зарубежные фильмы и сериалы — как некоторые японские про кайдзю, так и американские (преимущественно категории Б) и прочие.

Достаточно часто бывают и проблемы с превращениями персонажей, когда применяется плавный переход. Если персонаж один, и на статичном фоне он плавно превращается в кого-то другого, то всё прекрасно. Но когда фон подвижный, либо кроме «метаморфа» в кадре есть ещё кто-то, то окружение тоже плавно меняется. К примеру, в докомпьютерную эпоху можно было снять отдельно фон, а превращающегося героя в разных стадиях наложить сверху при помощи комбинированных съёмок. Но это удорожало процесс. В «Гостье из будущего», когда в кадре находилось два пирата, и один из них превращался, во время съёмок В. Невинный (или М. Кононов) замирал, а его «напарник» менялся с исполнителем роли того, в кого пират превратился. Если сильно не присматриваться, то вполне убедительно.

Отчасти к спецдефектам можно отнести ускорение видеоряда во время сцен погони или проезда по пешеходной зоне с отскакиванием пешеходов: в реальности автомобили движутся со скоростью 20 км/ч, что при ускорении пытаются скрыть с помощью трясущейся камеры или частой смены ракурсов. Такой тип съёмки может встречаться как в старых французских фильмах, так и в отечественных сериалах «про ментов».

Ещё некоторые разновидности:

Кино[править]

Подборка спецдефектов

  • В принципе, с развитием технологий многие трюки и приёмы старого кино сегодня воспринимаются именно как спецдефекты. Например, старые добрые комбинированные съёмки, в частности, их разновидность блуждающая маска. Или использование двойной экспозиции для съёмок всяческих волшебных превращений, что было открыто ещё Жоржом Мельесом, а впоследствии активно использовалось Александром Роу в его фильмах-сказках (при этом сама по себе двойная экспозиция и по сей день вполне может использоваться как выразительный приём, но чтобы показать превращение x в y, разумеется, применяются уже другие технологии).
  • «Звёздные войны», эпизод № 6. Баржа Джаббы Хатта. Люк Скайуокер пинает какого-то несчастного бандита. Его нога очевидно пролетает мимо, а бандит с катушек долой. Не иначе, тут не обошлось без Великой Силы.
    • На самом деле не так уж и бросается в глаза, тем более что в этом кадре внимание сосредоточено на Бобе Фетте, а Люк там сбоку. Но фанаты разглядели, замедлили видео и теперь ляп стал общеизвестным. Подсвечено способностью «Пинок Силы» (Force Kick) в Расширенной Вселенной, в частности в The Old Republic, где вообще немало отсылок к локальным мемам.
    • В «Изгое-один» достаточно много сцен, использованных по нескольку раз. И это бросается в глаза.
  • Аналогичные драки встречаются и в отечественных малобюджетных детективных сериалах.
    • Да что там отечественные фильмы! Сам Чак Норрис во многих (но далеко не во всех!) своих фильмах грешил подобным. С Ван Даммом та же история. А уж про Дольфа Лундгрена и говорить нечего — уж слишком малым бюджетом отличались фильмы, в которых он (очень годный, кстати, единоборец!) вынужден был сниматься.
    • Да что там малобюджетные! Во многих блокбастерах про супергероев во время драки сам момент удара прячут за сменой ракурса — персонаж начинает бить, смена ракурса, противник отлетает. И сравните это с «честными» драками в гонконгских фильмах с тем же Джеки Чаном.
  • То же в фильме «Ведьмак», который Сапковский просил не упоминать, чтобы не пришлось материться в пост. В ряде боевых сцен был откровенно не донесённый до цели клинок и врага, загнувшегося, видимо, от ужаса.

Отечественное[править]

  • «Александр Невский» — фильм, конечно, старый, но лошадей рыцарям могли бы и выдать, а так им приходится смешно подпрыгивать в кадре, изображая всадников.
  • «Иван Васильевич меняет профессию» — когда показывают сразу двух Иванов Васильевичей, видно, что у одного из них «отклеивается» голова. Ну и да, когда напуганный Бунша швыряет телефонную трубку на рычаг, видны привязанные к ней тёмные ниточки.
  • «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» — во время драки на Эйфелевой башне «башня» заметно раскачивается.
  • «Джентльмены удачи» — во время сцены борьбы на крыше дома задний фон с видом города статичен, а пол (крыша) «двигается» туда-сюда из-за движений камеры за персонажами.
  • Общая проблема советской фантастики: делать спецэффекты зачастую не могли или не умели, но очень хотели и не желали без них обходиться. Вместо того, чтобы исхитряться, показывая намёками, как делают западные режиссёры без денег, наши торжественно и крупным планом демонстрировали сабж.
    • Неплохой для своего времени «Через тернии к звёздам» (1980) сейчас смотрится с улыбкой:
      • Сцены в «невесомости» на заброшенном инопланетном корабле снимали в бассейне, «космонавты» плавали в легко узнаваемых аквалангах. Актеры подвергались страшному риску — сцена освещалась дуговыми фонарями, погруженными в воду. А по итогу всё равно выглядит хуже, чем висящие на ниточках космонавты в фильмах Клушанцева, снятых за 20 лет до того.
      • Робот в надувном костюме (Бэймакс?) и арбуз, собравшийся обратной перемоткой так умилительно наивны, что даже ругать не хочется. А вот откровенно дохлая кукла инопланетянина, которую «высаживают на родную планету», выливая как помои, — это зря. И ведь самое потрясающее — всё это не важные для сюжета сцены и персонажи, создатели явно добавили их, потому что реально считали, что дают зрителю больше фантастики и спецэффектов!
    • В «Подземелье ведьм» — нападение картонного птеродактиля и истребитель XX века в роли космолёта. И то, и другое было проще не показывать совсем.
    • Об экранизации «Отеля „У погибшего альпиниста“» Стругацкие писали как раз это: «Жалко только, что не удалось нам убедить его [режиссёра] отказаться от финальной „дьявольской гонки“ роботов-андроидов на лыжах: нам казалось, что это невозможно снять сколько-нибудь достоверно — так оно, к сожалению, и вышло».
    • Все-таки этому далеко до безобразия из одесской «Петли Ориона». Именно в спецэффектах — «голограммы», «взрывы»…
    • Польско-советский «Заклятие долины Змей» — и монстр-страж, и стреляющие лучами идолы. Но особенно примечательна «пластилиновая» мутация господина Бричера и последующее уничтожение монстра при помощи бластеров. Это надо видеть. Для некоторых зрителей это так плохо, что уже хорошо.
      • На самом деле все относительно. Ибо на советском телевидении ничего подобного тогда не было.
      • Нормально оно смотрится, если смотреть весь фильм, а не только финальный эпизод на тытрубке… Уж точно лучше, чем пластилиновые вороны в «Иванко и царь Поганин».
  • «Ашик-Кериб» Параджанова: этого тигра надо просто видеть. Тот случай, когда так плохо, что, видимо, нарочито плохо.
  • «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» — посмотрите на кольчугу Буагильбера: несложно понять, что на самом деле это свитер.
  • «Мэри Поппинс, до свидания!» — к сожалению, современному зрителю фильм изрядно портит сцена «уменьшения» миссис Эндрю, которую сняли с помощью настолько неубедительной куклы, что лучше было и не пробовать. В конце концов, ничто не мешало снять Табакова отдельно в большой клетке и не показывать его в кадре одновременно с остальными — вышло бы не дороже, но намного убедительнее. Равно как и парень в грубо сделанной, неподвижной кошачьей маске, изображающий настоящего разумного кота. Уж лучше бы обошлись гримом на манер Кота Матвея из «Новогодних приключений Маши и Вити».
    • А что если Мэри Поппинс превратила миссис Эндрю именно что в куклу с некоторым портретным сходством? В СССР превращал же добрый волшебник Могэс всяких негодяев в игрушки, а британские фэйри чем хуже? Что же до кота, то чрезмерно тщательный грим рискует в зловещую долину провалиться, создатели мюзикла «Кошки» подтвердят.
  • «Найти и обезвредить» — финал: один из главных героев высоко подбрасывает кубик Рубика, в следующем кадре тот же кубик, но уже откровенно мультяшный, так же мультяшно рассыпается на куски от выстрела.
  • «Старые клячи» — просто посмотрите сцену падения автомобиля ЗИС с моста, комментарии излишни (особенно учитывая, что это 1999 г.).
    • В принципе, почти все остальные сцены с тем же ЗИСом тоже выглядят как спецдефекты — и в метро, и на воде, и под водой…
  • Фильмы студии «АлиБастер» по «качеству» спецдефектов могут соперничать с самыми трэшевыми индийскими фильмами.
    • Их фильм «Ятинсотэстс» в этом плане заслуживает отдельного упоминания — здесь вам и парик, имитирующий отрезанную голову невесты, и тюремная камера, находящаяся в погребе с бабушкиными соленьями, и робот, собранный из коробок, стреляющий петардами из рук-шлангов, и блистер из под таблеток, отыгрывающий роль калькулятора на ноге женщины-андроида, и обезглавленная шея, сделанная из куска фарша, обмотанного шарфом, в который вставлена бутылка из под кетчупа, брызгающая «кровью», и полено, завёрнутое в пелёнки и играющее роль ребёнка, и облезшее лицо, с вытекшими глазами из двух яиц, и ещё много чего… Впрочем, здесь вся эта невообразимая дичь сделана намеренно топорно, и результат получился неоднозначным: одни обзывают бездарностью, а другим, наоборот, кажется весьма стильным.
  • Экранизация «Обитаемого острова» братьев Стругацких, особенно первый фильм: многие вещи, которые в сюжете описываются вполне реалистично и не нуждаются в особых эффектах, показаны чересчур красочно и оттого кукольно, например, исполняемый в едином духе марш Боевой гвардии или столкновение Мака с бандой Крысолова.
    • Танк, который розовый в мемах и красный в фильме, как раз имеет обоснуй. Атмосфера Саракша по оптическим свойствам резко отличается от земной, это должно быть видно на картинке, и такой танк действительно может маскироваться.
    • А вот то, что люк на нём откровенно деревянный и на дверных петлях — это жизнь пишет сюжет. «Танк» на заводе забыли снабдить люками — а что, танк в оригинале весь из себя автоматический. Потребовалась сцена с залезанием героя в люк и прямо на съемках пришлось срочно выдумывать этот люк. Пропилили, присобачили на петли из ближайшего хозмага… Непонятно лишь, зачем его при всем при этом крупно показали…
  • «Легенда о Коловрате» — орущим монголам забыли пририсовать пар изо рта. Или это намёк, что это не люди, а зомби Батыя?

