Фараоны и пирамиды

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Ancient Egypt. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Хуманизация от Bill Presing
Пирамиды в Гизе

Они называли свою страну Та-Кемет — «Черная земля». Они верили, что смерть — не конец жизни, а только начало. Другой. Загробной. Они считали своих царей сыновьями богов. Их бог письма — Тот, по поверьям, был высоким голубоглазым блондином, как и его сестра Сешат. Они строили своей знати роскошные гробницы, а челядь просто закапывали в песок. Они записали самый первый рецепт в мире. Рецепт пива.

Они — жители Древнего Египта.

Внимание! Если пример не про Древний Египет как таковой (реалистичный или клюквенный), а про какой-то другой мир, заведомо не Землю, где какая-то раса (культура, государство, магия) наделена «древнеегипетской» эстетикой — такие примеры просьба не помещать в данную статью, а относить к соседнему тропу. К ним же — и все те примеры, когда персонаж, хоть и является землянином, но не проживает (и не проживал) в Древнем Египте, а всего лишь косплеит «древнего египтянина».

  • Но если земляне (вариант: не-земляне) живут в наши дни, однако каким-то образом контактируют с реликтами нашего земного Древнего Египта — вот это как раз сабж.
  • См. также Египетская мифология

Развесистый папирус[править]

