Эркюль Пуаро

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Hercule Poirot»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дэвид Суше в образе Эркюля Пуаро

Эркюль Пуаро (фр. Hercule Poirot) — придуманный Агатой Кристи частный детектив, самый известный представитель этой профессии после Шерлока Холмса. Назван в честь героя греческих мифов Геракла.

Его расследованиям посвящены 33 романа, больше полусотни рассказов и пьеса самой Кристи, а также несколько книг других авторов. Первая экранизация появилась еще в 1931 г., и новые фильмы выходят едва ли не каждый год. Многие считают, что лучше всего образ Пуаро воплотил Дэвид Суше в сериале ITV «Пуаро Агаты Кристи», выходившем в 1989—2013 годах.

Сама Кристи терпеть не могла придуманного ей «маленького лицемера», образ которого ей надоел уже несколько лет спустя. Однако истории о Пуаро пользовались такой всеобщей любовью, что она продолжала писать о приключениях частного детектива практически до самой смерти.

Маленький несносный иностранец[править]

Внешность и характер[править]

Эркюль Пуаро — бельгиец, бежавший в Великобританию от немецкой оккупации во время Первой мировой войны.[1] Родом из небогатой многодетной семьи. Служил в бельгийской полиции. Детали довоенной жизни Пуаро очень скудны и расплывчаты, неизвестен даже его возраст.[2]

Пуаро — низкий, полноватый брюнет (с возрастом начал красить волосы). Носит тщательно ухоженные усы, которыми очень гордится. Глаза — зеленые, создают впечатление кошачьих.

Отличается маниакальной страстью к чистоте и порядку. Вне зависимости от обстоятельств щегольски одет, хотя гардероб его со временем сильно отстает от моды. Дома всё всегда разложено строго по местам. Стремится, чтобы на банковском счету всегда было 444 фунта 4 шиллинга 4 пенса.

Отличается абсолютно логическим складом ума, хотя и не лишён эмоций. Чрезвычайно наблюдателен.

Свободно говорит по-английски, и если хочет — практически без акцента, лишь иногда вставляя в речь понятные французские слова. Но, если желает ввести собеседника в заблуждение и внушить ему или ей ложное чувство превосходства над маленьким иностранным чудиком, резко забывает язык Шекспира. Часто говорит о себе в третьем лице.

Считает себя лучшим сыщиком в мире и не страдает от ложной скромности (или от скромности вообще), что пару раз выходило ему боком. Любит быть в центре внимания, склонен к театральным эффектам в расследованиях. Есть Кнопка берсерка — не вздумайте называть его французом, и пусть его французская речь не вводит вас в заблуждение! Он бельгиец и точка.

Единственная известная любовь Пуаро — Вера Русакова (описано в романе «Большая четвёрка» и рассказе «Пленение Цербера»).

Детективный метод[править]

Свои расследования Пуаро строит на сборе, систематизации и приведении в логическую систему всех доступных фактов о преступлении. В поисках фактов может прибегать к неэтичным и откровенно незаконным методам — читает личную переписку, незаконно проникает в чужое жилье, подслушивает разговоры. «Воссоздать картину преступления — вот цель детектива. Для этого необходимо складывать известные вам факты так, будто вы строите карточный домик. Если какой-то факт не ложится в нужное место, — если карта не сохраняет равновесия, — надо начинать заново, или все ваше построение рухнет».(Пуаро о своем методе)

После того, как факты собраны, в работу вступают «маленькие серые клеточки». Иногда Пуаро находит ключ к разгадке благодаря ошибочным суждениям своих помощников. Также не любит классические улики вроде отпечатков пальцев или сигарного пепла, при том, что часто первым обращает внимание на такие мелочи.

У Пуаро, по крайней мере в 1930-е, есть собственное детективное агентство. Поскольку другие детективы в нём не работают — кто может сравниться с великим Пуаро? — то оно без особого вреда для сюжета закрывается где-то перед Второй мировой войной, и Пуаро продолжает работать в одиночестве.

