Прицепиться к трамваю

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Follow the Leader. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Клинический случай эпигонства. Это, с позволения сказать, произведение — не идейный продолжатель, не сиквел-бастард и предельно далеко от плагиата. Нельзя даже сказать, чтобы МТА пытались сделать своё произведение внутренне похожим на вожделенного идола, как обычный эпигон. Нет, это хуже — эпигон-маркетолог, который находит в оригинальном произведении некий маленький «прицеп» и за счёт него делает так, чтобы подаваемая к сиюсекундному обеденному порыву моды ложечка незаслуженно ассоциировалась именно с ним. Чистая, незамутнённая сугубо внешняя стилизация, подсунутая на сиюсекундной волне интереса.

Пример[править]

Литература[править]

Общее[править]

  • Склонность писать «новеллизации» (разумеется, не считающиеся каноническими никем, кроме автора) на каждый вышедший фильм в целом характерна для постсоветского пространства. Нигде, как грибы после дождя, не возникает такое количество подражательской макулатуры после выхода любого более-менее засветившегося в прокате фильма. От «Есенина» до «Холодного сердца».
    • Тот, кто додумался это написать, наверняка не знаком с иностранными книгами. За рубежом ничуть не меньше и даже больше таких эпигонов. Конечно, там чаще всего они пишутся с разрешения обладателей "авторских прав" (принадлежащих обычно уже не автору), но лучше их это не делает. И если у них есть возможность не платить этим обладателям, то они и не платят (например, множество иностранных книжек и фильмов, созданных на основе советских, были сделаны совершенно без авторских отчислений, потому что СССР долго не присоединялся к международным законам об авторском праве).
  • Вампирские циклы от молодых (и не очень) талантливых авторш прицепившиеся к «Сумеркам». К счастью, до экранизации добрались единицы.
  • К трамваю педикэбу Рохинтона Мистри: «Долгое путешествие» (Such a Long Journey, 1991), «Хрупкое равновесие» (A Fine Balance, 1995), «Дела семейные» (Family Matters, 2002) — прицепились книги Аноша Ирани The Matka King (2003), The Cripple and His Talismans (2004), The Song of Kahunsha (2006), Bombay Black (2006) и Dahanu Road (2010). Основное отличие? У Мистри в книгах есть сюжеты, а у Ирани — только колорит. Рядом с Ирани на запятках педикэба пристроился Викас Сваруп с романом «Вопрос-Ответ» (2005) и его вольной экранизацией от Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб» (2008). Хозяин нищих Маман — Копиркин с героя Мистри, только темнее и острее (хотя, казалось бы, куда уж темней), однако надо признать, что сюжет у Сварупа не только оригинальный, но и динамичнее закручен.

Отдельные произведения[править]

  • В постсоветском пространстве за пару лет до «Сумерек» нашёлся свой трамвай в виде «Белорийского цикла» Ольги Громыко: говорим «женское юмористическое фэнтези» — подразумеваем Вольху и бесчисленное множество подражаний.
  • Книга Евгения Малинина «Братство Конца». На обложке красовались хоббит, эльфийка с луком и как будто Гендальф Серый. Разгадка проста: персонажи — ролевики-попаданцы, очутившиеся в ином мире прямо в соответствующих образах. Наряду со второй частью, редкий пример удачного произведения — добротной, позитивной и занимательной истории.
  • Приквел «Пока бог спит» Романова, прицепленный к пангийскому циклу Сергея Щеглова.
  • К новеллизациям «СТАЛКЕРа» и серии «про ЕВУ» Хорта тоже кто только не цеплялся. Вплоть до ниндзей в Зоне.
  • Холмсиана — существует немало произведений от разных авторов, во главе с сыном Конан Дойла, которые «раскрывают» дела, на которые сыщик ссылается в основных произведениях.
    • Сам Холмс в общем-то. Детективы в ту пору были так популярны, что Конан Дойл начал писать истории про Холмса именно для того, чтобы заработать денег на жизнь, пока пишет серьёзную литературу вроде «Англо-бурской войны». Хороший пример того, что если автор может сам хорошо писать, то не важно, к какому трамваю он прицепился.
  • Отечественный сборник фэнтези «Эльфы и их ХОББИ». Именно так — слово ХОББИ выведено на обложке в два раза крупнее остальной части названия, до боли знакомым «питерджексоновским» шрифтом. На иллюстрации — Мартин Фримен в роли Бильбо. Надо ли уточнять, что сборник был выпущен в разгар проката «Хоббита» по всем кинотеатрам страны?
  • «Этногенез» — сам цикл прицепился к концепции Льва Гумилева, а первая же книга «Маруся» совершенно нагло выкатила лозунг-характеристику героини «Девочка, с которой постоянно что-нибудь случается», очевидно намекая на «Девочку, с которой ничего не случится». Конечно, действие тоже происходит в будущем (ну как, 2020, между прочим) и Маруся тоже влипает в переделки — но героиня она пренеприятная, сеттинг картонный, сюжет сумбурный и заканчивается нарочитым клиффхэнгером.
  • «Гарри Поттер», дамы и господа! Из наиболее известных подражателей в отечественном пространстве — «Таня Гроттер» Дмитрия Емеца.
    • Разве что первая и седьмая книга. Остальные части «Тани Гроттер» почти никак не связаны с «ГП». Связь примерно на том же уровне, что и у серии Ирка Хортица.
    • Прицепившимися на самом деле можно считать «Порри Гаттер» и «Гарри Поттер и методы рационального мышления», которые не просто схожи с «ГП» (как предыдущие примеры), а являются лишь переделанными сюжетами «ГП».
      • Правда, оба произведения оказались весьма недурны и сами по себе.
    • «Академия Деорга» — аверсия. Рудазов потому и не стал её дописывать, что не хотел становиться одним из многих авторов книжки про волшебную школу.