Зарубежное[править]

  • «Затерянный мир» (The Lost World, 1960) — критики ругали фильм за то, что динозавров играли современные рептилии в «гриме». Причём динозавры там были неизвестные науке.
  • Avalon (cybrepunk) — банальному вертолёту попытались придать футуристичный вид исказив изображение, получилось убого V_V
  • «Джек — убийца великанов» (Jack the Giant Killer, 1962): кое-кто обвиняет фильм в том, что циклоп-великан (уж очень похож на харрихаузенского из фильма про Синдбада 1958 года — не то отсылка, не то заимствование) и прочие эффекты смотрятся более мультяшно и пластилиново, чем в других фильмах 1950-х и начала 1960-х.
  • Фильмы про дайкадзю, особенно до 1980-х.
    • Часто между телом актёра, играющего монстра, и поверхностью шкуры есть место. В более реалистичных вариантах это место занято поролоном или иным наполнителем. Если такового не имеется, то при медленном движении монстра смотрится более-менее терпимо, но когда чудовище начинает активно махать лапами, то на его коже появляются нехарактерные для кайдзю (и характерные для костюма) складки. В «Кинг-Конге против Годзиллы» встречается очень много.
    • В принципе, в «Кинг-Конге против Годзиллы», несмотря, что это первый цветной фильм про ящера, комбинированные съёмки с применением «прозрачного фона» тоже сильно режут глаз. В сценах, где действие происходит ночью/вечером, это ещё более-менее простительно.
    • Пиротехнику, конечно же, на костюме не установишь, и бабахи происходят исключительно на земле рядом с монстром. Выглядит правдоподобно, но создаётся впечатление, что в силах самообороны Японии служат косорукие овощи, которые даже в гигантского монстра не могут попасть.
    • Поздние фильмы про Годзиллу периода Сёва (когда ящер перевоспитался). Различного рода выстрелы чудовищ нарисованы методом мультипликации, но смотрятся как-то нехарактерно для кайдзю-фильма, они больше подошли бы для кайдзю-комедии. Особенно в этом деле отличились злобный жук Мегалон, Кинг Сизар и Мехагодзилла (но при этом в двух фильмах про Мехагодзиллу в некоторых местах встречались и вполне новаторские для 1970-х годов спецэффекты).
  • «Монти Пайтон и священный Грааль» — низкий бюджет Пайтонам ни разу не помешал, а, напротив, вынудил их устраивать абсурдизм и импровизации прямо на месте — а уж они это делать любили и умели. Знаменитая сцена с «верховой ездой», в которой персонажи просто бежали вприпрыжку и стучали половинками кокоса, потому и получилась, что на аренду нормальных коней денег не хватило, а состоявшийся позже диалог о ласточках и кокосах (который был призван ответить на вопрос, как вообще эти кокосы оказались в раннесредневековой Англии) запомнился зрителям надолго.
    • Снять ужасного «кролика-убийцу из Каэрбаннога» издалека — задача вполне реализуемая, а вот заставить этого кролика перегрызть толпу рыцарей — попробуйте-ка устроить без 3D-графики! Поэтому, когда сэр Борс пошёл убивать кролика, сняли две очень короткие сцены, где уже не настоящий, а плюшевый кролик бросается на него, загрызает и вымазывается в красной краске. Остальные рыцари идут на кролика толпой, и начинается суматошный монтаж крупным планом, где кричащие и машущие руками рыцари перемежаются плюшевым кроликом, которого просто суют в камеру. В итоге кровопролитная, казалось бы, сцена получилась еще более бафосной, а зрители ещё сильнее ржут — цель достигнута!
    • Когда рыцари танцуют и поют про Камелот, один из них наступает на кота. На плюшевого и совершенно не реалистичного. Вписывается в общую атмосферу абсурда, да и отбивает необходимость мучить настоящих животных.
    • Сцена с отрубанием конечностей Черному Рыцарю, который никак не хотел пускать главных героев дальше. Да, руки-ноги просто берут и отваливаются, а наружу просто выливается жидкость. Но ведь сделать такую сцену смешной можно либо недоиграв, либо переиграв, а последний вариант для фильма не прошел бы!
  • «Мультяшные» спецэффекты были и в «Приключениях пана Кляксы», но там они выглядели более органично (срабатывает правило прикольности). А вот лески и некоторые куклы, действительно, разрушают веру в происходящее.
    • «Путешествие пана Кляксы». Актёры, играющие безликих роботов-головорезов, одеты в шлемы с полупрозрачными передними частями. Предполагалось, что актёрам изнутри будет видно всё, а снаружи лиц видно не будет, только что-то тёмное за стеклом. Но в некоторых эпизодах можно углядеть лица (вернее, овалы лиц, в которых легко угадываются глаза, рты и носы) актёров массовки. Невольно получилась отсылка к другому польскому автору — Станиславу Лему, его 11-му путешествию Ийона Тихого.
    • Падающие на роботов картонные «увеличенные макароны» тоже хороши.
  • «Скала»: в финале Николас Кейдж эффектно летит на тросах на фоне взрыва.
  • «Хоббит: Пустошь Смауга»: Торин плывёт в корыте по… морю золотой краски. Даже не вспотев. И «расплавленный металл» не прогревает воздух вокруг него. И это вдвойне обидно потому, что во «Властелине колец» и расплавленное золото, и конвекция были показаны правильно!
    • Это не баг, это фича. Трилогия откровенно стилизована под компьютерную игру, и физика там игровая.
    • «Две башни» — варги выглядят как упоротый лис, из-за того что мех тогда на компьютерах рендерить не умели
  • Фильм Джеки Чана «Миф»: когда кровь разлетается по экрану пикселями — это провал для 2005 года.
  • «Отправь их в ад, Мэлоун». Ну ё-моё, люди, на дворе — 2009 г., что за детсад с пиксельным отстреливанием носа у гангстера в самом начале фильма? Даже в 1999 этот спецэффект был бы никуда не годным.
  • «Восстание машин» («Роботрополис», «Робополис», «Robotropolis», США-Сингапур, 2011). Роботы «врисованы» в кадры живой съёмки слишком уж мультяшно. Так как это далеко не комедия, создаётся весьма неприятное впечатление. Местами и взрывы, пожары, разрушения и пр. тоже кое-где выглядят слишком игрушечными.
  • Индийский (тамильский) «Робот» — кое-где. Когда толпа роботов соединяется в различные сверхгигантские сущности, роботы выглядят слишком пластилиновыми. Или спасение роботом людей из горящего дома: робот (без обшивки под человека) смотрится слишком уж «нарисованным», напоминая некоторые компьютерные игры. Хотя с другой стороны, это индийское кино, и подобные спецдефекты можно считать допустимыми жанровыми условностями.
  • «Ударная волна» (A.I. Assault, 2006 г.) роботы-убийцы местами выглядят слишком мультяшно (точнее, как заимствованные из тогдашней компьютерной игры), хотя местами для телефильма смотрятся нормально. Но вот только некоторые убийства людей находятся на грани так грубо, что уже смешно.
  • «Динокрок» и его сиквел. Местами монстр смотрится слишком мультяшно.
  • «Планета динозавров» (Planet of Dinosaurs, 1978): динозавры, если сравнивать их с «коллегами» из «Миллиона лет до нашей эры» (1966 г.) выглядят более игрушечными. Сцены, где они взаимодействуют с людьми в кадре, имеют неестественный синий оттенок (и это не жанровая гамма — другие ракурсы имеют более естественную цветовую гамму). В некоторых сценах «врисованный» ящер выглядит очень резко по сравнению с более размытой живой съёмкой, хотя надо, чтобы и динозавр, и люди имели одинаковую резкость/размытость.
