Демон в облике человека

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ну погоди кто.pngКто?
В этой статье слишком много примеров без контекста. Не все знают, что это за персонажи и предметы. Распишите подробнее, чтобы незнакомый с сеттингом пользователь всё понял, иначе такие примеры будут удалены.
« Фауст:

Вот, значит, чем был пудель начинён! Скрывала школяра в себе собака?

Мефистофель: Отвешу вам почтительный поклон: Ну, вы меня запарили, однако!

»
— Иоганн Гёте, «Фауст»

Прямо скажем, представление демонов как рогатых чудиков или иных монстров не совсем верно отражает суть. По идее, это должна быть нематериальная сущность, как-то влияющая на наше поведение (классически — в худшую сторону). Но если уж делать его полностью или частично материальным (или с видимостью материальности), то какой облик ему логично придать? Тот, в котором лучше получится влиять на людей. И это, конечно, облик человеческий.

Человеческим обликом могут обладать и положительные демоны — тут уже скорее потому, что удобнее использовать героя в таком обличье. Но может использоваться и для вливания в мир людей.

Как вариант, у такого демона всё же могут быть рожки, которые он, вероятно, будет скрывать. Или вообще — его «истинной сущностью» будет являться другой облик (например, тот же чёрт с рогами), человеческий же — только для маскировки и влияния на людей.

Троп может применяться как к рядовым демонам, так и к самому князю тьмы.

Характерные черты[править]

За человеческим обликом демонов закрепилось много архетипических черт, так что если вы увидите демона в человеческом обличье, то скорее всего ни с кем его не спутаете. Также эти архетипические черты могут придавать и просто людям, если хотят намекнуть, что за ними что-то нечисто. Может породить дополнительные трактовки: а вдруг это был не совсем человек?!

