Энергоантиквариат

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Если дать дикарю пулемёт — получится дикарь с пулемётом. Если дать ему плазмомёт — всё будет приблизительно так же, только масштаб разрушений возрастёт пропорционально.

А если дать дикарю технологии, необходимые для производства плазмомёта, но не сказать, каков должен быть конечный результат — с большой долей вероятности на выходе получится антиквариат с приставкой «энерго» — оружие, произведённое с помощью технологий более совершенных, чем стратегия, предусматривающая его применение.

Обоснуй по Дойлу довольно прост: фантазия человека (не только и не столько дикаря, сколько сочинившего его автора) ограничена, а реальный прогресс сейчас скачет такими темпами, что придумать что-то одновременно футуристичное, эффективное и эффектное крайне сложно. Поэтому аффтар идёт по пути наименьшего сопротивления: из трёх вышеперечисленных пунктов ограничивается двумя на выбор и снабжает привычный (или приятный лично ему) вид оружия футуристической фичей, находящейся в тренде в данный момент: лазерной, электромагнитной, нейтронной, термоматерной термоядерной… Если же автор знает матчасть, но сознательно стилизует высокие технологии под то, как их представляли в прошлом — это уже соседний троп.

Обоснуй по Ватсону у энергоантиквариата может быть разным:

  • У варваров когда-то была своя высокоразвитая цивилизация или хотя бы добрые прогрессоры, и с исчезновением оных технологии воспроизводятся по принципу карго-культа.
  • Высокая технология попала к варварам случайно или строго дозированно (например, со стагнаторского плеча), и они применяют её в меру своего дикарского разумения.
  • У высокоразвитой цивилизации просто популярен стиль ретро или этника.
  • Цивилизация может считаться высокоразвитой только с большой долей условности.

Под троп не попадают случаи «элегантного оружия цивилизованной эпохи» — когда оружие делают старомодным не потому, что не умеют или не хотят иначе, а исходя из внешних обстоятельств мира (гонки «толще щит — длиннее меч»). Случаи, когда изначально энергетическое оружие за долгую эксплуатацию убито в лапшу и заслуживает только места на музейной полке — тоже не троп.

Связанные тропы:

Инверсия — деревянный звездолёт: девайс, построенный с помощью технологий, менее совершенных, чем стратегия, предусматривающая его применение.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Станислав Лем, «Кибериада» и «Сказки роботов» — так как это сатирическая фантастика, то здесь подобного много. Обычно пародируя приключения рыцарей. Например, в Трурль и Клапауций выкладывают рекламное объявление голубыми гигантами по галактике (ну, так ведь заметнее, да и квалификация сразу видна) — в другом он же принимает караван космических робоверблюдов с невольниками и размышляет, что на нём нестираная сорочка, которая, на минуточку, «тоскует по корыту». Плюс всевозможные бармицы и кольчуги из излучений, телеуправляемая шпага, пищали с антиматерией и т. п. На каждой планете обычно монархия, преимущественно по сказочно-фэнтезийному средневековому образцу.
    • «Голем XIV» того же автора — с точки зрения докладчика, так обстоят дела в живой природе. Если древняя бактерия представляет из себя нанотехнологическое чудо, превосходящее все достижения человеческой микроэлектроники, где конструктивными элементами служат отдельные атомы и сцеплённые силовые поля, где пищей служат отдельные фотоны и ничтожная энергия химических реакций, где в крохотном объёме помещаются энергетические установки, фабрики синтеза химических веществ, мембраны и библиотеки с программами для всего этого — то на уровне многоклеточных организмов мы видим рычаги, примитивную гидравлику вен и перистальтику кишечника, то есть технологический уровень раннего Средневековья. Пятипалая рука для хватания орехов, состоящая из совершенных клеток, похожа на грубый молоток, склеенный из тончайших и дорогих микропроцессоров. Если бы эволюция была подлинным развитием, а не деградацией, то вместо орла мы получили бы фотонный звездолёт — делает вывод Голем.
  • Эдмонд Гамильтон «Звёздные короли» герои активно стреляют друг в друга из атомных пистолетов атомными пулями, которые судя по описанию при попадании дают микроскопический атомный взрыв. А что делать, произведение написано в 1947 году, атомная тема была на пике, но что это такое мало кто понимал…
  • Капитан Немо стреляет из электрических ружей и плавает на таранящей подводной лодке (о торпедах Верн узнал сразу после публикации романа, был очень опечален) которая еще и работает на угольных батарейках. Все это было модно и понятно читателю середины 19 века, но сейчас…
    • В Таинственном острове Немо говорил про электрические пули, так что современные читатели могут сразу вспомнить столь популярные в современной фанатике гаус-пушки… ну или же там электрический подрыв пороха (вроде тоже реальность), или стрельба бьющими током одноразовыми батарейками (хотя вроде как никаких следов подобного на подстреленных не было)
      • Как раз по третьему варианту пули капитана Немо и работают. И если внимательно почитать роман — следы от попадания выглядят как небольшие красноватые пятна размером с вишню. По одному на пирата.
      • Описание не очень точное, но имеющиеся детали позволяют предположить, что оружие было пневматическим, а стреляло одноразовыми электрошокерами большой мощности.
        • Точное описание есть. В первой книге. Именно батарейки.
          • Нет, не батарейки, а лейденские банки(конденсаторы).
  • Ричард Длинные Руки, находясь в фентези-мире скачет на кибер-коне, размахивает высокотехнологичным мечем, и периодически сталкивается с плодами сверхцивилизации. Просто мир не совсем фентези

