Чёрная Пантера (фильм)

Материал из Posmotreli
Black Panther
Перейти к навигации Перейти к поиску
Чёрная Пантера
BlackPanther.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
Киностудия
  • Marvel Studios
РежиссёрРайан Куглер
Автор сценарияРайан Куглер, Джо Роберт Коул
Когда вышел19 февраля 2018 г.
Продолжительность134 минут
В главных ролях:
Чедвик БоузменТ’Чалла
Майкл Б. ДжорданКиллмонгер (Н’Джадака)
Люпита НионгоНакия
Мартин Фрименагент Росс
Энди СеркисУлисс Кло
Уинстон ДьюкМ’Баку

«Чёрная Пантера» (Black Panther) — 18-й фильм Marvel Cinematic Universe. Первый фильм про этого героя и первый крупный проект в стилистике афрофутуризма, но, вопреки заблуждениям, далеко не первый фильм про чёрного супергероя.

Суть[править]

Отомстив за гибель своего отца и предав виновника этой гибели в руки правосудия, молодой король Т’Чалла возвращается на родину, в Ваканду, чтобы принять трон. Однако не всё так просто. Мало того, что трон захотел оспорить М’Баку, лидер горного племени джабари, — тут Т’Чалла справился — оказалось, что имеется ещё один претендент…

Что здесь есть[править]