Театр[править]

  • Во второй половине 90-х, в эпоху Spice Girls-мании, в далёкой России театр Вячеслава Спесивцева презентовали со сцены следующим образом: «Теаатрр Вячеслаава SPICE…ивцеваа!!!»

Кино[править]

Общее[править]

  • Франшиза «Джеймс Бонд» породила столько подражателей, что это не прекращается и по сию пору.
  • Многочисленные подражания «Форсажу», начиная с «Крутящего момента» и заканчивая «Стритрейсерами». При этом сам первый «Форсаж» — это «На гребне волны» со стритрейсерами вместо сёрферов.
  • Обычное дело с боевиками 1980-90-х. Наиболее успешные и ставшие культовыми порождали моду на своих подражателей, которая обычно держалась около 10-15 лет.
    • Жанр «Типа Индиана Джонс» как явление.
    • «Безумный Макс» — невообразимое количество малобюджетных боевиков про постапокалипсис и банды на автомобилях в пустыне.
    • «Чужой» — волна фильмов на тему «группа людей и чужеродный монстр в замкнутом пространстве»: «Левиафан», «Запретный мир», «Глубоководная звезда шесть», «Звёздный кристалл», «Создание», «Считанные секунды» и т. д. При этом сам «Чужой» прицепился к трамваю «Звёздных войн»: не то чтобы он их копировал, но именно успех ЗВ заставил Ридли Скотта заинтересоваться фантастикой, а продюсеров — дать добро на съёмки.
    • «Терминатор» (ну и может быть немного «Бегущий по лезвию») — куча боевиков «про киборгов», включая волну низкопробного трэша. Из наиболее удачных стоит отметить «Универсальный солдат», «Робокоп», «Киборг-полицейский» (эпигон «Робокопа» же!), «Класс 1999», «Механические убийцы», «Киборг» (1989) и «Немезида» от одного режиссера и т. д. А ведь были еще «Охота на роботов» (Терминатор и Блэдраннер в одном!), «Цифровой человек» и куча другого убожества…
    • А еще тогда компания Full Moon Features выпустила два малобюджетных, но культовых фантастических боевика — «Трансеры» (1984) и «Кукольный человек» (1984) — с одним тем же сюжетом: свалившийся в Нью-Йорке крутой коп охотится за опасным преступником. Только в первом фильме они из будущего, а во втором с другой планеты. Ладное первое, а второе ничего не напоминает? Да, второе это «Ангел тьмы» на минималках!
    • «Топ Ган» — куча малобюджетных воздушных боевиков 90-х. Началось все с целой франшизы «Железный орел» (4 части!!!), ориентированной на подростков, высокобюджетного экшна с кучей взорванных вертолетов «Огненные птицы» и их дешевого подражателя «Военные птицы». Потом началась война в Ираке, подсуетилась кучка продюсеров и повалило… «Операция „К центру солнца“» (1991), «Полет черного ангела» (1991), «Последний вылет» (1994), «Приказано уничтожить» (1997), «Тактическое нападение» (1998), «Аврора: операция перехват» (1995), «Зона» (1995) и тому подобное. Все фильмы вдобавок стырили кадры боев именно из «Железного орла». Закончилась эта вакханалия на не самом плохом боевике с Лундгреном «Воздушный охотник» (1999).
      • Чтобы спустя много лет внезапно не вышел ублюдочный бастард российско-американских бракоделов «Красное небо» (2014), похожий больше на плохую пародию!!!
      • Недавно «Топ Ган» открыли для себя азиаты и покатилось… «Небесный охотник» (Китай, 2012), «Возвращение на базу» (Южная Корея, 2017), «Время патриотов» (Казахстан, 2022), «ВВС: Опасность близко» (Малайзия, 2022)…
    • «Рэмбо-2» — огромное количество низкопробных боевиков про горячие точки в третьем мире, в основном про Вьетнам, которые снимались преимущественно на Филиппинах навострившимися итальянцами: «Пропавшие без вести», «Не отступать и не сдаваться-2», «Военный автобус 1-2», «Атака коммандос 1-2» и еще несколько десятков тайтлов. На Западе такой жанр даже получил прозвище Rambosplotation, у нас гуглится по warsplotation.