Кино[править]

  • Звёздные войны — как сказано в шапке, субверсия. Да и выглядят световые мечи отнюдь не антикварно.
    • Однозначно под троп — гунганы. Щиты в виде силовых полей на каркасах, катапульты и пращи, мечущие электромагнитные «бум-бумы», кавалерийские пики, жалящие электроразрядами…
      • Обоснуй: Они примитивные аборигены планеты, колонизированной людьми. Они просто не понимают ничего другого.
        • Эти «примитивные аборигены» живут в подводном городе, изолированном от воздействия воды даже не стеклом, а силовыми полями. И строят подводные лодки, способные невредимыми пройти по скальным тоннелям через планетное ядро (правда, предположительно остывшее)! Вы явно недооцениваете мощь тёмной… нет, гунганской стороны Силы.
  • «Хищник» — по некоторым версиям, раса яутжа, собственно хищники, именно такова — дикари с энергоантиквариатом. Отсюда сочетание космических кораблей и наплечных плазмомётов с наручными клинками, копьями и прочей архаикой. И не менее архаичной организацией обществе с кланами, обрядами инициации, примитивным культом личной силы и всем таким прочим. По этим версиям яутжа более-менее случайно заполучили технологии более развитой цивилизации (Космических Жокеев?) и научились их воспроизводить без понимания, как это всё работает и для чего на самом деле предназначено.
    • По другой версии, они всё-таки не дикари, а неэтичные спортсмены-экстремалы, ходящие с чакрумом на ксеноморфа затем же, зачем человеки ходят с рогатиной на кабана или с луком на леопарда — когда-то это было вопросом выживания, а теперь чисто способ доказать себе, что ты МУЖЫГ.

