Масштабирование
Масштабирование — подраздел сверхъестественной топологии, манипуляция размерами предметов. За несколько мгновений вырасти в сверхгиганта, достающего до облаков? Или, наоборот, сжаться до размеров мыши и спрятаться от преследователей в её норе? И при всех этих выкрутасах обмануть закон квадрата-куба, чтобы великан не поломал кости под собственным весом, а лилипут не помер от переохлаждения при понижении температуры всего на пару градусов? Вы обратились по адресу. Отмасштабированное тело сохраняет все физические свойства, которое имело в нормальном размере, а новые приобретает только те, которые при новой величине полезны. Как если бы изменилось не оно само, а масштаб всего мира относительно него.
По плодам сближаются с масштабированием метаморфизм и супер-РАСТИШКА, но с оговорками. Растишка — это, по сути, мутаген, действующий, как обычно в фантастике, уже в первом поколении, а не во втором, как в реальности. То есть, кроме величины и скорости её достижения ничего сверхъестественного в его продукте не будет. Метаморф же, управляющий своим телом не как куском пространства, а как физическим объектом, сталкивается с проблемой, где ему брать дополнительную массу вещества для увеличения этого объекта и куда девать лишнюю для уменьшения. Ну и банальные проблемы с одеждой, которую после увеличения надо чинить (если вообще не менять), а после уменьшения — искать там, где она свалилась. Масштабист таким не заморачивается, он увеличивается и уменьшается вместе со всем, что на нём надето и навешано. Как вам возможность разрубить авианосец полукилометровым топором или прихлопнуть Кумонгу домашней тапочкой?
Прикладной флеботинум для масштабирования тоже годится, но только если имеет физическую природу: поле, излучение, это вот всё. Если химическую — это опять-таки супер-РАСТИШКА.
Где встречается[править]
Литература[править]
- Астрид Линдгрен, «Крошка Нильс Карлссон» — чтобы попасть в гости к ниссе, следует нажать на гвоздь у входа в его норку и произнести заклинание, которое уменьшит тебя до сопоставимого с ним размера (а потом увеличит обратно).
- Метавселенная Рудазова — собственно, именно отсюда взят термин «масштабирование». Здесь он применяется в основном к бессмертным, которые тут частенько норовят вымахать до таких размеров, что пыжиться до них на одной магии — надорвёшься. А еси у них при себе ещё и вещи, к магии устойчивые, как адамантовая секира Мардука…
- «Заря над Бездной» — именно это представляет собой бафф Прекраснейшей, под которым лод Гвэйдеон вырос достаточно, чтобы сразиться с Ктулху врукопашную и победить. Занятно, что доспехи и меч увеличились вместе с ним, а вот адамантиевый щит, введённый в обязательную экипировку паладинов только при Креоле — нет, видимо, не успел достаточно сродниться с хозяином.
- Креол, заделавшись Азаг-Тотом, тоже попытался провернуть сабж, но сильнее, чем раза в три-четыре, раздуться не смог — память смертного тела была ещё слишком сильна.
- «Демоны в Ватикане» — когда Йог-Сотхотх в погоне за Олегом принялся громить Хрустальные Чертоги, Прекраснейшая сбегала за подмогой в лице Энлиля, Шамаша и Анансэ. И Олег искренне порадовался, что повздорившие боги только выросли выше облаков, а не перешли к более активному конфликту.
- «Властелин» — вскользь упомянут Катимбер — древний титан, погибший в Войне Бессмертных, позже оживлённый некромантами Экзеквариума, но отказавшийся им подчиняться и с тех пор бесцельно бродящий по Парифату. А поскольку погиб Катимбер в отмасштабированном состоянии… короче, в случайно оказавшихся на его пути городах его приравнивают к стихийному бедствию. Благо сам он ни на кого не нападает, если не вынуждать защищаться — просто тупо прёт вперёд, не замечая препятствий.
- «Арифмоман» — неэтичный маг Леблин Шторелли, пытаясь отобрать у Эйхгорна амулет Феникса, уменьшил героя до размеров мыши, и тому несколько недель пришлось прожить среди пигмеев, пока не представился случай подловить колдуна врасплох и вынудить вернуть настоящий рост. При этом Эйхгорн, кандидат технических наук и завзятый скептик, до самого конца не может понять, как такое вообще возможно.
- Кстати, зарабатывает этот Шторелли недавно изобретённым ноу-хау — минимами: предмет сворачивается в материальную точку и заключается в небольшой камешек, если его разбить — предмет выпрыгивает обратно в полном размере. Если это не разновидность карманной вселенной, то сабж.
