Синдром Кларка Кента

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонажу достаточно надеть или снять одну мелкую деталь в своём гардеробе (или элемент в своём образе), чтобы стать другим, неузнанным в глазах окружающих.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Clark Kenting. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Аксюша: А знакомых встретишь?
Пётр: А вот взял сейчас один глаз зажмурил, вот тебе и кривой; и не узна́ют. Я так тебе дня три прохожу.

»
— А. Н. Островский, «Лес»
«

Почему–то вспомнился американский Супермен. Помню, во время просмотра фильма меня интересовало – а почему знакомые не узнают его, когда он надевает костюм? Ведь он не носит маску. То же самое лицо, никаких изменений. Однако даже лучшие друзья смотрят в упор и не замечают, что перед ними их корефан Кларк Кент, только без очков и в трусах поверх трико. Прямо загадка природы.

»
Александр Рудазов, «Демоны в Ватикане»
« Не флиртуйте с каждой выходящей красоткой: это может оказаться ваша жена! »
— Вывеска на салоне красоты
Kenting.jpg

Как мы знаем, Кларк Кент — не кто иной, как Супермен. И если у Брюса Уэйна альтер-эго — Бэтмен, то здесь наоборот — инопланетянин Каль Эль, он же Супермен, притворяется землянином Кларком Кентом. Он не носит никакой маски в супергеройском обличье, показывая всем своё лицо. В обличье Кларка он носит очки. И никто — ни враги, ни друзья, ни коллеги, за исключением посвящённых в его тайну, — не может его узнать. Невозможность опознать человека, ведущего двойную жизнь, благодаря такой мелочи, как очки, или ей подобной, именуется синдромом Кларка Кента.

Сюда же относится и штамп, когда женщина всего лишь надела парик. Она не применяла сложный грим, не прятала лицо, даже не сделала гримасу, искажающую черты. Даже не меняла голос. Но её в парике не узнаёт никто!

Родственные тропы — аура невидимости и надтроп, Неправдоподобно убедительная маскировка.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Старше, чем пар! Традиция драматургии XVI в., в том числе шекспировских пьес: если персонаж переоделся — пусть даже он при этом почти (или совсем) не загримировался, его всё равно никто не узнаёт. Самый яркий и известный пример — переодевание лорда Кента (!) в «Короле Лире». Точно так же в пьесе «Бесплодные усилия любви» группа персонажей переодевается в русские костюмы, никак не закрывая и не гримируя лица, и этого достаточно, чтобы остальные приняли их за иностранцев.

Литература[править]

  • А. Конан Дойл, рассказ «Одинокая велосипедистка» — зрителям английской экранизации было действительно непонятно, как Каррутерс умудрялся столько времени оставаться неузнанным в роли велосипедиста-преследователя.
  • Г. К. Честертон, рассказ «Странные шаги». Педаль в пол — «Сегодняшнее дело — крупное, тонко задуманное и (на взгляд заурядного вора) весьма выгодное. Оно было построено на том общеизвестном факте, что вечерний костюм джентльмена как две капли воды похож на костюм лакея, — оба носят черный фрак». Преступник вообще не переодевался, только изменял манеру держаться. Обоснуй — на прислугу особого внимания не обращают.
  • Джанни Родари, «Джельсомино в Стране Лжецов» — свергнутого диктатора Джакомоне не узнали на улице чисто потому, что он не стал надевать парик, без которого на люди не показывался.
  • Р. Хайнлайн, «Двойная звезда» — инверсия, Лоренцо Смайту действительно под силу создать новую личность с минимальными приготовлениями, но только потому, что он гениальный актер и мимикрист, способный безошибочно считывать и копировать даже подсознательные черты человека, мастерски управляя вниманием других людей. Объясняя на пальцах Джеку искусство перевоплощения, он отметил, что его, Джека, не зацепят взглядом знакомые в толпе, если он хотя бы перестанет перемещаться скользящей походкой опытного астронавта — настолько неотъемлемо это от его образа.
  • Г. Садовников, «Продавец приключений» — чёрт Барбар то и дело маскируется, всего лишь нацепив парик, а положительные герои то ли правда ему верят, то ли всё понимают, но свято чтут законы жанра. Подсвечено в диалоге, когда на «честное слово» Барбара командир звездолёта со вздохом заявляет: «Перед честным словом мы бессильны…»
  • «Villains' Code» Дрю Хейса — супергероиня Путеводная Звезда является местной версией Супермена. Сильнее её никого нет. Однако отличают её от милой домохозяйки Хелен всего-лишь очки и цвет волос. И при этом, в отличие от Кларка Кента, она совершенно не умеет нормально скрывать своё альтер-эго, постоянно путаясь в легенде. Обоснуй: сабж является побочным эффектом её способности. На Хелен может в упор смотреть знающий Путеводную Звезду человек и не сможет узнать в ней знакомую. Что-то там будет скрестись в голове, но мозг не сможет дойти до логичного заключения. Единственный способ это обойти: воочию увидеть её превращение. Но если Хелен запрыгнет за дерево, а из-за дерева вылетит уже Путеводная Звезда, то человек просто будет задаваться вопросом куда подевалась Хелен.

Кино[править]

