Первому игроку приготовиться

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Ready Player One»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Первому игроку приготовиться

Ready Player One

ПервомуИгрокуПриготовиться.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
КиностудияWarner Brothers, Village Roadshow Pictures
РежиссёрСтивен Спилберг
Автор сценария
  • Зак Пенн
  • Эрнест Клайн (Первоисточник)
Когда вышел2018
Продолжительность140 минут
В главных ролях:
Тай ШериданУэйд
Оливия КукСаманта
Бен МендельсонНолан Сорренто
Лина УэйтХелен
Т. Дж. Миллеря-Крут
Марк РайлэнсДжеймс Холлидей

«Первому игроку приготовиться» (англ. Ready Player One) — научно-фантастический фильм Стивена Спилберга по одноименной книге Эрнеста Клайна, вышедший в 2018 году.

Суть[править]

Главный герой живет в Коламбусе, а точнее в трущобах, называемых «штабелями». В этом мире на фоне общего кризиса у людей один интерес — компьютерная игра ОАЗИС, погружающая игрока в виртуальную реальность, набитую ностальгией по давно ушедшим временам и медиа, отвлекающую от реальных проблем и заменяющую жизнь. Создатель ОАЗИС Джеймс Холлидей оставил в игре «пасхальное яйцо» и Уэйд ищет его в надежде победить в игре.

Сюжет[править]

Уэйд Уоттс, обычный американский гик-школьник, волей случая разгадывает первую из подсказок, ведущих к Главному призу — «Пасхальному яйцу» Джеймса Холлидея, создателя ОАЗИСа. «Пасхалка» — не просто приятный бонус, это ключ ко всему «ОАЗИСу», одновременно дающий власть над гигантской управляющей корпорацией, аватар Создателя и возможность уничтожить ОАЗИС одним нажатием кнопки. Пикантности ситуации придает то, что к 2049 году виртуальная реальность развита настолько сильно, что игровая валюта, «монетки», является одной из самых стабильных на земле, а на виртуальную работу завязаны целые секторы экономики.

Быстро становясь известным, Парсифаль вместе с виртуальными друзьями — моддером Эйч, Дайто и Сё, а так же прибившейся к ним одиночкой Артемидой начинают поиски следующих пасхалок. А по их следам в виртуальном и реальном мире идет корпорация IOI, у которой свои планы по поводу пасхального яйца.

Персонажи[править]

  • Уэйд Уоттс/Парсифаль — пасхантер, желающий победить в игре и уехать из «штабелей».
  • Саманта Кук/Артемида — знаменитая пасхантерша, которая также борется против IOI.
  • Хелен/Эйч — пасхантер и друг Парсифаля, владеющий собственной мастерской. Зарабатывает моддингом под заказ: строит корабли, роботов и прочее. Во всё той же мастерской у него хранится почти собранный Стальной Гигант. В реальности оказывается девушкой.
  • Дайто — пасхантер из Японии.
  • Сё — второй пасхантер из Японии. Самый младший в команде.
  • Нолан Сорренто — глава IOI, главный антагонист фильма, стремящийся получить контроль над ОАЗИСом.
  • Джеймс Холлидей/Анорак — создатель ОАЗИСа. На момент действия фильма уже умер, но в виртуальной реальности жив его аватар.
  • Огден Морроу/Ог/Куратор — один из создателей ОАЗИСа, покинувший компанию по личным причинам.
  • ЯКрут — наемник на службе у Сорренто и IOI. Крайне успешен и богат, отличается склонностью к болтовне.

Что здесь есть[править]