  • «Разведка 2022»: многие компьютерные эффекты (вроде мутантов и киборгов) смотрятся слишком мультяшно для боевика 2007 года. Аналогично и парочка взрывов. Зато фильм может порадовать видеолюбителя наличием пары-тройки знакомых футажей (несколько взрывов на весь экран, интерфейсы, два перехода между сценами при помощи слизи, а потом при помощи воды).
  • «Робокоп» со стопмоушеновыми шагами ED-209 в первой части и с игрушечными машинками в третьей.
    • Стоп-моушн там как раз вполне сносный для своего времени. А вот то, что в сцене расстрела бедняги Кинни проходящие навылет пули никак не трогают огромное окно у него за спиной…
      • Мы точно не знаем, какая энергия у пуль. Её могло быть достаточно для пробивания тела навылет, но уже недостаточно для последующего повреждения стекла.
    • Спецэффекты первого «Робокопа» делала хорошая команда (в т. ч. Роб Боттин и Фил Типетт, работавшие над «Звёздными войнами», «Индианой Джонсом», «Вспомнить всё», «Звёздной пехотой»), но в условиях очень сжатого графика и нехватки денег, поэтому получилось довольно неровно.
    • В сцене падения с небоскреба в конце могли бы сделать руки покороче, не в два раза длиннее, чем они обычно у людей.
  • В фильме много сцен перестрелок, но абсолютно все автоматы и пистолеты-пулемёты в кадре — муляжи, к которым при постпродакшне пририсовали дульные вспышки, и это прекрасно видно: гильзы не выбрасываются, на крупных планах заметно, что рукоятки затворов остаются неподвижными, а чтобы изобразить вибрацию от отдачи, актёры просто трясут своим оружием. Что за малобюджетная халтура? «Терминатор 3: Восстание машин».
  • «Дедпул» — зажечь мокрую спичку ногтем в условиях кислородной недостаточности весьма непросто… Если вы не владеете магией спецэффектов.
  • «Атака/Нападение гигантской женщины» (Attack Of The 50-ft. Woman, 1958). Сцены, где персонажи взаимодействуют с гигантской рукой Нэнси-великанши. Рука выглядит местами нарочито бутафорской, особенно когда сгибается. А вот аналогичные сцены, где действует пришелец, а в кадре люди и его рука, выглядят правдоподобнее. Также комбинированные съемки, когда гиганты (сначала пришелец, а потом Нэнси-великанша) «врисованы» поверх фона. Добавленные персонажи местами смотрятся прозрачно — как призраки. Хотя для черно-белого кино 1950-х это более-менее простительно.
  • «Аладдин» Гая Ричи — Джинн (Уилл Смит). Наложились два фактора: неопытность людей, отвечающих за спецэффекты, из-за чего лицо отделено от тела, и неопытность Уилла Смита в работе с датчиками motion capture, из-за чего мимика джинна хромает.
  • Полнометражка про AVGN выглядит крайне дешево, даже для фильма, снятого на деньги фанатов.
  • «Космический спецназ» — это надо видеть. Убогая анимация и пустыня в качестве места съёмок.
  • «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» 1971 г. — шоколадную реку изображает подкрашенная вода, которая выглядит как сладкий хлеб коричневая вода. Один из актеров даже говорил, что она и пахла соответствующе. А вот в экранизации Тима Бёртона с изображением шоколадной реки справились, причем без компьютерной графики.
  • «До крайнего предела» — на свадьбу набегает целая толпа убийц, которые один за другим погибают в перестрелке с охраной. Потом оказывается что убийц было всего трое и одна из них сбежала. Вот уж действительно, Головорезов не считают.
  • Правильный спецдефект способен добыть своему автору богатство и славу: вся сцена постъядерного апокалипсиса в 1-м Терминаторе снята в объеме чуть большем стандартной детской песочницы.
    • Там же — воистину великолепный спецдефект: сцена с вырезанием глаза. Кукла-аниматроник действительно не очень похожа на живого Арни, и это бросается в глаза. Но, позвольте, она идеально похожа на повреждённого терминатора, плоть которого начала гнить и отмирать!
      • Тем с большим восторгом смотрятся сцены в «Судном дне», когда команда Кэмерона сделала «работу над ошибками» (и обладала уже куда большим бюджетом) : скальпирование с целью модификации микропроцессора, сдирание Дядей Бобом обшивки с руки «перчаткой», а ведь в первом фильме, чтобы снять сцену с ремонтом руки, пришлось привлекать сразу трёх человек!
  • Внезапно, первая «Матрица». Плоский фон в сцене погони за Тринити в опенинге откровенно бросается в глаза. Впрочем, легко можно подтянуть обоснуй: ну глючит в очередной раз Матрица, глючит…
  • «Вспомнить всё» со Шварценеггером. Почти все спецэффекты в фильме смотрятся неплохо даже по прошествии 30 лет, но вот сцена в конце фильма, в которой показано воздействие на главных героев низкого давления марсианской атмосферы, на порядок ниже качеством и вызывает подозрения, что создателей фильма подгоняли по срокам, и они не успели снять качественно.
    • Реальность нереалистична: вообще-то показанное как раз очень похоже на последствия декомпрессии — выпученные глаза, раздувшиеся сосуды… Немногие фильмы решались это показать.
    • …или (вариант — не «или», а «ещё и») Верхувен намеренно воспользовался этим, чтобы подсветить: сцена происходит исключительно во ВНУШЁННЫХ воспоминаниях — попросту наведённых глюках — протагониста. А вы думали, отчего протагонист и его девушка так мгновенно «восстановились», как ни в чём и не бывали?.. Медицински это невозможно.
      • Внушённых? Хм, хм… Это может быть сон или Приключения в Комаляндии. Но в таком случае сон или кома, скорее всего, наведённые — в начале фильма протагонист специально пришёл в фирму, смотреть (за немалые денежки) «искусственные (внушённые) приключенческие псевдовоспоминания», и фильм намекает, что это-то (заказ на то, какую именно виртуальную женщину там мечтаешь «встретить», и т. п.) было как раз по-настоящему, а в сюжет наведённых глюков, для убедительности, вплетена сцена «шока и бунта героя прямо в установке», с чего весь «заказанный героем сюжет» и начинается, и герой просто не уловил момент перехода (но для зрителей подсветили, как он блаженно, предвкушая кайф, расслабился в спецкресле)…
        • Проблема этой версии в том, что получается сон с катсценами, причём здоровенными такими.
  • «Коммандо» — когда Мэтрикс взрывает бараки на острове, видно, что стоящие у стен «солдаты» — на самом деле манекены, они даже не шевелятся и не падают от взрыва. Не в ладах с оружием — он взорвал здания противопехотными минами, да ещё установив их неправильной стороной.
  • «Челюсти 3» (1983) — фильм снимался в развивающемся на то время 3D, но из-за недостатка времени вышел с полусырыми эффектами, на которые просто больно смотреть. Апофеоз: знаменитая сцена, где плохо нарисованная акула разбивает носом плохо нарисованное подводное окно.
    • Оммаж — сцена повторена (возможно неосознанно) в «Глубоком синем море», правда там акула разбивает стекло, метнув в него носилки с человеком. По сравнению с «Челюстями 3» нарисовано это гораздо лучше, но сам способ — уже не в ладах с физикой.
  • «Каратель» (2004) с Томасом Джейном. Ё-мое, за такие топорные «взрывы/следы попаданий» гнать надо в шею мастера-ломастера по спецэффектам! Видно даже полуслепому, что это заранее заложенные в землю пиропатроны. Результат — взрыв — больше напоминает фейерверк. Не верю!
  • The Suicide Squad — Старро и Король Акул, графонистость которых откровенно режет глаз. Особенно поражает ситауция с последним, учитывая что его версия из славного спецдефектами сериала «Флэш» — тропа избежала!