  • «Супермен 4: борьба за мир» (Superman IV: The Quest for Peace, 1987) в эпизоде, где Лоис Лейн с Лэси Варфилд пригласили Кларка Кента и Супермена, ситуация напоминает события на иллюстрации. Кларк и Супермен попеременно появляются перед обеими девушками, но перед тем как один из них войдёт в комнату, второй отлучается. Первый из-за «неуклюжести», второй — спасти очередного котёнка.
  • «Аладдин»:
    • В фильме Жасмин покидала дворец под видом простолюдинки, но не для ревизии, а от скуки. Она ходила по рынку, маскируясь под нищую девушку и закрыв капюшоном волосы, и её никто не узнавал. Пока не обнажились волосы с драгоценностями на голове. Этот рейд почти закончился фатально, но тут подоспел протагонист.
    • Обоснуй в сем случае прост: мало кто знает, как принцесса выглядит. Это сейчас мы знаем, как выглядит президент Путин, потому что регулярно видим его по телевизору или в интернете, а в тогдашней Аграбе ни того, ни другого не было. Контробоснуй: Жасмин не узнал и начальник стражи, которого положение обязывало знать в лицо дочку босса.
      • Расул выполняет в основном обязанности шерифа, а во дворце может бывать очень редко. Плюс, учитывая большой натянутый капюшон и разницу в росте…
  • Обыграно в фильме «Зелёный фонарь». Если в комиксах Кэрол Феррис никак не могла догадаться, кто скрывается под маской Зелёного фонаря, то в фильме… «Ты думал, что я тебя не узнаю, потому что у тебя скулы прикрыты?»
  • «Зорро». Почти во всех фильмах и книгах Зорро носит довольно узкую маску-домино — и никто не узнаёт в нём известного щёголя Диего де ла Вега.
    • С прикрученным фитильком: в первой книге о Зорро «Проклятие Капистрано» маска скрывала всё лицо героя.
    • Зорро еще носит шляпу с полями и предпочитает действовать по ночам.
  • «Звёздные войны»: в приквельной трилогии злодейский вариант тропа демонстрирует Палпатин. Да, как Тёмный владыка ситхов он связывается со своими марионетками-сепаратистами исключительно в чёрной рясе с капюшоном… Но этот капюшон только глаза и прикрывает, а всё остальное лицо, включая весьма характерный нос, видно всем! И даже голос Сидиус не трудится изменять. При том, что его «альтер эго» — персона настолько публичная, насколько это вообще возможно! Однако за все эти годы ни у кого из верхушки Конфедерации и подозрения не возникло, что глава ситхов отчего-то напоминает канцлера Республики
    • Сколько существует типов лиц? А сколько триллионов людей в галактической империи? Невероятно, чтоб в галактической империи нашёлся хоть кто-то, у кого не оказалось бы неотличимых двойников. При этом идентификацию дополнительно затрудняют синий цвет и прозрачность. Ну и а кто его видел-то? Прихвостни же не выдадут.
    • В книгах по «Звездным войнам» из Расширенной вселенной (по крайней мере в старом каноне) «маскировка плащом с капюшоном» — почти фетиш.
    • Обоснуй: Конфедерация почти целиком состоит из негуманоидов, а во Вселенной ЗВ без бросающихся в глаза выразительных черт вроде цвета кожи и наличия/цвета волосяного покрова на голове/лице в принципе тяжело отличить одного представителя иной расы от другого (попробуйте сами отыскать на разных кадрах одного и того же рядового гунгана в сцене битвы с армией дроидов из первого фильма!). А если добавить то, что голонет-связь передает только монохромные изображения и что манера речи Палпатина в образе Дарта Сидиуса сильно отличается от его слегка суетливого говорка в качестве сенатора и канцлера… В общем, большинство зрителей об их тождестве все равно узнали из спойлера в шестом фильме, а вовсе не по форме подбородка на голограмме.
  • Особо тяжёлый случай — в диснеевском «Одиноком рейнджере» (2013). Джон Рид в розыске. Но он может надеть маску с дырочками для глаз, оставляющую открытой большую часть лица, и разгуливать в прежней одежде — и всё равно его никто не узнаёт.
    • Этим же страдали и прототипы — старые телесериалы с тем же персонажем.
  • «Ресторан господина Септима» — главный герой, владелец ресторана месье Септим (в исполнении Луи Де Фюнеса), решает проинспектировать работу своих сотрудников, «замаскировавшись» под посетителя. Маскировка состоит только из глуповатого вида золотистого парика. В результате директора ресторана не узнает даже официант. А затем Септим срывает маскировку…
  • «Небесные ласточки»: идентифицировать героя Андрея Миронова — учителя Селестена и богемного автора опереток Флоридора — как одного человека большинство персонажей так и не смогли. А шифровался он, чтобы не потерять из-за «развратного» хобби хлебное место в элитном католическом пансионе.
    • Тут фитилек несколько прикручен, ибо окружения Селистена и Флоридора практически не пересекающиеся множества. Майор же его почти узнал но видимо не поверил сам себе («Нет, тот помоложе да понаглее»). А может таки узнал («Передайте маэстро … что я бы хотел сказать речь на его похоронах») просто решил не устраивать скандал в пансионе сестры да в ее присутствии.
  • Миронов отыграл этот троп и в другом фильме — экранизации «Троих в лодке» Джерома К. Джерома. «Когда я без очков, то я Джером Клапка Джером. А когда я в очках, то я Джи». Приём подсвечивается по контрасту с тем, что Андрей Миронов играет в фильме ещё несколько ролей (из вставных рассказов Джи-персонажа) в сложном гриме.
    • С другой стороны — это не один персонаж с разными личинами, а по сути разные персонажи (сам автор и его книжное воплощение), с подчеркнутым соответствием. И живут и действуют они в разных «вселенных»: Джером — со зрителями, Джи — со своими друзьями, так что узнавать/не узнавать никому никого и не требуется.
  • «Летучая Мышь» — Розалинде достаточно было надеть костюм летучей мыши, чтобы настроившийся на сеанс кобелядства её муж не смог под маской её узнать. Ни по родинке на том же месте, ни по голосу, ни по походке.
    • Намеренно подчеркнуто: незадачливый муж обнаружил немало совпадающих "особых примет", но упорно рассказывает прекрасной незнакомке, насколько она лучше его жены, несмотря на некоторое сходство.
  • «Про Красную Шапочку» — волки успешно притворялись и дровосеками, и лютеранскими священниками, и барышнями. Красная Шапочка велась, но отмечала при этом, что в последнее время часто встречает одинаковых людей: группа из двоих, один худой, другой толстый, и у толстого болят зубы.
  • «Такси 4» — беднягу Эмильена обстебали вдоль и поперёк и здесь. Его коллега по службе — и по совместительству жена — Петра, выполняет задание под прикрытием: перевоплотившись, она внедряется в группировку опасного преступника Альбера ван ден Боша, чтобы поспособствовать его аресту властями. Но незадачливый полицейский не может узнать под париком собственную супругу, проявляет неуместную инициативу и в результате едва не срывает всю операцию.
  • «Люси» Бессона: героиню разыскивают и правоохранители, и бандиты, и её фото, причём с довольно близкого расстояния, показывают на экране в аэропорту. Тогда, чтобы замаскироваться, она просто надевает тёмные очки и… с помощью вновь обретённых сверхспособностей превращает свои платиновые кудряшки до подбородка в гладкую чёрную гриву ниже плеч, с чёлкой. Ладно, в толчее так вполне можно затеряться, но её не узнают даже на паспортном контроле (очки и то не просят снять)! Впрочем, там же Люси применяет на служебной собаке и нечто вроде отвода глаз (вернее, нюха), так что, возможно, фитилёк прикручен.
  • «Малыш на драйве» — Малыш, в отличие от своих подельников, во время ограблений никогда не надевает маску, снимок его лица с камеры наблюдения попал в газеты и выпуски новостей… Но его никто, кроме приёмного отца, не узнаёт! Ни прохожие, ни девушка, ни полицейские, прочёсывающие район с ориентировкой на руках. И даже обоснуй «солнцезащитные меняют внешность» тут не работает: Малыш всё время в них!
  • «Спящий лагерь 3» — ой, ну я не знаю, эта Анжела, она бы хоть тампончики в нос и/или за щёки запихала, что ли! Парик — и только?! И её всё равно никто не опознал? Шяйтан, не иначе…
  • «Судья Дредд» — аверсия. Дредда узнают на тюремном транспорте практически сразу: по голосу и волевому подбородку.
  • «Человек-Паук: Возвращение домой» — аверсия. Паучок рассчитывал на синдром Кларка Кента. А зря — Стервятник опознал Питера по голосу.
  • Где внезапно работает: «Вендетта по-корсикански»: длинный яркий парик и глубокое декольте делают коротко стриженую Петрину практически неузнаваемой не только для Барнабе, но даже для зрителя - до момента, пока она не снимает уже ненужный парик.
  • Обстёбано в «Голый пистолет 33 1/3: Последний выпад» — «В любой полицейской операции важна маскировка…я не знал, узнает ли меня Таня, потому надел очки.» Ближе к финалу Фрэнк, на церемонии оскара вырубил Фила Донахью (который должен был быть ведущим), нацепил на себя его очки и абсолютно все были уверены, что это именно Фил.
    • Во второй части Эрл Хекер узнал Фрэнка только тогда, когда он оторвал наклеенную бородку (размером примерно с ноготок), причём наклеенные усы у него были на месте.
  • «Вой: Перерождение» (2011) — отец Уилла не узнал в соблазняющей его девушке свою якобы покойную жену, потому что она сменила короткие рыжие волосы на длинные блондинистые и избавилась от очков. Правда, тот факт, что в последний раз он видел её восемнадцать лет назад и с тех пор она не постарела ни на день, тоже сыграл свою роль.
  • «Подарок на Рождество» — до тех пор пока Говард не снял с себя шлем Турбомэна (у шлема прозрачное жёлтое стекло до носа и открытый подбородок), Джейми не мог узнать под ним отца ни по лицу, ни хотя-бы по голосу (который никак не менялся). Ну и аверсия: Говард сразу-же узнал Мирона переодевшегося в костюм Дементора.

Телесериалы[править]

