Труднодоступное произведение

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Keep Circulating The Tapes. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

К сожалению, нередко бывает так, что работу над каким-нибудь произведением прекращают, и авторский замысел так и остаётся нереализованным. Но даже если автор успешно добрался до финишной черты, отнюдь не факт, что плод его труда будет широко доступен фанатам. Может быть, создателям не удалось найти издателя или продюсера, или создатели не смогли договориться с правообладателями, или произведение всё же однажды издали на бумаге/показали по телевизору/выпустили на диске, и оно не окупилось, или автор сам не захотел, чтобы его труд переиздавали. В результате добыть его «официальным» способом становится невозможно, и оно распространяется подпольно, через «дам почитать другу», «перепишу на кассету/DVD/флэшку» или «выложу на торрент-трекер».

В принципе, до изобретения Интернета это было достаточно типичным явлением во всём мире (в странах соцлагеря к этому добавлялась вездесущая цензура и дефицит, и кино из такой категории называли положенным на полку). Сейчас в чём-то наблюдается обратная ситуация: в России многие малоизвестные вещи доступны на торрентах и пиратских сайтах, но раздачи могут быть мертвыми (а ранее, в девяностые — в разного рода киосках и на Горбушке), в то время как в странах Запада правообладатели зачастую занимают позицию «собаки на сене» и прикрывают нелегальные скачки даже при отсутствии легальных альтернатив. Впрочем, в последние годы и в странах бывшего СССР правообладатели стали массово закручивать гайки и тереть всё, до чего у них руки доберутся, делая поиск труднодоступных произведений ещё более сложным процессом.

Особенно актуальна проблема со старым контентом, находящимся в свое время в среднем сегменте по популярности. Самые известные проекты легко можно найти на торрентах, а то их и вовсе переиздают, и они могут быть легко найдены в том же Стиме. Шлак на то и шлак, искать его годы спустя никто просто не станет. А вот середнячок — самое оно. Вполне может оказаться так, что в процессе поиска фильма/игры детства возникает ситуация, когда диски с ними можно найти разве что в частных коллекциях (и то, только посмотреть, не трогая), в онлайн-сервисах они уже давно сняты с продажи, а торренты и файлообменники выдают 404 или «Последняя раздача: больше года назад».

Отдельный разговор — это малоизвестные и indie-произведения, всякого рода фэн-проекты и тому подобное. Зачастую автор выкладывает какой-нибудь рисунок, видео или игру на хостинговом сервисе, после чего спустя месяцы или годы пропадает со связи, а ссылка стухает. В таких случаях остаётся надеяться только на Wayback и кэши поисковиков, либо на то, что этот контент кто-нибудь сохранил на компьютере.

Нередки случаи, когда именно из-за труднодоступности получает вторую жизнь довольно среднее произведение (или даже ниже среднего).

А ещё бывают проблемы с истёкшим копирайтом, когда для создания игры или фильм бралась временная лицензия на десяток лет, которая теперь кончилась.

А если само произведение вполне доступно, но какой-то контент из него был вырезан при релизе, и его трудно найти — это Фичекат. Похожая ситуация бывает с циклами передач и сериалами. Часть серий/выпусков найти не составляет труда, другая часть практически безвозвратно утеряна. И соотношения бывают разные.

Еще бывает с экранизациями некоторых произведений. В статьях про авторов и/или их произведения написано, что такая экранизация есть. Указан год, студия, кто в ролях и все. Или и того меньше — сказано, что была экранизация и все. Начинаем искать — нигде нет, только упоминания. Бывает, что спустя годы ее все-таки удалось найти, но она не оправдала ожиданий. Даже с поправкой на редкость оказалась сильно на любителя (не обязательно плохой, может быть слишком заумной или слишком мрачной).

Бывает с фитильком: фильм/мультфильм/сериал последний раз показали лет 20-30 назад по телевизору. И в лучшем случае есть записи того эфира. Но это оставляет надежду, что где-то в недрах телерадиофонда или его аналога это произведение есть и когда-нибудь его выложат в сети. Или найдется парочка разных записей из которых кто-нибудь восстановит цельную.

Достаточно часто встречается, что произведение на языке оригинала прям хоть сейчас бери и смотри. А вот локализация на русский была, но найти ее невозможно — в лучшем случае с любительским переводом. Или есть локализация в виде современного двухголосого перевода, но это не та самая, в двухголосом переводе многое теряется, в отличии от того самого дубляжа.

