Русский квест

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
ANTIFA.gifEntnazifizierung erforderlich!
Данная статья несёт в себе опасные для общества идеи и/или написана в откровенно экстремистском стиле. Её требуется переписать в нейтральном ключе. Руководство сайта не поддерживает шовинизм в любом его виде и не желает нарушать законы России и стран СНГ. В дополнение, часть текста была взята с Неолурка скопом и слеплена с посмотреливским, а потому текст требует проверки.
« Бессмысленный и беспощадный »
— Зато оригинальный и веселый

Русский квест — распространённое по всему бывшему Варшавскому договору явление. Нет, русский квест — это не просто квест, сделанный в России, и даже общий с «Элитой» мир не делает «Звёздное наследие» русским квестом. За пределами страны происхождения русские (польские, болгарские, чешские…) квесты малоизвестны.

Рецепт русского квеста стандартный. Берут широко известного в отдельной стране героя. Помещают в комичную ситуацию. Добавляют кучу отсылок на всё вокруг. Разрабатывают предельно дёшево, и графика обычно трэшовая, багов полно, а сюжет — аттракцион, ведущий от одного гэга к другому. Логика головоломок зачастую сумасшедшая.

Более общее явление — Эстетика девяностых.

Причины[править]

Оказалось, что русские квесты очень даже продаются. А почему — мы и обсудим.

  • Дешевизна, позволившая русским квестам конкурировать с пираткой. Если аркады, шутеры, RPG и др. — это в первую очередь технические возможности движка и умение организовать процесс геймплея (а сюжет нередко второстепенен), то квест — это главным образом именно сюжет и головоломки, плюс графика и анимация. Поэтому для разработки шутеров и RPG требуются навыки работы в команде и изрядный бюджет, а квест (по крайней мере, рисованный квест образца девяностых) могут сравнительно дешево и быстро сделать несколько талантливых одиночек, умеющих подковать блоху (аниматор, художник, сценарист), а большая команда и вовсе может наштамповать их в огромных количествах за то же время.
  • Общедоступность. Компьютеры того времени в массе отсталые: на дворе конец 1990-х, и компьютер, даже купленный как крутой, без апгрейда через три года становится хламом. А ведь часто покупали комп предельно дёшево. И не может тётя Света, которая едва держит мышку, играть в Doom — а в квест может.
  • Столкновение двух культур: съевшей весь мир англоамериканской и нехотя сдающей позиции местной. Подобные кроссоверы встречались и в литературе, но самыми яркими всё же стали игры-квесты.
  • Уникальность. Русский квест — это то, что Запад в принципе сделать не может. А если и сделает — это будут «поддельные ёлочные игрушки, которые не радуют».
  • Родной русский. Игровой задрот может продраться сквозь дебри русефекации, переводя с машинного на английский, а потом на нормальный русский, а условная тётя Света — нет.
  • Полный швах с авторскими правами. Никто не следил ни за Чебурашкой, ни за Дартом Вейдером.
  • Отсутствие рынка middleware («деталей» ПО), в первую очередь графических движков вроде Build. Простейшие графические/звуковые библиотеки вроде AniVGA ходят на BBS и CD-ROM, а что-то посложнее — выкуси. Какой жанр не выглядит ребячеством даже в технически простейшем виде? К появлению внятного квестового middleware (Adventure Game Studio, Wintermute Engine) русский квест был скорее мёртв. А инди-лицензии Unity и Unreal Engine — это уже 2010‑е.
    • К тому же из-за перехода DOS→Windows целый пласт этого middleware взял и канул в Лету.

Примеры[править]

Зарождение[править]

