Лабиринт отражений

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Лабиринт отражений» — трилогия книг от Сергея Лукьяненко в жанре киберпанк, также известная как «Диптаун» или «Глубина», в честь местного киберпространства, реализованного не при помощи нейрошунтов и высочайших технологий, а с помощью гипнотической программы. Кроме одноимённой первой книги, вышедшей в 1997 году, в серию входит продолжение от 1999 года — «Фальшивые зеркала», и повесть-вбоквел «Прозрачные витражи» с другой главной героиней.

Мир, глубина и Диптаун[править]

Действие происходит где-то в начале альтернативных 2000-х, отличающихся от известных нам тем, что примерно за 5 лет до событий первой книги программист Дмитрий Дибенко создал глубину, или же дип-программу (англ. deep) — несколько строк кода, генерирующие десятисекундный видеоролик из радужных переливов. Через пару недель обнаружилось необычное воздействие этого ролика на подсознание — после его просмотра человек начинает воспринимать любое интерактивное 3D-действо на экране компьютера, с графикой уровня первого DooM и хуже, как полноценную реальность: он по-прежнему сидит за компьютером, управляя своим персонажем при помощи клавиатуры и мышки, но ему кажется, что это он сам находится и действует в живом и детализированном виртуальном мире.

Причём в реальной детальности нет особой нужды: подсознание, основываясь на опыте или представлениях хозяина, «додумывает» не только откровенно мультяшную или пиксельную графику до фотореалистичности, но и недостающие ощущения — запахи, вкусы, фактуру, температуру и вес предметов, боль и прочие приятные и не очень состояния организма. Это-то и позволило нескольким крупным корпорациям (включая IBM и Microsoft), объединившись, создать на базе Интернета и технологий середины 90-х единое и полновесное киберпространство — виртуальный город Диптаун, где ведут дела, общаются, развлекаются и выясняют отношения около 30 миллионов человек.

Главным преимуществом Диптауна оказалась свобода и безопасность действий: худшее, с чем здесь может столкнуться рядовой обитатель — это получить на компьютер вирус второго поколения, повреждающий само компьютерное «железо»; вирусы, которые не записываются на диск и крутятся в оперативной памяти, загружая машину лишь до перезагрузки, здесь даже легализованы Московской конвенцией как оружие и боеприпасы. Сама глубина, впрочем, не так уж безвредна — длительное пребывание в ней вызывает дип-психоз, когда жертва уже не в состоянии различить виртуальный мир и реальный. Кроме того, самостоятельно выйти из глубины человек не способен, только через символические нарисованные терминалы или путём обратной прокрутки дип-программы, и, застряв в ней таким образом на несколько суток, вполне реально может погибнуть от голода и жажды.

Для предотвращения подобного во всех операционках стоят предохранители и таймеры, выбрасывающие юзера в реальный мир после слишком сильного «болевого воздействия» на его аватар или по истечении заданного срока (не больше 48 часов), хотя некоторые камикадзе их отключают. Однако крайне редко, примерно один на триста тысяч, встречаются люди, называемые дайверами, способные выйти из глубины усилием воли и увидеть её такой, как она есть — отрендеренной на экране монитора или шлема ВР, что даёт им неслабые преимущества (представьте, что вы научились открывать консоль с чит-кодами в реальной жизни, например). Дайверы занимаются спасением застрявших в глубине, ну и взломами тоже, маскируясь под хакеров: из-за того, что их так мало, а их способности настолько полезны, они крайне параноидальны и не раскрывают никакой информации о себе даже друг другу.

Сюжет[править]

Лабиринт отражений[править]