Храм Солеб, выстроенный в XIV в. до н. э. по приказу Аменхотепа III, ныне находится в Судане.
  • Местный царь — фараон. Властный, жестокий, амбициозный правитель-максималист. У него обязательно зашкаливающее самомнение или вообще комплекс бога. А ещё он носит фараонскую шапку с синими и желтыми полосками.
    • Та самая фараонская шапка вовсе называется не шапка, а наголовный платок, который назывался немес, и его мог носить каждый — прикрываясь им от немилосердно жарящего в тех краях солнца. Правда, немес простолюдина был из белой ткани, а царь носил немес как раз в синюю с золотом полоску, удерживаемый на голове не верёвочкой, а золотым венцом-уреем. Дальним потомком немеса является арабская куфия-арафатка и еврейский талит, используемый, правда, лишь во время молитвы.
    • А вообще у фараонов было дофига и больше корон: дешрет — красная корона повелителя Нижнего (северного) Египта, хеджет — белая корона царя Верхнего (южного Египта и северного Судана) Египта, пшенти — хеджет и дешрет вместе, символизирует власть фараона над всем Египтом, собственно — немес, часто встречающийся наравне с пшенти корона, сешед — венец, хепреш — синяя «боевая» корона, символизирует мощь и силу фараона.
    • Кроме самого Египта, фараоны были и в Нубии, называвшейся «страной чёрных фараонов».
    • Фараону приписывалось божественное происхождение, но он не воротил что хотел, по крайней мере формально. Ему полагалось поддерживать космический порядок — маат. Если же действующий фараон не справлялся, наказанием служила смена династии через рождение профпригодного полубога в какой-то другой семье.[1]
  • Поскольку у фараонов было зашкаливающее самомнение, даже хоронили их с понтами до небес, и для этого строили гигантские гробницы — пирамиды.
    • Многим людям кажется невероятным, что их построили египтяне, хотя подобных примеров по всей планете достаточно много. Но так уж заведено, что инопланетяне полюбили именно Нильскую здравницу, и в благодарность принесли местным дикарям цивилизацию. Либо самих древних египтян считают выходцами с другой землеподобной планеты.
    • Почему египтяне начали строить пирамиды? Одни учёные считают, что пирамиды — это эволюционировавшие мастабы — квадратные надстройки над гробницами знати времён Древнего царства. По этой версии Имхотепу в голову пришла идея надстроить над изначальной мастабой ещё несколько. Другие учёные (в частности, Олег Берлев и Роман Орехов) считают, что они строились, чтобы умилостивить Сириус, считавшийся тогда нехорошей звездой и, таким образом, предотвратить засухи и лихолетья. А почему египтяне перестали строить пирамиды ясно и так: строительство пирамид обходилось фараонам очень дорого.
    • А ещё пирамиды, но поменьше, строили в соседней с Египтом Нубии, назвавшейся страной Чёрных Фараонов. Иногда Нубия входила в Египет (и тогда Нубией правил египетский наместник), а иногда наоборот — Египет входил в Нубию (правящей династией Египта становились нубийцы).
  • В пирамидах хоронили не просто трупы, а мумии — тела фараонов, жрецов и знати, очищенные от всех внутренностей, пропитанные бальзамирующими составами и обернутые в бинты. Мумия без всего перечисленного — просто чьи-то вонючие останки.
    • На самом деле это не бинты. Как недавно, приглядевшись, обнаружили археологи, то что считают тканью, оказалось папирусом с текстами, то есть книгами. А ведь в XIX веке эти бинты порой выбрасывали как грязные тряпки. Среди благородных белых господ считалось очень крутым на специально устроенном вечере с приглашёнными гостями разбинтовать привезённую из далёкого Египта мумию. Мумию полагалось оборачивать в текст «Книги мёртвых», но немалое число мумий обернуто в другие подвернувшиеся под руку мумификаторам тексты. Среди поздних мумий оказались даже обёрнутые в тексты на древнегреческом и латыни.
    • Органы из покойника тоже вынимали не все, оставляя внутри сердце.
    • Мумии дают много новых данных о древних египтянах: например, о их облике, об их болезнях и особенно о том, что они ели перед смертью. Кроме того лицо мумии обычно закрывали погребальной маской с чертами лица покойного, а в эллинистическую и римскую эпоху вместо масок стали использоваться реалистичные портреты, написанные темперой на доске.
    • Мумификация сопровождалась мозголомными ритуалами в таком количестве, что, ну… Скажем, если какая-нибудь мумия взаправду выползет из уютной музейной витрины и начнёт пожирать души туристов, это будет даже в некоторой степени ожидаемо.
      • Впрочем, подобные извращения операции проводились лишь над телами знати. Египтян-бедняков хоронили в простых могилах без саркофагов, но также со всем необходимым в загробном мире. Ввиду сухого климата зачастую тела почивших простолюдинов превращались в естественные мумии — подобная практика была известна ещё в додинастическом Египте, но с изобретением искусственной мумификации такие захоронения вышли из употребления у знати.
    • в AD&D мумия отличается от прочей нежити тем, что сохраняя личность, тем не менее, не может эволюционировать, лишь только развивать потенциал погребенного человека, для поддержания существования мумии нужны ритуалы возрождения, а сама мумия бессмертна пока целы сосуды и предметы, в которых заточена её жизненная сила. В прямом смысле: можете хоть удолбиться, а уничтожить мумию вам не удастся, тем более что у неё имеется несколько сверхъестественных способностей, которые очень осложняют борьбу с мумией. С другой стороны, не все мумии представляют угрозу. Самое страшное в мумии то, что в отличие от другой нежити она питается позитивной энергией, и таким образом обычные методы борьбы с нежитью против неё не работают. Мумия — очень могущественный противник.
  • И тогда же создали статую Сфинкса.
  • Нил — Великая река! Обеспечивает такую плодородность, что во времена Римской Империи именно Египет был главной житницей.
    • Специфические корабли: вверх по Нилу — с парусом, вниз по Нилу — с течением. Разумеется, сплетённые из папируса.
  • Фараоны женились на своих сёстрах и оттого выродились.
    • Всё не так страшно. Во-первых, при вырождении правящей династии её просто сменяла другая, и всё начиналось по новой — ср. с полуторастолетним периодом кризиса и гражданских войн в Парфии. Во-вторых, на троне часто оказывались дети наложниц — например, последняя царица Клеопатра и её отец Птолемей.
  • Рабы. Куда ж без них в древнем государстве? Рабы исполняют все прихоти и причуды сына Нила, боятся его гнева, строят гигантские дворцы, храмы и гробницы и на этих работах пачками дохнут.
    • 1166 год до н. э. Строительство очередной гробницы в Долине Царей. Рабочим регулярно задерживают зарплату, они устали от произвола надзирателей. К чему это приводит? Правильно, к забастовке! Забастовки, кстати, проходили ещё и после этой и, мало того, были разрешены древнеегипетским законодательством. А ещё там был 9-часовой рабочий день (сравните со всеми капстранами, где это появилось лишь в конце XIX в.).
  • Песок, ПЕСОК, ПЕСОК, МНОГО ПЕСКА!!!!
    • Да, и тогда, и сейчас, большую часть территории Египта покрывают пустыни с красивым желтым песочком. Арабам из ОАЭ почему-то не понравился свой бежевый (тоже красивый) песок, и для своих пляжей они завезли песок именно из Египта.
  • У древних египтян были боги: Осирис, Изида, Гор (с головой сокола) и Баст (с головой кошки). Египтяне вообще очень почитали кошек и ценили их чуть ли не выше, чем людей. Богом Нила был крокодилоголовый Себек. Все эти боги были хорошими. А ещё был бог пустыни Сет — он был плохим. А ещё был бог-трикстер по имени Бес, являвшийся карликом, правда, в отличие от Тириона, с бородой и рожками.
    • Именно кошка дала возможность создать древнеегипетскую цивилизацию, дав возможность хранить зерно, не опасаясь что всё съедят мыши.
    • Ещё они почитали навозного жука скарабея и крест с петелькой под названием анкх.
    • Жрецы Себека мумифицировали храмовых крокодилов, а жрецы Бастет мумифицировали котов.
    • Во время греко-македонского, а затем и римского владычества появились смешанные боги. Вроде культа Сераписа, выглядящего как олимпийский греческий бог, но по сути смахивающего на Осириса.
  • Согласно Библии, родные братья продали Иосифа в Египет. Благодаря красоте попал в тюрьму из-за харассмента своей хозяйки — но затем благодаря уму и сообразительности сделал карьеру от зэка до советника фараона! Потом родичи Иосифа, кочевники из рода Иакова, вследствие голода покинули Ханаан, переселились в Египет и даже породнился с местной аристократией. Впоследствии еврейское население в Египте значительно выросло в числе и стало притесняться египтянами. Моисей просил фараона отпустить его народ из рабства. Тот не соглашался. И тогда добрый Б-г наслал 10 казней египетских. После 10-й — гибели всех первенцев — фараон согласился. А потом Красное море расступилось, и евреи перешли его аки посуху. Посланная за ними погоня потонула.
    • В истории Египта, написанной египтянином Манефоном по приказу Птолемея (полководца Александра Македонского, получившего после смерти Александра власть в Египте) и содержащей неприкрытую юдофобию, Исход описан иначе — евреев из Египта выгнали.
    • В реальной истории Египта в XVIII—XVI веках до н. э. был период завоевания его северной части кочевниками гиксосами (большая их часть были семиты-амореи, они же сутии), примерно через 150 лет их изгнали из Египта. Частично они бежали в Ханаан, частично были истреблены, небольшая их часть перешла на службу фараонам. Иосиф Флавий, а за ним и некоторые другие историки считали гиксосов предками евреев.
    • Есть версия, что как раз, когда евреи подошли к Красному морю, случилось цунами. Как это бывает, вода сперва отступила (что и позволило евреям перейти по обнажившемуся дну), а затем пришла волна — и, если погоня была, то она была утоплена этой волной.
  • Другой библейский Иосиф, муж девы Марии, бежал в Египет из Иудеи с женой и грудным Иисусом. Возможно, это просто вписано в биографию, чтобы сделать её больше похожей на биографию Моисея.
  • Египтяне рисовали людей в профиль и писали иероглифами. Их письменность частично расшифровал француз Шампольон с помощью трехъязычной (точнее, двухязычной — два варианта записи древнеегипетского и древнегреческий-койне) надписи на Розеттской стеле.
    • Если точнее, то рисовали голову в профиль, торс в анфас и ноги снова в профиль. Очень неудобная поза, но простим древним художникам их причуды.
    • Из того, что письменность была утеряна, делался ошибочный вывод о том, что и древнеегипетский язык был позабыт и бесследно исчез. На самом деле от самого позднего его варианта происходит коптский язык, на котором говорили коренные египтяне до XII в., пока он не был окончательно вытеснен арабским. Впрочем, не совсем — на нём проводит церковные службы Коптская православная церковь. Египетские иероглифы окончательно перестали употребляться лишь в V веке н. э., так как на основе их самого позднего варианта было создано упрощенное демотическое письмо, и оно активно использовалось античными египтянами для записи коптского языка. Правда, они уже настолько сильно отличались, что Шампольон даже не сумел распознать общее происхождение демотики и иероглифов.
    • w:Фаюмские портреты — оазисе эль Фаюм были найдены мумии на гробах которых очень нарисованы реалистичные портреты древних египтян, а именно египетской знати ко времени создания портретов изрядно перемешавшейся с римлянами, греками и македонцами.
  • Египетские фараоны очень-очень богаты, и поэтому свои сокровища они хранят в сокровищнице, а после смерти какие-нибудь археологи их отыскивают и отдают в местный музей.
    • На самом же деле всё сложнее — бо́льшую часть истории Древнего Египта внутри страны просто отсутствовали товарно-денежные отношения, и золото само по себе внутри Египта имело небольшую ценность по сравнению с соседями. Фараоны, верхушка жречества и знать гораздо выше ценило рабов и рабынь экзотического облика (самое раннее достоверное изображение блондинки в живописи принадлежит египтянам), редких зверей, поделки из дерева (Египет им вовсе не богат) и самое главное — вино! Поэтому в гробницах чаще было что-то из перечисленного — но оно никакой ценности для позднейших грабителей не имело.
    • В любой уважающей себя гробнице была надпись, насылающая проклятия на дерзнувших её разграбить и последующие муки в загробном мире. Например, в гробнице Тутанхамона она была такой:
« Смерть прилетит на быстрых крылах к любому, кто дерзнет коснуться гробницы фараона. »
После открытия гробницы Тутанхамона умерло множество участников экспедиции, в то числе и организатор, лорд Джордж Герберт, граф Карнарвон. Нет, тут нет никакого проклятия фараонов, просто случайные роковые совпадения (вроде пожилого возраста всех умерших участников). Впрочем, древнеегипетским грабителям гробниц (по-современному чёрным копателям) было до лампочки эти ваши проклятия.
  • Странное на взгляд европейца оружие. Например, серповидный короткий меч «хопеш» (он же кхопеш, кхепеш и еще сотни вариаций, про него есть тут), или очень сильно кривая (чуть ли не полукруглая) сабля «шотел».
    • Очень много колесниц, больше, чем в любой другой использовавшей их армии. До мощных рыцарских коней и удобных сёдел со стременами было не далеко, а очень далеко, зато колесо уже изобрели и ландшафт позволял развернуться. Поэтому знатные египтяне ездили в бой на небольших двухколёсных тележках, стреляя из лука или кидаясь копьями (но никак не пафосно тараня толпы пехоты).
    • Лук, в свою очередь, был главной вундервафлей того времени, практически символом армии в целом. Луки вырезали на постаментах статуй и рисовали на подставках для ног при троне чтобы фараон таким образом сапогами сандалиями попирал вражьи полчища. А вот метательные копья не особо любили, так как по причине отсутствия мощной брони их практически единственное преимущество перед стрелами — в бронебойности — не играло никакой роли.
  • По времени царица Клеопатра жила ближе к основанию энциклопедии Posmotre.li, чем к основанию пирамиды Хеопса. Это вам для осознания масштаба цивилизации.