  • Царевна: Древнерусские приключения (разработана и запущена в 1992, далее что-то было в 1994, ремейк — 2002). Первый русский квест «классического» типа (Point and click) почти без всяких «но». Что вполне ожидаемо — первый блин комом. Когда именно её сделали — так сразу и не скажешь.
  • Ворона, или Как Иван-Дурак за кладом ходил (1992). Не квест, но мешанина жанров, предвосхитившая многие ходы будущего поджанра.
  • Приключения Буратино (ZX Spectrum, 1993). Квест-лабиринт, первая коммерческая игра, которая может считаться русским квестом (или даже «первая вообще», если считать что «Царевна» вышла в 1994, а не в 1992).
  • Многие Dizzy-подобные игры на ZX Spectrum, выходившие в середине девяностых.
    • Это уже не квест, а пазл-платформер
      • К примеру, Винни-Пух и Винни-Пух 2 (1995) ― квесты ещё для Спектрума с соответствующей графикой.
  • Эхо снов (1993)
  • Звёздное наследие (1996).
  • Козулькин квест (1996).
  • Капитан Пронин: Один против всех (1997) — помимо Windows, вышел также и на первой Playstation.
  • Иван Ложкин: Цена свободы (1997) — квест по мотивам Space Quest, при том, что сам Space Quest закрыли около 1996. К написанию текстов и диалогов приложил руку небезызвестный Юрий Нестеренко.
  • Провинциальный игрок (1997) — смесь квеста и бильярдного симулятора, где подозрительно похожий на Брюса Уиллиса герой обыгрывает в бильярд корифеев родного города Козюльска, чтобы купить заветный смокинг и уехать на мировой турнир бильярдистов.
  • Призрак старого парка (1997) ― отечественный закос под «The 7th Guest».
  • Волшебный сон (1997)
  • Сказки на бересте: Хождение за тридевять земель (1997)
  • Алмазный птах (1997)
  • Девять принцев Амбера (1998) — первая игра будущего монополиста, студии «Сатурн». Почти играбельно.
  • Warcraft Adventures: Lord of the Clans (1998) — необычный пример. Игру делала американская студия совместно с российской, поэтому характерная западная эстетика того времени сочетается с типичными фишками советской школы анимации а-ля «Союзмультфильм» (чего стоит хотя бы дракон Смертокрыл, который в этой игре курит кальян аки гусеница из «Алисы»!). К сожалению, проект был отменён по приказу Blizzard , но предрелизная версия игры есть на торрентах и легко находится поисковиками.. Спустя много лет предрелизную версию слили в интернет, а фанаты перевели квест на русский и испанский языки и исправили почти все баги, а также улучшили графику заставок.
  • Лиат: Спираль мира (1998) — единственный проект первого официального издателя-локализатора игр в России «Амбер», похороненной дефолтом. Весьма необычный сеттинг, сюжет, передовая графика, зависимость прохождения от времени суток, система магии, встроенная трехуровневая система подсказок — настоящий реликт той полноценной игровой индустрии, какая могла бы быть.
  • Пятно (1998) — первоначально просто «Сталкер». В лучших традициях «Пикник на обочине» представляет собой исследование зоны отчуждения от упавшего артефакта. Зона сделана в посредственном псевдо-3D с характерным постсоветским колоритом. Нечто вроде лайт-мистоида: загадки не особо сложные, но пиксельхантиг сильный и сохранение только в пяти контрольных точках. Однако же игру всерьез рекламировали накануне дефолта.
  • Восьмое путешествие Синдбада. Проклятие Карамогула (1998) ― малоизвестный квест в стилистике «King’s Quest 7» и «Torin’s Passage».
  • Звёздный судья (1998)
  • Аркона (1998)
  • Шестое измерение (1998)

Нестареющая классика[править]

Засилье[править]

