«
|
Не упоминать о бойцовском клубе.
|
»
|
— Первое (и второе) правило клуба
|
Бойцовский клуб |
|
Общая информация |
Жанр | Психологическая драма |
Страна производства | США |
Киностудия | - Regency Enterprises
- 20th Century Fox
|
Режиссёр | Дэвид Финчер |
Автор сценария | |
Когда вышел | 15 октября 1999 г. |
Продолжительность | 139 минут |
В главных ролях: |
Брэд Питт | Тайлер Дёрден |
Хелена Бонэм Картер | Марла Сингер |
Джаред Лето | «Ангельское личико» |
Мит Лоуф | Боб Полсон |
Эдвард Нортон | Раcсказчик |
Бойцовский клуб (англ. Fight Club) — культовый американский фильм режиссёра Дэвида Финчера по мотивам одноимённого романа Чака Паланика. Повествование ведется от лица безымянного рассказчика (определённого имени у героя нет, но фандом часто называет его Джек), который недоволен своей жизнью в потребительском обществе «белых воротничков». Уставший от рутины, он создаёт подпольную организацию «Бойцовский клуб» вместе с Тайлером Дёрденом, продавцом мыла с извращённой философией.
- Антигерой и Антизлодей — Тайлер Дёрден. Один из действительно очень не частых примеров, когда зрителю действительно непросто решить, каким именно он видит протагониста.
- Асексуал — в прямую не проговаривается но очевидно, что у Рассказчика с личной жизнью всегда был какой то напряг. Даже мысли о Марле, являющееся ему в эротических (и не только) снах, он отгоняет от себя с содроганием. Практически всё время что мы видим рассказчика, он ни разу вообще не проявляется никакого интереса к женщинам, и Марла у него по началу вызывает скорее раздражение (и некоторый интерес, но как просто очень странный человек, а не именно как женщина). Всё остальное время он либо занимается делами Клуба, либо своей работой, либо домашним хозяйством — и ко всем сексуальным эскападам Тайлера с Марлой относится не без раздражения, но со спокойствием свойственным настоящим дзен-буддистам. А ответ на самом деле прост — Всё своё либидо и львиную часть мужского эго он почти полностью отдал Тайлеру.
- Бафос — само по себе произведение и юмор в нём, во многом именно на этом и построено. Серьёзная история про сломанного человека с пустой жизнью — периодически соскакивает на истории про огромные сиськи Боба. Тайлер ведёт весьма пафосные речи про лицемерие и паскудство окружающего миропорядка — периодически соскальзывает на сальности и чернушный жопно-сортирный юмор. Да и сюжетные повороты и то как они обыгрываются, периодически вызывают реакцию из разряда «такая хренова дичь — что только ржать».
- Благонамеренный экстремист — Тайлера конечно нельзя назвать хорошим парнем, и то что делают участники проекта «Разгром» это конечно плохо. Но если бы всё показанное не вызывало у зрителя такой ЛЮТЫЙ стояк, фильмы бы не считался культовым уже скоро как 30 лет, у стольких поколений телезрителей? Цели Тайлера благородны, а методы при всех их спорности — весьма изящны. За всю историю они ведь даже никого не убили.
- Безумная клёвость — Тайлер Дёрден, альтер-эго поехавшего главного героя. Отбитый на всю голову экстремист и социал-дарвинист, но крайне харизматичен.
- Вы — один из них? — попытавшись сорвать планы Тайлера, главгерой пришёл в полицию, но влияние Клуба давно распространилось и на копов.
