Курак

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Богатая история Ближнего Востока хорошо задокументирована, так что авторы мало что могут добавить к списку причин, по которым вам не стоит туда ехать »
— The Daily Show
Население города Карбомбии: 4000 людей, 10000 верблюдов
Слева — просаудитские одежды, справа — традиционные одежды

Курак (Qurac, смешение английских названий Катара и Ирака) — вымышленная страна на Ближнем Востоке во вселенной DC. Напоминает Руританию или банановую республику с ближневосточным колоритом.

С Кураком может граничить Бамфакистан (Bumfuckistan), где творится совсем полный беспредел и передел[1].

Песок, жара, верблюды, нефть, «Тысяча и одна ночь», гарем шейха, бородатые террористы-джихадисты, ненависть к США — всё это там, в Кураке. Вместо шейха, конечно, может быть военный диктатор, но это не сильно меняет обстановку. В наше время Курак — самое удобное место для изображения колониальных и гражданских войн и кровавых революций.

Подразделяется на четыре вида:

  • С принцами и шейхами, где много нефти, дружественный Западу режим, спокойствие и благорастворение на воздусях (прототипы — ОАЭ и Катар).
  • С диктаторами, где много нефти в недрах и мало политически активного населения, армия США ещё не прошлась, но ей приходится собираться (прототипы — Ирак при Саддаме, Сирия при Асаде, Туркменистан при Туркменбаши).
  • С племенами, мусульманскими фанатиками и забитием камнями, где армия США безуспешно пытается/пыталась навести порядок или даже не совалась по причине закидонов правителя (прототипы — кусок Таджикистана времён гражданской войны, контролируемый моджахедами, Афганистан со времён входа СССР и поныне, ИГИЛ и Йемен).
  • Средневековый арабский или псевдоарабский эмират, халифат или султанат, существующий в сказках или фэнтези. Пустыни наличествуют, бедуины набигают, домики из необожжённого саманного кирпича[2] стоят, монарх злодействует, охрана дворца бесчинствует, аксакалы под саксаулами изрекают мудрость Востока. Можно грабить караваны — классические, в виде цепочки идущих след в след верблюдов.

Типичная история[править]

Седая древность[править]

Курак — колыбель древнейших цивилизаций Земли. От той эпохи остались лишь величественные руины, покрытые таинственными письменами, и мрачные подземелья, где посреди гор сокровищ и магических талисманов покоятся мумии, а последние адепты подпольных древних культов творят свои зловещие мистерии.

Античность[править]

Курак был завоеван Александром Македонским, после него — римлянами. За упадок пункта выше обычно ответственны они.

Раннее средневековье[править]

В средние века страну завоёвывают арабы, после чего она и становится собственно Кураком — стереотипной исламской страной. Это период расцвета куракской цивилизации: мудрые халифы строят великолепные мечети, обсерватории и караван-сараи, маги повелевают джиннами, поэты сочиняют рубаи и газели. Сюжеты «Тысячи одной ночи» разворачиваются в эту эпоху.

Позднее средневековье[править]

Под ударами кочевников Курак приходит в упадок. В культуре царит застой, невежество и фанатизм, государство вырождается в варварскую деспотию, древние города мало-помалу разрушаются и заносятся песками пустыни. Между кишлаками скитаются мудрые суфии верхом на ишаках.

Новое время[править]

В Курак проникают европейские путешественники, шпионы и археологи, вступая в разнообразные контакты с местным населением. Конец немного предсказуем: страна становится (полу)колонией одной из европейских держав. После пертурбаций ХХ века Курак возвращает независимость, но так и остаётся страной Третьего мира, если только ему не повезло с нефтью.