      • На этом фоне потерялось, что и сам «Рэмбо-2» нагло прицепился к успеху совершенно забытого «Необычайная отвага», откуда украл идею и финальное побоище.
    • Успех «Полицейской академии» (и ее менее известной разминки, «Добровольцы поневоле» с Биллом Мюрреем) вызвал в 90-е волну малобюджетных подражателей с тем же сюжетом «раздолбаи в спецслужбе»: «Пожарная команда», «Огненный вопль», «Поднять перископ», «Академия похоронных искусств», «Флот Макхэйла», «ВВС Голливуда» и т. д.
  • Космический прицеп, причём с рукояткой маршевого двигателя в положении «110 %»: с первой ступени «Apollo 13» (1995) — «Armageddon» (1998), далее разгонной третьей ступенью «Space Cowboys» (2000). Дело дошло до откровенного плагиата: «— Telemetry? — Go. — ELCO? — Go. — RETRO? — Go. — Flight Surgeon? — Go. Guidance? — Go fly.» И это тем более весело, что герои двух последних фильмов летали на «Шаттлах», и там почти все службы ЦУП называются иначе!
  • Киновселенные как явление. Marvel добились удивительного успеха, и все пытаются копировать его, не понимая сути. Киновселенную DC едва не погубили настойчивые требования боссов студии срочно сделать им своих «Мстителей» и лепить кроссоверы из персонажей, вместо того чтобы сперва рассказывать их собственные истории.
    • Впрочем, супергеройское кино на этом держится десятилетиями. Про Бэтмена сняли, потому что зашло про Супермена. Про Людей Икс и Человека-паука — потому что были успешны «Бэтмены». Трилогию «Тёмный рыцарь» — потому что зашли Иксы и Паучок. Киновселенную Marvel — потому что DC возродились с «Бэтменом: Начало»… И так до бесконечности.
    • «Бэтмен» Тима Бёртона породил также отдельную волну комикс-фильмов в стиле ретро, прошедшую в начале 90-х: «Тень», «Ракетчик», «Фантом», «Дик Трейси». И готические экранизации комиксов — «Ворон», «Блейд», «Человек тьмы» и тот же «Тень».
    • Попытку создать свою киновселенную сделала и студия Universal, вспомнив про собственные фильмы ужасов и их многочисленные сиквелы и кроссоверы времен черно-белого кино и сняв ремейки «Мумии» и «Человека-волка». Не взлетело. А во времена все того же черно-белого кино и на заре цветного, а попутно и расцвета жанра классического ужаса, когда вампиры и оборотни в качестве монстров еще не приелись, к еще Юниверсалскому трамваю активно цеплялись все клепатели ужастиков про вампиров, оборотней и мумий подряд.
  • Бесконечные подражания «Джону Уику» (и отчасти его «лицензионной» копии «Атомная блондинка») про опустившихся, но воспрявших киллеров или боевых баб — со штампованными сюжетами и подчеркнуто «реалистичными» (читай — бюджетными) экшн-ценами. Контрафакт на любой вкус: кислотно-наркоманский «Полярный», французский «Часовой», казахский «Ага», женский «Пороховой коктейль», чернокожий «Гордая Мэри», ультрадешевый «Ускорение», полуфантастичный «С холода» (последний плагиатит еще и «Никиту» «Анну» Люка Бессона)… Дальше всех пошел распиаренный «Никто», который смахивает на банальный малобюджетный ремейк (ну а что, сценарист ведь тот же!). При том, что и оригинал-то оригинальностью не блистал.
  • Кинотрилогия «Властелин колец» Питера Джексона задал тренд на жанр фэнтези с реалистичным отображением доспехов, масштабными сражениями и красивыми пейзажами, и ещё лет пятнадцать самые разные студии пытались следовать этой формуле успеха… а потом принялись точно так же копировать «Игру престолов», которая своим существованием тоже обязана джексоновскому «Властелину колец».

