Мегакорпорация

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mega Corp.. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы. »
— Приписывают Карлу Марксу, в реальности — T. Дж. Даннинг
Omni Consumer Products из «Робокопа»

Социальная фантастика, например, антиутопия или киберпанк, часто обращается к теме взаимодействия социума и огромных корпораций. Учитывая, что главной целью корпорации является получение прибыли, а не удовлетворение потребностей общества, такое взаимодействие явно не всегда будет, собственно, удовлетворять общество.

Мегакорпорация не просто является монополистом. Нет, она уже далеко не монополист — она производит все продукты и захватила все рынки, от нее никуда не деться и не скрыться (ах, где же было антимонопольное законодательство?). При этом мегакорпорация остается частной, то есть не обязана играть по правилам, устанавливаемым правительством, более того, в большинстве случаев фактически сама является правительством (или контролирует его), имеет частную армию и полицию. Корпорации-монстры, как правило, придерживаются лицемерной псевдодемократической политики: «никто не заставляет вас пользоваться нашими продуктами, можете их не покупать». На деле, разумеется, альтернативы не существует. Ну а если вы решили воспользоваться услугами и товарами мегакорпорации, то извольте оплатить определённую денежку по специальному прейскуранту или взять в долг. Иначе, как говорится, no money — no honey.

Мегакорпорации очень редко изображены положительно: так, руководство их чаще всего жадные бюрократы, протирающие штаны в офисах, коррумпированные директора, которые готовы удавиться за копейку и платят эксплуатируемому персоналу жалкие гроши, нимало не заботясь о нормах техники безопасности. Не стоит забывать о продажных адвокатах мегакорпораций, которые кого угодно сотрут в порошок.

Если в мегакорпорации есть исследовательский отдел, он обычно занимается безумными экспериментами, которые всегда плохо кончаются, потому что что-то пошло не так. Если проводились биологические исследования, есть шанс, что результатом их станет зомби-апокалипсис. Мегакорпорация непременно попытается изящно замести следы провального эксперимента, скажем, сбросив на заражённый город атомную бомбу. Если, конечно, успеет.

Градус деспотизма мегакорпорации максимален в произведениях-антиутопиях, где зачастую государство — это она, наша корпорация-монстр. Это особый подтроп мегакорпорации, назовём его Корпоратократия.

Родственный троп — ACME.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Андрей Ливадный:
    • Трилогия «Рэйвен» — Cyber-Systems имеет собственный космофлот с космодесантом из киборгов.
    • Цикл «Экспансия: История галактики» — множество корпораций владеют целыми звёздными системами, правда крупшейней была «Галактические киберсистемы», пока семья Сент-Иво не перегрызлась, в результате чего корпорация пришла в упадок и, впоследствии, канула в лету.
  • Джаспер Ффорде, серия «Четверг Нонетот» — корпорация «Голиаф». Поднялась на военных заказах до анекдотических высот, превратилась фактически в государство в государстве, попыталась стать религией, а по пути совершила буквально любое из отвратительных преступлений, которое может прийти к вам в голову.
    • «Объединённые полезности» из «Последней Охотницы на драконов» — главнейший в Несоединенных Королевствах производителя дешевого барахла. Фирма до того мощная и обширная, что даже обзавелась собственным королевством.
    • «Гибер-тех» из «Ранней пташки» — единственный производитель и поставщик морфенокса, чудодейственного препарата, который снижает риск смерти во время зимней спячки и переводит людей в состояние гибернации без сновидений. Правда примерно каждый трёхтысячный потребитель морфенокса превращается в де-факто зомби, но «Гибер-тех» переделывает их в чернорабочих или использует как доноров.
  • Лилия Курпатова-Ким "Максимус Гром" трилогия - сеттинг киберпанка обязывает. По сути всё хай-тек пространство (де факто, вся планета) управляется мегакорпорациями, являющейся как правило абсолютными монополистами в определённой сфере экономики. Покупают парламент, назначают президента, определяют политическую и культурную повестку в обществе. А потом и вовсе оказывается, что за весь тот замечательный мирок в котором теперь и лотеки без аппаратом ЭКГ и самолётов, и хай-теки без нормальной жратвы и чистых пляжей, и несколько сот миллионов погибших в нефтяной войне - их рук дело (хотя в этом то как раз ничего удивительного нет - просто правда оказывается ещё страшнее в своей чудовищной обыденности).
  • Клиффорд Саймак, «Что может быть проще времени?» — компания Fishook. (больше инфо)
  • Евгений Велтистов, «Ресси — неуловимый друг» — фирма «Пеликан». (больше инфо)
  • Йон Колфер "Космо Хилл" - корпорация зла для не самых но маленьких, "Маичи". Построили город в свою честь, в который заселили 20 миллионов человек приманив деньгами. И превратив город в образцово показательную помойку, с киберпанками, подростковыми бандами и стоимостью человеческой жизни ниже абсолютного нуля. Всех с корпоративной политикой несогласных, разносят "Параюристы" - корпоративная армия отморозков. Не смотря на стереотипичность, получилось довольно убедительно.