География и этнография[править]

Курак делится на следующие географические зоны:

  • Пустыня. Населена верблюдами и бедуинами. Бедуины довольно дикие и знают толк в грабеже корованов, но свободолюбивы и не признают диктатора. Верблюды, в общем, тоже, только корованы не грабят, а ходят в них.
  • Горы. Населены горцами, которые похожи на бедуинов и/или на кавказцев, но более суровы и негостеприимны (если ты попался им на большой дороге, а не сам постучался в дом с просьбой пустить на постой), и террористами на секретных базах.
  • Сельская местность. Покрыта финиковыми пальмами, населена декханами и ишаками. Декхане живут в глинобитных домиках, которые рассыпаются в пыль от автоматной очереди (на самом деле нет), их основное занятие в промежутках между выпасом скота и сбором урожая — трагически погибать от рук террористов, диктаторских эскадронов смерти, американских солдат или (в смутные периоды) банд полевых командиров. Урожай обычно приносят финики, зерновые культуры, хлопок и конопля.
  • Город. Состоит из старого центра (красивые дома с каменной резьбой, мечети, древние базары и караван-сараи), нового центра (помпезный дворец диктатора, шикарные современные отели, бетонные казармы, застенки госбезопасности), старых окраин (лабиринт глинобитных переулков) и новых окраин (лабиринт мусорных трущоб). Населён диктатором, его силовиками (брутальные усатые мужики в песочном камуфляже и беретах набекрень), преувеличенно угодливой прислугой отелей, закутанными до самых глаз в чёрную одежду женщинами, крикливыми назойливыми торговцами и простым людом (массовка в сценах восстаний). В смутные периоды город — главное поле битвы между враждующими группировками. Представляет собой островок хорошо охраняемых кварталов посреди непрерывно простреливаемых руин.

Население Курака ан масс составляют:

  • Городские жители. Исповедуют ислам, кутают женщин в паранджу, но представители среднего и высшего классов вестернизированы, игнорируют часть мусульманских правил, можно встретить женщин без паранджи, занимающихся собственным бизнесом или даже занимающих довольно ответственные должности. Вестернизация, впрочем, поверхностная: дай отмашку, и побегут громить кварталы неверных и побивать оных кафиров камнями, а с уходом белых цивилизаторов вернутся к своим обычаям окончательно.
  • Сельские жители. Всевозможные бедуины и горцы — сюда же. Более архаичны, патриархальны, многодетны, соблюдают исламские каноны более рьяно, чем горожане. Возможно, практикуют изуверские обычаи вроде женского обрезания или бача-бази, что, строго говоря, исламским канонам не соответствует, но очень уж хочется. Блюдут традиционное гостеприимство.
  • Христиане. Здесь возможны два варианта. Первый — древняя община, берущая начало еще из позднеримского\византийского периода истории Курака. Исповедуют какую-то экзотическую и архаичную ветвь христианства, например, несторианство или миафизитство. Положение чем-то напоминает таковое у евреев в средневековой Европе: живут в отдельных кварталах, поражены в ряде прав (не могут служить в армии, платят джизью), мусульманское население относится к ним со смесью суеверного страха, недоверия и презрения. В целом — более вестернизированы и лучше относятся к колонизаторам и просто европейцам, чем большинство местного населения. Второй вариант — новообращенные и потомки новообращенных в колониальную эпоху. Исповедуют религию колонизаторов, сохраняют реликты колониальных привилегий (богаты, влиятельны — в колониальную эпоху были первыми помощниками колонизаторов), в терминальном случае — отличаются от европейцев только заковыристо-куракскими именами.
  • Евреи. Аналогично христианам. Впрочем, если христиане вполне могут процветать, то иудейская община будет представлять собой тени былого величия — молодежь уезжает в Израиль, остальные тихо доживают свой век.
  • Замкнутые этнорелигиозные общины со своим собственным языком, верованиями, сочетающими элементы очень неортодоксального ислама, христианства и черт-пойми-чего ещё (гностицизм, язычество, зороастризм, да хоть культ Ктулху). Иногда по совместительству бывают бедуинами или горцами, но будут держаться наособицу и среди них. Имеют сложную историю взаимоотношений с остальными куракцами. Скорее всего, закрыты для прозелитизма и вообще стараются не раскрывать суть своей веры посторонним. Типичный образец — езиды, друзы, алавиты, ахмадие. Если жанр произведения — не реализм, могут быть мраккультистами, носителями запретных знаний и древней магии.