Телесериалы[править]

Отечественные сериалы[править]

  • «Гостья из будущего»: если смотреть современную реставрированную версию, то некоторые спецэффекты могут показаться спецдефектами: иногда видны лонжи, лески и тополиный пух (апрель снимали в июне).
    • Надо сказать, что телефильм в целом пострадал от недостатка бюджета. Чего стоит один телепортационный «автобус» с дешёвыми деревянными дверьми, как в хрущёвке! А ещё стены Института времени и космодрома, оклеенные пенопластовыми панелями класса «потолок общепита». Характерно, что даже дети 8-12 лет в 1984 году говорили про спецэффекты как Станиславский: «не верю», хотя фильм в целом нравился.
      • С автобусом вышла откровенная стыдоба, так как можно было использовать… практически любую кинопередвижку, задействованную в съемках — у них был достаточно для своего времени футуристический вид с практически полным отсутствием окон. Как и в первоисточнике — Кир Булычев описал похожий на автобус кузов с двумя дверями, неподвижно стоящий у тротуара, а Мигунов и вовсе нарисовал весьма простую для постройки декорации конструкцию в виде наземного вестибюля метро или детской «горки-ракеты» для игровой площадки.
    • Надувной крокодил, которому пришлось в компании двух аквалангистов отдуваться за бронтозавра Бронтю из первоисточника. Кстати в сценарии был дельфин и звали его, как и крокодила, Сеня.
      • В оригинале все было еще проще — Алиса пыталась слушать мысли цветов первоцвета, находясь внутри бетонной трубы в отдельном, крытом павильоне. Можете сами прикинуть, насколько трудно (ничуть не трудно и уж точно менее затратно, чем этот заплыв с надувным крокодилом) найти на Мосфильме гулкий пустой ангар в темно-синих тонах, добавить немного хрома и фольги, в центре устроить небольшую лужайку из искусственного газона, уложить на нее кусок бетонной трубы и посадить внутрь Алису. Именно так эту сцену описал Кир Булычев — и зачем ударяться в импровизацию (менее зрелищную) положительно неясно. В той сцене царила весьма подходящая к моменту нападения пиратов на Алису зловещая тишина и очень сильное эхо — что можно было еще и подчеркнуть аудиорядом и подержать зрителя в напряжении.
    • В сценах полета на флипах, особенно на фоне Лубянки, часто видны тросы. Флипы изготавливались двух типов — полноразмерный для интерьерных съемок и масштабная модель для полета на подъёмном кране.
    • Лучи из глаз пиратов и выстрелы бластера нарисованы той же студией, которой принадлежит заставка с «цветными соплями» на титрах фильма и сцена полета Коли сквозь время. Сам бластер — модифицированная фотовспышка на штативе от красногорского фоторужья. Плюс немного фантазии.
    • В каноне ни Крыс, ни Весельчак не умеют стрелять лучами из глаз. Если внимательно читать книгу — то они и вовсе не убили ни одного человека! Разве что это разновидность парализующего оружия, и то бесполезная — и в книге, и в экранизации у пиратов есть как минимум, один бластер на двоих, и они пускают его в дело! Отсюда вопрос — зачем эти лучи в одной единственной сцене фильма?
    • В роли миелофона снимался сувенирный искусственный кристалл с ВДНХ (в комплекте с футляром), в то время как отлично подошел бы практически любой походный транзисторный приёмник в кожаном футляре из наборов для самостоятельной сборки. Мигунов нарисовал именно такой приемник. Но ведь приёмник смотрится «не по-космооперному».
    • Зато «спутник» в виде тупейшего шарика с антеннами а-ля «Спутник-1» — это видимо очень по-космооперному. Как и Космозоо, от красот которого остался один резиновый крокодил.
    • Урезание Космозоо (как и космодрома) выглядит, увы, ожидаемой ввиду наличия просто дикого количества «резиновых морд» и массовки в целом… Сегодня, даже без помощи компьютерной графики, подобную красоту на ура можно было бы снять в экзотическом павильоне любого зоопарка.
    • Ну, и главный шедевр — магниевые пакеты (обычный бенгальский огонь, но без палочки) на теле робота Вертера, которые актер самостоятельно поджигал скрытой в кулаке кнопкой для съемок сцены расстрела робота пиратами.
      • Ну это же вам не Бишоп с его молочаем, а советский товарищ Вертер. Аллюзии с кровью в откровенно детском сериале — это уже перебор. Поэтому и Колю пираты лишь немного попугали — а в литературном первоисточнике отделали так, что он на ногах стоять не мог.
    • В книжном оригинале метаморфом является только Крыс Крокрысыч — он инсектоид, вынужденный ходить в маскировочной оболочке, которая имеет полезную абилку. Зачем наделять способностью перевоплощаться еще и Весельчака У — непонятно, но это радикально усложнило сцены, когда превращаться приходится обоим пиратам. Особенно выжимает педаль фантазия режиссера, сделавшего обоих пиратов в «естественной» форме какими-то эфирными бестелесными призраками.
  • «Тайный знак», полностью реалистичный сериал о криминале и влиянии сект на подростков. Зачем было в конце лепить между рук главгада какой-то 3D-максовый черепок? Это что, галлюцинация POV-персонажа? Или голограмма такая продвинутая (в руках у старого афганца проекторы, аки турбины Тони Старка)? М-да. Будто бы в последние минуты сценарист упоролся и решил делать вместо психологической драмы мистику.
    • Впрочем, до этого всех членов секты «Хозяин» накачал ядом, и возможно, что авторы сериала пытались так изобразить глюки присутствующих. Но всё равно вышло паршиво.
  • «След» — в одной из серий при обстреле машины врачихи видно, что стекло пробивается изнутри, а не снаружи, скорее всего, пиропатронами.
  • «Группа Zeta», первый сезон. По сюжету — лицо главзлодея изуродовано неудачной пластической операцией, так что часть кожи нависает над глазом, мешая смотреть (до своего превращения в злодея этот человек побывал в плену у моджахедов… Наверняка били в мясо, либо вдобавок и резали ножом около глаза, угрожая, что вырежут глаз, и/или обжигали, угрожая, что выжгут…). К тропу относится непродуманный и очень херово сделанный грим этого увечья: сразу, чёрт побери, видно, что это грим.

Зарубежные сериалы[править]

