Магия иллюзий

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Всю зиму у нее цвели орхидеи. Они пахли самым лучшим запахом, какой я только мог выдумать... »
— Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»
«

Чары тумана, огонь талисмана,
Правду нельзя отличить от обмана.
Ты не поверить не сможешь в ложь,
Увидев — поверишь, поверив — умрешь!

»
— «Туда и оттуда». Обыкновенная сказка с элементами мюзикла
Магия иллюзий.png

Магия иллюзий — способность с помощью волшебства обманывать органы чувств человека (или иного индивида), а иногда даже сенсоры машины. С её помощью возможно заставить кого-либо поверить, что предмета нет там, где он на самом деле есть (отвод глаз) или что он есть там, где его на самом деле нет (морок). Проще всего, судя по сложившейся фэнтезийной практике, обмануть зрение — или же, учитывая, что именно от зрения среднестатистический гуманоид получает 90 % информации, способы его обмана просто лучше разработаны. Но с тем же успехом можно навеять и вкусовые ощущения, и осязательные, и звуковые — нет, не наколдовать звук, а всего лишь заставить заколдованного думать, будто он этот звук слышит. А достаточно качественная твёрдая иллюзия способна и убить.

От этого тропа недалеко и до магического подчинения — в конце концов, то и другое шутит шутки с сознанием. Невидимость может достигаться с помощью сабжа, но может и с помощью других отраслей магии.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Собственно, сабж долго был единственным видом магии, существование которой признавала церковь. Истинные чудеса творить может только Господь, а колдун и подшакаливающие при нём демоны — как максимум, создать видимость чуда. То есть, превратить в животное не могут, но могут заставить жертву казаться всем окружающим этим животным — по плодам так на так и выходит.

Комплексные франшизы[править]

  • Сага о ведьмаке:
    • Маги вовсю пользуются иллюзиями в гедонических целях. Дважды упоминается иллюзорная еда, дающая весь спектр вкусовых ощущений: Филиппа на Танедде творит иллюзию икры, а Трисс в «Новом Наракорте» — стейка из катоблепаса для привередливой Адды. Стрегобор вообще всю свою башню обставил иллюзиями, включая доппелей-служанок, пригодных для употребления по назначению. А ещё та же Филиппа похвалялась, что способна наколдовать оргазм.
    • Фрингилья Виго подарила Геральту волшебный амулет. С его помощью ведьмак смог, к примеру создать иллюзию того, как он ломает свой меч.
    • В романе «Сезон бурь» из этой же серии фигурирует агуара, антропоморфная лиса, обладающая могучей магией иллюзий. Она довольно хитро пользуется этой магией: например, сбивает корабль с курса, меняя видимое положение стрелки компаса.
    • В третьей игре Кейра Мец снабдит Геральта волшебным светильником, способным развеивать мороки.
    • В американской экранизации Йеннифэр приобрела замашки Квиллиона Дубля (см. ниже) и любит заниматься интимом в компании наколдованных зрителей или даже соучастников. И даже нарочно тренировалась поддерживать заклинание даже в самый момент оргазма.

Литература[править]

  • Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Воланд с компанией владеют ею виртуозно. Чего стоит выступление в Варьете, когда одежда и прочие радующие дам предметы оказались ничем, а бумажные червонцы — этикетками от нарзана!
  • Братья Стругацкие, «Жук в муравейнике» — во время экспедиции на планете Надежда Лев Абалкин и его друг, голован Щекн, встретили огромную, вонючую и агрессивную стаю собак. Голован пошёл прямо на них, стая остановилась… а потом, напуганная до полусмерти, с визгом бросилась наутёк. оказалось, что Щекн создал иллюзию огня — не только зрительную, но и тактильную.
  • Скив из романов Роберта Асприна обзавёлся весьма впечатляющей репутацией, пользуясь главным образом магией иллюзий — личинами.
    • Он получил место придворного мага, сняв заранее наложенные личины с себя и своих спутников. А вот королю и его советникам показалось, будто Скив действительно превратил единорога в дракона, а жалкого урода — в могучего демона.
    • Во время сражения с армией Большого Джули Скив накинул на вражеского генерала Зверюгу личину демона. Собственные солдаты изрубили того в куски.
  • Метавселенная Рудазова
    • «Архимаг»:
      • Креол владеет сабжем не то чтобы на высоте, но на довольно приличном уровне. Сковал кахальской императрице артефактное ожерелье с постояннной омолаживающей иллюзией, может превратить пучок вырванных волос в собственных наваждений-доппелей, сбивающих противника с толку, а уже в Серой Земле разучил заклинание Двойника Хаоса — ноу-хау побеждённого им Бестельглосуда, доппеля высшего порядка, отличающегося от оригинала только неспособностью к речи. А если лень самому, то может напрячь раба — Хубаксис уж на что дундук, но иллюзии, в том числе твёрдые, творит с потрясающей точностью — или воззвать к Думудуку, сороковой Эмблеме Мардука.
      • У Троя с иллюзионизмом ещё хуже. Его доппели лопаются от малейшей царапины.
      • Ещё в Шумере, в первый день службы магом-консультантом при страже города Нимруда, Креолу попался сторожевой амулет, создававший иллюзию архидемона Лаларту. Даже не доппеля, просто колдовскую голограмму — но кирпичей молодой маг отложить успел, пока не взглянул на ауру. Ещё один попался магу в подземельях монастыря на вулкане Гекетор — тяжёлое наследство дедушки Алкеалола. Тут доппель был уже плотный, рядового авантюриста размазал бы, особо не напрягаясь, но Креол его просто развеял.
      • Квиллион Дубль, одиннадцатый в Совете Двенадцати, постоянно окружён армией доппелей. Зачем разучивать боевые заклинания самому, если можно просто создать доппеля хорошего боевого мага? Зачем соблазнять женщину самому, если можно просто создать доппеля любой красавицы? Более того, зачем даже её самому иметь, если можно создать собственного доппеля и наблюдать, как он трудится? За такие наклонности и за параноидальную осторожность на грани трусости Квиллиона презирает весь Совет, но тем не менее, маршальский жезл он носит по праву — очень уж доппели помогают оперативно следить за всем полем боя разом и мгновенно реагировать на любую перемену обстановки.
      • Тивилдорм Призрак в битве при Земляйке обратил в бегство ингарских погонщиков мамонтов, наложив на зверей иллюзию огня. Та едва щекотала кожу, но выглядела очень натурально — и мамонты, уверенные, что горят, перестали слушаться погонщиков и в панике заметались, топча своих.
      • И вообще Совет Двенадцати стандартно использует для связи колдовские миражи, из-за чего его заседания сильно напоминают аналогичные у Совета джедаев с голопроекциями над креслами.
      • Из не попавших в Совет серых колдунов выделяются: Стефаль Прекрасный, который любил придавать солдатам противника облик серых, чтобы их убивали собственные товарищи, или швырять друг за другом штук десять иллюзорных файерболов, из которых один ВНЕЗАПНО оказывался настоящим; Хамбардуг Табун, бессменный директор арены Царара Кеста, натравливающий на испытуемых буквально табуны наваждений; и Рорд Отец, который благодаря разработке покойной жены — усовершенствованному философскому камню — наделал столько доппелей собственных сыновей (тоже колдунов не из последних), что подчистую вырезал целый отряд демонов, способных на равных биться с танками и истребителями.
      • Архидемон Йаг, заставляющий врагов грезить наяву, а уж во снах навевающий такое…
    • Тетралогия о яцхене — кардинал-расстрига Гитэн эль Кориано так мастерски пользовался иллюзиями, что создавал впечатление телепортёра… а на деле оставлял вместо себя морок, а сам под невидимостью просто перебегал на другое место. А в следующем томе Олегу самому пришлось для конспирации некоторое время походить под иллюзией симпатичной девушки (он не выбирал, у амулета был только один режим).
    • В парифатской практике доппели называются немтырями.
  • Роджер Желязны, «Князь света» — Мара-Сновидец, Владыка иллюзий.
  • «Тувия, дева Марса». Веками жители города Лотара защищались от вражеских орд, создавая иллюзии лучников. Со временем иллюзии стали такими совершенными, что действительно могли убивать врагов. В конечном итоге, один из иллюзорных стрелков даже сумел обрести плоть и стать реальным.
  • «Хроники странного королевства» — мэтр Лест, «нанятый» (точнее, соблазненный) королевской фавориткой, пытается убить Ольгу, наложив на разрушенный мост над пропастью иллюзию целого. Неудачно: у Ольги иммунитет к магии иллюзий. Зато Шеллар плавать научился: он-то иллюзии не видел и свалился в реку.
    • По тем же причинам потерпел поражение дракон Скорм Непобедимый, который за счет наложения на себя иллюзии стен пещеры создавал аналог невидимости. Вообще, драконы — признанные мастера иллюзий, в том числе используют говорящих фантомов, чтобы преодолеть свою неспособность воспроизводить звуки человеческой речи.
      • Во всяком случае *некоторые* драконы. Не все драконы--маги. Аррау, например, ученица почтенного Мэтра Гаррона, умеет создавать фантомы. А её супруг--нет.
    • Кроме них, в мирных целях иллюзии использовал принц Мафей, прятавший от наставника письменный стол, который нечаянно закрутил спиралью.
  • «Досье Дрездена» — ученица Дрездена, дочь друга Гарри и Рыцаря Креста, Майкла, а со временем — и Зимняя Леди, Молли Карпентер отлично владеет этим видом магии.
  • Star Wars Legends, «Я — джедай!» — магия иллюзий — любимый прием Коррана Хорна, неспособного к телекинезу и еще паре традиционных джедайских фокусов.
  • ПЛиО: работу магии иллюзий достаточно подробно демонстрирует Мелисандра. Она показывает читателю, как работает сделанный ею зачарованный браслет, полностью меняющий внешность человека, на примере Костяного Лорда и Манса Налётчика. Очень похожим на этот браслет описано и ожерелье, которое Мелисандра носит, не снимая, из-за чего многие фанаты подозревают, что её собственная внешность представляет собой иллюзию (а под иллюзией скрывается ветхая старуха — в сериале подтверждено).
  • Главная героиня романа Пелевина «Священная книга оборотня» — китайская волшебная лиса, способная наслать весьма убедительные иллюзии. Например, она работает элитной проституткой, просто внушая клиенту, что тот занимается с ней сексом; на самом деле лиса спокойно сидит в сторонке. А в конце выясняется, что её способности действуют и на неё саму, причём довольно неожиданным (но характерным для Пелевина) образом: лиса сама создаёт реальность для себя. Перестав это делать, она уходит в давно желанную нирвану.
  • Пирс Энтони, цикл о Ксанфе — иллюзии являются магическим талантом Ирис. Причем считаются магией достаточно мощной, чтоб признать ее Волшебницей (а Волшебников во всей стране раз-два и обчелся, при том, что магический талант есть у каждого).
  • Андрей Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — шамаханы способны принимать облик любого человека, выдать их могут только рожки на голове и поросячий хвост. Теми же навыками (и особыми приметами) обладала во время работы на Кощея и Олёна.