Друзья и помощники[править]

Капитан Артур Гастингс[править]

Офицер британской армии в отставке, с которым Пуаро познакомился еще в Бельгии. Несмотря на разницу в возрасте и характере, эти двое подружились. Типичный английский джентльмен — хорошо образованный, храбрый, благородный, но не слишком умный. Обладает чрезмерно развитой фантазией, которая иногда помогает Пуаро раскрыть очередное преступление.

При поддержке Пуаро женится на девушке, с которой познакомился во время одного из расследований, и уезжает с ней в Аргентину. Периодически возвращается в Англию. Рассказывает о последнем деле Пуаро в романе «Занавес», там же присутствует одна из его дочерей.

В экранизациях ему обычно уделяется больше внимания, чем в книгах.

Ариадна Оливер[править]

Детективная писательница, прославившаяся книгами о финском детективе Свене Гьерсоне. Жизнерадостная и непосредственная дама средних лет с еще более диким воображением, чем у Гастингса. Очень любит яблоки и не любит свою писательскую славу.

Оливер — очевидная самопародия Кристи. Писательница умудряется высмеивать романы про Пуаро в романах про Пуаро!

Фелисити Лемон[править]

Секретарша в детективном агентстве Пуаро. Бельгиец считал её «неправдоподобно некрасивой и невероятно эффективной». Если мисс Лемон считает, что что-то заслуживает внимания, значит, это действительно заслуживает внимания. Напрочь лишена воображения, но крайне умна. Планирует создать идеальную систему делопроизводства.

Практически никогда не ошибается. Едва ли не единственная её ошибка во время работы у Пуаро была вызвана беспокойством за сестру, но Пуаро решил эту проблему.

В экранизациях часто оказывается более привлекательной и человечной, чем в книгах. Например, в «Пуаро Агаты Кристи» любит кошек.

Старший инспектор Джепп[править]

Старший инспектор Скотланд-Ярда Джеймс Гарольд Джепп представляет официальные власти в ранних книгах о Пуаро. Он редко помогает сыщику, обычно ограничиваясь арестом преступника.

Больше известен по экранизациям, особенно по «Пуаро Агаты Кристи». Давид Суше до знаменитого сериала тоже играл Джеппа — в одном из фильмов с Питером Устиновым в главной роли.

Мистер Гоби[править]

Управляющий частного детективного агентства, который периодически помогает Пуаро добывать необходимые сведения при помощи целой сети своих агентов. Отличительной чертой персонажа является привычка смотреть не на собеседника, а на какой-нибудь предмет рядом.

Другие киновоплощения Пуаро[править]

  • Питер Устинов сыграл Пуаро сразу в нескольких фильмах и до сериала с Суше считался самым каноническим воплощением героя:
    • 1978 — Смерть на Ниле (номинация на премию BAFTA за лучшую мужскую роль)
    • 1982 — Зло под солнцем
    • 1985 — Тринадцать за обедом (на роли инспектора Джеппа мелькает Дэвид Суше)
    • 1986 — Загадка мертвеца
    • 1986 — Убийство в трёх актах
    • 1988 — Свидание со смертью
  • «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) — капустник со звёздами на всех ролях. В роли Пуаро — Кеннет Брана, он же режиссёр, что объясняет как его взяли на роль Пуаро с таким-то ростом. Аналогично — «Смерть на Ниле» (2022).
  • В России Пуаро играли Константин Райкин — в фильме «Неудача Пуаро» и Анатолий Равикович — в фильме «Загадка Эндхауза».

Названные в честь Пуаро клише и тропы[править]

Примечания[править]

  1. Во время войны Кристи познакомилась в Торки с бельгийскими беженцами, среди которых были и бывшие полицейские. Прямого прототипа Пуаро среди них не было, но идею писательнице они подали.
  2. Действие книг о Пуаро происходит обычно за год-два до их выхода в печать, если прямо не сказано иное. И уже в первом романе «Загадочное происшествие в Стайлзе» он был «не слишком молодым». Кристи пришлось тщательно избегать указаний на возраст персонажа, иначе ему пришлось бы стать столетним стариком еще в середине карьеры.