Вечная загадка/Литература

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Вечная загадка. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

Отечественная[править]

  • А. С. Пушкин.
    • Слыша очередной вопрос о будущем Татьяны (про будущее Онегина таки успел намекнуть вне романа), Александр Сергеевич раздражённо бросал: «Не знаю, спросите у неё!».
      • НД от некоторых литературоведов: Пушкин намекал, что на Сенатской окажется не только Онегин, но и муж Татьяны. И она последует за супругом в Сибирь.
    • Короткая пьеса «Русалка» частью критиков считается неоконченной, а часть думает, что Пушкин так и задумывал её закончить (открытые финалы вообще были ему свойственны, а в некоторых произведениях он и прямо в тексте посмеивался над желанием читателя узнать всё и предлагал «остальное додумать самостоятельно», поскольку после кульминации и так ясно, чем всё кончится). Маленькая русалочка, дочь русалки, получила от неё задание заманить князя (виновника смерти влюблённой в него девушки-простолюдинки и превращения в русалку-«царицу реки») под воду. До этого русалка досконально планирует, что будет с ним делать после этого. Однако мы никогда не узнаем, действительно она убила его или смилостивилась — драма закончилась тем, что князь, которого гложет совесть, пришёл на место гибели этой девушки и, увидев русалочку-дочку, спросил: «Откуда ты, прекрасное дитя?». Пушкин умеет заинтриговать читателя! И каждый из читателей может вообразить тот финал, который ему больше всего понравится. Есть и третий вариант финала — князя успевают спасти охотники, посланные княгиней; зато теперь его всю жизнь будет мучить совесть.
  • «Чёрная курица» Антония Погорельского. Заглавной героине мальчик Алеша задает вопрос: «Объясни мне, любезная Чернушка, отчего ты, будучи министром, являешься в свет в виде курицы и какую связь имеете вы со старушками-голландками?» Чернушка начала долгий рассказ, но Алеша уснул в самом его начале и так и не узнал ответа (как, собственно, и читатель)
  • Ф. М. Достоевский:
    • «Преступление и наказание» — отравил ли Свидригайлов свою жену Марфу Петровну? Сам он признался только в том, что готов был это сделать. И была ли Лизавета — сестра старухи-процентщицы, погибшая вместе с ней — в момент смерти беременна?
    • «Братья Карамазовы» — так всё-таки, кто убил старшего Карамазова?
      • А разве есть сомнения, что Смердяков?
        • Сомнения есть. Если сопоставить признание Смердякова и описание обстоятельств преступления, обнаружатся расхождения, которые вполне могут указывать на самооговор. Собственно, даже в романе присяжные не поверили в эту версию: ведь все доказательства сводятся к пересказу признания явно нестабильного эпилептика (как бы сейчас сказали, человека с пограничным расстройством), который впоследствии покончил с собой, в исполнении тоже не особо стабильного персонажа, который запросто беседует с чертями. Разные исследователи творчества Достоевского приходили к выводу, что Смердяков таки невиновен. Встречаются самые разные мнения по поводу личности убийцы — и что это все-таки совершил Дмитрий, и что отца убил Алёша, и что Карамазова-старшего прикончила нечистая сила! Причем все версии опираются на текст романа.
  • Константин Станюкович, «Капитан корвета „Коршун“» — как фамилия заглавного персонажа? В «Клубе знаменитых капитанов» его называют Капитан Ветров, но это не более чем прозвище, данное товарищами по книжной полке.
  • М. Шолохов, «Поднятая целина» — что именно учинила жена деда Щукаря «так и осталось покрытым мраком неизвестности», но дед ещё неделю ходил с повязкой, прикрывающий единственный оставшийся зуб.
  • Николай Носов, «Про Гену» — «Кончилось дело тем, что Гена был крепко наказан». А как именно? Автор подсветил, что рассказывать об этом не намерен и всё оставляет на откуп фантазии читателей: «Как был наказан, говорить ни к чему. Каждый сам знает, какие наказания бывают. В общем, наказали его, и всё».
  • Братья Стругацкие очень любили этот приём. Исполняет ли на самом деле желания Золотой Шар? Что на самом деле делают «детонаторы» из «Жука в муравейнике»[1]? Чем закончилось нашествие марсиан на Землю? Улыбаемся и машем…
    • Впервые применили в повести «Попытка к бегству». Как Саул попал в будущее, а потом вернулся в XX век? «Это первое наше произведение, в котором мы ощутили всю сладость и волшебную силу ОТКАЗА ОТ ОБЪЯСНЕНИЙ. Любых объяснений — научно-фантастических, логических, чисто научных или даже псевдонаучных. Как сладостно, оказывается, сообщить читателю: произошло ТО-ТО и ТО-ТО, а вот ПОЧЕМУ это произошло, КАК произошло, откуда что взялось — НЕСУЩЕСТВЕННО! Ибо дело не в этом, а совсем в другом, в том самом, о чём повесть» (Борис Натанович).
    • «Хищные вещи века»:
      • Иван спрашивает у Вузи, какие три желания она загадала бы волшебнику. Первое желание Вузи — вечная молодость, второе — суперпарень, влюблённый в неё… А услышав третье, Иван отшатнулся, поразившись испорченности Вузи (а вот нечего было при юной девушке пошлые анекдоты травить, сам напросился!). Однако в чём оно заключалось, авторы так и не объяснили.
      • Что пришло в голову Ивану, когда он находился под воздействием слега?!
    • «Далёкая Радуга» — как смог пережить Волну Горбовский? И пережил ли катастрофу на Радуге только он один? Волна угасла? Прилетели Странники и всех спасли? В последний момент «Стрела» все же смогла вопреки всему прибыть к планете и эвакуировать людей?
    • «Волны гасят ветер» — лакуны на аудиозаписи беседы между Горбовским и Комовым с одной стороны и Даниилом Логовенко — с другой стороны. Что же в них было сказано?
      • Борис Стругацкий в последующих интервью отчасти объяснил, что было в этих лакунах. Людены — те самые Странники (особи Странников из числа людей), Логовенко для демонстрации сверхспособностей устроил «что-то вроде нуль-Т транспортировки», а лакуны появились не из-за желания Логовенко что-то скрыть, а из-за побочного эффекта какой-то из его сверхспособностей. Одно осталось без ответа: а что же с китообразными и их самоубийствами?
    • «Улитка на склоне» — с кем сражаются Славные Подруги? С антагонистичной им неназванной высокоразвитой биоцивилизацией мужчин, в свою очередь отказавшейся от женщин? С коллективным разумом Леса? С Управлением?
    • «Град обреченный» — какова цель Эксперимента? Кто такие Наставники? Но самая интригующая — что же за страшную тайну содержала папка, которую нашел, а потом уничтожил Изя Кацман?
    • Слово Божие гласит, что в самой папке всего лишь имена и адреса городских диссидентов, но Кацман под пытками действительно разболтал Фрицу главную тайну Города, которая помогла ему захватить власть. Что за тайна? Б. Стругацкий подтвердил догадку одного из читателей: если человека, попавшего в Город из реального мира, убить, он не умрёт, а вернётся в свой мир. Но что происходит с теми, кто родился в Городе? И почему не исчезают Падающие Звёзды (те, кого находили разбившимися у подножия Стены)?
    • «За миллиард лет до конца света» — что же это за феномен, с которым столкнулись несколько питерских учёных интеллигентов? Вечеровский строит теорию, которая «объясняет вообще всё», но сюжетом она не подтверждается и не опровергается.
      • Скорее всего Вечеровский прав — вспомните, что было написанно в телеграмме тёщи Малянова
    • «Пикник на обочине» — что это всё-таки было? Вынесенный в заголовок «Пикник» — всего лишь одна из версий, ни на чём по сути не основанная. С таким же успехом появление Зон и артефактов могло быть испытанием цивилизации на зрелость, хитрой диверсией, актом технологической помощи или жестоким розыгрышем. Онижепришельцы!
    • «Парень из преисподней» — что же такое, змеиное молоко, было в последнем куплете марша? И как Гаг вернулся домой?
    • Кое-какие ответы Борис Стругацкий позже раскрыл в интервью: «детонаторы», например, всего лишь подобие приборов телеметрии, никакой программы в Абалкине не было, он — лишь жертва крайне неблагоприятного стечения обстоятельств.
    • Авторский список вопросов без ответов из «Жука в муравейнике». Б. Стругацкий утверждал, что ответы можно угадать. Поверим ему на слово:
«

1. Что произошло между Тристаном и Абалкиным там, на Саракше? 2. Как (и зачем) Абалкин оказался в «Осинушке»? (Слово Божие: совершенно случайно, уходил от слежки) 3. Зачем ему понадобилось общаться с доктором Гоаннеком? (Слово Божие: Абалкин предположил, что он может быть не человеком, а андроидом, и обратился к доктору, чтобы тот его проверил) 4. Зачем ему понадобилось общаться с Майкой? 5. Что ему нужно было от Учителя? 6. Зачем звонил он журналисту Каммереру? 7. Зачем ему понадобился Щекн? 8. Как удалось ему выйти на доктора Бромберга? 9. Зачем в конце повести он идет в Музей внеземных культур? 10. Что, собственно, произошло там, в Музее?

И наконец, самый фундаментальный вопрос:

11. Почему он, Абалкин (если он, конечно, не есть в самом деле автомат Странников, а по замыслу авторов он, конечно, никакой не автомат, а несчастный человек с изуродованной судьбой), почему не пошел он с самого начала к своим начальникам и не выяснил по-доброму, по-хорошему всех обстоятельств своего дела? Зачем понадобилось ему метаться по планете, выскакивать из-за угла, снова исчезать и снова внезапно появляться в самых неожиданных местах и перед самыми неожиданными людьми?