  • Антиквариат с приставкой «энерго» — всё оружие местной гвардии представляет собой чудо-копья, плащи с силовым полем, мечи и прочие предметы древности, покрашенные в прогрессивный вид. И это при том, что они вполне могут производить нормальное дальнобойное оружие, но только для внешнего рынка.
    • Оно им и не нужно, им и так хорошо, оружие уже лучшее в мире. А так ещё и переучиваться придётся…
  • Булунги — Ваканда. С прикрученным фитильком, поскольку сочетает высокие технологии и богатство с родоплеменными традициями. В фильме «Первый Мститель: Противостояние» показана на карте в северной части озера Туркана, в вымышленной точке, граничащей с Эфиопией, Южным Суданом, Угандой и Кенией. Сочетает черты различных африканских культур последних нескольких тысяч лет, включая Древний Египет (культ Баст), Мали (архитектура местами) Дагомею (женщины-телохранительницы короля), масаев (их внешность), зулусов (имя Т'Чака), возможно Эфиопию (сохранение независимости во времена колониализма)
  • Героизм в адаптации: в оригинальных комиксах М’Баку и Накия — противники Т’Чаллы.
  • Готтентотская мораль и лицемер — Киллмонгер. Белые меня обижали, значит, они все расисты и плохие. Надо их всех перебить. Я расист? Какой же я расист, чёрных расистов не бывает!
    • Художественная правда — такие отбитые «борцы с расизмом» на самом деле существуют. Взаимопониманию между расами и преодолению многовековой розни они, конечно, не способствуют.
    • Рыцарь крови — он же.
  • Драко в кожаных штанах и Болеть за Империю — ой, немало чернокожих зрителей всерьёз болело за чёрного расиста Киллмонгера, считая его благородным бунтарём… Майка с надписью Killmonger was right — одна из самых популярных в последние годы.
  • Жизнь пишет сюжет — многие критикуют фильм за то, что титульный герой уступил в харизме злодею и в целом выглядел блёкло. В 2020 актёр Чедвик Боузман скончался от рака; лишь тогда стало известно, что на момент съёмок он уже два года боролся с болезнью, и, по свидетельствам близких, продолжал играть через боль.
  • Застали при параде — генерал Ойкое, командир и лучший воин «Дора Милаж», телохранительниц короля Ваканды, а также Накия, разведчица, активно, эффектно и эффективно участвуют в разборках в корейском городе Пусан, одетые в вечерние платья.
    • Бритая наголо Окойе носила ещё и парик, и при первой же возможности она швырнула это «гнездо» в лицо нападающему.
  • Зло грызёт реквизит — оба антагониста.
  • Крутая принцесса и крутой ботан — Шури, сестра короля, занимающаяся изобретениями и научными исследованиями.
  • Крутой король — по сюжету, главный герой должен быть именно таким, но актёр эту роль не тянет. Зато вождь племени горных горилл явно попадает под троп — он и крут, и харизматичен.
    • Свита играет короля — главный герой без чудо-костюма настолько никакой и блеклый, что фильм целиком за него тянут второстепенные персонажи.
      • Что удивительно, потому что в «Противостоянии» Т’Чалла просто адски харизматичен.
      • Автор правки искренне считает, что режиссёру было куда интереснее поработать с большим бюджетом и своим любимым актёром в роли бедного злодея, чем раскрывать титульного персонажа (собственно, и не раскрыл).
  • Настоящие мужчины едят мясо — М’Баку угрожает Россу, что скормит его своим детям. На деле это было шуткой: его дети и вообще все джабари — вегетарианцы.
    • Странно, как можно оставаться вегетарианцем в горах, где практически нифига не растёт? Тибетские монахи крутят пальцем у виска.
      • В плане нифига? Кассава растёт до двух километров над уровнем моря, кукуруза до трёх, а банальную картошку можно и выше четырёх затянуть. При чём всё перечисленное до 20 века в Африке ещё ничем и не болело, в отличии от местных культур.
      • Возможно это тоже троллинг — рыбку они явно едят.
  • Не читал, но осуждаю — то, что фильм рассказывает про африканскую страну (соответственно, с преимущественно чернокожими актёрами), возмущает многих расистов и борцов с политкорректностью.
    • Посмотрев фильм, они бы поняли, что это фильм больше оскорбляет чёрных, чем белых. Фильм ясно говорит, что даже если дать чёрным чудо-технологии, они продолжат бросать копья с деревьев.[1] При этом их армия будет настолько эффективна, что её элитные отряды побьют дикари с деревянными и костяными дубинами (финальная битва, где на элитные части нападает племя Обезьяны, у которого НЕТ технологий Ваканды), а мир всё равно спасёт белый мужик на самолёте, потому что глупые чёрные дикари не умеют в политику и не могут осадить пришедшего из ниоткуда никому не нужного афрогитлера.