  • Аллитеративное имя — настоящее имя Парсифаля Уэйд Уоттс. Подсвечено тем, что так назвал его отец, фанат комиксов.
  • Бафос-нежданчик — кульминационная сцена — главный гад идет убивать главного героя, при помощи пистолета заставляя расступиться защищающих его жителей Штабелей. И тут же поворачивается к ним спиной. Любому из них было достаточно подобрать с земли камень и дать им злодею по затылку.
  • Бонус для взрослых — грозный глава IOI на личном входе в ОАЗИС читает про… упражнение Кегеля.
  • Бонус для пересматривающих — почти три сотни отсылок на игры, сериалы и фильмы из реального мира.
    • Уэйд говорит Саманте при первой встрече в реальности, что ей не стоит стесняться такой мелочи, как родимое пятно. Когда Артемида появляется на поле боя с точки входа IOI, можно заметить, что у неё на лице появляется пятно, на том же месте, где и в реальности.
    • О личности Куратора можно догадаться по поведению в каждом его появлении. В первой же сцене он не отключает воспоминания Холлидея сразу, а продолжает их смотреть. На замечание Уэйда о единственном месте с упоминанием Киры он реагирует довольно эмоционально и спорит о важности девушки и для Холлидея, и для Морроу.
    • Никто из «Пятерки» не использовал богатейший арсенал в отеле «Сияния». Это кажется нелогичным, особенно для Эйч, однако стоит вспомнить слова Куратора, сказаные несколько ранее: «Оружие и аватары взрослой тематики в здании Альманаха запрещены».
  • Блестящий неканон — от оригинала в фильме главные герои (при этом ввели одного нового, важного для сюжета), сеттинг и сама идея охоты за пасхалками. В остальном — это совершенно другое произведение на всё том же системообразующем базисе. Однако Спилберг — есть Спилберг, фирма веников не вяжет.
    • Проблема противоположных оценок приводит к тому, что фильм нередко считают более удачным произведением, чем оригинальный роман. И есть от чего — гики-пассхантеры в оригинальном романе показаны согласно штампам начала двухтысячных, герои за исключением главных — картонные, а поиск ключей сконцентрирован на невероятно монотонных малоизвестных играх вроде Zork [1]. Фильм Спилберга, отсылающий понемножку ко всему — музыке, кино и играм 80х/90х/2000х и повышающей понемногу роль всех героев, смотрится на этом фоне куда выигрышнее.
    • Стоит также упомянуть, что субкультура геймеров ВООБЩЕ не просто не раскрыта в фильме, а работает совсем противоположным образом. Что значит «не любят правила». Вы про понятие «правила игры» слышали? Да без пункта про них ни один обзор видеоигры не обходится. А как тут работают ПвП и ПвЕ-зоны? Вообще не похоже ни на что. А все эти «отсылки» вставленны топорно: почему все побочные персонажи одеваются только в генерик-скины без попытки самовыразиться?
    • Экранизацией напрочь похерена сама завязка всей истории Поиска. Если в книжном первоисточнике долгожданная находка первого ключа стало событием мирового масштаба (и именно поэтому сделала Уэйда знаменитостью), то в фильме где хранится первый ключ, знает каждый дурак, а его добыча сводится к тому, чтобы любым разрешённым способом выиграть в лишь чуть-чуть небанальной автогонке. Оригинальный лабиринт из Tomb of Horrors смотрелся бы едва ли не лучше, как и сражение с королём-личем.
  • Гиллигановский монтаж — Парсифаль заявляет «Я это не надену!» Артемиде, когда та для маскировки предлагает ему носить артефакт «Очки Кларка Кента» и деловой пиджак поверх своего аватара. Следующий кадр: Парсифаль идет в очках и пиджаке, позади него — ехидно улыбающаяся Артемида.
  • Виртуальная реальность — разумеется, большая часть действия происходит именно в ней. Необычно подано сочетание разных типов ВР: есть как явная трёхмерная графика, так и полная реалистичность с живыми актёрами, причём они перемешиваются и плавно переходят одна в другую. И, надо сказать, зрелище здоровенного полумеханического негра на фоне интерьеров отеля из «Сияния» или беседа «компьютерного» Парсифаля с реалистичным Холлидеем смотрятся совершенно сногсшибательно.
    • Зато напрочь упущена такая интересная для жанра фишка, как постоянная "игра внутри игры" при прохождении каждого из ключей и побочных квестов. Хотя бы один раз в качестве разрядки сюжета она точно была бы к месту.
  • Главный Гад пополам с Я богатый, мне всё можно — Нолан Сорренто, глава IOI.