  • «Капитан Пауэр и солдаты будущего» (США, 1987) — по-своему уникальное явление. Технологии (особенно для сериала) весьма передовые. Роботы Зоран и Бластер нарисованы методом трёхмерной анимации (в 1987 году, напомним), но тем не менее, смотрятся слишком игрушечными даже для того времени. Аналогично, но в меньшей степени — выстрелы из лучевого оружия и полёты на летательных аппаратах. Каждая серия при производстве обходилась в миллион долларов. Хотя, если прикинуть, то старые добрые аналоговые спецэффекты (в том числе и покадровая кукольная анимация, «дорисовка» лучей старыми методами) смотрелись бы всё-таки реалистичнее. Или, как вариант, с такими эффектами снимать не про Великое Противостояние машин и человеков, а нечто комедийное в духе Грегора и Арнольда из рассказов Р. Шекли или «Кибериады» С.Лема.
  • «Удивительные странствия Геракла» прославились стилем единоборств, который фанаты прозвали wire-fu: статисты разлетались от ударов главного героя на канатах. Которые можно было даже разглядеть, в отличие от собственно удара.
  • «Новые приключения Робин Гуда» — педаль в дебри Шервудского леса: помимо весьма кривой «магии», в сериале куча ошибок в монтаже, особенно в экшен-сценах, чего не встречалось в его собратьях. Например, падающий манекен и поднимающийся на ноги Робин появляются в кадре одновременно, или солдат так и не ударил Джона бочкой, хотя тот на это среагировал.
  • «Могучие Рейнджеры»- кукольные монстры и роботы героев, хотя сериал — это, по сути, реклама игрушек.
  • Аванпост от Сидаба — на дворе давно уже не 90-е, а 3D-графика выглядит чуть ли не хуже чем в «Зене».
  • «Смертельная Битва: Завоевание», 14-я серия — «Фестиваль Смерти». На момент съёмок на дворе как раз таки 90-е. Нет, ну ё-моё, ведь отлично видно, что актриса, играющая Лори — это просто красивая фотомодель, которая нифига не умеет драться, а в боевых сценах на фестивале её подменяет дублёрша-рукопашница в совсем ненатуральном и непохожем лохматом парике! Особенно дико смотрится, когда после удачных ударов, которые нанесла эта липовая «Лори», мгновенно показывают настоящую фотомодель в такой же одежде, делающую суровое лицо и поправляющую волосы (свои, натуральные) — типа, это она участвует в бою, и это она только что стукала, ага-ага. Отмазка от самих создателей: «А что, нам компьютерную графику надлежало применить в этой сцене ради маскировки? Так бюджет не резиновый. Зачтите эти резкие изменения внешности Лори за её сюжетную демоническую одержимость строго на время боя — и не морочьте нам головы!». Ответ фанатов: а взять актрису, умеющую драться, на роль героини, умеющей драться — не судьба? Роль на одну серию каскадёрша бы как-нибудь вытянула — чай, не на «Оскар» номинироваться.
    • Но авторы непременно желали видеть в этой роли — во всех её небоевых моментах — прекрасную лицом и телом Брук Бёрнс (что ценно — профессиональную актрису из актёрской школы), и обыкновенно выглядящая (и кое-как проговаривающая свой текст) каскадёрша их не устроила бы даже «на одну серию».
  • Польский и американский «Ведьмаки», хоть их и разделяет полтора десятка лет, страдают одной и той же болезнью: криво нарисованный и убого анимированный Виллентретенмерт. И если первому сериалу это простительно — откуда бы польскому кинематографу позволить себе передовой (даже по тем временам) графоний, да и на фоне прочих ляпсусов устарелое 3D ещё меньшее зло, то вот второму! Со всеми нетфликсовскими производственными мощностями! И это после «Игры престолов», с которой он на полном серьёзе замахивается конкурировать! Миссис Хиссрич, признайтесь как художник художнику: где деньги?!
    • «Ведьмак» от Netflix — магия в исполнении рваных клочьев полиэтилена и экспериментов с ведром керосина. А уж драка Супса с пластмассовой куклой стрыги попросту вызывает испанский стыд. Нет-нет, серьёзно, миссис Хиссрич…
  • «Кибер-шесть» (1996) — итало-аргентинская экранизация комикса для взрослых, чья дешевизна просто бросается в глаза; сам сериал в противовес довольно чернушному комиксу и даже бойкому, полному задорного экшена и даже порой драматических моментов мультсериалу (!) выглядит форменной буффонадой. Уже заставка вызывает шевеление волос, а дальше…
    • ГМО-качки «идефиксы» (бывшие в комиксе и мультсериале почти втрое больше главной героини) стали какими то панками-гопниками-культуристами, а главгад герр доктор фон Рихтер стал похож на обезумевшего Эйнштейна в военной (почему то прусской) униформе, а его генетический сын клон Хосе стал напоминать то ли Джокера, то ли Эдварда Нигму.
