Мегакорпорация

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mega Corp.. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы. »
Приписывают Карлу Марксу, в реальности — T. Дж. Даннинг
Omni Consumer Products из «Робокопа»

Социальная фантастика, например, антиутопия или киберпанк, часто обращается к теме взаимодействия социума и огромных корпораций. Учитывая, что главной целью корпорации является получение прибыли, а не удовлетворение потребностей общества, такое взаимодействие явно не всегда будет, собственно, удовлетворять общество.

Мегакорпорация не просто является монополистом. Нет, она уже далеко не монополист — она производит все продукты и захватила все рынки, от нее никуда не деться и не скрыться (ах, где же было антимонопольное законодательство?). При этом мегакорпорация остается частной, то есть не обязана играть по правилам, устанавливаемым правительством, более того, в большинстве случаев фактически сама является правительством (или контролирует его), имеет частную армию и полицию. Корпорации-монстры, как правило, придерживаются лицемерной псевдодемократической политики: «никто не заставляет вас пользоваться нашими продуктами, можете их не покупать». На деле, разумеется, альтернативы не существует. Ну а если вы решили воспользоваться услугами и товарами мегакорпорации, то извольте оплатить определённую денежку по специальному прейскуранту или взять в долг. Иначе, как говорится, no money — no honey.

Мегакорпорации очень редко изображены положительно: так, руководство их чаще всего жадные бюрократы, протирающие штаны в офисах, коррумпированные директора, которые готовы удавиться за копейку и платят эксплуатируемому персоналу жалкие гроши, нимало не заботясь о нормах техники безопасности. Не стоит забывать о продажных адвокатах мегакорпораций, которые кого угодно сотрут в порошок.

Если в мегакорпорации есть исследовательский отдел, он обычно занимается безумными экспериментами, которые всегда плохо кончаются, потому что что-то пошло не так. Если проводились биологические исследования, есть шанс, что результатом их станет зомби-апокалипсис. Мегакорпорация непременно попытается изящно замести следы провального эксперимента, скажем, сбросив на заражённый город атомную бомбу. Если, конечно, успеет.

Градус деспотизма мегакорпорации максимален в произведениях-антиутопиях, где зачастую государство — это она, наша корпорация-монстр. Это особый подтроп мегакорпорации, назовём его Корпоратократия.

Родственный троп — ACME.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Андрей Ливадный:
    • Трилогия «Рэйвен» — Cyber-Systems имеет собственный космофлот с космодесантом из киборгов.
    • Цикл «История Галактики» — множество корпораций владеют целыми звёздными системами, правда крупшейней была «Галактические киберсистемы», пока семья Сент-Иво не перегрызлась, в результате чего корпорация пришла в упадок и, впоследствии, канула в лету.
  • Джаспер Ффорде, серия «Четверг Нонетот» — корпорация «Голиаф». Поднялась на военных заказах до анекдотических высот, превратилась фактически в государство в государстве, попыталась стать религией, а по пути совершила буквально любое из отвратительных преступлений, которое может прийти к вам в голову.
    • «Объединённые полезности» из «Последней Охотницы на драконов» — главнейший в Несоединенных Королевствах производителя дешевого барахла. Фирма до того мощная и обширная, что даже обзавелась собственным королевством.
    • «Гибер-тех» из «Ранней пташки» — единственный производитель и поставщик морфенокса, чудодейственного препарата, который снижает риск смерти во время зимней спячки и переводит людей в состояние гибернации без сновидений. Правда примерно каждый трёхтысячный потребитель морфенокса превращается в де-факто зомби, но «Гибер-тех» переделывает их в чернорабочих или использует как доноров.
  • Лилия Курпатова-Ким, трилогия «Максимус Гром» — сеттинг киберпанка обязывает. По сути всё хай-тек пространство (де факто, вся планета) управляется мегакорпорациями, являющейся как правило абсолютными монополистами в определённой сфере экономики. Покупают парламент, назначают президента, определяют политическую и культурную повестку в обществе. А потом и вовсе оказывается, что за весь тот замечательный мирок в котором теперь и лотеки без аппаратом ЭКГ и самолётов, и хай-теки без нормальной жратвы и чистых пляжей, и несколько сот миллионов погибших в нефтяной войне — их рук дело (хотя в этом то как раз ничего удивительного нет — просто правда оказывается ещё страшнее в своей чудовищной обыденности).
  • Йон Колфер «Космо Хилл» — корпорация зла для не самых но маленьких, «Маичи». Построили город в свою честь, в который заселили 20 миллионов человек приманив деньгами. И превратив город в образцово показательную помойку, с киберпанками, подростковыми бандами и стоимостью человеческой жизни ниже абсолютного нуля. Всех с корпоративной политикой несогласных, разносят «Параюристы» — корпоративная армия отморозков. Не смотря на стереотипичность, получилось довольно убедительно.