Где встречается[править]

Комплексные франшизы[править]

Литература[править]

  • Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой телёнок» — бухгалтер Берлага, симулируя сумасшествие, косит под «вице-короля Индии», которую представляет как псевдокавказский Курак: «Где мои верные наибы, мои абреки и кунаки, мои слоны?!».
  • Л. Лагин, «Старик Хоттабыч» — в первой редакции заглавный герой продавал Волькиного приятеля Женьку Богорада в Бенэм, где загадочным образом сосуществуют европейские колонизаторы и работорговля.
    • Как раз европейские колонизаторы и работорговля прекрасно сосуществовали в реальной истории.
  • Толкин — Ближний Харад. Дальний Харад — это уже Булунги.
  • Фрэнк Херберт, «Дюна» — Арракис. С Падишахом-Императором, бедуинами-фрименами и Батлерианским джихадом. Не только целая планета-Курак, но и остальная вселенная частенько смахивает.
  • Клайв С. Льюис, «Хроники Нарнии» — Тархистан, он же Калормен. Страна велеречивых и властолюбивых культистов почти буквального незримого орла Аллаха — птицеголовой Таш.
  • Л. Буджолд, «Сага о Форкосиганах» — упомянута планета Лайруба, глава которой совершил паломничество в Мекку. У него есть четыре жены, и как минимум у одной из них видны лишь «огромные яркие карие глаза и гладкие шоколадные руки».
  • А. Бушков, «Пиранья. Жизнь длиннее смерти» — Эль-Бахлак, прототипом которому послужил Йемен.
  • Юрий Поляков любит этот троп, но в постсоветско-среднеазиатском варианте.
    • «Козленок в молоке» — Кумырская республика. Поэт Эчигельдыев, которого герой переводил на русский язык, стал её первым президентом и щедро отплатил ему добром за добро в бесславные девяностые.
    • «Замыслил я побег…» — Каралукия, сочетающая в себе черты реальных постсоветских Таджикистана и Киргизии.
  • Пратчетт, Плоский Мир — Клатч.
  • Макс Фрай, цикл про Ехо — Куманский халифат.
  • Метавселенная Рудазова:
    • «Архимаг» — страны западного Закатона, которые герои даже не посещали — пролетели поверх. Разве что слегка заглянули в Кай-Хемеал, где валялся поверженный Султан Земли.
    • «Арифмоман» — херемианские страны Парифата, такие как Херемия, Нбойлех и Каргаба.
  • Ирина Коблова aka Антон Орлов, цикл «Тина Хэдис» — Манокар.
    • Связанный с ним «Сонхийский цикл» — южные княжества Сонхи. В том числе и по третьему типу. Дочь одной второстепенной героини забили камнями, другая девушка предпочла такой жизни утопление…
  • «Князь Пустоты» — Киан.
  • Саба Тахир, «Уголёк в пепле» — субверсия: Народ Книжников — СФК оседлых семитов (и евреев, и арабов, и других).
  • Андрей Белянин, «Багдадский вор» — владения багдадского эмира суть натуральный Курак, где вроде бы в арабский сеттинг введены элементы Средней Азии (валюта — таньга, скачки — байга, богатыри — батыры) и Закавказья (все эти «вай мэ», «вах»)…
  • Юлия Вознесенская, «Юлианна» — Нафтания, с принцессой которой (забавно, что даже само имя принцессы — Ясмин, или Жасмин — насквозь пропахло клюквой, к тому же с большой вероятностью свистнуто из диснеевского «Аладдина»[3]) познакомилась одна из сестёр Мишиных во время обучения в хогвартсоидной магической школе. Помимо богатых петрократических монархий Персидского залива (само название недвусмысленно раскрывает источник её благополучия), часть своих черт Нафтания взяла также от Сирии, Ливана и некоторых других арабских стран — например, наличие очень древних и крупных христианских общин.
  • Узбек Анвар Абиджан, «Грозный Мешпалван» — сказочное государство Кахратония граничит, судя по некоторым намёкам, с реальным Самаркандом, откуда родом главный герой. Где-то в этом же сеттинге находятся шахство справедливого легендарного батыра Гёроглы и область Байсун, где совершал подвиги другой батыр, Алпамыш.
  • Кристофер Бакли, «Флоренс Аравийская» — королевство Васабия, очень громкое «На тебе!» в адрес Саудовской Аравии, куда американская активистка пытается принести свет феминизма, действуя из соседнего карликового государства Матар (намёк на Катар, с которым у Саудовской Аравии в реальности очень натянутые отношения).
  • Николай Басов, цикл о Лотаре Желтоголовом — многочисленные королевства Гурхора.
  • Питер В. Бретт, цикл «Война с демонами» — Красия.
  • Леонид Смирнов, «Проигрыш» — Кара-Сарджо. Прототип — Афганистан конца 1980-х.
  • Андрей Измайлов, «Слегач» (официальный фанфик по повести Стругацких «Хищные вещи века») — Какойтостанский автономный край (явный намёк на Чечню… а может, и на Косово в придачу).
  • Алексей Пехов, фэнтезийный цикл «Синее пламя» — Кариф. Хоть эта страна и именуется герцогством, по всем параметрам это типичный Курак четвертого типа, а правящий ею герцог — вылитый султан времен Османской империи.
    • А ещё в цикле про Гаррета-Тень упоминается некий Султанат.