  • Дача кота Леопольда: Особенности мышиной охоты (1998)
  • Новый Робинзон (1999)
  • Новый Бармалей (2000)
  • Новые бременские (2000) — по мотивам одноимённого мультфильма. Правда сюжет имеет с сюжетом оригинала мало чего общего.
  • Приключения Поручика Ржевского (2000)
  • Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти (2000) — нелицензированная игроизация «Ночи в одиноком октябре» Желязны
  • Арчи Баррел. Дело: Отель Империал (2000)
  • Полный улет (2000) — продолжение «Шестого измерения».
  • Школа и приколы (2000) — больше десяти лет считалась утраченной, и лишь недавно всплыла на торрентах. В главной роли не кто иной, как Вовочка Сидоров.
  • Зигзаг (2000) — несколько видоизменённое переиздание «Школы и приколов»
  • Забугорье (2000)
  • Чико из Пуэрто-Рико (2000) — не квест, а аркада, но в плане стиля вся атрибутика в наличии.
  • Приключения Гарри: Улики под нижним бельём (2000) — типа «эротический квест» с отсылками одновременно к ГЭГу и к Leisure Suit Larry, однако на порядки проигрывающий и тому, и другому.
  • Таинственный Отель. Эротический квест (2000) — сборник головоломок, приправленный неумелыми эротическими танцами. Имеет также другую версию — «Таинственный Отель. Детская редакция».
  • Таинственный Отель 2: Заколдованный Замок (2001) — тоже в двух версиях.
  • Джазз и Фауст (2001) — явно не заслуженно забытая вещь.
  • Агент: Особое задание (2001) — аналогично.
  • Операция «Пластилин» (2001) — отечественный ответ «The Neverhood»
  • Golden Palace. В поисках золотого жука (2002) — продолжение «Отеля Империал».
  • Новые приключения мушкетеров (2001) — безумно короткая поделка про четырех трехмерных мушкетеров.
  • Вовочка и Петечка (2002) — попытка сделать российский ответ Бивису и Баттхеду. Результат получился спорный, но доставляет несколько уровней в середине игры, где главные герои попали после аварии в реанимацию и бродят в галлюциногенных снах
  • Пластилиновый сон (2002)
  • Чёрный Оазис (2002)
  • ГЭГ 2: Назад в будущее (2002) — вроде как сиквел игры ГЭГ, но разработку отдали совершенно другим людям, и получилось… то, что получилось. Фанатам оригинала игра категорически противопоказана
  • ФотоОхота (2002) — монопроект Николая Сорокина; детективный сюжет в мире, где герои носят имена и обличья героев Quake III
  • По следам убийцы (2002) — коммерческое переиздание ФотоОхоты, уже без Quake-реминисценций
  • Три богатыря или очень страшная сказка (2002) — к мультфильмам «Мельницы» никакого отношения не имеет, как следствие — Алёша канонично хитрый. Зачастую позиционируется как эротический квест, но эротики там — полтора кадра на всю не особо короткую игру. А вот хулиганского юмора и отсылок — полно.
  • Новые русские сказки (2002)
  • Звездная корова. Эпизод 1: атака гномов (2002) — пластилиновый детский квест.
  • Великолепный Вовочка: Герой безопасного секса (2002) — так-то «эротическая аркада», но в плане стиля полнейший сабж.
  • Великолепный Вовочка 2: Герой эротических снов (2003)
  • Тринадцатый подвиг Геракла (2003) — Вовочка (на сей раз другой) провалился в Древнюю Грецию.
  • Ядерный титбит (2003) — первый проект одной из ведущих студий жанра VZLab и ее лидера, еще популярного андеграунд-интеллигента Дани Шеповалова.
  • Полная труба (2003) — носит славу самого нелогичного, мозголомного и наркоманского квеста вообще.
  • Вляпли! (2003) — первая игра российско-канадской студии Streko-graphics, будущих авторов серии мистоидов «Aura».
  • Двенадцать стульев (2003) — весьма годная игроизация романа Ильфа и Петрова
  • 12 стульев: как это было на самом деле (2003) — а вот эта игроизация вышла откровенно провальной, несмотря на то, что туда впихнули и 3D, и множество вариантов прохождения с разными концовками (и множество глюков, запарывающих прохождение к нестандартным концовкам)
  • Недетские сказки (2003)
  • Падал прошлогодний снег (2003)
  • Карлик Нос (2003)
  • Операция 'Х' или новые похождения Шурича (2003) — от создателя «Штырлица», «Операции „Пластилин“» и «Падал прошлогодний снег» А. Ефремова.
  • Страшилки: Шестое чувство (2004) — узнаваемые постсоветские реалии (дворники, наркоманы, алкаши, мафия) в сочетании с мистическими и конспирологическими элементами (призраки, шпионы, зловещая псевдомасонская организация «Весёлые Мебельщики»). А последняя часть игры, где действие происходит в мозгу Главгада и которая стилизована под Ад, вообще представляет собой один сплошной оммаж западным мультяшным квестам девяностых типа «King’s Quest 7» и «Torin’s Passage».
  • Трилогия «ДМБ». Никакого отношения к известному фильму не имеет. «ДМБ» — в армии, «ДМБ-2» — в ментовке, «ДМБ-3» — на Кавказе. Имеет нечто вроде совсем короткого аддона «Зона: Злоключение строгого режима».
  • Репортаж (2004) — детективные приключения журналиста на Лазурном берегу, автор — тот же Николай Сорокин. Задумывалось, очевидно, как подражание модному в девяностые Себастьяну Жапризо, но своеобразный программистский юмор и постоянное разрушение четвёртой стены производят несколько странное впечатление
  • Многочисленные сиквелы «Петьки», «Братьев Пилотов» и «Штырлица».
    • Сиквел «Петьки» прекрасно демонстрирует все проблемы жанра: если оригинал был самоценной завершенной историей, то вторая часть — по сути сюжетный паразит, использующий персонажей первой части, выдранных из старого сюжета и механически перенесенных в новый. Это позволило удешевить производство, использовав те же анимации, но само качество сразу резко просело.
      • Сиквел хуже, триквел лучше — третья часть делалась на качественно новом уровне: графика улучшилась радикально, управление стало лучше, контента завезли больше и разнообразнее. Плюс интересный и продуманный сюжет и отличные пасхалки. Не все, но многие считают триквел лучшей игрой в серии — дальше пошло скатывание в откровенный трэшак, на инерции бренда дотянувший аж до девятой части. И да, из названия выгнали Василия Иваныча!
    • Братья Пилоты на самом деле вполне держали марку, но были скошены запоздалым 3D-синдромом, успевшим загубить множество серий на рубеже тысячелетий (хотя эта серия умерла вместе с жанром в кризис).
    • В 2000-е ко всему это добавились многочисленные детские квесты по мотивам «Богатырей» и «Ивана Царевича» от Мельницы. Лучшими считаются первые три-четыре штуки.
  • Какое-то невообразимое количество детских квестов по мотивам популярных мультфильмов, особенно выросшее под конец нулевых. Особенно отметились серия про Простоквашино (восемь игр!!!) и попугая Кешу (ОДИННАДЦАТЬ!!!).
  • Метрон (2004) — FMV-квест в исполнении славных ребят подмосковного поселка Коренёво, которые по заветам популярной тогда передачи взяли с собой видеокамеру…и сняли буквально на деньги со школьных завтраков Хоррор. Льющийся литрами кетчуп, непревзойденная игра «актеров» с ближайшего двора, сюжет на основе детских страшилок, сбацанные местным программистом «ролики» и «спецэффекты» на уровне отчетных видео школьных праздников принесут вам 2 часа незамутненного счастья, помимо чисто культурологического наблюдения за повседневностью российского поселка в нулевые. И да, это только одна игра из множества тех, что они наклепали.