Кино[править]

  • «Джонни-мнемоник» — «Фармаком». Формально-опереточные злодеи, которые вроде как создали лекарство от вируса перегорания сознания. Но не хотят им делиться… потому что плохие видиом.
  • «Корпорация „Бессмертие“» — MacCorp. Ещё более формально-опереточные… но не сказать что даже злодеи. По факту за всё происходящее в мире компания не несёт ответственности, они просто жадные барыги сидящие на ресурсах и технологиях. Более того, в конце даётся вброс о том что под руководством хороших людей, вероятно они могут мир и к лучшему изменить.
  • «Район № 9» — корпорация «MultiNational United» (MNU), содержащая инопланетян-«моллюсков» в концентрационном лагере и проводящая над ними опыты. Когда главный герой контактирует с инопланетной жидкостью и начинает медленно трансформироваться в «моллюска», она ожидаемо открывает на него охоту. Живут с производства оружия и военных конфликтов, что хорошо заметно. Вопрос — каким таким блин образом весь мир (в 1982 году, во время холодной войны), отдал вопрос инопланетян и их технологий, на откуп какой то там ЮАРовской корпорации (статус ЮАР в мире тогда был весьма спорный, мягко говоря), остаётся открытым.
  • «Рипо! Генетическая опера» — GeneCo. Мегакорпорация занимающаяся продажей человеческих органов, точнее сдачей в аренду с пожизненной подпиской.
  • «Робокоп» — корпорация OCP (ОуСиПи). Производят всё, от канцелярских принадлежностей и настольных игр, до боевых робот и космических ракет. Зачем они взяли на себя такой головняк как умирающий Детройт, вопрос на самом деле открытый. Но одно хорошее дело сделали, вернули к жизни Алекса Мёрфи. О чём потом сами неоднократно жалели, ибо сумасшедшее человечье сердце не превратило его в послушную машину убийцу.
  • «Частный детектив, или Операция „Кооперация“» — шутки ради: Земля с надписью «Кооператив Земля» в конце фильма. При этом за кадром раздаётся вопль ужаса.
  • «Чужой» — корпорация «Вейланд-Ютани». Корпорация снаряжает свои собственные космические грузовые корабли, покупает и переоборудует космические станции, производит передовых андроидов, вытеснив всех конкурентов, проводит бесчеловечные опыты в любом удобном для неё месте, на любом корабле или колонии есть её сотрудники разной степени паршивости, а ещё встраивает свой софт в бортовые компьютеры и ключевые компьютерные системы. Очевидно — обладают колоссальной политической властью во всей ойкумене. Настолько колоссальной, что не исключено что экспедицию «Сулако» погнали на убой намеренно, сговорившись с военной верхушкой.
  • «Аватар» — RDA собственно, как крупнейший и наверное единственный поставщик хрендостания для человечества. В результате чего, обалдевшие до полной бессознательности — наукой занимаются, но формально. Штат наёмников раздут до предела, из земного правительства их, разумеется, никто не контролирует. А в результате «курьёза исполнителя» и просто тупого идиотизма — вся колония вылетает в трубу.
  • "Бессмертные: Война Миров" - "Евгеника", генетическая мегакорпорация с колоссальным политическим и экономическим влиянием, скупившая Нью-Йорк на корню и поставившая над городом своего мэра. Угнетают инопланетян и ещё "чистых" людей, превратили почти всё население в мутантов и киборгов, которых держат под плотным контролем за счёт полного контроля медицинских услуг и сопутствующих товаров, и разумеется занимаются незаконной научной деятельностью. В оригинальном графическом романе имела место быть радикальная теократическая диктатура полуфеодального типа что и объясняла подобную полноту власти. Именно они засадили Альсида Никопола в собственную воздушную криотюрьму и держали за его попытки противостоять их власти.
    • Но Энки Билал и как автор первоисточника и фильма, справедливо рассудил что творящейся в романе эпический шизоториум со всеми нюансами в фильм всё равно не впихнёшь - и сделал привычный для зрителя троп про злодейскую корпоратократию.