Двое дайверов, Леонид и Роман, успешно проводят похищение данных по разработке нового лекарства у корпорации «Аль-Кабар», однако прибыльная сделка оказывается ловушкой. Сразу несколько крупных игроков в глубине выходят на Леонида и вынуждают его выполнить несколько необычное задание: вытащить неизвестного игрока, застрявшего на одном из уровней игры «Лабиринт смерти», (MMO-FPS, основанный на DooM), что, вообще-то, является работой пары других дайверов, у которых контракт с «Лабиринтом». У Леонида нет сохранений игры, и ему (под именем «Стрелок») приходится проходить её сначала, что не вызывает у него никаких трудностей, так как он беззастенчиво пользуется способностями дайвера — к вечеру Стрелок становится новой легендой «Лабиринта» и обзаводится немаленьким хейтдомом из тех игроков, которых убил. Напоровшись на эту компанию, Леонид вынужден спасаться бегством и укрыться в виртуальном публичном доме, где знакомится с девушкой по имени Вика, чей аватар поразительно похож на собственную «цифровую помощницу» Леонида (которую он нарисовал задолго до этого и назвал тем же именем). Леонид добирается до «Неудачника», которого должен вывести, и обнаруживает, что сделать это невозможно — словно сама судьба ему мешает, да и сам объект словно бы не от мира сего… и обладает уникальными способностями, из-за которых на него и охотятся большие шишки. Леонид решает вытащить Неудачника — чего бы это ему не стоило.

Фальшивые зеркала[править]

Прошло два года с событий первой книги — и с момента, когда дайверы потеряли часть своих способностей, а люди перестали тонуть в глубине — теперь провести в ней больше суток подряд невозможно. Часть ставших ненужными дайверов так и не смогла адаптироваться, и среди них Леонид, заработавший дип-психоз в тяжелой форме. Глубина стала для него наркотиком, из-за чего их с Викой брак уже потрескивает. Однако, очередной слух об оружии «третьего поколения» — способного убить человека из виртуальности — чем-то его цепляет, и он начинает расследование. К его ужасу, такое оружие не просто существует — его первой жертвой стал друг Леонида, дайвер Ромка. Продолжая копать, а заодно в поисках «второго поколения» для подстраховки, Леонид выходит на напарника Романа по роковому взлому — хакера Падлу, и его компаньона Чингиза, и уже вместе со старыми и новыми друзьями пытается понять, что же было такого важного в украденном файле, что его так мощно охраняли, чем этот файл обернётся для глубины, куда Роман его спрятал, и как им опередить заказчика взлома, загадочного Тёмного Дайвера — единственного, который не потерял способности, а как будто приумножил их.

Прозрачные витражи[править]

Сотрудница МВД Карина Опекина прибывает с инспекцией в колонию в Глубине, где отбывают срок хакеры. По словам начальника колонии Томилина оттуда регулярно сбегает, но каждый раз возвращается заключённый хакер. Как выясняет Карина, заключённый этот ни кто иной как известный нам Падла. А ещё оказывается что колония это прикрытие для правительственной программы по искусственному выведению дайверов из заключённых колонии, чему Падла вместе с Чингизом и Патом активно противостоят. У данного рассказа две концовки - хорошая и не очень.

Персонажи[править]

Лабиринт отражений[править]