NB! Не надо захламлять статью. Если утерянным считается произведение, которое без шума и пыли разошлось тиражом в 100 копий и кануло в лету, а сейчас кроме вас о нем помнят 3,5 анонимуса — не надо его сюда добавлять. Это касается посредственных и всеми забытых проектов, а не представителей узких жанров с небольшой аудиторией.

NB2! Произведение должно быть объективно недоступным. Примеры из разряда «я нищеброд, а игру на торренты так и не слили» и «этот роман не найти (что в бумаге, что в цифре) ни во всем селе Нижние Задрищи, где интернет если и ловит, то грузит страницу по часу, ни в окрестной тайге» в большинстве случаев не катят.

Примеры[править]

Предания[править]

  • В канонических книгах Библии содержатся не только ссылки на другие книги, не сохранившиеся к нашему времени, но и целые цитаты из них. Одной из самых загадочных является Книга Праведного, которая цитируется два раза (Нав. 10:13, 2 Цар. 1:18), и пять раз за неё пытались выдать фальшивку. Это сборник стихов или песней о событиях истории Израиля. Видимо, это книга допленного происхождения, существовала ещё какое-то время после плена и была включена в Кетувим (Писания) древних пророков, но теперь её не могут найти. Аналогично и с книгой браней Господних (Чис. 21:14), а из предполагаемых утраченных новозаветных книг известно Послание апостола Павла к Лаодикийцам (см. Кол. 4:16; есть предположение, что это какое-то каноническое послание из Лаодикии) и ещё одно послание к Коринфянам, отправленное перед Первым (см. 1 Кор. 5:9).
  • Полная Трипитака (канонические книги раннего буддизма) есть только на языке пали (т.н. Палийский канон), и в тибетском и китайском переводах. Оригинал на санскрите утрачен по мере упадка буддизма в Индии.

Журналы[править]

  • Множество белоэмигрантских журналов 1920-30-х годов, доступных только частично. Например, юмористический журнал «Ухват» (всего вышло шесть номеров, в Сеть выложено только два, а полной коллекции нет ни в одной библиотеке мира).
  • Раз вспомнили про белоэмигрантов, стоит сказать и про их идейных (и не только) противников. Многие из «Окон РОСТа» создавались под конкретные политические события того времени, а так как обстановка менялась буквально с каждым днём, то и плакатов выпускалось бессчётное множество, и, разумеется, не все из них дошли до наших дней. Особенно не повезло плакатам, созданным в Петрограде, потому как к рисунку просто приклеивали подпись на отдельном листе. Такая сложная конструкция не добавляла плакату долговечности, что и повлекло за собой утрату многих подобных произведений.
  • Журнал Экспериментально-Теоретической Физики (ЖЭТФ) и Письма ЖЭТФ. В Интернете их как не было, так и нет. Нужны данные по эксперименту из 1983 года? Топай ножками в научную библиотеку! (и не факт, что нужный выпуск там будет)
  • От большинства молодёжных журналов девяностых и нулевых («Cool», «Молоток», «Yes! Звёзды», «Bravo», «Фабрика», «Viva» и т. д.) хорошо если сохранились отдельные сканы.
    • А вот «Птюч» относительно хорошо (есть дефекты распознавания текста) сохранился в виде отсканированных копий всех номеров.
    • Похожая история с детскими журналами из нулевых.
  • Комикс «Новые приключения Гитлера» целиком выходил только раз: в журнале Crisis в выпусках #46—49.
  • А еще советские журналы 1960-х и ранее не так уж и просто найти.
    • Переводные французские журналы комиксов, выходившие в СССР, вроде «Путешествие по карте ЮНЕСКО», теперь настоящий раритет.
    • В ту же копилку «Цирк» (до 1957 г.) и «Советский цирк» (с осени 1957 г.). Отчасти «Советская эстрада и цирк» — чем старше, тем сложнее найти. В прочем, на некоторых цирковых сайтах можно найти оцифрованные и распознанные статьи из «Советского цирка», а то и номера. Т. е. текст есть, картинки есть, но как оно выглядело в журнале — не найти. Или как вариант, люди предлагают купить пару-тройку журналов целиком.
  • Автомобильные журналы. По сути полностью оцифрованный архив есть только у журнала «За рулем». Остальные издания, если и встречаются в оцифрованном виде, то лишь частично отсканированные трудами фанатов.
    • Не всё так плохо. По иронии, как раз «За рулём» здесь нет до 2000 года, как и нет всех выпусков «Автопилота», зато есть полное собрание «Авторевю».
  • «Военно-исторический Журнал» (ВИЖ) издаётся с 1939 года. Многих номеров не найти в Интернете (на официальном сайте вообще «Архив» начинаеся только с 2008 года — типа, «не успели отсканировать»). А нет этих номеров потому, что содержат статьи, по разным причинам не вписавшиеся в «новую мифологию Великой Отечественной». Хотите прочитать? Тогда в библиотеку.

