Пинкертоновщина: различия между версиями
(Спасибо за уточнение в обсуждении) |
(Новая страница: «{{Q|Дети, вам вредно читать Шерлока Холмса. И, отобрав пачку, потихоньку зачитываюсь сам.|Василий Розанов, «Опавшие листья»}} {{Youtube|LJFnyr4UA0g|Исторический обзор}} '''Пинкертоновщина''' — российское название детективно-приключенческой беллетристики (иногда с э...») |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{Youtube|LJFnyr4UA0g|Исторический обзор}} | {{Youtube|LJFnyr4UA0g|Исторический обзор}} | ||
'''Пинкертоновщина''' | '''Пинкертоновщина''' — российское название детективно-приключенческой беллетристики (иногда с элементами мистики и научной фантастики), популярной в три первых десятилетия 20 века. Получила своё название в честь американской серии о приключениях сыщика Ната Пинкертона (какое отношение он имеет к Алану Пинкертону, основателю [[tv:PinkertonDetective|известного детективного агентства]], в книгах не сообщается), однако в даже большей степени на неё повлиял сэр Артур Конан Дойл со своей [[Шерлок Холмс|холмсианой]]. Собственно, большинство авторов «пинкертоновщины» в континентальной Европе (включая и Россию) начинало либо с нелицензированных переводов приключений Холмса, либо с фанфиков про него. | ||
После Октябрьской революции большевики поначалу пытались запретить этот жанр, однако в [[Эпоха НЭПа|эпоху НЭПа]] никакие запреты не помогали, и они стали действовать по принципу «[[Не можешь | После Октябрьской революции большевики поначалу пытались запретить этот жанр, однако в [[Эпоха НЭПа|эпоху НЭПа]] никакие запреты не помогали, и они стали действовать по принципу «[[Не можешь победить — возглавь]]». Сверху были спущены указания придумать своего собственного «Красного Пинкертона», который бы разоблачал контрреволюционеров и козни мировой буржуазии (в написании «красной пинкертоновщины» поучаствовали такие известные авторы как Илья Эренбург и Мариэтта Шагинян). [[Белая эмиграция|Белые]] не отставали и создавали в эмиграции «Белых Пинкертонов», которые боролись уже против агентов ЧК, ОГПУ и красных комиссаров. Концептуально «коммунистический Пинкертон», впрочем, не удался (как ни пытались прикрутить захватывающие приключения к Мировой Пролетарской Революции, но получалось, что приключения сами по себе, а революция — сама по себе и чисто для галочки), и в тридцатые в процессе общего «[[Эпоха первых пятилеток|закручивания гаек]]» сабж всё же запретили, а на смену ему пришёл соцреализм. На Западе же он постепенно эволюционировал в жанр [[weird fiction]], где акцент делался уже не на детективную составляющую, а на паранормальную и/или научно-фантастическую. | ||
В [[ | В [[лихие девяностые]] после падения «железного занавеса» мода на жанр вернулась (наряду с модой на [[Эстетика декаданса|декаданс и Серебряный век]]), и многие даже малоизвестные на Западе авторы публиковались значительными тиражами, зачастую под вырвиглазными обложками в стиле американских триллеров категории «Б». | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
* [[Жан Рэй]], серия про детектива Гарри Диксона. Начиналась с французских переводов низкопробных немецких фанфиков про Холмса (которого для обхода копирайта превратили в американца Гарри Диксона, впрочем проживающего в Лондоне на Бейкер-стрит), однако потом Рей стал придумывать свои собственные | * [[Жан Рэй]], серия про детектива Гарри Диксона. Начиналась с французских переводов низкопробных немецких фанфиков про Холмса (которого для обхода копирайта превратили в американца Гарри Диксона, впрочем проживающего в Лондоне на Бейкер-стрит), однако потом Рей стал придумывать свои собственные сюжеты — и получилось гораздо лучше. Цикл отличался большой концентрацией фантасмагории и мистики, которая, правда, иногда [[План Стэплтона|оказывалась ненастоящей]]. | ||
* Серия из почти двух тысяч (вы правильно прочли) коротких романчиков про приключения короля американских детективов Ника Картера. Ближе к 80-м франшиза всё-таки закрыта. Возможно, владельцы опасались, что Ник Картер переловит всех преступников Соединённых Штатов и другим детективам останется только выслеживать неверных жён и мужей. | * Серия из почти двух тысяч (вы правильно прочли) коротких романчиков про приключения короля американских детективов Ника Картера. Ближе к 80-м франшиза всё-таки закрыта. Возможно, владельцы опасались, что Ник Картер переловит всех преступников Соединённых Штатов и другим детективам останется только выслеживать неверных жён и мужей. | ||