»
  • «Путешествие Алисы».
    • Капитанам лет по пятьдесят, и от дел они отошли ну край лет десять назад (а скорее всего, и того меньше) — но все воспринимают их как персонажей довольно давней истории. Почему — вопрос. Также непонятно, почему все так спокойно относятся к тому, что один из троих пропал без вести (возможно, не без вести, а просто с радаров, что для ученого нормально — но периодически упоминается вероятность, что он погиб в экспедиции). В общем-то, классический вопрос «что есть макгаффин?», только макгаффин тут ходячий. В какой-то мере туда же вопрос, почему именно четыре года — но это уже ближе к инциденту с кошкой: кроме самих капитанов это, строго говоря, никого не касается, а сами они знают, почему именно так.
      • Загадки как таковой тут нет: 1. Возраст капитанов неизвестен, а в будущем (и на других планетах) люди могут оставаться крепкими сильно за 50. 2. В эпоху бурного исследования космоса отношение к капитанам — примерно как к полярникам вроде Франклина и Скотта в XIX веке: капитан действует на свой страх и риск, если пропал — скорее всего, погиб или погибнет, пока помощь доползёт (а в безбрежном космосе даже тело не особо поищешь). 3. Второй Капитан летал конкретно в другую галактику и, видимо, знает точно, сколько лететь туда и обратно: года полтора в каждую сторону плюс-минус год там потусоваться. Если дольше — значит, что-то случилось (а поскольку другие искать не будут — см. выше, об этом заранее просят товарища).
    • Куда подевался столь ценный артефакт, как шапка-невидимка? Почему она не упоминается нигде, кроме этой книги и её адаптаций? (Упоминается). Ведь это вещь Алисы, да ещё и подарок ей, как же она могла этот артефакт не сохранить?
      • В книге «Привидений не бывает» прямо написано, что отец уговорил Алису сдать шапку-невидимку в музей, поскольку в обычном доме она не сможет правильно храниться, так как сделана из редкого инопланетного растения. Алиса в этой книге вспоминает о ней и жалеет, что не может стать невидимой в новом приключении.
    • Кто вообще такая бабушка Лукреция? Ее способности не объяснимы ни банальным искусством иллюзии (как это объясняет она сама), ни магией (которой в сеттинге уже давным-давно нет). Есть основания полагать, что это какие-то технологии, которые даже в конце XXI века кажутся большинству людей фантастикой — но откуда она их взяла и зачем они ей (явно ведь не только чтобы строить из себя иллюзиониста и один раз несильно отравить одно чу-чу)?
    • Строго говоря, насчёт магии не совсем верно. В книгах говорилось о вымирании магов как вида, про исчезновение магии как таковой речь не идёт, иначе бы существа в заповеднике сказок попросту развеялись/умерли. Вполне возможно, магия сохранилась в некоторых людях или на других планетах, откуда её и достала каким-то образом бабушка Лукреция. А может быть, она и сама происходит из оставшихся магов, а, значит, и у Алисы могут быть какие-то врождённые способности.
    • Наряду с бабушкой Лукрецией есть как минимум еще один настоящий маг — Пуччини-2, ее соратник по цирку, пока бабушка не ушла в отставку.
  • А. Алексин:
    • «В стране вечных каникул» — прямой отыгрыш. Что это за «третья загадка», которую массовик дядя Гоша загадывал старшим детям?
      • Шутка про «Детям до шестнадцати…» была в советские годы довольно дежурной, отыгрываясь именно в духе тропа.
    • «Очень страшная история» — внутримировой пример «Тайна старой дачи». «На протяжении трехсот двадцати трех с половиной страниц пропавшего искали следователи, собаки и родственники. Но напрасно…»
      • Это также внутримировой пример тропа Точку ставит смерть. Бородаев не успел дописать книгу, и она кончается словами: «Поиски продолжаются».
  • Владислав Крапивин:
    • «Выстрел с монитора» — кем был не назвавший своего имени мужчина, встреченный Пашей Находкиным в каюте парохода? Он явно бывший моряк и досконально знает историю Галиена Тукка. Вот только сам ли это Галиен Тукк или же бывший командор Элиот Красс, вышедший в отставку?
    • «Та сторона, где ветер» — погиб ли Яшка, сорвавшись с обрыва, если тела так и не нашли даже спустя несколько месяцев. Или это всё же бонус для тех, кто читал «Голубятню на жёлтой поляне»?
  • Эдуард Успенский.
    • «Меховой интернат» — у учеников есть «листалки» (тетрадки) в клетку, в ромбик и в горошек. Первые нужны для обучения письму и математике. Но для чего нужны остальные?
      • Для черчения, вообще-то.
        • Черчение как раз проводится либо на бумаге в клетку, либо на полностью чистой. При чём тут ромбик и горошек?
    • «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы»:
      • Монстры из пионерского фольклора (Чёрная Простыня, Белые Перчатки, Красная Рука и др.) в действительности не желают людям зла и не убивают их: люди, увидев их, сами умирали от страха. А кто эти монстры в принципе, как они связаны с лентой Мёбиуса и почему загадочный герб с изображением этой самой ленты Мёбиуса позволяет их видеть — осталось неизвестным.
      • Еще одна загадочка пополам с твистом Р. Л. Стайна: в конце один из главных героев, старший по возрасту милиционер, спрашивает у второго — молодого милиционера, есть ли тросточка у Зелёного Человека, которого иногда видит молодой. Ответа на вопрос старшего в книге нет. Так сколько этих Зелёных Людей? Кто они? И не привиделось ли это все героям?
      • И, похоже, герб с лентой Мёбиуса все-таки не имеет к монстровидению отношения…
      • И ещё три загадки: во-первых, если монстры не желают людям зла, почему они только что не путаются под ногами у Рахманина, причём задолго до получения знака? Интересуются ходом расследования? Во-вторых, что было бы, войди Виктор в Чёрный Трамвай? Наконец, в-третьих: если «жертвы» монстров умирают от страха, почему труп самой первой жертвы (мальчик из пионерлагеря) заинтересовал милицию? Ведь он был именно задушен, а не умер, скажем, от инфаркта. Страх может привести и к подобному?
        • Там же был ответ (ватсонианский!): да, мол, может, психосоматика. И известная байка о том, как человеку сказали, что сейчас прикоснутся раскалённым прутом, прикоснулись карандашом, а у впечатлительного подопытного образовался ожог.
  • В. Орлов, «Альтист Данилов» — так кто же такой Синий Бык, в облике которого так жаждал оказаться Кармадон?
  • Сергей Лукьяненко:
    • «Лабиринт отражений» — пароль хакера Падлы. Кое-что о нём сказано, но…
    • «Застава» — что такого написано в брошюре иномирных экотеррористов, что любой прочитавший присоединяется к их движению? «Зина, в печку её!» ©
  • Дмитрий Емец, «Таня Гроттер» — как известно, Тибидохс является «школой для трудновоспитуемых юных магов». Причём, судя по именам персонажей, его сфера деятельности распространяется только на Россию (в лучшем случае — на бывший СССР). А где же тогда учились обычные юные маги, не замеченные в «трудновоспитуемости»?
    • Скорее всего, название школы — всего лишь название школы. А берут туда всех, способных к магии. Иногда даже поневоле. Например, что плохого сделала Таня Гроттер? Помешательство у дяди Германа вызвала не она, а струна контрабаса.
    • А вообще если пресмотреться к ученикам, там учаться либо маглолопухоидорожденные либо дети местного аналога сквибов(например Катя Лоткова), либо сироты. Остальных по всей видимости обучают родители.
    • Также, перед запуском серии книг о Мефодии Буслаеве, в книгах о Тане появляется эпизод, в котором академик Сарданапал упоминает что видел Мефа вскоре после рождения и «оказал ему одну услугу», связанную с главой магтагона Дядей Сэмом. Что это за услуга — так и не раскрыли.
  • Ольга Громыко, «Космоолухи» — почему Станислав всё-таки платит за лечение Дэна огромные деньги?
    • Потому что Станислав хороший человек, а Дэн спас ему и всей команде жизнь, совершив героическое самопожертвование?
    • Это было бы возможно, если б киборги в сеттинге (во всяком случае, в течение нескольких первых книг) не приравнивались по ценности к кофеваркам, а то и к креслам. Такое отношение подсвечивается во второй книге Алексеем. Автор правки сильно сомневается, что Станислав стал бы разоряться и влезать в долги ради спасения говорящей кофеварки, пусть и сохранившей ему жизнь - а к киборгам он в то время относился ненамного более сочувственно.
    • К киборгам в целом — да, а вот персонально к Дэну, проявившему себя как хороший парень и отличный член команды, он относился очень хорошо и переживал за него совершенно искренне. Очень вряд ли, что всё это могло исчезнуть в одно мгновение.
      • Подсвечено Вениамином ещё в разгар поисков: "– И кем ты готов пожертвовать? – В каком смысле? – Станислав сел и, невзирая на дымок над чашкой, сделал большой глоток. Пересохшее горло стало обожженным, из глаз брызнули слезы, что не улучшило капитану настроения. – Ну что ты сделаешь с киборгом, когда найдешь? – Пристрелю как бешеную собаку, что ж еще?! – откашлявшись, искренне удивился вопросу Станислав. – А вместе с ним – кого? Теда? Полину? Марию Сидоровну? – Это всего лишь маска! – защищался капитан. – И чем же она отличается от лица, если ты уже неделю отличить не можешь? – То есть для тебя нет разницы, с программой ты общаешься или с живым человеком?! – Иные программы, – выразительно сказал доктор, – поприятнее людей будут. А если это, скажем, я – тоже пристрелишь? – Да! – запальчиво подтвердил Станислав. – То есть…"
  • Виктор Пелевин:
    • «Принц Госплана» — притча про магрибский молитвенный коврик. Так всё же, что он обозначает, и почему при его упоминании все умирали от ужаса?
      • Первоисточник — реальная суфийская притча в изложении Идриса Шаха, а умирающие — на самом деле аллегория на пристрастия, мешающие идти по пути суфия
    • «Generation „П“» — все попытки Татарского узнать, кто же на самом деле управляет всеми «рекламными ложами», разбиваются о стальное «не думай об этом».
      • Хотя в «Empire V» прямо говорится, что вампиры и управляют.
  • Валерий Роньшин:
    • «Баня № 666» — девочка Таня давно подозревала, что в этой самой бане по ночам собирается нечистая сила. Пришла она туда ночью, никого не дождалась, намылилась мылом… и исчезла, смылась. «Так Таня и не узнала, что за мистические дела творятся по ночам в бане № 666. И не узнает теперь ни-ко-гда».
    • «Тайна прошлогоднего снега» — собственно, эта самая тайна. Все происходящие с героиней странные события (инопланетный заговор, мистика, виртуальная реальность и др.) объяснились в научно-фантастическом ключе с налётом эзотерики: главная героиня всё это время летала на «онейролёте» и сканировала информационное поле Земли (читайте: «спала и видела вещие сны») на предмет совершённых на Земле преступлений, а следователи собирали эту информацию и по горячим следам всё раскрывали. Но что такое «прошлогодний снег», как раз осталось непонятным.
«