Интернет[править]

  • Lost Media Wiki — собственно, вики, целиком посвящённая поиску таких произведений.
  • Русскоязычная вики той же тематики.
  • AbandonSocios — испанская вики про старые компьютерные игры; львиная доля материала посвящена либо невышедшим, либо вышедшим, но малодоступным играм.
  • Wayback Machine — сервис, сохраняющий копии старых веб-сайтов; благодаря ему было спасено от утраты множество ценных сетевых материалов.
  • Из-за новой политики Youtube число труднодоступных видеозаписей неуклонно и стремительно растёт.
  • Такой же фигнёй, как и YouTube, стал страдать и «ВКонтакте» после перехода в управление «MailRu Group». Бывает, выкладывает человек фан-клип или оцифрованную с кассеты редкую передачу непосредственно в ВК или вставляет его туда с YouTube (если его ещё там не заблокировали), видео какое-то время висит на сайте, а потом блокируется копирастой. И если в ситуации со вставкой с YouTube видео ещё можно посмотреть на оригинальном сайте (при условии, если оно и там не было заблокировано той же копирастой), то загруженное непосредственно в ВК порой приходится пересылать друзьям через почту, «облако» или личные сообщения.
    • Отсюда вывод — нашлось что-то редкое и интересное, скачиваем, пока не удалили. Впрочем, некоторые произведения попав в Интернет единожды, могут остаться навсегда. Только на разных сайтах.
  • Случается, что исчезают и фанфики, причём порой уже написанные и хранящиеся на соответствующих ресурсах много лет. Лично автору правки особенно жаль, что с сайта Hogwartsnet удалили фанфик «Проигравший», посвящённый любовному треугольнику Сириус/Лили/Джеймс.
  • SCP Foundation — работы участника англоязычного филиала Fishmonger, некогда бывшие значительной частью канона. Фиш, перессорившись с участниками, получил бан и решил, что этот сайт его произведений недостоин, поэтому, угрожая судом, велел их удалить. Хотя лицензия позволяла этого и не делать, его желание решили выполнить в стиле «итальянской забастовки», теперь их даже упоминать не принято, и даже на сборнике удалённых статей их нет, как и в Wayback Machine (хотя всё-таки есть сайт, где их кто-то сохранил, и то там не так просто найти то, что нужно). Годы спустя, Фишмонгер уж и одумался, и прощения просил, но на сайт его не пускают. И, похоже, что знаменитое фондовское «канонов нет» своим появлением обязано тому случаю, когда пришлось вырвать из канона немалый кусок из-за прихоти автора. Что характерно, на русском языке их найти легко — но, видимо, потому, что англики просто не знают, что это кто-то нашёл и перевёл.
  • Крипипаста «Камероголовые» (Cameraheads). Точно была на 4chan в 2009, поиски ведутся с 2014 и по сей день. Суть в том, что рассказчик обнаруживает существование загадочных существ с головой в форме видеокамер и они начинают его преследовать. Некоторые помнят название крипипасты как «Я убил Камероголового». По другим данным, это было мокьюментари и даже сохранился первый пост.
  • Копипаста про тульпу, размытая копия которой на фоне Славы-тян до сих пор украшает один из вариантов страницы 404 Тиреча. Можно различить самые ближние из размытых слов (текст начинается с «[реши]лся создать тульпу. По...»). Искали оригинал всем Тиречем, но он куда-то загадочно канул. Видно, что это достаточно развёрнутое повествование о том, что произошло с экспериментатором после того, как он выключил свет и закрыл дверь.
  • Лекции Александра Невеева о сектах, всевозможных лжепсихологах и популярной психологии. После атаки обиженных сектантов канал уничтожен, а кое-какие видео уцелели на сторонних видеохостингах.
  • Множество фанатских сайтов по разным произведениям (книгам, фильмам, играм) и созданные там интересные темы о характерах персонажей, символизме, связях между произведениями и так далее. Сейчас хотя бы некоторая часть безвременно погибающих фансайтов сохраняется либо в «Архиве интернета» archive.org или Wayback Machine, либо стараниями людей, любивших те сайты (обычно даже небольшой сайт — это несколько гигабайт информации). Но всё это временно и может тоже исчезнуть.
  • Lurkmore — дела давно минувших дней, но однажды сервер на котором стоял Лурк навернулся, контент сайта восстановить смогли, а вот иллюстрации умерли вместе с сервером. Юзеры Лурка прислали часть иллюстраций с сохранённых локально страниц, но большая часть статей так и зияла удалёнными изображениями.
    • Впрочем, ныне лурк приказал долго жить, но это не беда, ведь его статьи были благополучно спасены неолурком.
  • Лепрозорий — однажды очередной выбранный правитель этого закрытого сайта взял и удалил весь контент Лепрозория, с приколами, мемами, историями за несколько лет. Ходили слухи, что где-то есть дамп «того самого» тёплого лампового Лепрозория, но видели его единицы.