** Тропнеймер Нат Пинкертон явно его копирует. | ** Тропнеймер Нат Пинкертон явно его копирует. | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
** «Приключения Шерлока Холмса против Ната Пинкертона в России» | ** «Приключения Шерлока Холмса против Ната Пинкертона в России» | ||
* П. Никитин, «Приключения Шерлока Холмса в России» («Загробный гость» и «Чёрный ворон»). | * П. Никитин, «Приключения Шерлока Холмса в России» («Загробный гость» и «Чёрный ворон»). | ||
* Травин П. А., Трефилов С. А., Трефилова Н. П. | * Травин П. А., Трефилов С. А., Трефилова Н. П. — сборник «Похождения московского Пинкертона» | ||
* «Под плащом | * «Под плащом Сатаны» — анонимный белоэмигрантский роман 1926 года про русского аристократа и сыщика-любителя Сергея Ренина, расследующего преступления в разных уголках Европы. | ||
* «Татуированная графиня или Чрезвычайное приключение сыщика Джим-Джо» Г. Авело. | * «Татуированная графиня или Чрезвычайное приключение сыщика Джим-Джо» Г. Авело. | ||
* Александра Свида, детективная дилогия «За закрытыми ставнями» и «Паника в Борках», опубликованная в Риге в 1931. В детективе повествуется об агенте уголовного сыска Зенине, который расследует серию убийств в подмосковном посёлке и связанные с ними слухи о вампирах и оборотнях, и впоследствии, уже после эмиграции, продолжает расследование в Париже. Что характерно, в романе фигурирует кружок московских оккультистов, возглавляемый приват-доцентом '''[[Нет, не тот|Сталиным]]'''. | * Александра Свида, детективная дилогия «За закрытыми ставнями» и «Паника в Борках», опубликованная в Риге в 1931. В детективе повествуется об агенте уголовного сыска Зенине, который расследует серию убийств в подмосковном посёлке и связанные с ними слухи о вампирах и оборотнях, и впоследствии, уже после эмиграции, продолжает расследование в Париже. Что характерно, в романе фигурирует кружок московских оккультистов, возглавляемый приват-доцентом '''[[Нет, не тот|Сталиным]]'''. | ||
* «Призрак замка | * «Призрак замка Моррисвиль» — пародийная экранизация (скорее всего пародия на многочисленные экранизации по мотивам произведений Эдгара Уоллеса и его сына). | ||
* [[Гринландия|Александр Грин]] тоже отметился в этом жанре: например, «Убийство в Кунст- | * [[Гринландия|Александр Грин]] тоже отметился в этом жанре: например, «Убийство в Кунст-Фише» — детективно-мистический триллер про [[Ожившая статуя|ожившую статую]]. | ||
* А еще был артист-эскапист, явный подражатель Г. Гудини (как вариант его | * А еще был артист-эскапист, явный подражатель Г. Гудини (как вариант его прозвища — русский Гудини), работавший под псевдонимом Нат Пинкертон. Настоящее имя Георг Нагель. Период артистической карьеры в России 1910—1920 гг. Одно из представлений называлось «Приключения всемирно известного сыщика среди дикарей и людоедов». | ||
=== «Белый Пинкертон» === | === «Белый Пинкертон» === | ||
* «Золотая паутинка» Николая Карпова. О приключениях бывшего сыщика [[Нет, не тот|Владимира Путина]], оказавшегося в центре шпионской и амурной интриги. | * «Золотая паутинка» Николая Карпова. О приключениях бывшего сыщика [[Нет, не тот|Владимира Путина]], оказавшегося в центре шпионской и амурной интриги. | ||
* «Тайна и кровь» Петра Пильского. Впрочем, тут детектива нет, а есть беготня по нуарному Петербургу от чекистов. | * «Тайна и кровь» Петра Пильского. Впрочем, тут детектива нет, а есть беготня по нуарному Петербургу от чекистов. | ||
* «Синее золото» Аркадия | * «Синее золото» Аркадия Бормана — про приключения очаровательной шпионки-белоэмигрантки и молодого британского учёного, которые совместно противостоят козням чекистов в дебрях советского Урала. | ||
* «По колена в крови и золоте» Владимира Шатрова-Баранова. | * «По колена в крови и золоте» Владимира Шатрова-Баранова. | ||
Строка 38: | Строка 38: | ||
