Москва — Кассиопея

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Москва — Кассиопея
MoscowCassiopea.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСССР
КиностудияКиностудия им. М. Горького
РежиссёрРичард Викторов
Автор сценария
  • Авенир Зак
  • Исай Кузнецов
Когда вышел1973
Продолжительность80 минут
В главных ролях:
Иннокентий СмоктуновскийИ. О. О. (Исполняющий Особые Обязанности)
Лев ДуровФилатов Сергей Сергеевич
Михаил ЕршовВитя Середа
Александр ГригорьевПаша Козелков
Владимир СавинМиша Копаныгин

«Москва — Кассиопея»научно-фантастический художественный фильм, первая часть дилогии (продолжение — «Отроки во Вселенной»). Поставлен режиссёром Р. Викторовым по сценарию А. Зака и И. Кузнецова.

Сюжет[править]

Из системы звезды Шедар (Альфа созвездия Кассиопеи) на Землю поступает радиосигнал. Юный изобретатель Витя Середа, придумал космический корабль, который способен достичь планеты — но полёт продлится несколько десятилетий, поэтому экипаж звездолета «ЗАРЯ» (Звездолёт Аннигиляционный Релятивистский Ядерный) «должен состоять из лиц не старше 14-15 лет» (цитата из фильма).

Всё тщательно продумано, однако озорник и выдумщик Федя Лобанов тайком пробирается на звездолёт. Из-за него «что-то происходит не так» и корабль «прогрызает дыру в пространстве», т. е. юные космонавты, оказываются у цели на 27 лет раньше намеченного срока.

Продолжение фильма — «Отроки во вселенной». Герои помогают местным людям в борьбе с зарвавшимися роботами.

Персонажи[править]

  • И. О. О. (Исполняющий Особые Обязанности) — deus ex machina, таинственное существо, выглядящее как человек мужского пола, высокого роста и сильно за 40. Способен телепортироваться и узнавать информацию. Возможно — волшебник, либо представитель цивилизации предтеч, либо пришелец из будущего («я обладаю возможностями не совсем научного характера…» — «не совсем научного?» — «не совсем научного в свете сегодняшнего дня»), на что косвенно указывает его способность устанавливать сверхсветовую связь и самому перемещаться между звёздными системами, а прямо — слова «эти события имели место летом будущего года». В некоторых источниках высказывают версии, что он представитель неких спецслужб. У современных зрителей часто ассоциируется с G-Man’ом и Q из Star Trek; также смахивает внешне на Первого Доктора. Работает живым роялем в кустах: заставляет академиков принять проект Середы (который изначально вообще был творческой работой для местного клуба юных любителей научной фантастики), подбирает экипаж, разбирается с проволочками и нейтрализует тех, кто пытается указать на шизофреничность происходящего.
  • Витя Середа — автор проекта «ЗАРЯ» и изобретатель двигателя на антивеществе, командир корабля. Герой и Умник, в начале сюжета — типичный нерд, которого даже небольшой взрыв и мордобой за спиной не отвлекают от математических рассчётов, в конце — волевой персонаж космооперы, устроивший диверсию в энергетической сети роботов.
  • Паша Козелков — Напарник героя и любитель гвоздей. Первый пилот «ЗАРи». Единственный, чью семью нам показали.
  • Миша Копаныгин — Силач. Второй пилот и бортинженер. Обладатель эйдетической памяти. На «ЗАРю» попал не из среды нердов, рассчитывающих релятивистские двигатели, а из кружка космонавтики, где занимаются «космическим» физическим развитием. Толком ничего важного не делает, потому что до конца фильма сидит на корабле и на планету звезды Шедар не высаживается. Но нужные Феде по его плану тексты всегда готов пересказать, и это очень помогает.
  • Катя Панфёрова — Девчонка, юный археолог. Влюблена в Мишу. С ним в паре остаётся на корабле.
  • Варя Кутейщикова — примерная отличница, от которой проблем временами больше, чем от Лобанова. Биолог корабля. Изначально принадлежала к лагерю «зелёных» противников экспедиции, но прониклась её идеями до того, что приняла в ней участие. По крайней мере один раз крупно всех подставила (когда?), зато она же выяснила, что у роботов-исполнителей мозг взрывается от задачки про «А, И, Б сидели на трубе». Влюблена в Витю, в её честь он назвал планету Варианной до знакомства с аборигенами.
    • Нет, не тот — вариант «Юлианна» тоже озвучивается, но едва ли об этом знала диссидентка-эмигрантка Юлия Вознесенская.
  • Юля Сорокина — командный врач. Романтической линии не имеет. Её, в отличие от Вити, И. О. О. почему-то от очков не избавил.
  • Федя Лобанов — невезучий изобретатель, хулиган и трикстер. Генерирует вокруг себя хаос и разрушения, на Земле имел славу источника неприятностей. На корабль его брать никто не собирался (кроме И. О. О.), но он сам никого не спрашивал. Там, несмотря ни на что, создал не так много проблем, как мог бы, а, высадившись на планету, напакостил ещё и роботам. Верит в летающие тарелки, продолжает делать это даже после контакта с настоящими инопланетянами.
  • Мила Окорокова — в первой части — тайная поклонница Середы, которая делает всё, чтобы он и не подумал обращать на неё внимание (из-за чего и не попала в экипаж). Во второй, внезапно, инженер связи, чьего таланта хватило аж на двусторонний (!) видео(!)мост с «ЗАРёй», находящейся в более, чем тридцати световых годах от Земли и двигающейся на релятивистской скорости. Не иначе, как очень кстати нашлась проницаемая для радиоволн дырка в пространстве.
  • Академик Филатов — главный сторонник проекта Середы среди академиков. Курирует проект на всех стадиях: добивается внимания и признания со стороны учёных, обспечивает постройку корабля, а потом — наблюдение и связь с ним.
  • Академик Курочкин — убеждённый противник проекта и учитель Кутейщиковой. Он не прав, и его никто не слушает, но его можно понять: всё же, постройка гигантских фотонных ракет с искусственной гравитацией и голодеком, когда на Земле ещё прорва нерешённых проблем, выглядит странным и сомнительным занятием, да и отправлять в космос подростков, которые, согласно общему мнению, не способны отвечать за себя, выглядит для него актом извращённого садизма по отношению к ним же.
  • Агапит — абориген Варианны, которого обитатели станции направили в помощь экипажу «ЗАРи» как проводника. Шестой рейнджер. Отец Агапита участвует в сюжете как ментор.