Веб-комиксы[править]

Вот уж где давят педаль до самого асфальта! Выложили, убрали, потеряли вместе с каким-нибудь недосайтом на каком-нибудь народе, а у автора накрылся диск и поминай, как звали.

  • Небольшая подборка фан-комиксов по ЗВ, в основном известная по диалогу генерала Гривуса и переводчиков (один из них в майке с принтом «I ♡ Promt»): « — КАЗНИТЬ ПЕРЕВОДЧИКОВ! Но сначала, конечно, хорошенько помучить! — Что он сказаль? Я плёхо понимать по-русски!»
  • Некоторые веб-комиксы, особенно всякие спешалы выходят на бумаге и продавались только на Родине автора. Если они были все раскуплены, и никто не выложил скан, то для фанатов (особенно из других стран) этот комикс может исчезнуть в никуда.
  • Приквел веб-комикса «Erma» по названием «Spirit’s Bloom» про родителей Эрмы, Сэма и Эмико, и ее младенчество, нашелся исключительно на YouTube, и то обрывающимся на самом интересном месте (или это было так задумано?).
  • Flash-ролики эпохи расцвета формата. Его поддержка прекращена правообладателем, но и до этого тенденция была налицо: тематические сайты забрасывалисьь и закрывались, а на YouTube и прочие подобные сервисы загружалась лишь небольшая часть таких видео.

Прочее[править]

  • Отдельная тема — товары и торговые марки, которые прекратили выпускать. Особенно если они обладали какими-то уникальными свойствами, которых нет у аналогов, и/или если для рекламы бренда придумали каких-то интересных персонажей и вымышленную вселенную с фэндомом, не уступавшим фэндому художественных произведений.
    • «Финт» — шоколадный батончик с фруктовой начинкой, выпускавшийся компанией «Mars» (торговая марка была придумана специально для стран СНГ, в странах Запада не выпускалась). Очень доставлял детям и подросткам девяностых, но, тем не менее, уже к нулевым выпуск прекратился.
    • «Волшебный сундучок Milky Way» — совместный проект Milky Way (принадлежащего тому же концерну Mars) и Lego: в каждом сундучке, кроме собственно батончика, лежало несколько деталей Lego, из которых можно было что-нибудь собрать.
    • «Скелетоны» и «Рыжий Ап» — а это уже привет из нулевых. Дети очень любили как рыжего зверька-суперагента, так и компанию тинейджеров-скелетов, но к концу нулевых то и другое исчезло с рынка. Со «Скелетонами» были отчасти виноваты родители, которым бренд не понравился: бутылки с черепом и костями напоминали им яд.
  • Огромный пласт данных оказался недоступным даже при их физической доступности только потому, что аппаратное и программное обеспечение, способное эти данные прочесть и обработать, давным-давно устарело, вышло из строя и было утилизировано, а перенести информацию на более современные носители никому не пришло в голову. За рубежом одной из крупнейших (но, к счастью, временных) потерь были данные с орбитальных станций Лунар орбитер: более 30 лет эти материалы считались утраченными, поскольку были уничтожены не только все устройства для считывания магнитных лент соответствующего формата, но и техническая документация на них; лишь в середине нулевых была воссоздана нужная аппаратура, а данные переведены в цифровой вид. На постсоветском пространстве утраченными считаются данные, собранные «Бураном» во время своего полёта, и записи телеметрии: магнитная лента с ними всё ещё хранится, но прочитать её давно уже нечем.