Телесериалы[править]

  • «Светлячок» (2002) — корпорация «Blue Sun». Производит все — от продуктов питания до оружия и военной техники. Также производит опыты над людьми (в частности — Ривер) и имеет в наличии собственных людей в чёрном.
  • «В поле зрения» (2011) — «Desima Tech». Корпорация с форменными отморозками и социопатами в качестве сотрудников, которые успешно манипулируют коррумпированными чиновниками и политиками, не моргнув глазом вторгаются на режимные объекты, и без зазрения совести готовы уничтожить любого кто встанет у них на пути. Но самое любопытное, что даже это всё оказалось не так важно. Потому что по сути вся корпорация, оказалось грандиозной «операцией прикрытия» одного «маленького» компьютерного проекта, что обещал всему человечеству много счастья и тепла (нет).
  • «Кровавая гонка» — Heart Enterprises, эталонная мегакорпорация зла, захватившая все сферы производства и жизни людей в постапокалиптической Америке. Бесчеловечные эксперименты на грани техномагии в комплекте (как вам такое — машины, ездящие на человеческой крови? Спасибо энергетическому кризису и $200 за литр бензина. И кстати, машины эти «питаются» путем забрасывания живого топлива прямо в мотор).
  • «Штамм» - Stoneheart Group компания Элдрича Палмера. Достаточно сильна и влиятельна, чтобы устроить конец света, про мелочи вроде влияния на чиновников США - что они во время эпидемии говорят, мол эпидемии нет, доступа к любым персональным данным для подбора будущего скота, доступа к радиоактивным материалам и ядерному оружию, даже упоминать не будем. Конечно, без Хозяина привести всё это к тому, к чему всё пришло им бы не удалось, но и обратное тоже верно на все сто.

Мультфильмы[править]

  • «ВАЛЛ-И» — компания «Buy n Large» поглотила все остальные компании и правила Землёй, в следствие чего она превратилась в огромную мусорку.

Мультсериалы[править]

  • «Meta Runner» — TAS Corp. Редкий пример, когда зловещей корпорацией, охватывающей весь мир, является… издательство видеоигр?!

Комиксы[править]

  • DC Comics:
    • «LexCorp» Лекса Лютора из комиксов о Супермене.
    • «Уэйн Индастриз», компания, принадлежащая Бэтмену.
  • Marvel Comics:
    • «Оскорп» Нормана Осборна из комиксов про Человека-паука.
    • «Stark Industries» — личная лавочка четы Старков, ведущая свои дела аж с 1950-х.
    • «Roxxon Energy Corporation» — зловещие конкуренты Старка.

Веб-комиксы[править]

  • «Romantically Apocalyptic» — «G-Corp» создали ИИ, которому поставили задачу обеспечить корпорации всё — ну ИИ и обеспечил — теперь всё, совсем всё. ИИ быстро научился злоупотреблять патентным троллингом, а потому умудрился запатентовать законодательство, лишив власти всего мира возможности воздействовать на корпорацию антимонопольным правом. Он даже запатентовал букву «G», после чего любое содержащее её ругательство стало нарушать права корпорации. Да что там — он запатентовали саму ПРИРОДУ — а потом уничтожил нелицензионную копию.