Конкретные примеры[править]

  • «Защитники» прицепились к повальной моде на кинокомиксы про супергероев, на чем некоторое время и смогли выехать.
  • «Капля крови, чтобы умереть любя» (1973). Испанский фильм так много спер у «Заводного апельсина» (по сути, то же самое, но с точки зрения жертвы), что многие считают его неофициальным сиквелом. Собственно, в Англии его именно так и пытались продавать на кассетах.
  • Создатели фильма «Косатка: кит-убийца» хотели снять «наш ответ» «Челюстям» про противостояние человека злобному морскому чудищу. Впрочем, вместо попкорнового слэшера получился трагичный фильм о противостоянии Человека и Природы, так что результат просто не воспринимается как эпигон «Челюстей».

Телесериалы[править]

  • К трамваю под названием «Forged in Fire» (ТВ-конкурс кузнецов-оружейников) телеканал History попытался прицепить вагончик под названием «Butcher» (то же, но про мясников, с сохранением формата вплоть до весьма мелких деталей). Не взлетело, второго сезона нет даже в планах.
  • Когда в Канаде на канале CTV вышел «Холодный отдел» (Cold Squad, 1998—2005, он же в Квебеке по-французски: Brigade spéciale), американские телевизионщики с СВС не растерялись и начали снимать свой процедурал: «Закрытое дело (Детектив Раш)» (Cold Case, 2003—2010). Говорите, плагиат? А вот и нет! В «Холодном отделе» сюжет происходит в холодном Ванкувере, а в «Закрытом деле» — в уютной Филадельфии. Ну и что, что протагонист и там, и там — худощавая блондинка? Канадская Элисон Маккормик (Джули Стюарт) — всего-то сержант, а американка Лили Раш (Кэтрин Моррис) — целый старший следователь! CTV судилась с СВС — и выиграла. СВС обязали бесплатно предоставлять все серии «Закрытого дела» — сколько бы ни сняли — для показа в Канаде.
    • Автор правки считает, что сериал «Закрытое дело» (в русском прокате «Детектив Раш») не дублирует сюжеты канадского первоисточника и значительно превосходит его с точки зрения содержательности и художественной ценности. Не лучший пример «прицепления к трамваю».
  • Австралийское шоу «Моя кухня лучше» (My Kitchen Rules) запрыгнула на подножку ежегодного конкурса поваров «Мастер-шеф Австралии». Сюжет оригинальный — не подкопаешься, и участвуют любители, а не профессионалы. Шоу специально пускают в апреле-июне, когда до соревнования шеф-поваров ещё полгода.
  • Стараниями горе-маркетологов отечественный сериал «Пищеблок» оказался прицеплен к «Очень странным делам»: постер как под копирку и множество сравнений в СМИ. Эффект оказался ровно противоположным ожидаемому: часть аудитории ещё до премьеры начала относиться к сериалу с предубеждением, решив, что ей опять хотят подсунуть «наш ответ Западу». Шуточки про «Очень советские дела» не заставили себя долго ждать. Между тем, из общего у этих сериалов — только ностальгический таймлайн, да разделение героев на три разные возрастные группы (дети, подростки, взрослые), а структура повествования и общий посыл оказались совершенно разными.