  • В сериале «Лоис и Кларк», Лоис наконец узнаёт правду, когда ей об этом на пальцах объясняет Темпус — злодей из будущего. Он рассказывает, что в его эпохе Лоис известна как «глупейшая женщина в истории» из-за того, что её способны сбить с толку очки (да ещё и журналистка). Впрочем, Дин Кейн неплохо сыграл Супермена и ведёт себя совершенно по-разному в обоих обличьях.
  • «Зорро». В диснеевском сериале есть эпизод, где Диего пытаются разоблачить. Капитан даже толкает речь перед приехавшим инспектором: мол, у кого-то усы похожие, у кого-то — фигура, у кого-то — подбородок. Но всё вместе — только у этого! Вот только инспектор решил устроить проверку, и под маской скрывался один из солдат гарнизона…
    • Герои знают, что губернатора собираются убить, а тут как назло на асьенде организовали маскарад, Диего сперва обеспокоен, но у всех гостей небольшие маски, позволяющие сразу их узнать, так что сразу ясно, что чужаков тут нет. Полностью закрытую маску палача носит только отец Диего. А еще убийца, который и подсунул дону такой же костюм как у себя, с одним отличием — у него самого сабля не бутафорская.
  • «Улицы разбитых фонарей» — серия «Моль бледная». Преступница-клофелинщица, нарвавшаяся на сотрудников милиции, отпросилась в дамскую комнату, сняла там парик, серёжки, смыла макияж, сменила одежду и надела очки, а потом спокойно вышла, пройдя со здоровым пакетом с одеждой мимо тех сержантов, которые несколько минут назад желали проверить её документы.
    • Правда, фитилек сильно прикручен: персонаж - хорошая профессиональная актриса, умеющая менять не только макияж, но и манеру поведения (и играющая ее в сериале актриса - тоже). Зрители знают, что это один и тот же человек, но без этой информации понять, что обе женщины - одно лицо, действительно достаточно трудно.
  • «Пацаны» — супергероиня Звезда (Старлайт) не носит маску и вообще никак не скрывает лицо, регулярно мелькает на телевидении, а неоднократно участвовала в конкурсах типа «Юная мисс-супергероиня». При этом никто (даже старые друзья и знакомые) не знал тайну её личности до пор, пока она не посупергеройствовала в цивильном костюме, применив сверх способности и засветившись (во всех смыслах слова) при этом на камеру. И лишь когда боссы из «Vought» начали распекать её за этот опрометчивый поступок, можно догадаться, что она вообще всё это время скрывала свою личность.
    • При этом Хьюи, познакомившийся с Энни в парке, быстро узнал её на супергеройском мероприятии, подошёл поговорить, и Старлайт это не смутило. Потом, когда на цивильном свидании «мимо проходивший» Бутчер узнал («узнал», в отличие от Хьюи, в кавычках — но Старлайт о кавычках не знала) в подруге Хьюи супергероиню Старлайт, её это опять же не смутило. То есть, то, что её узнают в цивильном (и наоборот) — это норма. Непонятно…
  • «Супергёрл» — кроме Кары и Кларка, под ту же статью попадает Уинн Шот после возвращения из будущего. Так как его злой двойник уже прославился злодеем, то ему приходится скрываться. Как? Надев очки, разумеется. Опытный журналист в упор не узнаёт парня, который только пару часов назад выставил видео со своим лицом в интернет.
  • «Флэш» — аверсия. Маска Флэша скрывает добрую половину лица Барри, а в присутствии знакомых он ещё и вибрирует лицом и голосовыми связками, так что узнать его вообще невозможно. А вот Кейтлин разгуливает в виде Убийцы Мороз вообще без маски, просто в кожаном наряде и с белыми волосами.
  • Riverdale — печально известная в фанатской среде «тёмная Бетти», то бишь Бетти, нацепившая дешёвый чёрный парик и пытающаяся говорить более глубоким голосом. И ведь ведутся!
  • «Шерлок»: педаль сквозь Землю, пополам с Глупая спецслужба. Группа наёмников АГРА, достаточно давно работающая на британские спецслужбы, чтобы иметь постоянного куратора, полностью провалила важную операцию, и меньше чем через год одна из них, Розамунда Мэри, переезжает… в Лондон на ПМЖ! В столицу той самой страны, правительство которой они с дружками так фатально подвели! Более того, это город, камеры в котором контролирует их же бывший работодатель Майкрофт Холмс! Она что, сделала пластику, полностью поменяв внешность? Ничуть: всего лишь сменила длинные тёмные кудри на короткую гладкую стрижку, крашеную в блонд! И за пять лет, что она жила в Лондоне под именем Мэри Морстен, украденным с чужой могилы, никто, включая якобы запредельно умного Майкрофта, её не разоблачил?! Педаль утапливается ещё глубже, когда бежавший из плена бывший «коллега», увидев фото «Мэри» на страничке Шерлока в соцсети, узнаёт её с первого взгляда. Что за фигня, авторы?! По сравнению с этим план Гельмута Земо начинает казаться едва ли не правдоподобным…
    • Когда Шерлок является Джону после «воскрешения» в образе официанта, вся маскировка ограничена нарисованными карандашом усиками и топорным французским акцентом, и Уотсон ничего не заподозрил. Обоснуй: Джон был поглощён свиданием с Мэри и ни на что не обращал внимания, особенно на официанта.
  • «13 причин почему» — фотка с целующимися Ханной и Кортни поспособствовала получению, гм, многочисленных мозолей видевшими её знакомыми девушек. Да, Тайлер снимал со двора и в полумраке, однако Ханну на снимке узнали и лишний раз «убедились» в том, что она шлюха, когда Кортни отделалась лёгким испугом, и все как один поверили распускаемым ею слухам о том, что с Ханной была какая-то другая девушка.
  • «Мистер Мерседес»:
    • Вышедший из комы маньяк Брейди Хартсфилд надевает медицинский халат и очки и покидает больницу через парадный вход, никем не узнанный. А ведь он местная знаменитость, и его знает в лицо каждая собака.
    • Он же, намереваясь в тёмных очках и кепке идти в полицейский участок сдаваться, подсвечивает: «Всё равно никто не поймёт, кто к ним пришёл, до тех пор, пока я не сниму очки». Так оно в итоге и выходит.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 2 сезон, 6 серия. Стёб над тропом. Спасаясь от преследующего его вампира Джима, Лазло пускается в бега, перебирается в Пенсильванию и начинает новую жизнь, выдавая себя за простого смертного бармена по имени Джеки Дейтона. Помимо барменского костюма вся его маскировка состоит из зубочистки в зубах. Через неделю Джим совершенно случайно забредает в тот же бар и изливает «Джеки» душу, в упор его не узнавая, пока тот не вынимает зубочистку изо рта.
    • Возможный обоснуй: В конце серии его не смогла узнать даже Надия. А что, если уникальная вампирская сила Лазло — это не превращение в летучую мышь (другие вампиры тоже прекрасно умеют это делать, и им даже не нужно при этом кричать «Летучая мышь!»), а как раз способность становиться неузнанным, беря в рот зубочистку?

Мультфильмы[править]

  • «Ограбление по…» (вторая новелла: «…по-французски») — стёба ради. Два бандита-мужчины — пародийные мастера маскировки, а вот их сообщница-красотка щеголяет сабжем статьи. Ей и парик не нужен: она просто надевает платье другого цвета, но того же фасона (а также быстренько перекрашивает свой «автомобиль с секретом» и меняет на нём номера) — и полиция уже не способна её опознать!
  • «Не бей копытом!» — пародия и педаль в пол одновременно. Глупые подручные главного злодея совершенно не узнают босса в очках и другой одежде… даже когда тот переодевается непосредственно у них на глазах!
  • «Суперсемейка» — одной маленькой чёрной маски достаточно, чтобы супергерой стал совершенно неузнаваем! На самом деле персонажей, которые контактируют с супергероем в обоих ипостасях и не знаю тайну личности нет, но никто не замечает, что огромный страховой агент похож на известного супергероя.
  • «Дикие лебеди» — ведьме оказалось достаточно слегка затемнить волосы и цвет кожи у падчерицы, чтобы отец-король не узнал Элизу и даже спустил на неё собак. Точно так же было в оригинальной сказке Андерсена.
    • Обоснуй: в Испании монархия благодаря избирательным династическим бракам была «голубых кровей» — с белой кожей, через которую просвечивали вены, чем и отличалась разительно от простонародья, которое имело нехилую примесь крови мавров, работало на открытом воздухе и потому было смуглокожим и черноволосым. В любой стране с похожими реалиями король, очевидно, принял бы смуглокожую девчонку за просто удивительно похожую на его дочь, что на фоне пропажи «настоящей» девочки навело бы на мысли о не слишком продуманной афере с подменой.
  • «Big Hero 6» — из шести персонажей у двоих лицо прикрыто прозрачным стеклом, у Хани — пол-лица, у Васаби прикрыто меньше половины лица и открыты волосы, а Беймакс — единственный робот в городе такого размера.

Мультсериалы[править]