А теперь серьёзно[править]

Египетский кондиционер — маклаф
Египетский кондиционер — маклаф

Египетская цивилизация относится к одной из шести древнейших цивилизаций. На её примере можно проследить эволюцию человечества — ибо ещё в эпоху каменного века люди додумались до возведения укреплений из камня, создав таким образом непреодолимое препятствие для внешних угроз. Эта цивилизация одной из первых показала главную силу Человечества — способность к скоординированным действиям огромного социума. Несмотря на убогость и несовершенство построек тех времен (киньте камень в того, кто вопиет о совершенстве древних построек — между камнями пролезал не только лист бумаги, но и голова человека, только горизонтальные щели закрыты многовековой диффузией), они представляли собой триумф Человека над Природой. Одна из первых письменностей, одна из первых культур, совершенно не боявшейся смерти[2] — она определенно достойна всех тех попыток закосить под неё, что предпринимались позже. Это уже не говоря о высочайших для своего времени научно-технических достижениях — бронза, основы экстракции и хирургии, первые алкогольные напитки, ирригация полей, судостроение и навигация. Египтяне приручили ветер и использовали огромное количество вертикальных ветряков, создали ветряной насос и водопровод, и даже изобрели кондиционер использующий ветер, токарный станок с суппортом, (сохранились точеные медные фляжки и элементы колонн), научились получать крахмал (тот самый «хлеб насущный»), использовать его для очистки льняных тканей — и есть даже подозрения, что владели гальванопластикой для изготовления дешевых драгоценностей.

С псевдонаучной точки зрения, египетской цивилизации положила конец война богов, ознаменовавшаяся похолоданием, извержениями вулканов и глобальной катастрофой. С научной точки зрения, могущество египетской цивилизации подорвал общий застой и появление в Анатолии металлургии железа, в одночасье сделавшей металлическое оружие дешевым и массовым, а орды варваров на кораблях — многотысячными. Нашествия этих варваров ака «народов моря», которые много позже превратились в эллинскую цивилизацию и Финикию, Египет пережил с трудом, а от его современников — Хеттского, Микенского царства и прочих средиземноморских держав — остались одни руины. Впоследствии ослабленный Египет был завоеван персами. Позже, в IV в. до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским, а в I до н. э. — Октавианом Августом, наследие старой культуры сохранилось. Даже сейчас в культуре современных арабов-египтян проскальзывают элементы той, древнеегипетской, начиная от колодцев-шадуфов/журавлей, аналогичным древнеегипетским, и заканчивая танцами во время зикра египетских суфиев, которые как считают, сохранили следы древнеегипетских ритуальных танцев.

Здесь будет как нельзя кстати рассказать о знаменитой Александрийской библиотеке, существовавшей в III в. до н. э. — IV в. н. э. Это была одна из крупнейших библиотек древности, состоявшая из двух собраний было два: главное в царском дворце в квартале Брухейон и вспомогательное в храме Сераписа (там хранились общедоступные фонды и учебная литература). Была

  • Сперва бóльшая часть главного собрания сгорела, когда по наущению Клеопатры в 48—47 гг. до н. э. Цезарь вмешался в войну с её братом/мужем Птолемеем XIII Дионисом. Плутарх утверждал, что Цезарь велел поджечь корабли в городском порту.
  • Окончательно, судя по всему, оно было уничтожено в 273 г., когда император Аврелиан подавлял мятеж царицы Пальмиры Зенобии.
  • Император Диоклетиан в 298 г. захватил Александрию, подавляя восстание Домиция Домициана, отдал дома и храмы на разграбление, скорее всего, неблагоприятно сказалось на сохранности музея и библиотеки.
  • В 391 г. православный патриарх Феофил Александрийский боролся за власть в городе с языческими общинами, и в ходе одной из стычек его сторонники взяли штурмом храм Сераписа — а заодно пострадала и библиотека.
  • Но, несмотря на эти героические усилия, полностью уничтожить её так и не удалось. Судя по всему, это дело завершили в VII в. арабские завоеватели. По преданию, халиф Умар ибн аль-Хаттаб дал повеление сжечь библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том, и в другом случае их надо сжечь». Правда, не доказано, что халиф это сказал. Учитывая же, что до монгольского нашествия/крестовых походов в халифате был расцвет наук, а книги переводили с других языков на арабский, то вся эта легенда смахивает на ложь. Скорее всего, книги были перевезены как трофеи в Дом мудрости в Багдаде (дом сгорел во время штурма города монголами).
  • Последним, кто читал древнеегипетские рукописи в подлиннике, был каирский судья, философ и анархист Абу ибн Хальдун, уже во времена Тамерлана.
  • А в 2011 г. в ходе революции жители Александрии, чтобы уберечь от мародёров Александрийскую библиотеку, окружили её живой цепью.

Известные личности[править]