Кино[править]

  • «Джонни-Мнемоник» — «Фармаком». Формально-опереточные злодеи, которые вроде как создали лекарство от вируса перегорания сознания. Но не хотят им делиться... потому что плохие видиом.
  • «Корпорация „Бессмертие“» — MacCorp. Ещё более формально-опереточные... но не сказать что даже злодеи. По факту за всё происходящее в мире компания не несёт ответственности, они просто жадные барыги сидящие на ресурсах и технологиях. Более того, в конце даётся вброс о том что под руководством хороших людей, вероятно они могут мир и к лучшему изменить.
  • «Район №9» — корпорация «MultiNational United» (MNU), содержащая инопланетян-«моллюсков» в концентрационном лагере и проводящая над ними опыты. Когда главный герой контактирует с инопланетной жидкостью и начинает медленно трансформироваться в «моллюска», она ожидаемо открывает на него охоту. Живут с производства оружия и военных конфликтов, что хорошо заметно. Вопрос - каким таким блин образом весь мир (в 1982 году, во время холодной войны), отдал вопрос инопланетян и их технологий, на откуп какой то там ЮАРовской корпорации (статус ЮАР в мире тогда был весьма спорный, мягко говоря), остаётся открытым.
  • «Рипо! Генетическая опера» — GeneCo. Мегакорпорация занимающаяся продажей человеческих органов, точнее сдачей в аренду с пожизненной подпиской.
  • «Робокоп» — корпорация OCP (ОуСиПи). Производят всё, от канцелярских принадлежностей и настольных игр, до боевых робот и космических ракет. Зачем они взяли на себя такой головняк как умирающий Детройт, вопрос на самом деле открытый. Но одно хорошее дело сделали, вернули к жизни Алекса Мёрфи. О чём потом сами неоднократно жалели, ибо сумасшедшее человечье сердце не превратило его в послушную машину убийцу.
  • «Частный детектив, или Операция „Кооперация“» — шутки ради: Земля с надписью «Кооператив Земля» в конце фильма. При этом за кадром раздаётся вопль ужаса.
  • «Чужой» — корпорация «Вейланд-Ютани». Корпорация снаряжает свои собственные космические грузовые корабли, покупает и переоборудует космические станции, производит передовых андроидов, вытеснив всех конкурентов, проводит бесчеловечные опыты в любом удобном для неё месте, на любом корабле или колонии есть её сотрудники разной степени паршивости, а ещё встраивает свой софт в бортовые компьютеры и ключевые компьютерные системы. Очевидно - обладают колоссальной политической властью во всей ойкумене. Настолько колоссальной, что не исключено что экспедицию "Сулако" погнали на убой намеренно, сговорившись с военной верхушкой.

Телесериалы[править]

  • «Киллджойс» — «Компания». (больше инфо)
  • «Светлячок» — корпорация «Blue Sun». Производит все — от продуктов питания до оружия и военной техники. Также производит опыты над людьми (в частности — Ривер) и имеет в наличии собственных людей в чёрном.
  • «Кровавая гонка' — Heart Enterprises, эталонная мегакорпорация зла, захватившая все сферы производства и жизни людей в постапокалиптической Америке. Бесчеловечные эксперименты на грани техномагии в комплекте (как вам такое — машины, ездящие на человеческой крови? Спасибо энергетическому кризису и $200 за литр бензина. И кстати, машины эти «питаются» путем забрасывания живого топлива прямо в мотор).