— Кстати, о снеге, — встрепенулась я, — а как вы расшифровали тайну прошлогоднего снега? — А никак, — просто ответил Гвоздь. — Как это — никак? — А так. Вопрос о «прошлогоднем снеге» оказался из разряда вопросов, на которые нет ответа. — А почему нет? — Потому что не существует. К примеру, как ответить на вопрос: где кончается бесконеч­ность? Или на такой: врёт ли человек, который утверждает, что он врёт? На такие и подобные им вопросы нет однозначных ответов.

»
  • «Хроники странного королевства» — что именно делал с принесёнными в жертву девушками дракон, многие годы терроризировавший весь континент. Другие драконы на вопрос об этом говорят, что он извращенец и ничего более. А поскольку наиболее очевидный для людей вариант анатомически невозможен, вопрос о том, что драконы считают извращением, остаётся открытым.
    • С учётом того, что дракон требовал себе по несколько девушек за раз — не исключено, что он, каким-то образом (возможно магическим) заставлял девушек заниматься сексом друг с другом, а сам наблюдал за этим. На извращение вполне тянет: во-первых, вуайеризм, во-вторых — в исполнении представительниц другого биологического вида. А когда ему надоедало — избавлялся от девушек.
      • Ну, или если учесть, что дракон был мастером иллюзий — возможно, он с помощью своего дара воплощал самые сильные страхи девушек и наслаждался их страхом, пока они не сходили с ума и не умирали.
    • На самом деле, по завершении цикла остаётся более чем достаточно загадок, на которые хотелось бы получить ответ, от незначительных мелочей до глобальных концепций мироустройства. Где всё-таки был спрятан филактерий Нимшаста? Почему Жак является единственным переселенцем, не сместившимся во времени? Кто такой на самом деле «вечный переселенец» Казак и что за магией он владеет? Как на Альфе открывают новые миры для установки в них Т-кабин (официальное объяснение даже для самих персонажей выглядит притянутым за уши)? И так далее.
  • «Дом, в котором» — за что некоторые персонажи (например, Македонский) получили свои имена? Где Чёрный научился водить? И что такое представляет собой Рыжая (уникальный Прыгун, не теряющий память; к тому же её присутствие каким-то образом исцеляло Смерть)?
  • Макс Фрай использует этот троп постоянно и с активной подсветкой, чаще всего — ради того, чтобы дать читателям возможность самим дорисовать картину. Однако один пример резко выбивается, потому что привлечён явно шутки ради:
«

— Если бы вы еще рассказали мне, что было в той коробочке, которую привез вам Кофа… — мечтательно протянул я. — Обойдешься! Я твердо намерен сохранить за собой право на личные тайны, так что и не проси… — Ладно, будем считать, что там был шебуршунчик! — фыркнул я … — Чего-о-о? — изумленно переспросил Джуффин. — Извините, сэр, но это уже моя личная тайна! — мстительно сказал я.

»
— «Тёмные вассалы Гленке Тавала»
  • Алексей Пехов, «Под знаком мантикоры» — инверсия. «Мантикора» ничего не значит, просто кто-то из заговорщиков решил выпендриться.
  • М. и С. Дяченко:
    • «Казнь» — рассказ «сочинительницы Хмель», который перевернул мировоззрение множества людей и за который Ирену хотели казнить в одном из миров. Даже когда ей достали копию рассказа, прочитать она не успела — буквы классически смыло водой.
    • «Магам можно всё» — оказался ли в финале «препарирован» главный герой Хорт зи Табор или сам все переосмыслил и стал смотреть на жизнь и людей иначе?
  • Сергей Мусаниф, «Во имя рейтинга». Из-за путешествий во времени история мира радикально меняется, прошлое становится другим, причём из всех человеческих персонажей помнят о прежнем варианте истории лишь двое. Один — ясно почему, его забросило во времена Древней Греции и он неподвластен эффекту бабочки, но почему другой персонаж сохранил память? Он не путешественник во времени, он просто один из сотрудников изменившей историю организации, причём память остальных сотрудников изменилась вместе с историей.
  • Владимир Васильев, «Чёрная эстафета» — роман закручен вокруг этого тропа. Герои-участники «эстафеты» везут через пол-Галактики чешуйчатый ящик, который категорически запрещено открывать «работодателем». Практически с самого начала понятно: там макгаффин. Открыть, конечно, хочется каждому, но это непонятно как можно сделать и непонятно, возможно ли вообще. По мере повествования, ценность содержимого с точки зрения читателя постоянно растёт, поскольку количество и мощь охотников за ним весьма впечатляет. И то, что каждый, кто его везёт, гибнет, тоже постепенно сгущает краски. Наконец, последний перевозчик передаёт груз «работодателю». Единственный вопрос, мучающий последнего героя и истязающий читателя, «что там?»
    • Ещё раз этот груз «всплывает» в следующем романе серии «Наследие исполинов». Судя по диалогу нашедших его, они знают, «что там».
    • Скорее загадкой являются сами Исполины. С грузом чрезвычайно просто. Достаточно прочитать предыдущую книгу серии, как становится совершенно очевидно что это за груз. Это одна из членов экипажа "Волги" прямо в устройстве для слияния собственно с "Волгой".
  • Павел Марушкин, «Каюкер и Ухайдакер»: на все вопросы более-менее ответили, кроме одного: кто же всё-таки такая Старая Контра, эта потусторонняя сущность, которая была кукловодом главного антагониста-антизлодея Подметалы? Одним из героев было высказано предположение, что это своего рода душа самого города Бэбилон, но точного ответа не знает никто.
  • Антон Иванов и Анна Устинова, «Кошмары Серебряных прудов» — книга начинается с того, что на девятиклассницу Жанну, подругу главного героя, сваливается полоса несчастий. Оказывается, что на ней мощный сглаз, который удаётся снять с помощью деревенской колдуньи Пелагеи, и который, как выясняется, наложила её завистливая подруга Диана. Однако попутно выясняется, что с этой самой Пелагеей связана куча непонятной чертовщины: в её сарае одноклассник ГГ видел двух лилипутов, считавших золотые монеты, а потом герои нашли там одну из этих монет — шестиугольной формы и с символами на непонятном языке, и откуда она, выяснить так и не удалось. А ещё героям встретился муж Пелагеи Борис Филиферович — рыжий, одноглазый и одноухий… в точности как её кот Барсик.
    • По поводу монеты герои говорят, что, «может, когда-нибудь и удастся выяснить, откуда она появилась». Возможно, что это был задел на продолжение, которое авторы так и не написали (книга вышла в 2000 году).
  • Эдуард Веркин, «Стеклянная рука» (приключения Феликса Куропяткина). Самая загадочная из всей серии. Непонятно ничего: от чего умерли туристы в Белом лесу? Каким образом к Феликсу в рюкзак попал легендарный Белый Альбом? Почему картина с этим самым лесом закрашена в альбоме чёрной краской? Куда исчез художник Паровозов, которому и принадлежал альбом? И наконец, что за монстр обитал в заброшенном Доме культуры? Понятно лишь одно: всё это жутко инфернальная и опасная тема, с которой решил не связываться даже бывалый охотник на нечисть Куропяткин.
  • Александр Рудазов, «Криабал»: брат Массено так и не узнал, чем закончилась история ножевоя Госа о волколаке — до конца дня ножевой не дожил. Педаль в пол: автор признался, что и сам этого не знает, так как в основу истории лёг его неоконченный сон.
  • Алексей Кирносов, «Страна Мудрецов»: что вообще происходит за кулисами Мурлындии? Зачем все это притворство с дауншифтингом? Кто стоит за Лабазом, и зачем ему (или, скорее, им) столько муравьев, что они готовы снабжать жителей в обмен на насекомых?
  • Сигизмунд Кржижановский, «Странствующее „странно“» — про героя, который путешествует в микромир с помощью волшебных пузырьков с микстурами: жёлтой, синей и красной. С помощью жёлтой он попадает в колоду карт, синяя ещё сильнее уменьшает его, и он проникает внутрь часиков, которые носит его возлюбленная… А вот куда его перенесла красная, которая уменьшает ещё сильнее, чем жёлтая и синяя, нам так и не расскажут.
  • Константин Сергиенко, «Самый счастливый день». Что случилось с родителями Лесты, супружеской четой советских дипломатов? Они стали невозвращенцами, удерживаются за границей насильно или просто бросили дочь на произвол судьбы? А поведение самой Лесты — это психиатрия, упущенная бабушкой социализация или знак принадлежности девочки к иным мирам?
  • Валентина Соловьёва, «У привидения День рождения» — откуда все-таки берутся маленькие привидения? Вопрос, который главный герой, привидение-ребенок Ухтоша, задает взрослым, но ответа так и не получает. Пополам с ужасом у холодильника — мы-то догадываемся, откуда.
  • «Вселенная Метро 2033». С самого начала Глуховский запретил делать какие-либо сюжетные повороты, связанные с Изумрудным городом — полулегендарным сообществом бывших студентов и профессоров МГУ, обитающих на трёх последних (на момент написания книги) станциях Сокольнической линии и отделённых от остального метро обрушившимся метромостом — справедливо полагал, что уж лучше пусть это останется тайной для всех фанатов серии.
    • Трилогия Д. Шабалова о сталкере Даниле Добрынине, входящая в эту вселенную. Описан некий культ Космоса, адепты которого носят черные рясы и двигаются нечеловечески плавно. А еще они вербуют людей рассказами об НЛО, которое унесет на райскую планету. Тех, кто поддался вербовщикам, больше никто никогда не видел… кроме второстепенного персонажа, бывшего ученого-физика, встретившего вербовщика и процессию новообращенных в загадочном месте, больше всего похожем на дыру между пространствами. Так кто эти культисты? Зачем они похищают людей? И не инопланетяне ли они на самом деле?
    • Еще культисты работают палачами. Некоторых казнят на месте, некоторых увозят к себе в резиденцию, и больше несчастных никто никогда не видит. Что же с ними происходит?
  • Александр Солженицын, «Случай на станции Кочетовка» — кто же такой Тверитинов на самом деле: действительно мобилизованный театральный актёр, отставший от поезда, как он представился, или бывший белый офицер, засланный фашистами в советский тыл?
  • А. Поляринов, «Центр тяжести» — что всё-таки случилось с Третьим озером?
  • Галина Щербакова «Вам и не снилось» — так главгерой после прыжка с третьего этажа выжил или смертельно травмировался? В экранизации вроде как спасли.
  • Элеонора Раткевич, «Ларе-и-т’аэ» — «дурацкая история», рассказанная Арьеном принцессе Шеррин: «как эльф решил подарить слона дочке мельника». Читатели остаются в неизвестности — «что учинила в ответ дочка мельника… а в особенности что сказал эльф, выбираясь из-под белого от муки слоновьего уха… и уж тем более что сказал слон…».
  • Михаил Елизаров, Pasternak — так и не прояснится, является ли Льнов убийцей отца Александра Меня или нет (хотя толстые намёки разбросаны по всему тексту).
    • А что стало с самим Льновым после ухода от погони мраккультистов?