- «Криабал» — дважды демонстрирует Бельзедор. Сперва он вырос выше собственной цитадели и голыми руками скатал Имрату в кровавый снежок (её это, впрочем, больше унизило, чем реально повредило). А в финальной битве он, сделавшись двухсот локтей росту, прячет союзников от чар Антикатисто буквально в собственных ладонях.
- «Паргоронские байки»:
- «Познавший Пустоту» — такие фокусы умеет святой Машибухер. Гора на горизонте выглядит такой маленькой, словно её можно поставить на ладонь? Он действительно возьмёт её оттуда и поставит на ладонь.
- «Последний катрен Экольгена Горевестника» — собственно, рассказ о Войне Бессмертных, где вторгшиеся в Сальван титаны крушили небесные дворцы именно в таком виде.
- «Nomen illis Legio» — бездушное тело вышеупомянутого Катимбера захватил Легион и без особых проблем вернулся к нормальному размеру.
- «Крик во мраке» — педаль сквозь квантовое измерение: Пожиратель Звёзд Ллемедрин был достаточных размеров, чтобы проглотить звезду буквально. А Всеблагий, спасая от него планету своих верующих, разросся достаточно, чтобы целиком проглотить его самого.
- «Заря над Бездной» — именно это представляет собой бафф Прекраснейшей, под которым лод Гвэйдеон вырос достаточно, чтобы сразиться с Ктулху врукопашную и победить. Занятно, что доспехи и меч увеличились вместе с ним, а вот адамантиевый щит, введённый в обязательную экипировку паладинов только при Креоле — нет, видимо, не успел достаточно сродниться с хозяином.
Кино[править]
- «Дорогая, я уменьшил детей» — собственно, тот самый пример с чудесами от науки. Масштабирует здесь лучевая пушка, изобретённая слегка придурочным Уэйном Шалински.
- «Артур и минипуты» — ограниченное двумя значениями масштабирование (человеческий рост и рост в 2-3 миллиметра) с необязательной сменой облика — единственный способ попасть в микромир и выйти из него. Работает на магии.
Мультсериалы[править]
- «Скуби-Ду! Динамит» (1976) — эпизод «Призрак божества ацтеков» (1 сезон, 2 серия). Поначалу призрак древнего ацтекского бога Катазумы являлся в облике пятнадцатиметрового полупрозрачного гиганта, окружённого клубами тумана. А когда действие переместилось в пирамиду, он ужался до обычных человеческих размеров и стал более плотным, да и туман куда-то попал. На самом деле это и был обычный человек, переодетый в ацтекский костюм. А гиганта он изображал посредством кинопроектора, выводящего изображение на тот самый туман.
- «Байки хранителя склепа» (1993) — 2 сезон, 12 серия. Бобовый великан может переключаться между обычным человеческим размером и, собственно, великанским.
- «Чудовищная сила» (1994) — Дракула способен увеличиваться до гигантских размеров. Вот только за весь сериал он использовал эту способность всего один раз — в конце третей серии… чтобы сбежать после того, как его уже победили. Вырос в великана и тут же исчез. И зачем, спрашивается, вообще вырастал?
- «Приключения Джеки Чана» — серия третьего сезона «Маленький Вальмонт, большая Джейд». И если Вальмонт маленький потому, что его превратили в ребёнка, то Джейд до «Джейд-Зиллы» именно отмасштабировали.
- «Монстры против пришельцев», сиквел одноименной полнометражки — Сьюзен «Гигантика» Мёрфи обрела способность уменьшаться до нормального людского роста и увеличиваться обратно по желанию.
Комиксы[править]
- Вселенная Marvel — Человек-Муравей же! И параллельные ему Оса, Жёлтый Шершень и Высота. С помощью т. н. частиц Пима способны как сжиматься до буквально субатомных размеров, так и вырастать с высотный дом.
Аниме и манга[править]
- «My Hero Academia» — Юу Такеяма, известная также как Горная Леди или Леди Гора, способна переключаться между двумя размерами — обычным человечким и двадцатиметровым с хвостиком.
Видеоигры[править]
- «Castlevania: Lords of Shadow» — Баба-Яга уменьшает Габриэля до размеров Мальчика-с-пальчик и помещает в волшебную музыкальную шкатулку. И пока протагонист приключается внутри, громадная Баба-Яга наблюдает за ним через щель между стенками и крышкой шкатулки.
- «Чёрная книга» (2021) — быдмöм, перегнутый пополам, как резиновый, лесной мертвец. Постепенно растёт всю битву, увеличивая здоровье и силу, и если не пришибить его как можно раньше, способен наделать делов. А уж если их напало двое…
- Duke Nukem — уменьшающий луч, на время уменьшает врага, которого потом можно раздавить. Может сработать и на самого Дюка если выстрелить им в зеркало — тогда используется для поиска тайников.