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда о Корре» — «Future Industries». (больше инфо)
  • «А.Т.О.М.» — «Ли Индастриз». (больше инфо)
  • «Динозавры» (кукольный сериал) — «Весайсо». (больше инфо)
  • «Галактический футбол» — «Техноид». (больше инфо)
  • «На замену» — «Флимко». (больше инфо)
  • «Скуби-Ду: Мистическая корпорация» — «Дестройдо». (больше инфо)
  • «Современная жизнь Рокко» — «Конглом-О», пародия и педаль в пол. (больше инфо)
  • «Чудеса на виражах» — «Хан Индастрис». (больше инфо)
  • «Meta Runner» — TAS Corp. Редкий пример, когда зловещей корпорацией, охватывающей весь мир, является… издательство видеоигр?!

Комиксы[править]

  • DC Comics:
    • «LexCorp» Лекса Лютора из комиксов о Супермене.
    • «Уэйн Индастриз», компания, принадлежащая Бэтмену.
  • Marvel Comics:
    • «Оскорп» Нормана Осборна из комиксов про Человека-паука.
    • «Stark Industries» — личная лавочка четы Старков, ведущая свои дела аж с 1950-х.
    • «Roxxon Energy Corporation» — зловещие конкуренты Старка.

Аниме и манга[править]

Корпорация GALHOUND существует в Black Magic M-66, Dominion Tank Police, Ghost in the Shell и Apple Seed.
  • Особый пример — Корпорация GALHOUND, смотрите иллюстрацию где встречается.
  • TOA Heavy Industries из нескольких не связанных между собой работ Цутому Нихэя.
  • «Bubblegum Crisis» — «Геном». (больше инфо)
  • «JoJo's Bizarre Adventure» — Фонд Спидвагона. Пустили свои корни в большинство мирных отраслей с целью помогать клану Джостаров против любых паронормальных угроз человечеству.
  • «Date a Live» — DEM Industries. (больше инфо)
  • «Iria: Zeiram The Animation» — «Теккан Типпедай». (больше инфо)

Видеоигры[править]