Зарубежная[править]

  • Артур Конан Дойль, «Загадка Торского моста» — доктор Ватсон упоминает несколько дел, которые не удалось раскрыть даже самому Шерлоку Холмсу. Первой из этих загадок Макс Фрай даже посвятил сборник «Куда исчез Филимор? Тридцать восемь ответов на загадку сэра Артура Конан Дойля».
«

Среди таких загадок — история мистера Джеймса Филлимора, который вернулся однажды в собственный дом, чтобы прихватить зонтик, и с той поры его уже не видела на этом свете ни одна живая душа. Не менее удивительна история тендера «Алисия»: как-то весенним утром он попал в небольшую полосу тумана и бесследно исчез — и судно, и команда пропали без вести. Третья история, достойная упоминания — об Исадоре Пенсано, известном журналисте и дуэлянте, коего нашли в совершенно невменяемом состоянии: бедняга спятил, обнаружив в своём спичечном коробке червя, неизвестного науке.

»
  • Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»:
    • Что обозначали знаки, которыми обменялись Панург и английский мудрец Таумаст, и о чём они вообще диспутировали? Рабле отказывается их объяснять, ссылаясь на то, что в Англии выйдет книга, где будет всё разъяснено. Конечно, некоторые знаки и сейчас совершенно очевидны: «Панург, не долго думая, поднял руки и сделал вот какой знак: он приставил ноготь указательного пальца левой руки к ногтю большого пальца той же руки, так что внутри образовалось как бы колечко, а все пальцы правой, за исключением указательного, сжал в кулак, указательный же он то совал в это колечко, то вынимал». Но далеко не всё в их диспуте настолько просто.
    • Что за растение пантагрюэлион? Имел ли в виду автор реальное растение (и какое?).
  • Виктор Гюго, «Девяносто третий год»: Говэна казнили, Симурдэн застрелился, а что дальше было с Лантенаком?
    • Учитывая, насколько крепким Лантенак оставался в свои восемьдесят лет, можно допустить шальную мысль, что он смог дожить до самой Реставрации, то есть полного торжества своего дела. В конце концов, его реальный современник Пётр Калнышевский прожил на свете даже ещё больше.
  • Чарльз Диккенс, «Тайна Эдвина Друда». Автор умер, дописав роман только наполовину. Собственно, вечных загадок целых три: что именно случилось с Эдвином Друдом, кто такой мистер Дэчери, который взялся распутывать дело и какое отношение ко всему этому имеет старуха-содержательница притона, где курят опиум?
  • Джозеф Шеридан ле Фаню, «Кармилла» (1871) — вопрос, кем же была загадочная аристократка, выдающая себя за мать Кармиллы и раз за разом спихивающая «дочку» на попечение семьей потенциальных жертв под предлогом срочных дел, требующих безотлагательного присутствия «родительницы» в другом месте, так и остался без ответа. Вампирша, обратившая Кармиллу, или наоборот — обращённая ею? А может быть, просто нанятая актриса, но откуда тогда она, имея молодую фигуру, знает о событиях далёкой юности седовласого генерала?
  • Гастон Леру, «Призрак Оперы» (1910) — что за таинственный субъект в фетровой шляпе бродит по ночам по подземельям Оперы? И нет, это не Призрак и даже не крысолов, а некий другой человек, с которым у Эрика (так зовут Призрака Оперы) заключено негласное перемирие. Перс, знающий «личность и обязанности этого чрезвычайно интересного человека в плаще, который обрёк себя на жизнь в подземельях театра и вершил какие-то таинственные дела государственной важности», не открыл сей секрет ни Раулю, ни автору правки романа, ограничившись лишь туманным намёком, что он гораздо хуже, чем внутренняя полиция театра.
  • Джек Лондон, «Тропой ложных солнц» — так за что всё же юноша и девушка из хорошей семьи (видно было по ним, что не знали физической работы) отправились на Аляску, чтобы преследовать там какого-то человека и убить его? За что они платили огромное деньги, мёрзли и голодали, и, кажется, готовы были умереть сами, только бы отомстить ему? Увы — они, щедро вознаградив своего проводника, индейца Ситку Чарли, ничего не рассказали ему, а в рамках рассказа нет никаких намёков. А вообще, если бы такую историю расписать во всех подробностях, она бы потянула на хороший роман.
  • Н. Готорн, «Алая буква» — так что же такое оказалось на груди Димсдейла? Нам этого автор не показывает, а видевшие всё своими глазами бостонцы путаются в показаниях.
  • Л. Кэрролл, «Алиса в Стране чудес» — В версии Заходера Шляпа спросил, какая разница между пуганой вороной и письменным столом, в версии Демуровой — Болванщик спросил, чем ворон похож на конторку. (В оригинале — he [the Hatter] said «Why is a raven like a writing-desk?»)
    • У Щербакова «Шляпочник спросил: „Что общего у скамейки с торговым заведением?“». Здесь, очевидно, ответ «лавочка»
    • Вроде как Слово Божие, которое не предполагало разгадки поначалу: «Меня так часто спрашивают о том, что можно найти в ответ на загадку Болванщика, что мне следует, пожалуй, запечатлеть здесь вариант, который мог бы, как мне кажется, быть достаточно приемлемым, а именно: „С помощью того и другого можно давать ответы, хоть и плоские; их никогда не ставят не той стороной!“. Впрочем, это мне приходило в голову уже позже; загадка поначалу не имела отгадки». Кстати, в оригинале там ещё спрятан каламбур: «It’s nevar put with the wrong end in front», то есть RAVEN — это слово NEVAR, написанное не тем концом вперёд.
    • Разумеется, это не остановило читателей в их попытках придумывать свои ответы. Один из самых известных — каламбур знаменитого головоломочника Сэма Ллойда «Because Poe wrote on both», то есть Эдгар По писал о вороне («Никогда!») и на письменном столе. В английском языке оба эти действия могут быть описаны с одинаковым предлогом, и получается каламбур.
    • «Оба тёмного цвета»? Конторки обычно в яркие/светлые тона не красили.
    • Слегка шизофреничный ответ: «И там, и там можно найти перья».
    • Разгадка Олдоса Хаксли (в духе нонсенса): «В обоих есть „Б“ и нет „Н“» (адекватно переводится на русский). Если кто не понял: этот ответ абсолютно правдив, но не имеет отношения к ворону и конторке. Есть «Б» и нет «Н» в слове «обоих».
  • И ещё Кэрролл, только «в зазеркалье». Шалтай-Болтай мимоходом упомянул, что если он использует слово в нехарактерном значении, то за это платит данному слову сверхурочные. Однако Алиса постеснялась спросить, чем же он платит словам за их работу, и это так и осталось тайной.
  • Снова Кэрролл: что же такое Снарк? Автор опять же не планировал никакого ответа. Но с удовольствием изучал варианты читателей и больше всего ему понравилась версия, в которой Снарк является персонификацией счастья.
  • Генри Райдер Хаггард, «Ледяные боги» — так какая женщина утопилась в финале этого романа, после того, как Ви остался умирать на льдине — его жена Аака или его возлюбленная Лалила?
    • Утопилась? Если женщина поплыла к Ви и Пагу, то теперь финал «— Это мы скоро узнаем, — ответил ему Паг спокойно. Он улегся на льду и закрыл глаза, точно собираясь заснуть.» ставит ещё одну загадку: узнают потому, что женщина приплывёт — или узнают в смысле «встретимся на том свете»?
  • Луи Жаколио, «Грабители морей» — всё, что связано с тёплым морем в Арктике. Есть ли оно? Правда ли, что в нём живёт всякая нечисть, или же это старые байки? Это проклятие тёплого арктического моря свело с ума Теодора Биорна или же смерть брата?
  • Марк Твен:
    • «Приключения Тома Сойера» — что же всё-таки произошло после слов автора: «Опустим завесу жалости над концом этой сцены»?
      • Тома просто отругали за невежество и, возможно, отобрали призовую библию. А скорее всего, зная школьные порядки того времени — ещё и выдрали как сидорову козу за обман.
      • При высоких гостях, видимо, сделали хорошую мину при плохой игре. Ах, мальчик переволновался, он так смущён, вот и перепутал апостолов с ветхозаветными героями.
      • Или над Томом начали так смеяться (всем классом!), что даже автор этого не выдержал.
      • А вот в том, что его выпороли, сомнений нет. Просто не при гостях, а уже после, по тихому. Учителя-то знают, кто такой Том и поняли, каким макаром он собрал билетики. Собственно, билетики ученики получали от учителей за рассказ библейских стихов наизусть, а Том в этом не преуспевал. Однако, уличить его никто не подумал, пусть понтанётся при гостях, мы вон даже вопрос попроще зададим, чтобы точно не ссыпался. Но он ссыпался!
    • «Приключения Гекльберри Финна» — как погиб папаша Гека? Он умудрился оказаться голышом в заброшенном доме ниже по течению реки раньше, чем там оказались Гек и Джим. Поскольку он был голый и его застрелили сзади — видимо, шерше ля фам! А в самом доме были одежда (в том числе женское бельё), игральные карты, пара чёрных полумасок и непристойные картинки на стенах. Бордель, совмещённый с игральным притоном? Так или иначе, обстоятельства смерти папаши Гека остались неизвестными.