  • Super Sentai — сезоны постарее в этой франшизе-долгожителе страдают всеми теми же проблемами, что фильмы про кайдзю тех же лет. В сценах боёвки не так уж и редки моменты, подобные «пинку силы» Люка в Star Wars, а костюмы как героев, так и злодеев иногда обвешаны избытком декоративных деталей из резины и пластика, которые ну очень явно гнутся и плющатся при движениях, хотя претендуют на металл, рога, камень и т. д. (а обвесы каскадёров, играющих ОБЧР, этим грешат почти всегда). Да и на «гигантах» гигантские же швы костюмов нередко бросаются в глаза, а миниатюры, среди которых «гиганты» дерутся, даже для детей очевидно ненастоящие и непохожие на предлагаемую реальность. С приходом эры цифровой дорисовки кривое CG добавило новых сторон спецдефектности, не убавив старых. В уже современных сезонах стараются всё же сглаживать и редактировать, цифровики ретушируют рисовку получше, и костюмеры пытаются с проблемой гнущейся резины бороться, но просвечивает всё равно часто и очевидно. При этом для определённого сегмента аудитории как в родной Японии, так и за рубежом, это уже не баг, а фича и часть эдакой китчевой стилистики.
    • Могучие рейнджеры, будучи перемонтировкой суперсэнтаев с досъёмкой сцен, логически всё это также содержат. Причём как «родное», так и доснятое. Отчасти и создал эту самую зарубежную аудиторию ценителей.
  • Тюдоры — безусловно, к костюмам и съёмкам в павильонах особых претензий нет, сделаны они по сериальным меркам качественно и годно. Но стоит взглянуть на кое-как нарисованные компьютерной графикой усадьбы да дворцы…
  • «Мандалорец» — монтраллы (рога) и лекку (болтающиеся под ними щупальца) на голове Асоки Тано выглядят менее натурально, чем иной косплей, к тому же они короче, чем должны быть для её возраста. Эту конструкцию в целом тяжеловато «оживить», руководствуясь в качестве источника лишь трехмерным сериалом с намеренно низкополигональными, «рублёными» персонажами. Но асокина землячка Шаак Ти в кино уже появлялась (хоть и общим планом) — и выглядела прилично!
    • Увешанная щупальцами Плавалагуна в «Пятом элементе» грустно кивает с того света — на ней при движениях всё дергалось и болталось безо всякой вспомогательной аниматроники более чем отлично для года съемки фильма. Диснею — двойной позор.
  • «Три жизни, три мира: Десять миль персиковых цветков» — все в сериале хорошо, кроме компьютерной графики. Сам то сериал 2017 года, а графика середины нулевых, и это один из самых рейтинговых сериалов, снятых на китайском ТВ!
  • «Удушающая сладость, заиндевелый пепел» — случай как с примером выше.
  • «Перевозчик» — для погонь в двух сериях использовался один и тот же видеоряд. Можно понять, что бюджет не резиновый, и лояльно отнестись к тому, что сцену снимали за один раз и использовали дважды, но неужели отснятого материала не хватило, чтобы это были разные кадры? Окай, не хватило, но, может, стоит их как-то перемонтировать, чтобы не бросалось в глаза? Так нет, фрагмент на несколько минут просто скопипащен.
  • «Причуды науки» (1997) — в те далёкие времена, когда был снят сериал, по Земле ещё ходили мамонты с динозаврами, а 3D-графика была развита гораздо хуже, чем сейчас, да и бюджет сериала явно уступал голливудским блокбастерам тех лет. Как следствие, здешние спецэффекты смотрятся весьма убого.
    • К примеру, на здешнюю рассказчицу, «супер-сексуальную» роботессу Хром, в наши дни без слёз не взглянешь, ибо эта прелестница выглядит так, будто бы сбежала из игр для первой «Плейстейшн». Ей богу, лучше бы нарядили роботом живую актрису (В третей серии, кстати, именно так и поступили. И получилось шикарно!) или, как в случае с Хранителем Склепа, сделали бы куклу.
    • Туда же и «страшный» робот из второй серии. Он выглядит действительно страшным, но совсем не в том смысле, в котором рассчитывали создатели.

Телеспектакли[править]

  • Достаточно частый случай, если применялся хромакей или его аналог. Особенно если «врисованный» персонаж взаимодействует с находящимися в декорации персонажами. Обычно снятое для последующей «врисовки» сильно контрастирует по цветовому балансу, контур может быть явно выделяющимся, некоторые части персонажа — становиться прозрачными (полупрозрачными). Тут уж каждый решает для себя — то ли это допустимая жанровая условность, особенно если декорации нарочито бутафорские или какие-нибудь гротескно-театральные, или это недоработка. С другой стороны телеспектакли создавались до конца 1980-х и до середины 1990-х. То есть для показа по тогдашним телевизорам, посему кое-что, что теперь считается из спецдефектами, могло остаться незамеченным.
    • Разумеется, если речь о каких-то устаревших, дешевых или вообще черно-белых моделях. На хороших телевизорах 80-х с крупной диагональю, да еще и с кабельным или спутниковым подключением, разница между нормальным фильмом и дешевым телеспектаклем будет видна и кроту.
  • Советский телеспектакль «Возвращение со звёзд» (Ленинградское ТВ, 1989) тоже пострадал от ненатуральности спецэффектов. С другой стороны, действие — далёкое будущее. И между прочим, ставился экспериментальной цифровой студии № 6 Ленинградского телевидения. То есть своего рода авангард.
  • Малоизвестный телеспектакль по повести Хайнлайна «Дверь в лето». Робот-сиделка из неровно оклеенного фольгой картона.
    • Аргумент в защиту и обоснуй — в кадре появляется не серийный робот, а прототип. То есть мистер Дэвис (протагонист) мог собирать его, используя хлам из гаража. Не нашлось листа металла — берем фанеру, для наглядности лепим фольгу. Начнется серийное производство — будем делать эти элементы из алюминия или стали.