  • F.E.A.R. - "Армахэм Технолоджи". Оружие и военные технологии во все поля. Даже для мира видеоигр, на редкость мерзопакостные мрази. Эксперименты над малолетним медиумом Альмой Вейд (проведённые её собственным отцом и коллегами, такими же выродками) и её сыновьями, с целью создания целого поколения командиров телепатов для своей персональной армии репликантов, с продажей их кому угодно кто заплатит. В процессе лет за 50 деятельности, похоронили тысячи подопытных и неугодных свидетелей. Разумеется всё вышло из под контроля. В результате имеем гибель пары миллионов американцев вместе с городом Фэйрпорт, выход армии репликантов из под контроля с последующей бойней всех против всех на его руинах. И открытие восставшей против этой реальности Альмой Вейд, портал похоже в преисподнюю, с угрозой существования жизни на Земле. И что характерно, даже смотря на последний факт, корпорация всё равно продолжала спасать документы и имущество, с целью продолжить свою деятельность где то ещё (где, после конца света, вопрос открытый).
  • Anno 2205 — играем за таковую. Светлый пример тропа. Строим город, где все жители наши акционеры, развиваем его, постепенно завоёвывая доверие инвесторов - расширяем возможности строительства и покупаем новые территории. Зелёная энергетика, парки на крышах, своя лунная программа. Идиллия в общем.
  • Battleborn — Консорциум Последнего Света, или проще — КПС. Аристократы-буржуи в своей естественной среде обитания на мобильном Аркфлоте (без 5 минут — рукотворная планета). Другим фракциям гайки не крутят, но без выгоды для себя в войну не лезут, даже если на кон поставленны останки почти уничтоженной Вселенной.
  • Call of Duty:
    • CoD: Advanced Warfare — «Атлас». По сути — частная армия по найму, для которой другие страны — либо наниматели, либо насильственные спонсоры. Особенно, когда её глава уже давно замышлял развязать Третью Мировую, потому заранее навязывал свои услуги странам третьего мира, чтобы на их основе разработать финансово-производственную базу. И не прогадал.
    • CoD: Black Ops 3 — «Единство». Радикальный трансгуманизм идёт хоть и без мании величия на глобальном уровне, но рука об руку с ЦРУ и её секретными подрядами. Казалось бы, причём здесь солидные запасы «Новы-6» в каждом офисе?
  • Crysis — «Харгрив-Раш Биомедикал» с её подразделениями в виде «CryNet Systems», C.E.L.L. и т. д. Неоднозначна, поскольку оба генеральных директоров (Джейкоб Харгрив и Карл Раш), помогали главным героям во второй и третьей частях, но и воевать с её подразделениями приходилось тоже очень много. После того, как с поста директора ушёл Раш, корпорация претерпела ребрендинг и переименовала себя в C.E.L.L.
  • Dead Space — корпорация CEC, снабжающая человечество минеральными ресурсами из космоса при помощи ей же созданных космокораблей — планетарных потрошителей. Учитывая то, что судно USG «Ишимура» было направлено ею на Эгиду-7 по просьбе юнитологов, возможно, является марионеткой Церкви Юнитологии. Отношение к персоналу и условиям труда в целом, отлично видно по состоянию "Ишимуры" - которая не разваливается при полёте, только потому что её птицы засрали.
  • Death end Re;quest — Aggle Inc., отсылающая на сами понимаете какую компанию.
  • Deus Ex — VersaLife, Tai Yong Medical и куча других корпораций.
  • DooM — корпорация UAC, имеющая исследовательские базы на Марсе. И в каждой адаптации там случается какая-то авария, из-за которой там появляются демоны.
  • Final Fantasy VII — Shinra Electric Power Company. (больше инфо)
  • Ground Control — практически всё за пределами Земли принадлежит той или иной мегакорпорации. Так как на самой Земле войны запрещены, то корпорации выясняют отношения в космосе либо на поверхности колоний. Формально, даже Орден нового рассвета зарегистрирован как корпорация (чтобы принимать участие в корпоративном совете). Не считая Ордена, крупнейшей корпорацией является «Крэйвен». У «Крэйвен» есть довольно солидный космофлот и внушительная армия из наёмников. Из-за этого корпорация нередко враждует с более продвинутым и фанатичным Орденом.
    • Во второй части (столетия спустя), осталась лишь одна корпорация, которой удалось пережить галактическую войну и формирование Земной империи.
  • Nexus: The Jupiter Incident — в предыстории игры, не так давно закончилась война между объединённым правительством Земли и мегакорпорациями, которые пожелали действовать по своим законам. Корпорации победили, и теперь власть Земли ограничивается лунной орбитой, а за пределами — у кого больше пушка, тот и прав. ГГ начинает игру работая на компанию «SpaceTech», правда ему приходится спасать бывшего боевого товарища (работающего на Землю) от нападения двух тяжёлых корветов корпорации «OSEC». Крупнейшей корпорацией является японская «Kissaki Syndicate».
  • Overwatch — как бы странно ни звучало, а «Коготь», основные антагонисты игры, начинали свою деятельность как международная ЧВК по борьбе с недобитыми омниками-мятежниками и раскольниками среди людей. С началом негласной войны с «Овервотч», они ушли в подполье, но по-прежнему выполняют свою роль серых кардиналов 21-го века. Даже свою собственную армию наёмников содержат, но со временем стали переходить на подразделения зомбированных спецов.
    • Частная строительная компания «Вишкар» практически ни чем не лучше «Когтя» в своей бизнес-тактике (а один из её главных менеджеров и вовсе служит связным между обоими фракциями).