Аниме и манга[править]

Корпорация GALHOUND существует в Black Magic M-66, Dominion Tank Police, Ghost in the Shell и Apple Seed.
  • Особый пример — Корпорация GALHOUND, смотрите иллюстрацию где встречается.
  • TOA Heavy Industries из нескольких не связанных между собой работ Цутому Нихэя. При том в отличие от многих других примеров в данной статье у него эти ребята всегда хорошие — их соцпакет даже конец света пережить способен.
  • «JoJo's Bizarre Adventure» — Фонд Спидвагона. Пустили свои корни в большинство мирных отраслей с целью помогать клану Джостаров против любых паронормальных угроз человечеству.
  • «No Guns Life» — корпорация Берюрен не просто вобрала в себя все самые отрицательные черты тропа, но ещё и отыгрывает их в режиме педаль в пол — даже наследникам основателя несладко приходится.

Видеоигры[править]

  • F.E.A.R. — «Армахэм Технолоджи». Оружие и военные технологии во все поля. Даже для мира видеоигр, на редкость мерзопакостные мрази. Эксперименты над малолетним медиумом Альмой Вейд (проведённые её собственным отцом и коллегами, такими же выродками) и её сыновьями, с целью создания целого поколения командиров телепатов для своей персональной армии репликантов, с продажей их кому угодно кто заплатит. В процессе лет за 50 деятельности, похоронили тысячи подопытных и неугодных свидетелей. Разумеется всё вышло из под контроля. В результате имеем гибель пары миллионов американцев вместе с городом Фэйрпорт, выход армии репликантов из под контроля с последующей бойней всех против всех на его руинах. И открытие восставшей против этой реальности Альмой Вейд, портал похоже в преисподнюю, с угрозой существования жизни на Земле. И что характерно, даже смотря на последний факт, корпорация всё равно продолжала спасать документы и имущество, с целью продолжить свою деятельность где то ещё (где, после конца света, вопрос открытый).
  • Anno 2205 — играем за таковую. Светлый пример тропа. Строим город, где все жители наши акционеры, развиваем его, постепенно завоёвывая доверие инвесторов — расширяем возможности строительства и покупаем новые территории. Зелёная энергетика, парки на крышах, своя лунная программа. Идиллия в общем.
  • Battleborn — Консорциум Последнего Света, или проще — КПС. Аристократы-буржуи в своей естественной среде обитания на мобильном Аркфлоте (без 5 минут — рукотворная планета). Другим фракциям гайки не крутят, но без выгоды для себя в войну не лезут, даже если на кон поставленны останки почти уничтоженной Вселенной.
  • Call of Duty:
    • CoD: Advanced Warfare — «Атлас». По сути — частная армия по найму, для которой другие страны — либо наниматели, либо насильственные спонсоры. Особенно, когда её глава уже давно замышлял развязать Третью Мировую, потому заранее навязывал свои услуги странам третьего мира, чтобы на их основе разработать финансово-производственную базу. И не прогадал.
    • CoD: Black Ops 3 — «Единство». Радикальный трансгуманизм идёт хоть и без мании величия на глобальном уровне, но рука об руку с ЦРУ и её секретными подрядами. Казалось бы, причём здесь солидные запасы «Новы-6» в каждом офисе?
  • Crysis — «Харгрив-Раш Биомедикал» с её подразделениями в виде «CryNet Systems», C.E.L.L. и т. д. Неоднозначна, поскольку оба генеральных директоров (Джейкоб Харгрив и Карл Раш), помогали главным героям во второй и третьей частях, но и воевать с её подразделениями приходилось тоже очень много. После того, как с поста директора ушёл Раш, корпорация претерпела ребрендинг и переименовала себя в C.E.L.L.
  • Dead Space — корпорация CEC, снабжающая человечество минеральными ресурсами из космоса при помощи ей же созданных космокораблей — планетарных потрошителей. Учитывая то, что судно USG «Ишимура» было направлено ею на Эгиду-7 по просьбе юнитологов, возможно, является марионеткой Церкви Юнитологии. Отношение к персоналу и условиям труда в целом, отлично видно по состоянию «Ишимуры» — которая не разваливается при полёте, только потому что её птицы засрали.
  • Death end Re;quest — Aggle Inc., отсылающая на сами понимаете какую компанию.
  • Deus Ex — VersaLife, Tai Yong Medical и куча других корпораций, всё-таки посткиберпанковский технотриллер. Более того, в HR сам Дженсен являются аж целым главой СБ «Sharif ind». Корпорации зла безусловно присутствуют, но всё-таки тут всё достаточно неоднозначно.