Закат[править]

  • Вiй: История, рассказанная заново (2004)
  • Особенности национальной рыбалки (2004)
  • Революционный квест (2004) — оказывается, половину Октябрьской революции сделал наш попаданец, студент Иван, которого выдернули сопровождать Ленина. При этом канве реальных исторических событий игра следует на удивление аккуратно.
  • Провинциальный игрок 2 (2004)
  • Канитель по Беспределу (2004)
  • Майк Раггер: Разборки в Туманном городе (2004) — на удивление отвратно нарисованный квест, который при близком рассмотрении оказывается набором аркад.
  • Ядерный титбит: Flashback (2004) — внезапно НЕ сиквел первого «Ядерного титбита» (даже издатель другой), а просто короткая и примитивная смесь квеста и мини-игр на ту же тему.
  • Вечера на хуторе близ Диканьки (2005)
  • Как казаки Мону Лизу искали (2005)
  • Мама не горюй (2005) — на удивление качественная игра по мотивам одноименного фильма. Графика от студии «Мельница», озвучка в основном от прежних актеров, прописанный сюжет с элементами выбора. Внимание, почти все персонажи общаются исключительно обсценной лексикой.
  • Маски-шоу (2005)
  • Незнайка и Баррабасс (2005)
  • Путешествие Алисы (2005)
  • Вечера на хуторе близ Диканьки 2: Вечер накануне Ивана Купала (2006)
  • Тупой Дозор (2006)
  • Бумеранг (2006) — Сатурн+ сделал то же, что и «Страшилки», только для более взрослой аудитории.
  • Роман Трахтенберг: В поисках идеального анекдота (2006) — от создателей обоих «Титбитов», студии VZLab.
  • Ядерный титбит 2 (2006) — если в первый раз у нас были трэш, угар и содомия, то теперь трэш, угар, содомия и постапокалипсис после госпереворота.
  • Туманный Ёж (2006) — несмотря на название, не имеет никакого отношения к мультфильму Норнштейна. А заявленной в описании дерзости и крутизны тоже не завезли, но зато ГГ почему-то говорит голосом Эраста Гарина.
  • Туманный Ёж 2: Колючий Космос (2006)
  • Яйцо Фаберже: Приключение (2006) — весьма годный квест про юного потомка эмигрантов из Парижа, приехавшего в СССР с целью найти семейные богатства. Редкое исключение из уже наметившейся тенденции к загниванию жанра.
  • Никто не знает про секс… кроме Деда Макара (2006)
  • Хоттабыч (2006)
  • Алиса и Космический Дракон (2006) — да-да, это про ту самую Алису.
  • Танита, или Морское Приключение (2006) — пластилиновый детский квест.
  • Золотой теленок (2006) — в отличие от сатурновских «12 стульев», очень унылый перепев книги.
  • Загадки истории России. Тайна Николаевского дворца (2006) — детский познавательно-музейный квест/головоломка с экскурсией по Эрмитажу. В главной роли домовенок Павлик, острыми ушами люто похожий на эльфа.
  • Агенты Безопасной Национальности (2007)
  • Похождения бравого солдата Швейка (2007)
  • Золушка: Непорочный сон (2007) — адский трэш, от которого сломался и онемел даже сам Илья Мэддисон!
  • Приключения барона Мюнхгаузена на Луне (2007)
  • Петрович и все, все, все (2007)
  • Чукча в Большом Городе (2007)
  • Дорожные истории (2007)
  • День выборов (2007)
  • Ядерные твари (2007) — собака-мутант приезжает в Зону возле АЭС Чернобобруйска. Попытка авторов «Туманного Ежа» прицепиться к славе чернушного «Ядерного Титбита».
  • Особенности национального развода (2007) — от них же уже в формате криминального трэша. На обложке на полном серьезе было написано про традиции в стиле Тарантино.
  • Легенда о Беовульфе (2007) — те же авторы издеваются над англосаксонской легендой…
  • Отель «У погибшего альпиниста» (2007) — украинский квест по мотивам Стругацких. Красивый графон, любопытные мини-игры и альтернативные концовки во многом испорчены сложными загадками и элементарным отсутствием контента. Но другие квесты по АБС намного хуже (см. ниже).