* «Красавица с острова Люлю» Пьера Дюмьеля ({{spoiler|Сергея Заяицкого}}) | * «Красавица с острова Люлю» Пьера Дюмьеля ({{spoiler|Сергея Заяицкого}}) | ||
* «Месс-Менд, или Янки в Петрограде» Джима Доллара ({{spoiler|Мариэтты Шагинян}}). Отдельно веселят недвусмысленные параллели с «Атлант расправил плечи». | * «Месс-Менд, или Янки в Петрограде» Джима Доллара ({{spoiler|Мариэтты Шагинян}}). Отдельно веселят недвусмысленные параллели с «Атлант расправил плечи». | ||
* «Месс- | * «Месс-Менд — вождь германской Чека» Рена Т. Марка — пародия на роман Шагинян. Посвящена заговору немецких коммунистов, использующих фантастические технологии типа очков, превращающихся в лифт, кролика, заражённого смертоносными бациллами смеха, и летающего ярко-красного автомобиля. Автор хотел высмеять обвинения против немецких коммунистов на судебном процессе в Лейпциге в 1924, а получилось с точностью до наоборот: его сюжет предвосхитил бондиану и вообще западную беллетристику про коммунистическую угрозу. | ||
* «Иприт» Всеволода Иванова и Виктора Шкловского. | * «Иприт» Всеволода Иванова и Виктора Шкловского. | ||
* «Смерть Анны Ор» и «Чемодан из крокодиловой кожи» Марка Максима | * «Смерть Анны Ор» и «Чемодан из крокодиловой кожи» Марка Максима | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
* «Белый якорь» С. Нариманова | * «Белый якорь» С. Нариманова | ||
* «Долина смерти» Виктора Гончарова | * «Долина смерти» Виктора Гончарова | ||
* Корнелиус Крок ({{spoiler|Николай Борисов}}), «Зелёные | * Корнелиус Крок ({{spoiler|Николай Борисов}}), «Зелёные яблоки» — экспериментальный детективный роман, почти целиком склеенный из фрагментов других произведений. Выпустил также два оригинальных романа в жанре «красного Пинкертона»: «Укразия» (экранизирован в 1925) и «Четверги мистера Дройда». | ||
* «Дети чёрного дракона» Дира Туманного ({{spoiler|Николая Панова}}) | * «Дети чёрного дракона» Дира Туманного ({{spoiler|Николая Панова}}) | ||
* «Кто смеётся последним» Жоржа Деларма ({{spoiler|Юрия Слёзкина}}) | * «Кто смеётся последним» Жоржа Деларма ({{spoiler|Юрия Слёзкина}}) | ||
* «Блёф, поддельный роман» Риса Уильки Ли ({{spoiler|Бориса Липатова}}) | * «Блёф, поддельный роман» Риса Уильки Ли ({{spoiler|Бориса Липатова}}) | ||
* «Атлантида под водой» Ренэ Каду ({{spoiler|Овадия Савича и Владимира Корвин-Пиотровского}}) | * «Атлантида под водой» Ренэ Каду ({{spoiler|Овадия Савича и Владимира Корвин-Пиотровского}}) | ||
* «Трест Д. | * «Трест Д. Е. История гибели Европы» Ильи Эренбурга. Хотя это скорее сатирическая антиутопия в духе «Войны с саламандрами». | ||
* «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея | * «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого — хоть и классика отечественной НФ, по стилю — именно то. | ||
* Эсквайр Гривадий Горпожакс ({{spoiler|Василий Аксёнов, Овидий Горчаков и Григорий Поженян}}), «Джин | * Эсквайр Гривадий Горпожакс ({{spoiler|Василий Аксёнов, Овидий Горчаков и Григорий Поженян}}), «Джин Грин — неприкасаемый»: написано аж в 1972, но по стилю — самое оно, от вычурного псевдоиностранного имени автора до сюжета, пародирующего американский нуар и триллеры. Главный герой Джин Грин (Евгений Гринёв) — сын белоэмигранта и агент американских спецслужб, косплеящий Джеймса Бонда, и, что характерно, в книге перечислены вполне реальные места вроде кафе и ресторанов, где собирались белоэмигранты в США. | ||
{{Nav/Detective}} | {{Nav/Detective}} |
Версия 03:26, 27 марта 2022
« | Дети, вам вредно читать Шерлока Холмса. И, отобрав пачку, потихоньку зачитываюсь сам. | » |
— Василий Розанов, «Опавшие листья» |
Пинкертоновщина — российское название детективно-приключенческой беллетристики (иногда с элементами мистики и научной фантастики), популярной в три первых десятилетия 20 века. Получила своё название в честь американской серии о приключениях сыщика Ната Пинкертона (какое отношение он имеет к Алану Пинкертону, основателю известного детективного агентства, в книгах не сообщается), однако в даже большей степени на неё повлиял сэр Артур Конан Дойл со своей холмсианой. Собственно, большинство авторов «пинкертоновщины» в континентальной Европе (включая и Россию) начинало либо с нелицензированных переводов приключений Холмса, либо с фанфиков про него.