Комиксы[править]

  • Ваканда без энергоантиквариата не стоит. Точнее, не «энерго», а из вибраниума, но суть примерно та же. Второй тип — оный вибраниум они не то случайно выкопали, не то он прилетел с метеоритом.
    • Экранизация — педаль в пол. Несмотря на собственную самобытную электронику, которой вакандийцы овладели независимо от европейцев и азиатов, на поле битвы они по-прежнему дикари дикарями, отличающиеся от каких-нибудь мумбо-юмбо только копьями, прошибающими насквозь танки. Когда именно такое племя, доступа к вибраниуму не имеющее, подоспевает на финальную битву к шапочному разбору и вставляет войску антагониста большой чёрный пистон, получается смешно и слегка неполиткорректно: мол, сколь высокую технологию неграм ни дай — всё равно у них кто больнее бьёт дубиной, тот и главный.
      • Справедливости ради: их дубины сделаны из дерева, содержащего в себе частицы вибраниума.
        • «Парень в бронированном костюме, а снять — кто ты без него?» — и увы, Ваканда без вибраниума останется просто с деревяшками, поскольку почти ничего другого не освоила ни в научном, ни в культурном плане.
  • Стрелка Йонду Удонты — тоже оно. Ничто не мешало придать управляемому свистом снаряду сколь угодно более убойную, или компактную, или аэродинамичную форму — но всё-таки именно стрела.
    • Это отсылка к молодому Йонду из комиксов, где у него таких стрел был колчан.
  • Стрелы Соколиного Глаза периодически тоже отрабатывают троп. Нет, лук и IRL долго с успехом конкурировал с огнестрелом, да и сейчас бывает предпочтителен при стелс-операциях, которыми Бартон как раз и славен — но Всевышний, каким только шизотехом он не пичкает их наконечники! Поди у Шварценнегера научился.
    • Скорее уж у Стрелка из Хи-мена и Ширы.

Видеоигры[править]

  • Серия Fallout — «Шиш-кебаб», кастомный меч с прикрученным бензобаком от мотоцикла, из которого на лезвие подаётся горючее, воспламеняющее врага, ИЧСХ, нескончаемое. Если применение обычных мечей (в основном китайской военщиной) с точки зрения логики хоть как-то объяснимо, то это чудо враждебной техники должно бы было вспыхнуть при первом же шальном лазерном луче в злосчастный бак. Кроме того, по сеттингу никаких бензобаков в фоллауте и в помине не должно быть(разве что на спирте).
    • Суперкувалды тоже подходят.
    • В Old World Blues, дополнении к New Vegas, есть протонные топоры с силовыми полями вместо лезвий.
    • В четвёртой игре серии весь, полностью дизайн оружия сделали показательно шизотеховым. Пистолеты из водопроводных труб и ножек от стула, лазерные мушкеты с зарядкой верчением ручки от мясорубки, наплечные катапульты, метающие ядерные заряды.
      • «Наплечная ядерная катапульта» в третьем ещё появилась.
  • Prototype — не совсем технологии, но давайте будем честны. Сверхсущества, способные произвольно трансформировать свои тела, нагибать гравитацию, создавать самые безумные биологические штуковины, или даже выйти за пределы жизни и смерти как таковых… сражаются при помощи гигантских лезвий, тентаклей и кулаков?
    • Ну, если так вдуматься… А зачем тебе что-то большее, чем кулаки с лезвиями, если ты способен на такое?
  • Doom — меч Думгая и топор Мародера.
    • меч-Горнило душ не принадлежит Думгаю, это артефакт Древних. А вот топор да, наш случай.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — силовое оружие здесь может изготовлено абсолютно из всего. В наличии силовые мечи, силовые кулаки, силовые когти, копья, булавы и самое грозное оружие способное громить танки — силовой молот.
    • поскольку технологическая деградация имперских планет разнится порой очень широко, каждая поставляет на службу таких солдат и такое вооружение, какое способна. Случаются среди них и кавалеристы с пиками, у которых вместо острия — прометиевая шашка для поражения танков. Да и у более привычных гвардейцев какой-нибудь штык-нож с мономолекулярным лезвием — отнюдь не редкость.
      • Цепной меч, один из символов франшизы — в принципе тоже оно. Призван подчеркнуть крутизну своих носителей, которые даже таким малоэффективным в нормальных условиях оружием всё равно умудряются ПРЕВОЗМОГАТЬ. А ведь бывает ещё и такое извращение как цепной топор и даже цепной цеп. Не спрашивайте.
        • Цепной топор это не извращение, просто большая боевая болгарка. А вот цепной кулак это уже довольно хтоничная штука.
    • В общем-то, вся культура Империума сорокового тысячелетия подходит под троп, потому что является периодом глубочайшего упадка даже в сравнении с временами императора и примархов. А ведь эпоха собственно императора тоже была упадком в сравнении с Тёмной Эрой Технологий. Так что многие и многие технические штучки механикусов являются королевскими печатями, которые старательно копируют в целях колки орехов.