Сетевая литература[править]

  • «Сталь и пламя» — главгад первого тома Азиз Шакир владел ей в совершенстве. Его наёмник Апион Грант на время действия первой книги тоже ей владеет, на уровне новичка.

Телесериалы[править]

  • Star Trek — Нередко встречается в Оригинальных сериях. Эпизоды «Ловушка для человека», «Женщины Мадда», «Зверинец»… Много их.

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel — Mastermind из Братства Мутантов. А вот Мистерио просто прикидывается: он использует не магию, а технологию.
    • Эта способность является одной из сил Локи. В марвеловской киновселенной же она сделана его коронной способностью, которую, кстати, он может практиковать, даже не имея при себе соответствующих техномагических артефактов.
  • Вселенная DC — Затанна. Обычно она успешно притворяется обычной фокусницей — но на самом деле отлично колдует, и может применять магию иллюзий.
    • Mirror Master или Зеркальщик. Дайте ему зеркало — он и невидимым станет, и целую армию собственных двойников создаст.
  • «Magick Chicks»: можно выделить следующих специалистов:
    • Жаклин «Жаки» Брайтмун — может поддерживать множественную материальную иллюзию, при этом её составляющие способны вести диалог.
      • И использует один из своих «образов» более-менее на постоянной основе.
    • Рэйн Аддамс — по сравнению с Жаки, воздействие менее масштабно, но более длительно.
    • Дакота — пользуется гипнотическим артефактом.
    • Мелисса Хэллрун — несколько в меньшем объёме, но тоже успешно применяет.

