Джинн
Перейти к навигации
Перейти к поиску
« | У вина достоинства, говорят, целебные, Я решил попробовать — бутылку взял, открыл… Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное: Может быть, зелёный змий, а может — крокодил! |
» |
— Владимир Высоцкий |
Хотя изначально джинны были духами в доисламской арабской мифологии, но европейцы ассоциируют их с персонажем сказки «Аладдин и волшебная лампа» из сборника «Тысяча и одна ночь». Это волшебный дух, заточённый в лампе и исполняющий желания того, кто потёр лампу и пробудил джинна.
В широком смысле слова джинном можно назвать любое существо или артефакт, который исполняет желания владельца — не-волшебника.
Классификация джиннов по качеству исполнения желаний:
- Добрый джинн — добросовестно и качественно исполняет желание.
- Злой джинн — сохранив букву желания, извращает его дух настолько, что загадавшему мало не покажется!
- Глупый джинн — как и добрый, хочет добросовестно исполнить желание, но из-за глупости (либо незнания местных реалий) получается лажа.
- Джинн-буквалист — исполняет в точности то, что загадано, не больше и не меньше, нередко не понимает никаких подтекстов и метафор.
- Джинн-телепат — исполняет то, чего вы хотите на самом деле подсознательно, а не то, что вы придумали сознательно и озвучили ему вербально.
Классификация джиннов по духу:
- Ифрит (Arabic: ʻIfrīt: عفريت, pl ʻAfārīt: عفاريت) — инфернального облика, потому в D&D их отнесли к огню.
- Марид (Arabic: مارد mārid) — дословно «бунтарь», но в D&D их отнесли к воде (по желанию левой пятки). Возможно потому, что в романских языках корень mar означает море (но это не точно).
- Карин (Arabic: قرين qarīn) — по функциям нечто среднее между фамилияром и ангелом-хранителем.
- Шайтан — в исламе, в отличие от христианства, демоны считаются не падшими ангелами, а злобной разновидностью джиннов.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Сказка «По щучьему велению»: собссно Щука.
- Многочисленные анекдоты про Золотую рыбку (см. ниже) и про джинна.
- Иблис при всём своём сходстве с Люцифером, называется отнюдь не бывшим ангелом, а джинном и шайтаном.
Комплексные франшизы[править]
- В мире «Ведьмака» существа, заселяющие Плоскости четырёх стихий, именуются гениями. Если чародей сможет подчинить себе одного из них (а это очень сложно), тот выполнит три его желания, связанные с соответствующей стихией. Собственно д’йины — это гении воздуха; обитатели стихии огня называются ифриты, воду заселяют мариды, а землю — д’ао. Одного из таких духов случайно освободил из кувшина менестрель Лютик, что чуть не стоило ему жизни (в поисках его спасения Геральт познакомился с Йеннифэр, и тут всё заверте…).
- В первой игре Азар Явед умеет призывать ифритов, похожих на сильно перекошенных мурлоков. Игромеханически ифриты считаются призраками, а потому уязвимы к соответствующему маслу и серебряному мечу.
- В третьей игре можно (а если хочется продолжить отношения с Йен — нужно) снова сплавать по душу джинна, который мог бы отменить вышеупомянутое «заверте…»
Литература[править]
- А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — Золотая рыбка.
- По одной из версий, сюжет основан на померанской сказке «О рыбаке и его жене» из сборника братьев Гримм(рыба там является говорящей камбалой и одновременно заколдованным принцем), а также перекликается с русской народной сказкой «Жадная старуха», где вместо рыбки выступает волшебное дерево.
- Г.-Х. Андерсен, «Огниво»: в роли джинна — громадные собаки, в роли лампы — огниво.
- В оригинальной сказке (которую также переписали и братья Гримм) была свечка и дух «Чёрный человек», ею призываемый.
- Валентин Катаев, сказка «Цветик-семицветик» и с прикрученным фитильком — сказка «Дудочка и кувшинчик» (дудочка может только заставить листья земляники подняться, показав ягоды).
- Лазарь Лагин, «Старик Хоттабыч» (и экранизация). Добрый, но глупый (точнее, капитально отставший от жизни) джинн и по совместительству — смертельно преданный друг.
- Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Там фигурируют и Щука, с которой разговаривает Саша Привалов, и Золотая рыбка, погибшая от взрыва глубинной бомбы.
- Есть там и настоящие джинны, которые заточены в сосуды. «В отделе Оборонной магии работал Питирим Шварц, беззаветно трудившийся над проектом джинн-бомбардировок. Суть проекта состояла в сбрасывании на города противника бутылок с джиннами, выдержанными в заточении не менее трёх тысяч лет. Узнав о водородной бомбе и бактериологической войне, он роздал имевшихся у него джиннов по отделам». Одного из них Саша видел в кабинете у Витьки Корнеева. Потом Саша увидел, как в стендовом зале усмиряли выпущенного из бутылки джинна — в вольере, огороженном щитами Джян бен Джяна и закрытом сверху мощным магнитным полем, его стегали высоковольтными разрядами, а потом стали трясти на вибростенде. Наконец, Роман Ойра-Ойра, метнув бутыль с джинном, ликвидировал последнего из кадавров Выбегалло.