  • Леонид — дайвер, протагонист обеих повестей, бывший художник, фидошник и думер, в первой книге живёт в Санкт-Петербурге, ко времени второй переехал в Москву. Хикки, не мыслящий жизни без глубины, в которой больше всего ценит свободу. Явно бит жизнью, но всё еще идеалист и романтик. Опытный дайвер и никакой хакер (по выражению Маньяка, честный «чайник») — умеет пользоваться специфическим софтом, но часто выруливает на инстинктах и удаче, причём осознанно. На чём и попадается после взлома «Аль-Кабара», после чего добровольно-принудительно отправляется спасать Неудачника, к которому проникается сочувствием. После контакта с Неудачником и воздействия противодайверовой ловушки обнаружил сверхчеловеческие способности в глубине, вплоть до способности усилием воли изменять всю сеть разом, но после ухода Неудачника неосознанно отказался от них и части дайверских (фактически убив дайверство как явление), в результате чего заработал дип-психоз в тяжелой форме и в начале второй книги страдает от тяжёлой депрессии и зависимости от глубины. Если быть точным, его дип-психоз и нежелание покидать Глубину связано с тем, что у него, после отказа от своих новых способностей, образовался так называемый "виртуал", слепок личности, который оставался жить в глубине. Его симптомы с точностью соответствуют тем, которые были у испытуемых "искусственной натуры" во второй части. После слияния со своим альтер-эго и "переписыванием" базового кода Глубины проблема решилась сама собой. Восстанавливает способности как свои, так и других дайверов, приняв свою природу. Глубину (возможно, небезосновательно) считает чем-то вроде коллективного разума, в котором каждый человек — отдельный нейрон. Видимо, поэтому в третьей книге предпочитает не вмешиваться и жить обычной жизнью в реальности - мол, глубина сама всё разрулит.
  • Викасутенёрша виртуального борделя «Всякие забавы», в которую влюбился Леонид, а во второй книге — и его жена. Умная и решительная девушка, тоже художница, хотя больше по пейзажам. На самом деле она же — Мадам, владелица «Забав», психолог, кандидат наук (бордель — прикрытие для сбора данных для диссертации) и тоже дайвер.
  • Александр «Маньяк» Летов — сосед и приятель Леонида, высококлассный хакер-вирусолог, автор большей части «арсенала» героя и домашний доктор для его многострадального компьютера. Вычислил, что ГГ является дайвером, после того, как тот в злополучном «Аль-Кабаре» подцепил вирус его авторства и к нему же пришел лечиться — разоблачение вылилось в очередное совместное распитие пива. Автор, среди прочего, вируса «Варлок-9000», который удалось протащить даже в «Лабиринт Смерти» и проделать проход куда надо. Ко второй книге уехал в Сан-Франциско, но тем не менее с готовностью ввязался в очередное спасение виртуального мира.
  • Ромка — дайвер-«оборотень» (в бою предпочитает облик огромного волка). Напарник Леонида в нескольких взломах, в том числе по «Аль-Кабару», опытный дайвер и надёжный товарищ, несмотря на то, что на самом деле ему всего 15 лет. Убит в начале второй книги из виртуального оружия, что и становится завязкой её сюжета.
  • «Неудачник» — загадочный игрок, застрявший на одном из уровней «Лабиринта Смерти», которого и нужно вывести Леониду. Задача отнюдь не так проста — парень постоянно погибает чуть ли не в двух шагах от выхода из-за какой-либо нелепой случайности или одной из своих странностей, коих у него навалом — к примеру, обладая нечеловеческой меткостью при стрельбе по монстрам, Неудачник наотрез отказывается атаковать других игроков, даже для самозащиты. Стал объектом «охоты» из-за своих необычных способностей — например, он не подключён ни через один компьютер. В конце оказывается да чёрт его знает, кем он там является - у каждого из знающих о нём персонажей своя версия насчёт него, а сам он лишь намекает на несовместимые культурные различия. Тем не менее, привязался к Леониду и, пытаясь спасти его из зацикленной дип-программы, дал ему часть своих способностей. Ушёл "домой", скопировав всю информацию, с которой контактировал.
  • Сергей «Компьютерный Маг Зуко» — хакер, старый знакомый и коллега Леонида и Маньяка, а ныне — специалист по безопасности «Всяких забав». Весельчак, хвастун, ловелас-недотёпа и на первый взгляд совершенно несерьёзный человек, но программист отменный и весьма изобретательный — чего стоят только его знаменитые крылатые тапочки. Прозвище «Зуко» (которое недолюбливает) получил из-за любви к растворимым напиткам.
  • Ричард (Дик) «Крейзи Тоссер» Паркер — один из старейших и самых уважаемых дайверов. Работает в «Лабиринте смерти» по контракту — доводит до конца уровня игроков, которые «застряли» (а иначе им не выйти из игры, кроме как по таймеру), игру знает от и до. Родом из Ванкувера.

Фальшивые зеркала[править]

  • Чингиз — друг Маньяка и Зуко, хакер и «новый русский», сделавший себе немалый капитал на компьютерном пиратстве и неконвенционных вирусах (а также переводах игр, но это больше для души). Со временем уже слегка потерял квалификацию и привык решать проблемы деньгами, но не самодур, а скорее прагматик и логик, стремящийся не столько к роскоши, сколько к комфорту, и в глубине души неисправимый романтик. Обитает в элитном районе Москвы в огромной двухуровневой квартире (как в реальности, так и в глубине). Стал дайвером в кульминации второй книги, спасая Пата от последствий оружия третьего поколения.
  • Антон «Падла» Стеков (ранее Стеклов) — хакер, друг Чингиза (живущий в его же квартире) и, по его словам, был бы самым великим хакером, если бы не был самым ленивым. Личность весьма колоритная — квадратен, рыж, бородат и бритоголов, с пудовыми кулаками, львиным рыком и… ботанскими очками, этакий сплав типажей «Голливудский хакер» и «Крутой байкер». Впрочем, при чужих (особенно при дамах) безукоризненно вежлив и интеллигентен. Был старшим во время взлома компании «New Boundaries», закончившегося фатально (по слухам — для самого Падлы, на деле — для его напарника).
  • Пат (настоящее имя — Саша) — подросток, ученик и протеже Чингиза, тоже живущий в его квартире (хоть Чингиз «ему не отец и даже не родственник», на деле он практически заменил Пату родителей). Сообразительный парнишка, но часто портит впечатление стремлением доказать свою взрослость и полезность.
  • Никедевушка, прибившаяся к команде героев во время прохождения «Лабиринта». Аватар Вики, уставшей притворяться, что не замечает дип-психоза у мужа, и решившей поискать способ помочь ему в глубине.