Сюжетные элементы и штампы[править]

  • Ассимилятор — «Мы сделаем вас счастливыми! Мы сделаем вас счастливыми! Мы сделаем вас счастливыми!» и «Вы станете абсолютно счастливыми. счастливыми. СЧАСТЛИВЫМИ.»
  • Ахиллесова пята: роботы-исполнители непобедимы? Задаю вопрос: А, И, Б сидели на трубе, А упала, Б пропала, что осталось на трубе?
    • Строго говоря действовать не должно, потому что не содержит логического парадокса. Ничто не препятствует роботу-исполнителю дать очевидный неправильный ответ «ничего не осталось».
    • Ахиллесова пята для всей недоцивилизации роботов — зарядная станция и отсутствие нормальных предохранителей на ней.
    • Когда перед роботами-исполнителями поставлена задача, выполнить которую они не могут, они выходят из строя на аппаратном уровне. Не отвечают «не знаю», даже не выдают синий экран или его подобие — просто перегорают. Очевидно, отсутствует механизм прерывания как таковой. Автор правки недостаточно знаком с историей вычислительной техники, чтобы утверждать, датировка по электронике это, или просто ляп. В любом случае, лично для автора правки — откровение у холодильника как бы не десять лет спустя.
    • Датировка, так как сценарист был знаком, в лучшем случае, с ламповыми ЭВМ первого поколения. Даже на DOS можно было некорректно составленной программой запороть накопитель, а то и сотворить чего похуже. Это вам не Windows, где всё работает через виртуальную машину.
  • Безликие головорезы (хотя не совсем безликие) — роботы-исполнители.
  • Бунт машин, обусловленный желанием обеспечить людям счастье в стиле джинна-буквалиста.
  • Вечная загадка — что же было в комнате, куда запрещено входить до 16-ти лет?
    • Джентльменский набор для выращивания экипажа 2-го поколения, который поведёт «Зарю» назад на Землю.
  • Глупая униформа — костюмы роботов. В пользу того, что многочисленные выступающие детали нефункциональны, говорит и то, что они не сгорают вместе с начинкой после «А, И, Б».
    • А вот комбинезоны экипажа «ЗАРи» — аверсия, они выглядят вполне утилитарно.
  • Закадровая телепортация и закадровый момент крутизны — «фокусы», на которые способен И. О. О.
    • Кстати, в сценарии И. О. О. и Лобанова телепортирует на уже находящийся в полете корабль. В фильме этот рояль максимально сгладили, показав разумное объяснение появлению Лобанова на корабле. (Впрочем, след остался. Зачем эта рука, над которой висел Лобанов? И. О. О. настоял. Кроме того, у всех членов экипажа униформа индивидуального цвета и пошитая по фигуре. Для «безбилетника» Лобанова на уже стартовавшем корабле такой комплект тоже нашёлся.)
  • Изменился за лето — «При просмотре иногда бросается разница даже во внешности. То мы совсем дети, то вполне взрослые подростки» (Ольга Битюкова, исполнительница роли Вари Кутейщиковой).
  • Искусственный идиот — ИИ корабля сразу же сообщает, что за бортом оказался человек, а вот додуматься не открывать люк КО или хотя бы не сбрасывать мусор, пока в опасной зоне человек — не может.
  • Люди с другой планеты.
  • Мнимый больной — во втором фильме Федя Лобанов и инопланетянин Агапит, попавшие в плен к роботам-исполнителям, разыгрывают расстройство желудка, чтобы их перевели в другую камеру. При переводе они сбегают.
  • Не в ладах с астрономией — во время полёта к Кассиопее космический корабль пролетает мимо Альфы Центавра, которая находится совсем в другой стороне, если лететь к Кассиопее по прямой. Кроме того, пролетают мимо нее через пару дней после старта, а не через четыре с гаком года или хотя бы пару месяцев за счет релятивистского сокращения времени.
  • Никто не верит ребёнку: играется зигзагом. Проект Середы гениален? Да. Специалисты с этим согласны? Да. Его принимают к исполнению? Фиг. Потому что Середе тринадцать лет, а ещё потому, что членам экипажа корабля, согласно проекту, не должно быть больше четырнадцати на момент отлёта. И, если бы не вмешательство И. О. О., вряд ли «ЗАРЯ» бы когда-нибудь отправилась в путь.