  • Царь Скорпион — правитель части территории Верхнего Египта в додинастический период, то есть до объединения страны. Всё, что мы про него знаем, — где и когда похоронен. Всё остальное сочинил Голливуд (просто им очень понравилось его необычное имя).
    • Сейчас уже известен чуть ли не десяток его предшественников и современников (условно 00-династия). Как правило, они обозначаются протоиероглифами, обозначающими названия животных (Рыба, Слон, Бык, Аист). Такие же имена носили и преемники Скорпиона I — условно 0-династия (Сокол, Скорпион II), а их преемники — имена с тематикой сокола («Свирепый Сокол», «Друг Сокола») Тут напрашивается связь со многими антропоморфными богами Египта и особенно с Гором, чьё имя и значит «Сокол»!
  • Нармер. Традиционно он считался объединителем Египта и первым его фараоном. По современным данным, он с большой долей вероятности принадлежит к числу потомков царя Скорпиона.
  • Имхотеп. Верховный жрец Ра, архитектор пирамиды Джосера, то есть первопроходец пирамидостроения. Врач, почитался как бог — подобно Эскулапу-Асклепию, а в XX веке стал кинозвездой.
    • Именно при Джосере появился 365-дневный календарь, из-за того, что промежуток времени между двумя гелиакическими восходами Сириуса (вспоминаем гипотезу о умилостивлении Сириуса) составляет 365 дней.
    • Кстати, пирамида Джосера, в отличие от более поздних, не гладкая, а ступенчатая, как шумерские или мезоамериканские зиккураты. Облицовывать их, чтобы получилась правильная, кхм, пирамида, придумали позднее.
  • Хуфу, Хафра и Менкаура, они же Хеопс, Хефрен и Микерин. Фараоны, по приказу которых были построены величайшие и известнейшие из пирамид. Несведущему человеку может показаться, что Хуфу, Хафра и Менкаура — братья, но на самом деле они — по одной версии, отец и сыновья, а по другой — отец, его брат и его сын соответственно. Кроме них, были Бака и Джедефра, пирамиды которых во времена Византии растащили по кирпичикам. Кстати, пирамида Хуфу, возможно, до сих пор не разграблена.
    • Пирамида Хеопса самая высокая, если считать от основания, но пирамида Хефрена стоит на естественном возвышении, так что её вершина выше от уровня моря. Из-за этого их часто путают. А ещё при Хефрене, видимо, был построен Большой Сфинкс.
  • Нитокрис. Женщина с интересной сторией: злокозненные жрецы расправились с ее братом-фараоном, после чего имели глупость посадить на царство обожавшую его сестренку. По случаю коронации Нитокрис закатила банкет в подземном зале, куда в нужный момент пустила воды Нила и заперла двери. Все жрецы (с рабами до кучи) потонули, а сама Нитокрис, спасаясь от народного гнева, заперлась в горящей комнате и там угорела. Было все это на самом деле или просто красивая легенда — неизвестно, но 16-летний Теннеси Уильямс посвятил этой милой царице свой дебютный рассказ «Возмездие Нитокрис».
  • Аменемхет III, превосходная статуя которого есть в Эрмитаже — превратил болота Файюмского оазиса в огромное водохранилище, соединённое каналом с Нилом, вода из которого, спускавшаяся через систему шлюзов, использовалась для орошения окрестных земель в засушливые годы. При нём же был построен Лабиринт — огромный и запутанный дворцово-храмовый комплекс, в который входила и его пирамида. Геродот и Страбон, заставшие Лабиринт уже почти заброшенным, описывали его как сооружение, перед которым меркнут пирамиды. Считается, что от него не осталось почти ничего: археологи, искавшие остатки Лабиринта в XIX веке, нашли только фрагменты пола. Однако не исключено, что в действительности найденные тогда плиты образовывали не пол, а крышу, и настоящий Лабиринт по-прежнему в земле.
  • Джехутимесу, они же Тутмосы, египетские фараоны из 18-ой династии. У Тутмоса III Рамсес II брал пример[3]. А другой Тутмос позже создал известный бюст Нефертити.
  • Хатшепсут — женщина-фараон. Проправила с тремя Тутмосами, отцом, старшим братом и пасынком. Последний безуспешно пытался стереть абсолютно все упоминания о Хатшепсут, мол, не было никакой Хатшепсут, просто мужик с женскими сиськами. Есть версия, что сама помогла таким слухам, частенько подписываясь мужским именем и нося накладную бороду, но только в начале правления. А вообще считается весьма крутой правительницей, умевшей и жёстко править и созидать. Имела проблемы с кожей, которые лечила страшно вредной мазью, в результате заполучила рак.
  • Сенмут, архитектор храма Хатшепсут. По одной из версий, был страстно влюблён в царицу, что и привело к гибели — будучи ещё и художником, нарисовал на стене своего дома картину со своей любимой и собой-любимым, держащимися за руку (что за такое могли сделать во времена, когда даже высшие сановники считали милостью дозволение поцеловать песок, по которому прошёл фараон, лучше не представлять).
  • Эхн-Атон (Эхнатон) создал первый в мире монотеизм с богом солнца — Атоном. Ряд текстов Ветхого Завета один в один повторяют гимны Богу Атону. Алсо он — муж Нефертити и отец Тутанхамона.
    • После смерти Эхнатон был официально вычеркнут из истории вместе со своим Богом (вернее, его пытались вычеркнуть, но до конца не вышло). Потому об этом фараоне и его версии монотеизма мы узнали от археологов.
    • Как и о том, что Эхнатон почитал не одного бога, а своего отца, себя и свою жену, да и о Ра со всякими священными быками не забывал.
  • Нефер-Нефру-Атон-Нефертити, она же Нефертити, жена Эхнатона и просто красавица. Больше всего известна по многочисленным сувенирам с древнеегипетской красавицей.
    • Есть мнение, что, кхм, балда на её известном бюсте не головной убор, а очень сложная причёска.
    • Небезосновательное, достаточно вспомнить весьма своеобразную форму головы их общих дочерей с Эхн-Атоном. Ранее считалось, что это всего лишь графическая условность (несмотря на сотни изображений в камне и барельефах). Их мумии подтвердили стопроцентную правоту скульпторов и резчиков по камню. Наиболее известен бюст их старшей дочери по имени Меритатон под именем «Амарнская принцесса».
  • Тут-анх-Амон хека-Иуну-шемай, он же юный фараон Тутанхамон. Самый известный — благодаря своей чудом сохранившейся гробнице. Мародеры побывали в ней только один раз, да и то, ничего не унесли. Для археологов он ещё и интересен тем, что его склеп располагался в нестандартном для подобных зданий месте.
    • Есть теория что он готовил для себя большую и роскошную гробницу (занимало это немало времени, так что как правило фараоны готовили себе гробницы ещё в юном возрасте), однако после его смерти гробницу забрал себе его визирь и наследник, хитроумный старик (60 с лишним лет!) Эйе, он-же возможный отец прекрасной Нефертити. Молодого покойника запихнули в первую попавшуюся (или наскоро сделанную). Впрочем, Эйе это не помогло, он очень скоро умер и вожделенную гробницу забрал себе его соперник при дворе и наследник, генерал Хоренхеб.
    • Зачастую в произведениях где фигурирует Тутанхамон его изображают по-разному, но всегда выделяют яркую, симпатичную внешность. Забавно это потому, что Тутанхамон умер молодым и, судя по отсутствию каких-либо подробностей его правления, хорошими задатками руководителя он не обладал. Что же касается внешности, то недавние реконструкции внешнего вида данного фараона говорят об обратном, а именно о многочисленных физических уродствах, вызванных кровосмешением.
    • Тутанхамон в своё короткое правление вернул страну к генотеизму (египетская форма верования в то, что множество богов есть части великого непознаваемого единого бога), построил очень много памятников, и вообще правил не так уж и плохо, а большинство реконструкций указывают, что он был довольно симпатичным.
  • Ра-меси-су-мери-Амон нетер-хека-Иуну, он же Рамсес II, фараон-завоеватель. При его правлении Кемт стал чуть ли не Египетской империей. Потерпел поражение в битве с хеттами при городке Кадеше (впрочем, сами хетты также не победили). Рамсес прожил очень долгую жизнь — около 90 лет, в отличие от юнца Тутанхамона, чьё ба (душа) было увезено загробный мир в 19 лет, да ещё и ростом был под два метра, так что не удивительно, что в нём подданные видели буквально бога на Земле.
    • Кроме того, у Рамсеса в старости сохранились мягкие, рыжие волосы. Причём даже после смерти и многочисленных реставраций мумия великого правителя по-прежнему сохранила волосяной покров головы!
    • Битва при Кадеше была, видимо, самым эпическим сражением бронзового века, является самым древним сражением о ходе которого известно из источников обеих сторон, а перемирие, заключённое после него является самым древним из известных мирных договоров. Ну и да, обе стороны в этих источниках приписали победу себе.
  • Птолемей Сотер — полководец Александра Македонского, ставший фараоном основав свою династию, предок Клеопатры. Название его династии стало первым словом, расшифрованным на Розеттском камне.
  • Манетон из Себеннита, написавший «Историю Египта» для Лагида, рассказал совсем другую историю про Исход из Египта (в наши дни его обвинили бы в юдофобии). Ни Атон, ни Эхнатон в его рассказе никак не упоминаются, а Моисея обозвали «служителем Осириса».
  • Клеопатра VII Филопатор (полный эпитет: Теа Неотера Филопатор Филопатрис), она же Клеопатра, она же Клёпа, она же Клео, красивая и жестокая. Если европейцу или американцу говорят: «Каких древнеегипетских цариц вы знаете?», то у него будут ассоциации именно с Клёпой. Последняя древнеегипетская царица, официальная жена своего родного брата Птолемея (с которым они друг друга пытались убить); её мать и отец были родными братом и сестрой, как и бабушка с дедушкой, прабабушка с прадедушкой и так далее — и всех их звали Клеопатра и Птолемей. Её сестёр тоже звали Клеопатра (чтобы не путать, имели второе имя, например, Клеопатра Селена)[4]. Клео всячески чудила — предлагала мужчинам переспать с ней, а потом пойти на казнь, пила вино с уксусом, в котором растворена жемчужина (как выпить самый дорогой в мире напиток?), вскрывала животы беременным рабыням, чтобы узнать, как развивается плод, а чтобы не попасть в плен, дала себя укусить ядовитой змее. А может, это и наговоры.
    • Но точно, что у неё были романы с Юлием Цезарем, а позже — с Антонием. Однако, когда Август пошёл войной на Египет, Марк Антоний бросил её, и Клеопатра покончила с собой. Проиграла всё по причине несовместимой с жизнью трусости — её флот имел хорошие шансы на победу, но после её бегства во время морской битвы и флот, и римские легионы, служившие её любовнику Антонию — перешли на сторону Августа.
      • Существует, однако же, и «теория прорыва», согласно которой флот Антония и Клеопатры с самого начала не имел шансов на победу, и прорыв египетской эскадры (а отнюдь не одного корабля, как показано в одноимённом фильме 1963 года) несущей на борту основные ценности, был заранее подготовленным маневром.
    • Сына Клеопатры по традиции звали Птолемей, со вторым именем Цезарион, потому что сын Цезаря. Дочь Клеопатры по имени Клеопатра — жена фараона Нубии (страны чёрных фараонов — ныне Судан), а внучка по имени тоже Клеопатра — царица Киликии.
    • Важно понимать, что при всём синкретизме птолемеевского Египта, его столичная элита была в первую очередь греками и людьми греческой культуры — даже среди простых жителей Александрии египтяне были в сильном меньшинстве, и город имел в основном античный вид. Изображение Клеопатры и её двора в качестве классических египтян в соответствующем антураже, неизменно встречающееся в кино, искусстве и пр. ненамного достовернее, чем изображение американского президента как индейского вождя.
    • Насчет красоты — это на очень большого любителя. Как писал Плутарх, «…красота этой женщины была не тою, что зовётся несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение её отличалось неотразимою прелестью, и потому её облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу».
    • Насчёт очарования — более чем вероятно. Клеопатра была блистательно образованной женщиной — помимо знаний в экономике, администрации, литературе и философии, знала семь языков.
      • При этом, в отличие от своего брата, она знала язык, на котором говорили её подданные. Так-то. Да-да, для неё он был иностранным.
    • Насчет жемчужины — 100 % наговоры: чтобы растворить ее в уксусе, понадобится не меньше года! Ну, у Томана в «После нас хоть потоп» Калигула жемчужину вообще в вине растворяет…
  • В IV—V вв. в названной в честь оного Македонского Александрии работала Гипатия — женщина-учёный. Зверски убита христианскими фанатиками (не за то, что учёная, а за то, что якобы склоняла правителя на сторону язычников).
    • Учёная из неё, в общем-то, тоже была не аллё, вернее было бы назвать преподавательницей. Все сохранившиеся труды Гипатии — комментарии к чужим работам, картину мира она никак не перевернула, и если бы не погубивший её некрасивый инцидент, не вошла бы в историю вообще.