Аниме и манга[править]

  • Bleach — дзанпакто Соске Айдзена, Кёка Суйгецу, творит иллюзии. Противнику достаточно лишь увидеть момент высвобождения меча, чтобы попасть под эффект абсолютного гипноза.
    • Саканадэ — меч Хирако Синдзи, обладает способностью изменять восприятие пространства: верх и низ, право и лево, может даже буквы в слове задом наперед переставить.
  • Cardcaptor Sakura — карта Иллюжн (Illision). Перед поимкой демонстрировала прохожим то, о чём они думали, проходя мимо неё.
  • Наруто. Гендзюцу — способность создавать иллюзии, в которые почти невозможно не поверить. Да и многие техники из ниндзютцу тоже: например, двойники Наруто — материальные иллюзии.
  • «Волчий дождь»: когда волки принимают человеческий вид — это именно иллюзия, «волчьи чары».

Видеоигры[править]

  • Heroes of Might and Magic IV — одна из школ магии специализируется на иллюзиях
  • TES — аналогично. Однако школа иллюзии в Skyrim специализируется в основном на контроле разума или изменения состояния психики, что относит ее скорее к псионике
    • Мод Perkus Maximus для Skyrim среди прочего позволяет обученным иллюзионистам сражаться за счёт создания фантомов.
  • Guild Wars 2 — один из классов, месмер, почти полностью полагается на различные иллюзии, включая создание клонов персонажа.
  • Warcraft — «Отражения» у мага.
  • Tales of Berseria — Мельхиора со всей очевидностью можно назвать мастером иллюзий. Специальными приёмами он может создать туман иллюзий, который вберёт в себя все сожаления цели и покажет ей счастливый сон.

Эстрада и цирк[править]

  • Субверсия с натяжкой. Существуют некоторые фокусы, метод которых построен именно на восприятии действий фокусника. То есть действия артиста в сознании зрителя выглядят совсем не так, как на самом деле. Это обычно срабатывает вживую, а вот на видеозаписи хуже, так как ее можно просмотреть. Немало ментальных трюков построено на этом. Есть и другие. К примеру, фокусник в правой руке держит монету (карту/шарик/кубик) с секретом. Потом со словами «проверь» отдает зрителю предмет, но не из правой, а из левой руки, причем руки фокусника даже не соприкасались. Дальше зритель, проверяя предмет, недоумевает как вообще возможно произошедшее. При грамотной подаче приема неплохо срабатывает — автор правки лично видел несколько раз подобный прием во время частной беседы с иллюзионистом, причем фокусник показал этот трюк, а потом рассказал о нем, делалось это ради эксперимента. Другой вариант — фокусник дает колоду карт зрителю (подтасованную заранее). Не разрешает тасовать, а затем начинает запутывать «положи сколько хочешь карт туда», «убери отсюда сколько пожелаешь» и проч. В конце всех этих операций зритель открывает четыре карты, произведенных практически случайно, а они оказываются тузами/королями/дамами. Спустя несколько минут зритель уверен, что во время фокуса он тасовал карты. Кстати, с детьми или другими людьми, незнакомыми с картами, этот фокус не пройдет.
  • Еще одна субверсия. Мультфильм «Фунтик в цирке» многие помнят? Все помнят фокус дядюшки Мокуса с выращиванием апельсинового дерева? Во многих источниках по истории жанра описывается, как Жан Эжен Робер-Удэн (1805—1871) показывал этот фокус вживую: сажал зернышко в ящик(кашпо, горшок), на глазах зрителей вырастало деревце, появлялись цветы, потом и плоды — апельсины. Многие уверены, что именно так и все и было. В некоторых источниках пишут, что Робер-Удэн усовершенствовал фокус Пинетти с лимонным деревцем. Это уже ближе к правде, поскольку у Пинетти лимонное дерево именно вырастало. Но вот у Робер-Удэна на сцену деревцо приносили уже выросшее, а во время выступления появлялись цветы, апельсины (с которыми он показывал тоже отдельные фокусы и угощал ими зрителей). То есть историки жанра невольно объединили два разных фокуса разных людей в один. И этот вариант перекочевал в кино и мультипликацию. Если разобраться, то при развитии науки и техники в XVIII—XIX веках вырастающее дерево с появляющимися плодами создать было просто невозможно. Кстати трюк с мгновенным вырастанием деревца был и в репертуаре бродячих факиров, только каждая стадия растения появлялась после того, как факир накрывал предыдущую стадию платком. При пересказе выступления от одного человека к другому про платок потихоньку забывали, сводя к «мгновенному выращиванию».