    • Не знает сеттинга — борцы с засильем чёрных на экране часто вообще не в курсе, что Пантеру и Ваканду придумали очень давно и не для репрезентативности.
      • Понятия «репрезинтативности» тогда, может, и не было, но уже прозвище титульного героя очевидно показывает, что авторы комикса были совсем не чужды темы расовых отношений и социальной справедливости. Или, скорее, изображали таковых.
      • Прикол в том, что больше всех не знают сеттинга авторы фильма. Да, конечно, это комикс-вселенная, и даже в рамках комикса всё бывало совершенно по-всякому, да вот только все отличия от самой известной истории только и делают, что рождают дыры. К примеру, в комиксах Ваканда — страна молодая, и отец главного героя был решительным мужиком, который объединил кучу слабых стран в одно государство вокруг вибраниума. Именно поэтому Ваканда не могла ничего сделать с волной расизма до недавнего времени. А что в фильме? Ваканде много тысяч лет, она давно уже круче Старка по технологиям, но просто боялась драться с белыми варварами, захватывающими чёрных. А ещё отец героя — унылый трус и рохля. И так во всём.
      • Ещё один косяк тянется ещё с времён комикса. Среди богов, которым поклоняются вакандцы, Баст и… Хануман. Ну ладно Баст, она хотя бы в северных частях Африки была известна. Но Хануман-то — индуистское божество!
        • Ну, учитывая, что Ваканда в ВОСТОЧНОЙ Африке, а там индусов, как и арабов, дофига, возможна ассимиляция крутого божества в собственный пантеон — Хануман-то конкретно по крутости как младший бог/полубог не хуже этих ваших Гераклов.
        • Вот только Баст — это египетская богиня, а это уже СЕВЕРНАЯ Африка.
          • Баст — это канон комиксов, авторам фильма от неё никуда не деться при всём желании.
          • А Хеймдалль не негроид. А Хель — дочь Локи. А ещё Ваканды не существует в реальном мире. Дальше что? У нас тут Булунги супергеройском сеттинге, но подавление недоверия у вас лопается на том, что культ Баст апроприирован вымышленным государством в «не той» части континента?
  • Не читал, но восхваляю — среди борцов за политкорректность (особенно на Западе) фильм приобрёл статус культового (даром что фильмы про темнокожих супергероев уже давно были), и любая его критика многими такими борцами воспринимается как самый настоящий расизм.
    • Вот только дело вовсе не в «первом фильме про темнокожего супергероя», а в первом крупнобюджетном фильме в духе афрофутуризма, ранее не очень избалованном во внимании со стороны медиа-индустрии. Отсюда и сохранение африканских традиций на экране. Каноны пусть и молодого, но жанра, а вовсе не «расовые стереотипы».
  • Неудачная басня: вся мотивация Киллмонгера строится на том, что король подло изгнал его из Африки и бросил беднягу в чудовищной дыре, где расисты угнетают негров… в современных США! И так его проняло, что теперь он хочет раздать оружие всем чернокожим в США и Европе, чтобы они восстали и перебили проклятых расистов! Это можно было бы счесть глупостью злодея или лицемерием, но в финале уже главный положительный герой по сути соглашается с противником и начинает строить школы в ужасном и депрессивном… Сан-Франциско! Эй, Т’Чалла, а как насчёт соседних с Вакандой африканских стран? Там что, чернокожие живут лучше, чем в Калифорнии, где и так полно программ господдержки? Разве в Руанде или Сомали, где африканцы реально умирают от голода и Эболы и режут друг друга, твоя помощь не нужнее?
      • Но Сан-Франциско даст фильму куда больше сборов, чем Руанда
      • Скорее всего, дело чуть сложнее: Ваканда в принципе задумана как афроамериканская утопия, а не африканская, этакие Острова блаженных для жителей гетто — отчасти поэтому она так клюквенна. Африка в принципе актуальна для американской культуры в основном как родина афроамериканцев, инструмент для рассуждений об американском расизме и афроамериканской национальной гордости, собственно же африканские проблемы американцев (вообще склонных к изоляционизму и мало интересующихся окружающим миром) не слишком заботят, точь в точь как того шерифа из анекдота.
        • Кстати, злодейское стремление начать «работать» именно в Америке — не так-то и глупо. Как говорится, сначала мы возьмем Манхеттен, получим доступ к ресурсам и возможностям Америки и Европы, а уже потом, с ними, будем действовать в других странах.
  • Получился мерзавец — отцу главного героя это по роли положено, но герой и его окружение находятся вполне на уровне злодея.
  • Популярное заблуждение: нет, это не первый фильм про чернокожего супергероя, как пишут некоторые СМИ с памятью как у рыбки. До него были уже и «Блейд», и «Женщина-кошка», и «Сталь», и «Спаун», и даже в той же вселенной Marvel был сериал «Люк Кейдж». Первым он был только из полнометражных фильмов, входящих конкретно в киновселенную Marvel, причём таких, чтобы супергерой был заглавным (второстепенных-то даже в Marvel была куча).