- Виновата буржуазная система — в изрядной степени и на эту тему тоже. Подавляющее большинство членов Клуба, это обычные работяги, уставшие офисные клерки максимум среднего звена, всяческая обслуга и около маргинальный сброд. Все те кто пытался и хотел встроиться в сытое и благополучное американское общество излёта второго тысячелетия, но места им там не нашлось. А есть лишь говённая работа, неподъёмные ипотечные кредиты и дебилизирующий зомбоящик. Антураж фильма как бы подчёркивает разительный контраст, между засранными до предела трущобами где живёт основной контингент клуба, с фешебельными даунтанами против которых они воюют. Причём никто не орёт о том что делает проект «Разгром» — это хорошо. Или о том что Рассказчика окружающие прям довели плохие-нехорошие-злые капиталисты. Клуб был порождён чувством неудовлетворённости огромного количества людей от жизни, но кризис этот в первую очередь экзистенциальный. Никто «на х@!!й Клинтона!» не орёт и богатых живьём жрать не призывает. Это восстание именно против опостылевшей тухлой обыденности.
- Герой и его X — Тайлер Дёрден, с которым сблизился главный герой в состоянии депрессии, конечно, не представитель другого вида, но живым человеком из плоти и крови его тоже не назвать.
- Ржавый Пояс — неназванный мегаполис континентальной Америки, ржавый, грязный и с весьма мощным контрастом между богатством и бедностью. Внушительная часть снималась в Детройте, хоть это и не подчёркивается. А вот развязка фильма, начиная от момента в полицейском управлении — для местных вполне узнаваемы.
- Здравомыслящий парень, безбашенная девочка — Марла Сингер в сравнении с Рассказчиком. Женщина с весьма оригинальном устройством собственной головы, эпатирующая Рассказчика своим поведением и приставаниями. О её «безбашенности» говорит лишь то одно, что она на протяжении долгого времени встречалась с Тайлером а общалась с Рассказчиком как ни в чём не бывало и не обращала внимания что он от неё морозился откровенно. При том что между общением между одним и другим, могло пройти буквально полчаса.
- Заклятый враг — Тайлер Дерден для Рассказчика к концу произведения.
- Конец-переворот и фактически общеизвестный спойлер — Тайлер Дёрден является альтер-эго Рассказчика со всеми вытекающими.
- Общество потребления — против такого общества восстают сторонники Тайлера Дёрдена.
- Мазохистское танго — отношения Рассказчика, Марлы и Тайлера иначе и не назовёшь. Насколько их всех друг к другу тянет, настолько же всё это напоминает танцы на разбитом стекле.
- Отношения между Рассказчиком и Тайлером тоже в эту степь. Они как братья (или идеальные супруги), за исключением тех случаев когда Тайлер не калечит Рассказчика и не пытается его убить…
- Мортидо — «Самосовершенствование — онанизм, саморазрушение…»
«
|
-Попытка дойти до последний черты это не какой то грёбанный семинар! Перестань ты за всё цепляться, и наплюй на всё! Наплюй!!!
|
»
|
— до грандиозного ДТП осталось 8,7,6,5...
|
- Мы зовём его «Бармен» — у главного героя нет имени, только псевдонимы, а официально его называют «Рассказчик».
- Мистер Фансервис — Тайлер в глазах рассказчика (и зрителя соответственно) — могучий, красивый, дикий мужчина в самом расцвете зрелости, не обременяемый нормами морали и этикета, которые делает что хочет, плюет на все правила и трахается как ёбарь-террорист. Педаль в пол — харизма Тайлера, его идеи и принципы, и то как он их подаёт, делают его великим человеком, и соответственно «мистер фансервисом» для великого множества взрослых мужиков из рабочего класса, то есть ребят весьма циничных и битых жизнью. Что кое что о Тайлере и Рассказчике разумеется, учитывая что они все видели его, а не Тайлера - да говорит. Не зря же мы уже 30 лет скоро как, это кино все пересматриваем, правда?
- Ненадёжный рассказчик — Тайлер.
- Непристойно - значит смешно — ночные подработки Тайлера то официантом в дорогих ресторанах, то киномехаником в кинотеатрах. Крепкие большие члены вклеенные в диснеевские мультфильмы, сопли и моча в изысканных блюдах для дорогих гостей. А уж что он делал с грибным супом пюре…
- Но по уровню эпатажности это меркнет с изготовлением мыла из человеческого жира, добытого путём его похищения с помоек пластических клиник. Ууу, вкусняшка…
- Ночная жизнь — одновременно деконструкция и высмеивание тропа. Главный герой реально страдает от бессонницы, так как его альтер-эго живёт своей злодейской жизнью.