Кино[править]

  • В пародийном переводе Гоблина «Звёздные войны: Буря в стакане» Татуин превратился в типичный Курак: с душманами, советскими[4] вертолётами и магазином «Моссадторг».
    • В оригинале, впрочем, Татуин от этого тропа тоже недалеко ушёл. Вместо караванов — джавы на песчаных краулерах, вместо басмачей — преступная империя Джаббы, вместо суфиев — б’омаррские монахи-киборги. А вот города писаны скорее с Дикого Запада, да и тушканские рейдеры скорее злые индейцы, чем душманы, ибо любят пытать пленных не из идейных соображений, а бескорыстно.
  • «Вы знаете, что такое моряки» (1954) — Агрария. Срисовано почти целиком с Турции. При этом там президент с русским акцентом.
  • «Абдулла Великий» (1955) — Бандаррия. Основана на Египте времен короля Фаруха.
  • «Джон Голдфарб, пожалуйста, иди домой!» (1965) — королевство Фазния (в реальности восточное женское имя). Все эти упомянутые три королевства отличаются полуфэнтезийным восточным антуражем и огромным количеством полуголых танцовщиц.
  • «Лилипуты и великаны» (он же «Три мира Гулливера», в оригинале «The 3 Worlds of Gulliver», 1960 г.). Тут Лилипутия — типичный Курак из арабских (псевдоарабских) сказок.
  • «Модести Блейз» (1966) — Массара. Британское правительство покупает у местного шейха нефтяную концессию за алмазы, вокруг похищения которых и крутится сюжет.
  • «Приключения раввина Якова» (1973) — неназванное арабское государство как собирательный образ арабских народно-революционных республик.
  • «Виза на Окантрос» (1974) — островное государство в Красном море Окантрос, где в противостояние с местной проамериканской хунтой вступает инженер ГДР. Нищая дыра третьего мира, которая живет только благодаря торговле с соцблоком. Так как снималось Восточной Германией, выделяется явно немецкими мотивами в форме армии, хотя основной реквизит подчеркнуто «иностранный».
  • «Неисправимый лгун» (1977) — присутствует принц Бурухтании эмир Бурухтан Второй Второй в сумасшедшей форме с львом на кокарде, которому главгерой вернул потерянный золотой портсигар. Охрана носит военные мундиры, слуги — турецкие фески, швейцар — индийскую чалму, а переводчик зажигательно танцует под грузинский инструмент чонгури.
  • «Синдбад и глаз тигра» (1977) Р. Харрихаузена — государство, принца которого Синдбад и компания спасают, почти так и называется, точнее — Чирак.
  • «Караваны» (1978) — Задестан. По сути, калька с Афганистана.
  • «Любовь на нейтральной полосе» (1984) — сирийская версия «Терминала» задолго до Тома Хэнкса. Таксист без документов застревает между двумя кураками с названиями «Восточныйстан» и «Западныйстан». Отличаются друг от друга цветом полосок на форме: красные или синие.
  • «Протокол» (1984) — официантка случайно спасает от теракта шейха Халаада, который глава эмирата Катар Отар. Находится между Саудовской Аравией и Йеменом, где в реальности тупо кусок пустыни.
  • «Жемчужина Нила» (1985) — безымянная арабская страна в Африке. Судя по карте, найденной Джоан в кабинете главгада, находится на территории Судана.
  • «Иштар» (1987) — собственно Иштар в Северной Африке.
  • «Годзилла против Биолланте» (1989) — Сарадия.
  • Наряду со всякими другими клюкволэндами, иногда встречается в боевиках 80-х:
    • «Железный орёл» (1986) и «Железный орёл 2» (1989) — сразу две: копиркин Ливии — Билия с местным военным лидером полковником Акиром Накишем (аллюзия на Каддафи) и символикой, состоящей из золотой звезды в красном круге, и копиркин Ирана — безымянное государство с черно-бело-зеленым флагом с лозунгом по-арабски в нижней полосе и красным кругом с золотой звездой в нем. Обе вооружены израильско-советским оружием, потому что снималось в Израиле.