Второстепенные и антагонисты[править]

  • Дмитрий Дибенко — создатель дип-программы, рядовой московский программист, а ныне — гражданин США, мультимиллионер и владелец акций практически всех крупных корпораций. Получил за создание глубины «медаль вседозволенности», дающую право делать в Диптауне всё, что захочет. Один из «нанимателей» Леонида и главный охотник за Неудачником, отношения между ним и главгероем лучше всего описать как «относительно вежливо терпят друг друга». Во второй книге руководит новой уникальной разработкой, которая перевернёт и виртуальный мир, и реальный.
  • Фридрих Урман — глава корпорации «Аль-Кабар», один из участников охоты на Неудачником. В действительности — скорее всего, его секретарь.
  • Гильермо «Вилли» Агирре — начальник службы безопасности «Лабиринта Смерти», который вводит Леонида в курс относительно Неудачника. Довольно приятный и увлечённый человек, симпатизирует Леониду, но всё же включается в охоту (в том числе и потому, что прочие «охотники» неслабо погромили «Лабиринт»). Во второй книге его место занимает Дик.
  • Анатоль — дайвер, напарник Крейзи в «Лабиринте».
  • Ёжик — профессиональный сплетник, обретающийся в виртуальном ресторане «Царь-рыба». Безошибочно определяет, какая новость заинтересует кого из посетителей. Именно с его подачи Леонид начинает действовать во второй книге.
  • Илья — курьер, коллега Леонида по «HDL» во второй книге, на самом деле — 12-летний мальчик, пытающийся заработать на покупку новой звуковой карты. Имено на его попечении оказывается украденный Ромкой файл - дайвер банально отправил его себе по почте.
  • Тёмный Дайвер — антагонист второй части, заказчик стоившего Ромке жизни взлома и, по слухам, единственный дайвер, сохранивший все способности на момент второй книги. Впрочем, при личной встрече Леонид сотоварищи убеждаются, что эти его способности выходят за рамки обычных дайверских, а Дибенко вовсе считает, что по силе Тёмный Дайвер превосходит даже Леонида в конце первой книги. Немудрено, поскольку Тёмный Дайвер и есть воплощение этих сил героя, плюс слепок его личности, образовавшийся из-за попытки от этих сил отказаться. Запертый в глубине (которую видит нарисованной) и вынужденный принимать на себя весь негатив, выпадающий на долю оригинала (позитив тот забирал сам). Пожалев своего виртуального двойника, Леонид сливается с ним, пообещав никогда больше его не бросать.
  • Карина Петровна Опекина[1] — протагонист «Прозрачных витражей». 26 лет, сотрудник МВД, направлена с проверкой в виртуальную тюрьму, откуда, по слухам, сбегают заключённые. По одной из фанатских теорий — дочка Леонида и Вики из альтернативной вселенной Глубины (родилась у них ещё до взлома Леонидом «Аль-Кабара» и, следовательно, их знакомства во вселенной «Лабиринта Отражений»). Естественно, напрямую в повести это не сказано.
  • Подполковник Аркадий Томилин — начальник вышеупомянутой тюрьмы.