Реальная жизнь[править]

  • У оружейников Ренессанса одно время было модно встраивать пистолетное дуло, к примеру, в боевой топор. В итоге что пистолет, что топор из этой химеры выходили весьма посредственные.
    • Ну как, посредственные… Как топор, который стоит как пистолет.
    • Вряд ли подходит под троп. Огнестрельное оружие было ненадежным, с одним зарядом и крайне муторной перезарядкой. После выстрела в большинстве случаев волей-неволей приходилось браться за старый добрый клинок/топор (боевые топоры в кавалерии на тот момент анахронизмом ещё не стали), так что идея совместить «два в одном» на первый взгляд была вполне здравой. А вот «на второй взгляд» оказалось, что в ношении и применении удобнее пистолет и клинок отдельно. И такое сочетание оставалось повсеместным почти до XX века.
      • Что удобнее — точно, но есть нюанс. Типовое использование пистолетов в те времена — выпалил в противника и выкинул, поскольку перезаряжать некогда, а убирать некуда, да и опять же некогда. При этом пистолеты были все-таки довольно дорогими изделиями, так что идея сделать что-то, что после выстрела можно продолжать держать в руках и использовать каким-то еще образом, была вполне здравой (хотя лучше будет подсумок для сброса пистолей). Подвела техническая реализация.
    • Несколько позже появилась переходная форма между холодным и огнестрельным оружием, когда ещё не «ружбайка со здоровенным штыком», а «что-то вроде глефы с вмонтированным стволом».
  • В вооружение некоторых гренадерских полков входила натуральная праща. Только метали ей уже не камни, а… правильно, гранаты. И, у нас есть отдельная статья, где описано чем ещё эти гранаты метались (см. частично пункт ниже) — так что на фоне всего этого использование пращи — вполне нормальный выбор. Легкая, мечет далеко, учиться несложно.
    • Ну как несложно. Знаменитых боливарских (балеарских, от места жительства, архипелага) пращников готовили чуть ли не с пелёнок. Да, при прочих равных, из пращи гранату метнуть можно раза в 2 дальше, чем рукой, но точность будет, в сторону врага разве что. И то не факт. Ищем в ютубе «Клим Жуков — Про пращников и стрельбу из пращи».
  • В Первую Мировую участники позиционных боёв конструировали самые разнообразные баллисты, катапульты, рогатки, пружинные, центробежные и паровые бомбомёты совершенно архаичной внешности — для метания гранат «от нашего окопа — вашему окопу». Заново переоткрывая при этом технологии и механизмы Средневековья и Ренессанса. А что, стрельба такими устройствами была дешёвой, не выдавала позиции стрелков ни грохотом, ни столбом дыма, дальность нередко была не хуже, чем у миномёта, а точность «примерно в ту сторону» в тех обстоятельствах вполне устраивала. Как обычно не везло итальянцам — у них гранаты не той системы (а точнее экономия на взрывателях привела к ненадежноси оных). Ренессанс, да. Когда-то они и на порохе экономили…
  • Израильская разработка «Хацацит», имеет, напротив, современную конструкцию, зато снаряды времён палеолита: это камнемёт, выполненный на базе автомобиля, танка или даже вертолёта, стреляющий с помощью электромотора щебнем, который сыплется из бункера. Задумывался как нелетальное оружие для подавления гражданских беспорядков. Там ведь тоже булыжниками повадились бросаться, верно? На практике эта киберпанковская праща не прижилась — с малого расстояния она запросто калечила людей, а с большого имела очень низкую эффективность.