Мультипликация[править]

  • Многие из самых простеньких советских кукольных мультфильмов, снятых по принципу «и так сойдёт»: движения дёрганые, мимики нет (а если есть, то жуткая), задники условные. «Узники Ямагири-мару» и «Разлучённые» содержат приметы этого стиля. Впрочем, чаще всего такое снимали на региональных студиях, где бюджетов и опыта отродясь не водилось, а план выполнять надо. Особенно плохо это смотрелось на фоне рисованной анимации, которая в СССР была гораздо сильнее (чего стоят работы Атаманова, сестёр Брумберг, Давыдова и Снежко-Блоцкой, особенно ротоскопированные!). Многие позднесоветские дети получили от этого поджанра стойкое предубеждение к кукольной анимации вообще (и к советской в частности).
  • Мультсериалы 60-70-х в принципе. Герои, застывшие в одной позе пока говорят? Одна и та же анимация бега из серии в серию? Фоны в виде нарисованных на цветной бумаге контуров, а то и вовсе мятая бумага без картинки? Даже Дисней в то время не гнушался удешевлением производства и повторным использованием старых материалов, что же говорить обо всяких Hanna-Barbera, MGM и т. д.?
  • Часто возникает при неумелом применении технологии сел-шейдинг (3D-анимация, замаскированная под 2D). Особенно «Дети против волшебников» и «Печать царя Соломона» — яркий пример. Причём сама по себе технология не плоха — в прямых руках студии Ghibli и у французов в «Ренессансе» смотрится не в пример лучше.
  • Компьютерная анимация вообще порождает чудовищ при кривых руках и ограниченном бюджете. «Детки с улицы Рэпсити» вошли в историю. Из профессиональных проектов — «Панда: Путь воина», «Ночь в супермаркете», «Носферату. Ужас ночи».
  • «Трио в перьях» (2016) — и что же увидит зритель в самом начале? Абсолютно статичные задники с лесом, на которых летают трёхмерные персонажи-птицы. На качественную анимацию персонажей денег, видать, хватило, а анимировать задники — нет.

Видеоигры[править]

Игровые спецдефекты. Их там океан и море без границ, с пением дневных и мрачных птиц (© Настя Полева).

Где НЕ встречается[править]

  • «Безумный Макс». У Джорджа Миллера тоже 90 % спецэффектов — практические. Да, гитара слепого музыканта в «Дороге ярости» действительно играла и могла изрыгать огонь.
  • «Кин-дза-дза!» — Mad Max по-советски (только с уклоном не в боевик, а в философскую сатиру). Да, пепелац летал на веревочке — но не на кране, как флип Алисы Селезнёвой, а на самом настоящем вертолёте. И где в фильме хотя бы один притянутый за уши спецэффект?!
  • Фильмы Кристофера Нолана, потому что он старается обойтись без них настолько, насколько это возможно. Да, в «Тёмном рыцаре» действительно перевернули грузовик и взорвали здание, а для съёмок «Внедрения» была сооружена настоящая вращающаяся комната, и действительно взорвали лыжную базу. Педаль в пол — для «Довода» он взорвал настоящий самолёт. Что не отменяет убогого экшена в некоторых моментах, особенно ими полнится «Возвращение Тёмного рыцаря».
    • Даже тессеракт из «Интерстеллара» — частично реально построенная движущаяся декорация.
  • «Человек, который умел творить чудеса». Спецэффекты хотя и просты, но выглядят на изумление правдоподобно для старого чёрно-белого фильма, снятого по рассказу Герберта Уэллса. Даже сложный спецэффект с превращением одежды девушки, который и в наши дни наверняка не обошёлся бы без шероховатостей, был снят чисто и гладко.
  • «Отдай мою посадочную ногу!» (2006) по рассказу Любови и Евгения Лукиных. Фантастика в меру «раздолбайская», а обстановка — деревенская, нисколько не приукрашенная.
  • «Космическая одиссея» Кубрика — да, декорации были построены в натуральную величину и действительно вращались.
  • «Невероятные приключения итальянцев в России» — разумеется, сцена посадки самолета на оживленное шоссе. Да, автомобилями управляли профессиональные пилоты, под шоссе была загримирована ВПП, но сам трюк повторяли шесть (!) раз.
    • Вот только приземляется и разгружается не один и тот же самолёт.
    • Режиссёр фильма Эльдар Рязанов писал в мемуарах, что комбинированные съёмки в фильме вообще не применялись. Однако легко заметить, что общий план прыжка льва с моста в лодку — спецдефект в чистом виде.
  • Фильмы R.K. Films на фоне остального индийского кино. Как ни странно, многие спецэффекты в фильмах 50-60-70-летней давности до сих пор смотрятся неплохо и не вызывают усмешки, а лишь дополняют атмосферу.
  • «Сверхъестественное». Почти все спецэффекты в сериале доступны ещё годов эдак с 1960-х и представляют из себя кукол на леске, хороший грим и грамотный монтаж; компьютерная графика используется очень редко, да и те моменты не блещут особо жирными фейерверками — всё в пределах облагораживания картинки. Бюджет пилотной серии был всего 20 000 долларов, но дешёвым и устаревшим сериал при этом назвать сложно, согласитесь?
  • «Игра престолов», сцена казни Визериса Таргариена. На первый взгляд — спецдефект: матчасти не знают! жидкость не светится! позор! краска-золотянка с дымовушкой!.. А если вдуматься — всё правильно: жидкость светиться и не должна.
    • Во-первых: золото и сплавы с очень высоким содержанием оного имеют температуру плавления в районе тысячи градусов по Цельсию. Такой температуры невозможно достичь в походном котле.
    • Во-вторых: многие примеси понижают температуру плавления золота. Например, сплав, содержащий 80 % золота и 20 % олова, плавится при температуре 278 °C (гуглим фазовую диаграмму золото — олово), а это даже ниже температуры плавления свинца, который многие в детстве плавили на костре. Причём твердостью такой сплав не уступает сплаву золота с тем же количеством меди (что и позволяет успешно использовать его для пайки золота), любой ювелир с чистой совестью назовёт золотом, так как золото низшей, 375 пробы, имеет в своём составе всего 38 %, собственно, золота. Другое дело, что в ювелирных сплавах, которые мы привыкли называть золотом, обычно в качестве примесей выступает не олово, а серебро, платина, медь, палладий, никель. С плавлением разобрались. Теперь со свечением. Чтобы нагретое тело начало светиться, его нужно нагреть хотя бы до 600 °C. При этом оно будет едва светиться красно-коричневым светом. Следовательно, все сплавы золота, которые можно расплавить в походном котле (температура не более 450 °C), светиться не будут. Так что сцена, показанная в «Игре престолов», по законам физики вполне возможна. Разгадка проста: у Дрого — и в книге, и в телесериале — медальоны состоят в основном из золота, к которому для легкоплавкости примешано процентов 20 олова. Оно и практичнее так: переплавить в любое иное изделие можно именно что в котелке (у продвинутых народов в ювелирном деле преобладают сложные технологии — ковка, волочение, пайка — и «заточенные» под них сплавы, а такой примитив, как литье из золото-оловянного сплава — это как раз уровень дотракийской Орды)!
    • В-третьих, есть альтернативный обоснуй: в местной атмосфере повышенное содержание кислорода. Это и золото в котелке объясняет, и то, как махина типа дракона летать может, и великанов, и много чего ещё.
  • Малобюджетный немецкий сериал по мотивам Станислава Лема «Ийон Тихий — космический пилот». На первый взгляд может показаться, что авторы снимали интерьер ракеты в чьей-то квартире, где 20 лет не было ремонта, но это разборная декорация. А из какого хлама сделаны роботы, инопланетяне и технические устройства — можно позавидовать фантазии реквизиторов. Всё именно так и задумано — как «раздолбайская» фантастика, ещё более гротескная и карикатурная, чем литературный первоисточник.
  • Фильмы Джеймса Кэмерона. Особенно показателен первый «Терминатор», снятый со сравнительно небольшим бюджетом, но спецэффекты в котором до сих пор смотрятся лучше, чем едва ли не во всех фильмах франшизы после второй части. Во второй части, помимо передовой компьютерной графики активно использовались и практические спецэффекты. То же здание «Кибердайна» взорвали по-настоящему, причем для съемок еще и надстроили дополнительный этаж. Даже Т-1000 во многом сделан с помощью практических эффектов.
  • «Кошмар на улице Вязов» — самый первый фильм. Чего стоит только сцена прохождения Фредди сквозь решетку камеры!
  • «Кровь и шоколад» — волчьи формы оборотней в фильме играли настоящие волки, ради чего действие фильма, вместе со съемками, было перенесено в Бухарест. Сама трансформация людей в волков была показана почти схематично — человек прыгает и в полете во вспышке серебряного света мгновенно превращается в волка. Поскольку фильм, несмотря на позиционирование, больше мистическо-фентезийная мелодрама, чем фильма ужасов, атмосфере мрачноватой сказки это только на пользу.