После Октябрьской революции большевики поначалу пытались запретить этот жанр, однако в эпоху НЭПа никакие запреты не помогали, и они стали действовать по принципу «Не можешь победить — возглавь». Сверху были спущены указания придумать своего собственного «Красного Пинкертона», который бы разоблачал контрреволюционеров и козни мировой буржуазии (в написании «красной пинкертоновщины» поучаствовали такие известные авторы как Илья Эренбург и Мариэтта Шагинян). Белые не отставали и создавали в эмиграции «Белых Пинкертонов», которые боролись уже против агентов ЧК, ОГПУ и красных комиссаров. Концептуально «коммунистический Пинкертон», впрочем, не удался (как ни пытались прикрутить захватывающие приключения к Мировой Пролетарской Революции, но получалось, что приключения сами по себе, а революция — сама по себе и чисто для галочки), и в тридцатые в процессе общего «закручивания гаек» сабж всё же запретили, а на смену ему пришёл соцреализм. На Западе же он постепенно эволюционировал в жанр weird fiction, где акцент делался уже не на детективную составляющую, а на паранормальную и/или научно-фантастическую.
В лихие девяностые после падения «железного занавеса» мода на жанр вернулась (наряду с модой на декаданс и Серебряный век), и многие даже малоизвестные на Западе авторы публиковались значительными тиражами, зачастую под вырвиглазными обложками в стиле американских триллеров категории «Б».
Примеры
- Жан Рэй, серия про детектива Гарри Диксона. Начиналась с французских переводов низкопробных немецких фанфиков про Холмса (которого для обхода копирайта превратили в американца Гарри Диксона, впрочем проживающего в Лондоне на Бейкер-стрит), однако потом Рей стал придумывать свои собственные сюжеты — и получилось гораздо лучше. Цикл отличался большой концентрацией фантасмагории и мистики, которая, правда, иногда оказывалась ненастоящей.
- Серия из почти двух тысяч (вы правильно прочли) коротких романчиков про приключения короля американских детективов Ника Картера. Ближе к 80-м франшиза всё-таки закрыта. Возможно, владельцы опасались, что Ник Картер переловит всех преступников Соединённых Штатов и другим детективам останется только выслеживать неверных жён и мужей.
- Тропнеймер Нат Пинкертон явно его копирует.
- Максвелл Грант, цикл из примерно 300 с копейками романов про супергероя Тень, эдакого хорошего Фантомаса, гения маскировки, который устраивает обнаглевшим бандитам весёленькую жизнь.
- Макс Ладенбург, «Приключения Фрица Стагарта»
- Сакс Ромер, «Спящий детектив»
- Мэтью Фипс Шил, «Князь Залесский»
- Пётр Орловец (Петр Петрович Дудоров):
- «Похождения Шерлока Холмса в Сибири. Новая шерлокиана»
- «Приключения Карла Фрейберга, короля русских сыщиков»
- «Приключения Шерлока Холмса против Ната Пинкертона в России»
- П. Никитин, «Приключения Шерлока Холмса в России» («Загробный гость» и «Чёрный ворон»).
- Травин П. А., Трефилов С. А., Трефилова Н. П. — сборник «Похождения московского Пинкертона»
- «Под плащом Сатаны» — анонимный белоэмигрантский роман 1926 года про русского аристократа и сыщика-любителя Сергея Ренина, расследующего преступления в разных уголках Европы.
- «Татуированная графиня или Чрезвычайное приключение сыщика Джим-Джо» Г. Авело.