Примеры[править]

Кот прислуживает мыши. Рисунок на древнеегипетском черепке.

Древнеегипетская литература[править]

  • Главным её светским жанром, вероятно, считалась характерная для всего древнего Ближнего Востока «литература мудрости» — дидактические и околофилософские тексты («Поучения Птаххотепа», «Поучение Ахтоя», «Поучение верноподданного», «Прославление писцов», «Беседа разочарованного со своим Ба», «Песнь Арфиста» и пр.). Одни в основном прямо наставляли быть хорошими учениками и служащими, вторые касались более общих тем — жизни и смерти, космического порядка и хаоса. Писались наставления и фараонами, для наследников («Поучения отца Мерикаре», «Поучения Аменемхета»). А ещё сюда относят пророчества, выполнявшие не столько религиозные, сколько публицистическо-пропагандистские функции. Большинство этих текстов приписывалось конкретным авторам, так что нет, Гомер — не первый известный (и почитавшийся в своей культуре) писатель.
  • Существовала и светская повествовательная литература:
    • «История о потерпевшем кораблекрушение» — то ли первая робинзонада, то ли история о путешествии в загробный мир.
    • «Сказка об обречённом царевиче» — о принце, пытавшемся избежать предсказанной смерти.
    • «Повесть о двух братьях» — о земледельце, подвергнутом ложному обвинению женой своего брата, ушедшем в изгнание, и претерпевшим четыре смерти и четыре перерождения.
    • «Странствия Синухета» — о приближённом царевича, в страхе перед переворотом бежавшем в Левант.
    • «Красноречивый поселянин» — о крестьянине, ограбленном слугой сановника и искавшем справедливости.
    • «Странствия Унуамона» — о чиновнике времён 3-его переходного периода, отправленном в Финикию для закупки кедра, пережившем различные злоключения и оказавшемся под конец на Кипре.
    • Папирус Весткар — сыновья Хеопса рассказывают ему истории о магии (в одной из них маг заставляет воды озера расступиться), затем один из них представляет ему настоящего мага. Продемонстрировав свои способности, тот сообщает, что на смену династии Хеопса скоро придут потомки ребёнка, родившегося в Гелиополе. Хеопс не рад. Первое известное повествование-антология с общим сюжетом, в котором можно усмотреть сходство с эпизодом расхождения вод в Исходе и началом Нового Завета.
    • Истории о царевиче Санти-Хемуасе, маге и археологе, искавшем Книгу Тота, и его сыне Са-Осирисе, спускавшимся в подземный мир.
  • Известна и лирическая поэзия, такая как «Песни сестры», «Начала радостных песен» и «Тоска по Мемфису» — видимо и представлявшая собой песенные тексты.
  • Религиозная литература включала гимны (чаще всего сейчас цитируются гимны Атону, Хапи и Исиде), славословия, посвящения стел, заклинания, мифологические повествовательные и описательные тексты. К ней относятся «Тексты пирамид», «Книга Небесной Коровы», «Амдуат», «Литания Ра» и многое другое, включая самый известный в поп-культуре древнеегипетский источник — «Книгу мёртвых», инструкцию о том, что делать после смерти. О стоящей за ней мифологии смотри соответствующую статью.

Прочая литература[править]

«

Вот, к примеру, время оно, ночью снятся фараону семь коров и семь коров – да, кошмарчик будь здоров! Семь коров удойных, тучных и для бугая нескучных, семь, мычащих в унисон – не кошмар, а клёвый сон! Семь коров ледащих, тощих, доставучих, будто тёщи, доятся, что твой комар – нет уж, всё-таки кошмар! Семь коров – рога да кожа, и клыки, представьте, тоже – огляделись (где пастух?) и сожрали семь толстух. Облизнулись, замычали, тут всё стало, как в начале: пирамида, Нил, верблюд и обед из сотни блюд.
Фараон сидит на койке, всё коров считает (сколько?) и моргает: чудеса! Сон не выдаст, Ра не спросит, приходи к нам, дядя Йося, наш Египет поспасать!