Обыгрывание[править]

  • Спектакль Рыбинского театра кукол «Сказки роботов» (2010) по рассказу Станислава Лема «Как Эрг Самовозбудитель бледнотика одолел». Вернее, не сам спектакль, а демонстрируемая «фильма» о приключениях Эрга Самовозбудителя (в спектакле — Самозаводителя), которая сделана, как немой фильм начала ХХ века. Поэтому все спецдефекты — это так задумано (можно считать как нарочито плохо). Тем более, что спектакль посвящён Жоржу Мельесу — отцу спецэффектов в кинематографе.
  • Телеспектакль «Верный робот» (Ленинградское ТВ, 1965). Робот Граумер обладает нечеловеческой силой — он переносит как пушинку своего спящего хозяина (вполне упитанного) на кровать. Как это показать, если телевизионный спектакль отличается от театрального только тем, что играется не перед сидящими в зале зрителями, а перед телекамерами? Постановщики воспользовались некоторыми условностями, превратив их в «фишки». Некоторые мизансцены представляют собой театр теней, где актёры находятся за белым экраном, а на него падают их тени. Это добавляет необычности и сходства с некоторыми мультфильмами тех времён. И как робот переносит своего владельца Клемпнера — тоже показано тенями. В роли хозяина — фанерный силуэт, но это заметно не сразу.
  • Великое множество кино-любителей. Из футажей, доступных каждому, делают забавные и интересные вещи, на грани «нарочито плохо». Зачастую фоны и существа явно мультяшно-компьютерные и сильно контрастируют со снятым вживую. Один из конкретных примеров про археолога-авантюриста из видеоигры. https://www.youtube.com/watch?v=YHvQhglkrmA
  • Все три фильма «Людей в чёрном», но особенно второй: чёрно-белое кино в стиле пятидесятых с намеренно видимыми лесками и выхлопами ракет, сделанными из бенгальских огней. Наверное, чтобы сыграть на контрасте с реалистично исполненной компьютерной графикой остального фильма и чтобы передать атмосферу исходного комикса.
    • Это же фильм из серии «а власти скрывают», который тамошние параноики в шапочках из фольги сбывают своим клиентам! В том числе и для того, чтобы никто из обывателей не поверил, что подобные технологии существуют.
  • Фильмы Карела Земана «гравюрного» периода, а именно «Тайна острова Бэк-Кап» (1958) и «На комете» (1970) (оба по Жюлю Верну), «Барон Мюнхгаузен» (1961) и «Похищенный дирижабль» (1967). Попробуй кто-нибудь в относительно реалистичном фильме (даже комедии) поставить такие спецэффекты — сразу бы обвинили бы в криворукости, даже в 1950-х. Но у Земана вышеназванные фильмы стилизованы под книжные иллюстрации-гравюры, а откровенная мультяшность некоторых сцен (в сочетании ещё и с мультяшной физикой) идёт только на пользу. То есть правило прикольности работает по полной программе.
  • Киносериал «Атомный Человек против Супермена» (Atom Man vs. Superman) 1950 г. Все полеты Супермена — откровенная мультипликация поверх live action съемки. Мультяшный Супермен добавляет прикольности и сказочности происходящему. Хотя для кого-то может показаться и спецдефектом.
  • «Очень эпическое кино» — в сцене драки в тюрьме актёры очень неуклюже подменяются «каскадёрами» и обратно, в кадре отчётливо видно, как они висят на верёвочках и т. д. На то и пародия.
  • Сериал «Time Trax» — в какой-то момент электронная помощница протагониста раскрывает, что вообще-то она способна проецировать голограмму, визуально практически неотличимую от живого человека — просто перед тем, как она к нему попала, у него запросили ТЗ на образ, в котором она перед ним будет представать, а он выбрал образ воспитательницы из голографических обучающих фильмов, которые он видел маленьким в приюте — ну она и воспроизвела этот образ со всеми дефектами ушатанного дешёвого проектора, чтобы точь-в-точь. Герой всё же решает, что ему привычнее тот образ, который он выбрал с самого начала, так что сочной картинкой и выразительной пластикой движений его помощница злоупотребляет только тогда, когда надо кого-то отвлечь, а в остальное время предстаёт призраком дамы бальзаковского возраста в скромном наряде в эдвардианском стиле (считать ли этот наряд скромным в тот момент, в который вы это читаете, решайте сами: в девяностые, когда сериал выходил, наряд был скорее больше «старомодным», а по уровню «скромности» был просто выше среднего, но не радикально — по меркам предшествовавших восьмидесятых и последовавших нулевых наряд вышел очень даже «скромным» и «строгим»).
  • Видеоклип Шейлы «Reviens, je t’aime» (1970 г.) Ясно, что не стоит воспринимать ту реку и пароход слишком всерьез. Аналогично и ее поездка на антикварном автомобиле в клипе «La Voiture» (1976 г.). Еще более условная с явно игрушечным (вернее нарисованным) автомобилем, которые еще и едет боком.
  • Клип Рафаеллы Карра «T’ammazzerei». Тоже нарочито игрушечные декорации.
  • Аналогично и приключения двух подружек в подобии компьютерной игры в клипе Smile на песню «Butterfly» (1998 г.)
  • Группа «Aqua», клип «Lollipop». Нарочито плохие спецэффекты, нарочито игрушечный космический корабль, планета, инопланетяне и проч. Можно считать пародией на старую малобюджетную фантастику.
  • «Отряд Америка: Всемирная полиция» (2004) — спецдефекты как фишка. А авторы потом ещё и «Южный Парк» сделали…
    • Почему «потом»? Когда снимали «Отряд Америку», ЮП уже давно шёл.