  • Луи Буссенар, «Капитан Сорвиголова». В конце первой главы «прибежал запыхавшийся и взволнованный подросток. Увидев молодого француза, он бросился к нему и тихо сказал: — Нас предали!.. Беги, спасайся!.. Англичане знают, что ты на их передовой позиции». Кто же предатель?
  • Жан Рэй, «Семь Замков Морского Царя» — вдрызг пьяный юноша случайно проболтался в таверне про какие-то «семь Замков Морского Царя» и какую-то «безумную птицу с Сандвичевых островов». Один из моряков, который сам что-то про это знал, решил разузнать подробности: вначале он ждал, когда болтун проснётся после выпитого, потом давал ему пить, потом есть… Наконец молодой человек начал рассказывать, что он сидел в тюрьме и познакомился там с загадочным стариком, который пообещал ему баснословное богатство и хотел для этого призвать Морского Царя… Но в самый интересный момент повествования в таверну вломился грабитель и застрелил юношу. Рассказ заканчивается откровенно издевательски: грабитель угодил в ту же тюрьму, мечтает встретить там того самого старика, и если он его найдёт и разговорит, «нам придётся вернуться к этому рассказу, который мы были вынуждены так резко оборвать».
  • Лавкрафт. Просто Лавкрафт.
    • Одна из загадок, относящихся к нашей земной жизни: кто же такой «номер 118», которого так боялись некроманты и которого воскресил Уиллет в «Случае Чарльза Декстера Варда»? Номер 118 — сильный маг, знающий латынь и живший, видимо, в восьмом веке н. э. Наиболее популярное предположение фэнов — что это Мерлин.
  • Карел Чапек:
    • «Рассказ старого уголовника». В полицию является гражданин, предъявляет нож, испачканный свежей человеческой кровью, присягает, что совершил убийство, и требует наказания по закону. Подробности преступления — кого, с какой целью, где труп — сообщить категорически отказывается, так как это, по его мнению, «сделает несчастными других людей» и «втянет их в беду». Полиция сбилась с ног, но не смогла обнаружить ни жертвы, ни свидетелей, ни даже подходящей кандидатуры среди пропавших без вести. Узнав, что суда не будет, и из тюрьмы его выставят на улицу, незадачливый убийца покончил с собой. Было ли убийство вообще, и чем так была страшна огласка, так и не узнали ни следователи, ни читатели.
  • «Исповедь» — вся об этом от и до.
  • Гилберт Кит Честертон, «Потрясающие приключения майора Брауна» — этот самый майор Браун влипает в странные приключения: вначале он видит выложенную цветами надпись «Смерть майору Брауну», потому загадочный старик просит его не упоминать о шакалах, потом он встречает женщину, которая спрашивает его про какие-то документы на право собственности, потом он вступает в схватку с преступником, который скрывается в подвале у этой женщины… В итоге выясняется, что всё это было подстроено «Агентством романтики и приключений», которое организует людям приключения на заказ, чтобы разукрасить их жизнь (причём сам майор ничего не заказывал: его перепутали с другим человеком). После этого майор начинает любопытствовать, чем должно было закончиться приключение, что означают шакалы и документы — но агентство держит все детали сценария в строгом секрете, и поскольку приключение предназначалось не ему, они отказываются раскрыть ему подробности.
  • Агата Кристи, «Тайна египетской гробницы» — чем так поразил Артура Гастингса Пуаро верхом на верблюде, что Гастингс не нашёл слов для описания этого зрелища? Видимо, Пуаро сидел настолько неуклюже, что Гастингс просто не решился это описывать.
  • «1984»:
    • Существуют ли Братство и Эммануэль Голдштейн на самом деле, или это всего лишь выдумка Министерства Любви? О’Брайен прямо говорит, что ответа на этот вопрос герой не узнает никогда.
    • Есть и другие загадки. Существовал ли когда-либо Большой Брат? Внутренняя Партия — это вершина иерархии, или над ней стоит кто-то ещё? Существуют ли три сверхдержавы? Если да, действительно ли между ними ведутся боевые действия? И какой, чёрт возьми, год? Что видела Джулия в комнате 101, если «её обращение было как для учебников»?
      • Возможно, Джулию заставили там работать учительницей начальных классов? Для неё это могла бы быть пытка хуже, чем крысы для Уинстона, так что она начала умолять посадить его на её место. А что она после этого сильно пополнела — ну, заедала стресс, но это ведь никогда не помогает.
  • Легендариум Толкина: кто же такой Том Бомбадил? Слово Божие гласит, что он умышленно был сделан такой загадкой. Возможно что это был посланник самого Илуватара, вроде ангела (как сам Гэндальф).
    • Если прочитать Сильмариллион, то можно заключить, что Бомбадил был одним из бессмертных духов (майар), созданных еще до сотворения мира. Гэндальф, Саруман и Саурон — тоже майар.
      • Точно не из них. Поскольку Главное Кольцо (созданное майа Сауроном для собственных нужд, для него понятное и эффективное) Бомбадилу неинтересно и никак на него не действует, а Гэндальф (истинный майа) боится даже прикасаться к нему.
      • Была версия о том, что Бомбадил — это сам Эру Илуватар, но Профессор это отрицал.
      • Да точно из них, демиургических духов. Которые были известны весьма широким разнообразием как по степени материальности, так и по специализации в метафизике, и по образу действий и складу ума. А Гэндальф, как и Саруман и ещё трое, хоть и такие же духи, программно дебаффнуты начальством. Возможность иметь детей же у духов в поздних версиях текстов автором оставлена, но сопровождена потерей ряда стихийных плюшек, отчего стала среди духов отнюдь не популярной, а многие персонажи, ранее заявленные этими детьми, таковыми перестали быть.
      • Очень интересна версия, что Том — это аватара самого Профессора в Арде. Автор этой правки дошёл до неё самостоятельно и только потом узнал, что такая трактовка не просто существует, но и имеет большое количество сторонников.
    • А также: куда же всё-таки подались женщины-энты?
      • Насчёт последнего есть стойкая фанатская версия, что в окрестностях Шира. И она опирается на текст: видел же Хэл, двоюродный брат Сэма, где-то в Шире «древесного великана, который похож на громадное дерево, идёт-шагает». Когда британские фанаты спрашивали самого Толкина: «Профессор, уж не энтица ли это была?» — автор книги только загадочно ухмылялся…
      • Но вообще сам Толкин склонялся к другой версии. В письме № 144 он указывал, что жёны энтов, вероятно, были уничтожены со своими садами в войне Последнего Союза. Если же иные из них выжили, то они, скорее всего, бежали на восток или даже попали в рабство. Последние слова письма: «Надеюсь, что так. Я не знаю…»
  • Франсис Карсак, «Бегство Земли». Кто такие друмы, поработившие человечество за две с половиной тысячи лет до событий романа? Куда делись марсиане? Что случилось с экипажами большинства гиперпространственных звездолетов? Всего их было 17, но узнаем мы о судьбе только трех (один вернулся, экипажи двух основали забытые колонии), которые посещают персонажи.
  • С. Лем:
    • «Солярис» — сам Океан является большой неразгаданной загадкой с чуждым разумом.
      • Кем были «гости» Гибаряна, Снаута и Сарториуса? Главному герою явилась его погибшая возлюбленная, а кто посетил его коллег — неизвестно, и намеков на это практически не даётся. Понятно лишь то, что они эти навязчивые подарки живого океана прячут гораздо усерднее и намного сильнее хотят от них избавиться.
      • Ну собственно «гостя» Гибаряна Кельвин даже пару раз видит — это огромная негритянка. «Гость» же Сарториуса — ребенок лет 8-10. Почему Гибарян из-за «гостя» покончил с собой, а Снаут и Сарториус стремятся от «гостей» избавиться — на это как раз только намекается, но довольно прозрачно.
    • Пьеса-рассказ «Существуете ли Вы, мистер Джонс?». Собственно в названии и задан вопрос. Существует ли этот господин, от которого не осталось ни одного живого органа, а сплошные протезы, за которые их владелец ещё не выплатил кредит. Кто этот Джонс — робот (бесхозный беглый и бесправный) или человек (со всеми человеческими правами).
    • Аналогично правитель государства роботов из «Стиральной трагедии» (цикл «Воспоминания Ийона Тихого»). Нечто похожее, только более масштабное сотворил с собой Катодий Матрасс, переделав в себя во множество роботов и засев в Крабовидной туманности. Кто этот Катодий Первый А (и его роботы) с точки зрения закона США? Труп, живой человек, мятежник, отец семейства нелюдей, куча беглых роботов, множество клонов личности? Пост-человек — такого понятия в законе нет. Да и решать, кто есть Катодий, стало некому по определённой причине. Так, небось и болтается в Крабовидной туманности неизвестно что, то есть бывший Катодий.