    • «Warbirds» (1989) — их ублюдочный рип-офф про спасение летчика в стране Эль-Алахайм. Снята на двух акрах танкового музея в Южном Эль-Монте, Калифорния.
    • «Operation Rescue» (1986) — малобюджетный боевик про среднеазитскую страну Петролия, в которой карикатурный диктатор Муму пытался обрушить экономику США снижением цен на нефть.
    • «Codename: Vengeance» (1987) — ультраклюквенный Курак в Северной Африке, снятый в ЮАР и Катаре.
    • «Counterforce» / «Escuadron» (1988) — Диктатор (именно так, без имени) некой ближневосточной страны, немного напоминающий Хафеза Асада, преследует несчастную оппозицию. Флаг его страны зелено-бело-зеленый с красным полумесяцем и звездой.
  • «Человек, который брал интервью» (1987) — в виде города Синдабада, где окопались агенты ЦРУ, угадывается Пакистан, снятый советскими авторами в реальном Афганистане.
    • В другом советском фильме «Мировой парень» (1971) горная восточная страна Нуобария тоже частично снята в Афганистане и, в целом, его и копирует.
  • «Загон» (1988) — безымянная ближневосточная республика с президентом Мохаммедом, дружественная СССР и богатая нефтью и танталовыми рудами, от чего стала мишенью для американцев, готовящих в ней переворот. Флаг — зеленое полотнище с белым полумесяцем, герб — орел, срисованный с герба Южного Йемена, с аналогичным щитом цвета флага. Снималась в Сирии и в СССР, в том числе на полигоне с советской военной техникой, но с реквизитом Мосфильма в виде автоматов Томпсона и М16, сделанным из немецкого штурмгевера. Поражает сцена в ресторане «Шахерезада», где танцуют танец живота с оркестром из явных цыган театра «Ромэн», а потом все танцуют под переведённую на восточный язык песню «Али-баба» группы «Самоцветы». Также в фильме упоминается соседняя страна Иосфания под управлением эмира Азиза.
  • Троп в связи с политическим обострением в Персидском заливе был весьма распространен в боевиках 90-х:
    • «Операция „К центру солнца“» (1991) — некое неназванное ближневосточное государство, очень враждебное Америке. Военные носят краповые береты, красную нарукавную повязку с белым орлом, а на другом рукаве нашивку с флагом — зеленое полотнище с золотой звездой. Вооружены калашами и М16. В сценах с авиацией частично использованы кадры из «Железного орла», где самолёты носят жёлтые звезды в красном круге. Зинданы и бедуины в наличии.
    • «Отряд Дельта 3: Смертельная игра» (1991) — какая-то безымянная страна исламских террористов с повернутым на 90 градусов турецким флагом, к которому пришпилена зелёная полоса.
    • «Исполнение приказа» (1994) — Кумири. Флаг — желто-зелено-красное полотнище с изображением дворца, под ним скрещенные сабли, а над ним полукругом надпись по-арабски.
    • «Самолёт летит в Россию» (1994) — формально действие происходит в Иране, однако по факту это абстрактный Курак.
    • «Наёмник» (1996) — ближневосточное государство Кургистан с пустынями и мечетями, в котором окопался местный главзлодей — бывший советский спецназовец Феникс, в чьём подчинении интернациональная армия из русских в ушанках и представителей среднеазиатских народностей в национальных костюмах.
    • «Аэробосс 2» (1998) — ближневосточный Кабалистан. Еще одна безымянная арабская страна была в первом «Аэробосс».