  • UmaNetto. Полный превед! (2007) — по мотивам мультсериала, пародирующего «Не родись красивой».
  • Шутки богов (2007)
  • Три маленькие белые мышки. Визит Морской крысы (2007)
  • Три маленькие белые мышки. День рождения морской крысы (2007)
  • Русалочка: Волшебное приключение (2007)
  • Волшебник Изумрудного города (2007)
  • Урфин Джус и его деревянные солдаты (2007)
  • Чебурашка в городе механических человечков (2007)
  • Сказки про Тошечку и Бошечку (2007) — по мотивам сказок Александры Клюшиной.
  • Машенька. Лесная сказка (2008) — еще немного для детей. Студия до этого косвенно была занята в рисовке «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  • Новые приключения Красной Шапочки (2008)
  • Буратилло (2008)
  • Злой, плохой, трезвый (2008)
  • Петровка 38 1/2 (2008)
  • Провинциальный игрок 3 (2008)
  • Грибная Эра (2008)
  • Понедельник начинается в субботу (2008) — авторы «Золотого теленка» так же убого пересказывают Стругацких.
  • Обитаемый остров. Землянин (2007) — было сложно сделать квест по Стругацким еще хуже… но у авторов «Звездного наследия» получилось. Ничтожный бюджет, непонятный дурной сценарий, слабая связь с книгой, ужасное 3D и полностью слитый стиль мира. Даже у Бондарчука лучше было!!!
  • Ночной смотрящий (2008) — про маньяка-вампира, спокойно вырезающего целый город в провинции. Кто сказал «Черный оазис»? Это типа по книжке Дивова! Неплохой графон и атмосфера, ужасный линейный геймплей и туповатый сценарий. Но как ни крути, относится к хоррору.
  • Сегодня, мама! (2008) — игроизация фильма «Азирис Нуна». А может одноименной книги… кто там проверял.
  • Таня Гроттер и Исчезающий этаж (2008) и Таня Гроттер и Магический контрабас (2008)
  • Огненный бог Марранов (2008)
  • Снежная Королева (2008)
  • Третий срок (2008) — президент хочет пойти на третий срок, так что в Кремле зреет заговор… Игра явно духовно наследует «Ядерному Титбиту». Что неудивительно — опять делали авторы «Туманного Ежа»…
  • КГБ в смокинге (2009) — фантастический убогий трэш. Еще и не окончен по факту.
  • Три мушкетера: Сокровища кардинала Мазарини (2009) — по мотивам нового фильма.
  • Алладин и Волшебный череп (2009)
  • Ералаш Лэнд (2009)
  • Тайна Третьей Планеты: Алиса и лиловый шар (2009)
  • День рождения Алисы (2009)
  • Книга Мастеров (2009)
  • Поросенок Фунтик. Новые приключения (2009)
  • Смешарики. Параллельные миры (2009)
  • Тайна бальной комнаты. Первый бал Зины Юсуповой (2009) — от создателей мега-шедевра «Тайна Николаевского дворца»! Теперь и для девочек.
  • Архивы НКВД. Охота на фюрера (2009) — дилогия из двух игр: «Операция „Валькирия“» и «Операция „Бункер“». На удивление неплохой политдетектив с сильной исторической матчастью и в духе «Семнадцати мгновений». Увы, вторая часть вышла, по сути, спешно доделанным огрызком.
  • Смешарики. Параллельные миры (2009)
  • Красная Шапочка (2009)
  • Весёлые картинки: Незнайка идет в школу (2009)
  • Алиса в Стране Чудес (2009) — пластилиновый детский квест. Да, еще один. А все потому что эти детские игры (как и три предыдущие выше) делала одна студия.
  • Целая пачка дешевых квестов по мотивам дешевых отечественных детективов от одной и той же студии: Даша Васильева: Личное дело Женщины-кошки (2009), Евлампия Романова. Нежный супруг олигарха (2010), Мухтар и его команда (2012). Как ни странно, играбельно, и детектив самый настоящий — с уликами и трупами.
  • Буратилло идёт по следу (2010)