    • Да, собственно, все предки Ийона Тихого! Они действительно существовали, или мерещатся поехавшему головой от многолетнего космического одиночества Тихому? Или сам Тихий мерещится кому-то из перечисленных предков? Ой, блин, а вдруг вообще весь цикл это набор галлюцинаций?
    • Пьеса «Бутерброд»/«Слоеный пирог»/«Перекладник» (и её экранизации). Кем является автогонщик, обратившийся к адвокату. Имеется в виду «кем» — как личность, если после каждой аварии из набора органов врачи собирают одного человека, а чьих органов больше, паспорт того собранный и получает. При этом от каждого донора «перекладник» наследует часть личности.
    • В «Кибериаде» в т. н. подцикле «Пять повестей о Трурле и Клапауции» главной загадкой можно считать рецепт Абсолютного Счастья, который два конструктора стараются разгадать. Есть там тайны и поменьше.
    • «Эдем» — многое из порядков планеты Эдем осталось загадкой для землян.
    • «Расследование». Собственно кто похищал трупы из моргов? Или они сами оживали от неизвестного явления?
    • «Глас Господа». Весь роман посвящен всесторонним попыткам землян раскодировать космический сигнал. Но, несмотря на существенные результаты, на ряд открытий и изобретений, к которым ученых подтолкнуло изучение сигнала, науке не удалось понять, кто же был автором послания, кто — адресатом, с какой целью оно было отправлено, каково его содержание, либо же сигнал вообще является не посланием, а природным явлением. Более того, у героев романа нет никакой уверенности, что эти вопросы вообще имеют смысл, и могут ли быть получены ответы когда-либо в принципе.
    • Рассказ «Вторжение» (не путать со «Вторжением с Альдебарана»!). Что за странные эффектные и опасные объекты вторглись на Землю? На это счёт учёные предложили пару версий, но с таким же успехом можно было бы выдумать ещё десяток.
    • Рассказ про Пиркса «Дознание». Кто написал письмо? Подробнее см. в «Что это было?».
    • «Электробард Трурля» — что же там было дальше, после «Грозный Генька-генератор грубо грыз горох горстями»?
      • Автор написал только первую строчку, так как с поставленной его героем задачей он бы не справился.
    • И не будем забывать наиглавнейшую загадку — что такое «сепульки»?
  • Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи» — как можно получить сплав Реардена, если его существование противоречит известным законам физики? И автор знала, что противоречит.
    • «Источник» — Говард Рорк всерьез изнасиловал Доминик или понял что она его провоцирует? А если понял то решил ее наказать или она его заставила шантажом? Роль резонера в книге выполняет сама Доминик и она ответа не знает.
  • Туве Янссон, «Шляпа волшебника» — пример на грани подкола. Если что-либо положить в волшебную шляпу на некоторое время, оно превратится во что-то другое. Ондатр, отдыхая в гроте, по незнанию положил туда свои вставные зубы. Результат его очень напугал. Потом в гроте нашли странные следы… И авторша делает примечание для детей: «Если тебе интересно, во что превратились зубы Ондатра, спроси маму — она знает». Хоть кому-то мама объяснила?
    • Здесь приведена фанатская версия точной разгадки. Если версия верна — м-да… понятно, почему Ондатр так перепугался. И почему он — даже спустя много лет! — молчал как рыба, не желая рассказывать никакие детали. И почему ни одна мама своему ребёнку ничего не объяснила, даже если (особенно будучи знакомой со средневековыми городскими легендами и позднейшим городским хоррор-фольклором) догадалась сама.
      • Да ладно, это просто какие-то пошляки и их домыслы. Достаточно очевидно, что это простое «приглашение к интерактивности» (как и засовывание под губу апельсиновой корки, обрезанной в форме вампирской челюсти), а Ондатр бегал от чего-то, похожего на тхантовского демона-блоху, с переменной поправкой на возраст слушателя и известную родителям прочность его нервов.
    • Хотя в книге и говорится, что между изначальным и получившимся объектом нет никакой связи, определённая логика всё же есть: сохраняется какое-то одно (возможно, ключевое) качество, а другие меняются на противоположные. Была твёрдая белая яичная скорлупа — стали белые лёгкие облака; были красные мягкие вишни — стали красные твёрдые рубины; была обычная жидкость вода — стала жидкость фруктовый сок. Когда под шляпой посидел Муми-тролль, сохранившимся качеством, скорее всего, стала сама личность Муми-тролля, по которой Муми-мама, взглянув в его глаза, смогла снять заклятие. Может, разгадку стоит искать в этом направлении: выделить какую-то очень отличительную черту вставной челюсти, оставить её, а все остальные признаки предмета изменить с точностью до наоборот.
  • Уильям Берроуз, «Города Красной Ночи». Большинство произведений этого автора от начала и до конца представляют собой наркоманский сюр, про который нельзя не только дать ответы, но даже и придумать вопросы. А вот конкретно эта книга начинается как захватывающий мистический детектив, но потом постепенно переходит в тот же сюр, и многие линии просто обрываются. По общему ощущению сильно напоминает некоторые из фильмов Дэвида Линча.
  • Д. Дюморье, «Ребекка» — каковы были обстоятельства смерти заглавной героини? Что она сказала мужу (который тот ещё ненадёжный рассказчик), чтобы взвинтить его и заставить застрелить её?
  • Сесил Форестер, «Лейтенант Хорнблауэр» — кто же все-таки столкнул в люк трюма капитана-параноика, как раз когда тот обвинил своих офицеров в мятеже? Сам Хорнблауэр, на тот момент один из лейтенантов на корабле? Или молодой волонтёр Вейлард, перед тем несправедливо наказанный капитаном? Вейлард погиб вскоре после этого, так что об его участии уже никому не узнать. Или — чего в жизни не бывает! — это вправду был несчастный случай, как гласит официальная версия? По крайней мере, иного ответа так и не дается.
    • Вообще-то в финале книги содержится вполне определённый (и весьма жутковатый) намёк на разгадку этой истории. Там Хорнблауэр в разговоре с близким другом (и участником той истории с безумным капитаном) называет «важной» мимолётную заметку в газете о смерти Вэйларда в результате нелепого несчастного случая. Это наводит на мысль, что Хорнблауэр в итоге отыграл роль, не много не мало фанатичного храмовника и, не имея возможности прямо обвинить Вэйларда в убийстве капитана (очевидцем которого Хорнблауэр стал), организовал втайне его смерть из соображений «неважно, в каком он был отчаянном положении, убивать старших по званию всё равно тягчайшее преступление». Ну или хорошо, обойдёмся без фантазий — по крайней мере, Хорнблауэр с удовлетворением воспринял смерть Вэйларда в том несчастном случае. Может быть, потому что посчитал её уместным воздаянием?
  • Дуглас Адамс, «Автостопом по Галактике»: в первом же томе герои узнали ответ на Великий Вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального. Этот ответ был прост: 42. А вот Вопрос к нему так и остался неизвестен. Более того, в последующих книгах была упомянута теория, что вопрос и ответ не могут быть известны одновременно, иначе Вселенной немедленно придёт конец.
    • Правда, во второй книге герои-таки нашли Вопрос, но заведомо неправильный: «Что получится, если умножить шесть на девять?» Не на семь; именно на девять. Дело в том, что на планету-компьютер, вычисляющую Вопрос, в разгар её работы высадились колонисты и, разумеется, сбили точность вычислений.
    • Дотошные фэны подсчитали, что 6*9=54, а десятичное 54 — это 42 в тринадцатеричной системе счисления. Адамс по этому поводу заметил, что он, может быть, и «sorry case», но не настолько, чтобы сочинять шутки в тринадцатеричной системе.
    • Стивен Фрай, друг Дугласа Адамса, утверждает, что Адамс по секрету сообщил ему Вопрос, и что Вопрос этот «замечателен, необычен и, если крепко подумать, совершенно очевиден». Но Фрай якобы пообещал не разглашать тайну. Впрочем, скорее всего, это шутка Фрая.
  • Стивен Кинг:
    • «Зелёная миля» — откуда взялся Джон Коффи, где он был раньше, почему он весь покрыт шрамами? Мистер Джинглс — просто невероятно умная мышь или сверхъестественное существо в облике мыши?
      • Мышь самая обыкновенная (но действительно смышлёная). Долголетием ее наградил Коффи, вдохнув новую жизнь. А главного героя «наградил» столь же долгими годами в назидание.
    • «Сердца в Атлантиде» — как перчатка, которая в прошлом десятилетии служила Уилли, вдруг попала к Джону Салливану, если никакого падения вещей на самом деле не было.