Тропы и штампы[править]

  • Армия из одного человека — дайвер в «Лабиринте». Когда для всех вокруг окружающее — тяжелый бой с потом, вонью и кровью, а для тебя — схематичный шутер с прицеливанием мышкой, раздавать всем хэдшоты легко и просто.
  • Бафос — пропробуйте отгадать личный пароль супер-профессионального хакера-бизнесмена Чингиза, который сам он раскроет разве что под дулом пистолета. "Сорок тысяч обезьян в жопу сунули банан."
  • Без лица — аватар Дмитрия Дибенко. Вообще-то в Диптауне такие штучки запрещены, но ему можно.
  • Бонус для гениев не сработал. Церковь Александровцев, видимо, осталось непонятной, так что в более поздних изданиях была заменена на церковь Тюринцев в честь писателя-фантаста Александра Тюрина.
  • Вечная загадка — по версиям разных персонажей, Неудачник — это: энергетическая форма жизни с другой планеты, пришелец из параллельного мира, пришелец из будущего, подключившийся к сети напрямую псионик-технопат, самообучающаяся программа, прокачавшаяся до ИИ, или не прокачавшаяся, или особо хитрый хакер-дайвер, поставивший всех на уши ради лулзов.
    • О ключе Падлы известно лишь то, что это «некая ироническая фантазия, выраженная ненормативной лексикой», которая может вогнать в краску даже Тёмного Дайвера и противоречит этике, анатомии, физиологии, психологии и сопромату. А ещё набирается ЗаБоРчИкОмБезПрОбЕлОв.
  • Всё пошло слишком так — долго думал Крейзи, куда бы засунуть вход в Храм Дайвера-в-Глубине, чтобы только дайвер и нашёл. Вспомнил, как Леонид прошел по «Лабиринту» асфальтовым катком. Да и запихал вход буквально под задницу финальному боссу новой версии «Лабиринта». Вот только сложность в этой версии накрутили такую, что фанаты Serious Sam, Left 4 Dead и Dark Souls зарыдали бы в обнимку — даже у самой крутой команды игроков прохождение займёт месяц. Впрочем, Дик утешался тем, что этот вход никому не понадобится… пока он не понадобился. Позарез и срочно.
  • Говорящее имя — Карина даже интересуется у Чингиза, как это Падла обзавёлся такой говорящей фамилией. На что тот отвечает, что вообще-то он всю жизнь был Стеклов, пока не посеял паспорт, а новый выдали с ошибкой.
  • Гурман-порно — официанты в Глубине стараются как можно ярче и аппетитнее описать процесс приготовления заказываемых блюд (даже если их на кухне просто разогревают в микроволновке распаковывают из архива), чтобы клиентам еда казалась вкуснее.
  • Датировка по электронике — «Лабиринт Смерти» напоминает наиболее распространённую стрелючку на момент написания: сначала Doom, потом Unreal Tournament.
  • Диссонирующее имя: Падла — верный друг и надёжный человек, Крейзи и Маньяк — самые здравомыслящие члены отряда, а Чингиз Сергеевич (да, это настоящее имя) выглядит как предводитель викингов, а не монголов.
  • Коронная фраза: парочка у Леонида. «Глубина-глубина, я не твой, отпусти меня, глубина» — «заклинание» выхода из виртуальности. Ну и «Я — Стрелок» — тем, кого он убил в «Лабиринте Смерти».
  • Круто, но не так, как рассчитывалось — действие вируса «Варлок-9000», написанного Маньяком. Основным его действием было пробивание выхода с сервера «Лабиринта», вот он и пробил огромный туннель со стенами-молниями и зеркальными отражениями серверов, мимо которых пролетали герои. Маньяк, задумывавший банальную лифтовую кабинку, очень сильно удивился.
  • Ложная мистикавнутримировой пример. Именно так коллега Вики по реальной работе во второй книге объясняет феномен «дайверов». Дескать, в первые годы бурного развития Глубины многие программисты и системные администраторы не имели достаточной квалификации, как следствие, обслуживаемые ими сайты часто сбоили из-за хакеров, вирусов и просто внутренних ошибок. Недоучки признавать свою вину перед начальством не желали, поэтому и придумали сваливать вину на «таинственных носителей сверхъестественных способностей». А потом недоучки доучились (или были заменены нормальными специалистами), необъяснимые сбои исчезли, а с ними исчезла и потребность в «дайверах». Поскольку ни разу не входивший в Глубину человек в качестве примеров своих рассуждений привёл некоторые события первой книги, Леониду срочно захотелось выпить водки, самой Вике — тоже.