    • более того "Sarif Industries" можно даже привести как пример хорошей мегакорпорации. Её сотрудники максимум тянут на идейных трудоголиков, сама компания, помимо того, что стала градообразующим предприятием Детройта, занимается именно что улучшением жизни людей (за деньги, да, но при этом не пытаются сделать из клиентов пожизненных должников или зомби), а завязка Human Revolution вообще происходит из-за того что компания чуть ли не готовится - "Протезов всем, даром и пусть никто не уйдёт обиженным" - снять аугментов с пожизненной иглы иммуносупрессоров. К сожалению, оказавшись мега- в плане научных достижений, выяснилось что она совсем не мега- в грубой силе или политических виляниях (что тоже как бы плюс в карму и в пользу тезиса, что добро должно быть с кулаками).
  • DooM — корпорация UAC, имеющая исследовательские базы на Марсе. И в каждой адаптации там случается какая-то авария, из-за которой там появляются демоны.
  • Ground Control — практически всё за пределами Земли принадлежит той или иной мегакорпорации. Так как на самой Земле войны запрещены, то корпорации выясняют отношения в космосе либо на поверхности колоний. Формально, даже Орден нового рассвета зарегистрирован как корпорация (чтобы принимать участие в корпоративном совете). Не считая Ордена, крупнейшей корпорацией является «Крэйвен». У «Крэйвен» есть довольно солидный космофлот и внушительная армия из наёмников. Из-за этого корпорация нередко враждует с более продвинутым и фанатичным Орденом.
    • Во второй части (столетия спустя), осталась лишь одна корпорация, которой удалось пережить галактическую войну и формирование Земной империи.
  • Nexus: The Jupiter Incident — в предыстории игры, не так давно закончилась война между объединённым правительством Земли и мегакорпорациями, которые пожелали действовать по своим законам. Корпорации победили, и теперь власть Земли ограничивается лунной орбитой, а за пределами — у кого больше пушка, тот и прав. ГГ начинает игру работая на компанию «SpaceTech», правда ему приходится спасать бывшего боевого товарища (работающего на Землю) от нападения двух тяжёлых корветов корпорации «OSEC». Крупнейшей корпорацией является японская «Kissaki Syndicate».
  • Overwatch — как бы странно ни звучало, а «Коготь», основные антагонисты игры, начинали свою деятельность как международная ЧВК по борьбе с недобитыми омниками-мятежниками и раскольниками среди людей. С началом негласной войны с «Овервотч», они ушли в подполье, но по-прежнему выполняют свою роль серых кардиналов 21-го века. Даже свою собственную армию наёмников содержат, но со временем стали переходить на подразделения зомбированных спецов.
    • Частная строительная компания «Вишкар» практически ни чем не лучше «Когтя» в своей бизнес-тактике (а один из её главных менеджеров и вовсе служит связным между обоими фракциями).
  • Во вселенной студии Project Moon (Авторов Library of Ruina, Lobotomy Corporation и Limbus Company) Город разделен на 26 районов, каждый из которых управляется одним из Крыльев — корпорацией, имеющих в распоряжении технологические Сингулярности, наподобие управления временем, телепортации или физического воплощения мыслей.
  • Prey (2017) — корпорация «Транстар», гигант космической индустрии, которому принадлежит роскошная станция «Талос-1», находящаяся на орбите Земли. Там она втайне изучает инопланетный вид тифонов и, скармливая им «добровольцев», производит нейромоды — средства для перенесения навыков из одного мозга в другой.
  • Remember Me — Memorize, фактически перестроившая всё глобальное общество своей технологией перезаписи памяти и возродившая Париж почти что с нуля, перенеся штаб-квартиру и профинансировав перестройку города. При этом совершенно не покушается на политическую власть.
  • Resident Evil — корпорация Амбрелла. (упорядочить)