  • Прикинуться шлангом — по факту под троп подпадает племя Горилл. Ну да, они принципиально не пользуются вибраниумом — но пользуются «священной древесиной», которая по факту им пропитана (правда, этот обоснуй раскрыт только в околофильмовом мануале). А «косить под дикарей» у них получается гораздо удачнее, чем у остальных вакандийцев. Которых они невозбранно троллят, выступая «стереотипными горными дикарями».
  • Псих-наёмник — Кло. По крайней мере, пытается так выглядеть. А вот у Киллмонгера, похоже, и правда не все дома.
  • Развитое древнее человечество — Ваканда старательно косплеит бедную африканскую страну, где вершиной технологий почитают мотыгу, но на самом деле она издревле технологически намного опережала все остальные государства Земли.
  • Рокош — в Ваканде любой, в ком течёт королевская кровь, либо кто является представителем одного из Пяти Племён, может попробовать заполучить власть короля в поединке с ним. Злодей это и проделал. Притом успешно.
  • Сотвори себе злодея — с прикрученным фитильком: король Т’Чака творит злодея не себе, но своему сыну. Тот, надо признать, папу не понял.
  • Тяжёлое детство, деревянные игрушки — на них жалуется Киллмонгер, не осознавая, что вообще-то вырос в США — одной из самых процветающих и равноправных стран Земли. Самое печальное, что сценаристы, похоже, сами не заметили получившегося лицемерия.
    • А что рано лишился родителей, живя в одном из самых преступных местечек Штатов, и что от него по сути отказались собственные родственники (правящая семья Ваканды, между прочим!) — это так, мелочи.
      • Возвращаясь к уже озвученным моментам — в той же Африке (за исключением нескольких стран) он имел высокие шансы вообще не выжить.
        • Только вот был бы он не просто где-нибудь в Африке, а конкретно в родной Ваканде, так что аргумент не катит.
  • Унылая непобедимость: Т’Чалла в костюме и под действием цветов. От ударов по нему он становится только сильнее. Единственный раз за фильм, когда он огребает, это когда остаётся без своих ништяков.
    • Да, но в финале бился с Киллмонгером на равных: у обоих была суперсила, а броня была уязвима.
  • Упростили и опошлили — главный герой. В оригинале — несомненно, крутой король, который помимо политики не уступит ни Кэпу в рукопашной, ни Старку в конструировании девайсов, ни Риду Ричардсу в дискуссии о тайнах Вселенной. С точки зрения стратегического планирования на равных бодается с самим Думом, а где-то даже переплюнет. Сила воли твёрже, чем этот ваш хвалёный адамантий. Некоторое время назад вкачался ещё и в магию (при том, что всю жизнь был убеждённым скептиком и «человеком науки»), правда, специфическую. При этом крутой козёл (но с золотым сердцем… где-то очень глубоко) в заметно проржавевшем вибраниумном костюме с явными признаками паранойи (вплоть до подробных детальных планов «как победить союзника, если придётся»), любитель хитровыдуманных схем и сложных планов, в которых часто использует людей подобно фигурам в шахматной партии. Ничего из вышеперечисленного не отрицает, «от чего и страдает» ©. В общем, фигура сложная, специфическая, очень часто играющая в свою игру, но обязательно с сохранением незыблемых стандартов. В фильме же довольно невнятный принц, внезапно ставший королём, не имеющий толком никакой чёткой жизненной позиции. Он не гений, не тактик, не стратег, не политик, и даже ритуальный бой, к которому должен был готовиться всю жизнь, сливает вчерашнему спецназовцу. В результате, сольник про героя получился фильмом про бедного злодея и толпу окружающих героя бой-баб. Право слово, в «Противостоянии» за минут 15 экранного времени персонажа раскрыли лучше.
    • В основной комикс-вселенной, Земле-616, Т’Чалла один из трёх землян, после Старка и Роджерса, владевших Перчаткой Бесконечности. Выжил при помощи неё против находившегося тогда в статусе Истинного Бога Дума. Подсвечивает другой крутой король — правитель атлантов Нэмор — говоря, что в отличие от него самого, Пантере доверить Перчатку можно.
  • У тебя нет преимущества — Кло взял в заложники любовницу Киллмонгера, так как был уверен в то, что тот не станет стрелять через неё. Киллмонгер её действительно любил, но желание стать королём Ваканды всё же перевесило…

Сиквел[править]

Примечания[править]

  1. В реальной истории у африканских королевств был и огнестрел, и тяжёлая конница — не зря европейцы особо не совались вглубь континента вплоть до изобретения пулемётов и винтовок. Но создатели комиксов знатоками истории не были.