    • Автор так и не объяснил в чём конкретно выражалась утрата дайверами способностей - выходить по желанию Леонид как и раньше мог. Если в первой книге это подавалось просто офигеть какой имбой, которая ничем не контрится, то во второй книге это из разряда - ну ок, умеешь выходить, молодец, возьми пирожок.
      • Автор еще и вретконил во вторую книгу способность дайверов "видеть дыры", о которой в первой части не было ни слова.
  • Матомная бомба — вышеупомянутый пароль хакера Падлы. Набирающий в реальности эту похабень Пат сразу понял, что никогда не матерящийся Падла такое мог сказать только под дулом пистолета Тёмного Дайвера.
  • Может, магия, а может, реальность — большую часть творящейся в книгах мистики можно, конечно, списать на Неудачника… но как именно Леонид угадал лицо и имя своей будущей жены за много месяцев до того, как попал в эту историю и повстречался с ней?
    • А Дибенко так относится к самому моменту создания им дип-программы, заявляя, что она чуть ли не сама себя через него написала, пока он был в неадеквате.
  • На вкус как курица — в Глубине все вкусовые и прочие ощущения моделирует подсознание человека по образу и подобию ранее испытанных реальных ощущений. Любую экзотику китайской кухни, которую пользователь IRL никогда не пробовал, в Глубине пробовать бесполезно (а если пробовал похожую на вид стряпню из ближайшей рыгаловки с пафосным названием на вывеске и нелегальным мигрантом из какого-то …стана на кухне — точно не стоит).
    • Леонид как то раз взял стакан с пивом, не посмотрев на этикетку, и пил абстрактно-усреднённый напиток «пиво обыкновенное».
    • Ну и разумеется, для неуспевшего потерять девственность подростка близкий контакт девушкой в Глубине будет казаться Дуней Кулаковой. Хотя здесь возможна инверсия — человек с лишком ярким воображением, начитавшись/насмотревшись порнухи, может навоображать себе такого, что реальность потом покажется слишком пресной.
  • Не может напиться — Ромка в Глубине пьёт водку и не пьянеет. Леонид даже подумал, что его товарищ является запойным алкашом, которого водка уже не торкает. Но на самом деле он — подросток, который никогда не пил спиртного в реальности, отчего его подсознание не может «додумать» опьянение.
  • Нерешительный мальчик, решительная девочка — Вике порой приходится подталкивать Лёню к действиям.
  • Он и в жизни так может! — внутримировой пример. Подсознание не позволяет человеку быть в Глубине сильнее и ловче себя реального — даже если он выберет себе виртуальное тело комплекции «шкаф с антресолью», шкафы в одно лицо он таскать всё равно не сможет, потому что груз ему будет казаться слишком тяжёлым. Зато «вынырнувший» из Глубины дайвер таких проблем не имеет, так что подрабатывающий виртуальным грузчиком Леонид позволял себе брать «тяжёлые» заказы, отвечая диспетчеру, что «десять лет такие шкафы на мебельном складе таскал».
  • Офигенно находчивые разработчики — встречается сплошь да рядом.
    • Сама дип-программа — просто манна небесная для таких товарищей. Графика мало кому нужна, главное — нарисовать схематично, а подсознание пользователя додумает.
    • Как Зуко сделал себе крылатые тапочки, выдерживающие любой вес? В Диптауне можно ходить только по полу — вот он и пометил подошвы тапочек как «пол».
    • Генератор пейзажа, с помощью которого Вика рисовала горы в своём карманном измерении, не стеснялся «подворовывать» ресурсы на другизх серверах.
    • Здание километровой высоты, на которое высадились герои в «Зеркалах» — это просто бетонная коробка, заполненная трёхмерной сеткой из арматуры внутри. Кто ж знал, что какой-то маньяк… точнее, Маньяк найдёт способ туда забраться?
  • Подавление недоверия — один из базовых законов сеттинга. Например, если просто «распаковать из архива» виртуальный рояль в углу комнаты, то подсознание пользователя будет подсвечивать искусственность его звучания. Чтобы виртуальный рояль зазвучал, как настоящий, его должна «по настоящему» затащить в квартиру бригада потных и матерящихся грузчиков.