Современные попытки реанимации[править]

Официальные похороны долго и тяжело болевшего игрового жанра состоялись в мае 2016, когда была закрыта воронежская компания Сатурн-Плюс, и с тех пор ни одна крупная российская компания квестами не занимается (впрочем, Сатурн уже ничего не выпускал года с 2010, поэтому по факту русский квест умер примерно тогда). Однако indie-энтузиастами предпринимаются попытки реанимации жанра.

  • Гамлет или последняя игра без MMORPG элементов, шейдеров и рекламы (2010) — проект независимого разработчика Дениса Галанина, игра в духе Samorost
  • The Franz Kafka Videogame (2017) — его же, мозголомный сюр где-то посредине между Кафкой и Дэвидом Линчем.
  • «Бородач. Понять и простить» (2016) — три эпизода на мобилках, сделанные к выходу одноименного сериала. Все в лучших традициях: сеттинг, аляповатая рисовка, полуабсурдные загадки, пошловатый юмор. Жаль, длится недолго: все три эпизода можно пройти за час.
  • Dentures and Demons (2018). Прямо в самой игре говорилось что она вдохновлена русскими квестами из 90-ых. Присутствует юмор в стиле Южного Парка и разрушение 4 стены.
  • Лесомор — по мотивам русских народных сказок, создатели вдохновлялись «Curse of Monkey Island». Ныне официально отменен.
  • Один адский день (One Helluva Day) — тоже пока в разработке, источник вдохновения — «Day of the Tentacle».
  • Almost My Floor — весьма неплохой хоррор-квест в духе творчества Лавкрафта и Кинга.
  • Whateverland от Caligari Games ― там есть даже пародия на коммунистов!
  • FoxTail — украинский квест в стиле «Kyrandia» про лисичку-студентку, которая сталкивается с семейными секретами. Начат еще в 2015 г., з 4 глав пока вышло 3.
  • Angelo and Deemon: One Hell of a Quest — блогер по ошибке попадает в ад. Квест тоже украинский, но отечественных реалий почти нет, зато юмора и отсылок сколько угодно. Например, есть лично Бен из Full Throttle. Сама игра сильно напоминает последний уровень «Страшилок», растянутый на «полный метр».
  • Highly Likely — ещё один украинский квест про простого сельского хохла, который должен выплатить кредит. Юмор в основном построен на эксплуатации стереотипов об украинцах: главный герой-казак в шароварах и с чубом тырит нефть и барыжит самогоном. Контент невелик, да и загадки средние, зато есть милый графон в духе украино-советских мультиков.
  • С некоторой натяжкой польская «Irony Curtain». Мультяшная рисовка в стиле «Deponia» сочетается с юморной историей про путешествие журналиста в руританию-СФК СССР альтернативных 1950-х. Много понятного только жителям постсоветского пространства стеба, классический геймплейный стиль и отсылки к чему только можно.
  • «Кужлевка» от инди-студии Callback. Инопланетяне терпят крушение возле разваленного колхоза в начале 1990-х. Готовится к выходу в Steam. Типичные радости русских квестов типа трэшовых персонажей, скелета в фуражке мента и озвучки под Ельцина будут обязательно.

Нерусские русские квесты[править]