»
Олег Ладыженский
  • «Озимандия», стихотворение Перси Шелли. Одна из основных ассоциаций, связанных с Древним Египтом, для англичанина или американца. Современникам же напоминало о крахе другого амбициозного автократа и завоевателя, связанного с Египтом — Наполеона, которого республиканец Шелли видел тираном-узурпатором, наполеоновскими же археологами была найдена реальная статуя Рамзеса II, вдохновившая Шелли.
  • И весьма похожее стихотворение его друга Горацио Смита.
  • Александр Куприн, «Суламифь». Главная злодейка — ревнивая жена-египтянка царя Соломона. В повести также довольно жутенько изображён культ Исиды.
  • Болеслав Прус, «Фараон». Также существует его экранизация.
  • «Иосиф и его братья» Томаса Манна.
  • Агата Кристи, «Смерть приходит в конце». Исторический детектив, сеттинг — Фивы 2000 г. до н. э.
  • И. А. Ефремов:
    • «На краю Ойкумены» — там оказался в рабстве главный герой, грек Пандион.
    • «Таис Афинская» — а вот она приехала туда как свободная женщина… чтобы спастись от преследования на родине.
  • Е. Евтушенко, поэма «Братская ГЭС». Пирамида разговаривает с этой самой ГЭС!
  • Цикл «Хроники Кейнов» от дядюшки Рика (Риордана), с древними богами и современными магами. Главзлодей — змей Апоп со мелкими прислужниками-демонами и русским магом Меншиковым.
  • Сергей Лукьяненко и Юлий Буркин, «Сегодня, мама!». Главные герои попадают в Египет времен становления (где даже кошки ещё не стали священными) и вывозят оттуда свою будущую мать.
  • Французский египтолог, профессор Сорбонны Кристиан Жак написал несколько циклов исторических романов о Древнем Египте:
    • Пенталогия «Рамзес» посвящена биографии фараона-воина Рамзеса II. Среди персонажей есть греческий поэт Гомер, герои «Илиады» Менелай и Елена, а также Моисей. Во второй книге сюжетная линия Моисея не менее важна, чем линия Рамзеса. Дальше автор правки не читал.
    • Трилогия «Судья Египта» — детектив, действие которого происходит во времена того же Рамзеса II. С той разницей, что главные герои здесь — простые люди. Деревенский судья за честность и принципиальность получает перевод в столицу, где случайно начинает расследовать преступление против фараона. В трилогии масса деталей о повседневной жизни, занятиях, судопроизводстве Египта Нового Царства.
    • Дилогия «Месть богов» — детектив эпохи Саисского царства. Тут тоже много исторических деталей, а также необычный выбор места действия. Эпоха Саисской династии мало известна широкому читателю.
    • В книгах Генри Хагарда есть истории происходящие в древнем Египте: «Клеопатра», «Утренняя звезда», «Древний Аллан», «Владычица зари», «Валтасар».
  • Лавкрафтианские ужасы — Нъярлатхотеп же! Не только носит египтообразное имя, но и облик принимает соответствующий.

Театр[править]

  • «Аида», опера Джузеппе Верди, написанная для Каирского оперного театра, строительство которого было приурочено к открытию Суэцкого канала.
  • Б. Шоу, пьеса «Цезарь и Клеопатра».
  • Опера «Эхнатон» Филиппа Гласса.
  • Балет «Суламифь» по одноимённой повести А. И. Куприна (см. ниже).
  • Балет «Дочь фараона».

Кино[править]

  • «Египтянин», экранизация 1954 года романа Мики Валтари «Синухе, египтянин»[5] — историческая драма/пеплум о жизни, от детства до старости, человека, побывавшего лекарем, изгнанником и придворным во времена Эхнатона. Заслуженно считающаяся классикой Голливуда, хотя в находящаяся (в отличии от книги) изрядно не в ладах с историей. Костюмы и декорации, сделанные для него, использовались затем на съёмках Десяти заповедей.
  • «Десять заповедей». Пеплум 1956 г. по Исходу евреев из Египта. Как обычно, египтяне — колонизаторы-угнетатели, а евгеи таки хагошие малшшики. Причем фараона, которому достались десять казней, сыграл будущий предводитель «Великолепной семерки» Юл Бриннер — тогда еще довольно молодой, но уже лысый.
  • «Клеопатра» с Элизабет Тейлор — практически эталон производственного ада.
  • «Мумия». Почти все части: как и классика 1932 года, так и ремейки 1999 и 2017 годов. Но их Имхотеп, злой жрец, не имеет ничего общего с реальным верховным чиновником и архитектором и только путает невнимательных зрителей.
  • «Бельфегор — призрак Лувра» — французский ужастик начала двухтысячных, в котором древнеегипетский призрак ищет упокоения, терроризируя работников Лувра, где хранится его мумия, живущую поблизости героиню и её парня. Недостатки сюжета и спецэффектов отчасти компенсируются сценой обряда Отверзания уст.
  • Польский исторический фильм «Фараон», по упомянутому выше роману Пруса.
  • «Боги Египта» — провалившийся голливудский блокбастер на тему древнеегипетской мифологии. В сюжете действительно пытались использовать египетских богов, но в итоге фильм прославился дико не похожими на египтян актёрами, дешёвой графикой и очевиднейшим зелёным экраном.
  • «Исход. Цари и Боги» — пеплум Ридли Скотта на тему Исхода, снятый в духе его же «Гладиатора», но заметно слабее. Очень вольная экранизация Ветхого Завета, которая умудрилась обидеть чувства и верующих, и атеистов одновременно.
  • «Астерикс и Обеликс: Миссия „Клеопатра“» — пародия.
  • «Ночь в музее» — присутствует египетский зал, где обитает мумия фараона Акхмен-Ра. Как в итоге оказывается, фараон не злой, да и на мертвеца внешне не похож. Во второй части появляется его брат Камун-Ра, который злой (но на мертвеца тоже не похож).
  • «Агора». Действие происходит в Александрии, главная героиня — Гипатия.
    • 391 г. Гипатия читает лекции. Христиане во главе с патриархом Феофилом победили язычников, уничтожили храм Серапеум, храм божества Сераписа, и разграбили отделение Александрийской библиотеки.
    • 412 г. Феофила сменил его племянник Кирилл. Бывшие ученики Гипатии стали влиятельными людьми.
    • 414 г. Христиане во главе с патриархом Кириллом победили евреев, часть уничтожили, остальных изгнали.
    • 415 г. Кирилл требует, чтобы Гипатии запретили преподавать и заниматься науками. Она не смирилась, и христиане-радикалы решили побить её камнями. Побили труп, потому что влюблённый в неё Давус, освобождённый Гипатией раб, устроил ей эутаназию.
    • Не в ладах с богословием — субверсия. Гипатия была убита прямо в алтаре у престола (!) христианского храма. Вроде бы это грубое нарушение церковных правил. Но по «Церковной Истории» христианского историка Сократа Схоластика её похитили и убили именно в церкви. А что её убили монахи… Это в наше время монахи прокачаны в каноне. В поздней античности это были натурально дикари и отморозки.
    • Не в ладах с историей — нет прямых свидетельств того, что чтобы подстрекателем убийства был Кирилл, хотя некоторые историки и предполагают его виновность. Наоборот, он ему ужасался. как раз ужасался. А в 391 христиане убили не учёных, а жрецов, у которых хранились книги, оставшиеся после сожжения библиотеки (и то не факт, что именно из библиотеки).

Телесериалы[править]

  • «Рим» — Египет при Клеопатре, как отмечали некоторые зрители, показан гораздо более египетским, чем ему следовало бы быть на тот момент, налёт эллинизма едва заметен, но это было осознанное решение шоураннеров, да и не они в этом деле первые.
  • «Тут» — не в смысле «здесь», а в смысле минисериал о молодом Тутанхамоне с Беном Кингсли в роли коварного сановника Эйе.
  • «Остаться в живых» — на острове есть остатки разрушенной статуи. Во флешбеках последних сезонов статую показывают полностью — это Тауэрт, египетская богиня с женским телом (беременный живот, большая грудь) и головой бегемотихи. Странно только то, что в Египте Тауэрт была богиней «узкого профиля» — покровительствовала беременным и роженицам. Иногда ей молились во время родов. Зачем эта статуя на острове и как она связана с Джейкобом — непонятно.
    • В том же LOST появляется древнеегипетский крест (анкх). А на станции «Лебедь», если вовремя не нажать заветную кнопочку, отсчёт времени сменится египетскими иероглифами.

Мультфильмы[править]

  • «Ну, погоди!». Когда волк был в музее (12 выпуск), он случайно запутался в ковре, и местные кошки приняли его за фараона (если не за бога!).
  • В советском мультфильме «Главный Звёздный» главные герои во время своих «межвременных путешествий» попадают в Древний Египет, чтобы спросить у жреца бога Атона — он ли первый человек, давший названия созвездиям.
  • Советский мультфильм «Загадка Сфинкса» — о египетском фараоне, который эту загадку аж до самой старости разгадывал.
  • «Как казаки невест выручали»: одно из мест действия — клюквенный Древний Египет.
  • «Принц Египта» — мультфильм от Дримворкса, который скорее не про исход евреев из Египта, а про взаимодействие двух братьев — Моисея и Рамзеса.
  • «Царь сновидений» от Дримворкс
  • «Принцесса Солнца».
  • «Фитиль» № 144 — мультик «Люди и двери». Первая новелла о тяжелой судьбе древнеегипетского прораба.