Аниме и манга[править]

  • Исекаи умудрились набрать такой состав, что можно уже путешествовать между мирами, путешествуя по вагонам.
  • Хотя в своё время аниме в жанре меха клепали кому не лень на волне популярности всяких гандамов. А нулевые и вовсе известны тем, что штамповали всякие гаремники.
  • Guilty Crown — пусть и в другом сеттинге, но сюжет и персонажи явно выдают небезызвестный Code Geass. Правда, между первым сезоном Code Geass и сериалом Guilty Crown прошло 5 лет.
  • Goblin Slayer пиарили как «мангу в стиле Dark Souls». Хотя из соулсоподобных элементов там разве что образ ГГ, в остальном — дженерик фэнтези.
    • Больше dark fantasy, но с -Souls и правда общего ничего.
    • Да и в целом стандартные фэнтезийные аниму про попаданцев пытаются выдавать за «деконструкцию» и «тёмное фэнтези» — это будто бы придаёт им солидности.
      • Автор прошлой правки — видимо не смотрел тайтл, так как гг не попаданец. Ну в целом все правильно: Re:Zero, Overlord, Goblin slayer работает по одному принципу. Берём Generic Fantasy и добавляем шок контент. Детишки радуются
  • Darling in the FranXX — опять же, сюжет и главные герои списаны с Eureka 7, с добавлением навязчивых аллюзий и целого отряда пилотов. Справедливости ради, между сериалами прошло уже более 10 лет.
  • феноменальной успех ранобэ «У есть особняк в постапокалиптическом мире», породил целый ворох похожих произведений в китайском сегменте Интернета — стандартная завязка сюжета: герой попадает в постапокалиптический мир, где не будь дураком начинает обчищать брошенные банки и дома в поисках ценностей с целью продажи их уже в нашем мире, и затем начинает торговать едой, медикаментами и опционально боеприпасами с местными, постепенно становясь крайне могущественной личностью в обоих мирах, также его первый встречный в мире пост апокалипсиса это девушка которая за проявленную к ней героем доброту становиться сначала добровольным (не всегда, как правило тут обоюдный расчет девушка понимает что у её нового знакомого есть досуп к жизненно необходимым вещам, а герой понимает что без чужой помощи ему в этом мире не выжить) гидом-телохранителем, а потом опционально любовницей гг и главой его гарема, пример — «Система постапокалиптического мира».
    • там же популярные в Китае истории про так называемых «зятьев в доме жены», к которым семья благоверной как правило относиться как к мусору и бесплатной домработнице, но затем никчемный зять получает некую абилку, а дальше начинаться история «пацан к успеху шел по китайски», которая нередко перетекает в гаремное аниме, наиболее яркий пример — «Система Шэнь Хао»

Мультфильмы[править]

  • Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк», и отчасти это правда. В статье есть список подобных сериалов и полнометражных мультфильмов, пошедших волной с девяностых годов и выпускаемых по сей день. Наиболее полные клоны из них те, где графон не нужен, зато непристойностей, сортирного и чёрного юмора хоть отбавляй.
  • Мультфильмы «Делай ноги!» и «Лови волну!», прицепившиеся к пингвиньей теме после успеха «Марша пингвинов» (самое смешное здесь — что продюсеры из этого успеха сделали вывод «зритель любит пингвинов», а не «зритель любит высококачественные документальные фильмы о природе»). А вот «Пингвины Мадагаскара» эту якобы повальную любовь к пингвинчикам высмеяли.
  • «Зверопой» благодаря стараниями отечественных маркетологов прицепился к «Зверополису».
    • Таким же макаром связали «Подводную братву» и «Лесную братву», которые в оригинале вообще не так назывались! (Shark Tale и Over the Hedge соответственно). «Альфа и Омега: клыкастая братва» в ту же кучу.
      • «Подводная братва» — отдельный случай, так как к данному мульту российские переводчики прицепили южнокорейский мультик «Рифф» (и его сиквел), а автору правки как-то раз под таким названием попался мультик «Помогите, я — рыба!». Впрочем, это совсем другая история…
  • Итальянские мультфильмы «Легенда Титаника» и «Титаник: Легенда продолжается» и вовсе прицепились к успеху Кэмероновского «Титаника».
  • Кстати, о рыбках: совсем уж откровенный зацеп — «Полное погружение», даже рекламная кампания строилась на том, что это «первый российский подводный мультфильм».
  • «Сезон охоты» прицепился к «Шреку». Публика жрала хулиганистые рендерные мультики.