Внутримировые примеры[править]

Фольклор[править]

  • Крипипаста жанра «потерянный эпизод» вроде «Suicidemouse.avi» — якобы эпизод известного мультсериала или иного произведения, снятый непонятно зачем и состоящий из ТРЭШ АНГСТ ГУРО или чего-то столь же пугающего.
    • Отдельно стоит упомянуть «Бухту Кэндл» — целую детскую телепередачу такого рода.
  • История о ниндзя, которому для добычи ценного манускрипта пришлось пойти в монастырь, где оказались нерадивые монахи, любящие смазливых послушников.
  • Армейская байка про то, как молодому кандидату наук пришлось с пеной у рта искать перечень приказов о рассекречивании аппаратуры, которая была упомянута в его диссертации. Дело было в начале 90-х с бесчисленными переездами и переформированиями воинских подразделений. А полного перечня приказов не было ни в одном отделе контрразведки, хотя все говорили, что «где-то там есть тот, кто знает». В итоге он таки нашел седого полковника инженерных войск, у которого была эта толстенная тетрадь со списком. Бонусные очки — полковнику служить оставалось всего 2 недели. После чего всего его бумаги в лучшем случае угодили бы в архив, в худшем — в топку.

В книгах[править]

  • Джонатан Страуд, «Агентство „Локвуд и компания“» — «Оккультные теории» Мариссы Фиттис. Книга издана ещё до нашествия призраков, и ко времени действия сохранилось всего три экземпляра, спрятанные в хорошо охраняемых частных библиотеках. Неудивительно: Марисса по молодости разболтала в этом тексте важную информацию, которую теперь тщательно скрывают немногочисленные посвящённые — и которая, так уж получилось, позарез нужна героям…
  • «Ангелы и Демоны» Дэна Брауна - остро необходимая протагонисту для расследования крайне редкая брошюра из знаменитого триптиха Галлилея существует, но увы, находится она в архивах Ватикана.
  • Михаил Елизаров «Библиотекарь» — большая часть сюжета — поиски книги, считавшейся то ли мифом, то ли безвозвратно утраченной.
  • «Дозоры» — фуа-гра «Фуаран», книга, позволяющая превращать людей в Иных, много столетий считавшаяся мифом.
  • Умберто Эко, «Имя розы» — в библиотеке монастыря хранится единственный экземпляр второго тома «Поэтики» Аристотеля.
  • Лавкрафтианские ужасы — знаменитый «Некрономикон», которого едва ли не всего несколько экземпляров на всю планету (хоть и попадаются они на удивление часто), и некоторые другие книги схожей тематики.
    • Особенно раритетным считается первый греческий перевод «Некрономикона».
    • В киношке «Ночь живых придурков» — инверсия шутки ради. «В каждой библиотеке есть экземпляр Некрономикона
  • У Ника Перумова в цикле «Хранитель Мечей» часто фигурирует «Трактат о сущности инобытия» за авторством эвиальского темного мага Эвенгара Салладорского. Салладорец составил не так уж много экземпляров своего труда, и помимо опаснейших знаний и заклятий, содержащихся в тексте, наложил на книги специальные чары, привлекающие Святую инквизицию. Таким образом он создавал трудности для своих последователей, чтобы выживали наиболее достойные, сильные и подготовленные. Не удивительно, что подлинные экземпляры этой книги были крайне редки в Эвиале.
    • "Алая книга Средиземья" авторства Бэггинсов Старшего и Младшего из "Кольца Тьмы" тоже может считаться таковой в отдельно взятой вселенной. Сохранился ли как таковой первоисточник, не знает вообще никто, но и рукописные копии ценятся весьма высоко, особенно ранние копии, заверенные подписью еще живых свидетелей записанных там событий.
  • Метавселенная Рудазова — есть немного.
    • Тот самый Некрономикон здесь существует. Один том видел Креол в закромах Кадафа, ещё одну страницу подсунули студентам, призвавшим Олега Бритву в «Шестируком резиденте».
    • В «Арифмомане» упоминается первый экземпляр Ктавы — местного Священного Писания, созданный рукой лично Сакора Дзидоши. Долгие годы модно было пускаться в паломничество на его поиски, но потом книгу таки нашли и торжественно водрузили в Панденисе (местном аналоге Ватикана).
    • Криабалы — семь уникальных гримуаров за авторством Бриара Всемогущего, заклинания из которых может колдовать даже немаг. Потому что они в некотором смысле живы, подобно пресловутому Пятому Заклинанию, и обладают собственной волей.
  • Александр Бушков, «Самый далёкий берег» — два романа Аркадия Стругацкого, «Прозрачные паруса» и «Последний талый снег», в Галактической Структуре посчитали опасными для нынешнего человечества и отправили в спецхран.