  • У британских ВВС на вооружении есть вполне настоящие бетонные бомбы. То есть просто аэродинамичный кусок бетона. Причем сбрасывать его предполагается с вертолета для максимальной точности. Придумать ему задачи можно, но на практике не использовали.
    • Стандартная задача для подобных изделий — учебные бомбометания/стрельбы, чтобы не расходовать боевые боеприпасы (и не заморачиваться с разминированием полигона, если они не сработают).
  • А вот во время битвы за Москву применялся самый что ни на есть сабж. Бомба с бетонным корпусом (!), наполненная смесью опилок, торфяного мха (!!). Смесь, в свою очередь, пропитывалась жидким кислородом(!!!). Результат — заполненная высокобризантным оксиликвитом бомба с отличным фугасным плюс зажигательным эффектом. Правда, вне Москвы и её химической промышленности идея не получила распространения.
  • Рассказ Л.Соболева «Пушка без мушки» про оборону Севастополя: для стрельбы современными (для Второй Мировой) противотанковыми снарядами использовалась пушка середины XIX века, удачно подходившая по калибру. Результат оказался вполне успешным — точная наводка не требовалась, а антикварная пушка без ущерба переносила ответный артобстрел, поскольку ломаться при осколочных попаданиях в ней было нечему.
  • Автор данного пункта слышал легенду о самом настоящем сабже. Суперсовременный управляемый снаряд запускали выстреливая из какого-то музейного антиквариата подходящего калибра — ну а чо, пульт отдельно, бомбарда — отдельно. Это ближний восток, там царит энергия ВААХГ!… Правда неизвестно, попали или нет. Впрочем, поскольку там до сих пор полно пушек с раздельным заряжанием прямиком из СССР, удивляться нечему.
    • Проскакивала в Сети видеозапись, где на джихад-мобиле стоит пушка XIX века, чуть доработанная напильником. Так что да, музейные древности там ещё при делах. Правда, чем из них стреляют — уже другой вопрос.
  • Во время израильской Войны за Независимость израильские ополченцы за отсутствием артиллерии использовали Давидку. Пояснение — самодельную пушку, сляпанную из чего Бог послал, благо Он там недалеко, наведение по принципу «повернуть в нужную сторону и как следует помолиться», заряжаемую снарядами, похожими на дубинки с динамитной начинкой. И эта чудо-техника носит имя Давид, а поскольку маленькая, то Давидка. В Иерусалиме есть даже площадь Давидки с одноимённой трамвайной остановкой и памятником сабжу.
  • Швейцарские электропаровозы (из-за наличия паровозов при уже электрифицированных железных дорогах и дефиците угля во время Второй мировой войны) — электричество использовалось для нагрева воды в котле паровоза.
    • Электропаровозы куда более распространены чем вы думаете, например их используют в шахтах, вагонетки тягать. Вы спросите, зачем?.. ответ: тащить проводку для запитки электровозов и мудохаться с обслуживанием — не вариант, тащить нормальный паровоз — тоже не вариант, ибо дым и угроза взорвать рудный газ, бодяжить электровоз на аккумуляторах — дорого. Так что «на выходе» паровоз подключают к сети как электрочайник, вода разогревается до пара сверхкритического давления, и всё, поехали. Выглядит как паровоз без трубы, укутанный в теплоизоляцию.
      • Здесь речь идёт о локомотиве, который для работы кипятильника постоянно, как электровоз, получает электрическую энергию от контактной сети. То, что вы описали, называется не электро-, а бестопочным паровозом, и заправляют его не в "режиме чайника", а от стационарной паровой колонки сразу перегретым паром высокого давления (и чуть-чуть воды в котле-термосе, чтобы закипала при падении давления и пополняла убыль пара).