Видеоигры[править]

Общее[править]

  • Жанротворчество здесь работает в том числе так, и ничего в этом плохого нет… в лучшем случае
    • Самый очевидный пример — Roguelike, то есть буквально игры, похожие на «Rogue». А сейчас можно наблюдать эксперименты на тему Souls-like, хотя Dark Souls оказался (оказалась? оказалось?) таким хитом, что с некоторых пор ушлые маркетологи пиарят абсолютно любую игру как «Dark Souls, но теперь БАНАНОВЫЙ!». На деле часто оказывается просто игра с возрождающимися врагами и без сохранений.
    • Далее, Метроидвания, цепляющаяся соответственно за серии Metroid и Castlevania.
    • Doom похожим образом кодифицировал мясной шутер и вообще FPS, которые стали зваться так (а не просто дум-клонами) когда набрали достаточно отличий от прообраза. Перезапуск серии в 2016 году также повлёк за собой выброс инди-игр на тему.
    • Дьяблоиды/дьябло-клоны/убийцы дьябло начали выходить с самого начала выхода первой Дьябло и заканчивать не собираются. В отличие от Doom’а собственного названия жанр не заслужил, маркетологи метаются между Action-RPG, Hack’N’Slash и отсылками к Diablo.
    • Начало 1980-х — аркада. Конец 1980-х — платформер. Начало 1990-х — квест, избивалка, файтинг. Конец 1990-х — Стратегия в реальном времени (ну и TBS). Начало 2000-х — FPS[1], середина-конец 2000х — MMORPG. Начало 2010-х — MOBA, пиксельное инди, конец 2010х — батлрояли. И так далее.
    • Королевская битва — это PUBG моды на баттл-рояль на Арму и Minecraft, потом PUBG, затем Fortnite и Apex Legends и затем соответствующие режимы, прикручиваемые к другим онлайн-шутерам.
    • Игра Shovel Knight породила у инди-разработчиков моду на ретро, и примерно с выхода игры появилась тенденция делать чуть ли не каждую инди-игру пиксельной. Причины просты: среди инди-разработчиков мало толковых художников и чаще всего они предпочитают работать в гордом одиночестве. А пиксель-арт (особенно минималистичный) проще рисовать и освоить, к тому же не отнимающий много сил и времени на разработку.
      • Педаль в пол - полные ретро-клоны, повторяющие ту же Кастлванию не только пискельностью, но и геймплеем со всеми его проблемами вроде контактного урона, читерски летающих в текстурах мобов и примитивного ИИ. Причём и это тоже следствие экономии, так как не нужно делать сложные реакции на поведение игрока, поиск пути с обходом препятствий и отдельные хитбоксы для атак.
    • Iratus: Lord of the Dead — когда игра вышла в ранний доступ, из уже неё вовсю торчали ноги Darkest Dungeon — вот только этого никто не скрывал, изначально позиционируя «Иратуса» как «Darkest Dungeon наоборот» . В меньшей степени Deep Sky Derelicts, у которой боёвка всё же отличается, но зато сохранился характерный комиксовый графон. Аналогично — Warsaw про Варшавское восстание, которая, тем не менее, балансирует на грани: даже шрифт взяли тот же. Даже шрифт, Карл!
    • Успех серии Souls породил много «хардкорных» игр, во многих вся хардкорность выражается в жирных возрождающихся врагах при кривой боевке и бедном арсенале.
    • Успех Hades, Dead Cells и Vampire survivors привёл к появлению их клонов таких как: Dandy Ace, Curse of the dead gods и Nigate tale как клоны Hades и Have a nice death, skul the hero slayer и blade assault как клоны Dead cells.
    • Успех Hollow knight привёл к появлению клонов таких как: Gleamlight(особо паршивая игра), Ender lillies, Grime, Ori and the will of the wisps. Haiku the robot, Crowsworn и Lotus knight(полный плагиат).
    • Вопиющий пример плагиат Cuphead под названием Enchanted portals.
    • Бесконечные клоны slay the spire ТЫСЯЧИ ИХ!
  • Бесчисленные клоны Minecraft характеризуются словам «craft» и «block» в названии. В качестве одного из самых одиозных представителей можно упомянуть преужаснейший «Копатель Онлайн».
  • Огромная популярность «Need for Speed: Underground» породила огромное количество подражателей разных по качеству, но практически одинаковых по стилистике и геймплею.
  • Компания Gameloft занимается (или занималась) тем, что делала мобильные клоны различных консольных игр. Примеры: Gangstar - клон GTA, и тд.
    • Первая часть Asphalt (версия для портативок) — явный клон Need for Speed. Java-демейки/версии 1-4 частей — явный клон OutRun.
  • Успех Sims вызвал кратковременный всплеск Sims-подобных игр, среди которых большинство урезали свободу действий ради большего раскрытия интимной жизни (Singles, 7 Sins)
  • Культовая сюрреалистическая инди-игра Yume Nikki породила целое травмайное депо с таким же геймплеем и главной героиней с именем, заканчивающимся на «-цуки»: «Сабицуки» — «Ржавая Луна», «Уроцуки» — «Блуждающая Луна», «Усоцуки» — «Лживая Луна». Отличаются друг от друга они лишь шизоидностью мира и внешним видом героинь и NPC. Вариант с фитильком, так как некоторая часть «трамваев» (.fl0w, Yume 2kki и Yume Nisshi, по крайней мере) определённую художественную ценность всё же имеет.