  • Teenagent (1994) — польский ответ играм от LucasArts, приключения тинейджера, мечтающего о карьере секретного агента.
  • Sołtys (1995) — ещё один польский квест, героем которого является персонаж польских анекдотов. С некоторых пор и на русском.
  • Tajemství oslího ostrova (1994) — первая чешская коммерческая игра для PC, пародия на «Monkey Island» (названием уже всё сказано).
  • Ztracený ostrov (2000) — да, еще одна пародия на «Monkey Island»!
  • 7 dní a 7 nocí (1994) — приключения частного детектива-соблазнителя Венца Загиба, чешский ответ Leisure Suit Larry.
  • Серия чешских квестов «Polda» — про полисмена, а потом частного детектива Панкраца.
  • Anatema: Legenda o Prekliatí (1995) — про застрявшего в средневековом замке, откуда надо выбраться (это весь сюжет). Внешне полный клон Wolfenstein 3D, но не шутер, а смесь квеста с action-элементами. Считается первой словацкой коммерческой игрой.
  • Chewy: Esc from F5 (1995) — немецкий мультяшный квест про инопланетянина Чуи, попавшего на Землю и познакомившегося с писателем-неудачником по имени Говард (внешне сильно смахивающим на Бернарда из Day of the Tentacle). Теперь Чуи должен помочь Говарду издать бестселлер, а Говард за это поможет ему спасти его друга Клинта с базы злых пришельцев в джунглях Амазонки.
  • Ramonovo Kouzlo — фотоадвенчура про реальный чешский городок. Секретный агент выступает против темного колдуна, захватившего город с помощью призраков.
  • A.D. 2044 (1996) — польский псевдо-3D от первого лица с матерым пиксельхантингом и сюжетом, списанным в основном с собственного «Секс-миссия».
  • Agent XXL und das Geheimnis der Quadrate (1996) — ещё один немецкий квест про юного неудачника, фанатеющего по шпионской тематике и парадирующего Джеймса Бонда, выигравшего в журнальном конкурсе кругосветную шпионскую миссию. Поскольку игра создавалась как реклама шоколада Ritter Sport, миссия состоит в том, чтобы найти в разных странах четыре магических квадратика ацтеков. Юморок, ужасная рисовка и спасение девушки в комплекте.
  • Dráscula: The Vampire Strikes Back (1996) — испанский квест про риэлтора по имени Джон Хакер, который приезжает в Трансильванию договориться с графом Драскулой о продаже каких-то земель, и заодно спасает от козней графа очаровательную девушку.
  • Bazooka Sue (1997) — да, и ещё один немецкий квест про очаровательную девушку со свиным пятачком, которая пытается расстроить планы злого доктора в маленьком городке в болотах Луизианы.
  • Dračí Historie (1997) — веселая поделка чешских студентов про дракончика и волшебную палочку, которая неожиданно неплохо продавалась. Первая чешская игра на CD. Среди авторов будущая знаменитость Якуб Дворски. По этой причине абсурдный сюжет с хорошей рисовкой напоминает игры Sierra, к которым сценарий писали авторы чешского «Крота».
  • Książę i Tchórz (1998) — польский мультяшный квест, созданный в подражание Discworld и Simon the Sorcerer. Имеет очень плохой русский перевод от 7Wolf под названием «Галадор: Проклятие принца».
  • Ve stínu Havrana (1999) — то же самое от чехов.
  • Horké léto (1998) — чешская игра про ещё одного тинейджера, Гонзу Майера, которому приходится спасать семью от каннибалов на тихоокеанском острове.
  • Horké léto 2 (1999) — продолжение приключений Гонзы Майера, уже на Диком Западе.
  • Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce (2000) — чешская игроизация фильма «Морозко» от в будущем знаменитой студии Bohemia Interactive Studio. Выходил в русской локализации. Многие до сих пор уверены, что это был исконно русский квест.
    • Но одна вещь говорит о неаутентичности игры — показанная в игре церковь имеет типично католическое убранство. Очевидно, что разработчики рисовали привычный им костёл, не подумав.
  • Пипуш в круизе (1999) — игра вообще-то израильская, но по духу во многом типичный русский квест (бредовый детективный сюжет, пародирующий штампы классических триллеров, абсурдные герои, своеобразный юмор и др.) На русский была переведена только эта игра, а вот в Израиле вышла целая серия игр (в том числе в 3D) и мультсериал, у франшизы очень много поклонников, и планируется новая игра в эпизодическом формате.
  • 6 Ženichů & 1 Navíc (2003) — продолжение приключений Венца Загиба.
  • Сорвать куш/Žhavé léto 3 ½ (2005) — приключения Джонни Майера (деда Гонзы) в США 1930-х годов. Как и следует ожидать, Джонни влип в неприятности с мафией, и чтобы из них выпутаться, ему предстоит повоевать с зомби, побывать в загробном мире, виртуальной реальности, и других интересных местах. Гибрид квеста, аркады, стелса, гонок и много чего ещё.