Мультсериалы[править]

  • Мультсериал «Тутенштейн». Мультик повествует о приключениях мумии Тутанхамона в современном мире. Не без помощи девушки — юного египтолога Клео — и советника Луксора (кота Клео).
    • Тем временем Сет и его прихвостни всеми силами пытаются этому помешать. Но с волшебным посохом (который также можно использовать как мотыгу) Тутен всемогущ!
    • Также тут присутствуют такие персонажи древнеегипетской религии, как Хатор, Ра, Осирис, Анубис, Амт, Хор, домовой(и защитник детей) Бэс, и другие. Да, оказывается, и в современном мире существуют боги Древнего Египта.
  • Комикс и мультсериал «Приключения Папируса». Бог Сет здесь, как и в «Тутенштейне» — Мировое Зло. Правда, героям чаще всего приходится разбираться не с самим злым богом, а его жрецом Акером.
  • «Мумии возвращаются!» — современный американский школьник оказывается новой инкарнацией египетского фараона, чем привлекает внимание темного колдуна Скараба. Но для защиты парнишки восстают мумии четырех великих воинов. Внешне, впрочем, ожившие сушеные трупы выглядят как нормальные живые люди, только в постоянно носят бинты и древнеегиптеские наряды (а ещё у них серая кожа). А как они переходят в боевой режим! Всем любителям токусацу на радость!
  • Руины и музеи, оставшиеся от древнего Египта — одна из остановок на маршруте капитана Врунгеля. В книге Фукс пытается отколупать кусочек от саркофага фараона, но «фараон как стукнет!». Само собой, стукнул не египетский, а английский фараон, то есть полицейский (в описываемые времена Египет был британской колонией). В мультсериале же устроили побоище, пародирующее сцену из бондиановского фильма «Шпион, который меня любил».
  • «Няня-мумия». А фраза «Прошусадитесь» — это имя бога, открывающее врата между Древним Египтом и современным миром.
  • Разумеется, без Египта не обошлось в «Суперкниге» (равно, как и в других христианских мультфильмах и мультсериалах вроде «The Beginners' Bible», фрагменты которого использовались в «Каталоге Манделы») — так, в сериале 1981 года серия 7 посвящена Иосифу с его снами (поскольку мультик для детей, то жена Потифара отсутствует, сказано просто про ложное обвинение), серия 8 — Исходу.
  • «Синухе» («سنوحي») 2007 года, снят, внезапно, в Египте. Не является экранизацией «Сказания о Синухе» или отсылкой к ней, просто похождения древнеегипетских детей, главным героем которых является мальчик по имени Синухе.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 1 сезон, 11 серия. Обычные американские школьники вместе с не менее обычной и не менее американской учительницей отправились в автобусный тур по Египту, но попали в песчаную бурю, отклонились от маршрута и выехали к доселе неизвестной древней гробнице, которую как собрались исследовать двое археологов (а на самом деле — вознамерились разграбить двое чёрных копателей).
  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Скорбь» (2 сезон, 30 серия). На этот раз магия острова Авалон забросила компашку главных героев к египетским пирамидам. А там как раз в это время некий Эмир (имя это, кличка или должность — решайте сами) собрался призвать самого бога смерти Анубиса, чтобы тот возвратил ему недавно погибшего в автокатастрофе сына. А помогают ему старые враги гаргулий — злодейская команда Стая, нанятая Ксанатосом, который рассчитывает, что Эмир сумеет добыть для него секрет бессмертия.
  • «Чудовищная сила» (1994) — второстепенный антагонист (Им)Хотеп является ожившей мумией древнеегипетского колдуна и во всю использует особую египетскую магию. Обе серии, в которых злодействует данный гад, (а именно шестая и десятая) наполнены пустынями, затерянными гробницами, забальзамированной нежитью, иероглифами, демонами с человеческими телами и звериными головами, смертельными ловушками на страже древних артефактов и прочими характерными для тропа вещами.

Комиксы[править]

  • «Астерикс и Клеопатра» и его экранизация 2002 года «Астерикс и Обеликс: Миссия „Клеопатра“». Клюква во все поля! (А чего вы хотели от пародии?) Но стереотип о покорных рабах разрушен, благодаря Гоблинусу (Аменобафису).
  • «Капитан Марвел» DC (известен как «Шазам»). Архивраг заглавного героя, Чёрный Адам, происходит аккурат из Древнего Египта. И не просто «происходит» — он сын фараона!
  • «Приключения Тинтина: Сигары фараона». Выпуск, собственно, и начинается с того, что Тинтин, получивший долгий отпуск, отправляется в кругосветный круиз… и тут же, на пароходе, при бафосных обстоятельствах, знакомится с увлечённым египтологом, у которого самую малость оторвана крыша. И это приводит Тинтина в окрестности Каира и побуждает его, вместе со своим новым другом, искать затерянную гробницу фараона Ки-Осха (в которой свили себе гнёздышко современные, 1930 года, мраккультисты-наркоторговцы-контрабандисты)… Пережив множество удивительных приключений, Тинтин оказывается в Индии — и там первым делом встречает всё того же египтолога, но уже поехавшего на всю голову (не без «помощи» страшного психотропного яда): воображающего себя Рамзесом Вторым (отыгрыш, впрочем, так себе) и видящего вокруг себя фараонов, катающихся на слонах, — Сезостриса, Хеопса, Тутанхамона, — с которыми профессор с удовольствием здоровается…

Видеоигры[править]