  • «Супермен» (1941) — это самая первая экранизация комиксов о Супермене, и синдром присутствует в ней во всей красе. У Кларка Кента такое же внушительное телосложение и в точности такое же лицо, как и у Супермена, но никто его не узнаёт, потому что в своём репортёрском облике он носит очки и шляпу, никак не маскируя всё остальное.
    • Обоснуй для большинства случаев: злодеи, которым Супермен надирает зад, не знакомы с Кларком Кентом — слишком уж он мелкая сошка. В то время как люди, знающие Кларка в лицо, никогда не видели Супермена вблизи — максимум замечали, как по небу пролетает то ли птица, то ли самолёт. Единственное, что никак не вписывается в эту схему — поразительная слепота Лоис Лэйн, которая видит Кларка каждый день и неоднократно наблюдала Супермена вблизи.
    • В конце выпуска про магнитный телескоп, Лоис поцеловала Супермена в благодарность за очередное спасение. Дело было в темноте, поэтому она не видела ни лица, ни одежды целуемого мужчины, а только его мускулистый силуэт, который мог принадлежать только Супермену. Когда же свет включился, девушка увидела перед собой Кларка. Она слегка этому удивилась, однако так и не сделала из случившегося никаких самих-собой напрашивающихся выводов.
    • Ещё веселее вышло в выпуске «Корпорация "Разрушение"». Лоис узнала Кларка, довольно-таки неплохо замаскировавшегося под старенького усатого сторожа, но так и не заметила, что Кларк — это её ненаглядный Супермен.
  • «Город собак» (1992)
    • 1 сезон, 4 серия. Явный стёб. Эйс Харт (взрослый нуарный частный детектив) замаскировался под щенка-школьника, просто надев школьную форму. И ни друзья, ни враги не узнавали его, пока он не снял кепочку. Дополнительный комизм ситуации придаёт то, что Эйс постоянно носит шляпу, скрывающую примерно ту же часть головы, что и школьная кепка, и практически никогда её не снимает. А ещё в своём обычном облике он ходит в штанах, а в маскировке носил шортики, и Рози сразу узнала его по голым коленкам.
    • 1 сезон, 5 серия. Попавший в тюрьму Эйс скрыл свою личность от других заключённых, мечтающих разделаться с ним, при помощи очков и накладных усов. К сожалению, на начальницу тюрьмы это не подействовало, и она выдала Эйса, без всякой задней мысли, поздоровавшись с ним в присутствии зэков.
    • 1 сезон, 8 серия. Боксёр и Щипчик замаскировались под супружескую пару. Щипчик вполне убедительно переоделся в женщину, а вот Боксёр ограничился накладными усиками. И Эйс с Рози не узнавали его, пока он не предъявил документы со своей настоящей кличкой.
  • «Тайны старого Лондона» (1994)
    • Эпизод «Недостойное пари» (11 серия). Бэрримор и Перси замаскировались под уличных воров, просто нацепив фальшивые бороды, и даже одежду менять не стали. И тем не менее Орсон с Оливией, совсем недавно обобщавшиеся с обоими приятелями, всё равно их не узнали. Обоснуй: С «переодетыми полицейскими» главные герои общались не так уж долго, а «воров» видели мельком, издалека и в ситуации, не слишком располагающей к тому, чтобы вспоминать, у кого из встреченных за день людей была похожая одежда.
    • «Женщина двадцатого века» (16 серия). Замаскировавшись под девочку, Орсон даже не попытался как-то изменить своё лицо, а только повязал на голову платок, чтобы лысая макушка не так сильно бросалась в глаза. Тем не менее Оливия, находясь в паре шагов от него, не узнала ни самого Орсона, ни зелёное платье Лягушки, в которое он нарядился.
  • В мультсериале «Бэтмен» (серия «Каникулы Харли») авторы обыграли этот момент — как следует пролеченную в Аркхэме Харлин Квинзель выпускают, и её встречает сам Брюс Уэйн, дабы убедиться, что дамочка в порядке. Она его не узнаёт, но говорит, что такой волевой подбородок точно видела, после чего закрывает верхнюю половину лица ладонями и мгновенно опознаёт незнакомца… как Брюса Уэйна!
  • «Аладдин»: В сериале поумневшая героиня всё равно иногда покидала дворец в тех же «простолюдинских шмотках».
  • «Новая школа императора»: Кронк в упор не узнаёт Изму в другом наряде, даже когда перевоплощение происходит у него на глазах.
  • «Новые приключения Винни-Пуха», эпизод «Как важно не быть взрослым» — Кристофер Робин приглашён в гости к девочке, и для этого надел пиджак и причесал волосы. Когда Винни-Пух и ко застали его в таком виде, то спросили: «Мистер, вы не видели ли нашего друга Кристофера Робина? Он слегка похож на вас, только чуть моложе.»
  • «Финес и Ферб», аналогичная ситуация. Доктор Хайнц Фуфелшмерц не узнаёт своего закадычного врага Перри, когда тот без шляпы, но стоит утконосу надеть её, и доктор понимает, кто перед ним.
    • Обоснуй: утконосов много, они похожи между собой. Шляпа — отличительный знак, выделяющий из других утконосов.
  • «Стрипперелла». Там всё — пародия сверху донизу, ну и это тоже.
    • Лицо Стрипереллы скрывает маленькая полумасочка, развратные наряд и прозвище недвусмысленно намекают на её профессию, а причёску она не меняет. Никто, ясное дело, даже не догадывается, что Эротика — это и есть Стриперелла. Некоторые особо вопиющие случаи внезапного исчезновения одной из девушек и появления на её месте другой педалируют своей беспалевностью земное ядро.
    • Замаскированная под обычную американскую школьницу Эротика заперта с группой похищенных учеников в капсуле времени (то бишь в небольшой и герметично запечатанной пустой комнате). Она просит всех отвернуться и переодевается, пока никто не видит. О чудо! Откуда здесь появилась Стриперелла? И кстати, куда пропала та школьница?
    • Впрочем, не Стрипереллой единой… Фокусники-злодеи совершают ограбления в полумасках, а потом выступают на сцене в тех же самых костюмах, но уже без полумасок. Эротика опознаёт их по приметному перстню.
    • Те же злодеи заковывают Эротику, замаскированную под журналистку, в наручники, затыкают ей рот кляпом, запирают в ящик и распиливают его. Из ящика выпрыгивает Стриперелла с тем же самым кляпом во рту. А куда же делась та журналистка?
  • «Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir» вбивает педаль особенно активно: хорошо знакомые друг с другом Маринет и Адриан совершенно не узнают друга в образе супергероев Ледижук и Кота Нуара соответственно. Пикантности добавляет тот факт, что Маринет влюблена в Адриана, а Кот Нуар — в Ледижук.
    • Фанатский обоснуй: оба после перевоплощения резко меняют характер, что и не позволяет ассоциировать их с оригиналом. Стеснительная до неврозов Маринет становится решительной и уверенной в себе, а спокойный и добрый Адриан — нахальным и вальяжным. Не исключено, что и аура невидимости присутствует. Контробоснуй: даже при весьма толстых намёках судьбы — у «обоих» (Адриана и Кота) аллергия на перья, к примеру, Маринет всё равно и в голову не приходит, кто же такой Кот. А может и приходит, но предпочитает не думать об этом.
      • Инверсия — они часто узнают, кто скрывается за очередным злодеем, хотя те бывают совсем не похожи на самих себя. Уже в самой 1 серии «Непогода» герои смотрят на баннер с Авророй и Кот узнаёт в ней злодейку. А предположить, что Маринетт — Ледибаг он смог лишь в третьем сезоне, и то это вышло случайно из-за проделок квами (и это ещё при том, что он пользуется компьютерной программой по подстановке лиц, чтобы узнать её личность). Там же и Алья в первом сезоне подставляла лица одноклассников в фотографию Ледибаг (правда Маринетт как обычно опаздывала на урок, интересно что бы было, если бы она была в классе).
        • Педаль в пол давит Бражник, который не узнал в учителе китайского, который приходил к ним домой, хранителя талисманов, который на тот момент никак не скрывал свою личность. Видимо в Париже много низких пожилых китайцев в одинаковой одежде с усами и бородкой. Он даже не поговорил с сыном на эту тему, хотя ещё недавно подозревал его в том, что он — Суперкот.
  • RWBY — Руби не узнаёт Синдер в башне связи, хотя всё, что прикрывает лицо Синдер — небольшая карнавальная маска. Обоснуй: там темно, а Руби не фавн, чтобы хорошо видеть в темноте.
    • А до этого Инверсия. Роман узнает Блейк и Сана в огромной толпе, хотя маски на них прикрывают больше половины лица, а Блейк еще и в новой одежде.
  • «Вокруг света за 80 дней» — австралийский мультсериал. Мистеру Фиксу достаточно сменить головной убор (скажем свой котелок на цилиндр), чтобы Филеас Фогг и Паспарту его не узнали. Так что по началу все коварные планы Фикса идут как по маслу. И лишь затем… «Это Фикс! Это Фикс!» «Спокойно, Паспарту. Имей лишь то, что под рукою, и не ищи себе другое. Достань из саквояжа моток шерстяных ниток».
  • «Симпсоны» — обстёбано в серии с пересказом «Графа Монте-Кристо». Гомер возвращается под видом таинственного Графа Монте-Кристо, чтобы отомстить Мо, упёкшему его в тюрьму. Он отсутствовал всего 5 лет, внешне совершенно не изменился и скрывает свою личность с помощью накладной родинки на щеке и полумаски. Когда месть уже практически свершилась, Гомер решает раскрыть свою личность и снимает полумаску. Все присутствующие смотрят на него с недоумением, по прежнему не узнавая. Тогда он убирает родинку. И тут все ахают: «Ба! Да это же Гомер!»
    • Зигзаг в серии про Человека-Пирога. С одной стороны нет ничего удивительного в том, что никто не узнаёт в означенном супергерое Гомера: его маска полностью закрывает лицо, появляется он всегда неожиданно и ненадолго, так что вряд ли у свидетелей есть возможность подробно его рассмотреть, да и мало ли в Спрингфилде лысоватых пузанов. Но когда Мардж, после того, как детально рассмотрела Человека-Пирога вблизи и даже, приподняв маску, поцеловалась с ним, говорит: «Наверное, это Фландерс», это уже вполне тянет на наш троп.
  • Avatar: The Last Airbender — Тоф даже не стала заморачиваться с маской для Турнира магов земли, ограничившись псевдонимом «Слепой бандит». Строго говоря, не троп, так как она и не маскировалась, а просто рассчитывала, что тут о ней-настоящей никто и не слышал.
    • Все действительно считали, что у её семьи нет детей.
    • Строго говоря, маленькую леди очень тяжело сравнивать со шкетом непонятного пола, каким она является на земляной ринг.
  • «Стражи Галактики» — спародировано в 14 серии третьего сезона. Дракса, попавшего в мир комиксов, в котором он является скрывающим свою личность супергероем, не смог узнать его начальник на работе, хотя очки Дракс снимал и надевал в его присутствии в помещении, где кроме них никого не было.
  • «Гриффины» — Питер не узнал Лоис в блондинистом парике и изменил ей с ней же самой.
  • «Angry Birds Toons» — высокопоставленные лица среди свиней не узнают даже друг друга без отличительных головных уборов (первый раз короля, второй — шлемака)
  • «Червяк Джим» — 1 сезон, 11 серия. Профессор Обезьяноголов, нацепивший накладные усики и спрятав обезьяну под огромной шляпой, успешно выдал себя за работника химчистки и обвёл Джима вокруг пальца. Вероятный обоснуй: Джим всё же не человек, а земляной червяк, вполне возможно, что для него все люди на одно лицо.
  • «Непобедимая принцесса Ши-Ра» — узнать Адору в образе Ши-Ры окружающим явно мешает предмет статьи, так как в отличие от загорелого качка Хи-Мена, внешне она не меняется совершенно, только наряд поддаёт фансервиса. А кому надо — те и так в курсе.
  • «Фантом 2040» — двойная субверсия: герой как раз и беспокоится, что его узнают, проанализировав запись с какой-нибудь камеры, но оказывается, что костюм снабжен особой системой камуфляжа и на любой записи все черты смазаны. Однако поехавший робот-убийца начал гоняться за Кристофером без костюма, потому что тот случайно активировал этот камуфляж.
  • «Харли Квинн» — чтобы попасть в академию Загадочника, Харли Квинн и Ядовитый Плющ нанесли себе грим на лицо чтобы скрыть свои аномальные цвета кожи (плюс ещё одежду сменили), однако черты лиц у них остались прежними. Узнать Харли Квинн смогли только когда был смыт макияж и показано её бледное лицо.