  • Голливудское уродство — признайтесь, Артемида в реальной жизни показалась вам уродливой?
    • А никто её и не считал уродливой ни в книге, ни в фильме. Просто девушка, которая очень стесняется родимого пятна на лице.
      • Фанатский обоснуй с ТВтропес: хорошо известно, насколько сильно иногда бьет по самооценке людей сравнение с реальными «стандартами» красоты. А тут, на минуточку, идеальный виртуальный мир, в котором каждый выглядит как считает нужным. Какие стандарты вообще может он родить?
  • Символическое имя — у Парсифаля и Артемиды. Кроме этого, говорящим является название ОАЗИС, так как Джеймс Холлидей, создавший его, в виртуальной реальности чувствовал себя как дома.
  • Даже у зла есть стандарты — ЯКрут крайне резко реагирует на попытку Сорренто убить стоящего на пороге выигрыша Парсифаля, заявляя, что это — типичный «кемпинг».
  • Два в одном и три в одном — инверсия. За Сорренто, который в фильме в основном руководит, отдуваются Я-крУт и Ф’Нэйл, которая возглавляет операции IOI в реальном мире.
  • Знаменитые последние слова — Дайто, показывая средний палец: «За Пасхалкой!»
  • Идиотский мяч — Сорренто смог узнать о взломе его аккаунта в ОАЗИСе только потому, что Уэйд не закрыл дверь.
  • Квинтет — команда главных героев: Парсифаль (Герой), Эйч (Напарник), Дайто (Силач), Артемида (Девчонка), Сё (Сын полка).
  • Код на стенке — у главзлодея на кресле стикер с паролем, и в процессе фильма становится понятно, что в это место (на минуточку, рабочее место Самого Главного Босса) без особых проблем может дойти вообще любая шестерка.
  • Крутой ботан/Крутой гик — собственно, главные герои фильма.
  • Мегакорпорация — IOI.
  • Наше время +20 — действие происходит в 2045 году.
  • Негосударственная сверхдержава — такой является IOI, имеющая «Долговые центры», которые созданы чтобы заставить людей отработать любую задолженность перед компанией.
  • Не читал, но осуждаю — на Западе фильм обвиняют в «в расизме, отбеливании, сексизме, мужском доминировании, недостатке черной культуры», из-за того что главный герой белый и не гей, и его подруга тоже белая.
    • а в России ровно наборот — фильм обвиняют в «толерастии» из-за того что среди главных героев есть чёрная том-бой (которую обозвали «лесбиянкой» [2]) и два азиата.
  • Окрутеть в адаптации — Я-крУт, в книге бывший пасхантером-неудачником, тут совсем другой коленкор — грозный онлайн-наемник. Хотя позёром он остался всё таким же.
  • Она не моя девушка! — так поначалу складывались отношения между Парсифалем и Артемидой, однако затем они влюбились в друг друга.
  • Пощадить в адаптации — Дайто, который в отличие от книги не погиб, а остался в живых.
  • Разные художественные языки — почти все испытания и загадки в фильме по сравнению с книгой переделаны в сторону зрелищности. Вполне оправданно: читать про то, как главгерой в течение шести часов набирает абсолютный максимум очков в «Пакмана» с использованием багов игрового автомата, довольно увлекательно, но вы попробуйте показать это на экране… Иногда обыграно тоньше: в книге есть моменты, когда герои должны «пройти» кинофильм, отыгрывая реплики и действия кого-то из актёров, а в экранизации они всей компанией попадают в кубриковское «Сияние».
  • Ружьё Чехова — монета, которую Куратор проспорил главному герою.
    • А также вещи (отматывающий время кубик и святая граната), которые Уэйд невзначай купил после того, как нашел первый ключ.
    • И здесь же — откровение у холодильника: а вы помните, как именно звучала ставка Парсифаля в споре с Куратором? «Бьюсь об заклад на все свои монеты». А теперь вспомните, что происходит с инвентарём игрока в момент смерти. Куратор в точности выполнил условие.
    • Стальной Гигант появляется в первые же 20 минут фильма.
  • Светлее и мягче — по сравнению с книгой, и сильно. В книге был шок-контент вроде использования Уэйдом секс-робота по назначению, это не говоря о смерти Дайто.
    • Корпорация IOI в книге гораздо темнее и зубастее. Сетевой шпионаж, заказные убийства с сокрытием преступления и стремление прибрать к рукам все, до чего только сможет дотянутся отнюдь не ради размещения рекламы. И все это с совершенной честностью с юридической стороны.
    • Шестерки в фильме могут только мешаться под ногами, в книге это армия безликих головорезов, демонстрирующая всю мощь IOI, способная в тактику и в разгадывание головоломок.