- Разрядка смехом — уморительная сцена, когда Рассказчик пришел в полицию и начинает рассказывать детективам о проекте «Разгром». А те, сами участники проекта. «Мистер Дёрден, мы восхищены вашей смелостью проверить нас. Но ваш приказ мы выполним и отрежем вам яйца.» Ага, прямо в допросной.
- Рыцарь крови — Клуб поставил воспитание таких на поток.
- Пережить хедшот — Рассказчик. Переживает не просто хедшот, а самоубийство. А вот у Тайлера это не получилось. Однако здесь с прикрученным фитильком — строго говоря это не было хедшотом, он всего лишь прострелил себе щёку. Поскольку Тайлер — всего лишь воображаемый образ, который Рассказчик иногда отыгрывает (и «общение» с которым он себе придумывает), разгадка проста — после своего «неудачного самоубийства» Рассказчик просто навсегда перестал отыгрывать Тайлера Дёрдена, вообразил себе, что Тайлер, «в отличие от него самого, умер».
- По следам себя любимого — Рассказчик ищущий Тайлера. Ведь Тайлер это он сам.
- Проверка на вшивость — последнее правило Клуба: «Новичок принимает бой».
- Секрет Полишинеля — первые два правила — не упоминать о Бойцовском клубе! Тем не менее, в нём состоит чуть ли не вся Америка!
- С трудом просыпается по утрам — главный герой, Рассказчик. Является лицом мема «Невыспавшийся».
- Уродливо красивый — Марла. Хелену Бонем-Картер намеренно исказили, для достижения такого эффекта.
- Флэшфорвард — фильм начинается с финальной сцены (которую, впрочем, до конца не показывают), а уже потом идёт основное повествование.
- А что, пусть будет!:
- Сцена на задворках бара. Нортон малость промахнулся и засветил Питту кулаком не в плечо, а чуть выше. «Мудак, ты же мне в ухо заехал!» — реакция самого актёра.
- Прямо перед этим — диалог в баре. Нортон и Питт просто трындели обо всем подряд пару часов, а потом из лучших фраз скомпилировали разговор.
- Игра пьяных героев в гольф чуть позже была в сценарии, но была описано предельно лаконично: «герои пьяные и играют в гольф». Нортон и Питт, для достоверности, натурально прибухнули, как и в предыдущей сцене, кстати, тоже.
- Отомщено временем — фильм даже не окупился в прокате, но ныне имеет культовый статус.
- Эффект альфы. У Паланика есть много интересных и весьма разных книг, но что сравнится с «Бойцовским клубом» по популярности?
- Дэвид Финчер, один из лучших режиссёров современности, у которого в целом все фильмы, этот как минимум «крепкое хорошо». Но едва ли какой то его фильм можно сравнить по культовости и популярности с БК. Разве что «Семь» наверное.
- Музыкальный триппер — Where is My Mind, великий и культовый шлягер, до такой степени ассоциирующейся с этим фильмом — что даже в нескольких популярных американских произведениях с явными отсылками на персонажа и его больную кукуху, обязательно играл какой то ремикс или она же сама в другой минусовке. Песня в своё время так задолбала своей популярностью группу Pixies (у которых в общем то, всё творчество весьма и весьма крутое), что они просто перестали его исполнять. Ибо очень многие кроме этой их песни других попросту не знают, ну кроме может Monkey Go To Heaven.
- Саундтрек от Dust Brothers определённо великолепен и врезается в мозг навсегда.
- Goin Out West Тома Уэтца тоже очень и очень в тему и на атмосферу работает как надо.
- «7 дней лета» — все главные герои называют своё альтер-эго «Тайлер Дёрден».
- Сама концепция «Бойцовских клубов», то есть полузаконных рингов где можно помахать кулаками без особых ограничений появилась именно по следам фильма. Такие клубы были бешенно популярны до конца 2000х, но позже они исчезли, так как власти стали закручивать гайки.