Комиксы[править]

  • Кодификатор — собственно Супермен.
    • Дело там не только в очках, в образе Кента он надевает одежду большего размера, чтобы скрыть мускулатуру, сутулится, делает голос выше, меняет причёску и старательно изображает растяпу, а в образе Супермена подобно Флешу вибрирует, чтобы не запечатлеть свою лицо на камерах. За счёт такой большой разницы между образами даже Лекс Лютор имея на руках стопроцентные доказательства. не поверил, что это может быть один и тот же человек.
  • Если разобраться, вообще большинство историй про супергероев. Пускай большинство из них носит маски, но близкие знакомые просто обязаны узнать их по фигуре, жестам и голосу. Но — не узнают.
    • Кроме того, их маски часто оставляют открытой нижнюю часть лица (а иногда вообще закрывают только глаза). И почему тот же Бэтмен ещё не приобрёл там узнаваемые шрамы?
      • Потому, что So strong my face is, you hit — break fingers! =)
    • А Омнимен из Неуязвимого вообще не скрывает лицо в костюме. Но даже самые преданные фанаты Нолана Грейсона не видят стопроцентной схожести их любимого писателя с величайшим супергероем планеты.
  • Аура невидимости может, когда надо, появляться и на спутнике героя. Например, верный и обалденно разумный пёс Tintin’а, Снежок (франц. Milou, англ. Snowy) способен, никем не замеченный, нагло ошиваться рядом с врагами, захватившими Tintin’а в плен — а потом улучить нужный момент, подкрасться к хозяину и… развязать его.

Манга и аниме[править]

  • «Bishoujo Senshi Sailor Moon» — Усаги, как и все Сейлор-воины, в супергеройском виде просто носит другой костюм и вполне узнаваема зрителями. Но в сериале её никто не узнаёт.
    • Возможный обоснуй: в результате какой-то магии, связанной с внешностью, никто не соотносит в своей голове повседневные и боевые образы главных героев. И именно поэтому в одной из начальных серий Сейлор Мун прячется от родного младшего брата, боясь, что тот узнает её.
      • Возможно, что все дело в подчеркнуто коротких юбках героинь. Свидетели не обращают внимания на лица, поскольку взгляд их прикован совсем к другому.
        • Вот как раз на откровенность костюмов никто внимания не обращал, не притягивайте за уши.
    • Что же до проявления «синдрома» в случае других персонажей, то злодеи нередко слегка меняют свой облик, отправляясь в мир людей, однако главные герои, встречая их снова и снова в обыденности, довольно часто не узнают врага. Ну, а в 1 сезоне Усаги долго не могла понять, что под маской Такседо Камэна скрывается Мамору, во многом потому, что не могла представить в качестве благородного героя и защитника «вредного» парня с задатками то ли троллящего влюблённого хулигана, то ли сердитого воспитателя :)
    • Да что там, даже кошка Луна, начав тренировать девушку, выглядящую абсолютно так же, как потерянная принцесса, и использующую «лунные» атаки, не догадывается, что перед ней реинкарнация Серенити. Разве наставница не должна помнить, что должность воина Луны зарезервирована для принцессы, а остальные являются её личной охраной?
  • Tokyo Mew Mew — аналогично предыдущему варианту — девочки-волшебницы при трансформации почти не меняются внешне и узнать их совсем нетрудно. Причём тот факт, что их не узнают, они воспринимают, как сам собой разумеющийся. Хотя надо сказать, что возлюбленный главгероини Ичиго сразу понял, кем является Клубничная кошечка, просто додумался прикусить язык. Этот паренёк тоже имеет альтер-эго — Синий рыцарь — но вот он меняется достаточно, чтобы его не распознал и зритель.
  • Ситуация с париком неплохо обыгрывается в манге «Принцесса-рыцарь» авторства Осаму Тедзуки. Принц Чарминг считает, что принц(есса) Сапфир — очень коварный и трусливый человек, и долгое время относится к ней с презрением. При этом он нежно любит прекрасную златоволосую незнакомку, спасшую ему пару раз жизнь… Даже не подозревая (до самой середины манги!) что его спасительница и Сапфир — одна и та же личность.
  • «Детектив Конан» — спин-офф «Magic Kaito 1412» демонстрирует троп в более чистом виде: Здесь нет никаких волшебных превращений. У Кайто-школьника и Кайто-вора одинаковый рост, одинаковое лицо, одинаковое имя, оба любят демонстрировать фокусы, обоих постоянно видит начальник полиции. Но какая же между ними может быть связь? Ведь один ходит с моноклем, а другой — без.
    • Впрочем, тут это сыграно с прикрученным фитильком — в определённый момент Кайто всё-таки начинают подозревать, но в ответ на это он выдаёт целую серию трюков с переодеванием, демонстрируя, что его настоящая внешность таковой может не являться и доказательством быть не может.
      • Обоснуй в оригинале: таки там Кайто во первых действовал по большей части в темноте, а во вторых вполне прикрывал лицо полой плаща чтобы остаться не узнанным. И подозревать его начальник полиции начал только тогда, когда его лицо подсветили прожектором.
  • «Kamikaze Kaito Jeanne» — большую часть времени троп играется в чистом виде — никто и не подозревает в школьнице Марон Жанну, а в Тиаки — Синбада. Однако в одном из эпизодов на Марон таки пало серьёзное подозрение — её одноклассники ВНЕЗАПНО обратили внимание на сходство девочек.
  • «Kanojo, Okarishimasu» — (почти) никто не догадывается что скучная ботанка в очках Итиносэ и профессиональная девушка на прокат (нет, секс в прейскурант не входит) Тидзуру — одно лицо. Обоснуй — дело не только в очках и причёске, но и в том, что поведение девушки в «рабочее время» меняется радикально. Плюс, она старается не пересекаться лишний раз с хорошо знающими её людьми.
  • «Taiyou no yuusha Fighbird» — почти никто не догадывается, что Катори и Файберд — одно лицо. Обоснуй: спасать мир — предназначение всей его расы, а о мирном земном быте он ничего не знает и ведет себя настолько тупо, что даже нельзя догадаться о том, что странноватый ассистент поехавшего изобретателя и есть загадочный супергерой.
  • «Senryuu Shoujo» — когда Тао занимается гаданиями на улице, она закрывает челкой правый глаз, а в школе — левый. И заглавная героиня её не узнает.
  • Dragon Ball — Мутен Роши принимает участие в турнире Тенкаичи под вымышленным именем Джеки Чун, и его ученики — Гоку и Курилин — его не узнают. При этом он не скрывает лицо, а всего лишь снимает тёмные очки, которые обычно носит, и скрывает лысину под париком.
  • «Tsurezure Children» — блестящая аверсия. Шибасаки, глава клуба чайной церемонии, тайно любит рок и решает записаться в школьную рок-группу инкогнито, под маской лисы и именем Вабисаби. Разумеется, первым делом прямой как рельса парень-глава группы спрашивает «Шибасаки, ты обкурилась?». Несмотря на то, что ее личность знают все, она упорно продолжает носить маску и именовать себя Вабисаби.
  • «Akumetsu» — Играется с подвывертом. Одна из вынужденных проституток, которых привели на вечеринку коррумпированных высоких чинов из министерства финансов, не узнала в лицо парня который в небольшой маске вломился на вечеринку, отстреливать коррупционеров, но узнала по голосу его как только он сказал первое же предложение.
  • «Kuragehime» — Коибути Сю с первого взгляда влюбляется Цукими, когда Кураносукэ одевает ее по своему вкусу. А вот Цукими в обычной жизни он как того же человека долго не воспринимает.
  • «Bokutachi wa Benkyou ga Dekinai» — в 35 главе Фумино решает следить за свиданием Нариюки и Уруки скрытно, для этого надевает шляпку, очки без диоптрий и подкладки под грудь. И садится прямо за ними, на другой стороне скамейки!
  • «Madlax» — Маргарет Бартон у упор не узнала свою горничную Элинор, которую видит каждый день, в школьной форме и очках. А ведь та даже не пыталась от неё скрываться, а наоборот подошла к ней и, как обычно, назвала госпожой. И лишь после того, как Элинор снимает очки, хозяйка её узнаёт. Впрочем, ей простительно, она немного не от мира сего.
  • El Cazador de la Bruja — находящаяся в розыске Эллис посетила контору охотников за головами, где на стене висит объявление о награде с её фотографией, и осталась не узнанной. Вся её маскировка состояла из мини-очочков, сидящих на переносице и ничуть не скрывающих глаза, и кепки.
  • Akame ga Kill! Zero — шутки ради: члена команды имперских ассасинов Грина не узнают без очков.
  • «Schwarzesmarken» — аверсия: так пыталась замаскироваться Гретель, только сняв очки, а не надев их. Разумеется, в реалистичном сеттинге это не сработало, мало того — сами персонажи откровенно посмеялись над штампом.
  • Ore, Twintail ni Narimasuаверсия (аж дважды):
    • Айко не сразу, но спалила, что Тэйл-Рэд и Туарэ — всё же два разных человека: даже если та сменит Тэйлгир и внешность, свою огромную грудь (чьи пропорции Айко как прежняя фанатка Туарэ помнит наизусть) при ношении Тэйлгира замаскировать невозможно (если только носитель при его активации не меняет пол, как главгерой, но не суть).
    • Содзи почти сразу догадался, что Айко — и есть «Чёрная Воровка». Узнал чисто по лицу.
  • Senki Zesshou Symphogear G — Мария и её сводные сёстры нарочно выдали свои альтер-эго в прямом эфире в начале сезона, а Хибики пришлось засветиться во время финальных разборок с ними. По сути, финальную битву 2-го сезона СМИ транслировали на весь мир — и Цубаса тоже попала в кадр. Вот только фанаты её не узнали и ходят на её концерты как ни в чём ни бывало.