  • Серия LUXOR же! — начиная с первой части, является самым узнаваемым «братом» Зумы Делюкс. Первые три части — прекрасно расслабляющие офисные игры пострельбы по шарикам, желающим закатиться в пирамидку (шарики чаще всего тащат скарабеи; по версии маленького брата автора правки, это ПИРАМИДКА — ЗЛАЯ, и втягивает в себя хороших шариков с добрыми жучками. Разрыв шаблонов и ужас у холодильника). Главный злодей, не противостоящий игроку напрямую — Сет, бог песчаных бурь и злых намерений.
    • Четвёртая часть, «Тайна загробного мира», посвящена событиям, происходившим в Египте после реформ самого Эхнатона — пророки Амун (Амона, старого бога солнца, а также всего древнеегипетского пантеона) разграбили гробницы Ахенатена и Нефертити, и теперь их потомок, спустя много лет после окончания их царствования, должен вернуть украденные канопы, чтобы вернуть царице возможность соединиться со своим мужем в вечности и помешать злодеям стать бессмертными. В конце окажется, что верховный пророк Амун Тутмос — самозванец, действовавший от лица Сета.
    • Существует также Луксор Маджонг — весьма интересный в геймплее, обладающий прекрасной музыкой и мотивом сбора древних артефактов
    • Луксор 5: Новые приключения — и вовсе игра «находился», развернувшаяся вокруг путешествий во времени, хаосе таймлайнов, и мерзком учёном, пожелавшим править «овцами прошлого» при помощи современного разума как бог-фараон. Не игра, а легенда — впрочем, малоизвестная.
  • Множество классических (и не очень) платформеров — например, Felix the Cat — в обязательном порядке включают в себя «египетский» этап.
  • Civilization — кто проживает посреди жарких песков? ДРЕВ-НИЙ Е-ГИПЕТ! Кто спамит боевыми колесницами и доминирует в Древнем мире? ДРЕВ-НИЙ Е-ГИПЕТ! Кто быстрее всех строит чудеса света и с вероятностью в процентов 60-90 выхватит у вас самые важные из них? ПОШЁЛ НАХ*Р, Рамзес или Клеопатра!
  • Double Dragon 3. Главный враг тут — невероятно ДРЕВНЕегипетская злая колдунья, до поры до времени маскировавшаяся под мумию, а для своего воплощения использовавшая (вот сука!) тело возлюбленной главного героя.
  • Dragon’s Lair 2 — как же в таком пародийно-криповом фэнтези могло обойтись без страшного, мраккультистского древнеегипетского следа! Финальная глава разворачивается именно в проклятой пирамиде, где полно ловушек и нежити. Там же состоится и финальный поединок с Мордроком.
  • Egypt: Old Kingdom и Egypt: Predynastic от одной и той же студии.
  • Hexen II. Один из этапов игры — египетский, с мумиями и гробницами. А на одном из уровней этого этапа придется посетить древнюю версию местного Египта.
  • Powerslave. Место действия идет в современном Египте, однако злодеи, антураж и магия вполне себе древнеегипетские.
  • Strider (NES). Второй уровень игры. Нужно уничтожить базу корпорации «Энтерпрайс» в Египте и её солдат, замаскированных под фараонов. А египетская база, само собой находится в пирамиде Хеопса.
  • Дилогия квестов Egypt же!
  • Серия квестов «Анк» о простом древнеегипетском парне по имени Ассил, который влипает во всякие неприятности похлеще вышеупомянутого Папируса.
    • Вообще древнеегипетские мотивы очень популярны среди разработчиков квестов.
  • Серия казуальных игр Luxor. Автор дополнения к правке одобряет отлично сделанную стилизацию и приятный колорит.
  • Pharaoh. Градостроительный симулятор от авторов Caesar, в котором изучаем историю Египта, строим монументы и памятники, участвуем в переходных периодах (гражданских войнах). Также имеется официальное дополнение Cleopatra про более поздний Египет.
  • Children of the Nile. Примерно как Pharaoh, только проще в управлении и однообразнее в плане заданий.
  • В игре Titan Quest второй акт проходит в этой стране, примерно в Новом Царстве.
  • Assassin’s Creed: Origins. Действие происходит именно там.
  • Старенький квест «The Egyptian Prophecy: The Fate of Ramses».
  • Fallen London — некоторые из Хозяев просто бесятся, когда в их присутствии заходит речь о Древнем Египте.
  • Skullgirls — Элайза и ее телохранители, Альбус и Хорас. Собственно, даже ее имя — отсылка к Элизабет Тейлор, исполнившей роль Клеопатры.
  • Street Fighter V — Менат, прорицательница-египтянка. Хотя она из современного Египта, но одежда у нее с древнеегипетскими мотивами.
  • Sonic the Hedgehog & Knuckles и Sonic Adventure 2 — Sandopolis Zone в первой и 4 уровня во второй. В этих локациях персонажам игрока противостоят не только роботы, но и бессмертные привидения, боящиеся света. В пирамиде находится секретная база Эггмана, а область рядом с ней Роботник «украсил» множеством своих бафосных портретов и статуй, стилизованных «под Египет».

Визуальные романы[править]

  • «Клуб Романтики: Песнь о Красном Ниле» — действие истории происходит в Древнем Египте.

Настольные игры[править]

  • World of Darkness — со своей любовью к криптоистории, беловолки не могли обойти стороной Древний Египет. По их версии, Сет и Осирис на самом деле были враждующими додинастическими правителями-вампирами (от первого пошёл клан вампиров-гностиков-антиморалистов, от второго — родословная добродеятельных мистиков-аскетов), Исида — колдуньей, в их противостоянии участвовали оборотни и прочие перевёртыши, от которых и происходят образы египетских териантропых богов. Орден Гермеса и Технократия ведут происхождение от совета магов, собранного Тутмосом III, а Небесный Хор — от Эхнатона, магами был в своё время Тот и Имхотеп. Имеются и сравнительно малоизвестная линейка мумий — о людях, воскрешённые в преддверии Судного дня обожествившимся на том свете Осирисом для борьбы с силами Апопа.
  • Отечественные игральные карты «Исторические» (которые иной раз хочется назвать «Древний мир») работы Юрия Петровича Иванова. Трефы там в меру клюквенные египтяне. Не только крупные, но и на мелких картах изображены египетские рисунки. (см. http://21king.ru/ru/museum/?deck=g02531&category=classic&country=ru)
  • И не только карты. Шахматы тоже бывают в «египетском» стиле.

Музыка[править]

(link)

Пример творчества Nile. На тебе, Эхнатон!
  • А. Городницкий, «Ушебти» (В края Озириса ушедший).
  • «Пикник», «Египтянин».
  • «Наутилус Помпилиус», «Тутанхамон».
  • Канцлер Ги:
    • «Полынь и ковыль». Как обычно у неё, смысл песни раскрывается только ближе к концу. Это обращение к Осирису от лица Сета.
    • «Видение Сети I» и «Рамзесу II», своеобразная дилогия.
    • «За гранью чисел, лет и дат» — египетское видение картины мира.
  • Senmuth, отечественный музыкальный проект из одного человека, исполняющий смесь этники, индастриала и дум метала. Дискография проекта монументальна под стать пирамиде Хеопса: одних только номерных альбомов выпущено уже около 200, и музыкант остановился только где-то в начале 2020-х. Выжал всё, что мог.
  • Большая часть творчества группы Nile. Там, где тяжелый метал уступает место оным, радуют аутентичными мотивами.
  • Из этой же оперы, только без металла вовсе — сольный проект Карла Сандерса, фронтмена Nile.
  • Клип Майкла Джексона с Чёрными (чернокожими) фараонами, которые некоторое время реально правили Египтом.
  • Nightwish — песни Tutankhamen, Pharaoh Sails to Orion, Sahara.
  • Iron Maiden — обложка знаменитого альбома «Powerslave» и заглавный трек оттуда посвящены египетской тематике.
  • Slayer — на композицию «Seasons in the Abyss» был снят очень атмосферный клип на фоне тех же пирамид в Гизе.
  • Therion — Son of the Sun, Seven Secrets of the Sphinx, In the Desert of Set и прочие песни о египетской мифологии.
  • Египетский поп-певец Тамер Хосни — действие анимационного клипа на песню «سنوحي»</nowiki> 2007 года происходит в Древнем Египте, где Хосни тусуется с главными героями вышедшего в том же году, и упомянутого выше мультсериала. Согласно арабской Википедии, песня является опенингом к мультсериалу.

Прочее[править]

  • Долгое время (как минимум с XVIII века) среди иллюзионистов встречались достаточно «знатоков тайн Древнего Египта», «последователей древнеегипетских жрецов» и проч. К 1930-м подобный образ, если его отыгрывать на полном серьезе, себя изжил. Теперь если и встречается, то не более, чем своеобразная игра или «клюква».

Примечания[править]

  1. В действительности, разумеется, это придумали чтобы объяснять захват власти постфактум.
  2. Может показаться странным, но есть основания полагать, что ритуал современных поминок (пьянка и пиршество) — это немножко видоизменённый ритуал египтян, с тем отличием, что у египтян во время этого ритуала вокруг пиршествующих проносили труп, над которым звучали слова «пируйте, ибо вы живы!»
  3. Военным историкам Тутмос III известен как первый в истории полководец, проводивший сражения по заранее намеченному плану.
  4. Неизвестно, кем была жена Неос Диониса (Птолемея XII, отца Клеопатры VII), законнорожденных сестер у него не было; сам Авлет также был незаконнорожденным, а значит, его отец (Птолемей IX) и мать (наложница Птолемея IX) братом и сестрой не были; отец Авлета Лафур — сын Фискона (Птолемей VIII) и его племянницы (Клеопатры III). Женщины династии также носили имена Береника и Арсиноя.
  5. Нет, не тот — хотя сходство с биографией героя Сказания о Синухе подсвечивалось в оригинале.