    • Забавно, но «Амбрелла», по утверждению людей, слабо знакомых с игрой, не является плохой корпорацией, хотя любой знакомый с темой скажет обратное. По словам этих людей, все беды начались именно что из-за Вескера и Биркина, которые решили «кинуть» корпорацию (и друг друга, до кучи). Корпорация благополучно и развалилась. А то, что они разрабатывали биологическое оружие для торговли на черном рынке, проводили опыты над детьми с последующими убийствами, без колебаний расправлялись со всеми, кто стоял у них на пути, подставляли своих же сотрудников на растерзание монстрам, чтобы проверить эффективность новых образцов — это все фигня, по их мнению. А вот «Трайселл» из пятой части — это да, уже злая версия, не то, что былая добренькая Амбрелла.
    • Амбрелла, будучи монополистом в этой области, и имея не самых приятных и этичных сотрудников, тем не менее всегда имела средства для контроля и подавления своих творений, а эксперименты проводила в ограниченных масштабах с соблюдением техник безопасности. К тому же всё познаётся в сравнении, просто посмотрите, что было при Амбрелле в плане био-угроз — один стотысячный город уничтожен биооружием и стерилизован ядерным ударом — и что стало после её развала — уже не просто города, целые страны стали жертвами применения биооружия.
      • Нет, не имела. Инцидент в Арклее и Енотограде выявил их вопиющую некомпетентность в деле организации защиты населения и объектов от биологической опасности.
    • Корпорация, убившая семейство Треворов, а их дочь Лизу превратившая своими экспериментами в НЁХ — хорошая?
      • Этим занимался конкретно основатель корпорации Озвелл Спенсер.
        • Какая разница, если он ее руководитель? Это все равно, что отрицать преступную сущность Третьего Рейха, на том основании, что все его зверства творились по приказу кучки лиц в руководстве.
  • Syndicate — вся серия игр основана на противостояниях мегакорпораций (таких как EuroCorp, Aspai, Cayman Global, Wolf Western и т. д.).
  • Tachyon: The Fringe — множество примеров, однако самой крупной является Галактик Спэннинг Корпорейшн («корпорация галактических масштабов»). Для врагов — «спаннеры» (также переводится как гаечные ключи). Обладают внушительным космофлотом. Их врагами в игре являются свободолюбивые горняки коллективно известные как «Бора». Их кустарные корабли позволяют им противостоять могущественной корпорации, позарившейся на их территорию.
  • Team Fortress 2 — Mann Co. А также Грей Манн, который, по-видимому, тоже создает не только роботов.
  • X: Rebirth — хороший пример типичной «мегакорпорации без совести» — Плутарх Майнинг Корпорейшн (тут вам и работорговля, и коррупция, и устранение неугодных и даже попытка использования ксенонских технологий, которые до добра не довели). Есть и деконструкция: Терракорп, основанная когда-то протагонистом из первой части, которая за время отключения врат сделала все, чтобы население «Обители света» жило хорошо.
  • Cyberpunk 2077 — японская «Арасака» и американская «Милитех».
  • Unreal:
    • Добывающая корпорация «Лиандри», известная за широкое использование робототехники и организацию турниров, которым посвящена отдельная подсерия. В турнирах её представляет команда «Испорченные»/«Искажение»,[1] состоящая из ИИ и киборгов.
    • Исследовательская компания «Эксон», создающая оружие и бронетехнику, а также поставляющая её другим корпорациям и правительству Земли. Большая часть военной техники из UT2004 и UT3 — именно её производства. В турнире «Эксон» спонсирует команды генномодифицированных бойцов, вроде «Голиаф» и «Джаггернаут».
    • «Фэйдер», загадочная корпорация, способная при помощи нанотехнологий создавать живых мертвецов некрисов, которые использовались в качестве суперсолдат. В определённый момент они перехватили власть и превратили «Фэйдер» в причудливое теократическое государство с поклонением наномашинной жидкости, предположительно разумной. Использует нетрадиционные боевые машины, ходящие на щупальцах и парящие на антигравах.
  • Space Station 13 — Корпорация «NanoTrasen», крупнейшая корпорация человечества, подмявшая под себя практически все сферы деятельности человечества в 26 веке. Впрочем, не единственная, корпорации поменьше объединились в Синдикат и стараются конкурировать с ней как легально, так и всякими подлыми методами.
  • Honkai: Star Rail — Корпорация Межзвёздного Мира (который peace). Стремятся к всеохватной монополии и повсеместному утверждению своей валюты… по религиозным соображениям: они исповедуют Путь Сохранения, концепции которого отвечает единый финансово-экономический порядок. Но и себя любимых топы не забывают, конечно.