  • Хромота. Вероятно, идёт от кузнецов, коих, как чуждых и непонятных людей, часто считали колдунами, а работа кузнецов весьма травмоопасна (плюс разные ядовитые испарения, часто мышьяковые). Мифические кузнецы также часто хромые; особо надо отметить эльфа Вёлунда, которого в средневековье особо часто отождествляли с дьяволом. Как вариант, вместо хромоты могут быть другие травмы. Впоследствии стали объяснять тем, что Бог таким образом метит нечистых, чтобы их можно было узнать, или некоей деталью биографии — например, дьявол сломал ногу, когда его низвергали из рая.
  • Как следствие хромоты — трость. Даже если хромоты нет или она не бросается в глаза, трость всё равно может быть. Вообще, трость — непременный атрибут интеллигентных злодеев (возможно, как следствие её наличия у дьявола). Ещё и какой-нибудь символичный набалдашник может быть, например, в виде головы собаки.
  • В комплект с тростью (или даже без неё) — представительный костюм — фрак, или хотя бы пиджак.
  • Похож на иностранца (ну, объединяют чуждость по разным параметрам). Есть варианты — может быть смуглым южанином, а в русских сказках чёрт иногда «одет как немец».
  • Чёрный цвет — в одежде, в волосах.
  • Другой возможный цвет волос — рыжий. Рыжими также могли быть ведьмы и скандинавский бог лжи Локи.
  • Как-то особо выделенные глаза. Ярко-зелёные, или наоборот тёмные, или пустые, или даже разные. Могут быть с бельмом или вообще травмированы (как продолжение пункта про хромоту).
  • Козлиная бородка. Даже при отсутствии рогов козлиный облик хоть как-то просочился. Потом стало неплохо ассоциироваться с интеллигентным обликом.
  • Тонкие чёрные усики. Их истоки нам неизвестны. Возможно, изначально были в комплекте с козлиной бородкой, затем зажили собственной жизнью.
  • Невероятная красота. Если демон классический отрицательный, то помогает в соблазнах. Если положительный… ну, просто чтобы красиво было.
  • Намёк на его сущность в имени, которым он представляется. От простейших (вроде имени наоборот) до тончайших культурных отсылок, в зависимости от образованности автора, взыскательности аудитории и просто намерения темнить.
  • Если сеттинг откровенно фантастический, то демонических черт может быть больше. От уже упомянутых рогов до зловещей долины и даже чужеродного человека.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • «Повесть о бесе Зерефере». Бес в образе человека пришёл к святому Антонию Великому, чтобы спросить через него Бога: примет ли Он покаяние от нечистой силы или нет? Бог передал чин покаяния для беса, но тот, услышав, впал в ярость и ушёл.
  • Много раз адаптированная легенда о Фаусте, наиболее известная в исполнении Гёте — Мефистофель. Кодификатор и образец для других историй о сделках с дьяволом.
  • Русская народная сказка «Солдат и чёрт» и адаптации:
    • Балет Стравинского L’Histoire du soldat.
    • Два мультфильма по мотивам — русский и американский. В американском — педаль в пол: чёрт лицом похож на классические изображения барона Мюнхгаузена, то есть и врун, и немец.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Дитя души» К. Леонтьева — фабрикант мусье Франко. Типично европейский образец «жантльмена».
  • «Братья Карамазовы» — циничный чёрт в клетчатых штанах и старом пиджаке, заявившийся к Ивану Карамазову (скорее всего, в галлюцинациях). В некоторой степени прототип Коровьева.
  • «Звезда Соломона» Куприна — господин Мефодий Исаевич Тоффель, то есть Мефистофель.
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» . Воланд и его свита — кодификатор для постсоветского пространства. Очень много культурных отсылок и архетипических черт, в том числе относительно малоизвестных, не приведённых в списке выше (а для многих приведённых стало самым известным образцом). Свидетели говорили, что сам Воланд хром (на самом деле нет), а члены его свиты имеют разные другие травмы. А схожесть с иностранцем забавно обыгрывается в советских реалиях.
    • Ещё до революции в Российской империи было народное поверье, что чёрт прикидывается именно иностранцем. См. хотя бы книги Гоголя (ростовщик-индус из «Портрета»).
  • «Уединённый домик на Васильевском» Владимира Титова — Варфоломей.
  • «Альтист Данилов» — для демонов человеческий облик обычен не только при появлении среди людей, но и при общении между собой; почему так принято, никто толком не знает.
  • «Хроники странного королевства» — мэтресса Морриган демонесса лишь на четверть, но это дает ей способность переключаться между человеческим обликом и демоническим. Той же способностью будет обладать и другой четверть-демон, Рене Трезон. Однако судя по одной из книг, которые читала Ольга для просвещения в вопросах общения с демонами, этой способностью можно обладать и при большем проценте демонической крови (хотя полудемон Харган ей не обладает).
  • Леонид Леонов, «Пирамида» — Шатаницкий. Он же — лидер одного из множества существовавших во время, когда происходит действие романа (тоже, как и у Булгакова, где-то 30-е гг.), атеистических кружков. Противостоящий же ему Дымков — инверсия не только данного тропа, но и инопланетного демона.
  • Ларец Чудиновой. Венидиктов. Притворялся разными иностранцами.
  • Троп (с Великим Мастером) подсвечивается в «Свароге». Облик ВМ при встрече с Главным Героем — облик простого, работящего, обыкновенного мужика, очень «свойского» — Сварог не шутя одобряет. Именно тот облик с которым и надо было к нему являться. Свой в доску человек, не демонический красавчик, не благообразный старый аристократ… А потом ему позволяют посмотреть на истинный облик — и не было у него слов чтобы описать ту Тьму и тот Ужас которые он увидел.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте. Причём облик человека может быть как маскировочной личиной, так и вполне истинным обличьем.
    • Нъярлатхотеп, в полном соответствии с исходным каноном (см. ниже). Этот супершоггот — главный специалист Лэнга по внедрению в людскую среду, и способен годами и месяцами жить среди человеков, не подавая виду о том, на что он на самом деле похож.
    • Паргоронские гхьетшедарии рождаются и большую часть времени проводят в человеческом обличье (с мелкими отличающимися деталями, вроде двух пупков или наличествующих с самого рождения зубов). Оно растёт и меняется до первого перехода в истинное обличье, каковое представляет собой чужеродное чудовище разной степени монструозности, от вполне понятных гигантских зверей и мутантов до чего-то фрактального. После первого превращения человеческий облик застывает в неизменном виде, со всеми имевшимися несовершенствами. Некоторым, вроде баронессы Мильмары и демолорда Фурундарока, это сильно отравляет жизнь.
    • Паргоронские же ларитры постоянно пребывают под иллюзией человеческого облика (истинный — живой дым). Обычно это женщина первой-второй молодости, реже девочка или старуха. Мужские колена ларитр тоже когда-то были, но теперь перебиты.
    • Дом Дерева Хвитачи — клан сидов-отступников, изгнанных из Тир-Нан-Ог и обретших демоничность. Внешность — классическая эльфийская. В книгах ещё не появлялись, но в каноне уже присутствуют.
    • Практически любой высший демон способен создать себе морок по образу и подобию смертного. Настолько обычно, что не заслуживает даже перечисления примеров.