Видеоигры[править]

  • Freddy Pharkas: Frontier Pharmacist. Главный герой квеста — одноухий аптекарь с фронтира. У него есть альтер-эго: ковбой Серебряное Ухо. Он надевает вместо отсутствующего уха серебряное, и никто его не узнаёт, пока с него не сняли ухо. С другой стороны, игра юмористическая, высмеивающая штампы вестерна
  • Grand Theft Auto, как же без него! Взрывай вокруг себя машины, расстреливай несчастных прохожих, случайно подвернувшихся под дуло твоего ствола, укладывай штабелями нескончаемый поток копов, стекающихся по твою тёмную душу, не жалей патронов, пали из гранатомёта, жги всё, устрой на улицах полный хаос и геноцид, доведи ситуацию до уровня национального кризиса. Пусть за тобой по всему городу гоняется спецназ, ФБР и суровые вояки с автоматами, пусть над головой кружат полицейские вертолёты, выкрикивая из громкоговорителей угрозы, пусть из-за каждого угла на тебя норовит вылететь танк, чтобы размазать твою никчёмную тушку по асфальту. Ты нанёс стране такой ущерб, который не снился даже ИГИЛу. Теперь заберись в первую попавшуюся тачку, зарули в ближайший салон перекраски — и полтора десятка армейских дурил, на глазах у которых ты проделал этот финт, озадаченно почешут репы и разъедутся, как ни в чём не бывало.
    • Ещё можно переодеться, причём для переодевания достаточно, скажем, надеть часы на руку.
    • Неожиданная субверсия в Red Dead Redemption 2, другой игры от тех же разработчиков. В игре есть бандана, позволяющая скрыть лицо во время преступлений, причем игра сама не раз подчеркивает, что такой способ маскировки не позволяет опознать того, кто совершает преступление. Отчасти это верно, но помимо банданы Артура могут опознать и по лошади, и по одежде, в которой тот засветился. Лучший способ скрыть свою личностью — переодеться, натянуть бандану или маску, сменить прическу, взять другую лошадь и лишь тогда направляться на дело. И то, лучше не попадаться на глаза законникам, ибо некоторые особо внимательные служители закона даже так способны опознать преступника. От уже назначенной награды за голову это не избавит, просто позволит этой сумме при совершении преступления не расти.
      • Хотя в RDR2 есть и прямой вариант этого тропа, играющийся смеха ради. Кэтрин Брейтуэйт поручает Хозии и Артуру бесплатно разлить нелегальный самогон в салуне Роудса. Так как банда Датча уже проворачивает свои дела в этом городе и успела примелькаться местным, Артура маскируют под умственно отсталого дурачка, надевая на него нелепую шляпу и дают ему трубку, дабы никто из посетителей не узнал в одном из щедрых господ нового помощника шерифа.
    • Аналогично NFS: Most Wanted — лихач на шикарном красном суперкаре только что разнёс половину города, навлёк на себя гнев полиции штата и засветился на всех видеокамерах в радиусе ста тысяч миллионов километров? А куда же он делся? Растворился. Он же точно не сидит в том точно таком же суперкаре, в нём, ведь, отличаются диски, спойлер и тонировка…
      • Еще смешнее: поскольку в розыск подается машина можно просто пересесть на другую. Такую же. Абсолютно такую же.
  • Серия Assassin's Creed — «магия ассасина» позволяет героям серии ходить в надвинутом по самые глаза капюшоне характерной формы и привлекать к себе внимание не больше, чем обычные прохожие. Вы только что убили самых знатных людей Венеции и Рима, устроили кровавый террор среди стражников и лазаете без разрешения по известным достопримечательностям вашего времени? Посидите несколько минут на скамейке или в стогу сена — и от вас быстро отстанут. Почему? Потому что «капюшон на голове, никто не видел лица-а».
    • Или не отстанут, потому что по всем стенам расклеены плакаты с вашей башкой в капюшоне, а глашатаи на каждом перекрестке орут о загадочном убийце.
      • Но если сорвать пять плакатов — то глашатаи о загадочном убийце орать перестанут.
    • Обосновано внутримировой логикой: все происходит в компьютерной симуляции. Воспроизведение событий путем манипулирования виртуальным болванчиком нужно для декодирования очередного фрагмента последовательности ДНК и Анимусу идеальная достоверность не требуется. Достаточно приблизительно изобразить «Альтаир, убегая, свернул за угол и скрылся среди толпы», чтобы компьютер смог подобрать ключ расшифровки.
  • Hitman же! Лысый мужик со штрих-кодом на затылке совершенно ни у кого не вызывает подозрений, даже если переодевается азиатским шофером или телохранителем…
    • Ну, если только не окажется вблизи от тех, кто его всё-таки опознаёт. А этих чуваков, говоря откровенно, в играх гораздо больше, чем хотелось бы.
      • Да, но блин как его умудряются так долго не находить? Что, опрос свидетелей, камер наблюдения и прочая и тупо статистический анализ мест преступления никаких странных типов с никакими особыми приметами не выявил?…
        • Агентство путает следы.
  • Tales of Vesperia — когда в храме Бактион против героев вышел капитан Шванн лишь Репид сразу понял кто перед ними, остальные догадались только после первой реплики, произнесённой уж больно знакомым голосом. А ведь Ворон всего-то сменил причёску и переоделся в доспехи капитана рыцарей.
  • «Обливион» — пополам с тропом «Невероятно отстойный дар». Капюшон Ноктюрнал стирает из реальности воспоминания о любом, кто его наденет, и остальные воспринимают его исключительно как вора по прозвищу Серый Лис. Среди надевших этот капюшон оказался граф Анвила Корвус Умбранокс, и в ходе сюжетной линии Гильдии Воров главный герой переписывает реальность, чтобы изменить свойства артефакта, и чтобы остальные вспомнили и узнали пропавшего графа, который, покончив с воровством, возвращается к своей жене.
  • Dragon Age: Origins - если игрок захочет из Форта Драккон выбираться своими силами, то надевшие броню Страж и Алистер вообще ни у кого не вызовут подозрений (и это при том, что: их портреты раздавали каждому стражнику, они являются врагами номер 1 для действующей власти, они могли в абсолютно такой же броне расхаживать и до поимки, их посадили недавно).

Визуальные романы[править]

  • Katawa Shoujo — троп пародируется. Когда Хисао спрашивает Кэндзи, того ещё чудака, не опасно ли тому выбираться на улицу со всеми его теориями заговора, Кэндзи отвечает, что у него хорошая маскировка, ведь он носит шляпу. Бонусные баллы за то, что шляпы у него даже нет…
  • Rewrite — в линии Terra главный герой, только что вернувшийся в Кадзамацури после обучения дела Guardian, использует в качестве маскировки очки, одновременно притворяясь комиком.

Реальная жизнь[править]

  • Актёр Генри Кэвилл, сыгравший Супермена в фильмах киновселенной DC, решил проверить троп лично и целый час прогуливался по Тайм-Скверу на фоне гигантских постеров фильма «Бэтмен против Супермена». Никто его не узнал, несмотря на то, что он был не просто без очков, а ещё и в футболке с логотипом своего персонажа. Правда злые языки поговаривают, что тут сработал совсем другой троп.
  • Другой актёр, Чарльз Спенсер Чаплин как-то раз узнав о предстоящем конкурсе своих двойников тоже решил поучаствовать. Анонимно. И занял аж третье место — третье, Карл!
  • В одном газетном интервью Илья Олейников из «Городка» рассказывал, что эксперимента ради сбрил усы и ходил так одно время по городу. Некоторые прохожие все равно узнавали.
  • Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́, более известный как Дала́й-ла́ма XIV — без своих знаменитых очков весьма таки сильно смахивает на Императора Человечества из сорокатысячной Вахи. Педаль в Паутину Варпа: согласно ваховскому лору Императорский Дворец на Святой Терре географически сооветствует Дворцу Потала — издревле служившему для трудовой династии Далай-лам резиденцией, а Император в начале M3 вполне себе таки уже канонически жив..
  • Униформа может буквально обезличить — автор правки фотографировался на удостоверение в форме, а забирать фото из ателье на следующий день пришёл в джинсах и футболке. Работники фотоателье, которые не просто видели лицо, а фотографировали и проявляли/печатали фото этого самого лица, автора не узнали.
  • В реальной жизни небольшое изменение внешности действительно может сделать человека неузнаваемым - до тех пор, пока кто-нибудь не начнет сравнивать. Фокус в том, что в 99% случаев не начинают, для этого нужен конкретный повод.
  • Как ни странно, во время ограблений и прочего действительно не нужно особенно тщательно маскироваться — достаточно просто немного изменить внешность и добавить отвлекающую внимание деталь. Неоднократно проверено, что шокированные в момент быстрого ограбления люди, как правило, потом уже не могут уверенно опознать грабителя. Недаром узкие маски-домино реально использовались преступниками рубежа XIX—XX вв. и не без успеха.