Настольные игры[править]

  • Cyberpunk 2020 — мегакорп в мире очень много, и многим странам во время кризисов 21-ого века приходилось обращаться за помощью к ним с переменным успехом. Самые известные — мировые конкуренты «Арасака» и «Милитэк», являющиеся военными компаниями, и нефтяные гиганты «СовОйл» и «ПетроКем». Происходило целых 4 Корпоративной войны, последняя из которых превзошла по масштабам две мировые.
  • New-Angeles — Вся игра строится на интригах мегакорпораций, которые пытаются получить контроль над городом… при этом не дав правительству повода взять все в свои руки.
  • Мир Тьмы (линейка «Werewolf: The Apocalypse») — корпорация «Пентекс».
  • Shadowrun — десять корпораций категории «ААА» творят, что хотят, государствам не подчиняются, и сами держат корпоративный верховный суд.
  • Eclipse Phase — Мегакорпорации стоят во главе Планетарного Консорциума.

Реальная жизнь[править]

  • Римская Католическая Церковь, a.k.a Ватикан. На пике своего могущества взымала десятину чуть ли не со всей Европы, имела огромное количество земель и богатств, фактическую монополию на правду, влияла на политику, а влияние Папы Римского превосходило влияние большинства королей. Не сильно отстаёт и поныне, имея агентурную сеть по всему миру и управляя колоссальными активами. Да и своеобразные вооружённые силы в виде религиозных боевых орденов прилагались.
  • Британская Ост-Индская Торговая Компания, особенно образцы XVIII века. Эталонный исторический пример мегакорпорации. В кольниальную эпоху были и другие подобные компании, но Ост-Индскую по праву можно считать самой могущественной и самой распиаренной. На пике могущества фактически контролировала всю торговлю с Индией и саму Индию, имела свои вооружённые силы и флот, огромное лобби в Парламенте Великобритании. С начала XIX века медленно, но верно зажималась Британским государством, пока не была окончательно ликвидирована в 1874 году.
  • ФРС США. Частная структура, полностью контролирующая, на минуточку, ЭМИССИЮ ДОЛЛАРА (!!!), по-прежнему важнейшей валюты в мире, с которой правительство США вынуждено договариваться и торговаться.
  • Saudi Aramco. Немножко с фитильком, так как мировой власти не имеет даже близко, но в своей родной Саудовской Аравии — абсолютный монополист в части добычи и переработки нефти, также имеет огромное влияние в ОПЕК.
  • К званию мегакорпорации в конце XIX века достаточно близко подобралась Standard Oil Джона Рокфеллера, фактически монополизировавшая нефтедобычу в США. На минуточку, США на тот момент были крупнейшим добытчиком нефти с большим отрывом, что позволяет говорить о мировой монополии. От мирового господства корпорацию отделило несколько запоздалое, своевременное сплочение против неё американских элит а также тот факт, что значение нефти в мире конца XIX века было не очень высоким.

Примечания[править]

  1. В оригинале — «The Corrupt».