Зарубежная[править]

  • «Бельфегор Архидьявол», или «Чёрт, который женился» Никколо Макиавелли (да, он не только инструкции для государей писал) — в аду удивляются, почему все попадающие туда мужчины винят своих жён. На землю посылают демона Бельфегора, чтобы выяснить это. Он женится и испытывает на себе все тяготы…
    • Тогда эта же тема обыгрывалась ещё многими авторами. А в начале XX века её использовал румынский автор Ион Лука Караджале в обстановке Румынии начала XIX века. Заметно повлияло на румынскую литературу.
    • Мотивом для произведения Макиавелли послужила французская народная сказка «Скверная жена».
  • «Влюблённый дьявол» Жака Казота — дьявол влюбляется в мудрого человека и принимает облик прекрасной женщины, чтобы соблазнить его. Есть мнение, что с этой книги началась фантастическая литература в современном смысле.
  • «Нъярлатхотеп» Говарда Лавкрафта — собственно Нъярлатхотеп в облике египетского фараона.
  • «Тим Талер, или Проданный смех» немецкого детского писателя Джеймса Крюса — барон Трёч. В советской экранизации его сущность очень неочевидна, даже имя произносится через «е», а не через «ё». Впрочем он говорит, что у него есть имение в Месопотамии, то есть там, где раньше был Вавилон, что намекает…
  • Стивен Кинг:
    • «Тёмная Башня», «Противостояние», «Глаза дракона» — Рэндалл Флэгг.
    • И Алый Король тоже. Crimson King — эвфемизм английских богословов для обозначения дьявола.
    • «Оно»: заглавный гад на самом деле — невообразимое, бесконечное, ползучее чудовище, состоящее из мёртвых огней. Человеческий облик широко известен: клоун Пеннивайз. Есть и другие человеческие формы — например, страшный бомж-сифилитик.
    • «Буря столетия»: Андре Линож (Linoge, то есть Legion). Впрочем, этот может быть не демоном, а старым и могущественным колдуном.
    • «Человек в чёрном костюме»: заглавный персонаж. Этот экземпляр даже не слишком притворяется — при общем человекоподобии у него огненные глаза и острые зубы.
    • «Плохой мальчишка»: снова заглавный персонаж. На этот раз демон в облике противного маленького мальчика.
    • «Необходимые вещи»: Лиланд Гант (возможно, одна из личин вышеупомянутого Флэгга). В книге в финале принимает свой истинный облик, в фильме так и выглядит Максом фон Сюдовым до конца.
  • «Шахматы для дебилов» украинского постмодерниста Михайло Брыныха — обыгран образ Воланда. С дьяволом играет в шахматы сам Хосе Рауль Капабланка.
  • Дэн Абнетт, «Инквизитор». Демон Черубаэль (искажённое Cherub of Baal — херувимчик Баала) — полное чудовище, губившее миры и звёздные системы, упивавшееся страданиями своих жертв, заточено в теле человека и вынуждено служить Инквизиции, причиняя счастье и нанося добро. Впрочем, демон от этого не особенно страдает — по словам его хозяина, со временем «они пришли к пониманию».
  • Айзек Азимов, «Седьмая труба» — Р. Е. Манн. По английски — Ар. И. Манн (R. E. Mann) — то бишь Ахриман, персидский дьявол.
  • Альфред Бестер, «5 271 009» — Солон Акила.
  • Джон Апдайк, «Иствикские Ведьмы». Дэррил вэн Хорн.