  • Brány Skeldalu II: Pátý učedník (2002) — сиквел первой чешской ролевой игры, но на сей раз смесь РПГ и квеста. Декоративная боевка в духе «Герои Меча и Магии» прилагается.
  • Gooka: The Mystery of Janatris (2004) — аналогично. Сиквел чистой адвенчуры Gooka (1997), ориентировавшейся на игры Sierra. Обе игры созданы по мотивам фэнтези-романа местного писателя Владо Риши.
  • Mrtvé město (2004) — инди-поделие про парня, который мстит за любимую. Фактически — крайне мрачный интерактивный комикс.
  • 5 kouzelných amuletů (2005) — от чешских инди-подельщиков. Короткая фэнтезийная адвенчура в духе Kyrandia или King’s Quest.
  • Pět Vražedných Démonů и Helga v nesnázích — от тех же авторов. Еще более короткие поделия про Хельгу, главу мелкой игровой студии.
  • Небезуспешные творения Яна Кавана и Лукаша Медека — S.C.A.R.E. (2007), J.U.L.I.A. (2012) с ремейком, Someday You’ll Return (2020). Истории про призрака на фабрике, космические приключения с ИИ и ужастик о пропаже ребенка в Южной Моравии соответственно.
  • Наиболее успешные игры «Centauri Production»: Memento Mori: Помни о смерти (2008), Memento Mori 2: Guardian of Immortality (2012) и Alternativa (2010). Первые две — суровая дилогия про детективно-мистические расследования в духе Дэна Брауна и Broken Sword. Последнее — пафосный киберпанк с путешествиями во времени и винегретом из десятка похожих сюжетов.
  • Самые успешные и известные чешские квесты делала компания Future Games. Начала игрой Posel bohů (1997) про инопланетные артефакты в гитлеровских бункерах Богемии (имеет трехмерный ремейк «Нибиру: Посланник Богов» (2005)). Далее вышла ее лучшая игра, классическая британская готика «Черное зеркало» (2002) (награды, продажи, два продолжения и один ребут, но это уже от немцев). Но потом плохо себя показала Tale of a Hero (2004), большой и красивый оммаж Quest for Glory с восточноевропейским колоритом… Не лучше выступила мрачная депрессивная фантастика про путешествия во сне и во времени «Reprobates. Вторая жизнь» (2007)… После неудачной попытки вернуться к британскому мистическому детективу Alter Ego (2010) студия самоликвидировалась. R.I.P.
  • Axel & Pixel (2010) — парень со своим псом путешествуют по фэнтези-миру, стилизованному под фотоколлажи. Чешское поделие для детей.
  • Kaptain Brawe: A Brawe New World (2011) — хорватская игра-стимпанк про космических пиратов, стилизованная одновременно под западные квесты девяностых (особенно много отсылок к «Curse of Monkey Island»: и графика, и музыка, и перенесённая в космос пиратская стилистика) и под лично знакомые разработчикам реалии Восточной Европы и соцлагеря. С фитильком, поскольку уровень трэша сильно меньше, чем в большинстве представителей жанра, но всё же.
  • Нынешние поделки чешского инди-автора Яна Вавры: Off The Clock (юмористическая фантастика) и The Witch’s Lullaby (юмористическое фэнтези). Графон ничего, а что внутри, никто не знает.
  • Simon the Sorcerer 5: Who’d Even Want Contact?! — внезапно после относительной неплохой четвертой части студия (не иначе вспомнив такие шедевры немецкого кинематографа как «Муравьи в штанах») выдала абсолютно трэшовый квест, где в фэнтези-мир вторгаются инопланетяне, действие шатает как пьяного мужика по космическим кораблям, городам и пиратским островам, Саймон, радостно гыгыкая, запирает свою девушку с пришельцами и бежит смотреть получившееся хоум-видео, в кадре навязчиво мелькают пиратский капитан-трансвестит (ох, далеко не де Ниро) и сменивший ориентацию Серый Волк, освоивший после очередной бутылки телекинез… Как ни странно, но неплохая студия Snowball наняла неплохих актеров (главного героя озвучивает Филипп Бледный) и заботливо воссоздала трэш с дополнительными отсылками вроде «нажми на кнопку-получишь результат».
  • И творчество чешской компании Amanita Design: трилогия Samorost, Machinarium, Botanicula, Chuchel, Пилигриммы, Creaks — все эти игры довольно красивы, веселы и сюрреалистически упороты. Компания живёт и здравствует.

Схожие явления[править]

В начале-середине 1990-х на постсоветском пространстве была популярна платформа «ZX Spectrum», в основном за счёт дешевизны по сравнению с PC. Распространению классических квестов под Спекки мешало то, что к ним редко кто подключал мышь. Здесь нишу квестов занял жанр квест-платформера.

Примечания[править]