Обоснуи[править]

  • В реальной жизни бывает, что не узнаёшь девушку с её новой причёской (с которой её ранее никогда не видел) и принимаешь за незнакомого человека.
    • Вариант ещё ближе: иногда бывает не так-то просто сразу узнать человека, сменившего очки, которые он носил всю жизнь, на контактные линзы.
    • Ещё работает вариант с одеждой, создающей абсолютно разный имидж — человек, которого привыкли видеть в костюме с галстуком, плаще и шляпе, может показаться незнакомым в спортивном костюме и кожаной куртке.
    • Новая причёска, грамотно нанесённая косметика, слегка изменённая походка и осанка и выражение лица по отдельности не мешают опознать знакомую девушку — вместе же способны полностью преобразить её до неузнаваемости. Всё вместе, в меру и если не переигрывать. По идее любая выпускница театрального училища должна уметь это делать хотя бы на троечку.
    • Обратный пример — совершенно аналогичные от природы близняшки из-за разных привычек и характера могут стать схожими между собой чуть ли не меньше, чем даже обычные родные братья и сёстры уже к юности.
      • А в зрелом возрасте из-за разных характеров и, соответственно, разных эмоций, на лицах близнецов появляются совершенно разные морщинки, с которыми их уже невозможно перепутать.
  • В сериале «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена» Кларк даёт объяснение, попахивающее магией: сама его супергероическая аура в сочетании с костюмом не даёт его опознать, это одна из его способностей.
  • Возможно, очки персонажа волшебные и изменяют его лицо.
  • Персонаж — великий актёр, мастерски управляющий жестами и голосом. Советский Холмс демонстрирует это зрителю на эталонном примере: осанка, голос, жесты и мимика, часть лица закрыта — и человека не узнать.
    • Спорно, этот голос ни с чем не спутать.
      • Голос Карлсона, который неизменно получается у Ливанова, когда он меняет голос, действительно ни с чем не спутать, но во вселенной фильмов нет советских мультфильмов про Карлсона.
    • Этим же активно пользуются и персонажи Макса Фрая, хотя в мире Ехо есть возможность также и полноценной смены внешности. Педаль в пол неоднократно утапливает Шурф Лонли-Локли, который становится полностью неузнаваемым, просто сменив манеру поведения и по-другому завязав тюрбан. Было бы вполне реально для человека с невзрачным, «актёрским» лицом без «особых примет».
      • Похоже, это подсветка тропа самим автором. Лонли-Локли описывается, как человек, очень похожий на барабанщика Роллинг Стоунз Чарли Уотса в 90-е годы. Те, кто видел это лицо средневекового рыцаря с полуулыбкой Джоконды, вряд ли поверят, что всего лишь тюрбан сделает его неузнаваемым.
        • В книгах прямо говорится, что для Угуланда внешность Шурфа как раз самая обычная и неприметная
  • Тех, кто знаком и с Кларком Кентом, и с Суперменом, и при этом не знают (и не догадываются), что это — один человек, очень мало. Для большинства остальных Супермен — красно-синее пятно, стремительно пролетевшее по небу, а Кларк Кент — просто имя в газете. Аналогично — и с другими персонажами.
  • Временами случается, что Супермена и Кларка Кента видят вместе или одновременно в разных местах, благо шейпшифтеров, иллюзионистов, человекоподобных андроидов и всего такого прочего во вселенной DC более чем хватает.
  • Да, в конце концов, актёрская игра! Герои Кристофера Рива (Супермен) и Алена Делона (Зорро) прилагают немало усилий, чтобы реально не быть похожими на своих альтер-эго ни мимикой, ни походкой, ни голосом. Кроме того, оба героя изрядно заморачиваются, чтобы окружающие были уверены, будто эти два разных человека были в одно и то же время в двух разных местах!
    • Если уж говорить про Зорро и его перевоплощение — то Дуглас Фэрбенкс тоже хорош. Кстати, достаточно хорош, чтобы его герой не только мог убедительно перевоплощаться, но и пару раз с этим перевоплощением комично перегнуть палку.
  • Кроме того, известен любопытный психологический факт — люди почти не запоминают лиц людей в униформе: военной, милицейской, рабочей, коммунальных служб etc. Этим, например, активно пользуется тот же Холмс.
    • Самое известное упоминание этого эффекта — «Лицо на мишени» Честертона. Честертон вообще любил этот троп: тут и «Странные шаги», и «Невидимка»:
« Но никто не может оставаться на улице в одиночестве за секунду до получения письма. Никто не может оставаться на улице в полном одиночестве, когда начинает читать только что полученное письмо. Кто-то, несомненно, должен стоять рядом, просто он психологически ухитрился стать невидимкой.

— А почему кто-то непременно должен был стоять рядом? -спросил Энгус.

— Так ведь не почтовый же голубь принес ей это письмo! — ответил отец Браун.

— Уж не хотите ли вы сказать, — решительно вмешался Фламбо, — что Уэлкин приносил девушке письма своего соперника?

— Да, — сказал священник, — Уэлкин приносил девушке письма своего соперника. Обязан был приносить.

— Ну, с меня довольно! — взорвался Фламбо. — Кто этот тип? Каков он собой? Как одеваются эти психологические невидимки?

— Он одет очень красиво, в красное и голубое с золотом, — быстро и точно отвечал священник. — И в этом ярком, даже кричащем костюме он заявляется сюда на глазах у четырех человек, хладнокровно убивает Смайса и вновь выходит на улицу, неся в руках труп…

— Отец Браун! — вскричал Энгус, остановившись как вкопанный. — Кто из нас сошел с ума — вы или я?

— Нет, вы не сошли с ума, — сказал отец Браун. — Просто вы не слишком наблюдательны. Вы не заметили, например, такого человека, как этот.

Он быстро сделал три шага вперед и положил руку на плечо обыкновенного почтальона, который прошмыгнул мимо них в тени деревьев.

»

Игры со штампом[править]

Игры со штампом в литературе[править]

  • Шерлок Холмс регулярно обманывал и доктора Уотсона, и миссис Хадсон, и всех прочих, причём нередко для маскировки не пользовался гримом. Смена одежды, очки, парик, имитация хромоты или сутулости — вполне достаточно в туманном и освещённом газом Лондоне того времени.
  • «Песнь Льда и Пламени» — никто не узнал Сансу Старк, когда её представили внебрачной дочерью Мизинца. Не потому, что волосы покрасила, а потому, что если ты простолюдин — ты никто и звать тебя никак.
    • Вообще говоря, из тех, кто видел Сансу после «удочерения», никто не знал её в лицо. Даже родная тётка её ни разу прежде не видела.
  • Роман Злотников, «Арвендейл» — Бенивьер три недели тащился по раскисшим дорогам в обличие расфуфыренного придворного, до дальнего монастыря, где ему предстояло убить старшую дочь Императора. Наконец ему это надоело и он решил надеть более практичные (и привычные ему самому) кожаные штаны. Вот только стоило ему переступить порог монастыря, как он немедля столкнулся нос к носу с человеком, лично знакомым с этим придворным. Который, во всеуслышанье заявил, что: «Вы невероятно похожи на Левкада, но вы совершенно точно не он!», автоматически похоронив всю тайную операцию. Причина — такие штаны Левкад не надел бы под угрозой казни, а если бы и одел, они смотрелись на нем, как на корове седло.
  • «Хроники странного королевства» — «Мафей, А зачем ты мэтру Альберто такую шляпу нарисовал?» — «Кому?» — «Мэтру Альберто» — «Твою мать… Это же он! Подумать только, как меняет человека головной убор!»
  • Серия рассказов Юдковского про «Мужественного Мангуста». Все знают, что Мужественный Мангуст — это Брюс Кент. Никаких прямых доказательств нет, но всем это очевидно. Почему же он это всё равно отрицает? Любая дальнейшая информация — спойлер.
  • Star Wars, роман Дрю Карпишина «Реван». Капитан дворцовой стражи по голосу узнаёт Дарта Ревана, которого видела один раз, много лет назад, без маски и свободной одежды. Впрочем, в первый раз Реван покушался на Императора…
  • Стюарт Слейд, «Казанские „Тандерболты“». Сталина не узнает никто, кроме ближнего круга и телохранителей. Причина — все официальные портреты и фото исправлены и подкорректированы именно с этой целью. Что очень помогло сначала Берии, а затем и Жукову.
  • Михаил Ланцов, «Иван Московский». В ходе очередного витка разборок между Людовиком XI и Карлом Смелым, последний осадил Париж и едва не сцапал самого Людовика. Впрочем, это не помешало Карлу нацепить королевские одежды на первый подходящий труп и предъявить его, как «тело убитого короля», торжественно похоронив его в королевской усыпальнице. Благо чернь видела короля давно и издали, а все вельможи — вассалы самого Карла. В результате Людовик оказался в собственной стране на птичьих правах, а его «бывшие» вассалы, следующие полгода выясняли, кто сидит на престоле, не мешая Карлу разбираться с Парижем.

Игры со штампом в фанфиках[править]

  • «По ту сторону рассвета». Вам не кажется, что идея замаскировать 11 эльфов и одного человека под орков и в таком виде попытаться пройти через вражескую заставу звучит как начало скверного анекдота? Увы, от получившейся в результате драмы волосы в жилах стынут: всего искусства государя Финрода не хватило, чтобы провести Саурона, и из того плена живым вышел один лишь Берен, да и тот дорогой ценой.
    • Однако эта идея Финрода — замаскироваться под орков — взята прямиком из канона. Финрод Фелагунд и там поступил точно так же и с тем же результатом.