    • «Черный океан» (1998) — неназванная страна, которая закупила ядерный реактор. С биооружием внутри. И он затонул возле флота трех стран.
    • «Дельта Форс: Пропавший патруль» (2000) — королевство Бандара готовится применить ядерное оружие против маленького соседа, страны Аязад.
  • «Корпорация Война» (2008) — Уджукистан и Туракистан.
  • «Диктатор» (2012) С. Б. Коэна — Вадия (на территории реальной Эритреи). Срисована, скорее всего, с Ливии — уж больно главгерой фильма масштабами своего политического фричества и популизма (ну, и немного внешностью тоже) напоминает Каддафи.
  • «Да здравствует Франция» (2013) — Табулистан.
  • «Наемницы» (2014) от студии Asylum — Казахстан, где Ульрика творит свои злодеяния, показан как типичный Курак.
  • Безымянная страна в фильме «Экипаж» (2015), расположенная в Африке (на что намекает и панафриканский флаг), но камуфляжем, оружием и техникой из России напоминающая Сирию.
  • Неназванное королевство на Аравийском полуострове в «Морпехи 3: В осаде» (2015). Постоянной борьбой с местными талибами напоминает Ирак и Афганистан, хотя техника в основном восточноевропейская, потому что снималось в Болгарии.
  • С недавних пор троп почему-то полюбили китайские боевики:
    • «Небесный охотник» (2017) — китайцы воюют в стране Махбу с флагом панарабских цветов: вертикально красно-зелено-черный и с гербом в виде полукругом расположенных звезд, полусферы и национальной эмблемы в виде летящей птицы. Образ тоже вдохновлен событиями с ИГИЛ в Сирии и Ираке.
    • «Операция в Красном море» (2018) — Йевайре. Страна на Аравийском полуострове, снятая в Марокко, но основанная на эвакуации китайцев из Йемена.
    • «Операция волков 1-2» (2019—2020) — обе части посвящены приключениям ЧВК и китайской журналистки в стереотипном ближневосточном сеттинге, охваченном гражданской войной. В сиквеле страна получает название — Ида.
    • «Авангард: Арктические волки» (2020). Вымышленный город в неназванной арабской стране, снятый в Дубае.
  • Дешевый боевик «Загнанные» (2017) — упоминается Свободная Республика Алказар.
  • Диснеевский «Аладдин» (2019) — знакомая по оригинальному мультфильму Аграба приобрела ещё и индийские черты, потому что это Агра+Багдад. И даже дворец султана срисован с Тадж-Махала.
  • Призрачная шестёрка (2019) — среднеазиатский Тургистан со столицей Турси и диктатором по имени Ровач Алимов. Флаг зелено-черно-зеленый с белым полумесяцем и золотой восьмиконечной звездой, в которой герб, напоминающий двуглавого орла. Жирная аллюзия на Туркмению пополам с Ближним Востоком, причем добавили детали всех врагов демократии: Ирана, Сирии, Ирака (при Хусейне).
  • Антенна (2019) — некая восточная республика Передней Азии, живущая в начале 1980-х под диктатурой Любимого Вождя, вещающего нон-стоп с телекрановэкранов. Нетипичный пример, так как страна в целом благополучна и европеизирована. Просто режиссер — турок, который вдохновлялся в своей антиутопии Тарковским, Оруэллом и явно «Видеодромом» Кроненберга.
    • Кстати, в «Обеде нагишом» Кроненберга тоже есть сабж: некая Интерзона. Прототипом, как и в книге, стала Международная зона Танжер, существовавшая в 1912—1956 гг. Правда, пограничники соседней Аннексии внезапно одеты в ушанки и сапоги, как карикатурные коммуняки.
  • «Последний наемник» (2021) — дешевый боевик с Ван Даммом. Упоминается Королевство Тааргистан. Флаг желтый, внизу узкая красная и пошире синяя полоса. В углу у древка красный силуэт пантеры.