  • Сирота + Домашний тиран + Скверная мамочка — родители Уэйда умерли, и он воспитывается у тёти, которая готова уже выгнать его из дома за провинности, а также состоит в отношениях с хахалем, который тратит все домашние деньги, избивает Уэйда и, как главный герой отмечает, не является даже первым.
  • Сопротивление — аверсия: местное Сопротивление (да, именно так и называется) занимается тем, что местную корпорацию Зла пытается… обыграть в компьютерной игре.
  • Стрелок Чехова — Огден Морроу только упоминается в начале фильма и пару раз встречается в видео, которые Уэйд просматривал, чтобы найти подсказки. В конце он оказывается Куратором, помогавшим героям, он же выдал дополнительную жизнь, и через него же Уэйд получает владение над ОАЗИСом.
  • Упростили и опошлили — образ Уэйда. В книге это был необычайно умный, упорный и волевой человек, прущий к своей цели с настойчивостью ледника. В фильме — получился каким-то олухом, который случайно разгадал первую загадку, но постоянно и феерично тупит во всём остальном, давая злодеям шанс найти и преследовать его.
    • В экранизации жизнь Уэйда в целом показана сильно проще и сытнее, чем в первоисточнике. Книжный Уэйд не располагал средствами не то что на модифицированный "Де лориан" (он купил его сильно позже, уже став популярным и преуспевающим пасхантером), но даже на еду и приличную консоль для подключения к "Оазису" и пользовался школьной. Поэтому, как было уже отмечено, эпизод с получением первого ключа значительно выигрышнее смотрелся бы именно книжный, причём он ничуть не портил сцену знакомства с Артемидой.
    • Оазис в каноне был полифункциональной виртуальной вселенной, где люди не только собственно играли в игры, но и работали, и учились, и жили светской жизнью (что-то вроде Диптауна из «Лабиринта отражений» Лукьяненко): в частности, с учёбой связан был один из важных поворотов сюжета, из экранизации выкинутых. Именно поэтому (многие действительно важные вещи перенеслись в виртуальную реальность) игровая валюта стала самой стабильной на планете.
    • Нолан Сорренто в книге не карикатурный дерганный злодей, а пугающий человек, готовый ради компании на собственную отставку, и большую часть времени он действует за кадром, лишь изредка появляясь, чтобы вогнать героев в еще больший ужас и отчаяние. И да, в книге он чуть не победил причем честно.
  • Что за идиот! — Уэйд, который называет в Оазисе своё настоящее имя, не озаботившись защитой от прослушки.
  • Ужас у холодильника — особенно касается книги. В финале Сорренто подрывает цепь артефактов, убивающих всех аватаров на планете (а в книге и вовсе — во всем секторе). А теперь вспоминаем, как сильно экономика ОАЗИСа влияет на экономику реального мира, и то, как люди вкладывают вообще все деньги в него. Экономический эффект сравним с подрывом термоядерной бомбы над парой экономических столиц мира, если не сильнее.
    • А зачем Холлидей вообще создал столько возможностей по внутриигровому геноциду? Артефакты, выкашивающие сектора, Большая Красная Кнопка, уничтожающая весь ОАЗИС без остатка… Комплекс Бога или же он устал от собственного детища?
    • Красную Кнопку — понятно зачем. На случай, если эскапизм в человечестве станет чересчур уж силён даже на его вкус, а других способов вернуть людей в реальность он не найдёт.
  • Что за фигня, герой? — заключительный монолог в котором главный герой рассказывает о "непопулярном решении" закрывать Оазис на два дня в неделю, "чтобы люди проводили больше времени в реальном мире". Ау, а ничего что некоторые люди в этой игровой вселенной вообще-то себе на жизнь зарабатывают, учатся или общаются с родными (которые в реальной жизни находятся слишком далеко)?
    • Мы же не знаем достоверно, как именно "закрывается" доступ. Может, чат-комнаты или какой-нибудь оффлайн-режим в виде личной виртуальной резиденции, заменившей домашнюю страницу, сохраняется. Должны же, условно, дети где-то на выходных учить уроки.

Примечания[править]

  1. Выглядящей примерно так
  2. В книге мама выгнала Эйч из дома именно за нестандартную ориентацию, но в фильме на это есть один-единственный трёхсекундный намёк (когда Эйч определённо не против поцеловать голую красотку из номера 237). Всё остальное время Эйч ведёт себя нейтрально, а кое-где, кажется, даже ревнует главного героя. Ах да, а ещё аватар Эйч(а) в книге белый. Это в тему «отбеливания».