  • Не то бетризация, не то промывка мозгов — то, что роботы собирались сделать с попавшими в плен девочками и сделали когда-то со всеми, кто остался на поверхности планеты.
  • ОНО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!!! — «А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало — что осталось на трубе? — Осталась ваша буква И». На вершителей как более сложных роботов эта хитрость не действует.
  • Отплатить той же монетой — изловив Лобанова после его шуточек с клеем, вершитель приклеил к стене его самого.
  • Предварительные испытания не нужны — Витя Середа создал проект межзвёздного корабля, а меньше чем через год корабль был построен и отправился к звезде Шедар в созвездии Кассиопеи. Испытать инновационные двигатели на беспилотных аппаратах? Сперва слетать куда-нибудь поближе? Зачем? Летим сразу к звезде, где может быть разумная жизнь. А может и не быть.
    • И. О. О. позаботился.
  • Ружьё Чехова — гвозди Козелкова и клей Лобанова.
    • И зеркальце, оказавшееся единственной защитой от местного супер-лазера.
    • И пластырь Юли Сорокиной, которым она замотала шар видеосвязи, чтобы вершители космопроходцев не видели.
    • И научно-фантастические книги, которые Федя Лобанов читал, а Миша помнит наизусть и готов подсказать нужное место.
  • Гипердрайв — в начале первой части академик объясняет: мол, да, звездолёт, о котором речь, хоть и летает со скоростью света, но для практических целей довольно медленный. А потом на примере свёрнутой в клубок трубки и гипотетического жучка, прогрызающего её стенки, объясняет, что такое «кротовые норы». Казалось бы, то, что он говорит, просто неподтверждённая гипотеза, применение которой на практике сомнительно… Но в конце первого фильма пробравшийся тайком на корабль Лобанов влезает на пульт, после чего гипотеза становится подтверждённой. И применённой.
  • Хулиган с золотым сердцем — Лобанов, проблем от него много, особенно поначалу, однако он, когда не виноват, идёт на конфликт с командиром, в результате серьезно пострадав, в том числе и физически, однако чужую тайну не выдает.
  • Что стало с мышонком? — буквально. Судьба мышонка Пафнутия осталась за кадром.
  • Чудесное обучение языку — инопланетяне и роботы быстро осваивают русский язык и принимаются разговаривать на нём даже между собой.
  • Чудо одной сцены — брат Павла Козелкова, ко второму фильму выросший в здоровенного угрюмого жлоба (в исполнении Александра Январёва) и попытавшийся «наехать» на И. О. О.: «Слушай, „друг“…». Мрачно-агрессивная интонация — неподражаема. И. О. О. поставил его на место (заставил офигеть), всего лишь телепортировавшись на другой стул.
  • Шумный космос — в изначальной версии звуки в кадрах космоса присутствовали (до идиотизма — аннигиляционные двигатели «ЗАРИ» тихо (?) издают бесконечный «бульк» (?), если смотреть на неё из космоса, но внутри корабля его никто не слышит), в финальной их вырезали, что только работает на атмосферу.
  • Языковых барьеров не существует — барьерчик вроде как обозначен, инопланетяне общаются модулированным свистом. Однако первую же их просьбу земной электронный переводчик легко переводит (как? телепатически?), проговаривает им русский алфавит и словарь (да, за десяток секунд со скоростью пулемёта — весь словарь Ожегова), и дальше инопланетяне уже общаются по-русски. И не только контактёры — сразу вся планета! Они лингвотелепаты, как в «Кин-дза-дзе», и продвинутый электронный переводчик сразу это прочухал? (Такое обоснование очень подошло бы общему духу фильма: ведь перед нами космическая сказка.)

Музыка[править]

См. также[править]