    • «Ловец снов» — кто написал «Пеннивайз жив!», ведь даже если он действительно пережил встречу с Неудачниками, то время для пробуждения ещё не настало.
    • «Томминокеры» — как Томми мог увидеть Пеннивайза в 1989 году, если Неудачники расправились с ним за несколько лет до этого, а если это всего лишь галлюцинация, то почему она такая точная?
      • А расправились ли?
    • «Теория домашних животных — постулат Л. Т.» (рассказ из сборника «Всё предельно») — так что же всё же случилось с Красоткой-Лулу? Кто убил её собаку?
  • «Гарри Поттер» — каким образом Джеймс Поттер умудрился спасти Снейпа, оказавшегося в тесном подземном коридоре, лицом к лицу с превратившимся в оборотня Люпином? Причём так, что ни один из троих не пострадал?
    • Кхм, превратился в оленя — и наглухо закупорил своей тушей подземный ход? Для анимага в животном облике оборотень не страшен — подчеркнуто автором в той же книге.
      • Вообще-то в 18 главе «Узника Азкабана» Люпин прямым текстом говорит что Джеймс, рискуя собственной жизнью, бросился за Снейпом и в последнюю секунду успел его вытащить за шиворот. Люпин в облике оборотня, вероятно, их даже заметить толком не успел.
    • И что же такого страшного сделали магловские мальчишки Ариане Дамблдор, в результате чего она повредилась в уме? И где в тот момент были ее родители?
      • Ответ на первый вопрос: а разве не очевидно, что изнасиловали? Понятно по подробно описанной реакции каждого из главных героев на рассказ Аберфорта.
        • Не очевидно. См. другие версии. Там же — что такого страшного сделали кентавры в лесу с Долорес Амбридж?
        • С той же вероятностью это могло быть и что-то иное, но не менее жестокое. Всё ж таки, Ариане было всего шесть лет, психика нежная, и заставить больше не хотеть пользоваться волшебством могло любое очень сильное потрясение. А мальчишки могли быть как более-менее созревшими подростками, желающими уже «хоть в куда» и поэтому всем кагалом навалившимися на мелкую девчонку, так и примерно сверстниками своей жертвы. Точный их возраст в книге не указан.
        • Те парни, увидев как Ариана колдует, вполне могли возомнить себя инквизиторами и попытаться сжечь/повесить девочку.
    • Кто убил Ариану Дамблдор? Геллерт Гриндельвальд, Аберфорт Дамблдор или же Альбус Дамблдор?
      • Есть четвёртый вариант, известный по фанатской экранизации «Общее благо» и вполне вероятный в каноне. Никто из них её не убивал, она перенаправила в себя летящие с двух сторон лучи Авады Кедавры. Спасая братьев.
    • Что за недозволенные чары накладывал Аберфорт на коз? Гусары, молчать! Лепет авторши про «завитые рожки» тоже в расчет брать смысла нет. Молоко воровал, что ли? Или еще что-то фольклорное?
      • Запрещённых заклинаний в каноне известно ровно три: Империус, Круциатус и Авада Кедавра. На каждого из козлов Аберфорт мог с ярым энтузиазмом применять первые два и заканчивать третьим, представляя, что этот козёл — Геллерт Гриндельвальд. Кстати, Авада Кедавра — идеальное заклинание для забоя домашнего скота. Они запретны, только когда применяются к людям. Но арестовали Аберфорта не за коз — просто подвергли обструкции в газетах, а ему было плевать — он газеты не читал. Видно, среди магов тоже есть защитники животных. А директор, говоря о своём брате, мог иметь в виду, что заклинания запретные по своей сути, но козы не люди, и обвинение было общественное, а не уголовное. Как и у Хагрида, которому директор это рассказывает. (Вариант: Аберфорта вызвали на слушание, как позже Гарри Поттера, и потребовали прекратить это занятие со строгим предупреждением, а пресса подвергла обструкции).
    • С большинством предметов Хогвартса нас так или иначе познакомили. Кроме трёх: магловедения, древних рун и нумерологии.
      • О магловедении несколько раз говорится вскользь (сочинение Гермионы «зачем простецам нужно электричество» и т. д.), и в общем понятно, что это и зачем оно — это курсы ориентации в обычном мире для чистокровных и хард-полукровок, с маглами в быту не общающихся.
      • Про руны известно меньше: вроде как там что-то надо переводить, при этом не очень понятно, с какого конкретно языка (руны — вид письменности, а не сам язык), да и в дальнейшем никто никакие тексты, написанные рунами, не читает, Гермиона один раз упоминает значения рун, совпадающие с таковыми в футарке, на котором можно гадать (но на уроках рун точно никто не гадает — это делают на прорицании, а если бы и гадали, Гермиона обязательно бы ляпнула что-нибудь о том, какой это нерациональный и никудышный предмет, вместо этого к рунам она подходит с тем же энтузиазмом, что и к большинству предметов). В фанфиках иногда делают полноценную руническую магию формата «нанеси закорючки на предмет, чтобы дать ему волшебные свойства», но в каноне ничто не указывает на это.
        • Вообще-то используют, сказки Барда Бидля, полученные Гермионной от Дамблдора как раз были записаны рунами.
      • Наконец, про нумерологию неизвестно ровно ничего. IRL нумерология — это гадание, но гаданиями занимаются на прорицании. По смыслу — какой-то очень сложный матан, но вот для чего конкретно он в волшебстве нужен — неизвестно.
        • В оригинале предмет называется арифмантика. Судя по Поттервики, это гибрид пресловутого матана с «магией чисел». Всякие там магические диаграммы, магия чисел 3, 7, 9, 666… Ее знание требуется ликвидаторам заклятий, поэтому Билл Уизли тоже явно ее сдавал. Раз Гермиона это так любит, значит, дисциплина точная и структурированная.
      • Есть версия, что географию, биологию, анатомию и языки (в том числе латынь) в Хогвартсе всё же преподают, только автору об этом писать было неинтересно. Большая часть времени учебного года не описана вообще никак.
      • Про астрономию немного рассказано, но так и осталось загадкой — а для чего, собственно, маги ее изучают? Причем не какие-нибудь гороскопы (про них рассказывал кентавр на прорицаниях), а практическую астрофизику и на таком уровне, до которого магловская наука дошла только лет за десять до времени действия книг (ледяной щит на Европе и повышенная вулканическая активность на Ио).
    • И чем всё-таки заканчивается тот анекдот про тролля, ведьму и лепрекона?!
      • В фаноне есть немало версий. Например, такая: «Заходят однажды в бар тролль, ведьма и лепрекон. Выпили, закусили, а платить оказалось нечем. Стали вышибалы их бить. Ведьму только хотели ударить, а она села на метлу и улетела. Тролля били, били, а он регенерировал — надоело и отпустили. Лепрекона били, били, били, а он только орал: „Ну почему я не умею исчезать, как моё золото?!“».
    • Каково было самое страшное воспоминание Дадли, что он увидел при встрече с дементорами? Он же был избалованным мальчиком, выросшим у любящих его родителей, в жизни которого ничего особо страшного и трагического не случалось.
      • Ну, он ведь не целыми днями дома сидит. Как минимум, ходит в школу и даже (как утверждается в начале «Ордена Феникса») слоняется по улицам, занимаясь откровенным гоп-стопом. Как вариант — мог «перестараться», избивая какого-нибудь мальчика, и теперь мучаться совестью (котоая у него всё-таки есть).
  • Сапковский, «Сага о ведьмаке»:
    • Каким же было третье желание Геральта? Понятно, что он каким-то образом связал судьбу Йеннифер со своей, — но как именно? Фэны гадают, а Слово Божие уклончиво: «Как звучало последнее желание, знают только Геральт и Йеннифэр. Они говорили так тихо, что я не расслышал. О потомстве речи не было точно».
    • Была ли Ренфри ребёнком Чёрного Солнца (читай — прирождённой злодейкой-мутанткой) или нет? С одной стороны, она почти открытым текстом сказала, что иногда испытывает оргазм, убивая. С другой стороны, с таким детством, как у неё, станешь убийцей-психопатом без всяких Чёрных Солнц. Ответа мы так и не узнаём: Геральт запретил магу препарировать труп Ренфри. Собственно, Геральт считает, что ответ, каким бы он ни был, не важен.
  • Лемони Сникет, «33 несчастья» — собственно, в этом и есть вся фишка цикла. Отнюдь не на все вопросы даются ответы, а каждый ответ порождает новые вопросы. По ходу дела автором даются намёки на кучу побочных сюжетных линий (например, касающихся разных гостей отеля «Развязка»), в каждой из которых тоже есть свои секреты.
  • «Наследие»:
    • Кто такая Анжела?
    • Почему эльфы покинули свою страну Алалию и отправились в Алагейзию? Существует ли Алалия сейчас?
    • Откуда прибыли люди? Что вынудило их отправиться в Алагейзию?
    • Откуда взялись раззаки? Есть ли ещё эти твари в Алагейзии?