Игры со штампом в кино[править]

  • «Иван Васильевич меняет профессию» — инверсия: герои подмечают, как Бунша похож на Иоанна Грозного, но зрителю, пусть и знающему что их играет один актёр, сложно поверить даже в то, что оба персонажа одного роста, а не просто похожи бородой и причёской.
    • Аналогична ситуация в «Джентльменах удачи» — два персонажа Евгения Леонова реально непохожи для зрителя, хотя актер даже не гримировался.
  • «Брат» — Данила Багров, выслеживая чеченского бандита, маскируется под карикатурного питерского интеллигента: пальто, очки и шапка. Не узнать его в таком виде невозможно, но и реакции вроде «что эта деревенщина на себя нацепила» он не вызывает — Сергею Бодрову, выходцу из интеллигентной семьи, такой образ явно ближе, чем образ бандита.
  • «Бэтмен» (1966) — Бэтмен прекрасно узнаёт Пингвина, загримировавшегося под капитана пропавшего корабля, но при этом не может понять, что Китка (якобы журналистка из СССР) и Женщина-Кошка — одно лицо. Причём из маскировки у Кошки только небольшая полумаска и «ушки». Бэтмен-Уэйн узнает об этом во время финальной битвы, что становится для него потрясением. А до этого «клуб злодеев» заявляет, что похитил советскую журналистку. А Кошка даже лично грозится ее убить. Аналогичные ситуации встречаются и в сериале 1960-х. Часто Робин (в супергеройском образе) срывается на фразы, которые может произнести не Робин, а Дик Грейсон. Но тут же он поправляется. А все как бы ничего не замечают. Или через импровизированный коммутатор (две трубки телефона сложили рядом) Уэйн беседует с Бэтменом, а полиция как бы участвует в их разговоре См. https://www.youtube.com/watch?v=tgCkmUS1IYI. А еще время от времени у Бэтмена и Робина иногда появляется помощник — старик с усами в черном костюме-тройке (или двойке) с галстуком, в шляпе-котелке и небольшой карнавальной полумаской на лице. Он же дворецкий Альфред Пенниорт.
  • «Зелёный Фонарь» — Хэл Джордан в образе супергероя (с надетой полумаской) разговаривает со своей девушкой как с незнакомкой, а та называет его по имени и говорит: мол, знает его всю жизнь и даже видела голым, и её так просто не обмануть.
    • Хотя в комиксах она его в упор не опознавала — это легло в основу многих выпусков.
  • «Американский пирог» — «Как думаете, кто будет иметь больший успех у девчонок? Пай-мальчик Джим? Или Тусовщик Джим?» (разница между этими, с позволения сказать, имиджами — зачёсанная на лоб или поставленная торчком чёлка сантиметровой длины).
  • «Первому игроку приготовиться» — самое что ни на есть буквальное воплощение в «Оазисе», артефакт «очки Кларка Кента», скрывает личность, не меняя внешность.

Игры со штампом в телесериалах[править]

  • «Супербой» про молодость Супермена — его однокурсник приобретает сверхспособности, придумывает себе ник Ультрабой и надевает маску. Тем не менее, несмотря на маску, его, в отличие от Кларка, узнают сразу.
  • «Бэтмен» (1943-44) — Уэйну надо внедриться в бандитско-шпионское подполье. Он приклеивает себе нос и переодевается в костюм, характерный для сомнительного околокриминального дельца, придумав имя Чак Уайт. Те, кто не в курсе хитрой операции, уверены, что Уэйн и Уайт — разные люди. И тогда же свой костюм Бэтмен надевает, загримировавшись предварительно Чаком — на всякий случай.
  • «Флэш» — у бегунов часто вибрирует либо лицо, либо всё тело, чтобы человеку сложно было разобрать подробности. Также вибрируют голосовые связки — меняется голос. Да и люди они, в принципе, малоизвестные, за исключением Гаррисона Уэллса. Сколько людей знакомы с судмедэкспертом Барри Алленом или студентом Уолли Уэстом? А Джесси так вообще может разгуливать без маски — всё равно её двойника на Земле-1 нет (двойники её родителей были убиты до того, как завели детей). На Земле-2 и Земле-3 Флэши вообще лица не прячут. Правда, интересно, почему никто не узнал во Флэше с Земли-2 известного серийного убийцу?
  • «Уэнсдэй» — заглавная героиня раскусила всех членов клуба «Беладонны» даже не видя их лиц, по голосам.
  • «Мистер Бин» — герой не мог опознать в полиции грабителя, который у него на глазах украл фотоаппарат, несмотря на то, что сам же его поймал и схватил с помощью урны и затыкал карандашом. И опознал только когда на ВСЕХ мужчин надели урны и дали потыкать их карандашом.
  • Неплохо обыграно в сериале «Найтмен» — пока герой в супернавороченном костюме борется с преступностью, в джаз-баре гостей развлекает его голограмма.

Игры со штампом в мультсериалах[править]

  • «Гриффины» — Стьюи временно приобрёл способности супергероя Человека-Тостера, и после этого в своём обычном виде стал носить очки.
  • «Мультреалити» — Супергерой, пародия на Супермена: его обычный облик отличается от супергеройского только тем, что он носит очки. Да-да, прямо с супергеройским костюмом.
    • Если вы про Тима Томмерсона — то это реальный родственник Супергероя, что неожиданно выясняется в завершающем 2-й сезон эпизоде-компиляции.
  • «Дофус: Сокровища Керуба» — педаль в пол: мастер маскировки Крокосек способен перевоплотиться в абсолютно кого угодно с помощью только одной детали.
  • Мультсериал о Супермене (1996):
    • Эпизод «Моя девушка» — когда Супермен спасает Лану Ленг от грабителей и доставляет её в безопасное место, она, к удивлению героя, обращается к нему по его земному имени. Попытки Супермена убедить девушку, что она ошиблась, не увенчались успехом — Лана знает Кларка с детства, и вообще, когда его способности проявились, он их первым делом обсудил именно с ней.
    • Эпизод «Покойный мистер Кент»: когда Кларк Кент берётся за расследование убийства и находит доказательства того, что обвиняемый по этому делу невиновен, настоящий убийца — детектив Курт Боумен устраивает покушение на жизнь героя, установив в его машине бомбу. Само собой, герой пережил взрыв, а своё «чудесное спасение» он позже обьясняет тем, что его выбросило из машины в реку и прибило к берегу, где его случайно нашла Лана Ленг. Когда же вина Курта Боумена была доказана, он приговаривается к смертной казни в газовой камере. Сидя в ней, детектив недоумевает — ведь он установил бомбу прямо под сиденьем, Кларк Кент просто физически не мог уцелеть! И перед там, как включают подачу газа, детектива осеняет догадка — «Кларк Кент и есть Супермен!» Своё открытие Курт Боумен унёс с собой в могилу.

Игры со штампом в комиксах[править]

  • Серия комиксов DC «Темнейшая ночь» — Хэл Джордан и Барри Аллен обсуждают вопрос камуфляжа: «Кларк сутулится, носит одежду на два размера больше и поднимает голос на октаву».
    • Блестяще продемонстрировано Кристофером Ривом в одном из фильмов (см. видео).
  • Комиксы «Freak's Squeele» выжимает педаль в асфальт из игры с тропом:
    • педаль в асфальт: Никто не может заподозрить в Омбре (2,5-метровый вервольф) волка, пока он в шляпе, при том что обычно он одет в шорты и рубашку с коротким рукавом. С другой стороны, Омбре вообще проявляет чудеса незаметности…
    • С опорой на троп, Обоснование, Деконструкция и лютая Подсветка: во время подставы в опере Шанс предлагает избавиться от суперзлодейских костюмов, потому что они суперзлодейские, а у Валь в загашнике нашлись запасные костюмы сказочной тематики. И нападающие их не узнают в новых костюмах. Но… Вы видели эти суперзлодейские костюмы? Это же были шедевры с кучей атрибутики вроде шипов, а большая часть была ещё и с закрытыми лицами. В таких персонажей бы реально вообще не узнали. И тут же идёт деконструкция: Ван Му узнала свою сестру Сюн Мао в костюме феи, несмотря на то, что у неё сильно изменились причёска и цвет волос.
    • Инверсия — Саблон постоянно ходит в тюрбане с маской. Поэтому, когда ему нужно инкогнито придти на встречу — он просто снимает тюрбан, и его не узнают.
  • «Spinnerette» — комикс обстёбывает супер-геройские штампы:
    • Обоснование: маска и парик у Спиннеретты и накладной живот у Хезер.
    • С другой стороны, Хезер прибавила в паре размеров, а её начальник даже не заметил, настолько она для него пустое место…
    • Когда др. Юниверс делал Спиннеретте операцию по исправлению пошедшей вразнос реакции Черенкова-Кирби, она удивляется, что он не воспользовался возможностью узнать ее личность. На что Юниверс ответил: «О, я знаю кто ты. Ты — Спиннеретта». Т. е. признал ее как закадычного врага, а ее паспортное имя ему неинтересно.

И в веб-комиксы[править]

Игры со штампом в видеоиграх[править]

  • Batman: The Telltale Series — Селина Кайл мгновенно опознала в Брюсе Уэйне Бэтмена по царапинам на подбородке. Брюс же тоже узнал в Селине Женщину-Кошку по фингалу, который поставил ей прошлой ночью.
  • Hyperdimension Neptunia — при трансформации у богинь меняется внешность до неузнаваемости, а у некоторых меняется и голос (в переводе - очень сильно). Поэтому Нептуния в первой части и не могла узнать остальных. Но сама она и не пыталась скрывать свою личность.