Кино[править]

  • «Математик и Чёрт» (1972), советский короткометражный фильм с Кайдановским, по рассказу Артура Порджеса «Саймон Флэгг и дьявол».
  • «Тень, или Может быть, все обойдётся» — по мнению некоторых критиков, Тень именно демон, а не просто бывшая тень хозяина.
  • «Страсти Христовы» — дьявол в виде человека андрогинной внешности.
  • «Догма» Кевина Смита. Главгад Азраэль. И троица хоккеистов
  • «Адвокат дьявола» — Сатана в блистательном исполнении Аль Пачино. И его ручные гламурные демоницы.
  • «Байки из склепа: Демон ночи» (1995) — главгад Коллекционер в исполнении Билли Зейна. А также демон, пришедший ему на смену на правах твиста Р. Л. Стайна.
  • Фильм «Жанна Д’арк» (1999).
  • Украинский «Пропавшая грамота» — Дьявол выглядит как здоровый лысый амбал, наподобие Шао Кана.
  • «Heartless» (Бессердечный) — Папа Би.
  • «Сказание о Рустаме» 1971 года. Антагонист героя, див Тулад (охромевший, кстати), появляется в различных человеческих обликах. Свой настоящий облик принять не может («на это строжайший наложен запрет»).
  • «Корабль-призрак» (2002) — Джек Ферриман.
  • «Иствикские ведьмы». Три подружки поначалу даже не догадываются, с кем связались, хотя чертовщина вокруг него начинает происходить почти сразу.

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

  • RWBY — главгад всей истории Салем. Была когда-то человеком (красивой волшебницей), но желая умереть, сиганула в омут рождения демонов-гримм, отчего обрела демоническую силу и мутировала.
  • «Металлопокалипсис» — Селатчиа и Ворлааг.
  • «Самурай Джек» — в некоторых сериях Аку становился похожим на человека (но цвет кожи и глаза его всегда выдавали).

Комиксы[править]

  • Hellblazer — множество демонов принимают человеческий облик (например, демоны-финансисты в одном из первых выпусков 1989 года, приуроченном к переизбранию Тэтчер). Да и сам Джон Константин, в жилах которого течет кровь демона Нергала, в некотором смысле демон. А уж когда он разделяет свою душу на части, выбрасывая все демоническое, соединяет эту часть души с душой Алистера Кроули и отправляет в ад вместо себя, в сюжете появляется настоящий демонический Константин.
  • «Спаун» (комикс и фильм) — Осквернитель в виде толстого злого клоуна.
  • «Mercy Sparx» деконструкция — у Мерси есть довольно редкая (но не уникальная) способность к человеческому облику. Но: Во-первых, работает только на Земле (причем, для самой Мерси это было шоком). Во-вторых, в этом облике не работает регенерация (даже от похмелья — а Мерси, если честно, любит), а еще Мерси как-то после обряда экзорцизма умудрилась так застрять. В-третьих, это очень увеличивает ее рыночную стоимость(Да, продать ее на аукционе тоже хотели). И в-четвертых, у Мерси очень большие проблемы подобрать имидж, который в обоих обличиях бы хорошо смотрелся (как человек она блондинка, как демон — шатенка). Из плюсов — физическая сила (в человеческом облике вырвала парковочный счетчик и метнула) и аварийная трансформация (о ней, кстати, тоже не сразу узнала). Кстати, ни по одному пункту из «характерных особенностей» выше не подходит — блондинка-шатенка; не хромает; одевается, красится и татуируется как неформал (коим, собственно, и является); отностительно красива, конечно, но на фоне матери тоже не-фонтан…