  • Самоубийственная самоуверенность — дайверы отключающие таймер выхода, который настроен аж на 48 часов. Даже при непонятном действии этого таймера, который то-ли просто прокручивает программу выхода из Глубины, то-ли параллельно отключает пользователя от сети. Что мешает дайверам просто обнулять этот таймер при каждом выходе из Глубины, чтобы не вылететь в ненужны момент? Ах да, тогда бы не возникло ситуации переживания за ГГ, попавшего в «непроходимую ловушку».
    • Впрочем, пока Леонид не был пойман в противодайверскую ловушку Дмитрием Дибенко, никто из дайверов, по всей видимости, о такой возможности не подозревал. Вот зачем отключают таймер обычные пользователи, для которых невозможность добраться до терминала в глубине равнозначна смерти, если не спасет подвернувшийся дайвер, это вопрос.
  • Спаситель-разрушитель — Леонид, просто Леонид, который даже в виртуальной реальности умудряется наделать материального ущерба на $2500000. (Даже с учётом того, что на него повесили всех собак, он здесь очень даже при чём). Крейзи даже подсвечивает: «Ну почему ты никогда не можешь сделать всё чисто, тихо и аккуратно?!» — «Характер…»
  • Убили в виртуале — умер в реале: В общем-то, первый несчастный случай был еще в первые месяцы существования глубины — переволновавшийся игрок умер от инфаркта. Но у него изначально были проблемы со здоровьем. Однако полумифическое «оружие третьего поколения» — совсем другая петрушка: представьте, что будет, когда любой дорвавшийся до компа сопляк сможет безнаказанно убить другого человека. А потом — представьте «вирусную бомбу», работающую по тому же принципу, но по площадям.
    • Субверсия: Когда Леонид рассказывает Чингизу о гибели хакера Падлы, тот говорит стоящему рядом Пату пнуть лежащее на втором этаже тело два раза. Громовой рёв показывает, что «тело» ещё вполне живое. Леонид радуется тому, что эта история оказалась обыкновенной сетевой страшилкой, однако спустившийся хакер, выслушав смеющегося над удачной шуткой товарища, с мрачным выражением лица говорит, что убили его напарника
    • С прикрученным фитильком — парализующие пули устраивают реальный паралич мышц. Кратковременно и без последствий для здоровья. С этого и начиналась разработка виртуального оружия для полиции Диптауна, которое в дальнейшем модернизировали до смертельного (паралич сердечной мышцы).
    • Зацикленная противодайверовая дип-программа. С учётом того, что у дайверов таймеры выхода обычно отключены - это практически гарантированная смерть от обезвоживания.
  • Уныло, но практично:
    • Главное умение дайвера, выходить из глубины — оно самое. Вот-вот вычислят по ай-пи? В любой момент вынырнул, выдернул компьютер из розетки, и ищи-свищи. Прижали в игре, а по части стрельбы ты далеко не Роланд Дискейн? Вынырнул, цап мышку, и закликивай всех.
    • Экспериментальное средство борьбы с дайверами тоже до смешного просто. Это вирус, запускающий у них на компьютере зацикленную дип-программу.
  • Читерский искусственный интеллект — мало того, что финальный босс уровня, на котором застрял Неудачник, сам по себе головоломка мадам Петуховой, ведь из множества зеркальных отражений в зале только одно — настоящая цель, так ей непременно окажется последнее зеркало, в каком бы порядке ты их не уничтожал. Усугубляет проблему острая нехватка боеприпасов, за что стоит сказать спасибо боссу предыдущего этажа.
  • Что за фигня, герой? — с точки зрения дайверов, таким поступком стало нападение Леонида на Дика и Анатоля и последующий взлом «Лабиринта Смерти» с помощью протащенного контрабандой вируса. Так было надо, но поди потом объясни коллегам, что спасал инопланетянина от злобных корпораций… Ещё и в некотором роде «Знают именно за это», поскольку именно этот момент увековечен на обложке первой книги и Храме Дайвера-в-Глубине во второй.
    • Когда Вика рассказала Падле о том, что Леонид так и не встретил её в аэропорту, Падла на выходе сгрёб Леонида за шкирку и очень спокойным голосом задал ему этот вопрос. Сам же Леонид в тот момент думал, что вышел из Глубины, поехал в аэропорт и встретил её, но это оказалось первым приступом глубокого дип-психоза.

Примечания[править]

  1. Фамилия упоминается в одной из концовок, каноничность которой вызывает сомнения.