Телесериалы[править]

  • «Агенты А. Н. К. Л.» (1964—68), 19 серия 1 сезона — безымянная ближневосточная страна, судя по всему, с британским колониальным прошлым. Правда, реквизит остался от предыдущих серий, и местные военные носят сильно германизированную форму, да еще и почти все европейцы.
  • «Человек на шесть миллионов долларов» (1975-76): 6 серия 3 сезона — королевство Кутан, 9 серия 3 сезона — еще одно, теперь уже безымянное. Видимо, еще страна Леванта (18 серия 3 сезона), куда надо вернуть статуэтку фараона.
  • «Команда А» 1983 г. (19 серия 3 сезона) — неназванный халифат в северо-западной Африке.
  • «Гром в раю» (1994), серии 6-7 — Северная Тананазия. Приморское королевство, сильно напоминающее Аграбу из «Аладдина», только снятое где-то в декорациях у Майями. Как современный, нормальный халифат, пользуется калашами, саблями, винтовками и карамультуками одновременно.
  • Телесериал Spooks изобрел целых два Курака: бывшие советские республики Тазбекистан и Азакстан.
  • «БАГС: Электронные жучки» — Казбекистан. Судя по тому, что граничит с Монголией, тоже какая-то из республик Средней Азии.
  • «Тиран» — Абуддин как слабозамаскированная калька современной Сирии Башара Асада.
  • «Chaos» — Миристан. Стереотипная арабская военная диктатура.
  • «Западное крыло» — Кумар. Судя по описаниям, абстрактный образ максимально консервативного исламского халифата.
  • «Преемник» (в оригинале «Designated Survivor») — эмират Кунами в Персидском заливе. Замаскированная под парламентскую монархию военная диктатура с ядерной программой. Имеет черно-желто-зеленый флаг с красной звездой в левом углу.
  • «След саламандры» — Багистан. Клюквеннейший арабский эмират, где типичные таджики пьют вино, торгуют наркотой и говорят на родном, выдаваемом за фарси.
  • «Виктория» — Шарифстан. Тут под арабскую страну маскировали уже Узбекистан.
  • «Береговая охрана» — во втором сезоне появляется некое мусульманское государство Юсу. Что характерно, как минимум, одна женщина офицер (майор, но при этом капитан/командир корабля) там есть.
  • «Морские дьяволы-5» (27 серия) — Бунис.
  • «Вкус граната» — Джанзур (название взято у города в Ливии). Управляет страной лично шейх Надир. Снят Джанзур в Турции, а особняк шейха… в Подмосковье.
  • «Да, господин министр!» — Народно-Демократическая Республика Восточный Йемен.
  • «24 часа» — Исламская Республика Камистан.
  • «Коломбо» — государство Суар в эпизоде «Восток — дело тонкое».
  • «Доктор Кто» (7 серия 10 сезона) — среднеазиатский Турмезистан.
  • «Послы» — Тазбекистан. Нищая республика Средней Азии, но на красном гербе в золотом венке почему-то явно сахарская антилопа из Африки.
  • «Пустыня» (2019) — среднеазиатский Саулейн, небольшое государство с баллистическими ракетами. Имеет красно-зелено-черный флаг и дешево одетую армию.
  • «Час Волкова» — Главным героям приходится расследовать исчезновение дочери бывшей среднеазиатской республики СССР, а ныне независимого государства Турбекистон.

Мультсериалы[править]

  • Metalocalypse, эпизод 406 — новый продюсер группы, бой-баба Абигейл, отправляет туда музыкантов с целью заставить их взяться-таки за запись альбома.
  • Оригинальные «Трансформеры» — Карбомбия (см. рисунок). Если сложить всё вместе (от времени создания сериала до вычурного названия и географии) — получается явная отсылка к Ливии времён Каддафи. Из-за этих оскорбительных стереотипов, актёр озвучки Кейси Касэм (который имел арабское происхождение) отказался дальше работать в сериале в результате чего Клиффджампер, Телетрон-1 и прочие озвученные им персонажи были выкинуты из сериала на мороз.
  • Rambo. The Force of Freedom — Багдиния. Ничем не примечательный, словно застрявший в средневековье Курак, в котором держит ставку главгад.
  • Мультсериал «Аладдин» — Аграба.
  • Мультсериал «Юная Лига Справедливости» — одна из стран там так и называется, Курак.
    • Cобственно название взяли из оригинальных DC comiсs
  • «Эй, Арнольд!»: У Хельги Патаки есть нафиг не нужный ей друг по переписке из Багдадистана, который шлет ей открытки с депрессивными видами пустыни и просит денег.
  • Перезагрузка, эпизоды «The Episode With No Name» и «The Return of The Crimson Binome» — после долгих скитаний по системам Матрикс и Андреа попадают в курак-систему, где есть давно вожделенный выход в сеть и паутину.