- Александра Свида, детективная дилогия «За закрытыми ставнями» и «Паника в Борках», опубликованная в Риге в 1931. В детективе повествуется об агенте уголовного сыска Зенине, который расследует серию убийств в подмосковном посёлке и связанные с ними слухи о вампирах и оборотнях, и впоследствии, уже после эмиграции, продолжает расследование в Париже. Что характерно, в романе фигурирует кружок московских оккультистов, возглавляемый приват-доцентом Сталиным.
- «Призрак замка Моррисвиль» — пародийная экранизация (скорее всего пародия на многочисленные экранизации по мотивам произведений Эдгара Уоллеса и его сына).
- Александр Грин тоже отметился в этом жанре: например, «Убийство в Кунст-Фише» — детективно-мистический триллер про ожившую статую.
- А еще был артист-эскапист, явный подражатель Г. Гудини (как вариант его прозвища — русский Гудини), работавший под псевдонимом Нат Пинкертон. Настоящее имя Георг Нагель. Период артистической карьеры в России 1910—1920 гг. Одно из представлений называлось «Приключения всемирно известного сыщика среди дикарей и людоедов».
«Белый Пинкертон»
- «Золотая паутинка» Николая Карпова. О приключениях бывшего сыщика Владимира Путина, оказавшегося в центре шпионской и амурной интриги.
- «Тайна и кровь» Петра Пильского. Впрочем, тут детектива нет, а есть беготня по нуарному Петербургу от чекистов.
- «Синее золото» Аркадия Бормана — про приключения очаровательной шпионки-белоэмигрантки и молодого британского учёного, которые совместно противостоят козням чекистов в дебрях советского Урала.
- «По колена в крови и золоте» Владимира Шатрова-Баранова.
«Красный Пинкертон»
- «Красавица с острова Люлю» Пьера Дюмьеля (Сергея Заяицкого)
- «Месс-Менд, или Янки в Петрограде» Джима Доллара (Мариэтты Шагинян). Отдельно веселят недвусмысленные параллели с «Атлант расправил плечи».
- «Месс-Менд — вождь германской Чека» Рена Т. Марка — пародия на роман Шагинян. Посвящена заговору немецких коммунистов, использующих фантастические технологии типа очков, превращающихся в лифт, кролика, заражённого смертоносными бациллами смеха, и летающего ярко-красного автомобиля. Автор хотел высмеять обвинения против немецких коммунистов на судебном процессе в Лейпциге в 1924, а получилось с точностью до наоборот: его сюжет предвосхитил бондиану и вообще западную беллетристику про коммунистическую угрозу.
- «Иприт» Всеволода Иванова и Виктора Шкловского.
- «Смерть Анны Ор» и «Чемодан из крокодиловой кожи» Марка Максима
- «Вулкан в кармане» Б. Липатова и И. Келлера
- «Белый якорь» С. Нариманова
- «Долина смерти» Виктора Гончарова
- Корнелиус Крок (Николай Борисов), «Зелёные яблоки» — экспериментальный детективный роман, почти целиком склеенный из фрагментов других произведений. Выпустил также два оригинальных романа в жанре «красного Пинкертона»: «Укразия» (экранизирован в 1925) и «Четверги мистера Дройда».
- «Дети чёрного дракона» Дира Туманного (Николая Панова)
- «Кто смеётся последним» Жоржа Деларма (Юрия Слёзкина)
- «Блёф, поддельный роман» Риса Уильки Ли (Бориса Липатова)
- «Атлантида под водой» Ренэ Каду (Овадия Савича и Владимира Корвин-Пиотровского)
- «Трест Д. Е. История гибели Европы» Ильи Эренбурга. Хотя это скорее сатирическая антиутопия в духе «Войны с саламандрами».
- «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого — хоть и классика отечественной НФ, по стилю — именно то.
- Эсквайр Гривадий Горпожакс (Василий Аксёнов, Овидий Горчаков и Григорий Поженян), «Джин Грин — неприкасаемый»: написано аж в 1972, но по стилю — самое оно, от вычурного псевдоиностранного имени автора до сюжета, пародирующего американский нуар и триллеры. Главный герой Джин Грин (Евгений Гринёв) — сын белоэмигранта и агент американских спецслужб, косплеящий Джеймса Бонда, и, что характерно, в книге перечислены вполне реальные места вроде кафе и ресторанов, где собирались белоэмигранты в США.