- А ещё есть ифриты (разновидность джиннов), которые охраняют вход в приёмную Модеста Матвеевича. «Нос каждого был прободён массивным золотым кольцом с жестяным инвентарным номерком». Причём один из этих ифритов когда-то людоедил по молодости лет и до сих пор иногда облизывается при виде человека…
- Дмитрий Емец, «Таня Гроттер»:
- Строгий библиотекарь Абдулла «походил на плотный сгусток тумана. Семь бородавок на щеках и на лбу, огромная чалма. Само лицо было белое, плоское как блин. Черты появлялись на нём внезапно — то глаз всплывал, то рот…»
- Джинны, которые контролируют поведение драконов во время драконбола.
- Ещё есть сборная джиннов по этому виду спорта.
- Джонатан Страуд, трилогия Бартимеуса — тысячи их, и первый, собственно, заглавный Бартимеус.
- Метавселенная Рудазова — джинны суть вид бессмертных, населяющий мир Каф. Тоже делятся по стихиям (некогда это были национальные школы магии четырёх народов внутри одного государства,
но всё изменилось, когда народ Огня развязал войну). Огонь — ифриты, самые яростные и разрушительные; земля — кутрубы, самые здоровые и тупые; воздух — мариды, самые долгоживущие и искушённые в волшебстве; вода — силаты, самые немногочисленные. Шайтаны — джинны-демоны, населяющие Джаханнам. Гурии — джинньи-небожительницы, ублажающие праведников в Джанне. Все джинны не знают себе равных в метаморфизме, масштабировании, материализации и иллюзионизме, умеют летать и все, кроме кутрубов, взрослеют через окукливание.- В рабстве у Креола отсиживался джинн Хубаксис, который совершил ужасное, немыслимое, чудовищное преступление — испортил воздух в присутствии самого Великого Хана всех джиннов и ифритов.
- Гламмгольдригу как-то раз подарили гурию Анжанну, которая стала его последней женой.
- Саманта Янг «Дух огня»: главная героиня — джинн.
Кино[править]
- «Волшебная лампа Аладдина» (СССР, 1966 г.)
- Хоттабыч }{0ТТ@БЬ)Ч (Россия, 2006). Теперь в современности!
- «Исполнитель желаний» — злой джинн. Очень злой джинн.
Телесериалы[править]
- «Однажды в сказке»: джинн из Аграбы был узником лампы, пока король Леопольд не освободил его. Тот случай, когда сам по себе джинн как раз не злой, но злая сама лампа: ни одно из желаний, осуществлённых с её помощью, не привело к добру. И даже сам джинн попадает в ловушку: загадав желание всегда быть вместе с Региной и постоянно смотреть на неё, он был превращён в её волшебное зеркало.
Мультфильмы[править]
- «Аладдин» (Walt Disney Pictures, 1992 г). и продолжения — синий джинн по имени Джинни. Впоследствии джинном становится и Джафар.
- «Клуб Микки Мауса» — в одной из серий, стилизованной под восточную тематику, Пит представлен в роли джинна.
Видеоигры[править]
- HoMM III и далее: достаточно мощный юнит замка Академия. Желания не исполняет, но отменно кастует заклинания, особенно в Четвёрке. Ифриты также присутствуют, обычно в качестве злейших врагов джиннов.
- Серия игр Shantae — там присутствует целый мир джиннов, откуда родом мать главной героини — полу-джинни Шантаэ.
- Cuphead — один из боссов этой игры является джинном по имени Джимми Великий.
Настольные игры[править]
- Dungeons & Dragons: заклинания «Желание» и «Ограниченное желание» призывают джинна-буквалиста. Сами джинны происходят из измерений стихий: джинны воздуха называются собственно джиннами (в английском это два разных слова, Genie и Djinn), джинны огня — ифритами, воды — маридами, земли — дао. Первые два вида проникли во множество фэнтези-сеттингов.
- Причём, джинны земли в арабской мифологии отсутствуют, их место занимают … люди, как созданные Богом из глины.
- Warhammer Fantasy Battles — местные джинны похожи на дындовских в плане элементальных способностей. Упаковываются в кувшины аравийскими колдунами, при освобождении выполняют одно желание и удаляются в
ВарпЭфир. Да, прямо как обычные вархаммеровские демоны, и убиваются по тем же правилам. Кроме того, джиннам как природным духам поклоняются те аравийцы, которые не приняли незримого орла.
Музыка[править]
- Владимир Высоцкий, «Песня-сказка про джинна» (см. эпиграф). Пародия: по словам автора, под видом джинна в ней фигурирует Русский Дух.
См. также[править]
- Одержимость демонами: в восточной мифологии в человека вселяется, как правило, отнюдь не шайтан, а джинн (в тюркских языках психбольница вообще даже именуется джиндыхана).