  • Prey (2017) — корпорация «Транстар», гигант космической индустрии, которому принадлежит роскошная станция «Талос-1», находящаяся на орбите Земли. Там она втайне изучает инопланетный вид тифонов и, скармливая им «добровольцев», производит нейромоды — средства для перенесения навыков из одного мозга в другой.
  • Quantum Break — Корпорация «Monarch Solutions». (больше инфо)
  • Remember Me — Memorize, фактически перестроившая всё глобальное общество своей технологией перезаписи памяти и возродившая Париж почти что с нуля, перенеся штаб-квартиру и профинансировав перестройку города. При этом совершенно не покушается на политическую власть.
  • Resident Evil — корпорация Амбрелла. (упорядочить)
    • Забавно, но «Амбрелла», по утверждению людей, слабо знакомых с игрой, не является плохой корпорацией, хотя любой знакомый с темой скажет обратное. По словам этих людей, все беды начались именно что из-за Вескера и Биркина, которые решили «кинуть» корпорацию (и друг друга, до кучи). Корпорация благополучно и развалилась. А то, что они разрабатывали биологическое оружие для торговли на черном рынке, проводили опыты над детьми с последующими убийствами, без колебаний расправлялись со всеми, кто стоял у них на пути, подставляли своих же сотрудников на растерзание монстрам, чтобы проверить эффективность новых образцов — это все фигня, по их мнению. А вот «Трайселл» из пятой части — это да, уже злая версия, не то, что былая добренькая Амбрелла.
    • Амбрелла, будучи монополистом в этой области, и имея не самых приятных и этичных сотрудников, тем не менее всегда имела средства для контроля и подавления своих творений, а эксперименты проводила в ограниченных масштабах с соблюдением техник безопасности. К тому же всё познаётся в сравнении, просто посмотрите, что было при Амбрелле в плане био-угроз - один стотысячный город уничтожен биооружием и стерилизован ядерным ударом - и что стало после её развала - уже не просто города, целые страны стали жертвами применения биооружия.
      • Нет, не имела. Инцидент в Арклее и Енотограде выявил их вопиющую некомпетентность в деле организации защиты населения и объектов от биологической опасности.
    • Корпорация, убившая семейство Треворов, а их дочь Лизу превратившая своими экспериментами в НЁХ — хорошая?
      • Этим занимался конкретно основатель корпорации Озвелл Спенсер.
        • Какая разница, если он ее руководитель? Это все равно, что отрицать преступную сущность Третьего Рейха, на том основании, что все его зверства творились по приказу кучки лиц в руководстве.
  • Syndicate — вся серия игр основана на противостояниях мегакорпораций (таких как EuroCorp, Aspai, Cayman Global, Wolf Western и т. д.).
  • Tachyon: The Fringe — множество примеров, однако самой крупной является Галактик Спэннинг Корпорейшн («корпорация галактических масштабов»). Для врагов — «спаннеры» (также переводится как гаечные ключи). Обладают внушительным космофлотом. Их врагами в игре являются свободолюбивые горняки коллективно известные как «Бора». Их кустарные корабли позволяют им противостоять могущественной корпорации, позарившейся на их территорию.
  • Team Fortress 2 — Mann Co. А также Грей Манн, который, по-видимому, тоже создает не только роботов.
  • Tekken — «Мисима Дзайбацу». (больше инфо)
  • X: Rebirth — хороший пример типичной «мегакорпорации без совести» — Плутарх Майнинг Корпорейшн (тут вам и работорговля, и коррупция, и устранение неугодных и даже попытка использования ксенонских технологий, которые до добра не довели). Есть и деконструкция: Терракорп, основанная когда-то протагонистом из первой части, которая за время отключения врат сделала все, чтобы население «Обители света» жило хорошо.
  • Cyberpunk 2077 — японская «Арасака» и американская «Милитех».
  • Unreal:
    • Добывающая корпорация «Лиандри», известная за широкое использование робототехники и организацию турниров, которым посвящена отдельная подсерия. В турнирах её представляет команда «Испорченные»/«Искажение»,[1] состоящая из ИИ и киборгов.
    • Исследовательская компания «Эксон», создающая оружие и бронетехнику, а также поставляющая её другим корпорациям и правительству Земли. Большая часть военной техники из UT2004 и UT3 — именно её производства. В турнире «Эксон» спонсирует команды генномодифицированных бойцов, вроде «Голиаф» и «Джаггернаут».
    • «Фэйдер», загадочная корпорация, способная при помощи нанотехнологий создавать живых мертвецов некрисов, которые использовались в качестве суперсолдат. В определённый момент они перехватили власть и превратили «Фэйдер» в причудливое теократическое государство с поклонением наномашинной жидкости, предположительно разумной. Использует нетрадиционные боевые машины, ходящие на щупальцах и парящие на антигравах.

Настольные игры[править]

  • Cyberpunk 2020 — мегакорп в мире очень много, и многим странам во время кризисов 21-ого века приходилось обращаться за помощью к ним с переменным успехом. Самые известные — мировые конкуренты «Арасака» и «Милитэк», являющиеся военными компаниями, и нефтяные гиганты «СовОйл» и «ПетроКем». Происходило целых 4 Корпоративной войны, последняя из которых превзошла по масштабам две мировые.
  • New-Angeles — Вся игра строится на интригах мегакорпораций, которые пытаются получить контроль над городом… при этом не дав правительству повода взять все в свои руки.
  • Old World of Darkness — корпорация «Пентекс».
  • Shadowrun — десять корпораций категории «ААА» творят, что хотят, государствам не подчиняются, и сами держат корпоративный верховный суд.

Примечания[править]

  1. В оригинале — «The Corrupt».