В фильмах[править]

  • Различные произведения на тему «последнего экземпляра» чего-то эдакого — например, «Книга Илая».
  • «Девятые врата» — книга «Девятые врата в царство призраков», единственный подлинный экземпляр, где гравюры выполнены самим ангелом Утренней Звезды был разделён переплётчиком на три части и запрятан в разных копиях книги. Вдобавок одна из авторских гравюр - подделка, а оригинал был спрятан в переплётной конторе.
  • «Перекрёсток» — таинственная, 30-ая песня, ради обладания которой Проворный готов терпеть даже такого несносного старого пердуна, как Слепой Пёс.
  • «Сигаретный ожог» из серии «Мастера ужасов» — сюжет вращается вокруг поисков сохранившейся копии фильма «Le Fin Absolute du Monde», просмотр которой, якобы, заставлял людей убивать себя и друг друга, что привело к уничтожению всех копий фильма после первого же показа.
  • «Человек, который убил Дон Кихота» — студенческая работа главного героя, фильм «Человек, который убил Дон Кихота», является чем-то средним между предметом данной статьи и Неуловимым Джо.
  • «Чернокнижник» — в первом фильме сам Чернокнижник должен собрать Великий Гримуар, разделенный в прошлом на три части, а затем прочесть написанное на нем имя бога наоборот, чтобы уничтожить мироздание и воссоздать его в новом виде с Сатаной во главе.
  • «Movie 43» — герои ищут в сети таинственное видео-макгаффин, вынесенное в название фильма.

В мультсериалах[править]

  • «Бэтмен» — после закрытия киностудии, сериал о Сером Призраке перестали транслировать, потому что он считался утраченным. Но как оказалось, у исполнителя главной роли Саймона Трента сохранились на руках копии плёнок со всеми сериями, так что сериал успешно переиздали на современных носителях.
  • Angry Beavers — в одной из серий Норберт и Дэг наталкиваются в древнем сундуке на небывалое для себя сокровище: считавшийся долгие годы утерянным навсегда фильм-ужастик категории Б с кумиром бобров Окснардом Монтальво. Фильм оказывается недоснятым и разумеется, наши герои горят желанием закончить шедевр и явить его миру...

В играх[править]

  • «PC Building Simulator» — среди писем разных интересных личностей, приходящих на эмейл игрока, есть и такое. Помощник младшего модератора кинопортала «КиноРозыск», охочий до редких фильмов, жалуется, что не может найти «Турбо-Макаку» (или как-то так) в LD-качестве, только экранки, и боится, что «шедевр утрачен навсегда».
  • Inscryption — Кардер становится обладателем единственной цифровой копии Inscryption. Никакой информации в интернете о ней он не нашёл. Труднодоступность игры усиливается ещё и тем обстоятельством, что она записана на дискету. Кардер смог запустить её только через неделю — ждал, пока ему доставят раритетный дисковод.
  • The Elder Scrolls — целая прорва редких книг, которые лежат всего в нескольких экземплярах на огромный мир в десятки квадратных километров, а то и вовсе в единственном. Собрать полную коллекцию — то ещё испытание даже для матёрых исследователей и лороведов.