Конкретные примеры[править]

  • Penumbra 2 и целый вагон хоррор-игр, где нужно прятаться и убегать, не имея возможности отбиваться от врагов.
  • Внезапно, «классическая» трилогия Spyro прицепилась к такой же культовой трилогии Crash Bandicoot. Как-никак, один дизайнер и даже озвучка!
  • Geometry Dash в самом начале являлась клоном The Impossible Game с некоторыми новыми фишками. Постепенно обрастая функционалом и пройдя через 3 крупных обновления 1.9, 2.0 и 2.1, игра стала центром огромного комьюнити, а редактор стал настолько продвинутым, что там можно даже делать мини-игры.
    • Потом уже разработчик The Impossible Game стянул немало фишек из Geometry Dash, ожидаемого мегаобновления 2.2 к ней, и всяких фанатских поделок, и склепал из этого сиквел к своей игре, сделав его Free-to-Play, эксклюзивным для мобилочек. Получилась игра на один раз, на которую мало кто обратил внимания. Вполне заслуженно.
  • Will Rock прицепился к Серьёзному Сэму. Публика жаждала бить ещё гарпий и минотавров, невзирая на их качество.

Музыка[править]

В массовой музыке последние лет семьдесят это явление приобрело совершенно эпический размах, о конкретных случаях рассуждать становится просто бессмысленно. Когда выяснилось, что на поп-музыке можно собирать центнеры бумажек с портретами президентов и королев Елизавет, этот маховик и вышел на такие обороты. Общее направление просто: неожиданно «выстреливает» новая группа/песня, особенно, если это претензия на новое направление или хотя бы поджанр? — Быстро набираем музыкантов из глубинки, играющих приблизительно похоже, сулим им золотые горы/кисельные берега, связываем их кабальным контрактом, так же причёсываем и одеваем, меняем стиль с «приблизительно похоже» на «максимально похоже», ждём профит. Не взлетело? Выкидываем этих на мороз, набираем других, пробуем копировать что-то из победителей чартов следующего года. Взлетело? (А иногда взлетает, если самих музыкантов-копиркиных такой подход устраивает, руки у них растут из правильного места и само направление искренне интересно.) Очень хорошо, доим корову, пока не сдохнет пипл хавает. Параллельно можно ещё несколько аналогичных коллективов наштамповать. Пипл теряет интерес — повторяем цикл. Бóльшая часть продюсеров работает по этой схеме, ибо для плодотворных поисков чего-то самобытного и интересного в современной музыкальной свалке, нужно обладать поистине великолепной интуицией, эмпатией и профильным образованием, а не у всех воротил, которым тупо хочется бабла, эти данные есть. Естественно, явление цветёт во всех странах, за исключением, может быть, севера Страны утренней свежести. (Зато на её юге многокилометровость неотличимых трамвайных составов, уходящих за горизонт, не идёт в сравнение с детсадовской песочницей всяких Британий-Штатов.)

  • Клип на песню «Зараза» Николая Баскова. Вообще-то там вполне себе западная по стилю 2D-анимация, но усилиями маркетингового отдела клип пристегнули к аниме (ну а чо, всё равно для современного обывателя аниме — это уже всякая и каждая 2D-анимация), и дополнительно к жоже (название песни стилизировано под узнаваемое лого).

Примечания[править]

  1. Почему не раньше? А потому, что видеоакселераторы позволили отойти от самого сложного в FPS — программного рендеринга.