      • Есть мнение что раззаки изначально жили там же где и люди и охотились не них. Люди сбежали в Алагейзию от раззаков, а монстры пошли следом за ними…
    • Что находится на востоке от Алагейзии?
    • Как звучало истинное имя Древнего Языка?
    • Что представлял из себя Серый Народ, проживавший в Алагейзии ещё до эльфов? Как они выглядели? Как жили? Какие секреты магии знали? И как исчезли?
  • «Дети Земли» Джин М. Ауэл — из какого же всё-таки племени была Эйла, кем были её родители? А также: что стало с её первым сыном Дарком, оставленным ею в Клане? На развитие второй темы автор дала было намёк, но в следующих книгах забила и стала литрами лить воду и плодить санта-барбару.
  • 87-й полицейский участок — как зовут Глухого, кто он и откуда взялся? Он на самом деле блондин и плохо слышит или светлые волосы и слуховой аппарат — часть фальшивого образа?
  • Р. Кнаак, «Хозяин копья» — как и когда Гвинес родила Хуме сына, принадлежа к другому народу и даже не имея с ним интимных отношений?
  • Крис Ридделл, Пол Стюарт, «Хроники Края» — что находится под скалой Края? И за Риверрайзом?
    • Трилогия Кейда дала ответ на первый вопрос. Правда, вопросов только прибавилось. А насчёт второго — со всей очевидностью, просто обрыв. Ведь Мать Штормов засеивает «семена жизни» в Риверрайзе, откуда течение Реки Края разносит их по всему миру, и это по идее означает, что Риверрайз — самая «крайняя» точка Края.
  • Майкл Крайтон, «Сфера» — что же такое Сфера, откуда она взялась, как именно воплотила Гарри, является ли Гарри причиной появления зверей, действительно ли Норман был прав насчёт его характера? Истинного ответа нет, так как любой ответ, до которого мы додумаемся, скажет гораздо больше о нас, чем о Сфере.
  • Михаэль Энде, «Бесконечная история» — после вдумчивого прочтения остаётся немало вопросов. Главная и подсвеченная автором тайна — кем или чем является Детская Королева, которая не существо Фантазии и не человек? Что связывает её со Стариком из Странствующей Горы, и что он такое? Каким силам служил вервольф Гморк? Автор крепко увлекался философией и не любил комментировать своё произведение, что оставляет большой простор для фанатских интерпретаций и догадок.
  • Чайна Мьевилль, «Шрам» — много загадок остаются нерешенными. Как выглядит аванк? Действительно ли Хедригалл — собственный двойник из параллельного мира или он просто врёт? В какой степени произошедшие события были случайностью, а в какой — срежиссированы Утером Доулом? И главное — что представляет собой Шрам и существует ли он вообще?
  • Гай Берт, «После ямы» — абсолютно неизвестно, что именно произошло в бункере, и как именно подростки попали в смертельную ловушку. Из эпилога читатели узнают только то, что выжила одна Лиз, а её друзья умерли. При этом сама Лиз то ли врёт, то ли находится в помутнённом состоянии сознания, но её «воспоминания» о случившемся абсолютно не соответствуют истине.
    • Что характерно — в экранизации романа (она называется просто «Яма») создатели расставили все точки над i и уже не оставили никаких загадок.
  • Сара Джио, «Тихие слова любви» — Почему чувства (причём, взаимные) к Флинну были для Селесты неудобными?
  • Кэтрин Куртц, «Дерини» — кто такой на самом деле Варин де Грей, глава бунтовщиков, обладающий необычными способностями? Не знающий о своем происхождении потомок дерини, которых так сильно ненавидел? Или вправду посланный высшими силами пророк?
    • Точно не Дерини — его же Аларик Морган проверял. Так что или пророк, или нечто странное (в конце концов, магию Халдейнов же можно использовать обычным людям, причем даже без ритуала передачи возможны какие-то фоновые магические действия. Вдруг Варин — тоже потомок Халдейнов, в котором магия проявилась стихийно? Или потомок какого-то еще рода, над которым какие-нибудь дерини ставили опыты. Вряд ли святой Камбер с семьей был единственным ученым, способным придумать обряд передачи).
  • Ликок, «Тайна лорда Оксхеда»: пародия на троп по отношению к страшным тайнам древних семей в романах. В чем состояла «ужасная тайна» заглавного героя и почему он скоропостижно скончался при появлении американца (?) Эдвина, так и остается непонятным. В шутку дается намек, что Эдвин давно мечтал по какой-то причине завладеть всем, что имела семья Оксхедов и на самом деле он англичанин. Но собственно тайна не просто не разгадана, а, по-видимому, даже не придумана автором. Подсвечивается в последней фразе рассказа: «Думаю, тайна лорда Оксхеда была настолько запутанной, что уже не представляет особого интереса».
  • Амели Нотомб, «Дневник Ласточки» — зачем бандитам был нужен дневник убитой? Ни ответа, ни хотя бы подсказки автор не дает.
    • Небось просто не придумала интересную разгадку: г-жа Нотомб не первый раз так сливает концовку с претензией на «неизвестность пугает больше». Достаточно очевидно, что упор на девиацию главного антигероя, а не на интригу. Последняя просто ради «чтобы было».
  • Диана Сеттерфилд, «Тринадцатая сказка» — открытый вопрос, кто из двух сестер-близняшек погиб при пожаре, а кто спасся, потому что спасшаяся сестра-близняшка осталась тяжелым физическим и психическим инвалидом и не могла даже отреагировать на собственное имя.
  • Тана Френч, «В лесной чаще». Что произошло с главным героем и его друзьями в детстве, так и осталось загадкой. По словам автора, ответ остался в глубинах памяти героя, но он не тот человек, который решится вспомнить его, — а раскрыть тайну иначе было бы неправильно, раз всю историю мы видим его глазами.
  • Брет Истон Эллис, «Американский психопат» — в какой именно степени Патрик является ненадёжным рассказчиком? Действительно ли он убил всех своих жертв? Убил ли он вообще хоть кого-то?
  • Сэнди Митчелл, Цикл «Кайафас Каин» — где родился Кайафас Каин? И был ли он когда-нибудь на Земле? Вопреки его частым упоминаниям о родном мире, Инквизитор Вэйл так и не смогла выяснить, где находится этот мир-улей.
    • Зачем некронам был нужен Тенесвет и почему они бесследно исчезли, когда заполучили его? Артефакт недвусмысленно связан с варпом (в одном случае увеличил псайкерский потенциал прикоснувшихся к нему людей, а в другом призвал младшего демона и сигнализировал аж самому Чёрному Легиону) и достаточно старый, чтобы быть созданным в эпоху Войны на Небесах, а некроны им не пользуются, в то время как однозначно разместили что-то вроде гробницы-аванпоста в астероиде над Перлией, где и был обнаружен Тенесвет. Теория, что он мог быть создан Древними или одной из созданных ими рас, ставит ещё больше вопросов.
    • Каин успокаивает Эмберли (и себя) предположением, что Некроны его просто уничтожат или спрячут.
  • Митч Каллен, «Мистер Холмс» — что именно произошло с отцом одного из клиентов Холмса? Сам Холмс, поняв, что никак не может разгадать эту загадку, придумал свою версию.
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — откуда Эндрю и Ко берут столько бабла? Ок, наличие у них тачки бизнес-класса обосновано — Эндрю с Аароном просто вбухали в неё страховку, полученную после смерти матери (а вторая была куплена на страховку, полученную после разгрома первой, плюс в неё вложился Нил, наличие у которого огромной суммы чётко объяснено). Наличие дома в Колумбии (город в США, а не страна) тоже объяснено: Ники упоминает, что он взят в ипотеку (которую он выплачивает из стипендии), а с первоначальными деньгами ему помог жених. Но ведь при этом компания Эндрю постоянно покупает недешёвое бухло и новую одежду (как минимум для Нила: в одной из книг отмечено, что для каждой поездки в Колумбию Эндрю даёт ему новый костюм), постоянно тратят крупные суммы во время поездок в Колумбию (на выпивку, «крекерную пыль» и чаевые), не говоря уж на расходах на регулярно используемую машину да и просто бытовых расходах. И если в случае со старшекурсниками денежные траты легко объясняются тем, что трое из них точно не бедствуют (Эллисон, пусть даже и не имеет доступа к большей части семейных средств, остаётся дочерью миллиардеров, Мэтт тоже имеет весьма обеспеченных родителей, да и приёмная мать Рене — известный журналист — женщина явно небедная), то вот в случае с «чудовищами» источник доходов мягко говоря неясен.
  • «Приключения Артура Гордона Пима» Эдгара Аллана По — что увидел главный герой в конце своего путешествия на Южном Полюсе?
  • Маркиз де Сад, «120 дней Содома» — В истории Дюкло одиннадцатого дня что же на самом деле знатный господин делал с кучками дерьма отчего даже горшок был чистым?
    • Личность господина «Из ада». Известно лишь то, что он очень богатый и очень распутный.

Примечания[править]

  1. Ничего они не делают! Борис Натанович подтвердил.