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — апостолы. Свободно переключаются между человеческим обликом, и обликом кошмарных чудовищ. При этом многие из них (включая ангельски-прекрасного Гриффита) даже в обличии людей выглядят несколько… нечеловечно (у того же Гриффита глаза с кошачьими зрачками например).
  • Un-go — Инга. Аж в двух обличьях — прекрасной девушки и мальчика-сорванца.
  • Nanatsu no Taizai — Мелиодас. Как выяснилось по ходу сюжета, он принадлежит к клану могущественных демонов, которые запечатаны вместе с его старшим братом.
  • «Devil May Cry» — демоны в обличье людей здесь обычное дело. Главный гад Сид настолько слаб, что принять облик человека способен только если буквально влезет в его шкуру.
  • Devilman: их полным-полно по ходу сюжета, плюс упоминается, что некоторые демоны бродили среди людей и до основных событий.
  • Сатана на подработке — главные герои, владыка демонов Мао, его генералы Алсиэль и Люцифер. Правда, это побочный эффект перемещения в наш мир, и обрести облик демона можно, только если восполнить магическую энергию через эмоции людей (в их случае, конечно, негативные).
  • Black Butler — Себастьян Михаэлис. И иже с ним — демоны из 2 сезона: Клод Фаустус, Ханна Анафероуз и тройняшки.
  • Jujutsu Kaisen — проклятый дух Махито, выглядящий как красивый молодой мужчина. Из всех показанных проклятий он единственный имеет полностью человеческую (за рядом небольших нюансов) внешность.

Видеоигры[править]

  • Warcraft — способность демонов Натрезим. Один из них перевоплотился в убитого магистра инквизиццкого Алого Ордена, например.
  • Starcraft — Самир Дюран и Эмиль Наруд. На самом деле это один зел-нага, в разное время носивший облик двух разных человек. С прикрученным фитильком, ибо Дюран не демон, а инопланетянин.
  • Аллоды: старатель Горислав Гипатский на самом деле — Анти-Бог Нихаз. Полная аверсия во внешности: здоровый рыжебородый мужик. Кто бы мог подумать?
  • Heroes of Might & Magic V. Суккуб Биара, которая вечно кем-то притворяется.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — Гюнтер О’Дим собственной персоной.
  • Alan Wake — мистер Скретч. «Mister Scratch» или «Old Scratch» — известное англоязычное прозвище дьявола.
  • «Friday night funkin'» — Подруга.

Настольные игры[править]

Музыка[править]

  • Король и шут: «Пивной череп», «В гостях у соседа».
  • Powerwolf: «Saturday Satan». Дьявол предлагает некой барышне покататься на машине и потусить в клубе.

Человек с архетипическими чертами[править]

  • Павел Иванович Чичиков. Неприметной незапоминающейся внешности (намёк на демонские мороки), во фраке «брусничного цвета с искрой» (намёк на адское пламя), и души, опять же, скупает…
  • Мистер Хайд.
  • По мнению некоторых исследователей — Остап Бендер.
  • RWBY — командир фавнов-террористов Адам Таурус. Несоразмерно высокий, огненно-рыжий и ходит в черном костюме. Педаль в пол — у него реально козлиные рога, причем красного цвета.
  • «Шар и Крест» — Доктор Л.
    • Впрочем возможно что там не только черты но и всё остальное…
  • «Пламень» П. Карпова — полное чудовище Гедеонов. По народным слухам, бастард женщины от Змея. Ну, понятно, какого, не ужика или питона, и даже не гадюки…
  • «Матрица» — те, кто трактуют посыл фильма как христианский, видят в уже-не-агенте Смите коллективного дьявола. Ну а что, имя же ему — легион…
    • Допустим и так, но скажите — каким местом Смит человек?
  • Dishonored: Чужой, на что есть намёки в лоре, — человеческая форма Левиафана. Дьявольские черты у него явственно проглядываются, но персонаж не играет злодейскую роль. Левиафан скорее хтоническая сущность, чем демон.
  • Прозвище Льва Троцкого — Демон Революции. Мефистофельский облик Лейбы Давыдыча только подогревал такой расклад.

См. также[править]