Комиксы[править]

  • DC comics: собственно кодификатор — Курак, а также «куракообразная» планета, где происходит действие комикса «Лобо свободен» из серии о жестоком инопланетянине-байкере Лобо.
    • Вообще там такого. Соседом Курака является Ливия Биалия, упоминаются Кандак, Рапастан, Сирак, Умец… Последнее название собственно сокращение от аббревиатуры «безымянная страна Ближнего Востока» («unnamed Middle Eastern country»).
  • Fables: персонажи арабских сказок. Выписаны как хитрые террористы, в роли сверхоружия используют джиннов.
  • Les aventures de Tintin — маленькое государство, в котором правит эмир, друг протагониста. (В вольной экранизации одного из томов — компьютерном мультфильме С. Спилберга и П. Джексона — туда приезжала на гастроли «миланская соловушка» Бьянка Кастафьорэ и от простоты душевной ляпнула что-то вроде: «Как я рада, что меня знают даже в третьем мире!». Эмир не был в восторге.)
  • G.I. Joe: Бадхикистан, Бенжин и Договорная Абиссия. Образы последовательно позаимствованы с Бахрейна, Кувейта и Договорного Омана.

Аниме и манга[править]

  • В «Happy World!» имеется страна, похожая на Палестину, имеющая соседа, похожего на Израиль.
  • «Full Metall Panic!» — Хельмаджистан. ЧСХ, существует только в аниме — в новеллах это вполне себе реальный Афганистан.
  • «Сказание об Арслане» — Парса. Очень яркая, подробная и правдоподобная аллюзия на Сасанидский Иран, вплоть до титулов (эран, марзбан), сословий (азаты, гулямы), географии (Дейлам, Гилям, Экбатана, Пешавар), имён (Арслан) и так далее.
  • «Gundam 00» — королевство Азадистан, переименованное русскоязычными зрителями в А-сзади-стан. Родина принцессы Марины и место ряда важных событий сериала. А также соседняя с ним Кругская Республика, наследница современного Курдистана, родина Сецуны.
  • «Area 88» — королевство Азран с эскадрильей наемных пилотов и повстанцами, которых поддерживают коммунисты.
  • «Noir» (2001) — действие эпизода «Чёрная нить судьбы» (7 серия) происходит в неназванной восточной стране, где не то бушует, не то недавно отбушевала гражданская война. На чьей стороне была правда, неизвестно, а только про-правительственные силы наняли Мирей и Кирику для убийства лидера революционеров Барзана. И на момент начала серии они уже выполнили задание, а вот с тем, чтобы покинуть страну, возникли проблемы.

Видеоигры[править]

  • Аллоды. «Повелитель Душ» — часть аллода Язес, включая столицу. «Проклятые Земли» — Суслангер.
    • Аллоды Онлайн. До выхода MMORPG считалось, что весь Хадаган — восточная деспотия, но к релизу он превращается фэнтези-СССР. В одном из дополнений введён аллод Истинбул — восточные сказки в чистом виде. Мёртвое море неподалёку от Незебграда: о санатории для отличившихся имперцев ходят слухи, сходные с исламскими представлениями о рае. У Империи есть NPC с татарскими именами (суслангерцы).
  • Арабские ночи: экшн-адвенчур в фэнтезийной Аравии.
  • Онлайн-шутер «Калибр» от компании Wargaming — вымышленная ближневосточная страна Кархад, являющаяся ареной для действия игры.
  • ArmA 2: Operation Arrowhead — американские вояки ведут боевые действия в Такистане, подозрительно напоминающем Афганистан. Причем, находится он на ЗАПАДЕ от чешско-балканской Черноруссии из просто ArmA 2.
    • По климату это скорее Афганистан, вооружение старой западной и современной российской техникой и оружием намекают на Иран, а геополитическая роль - на Ирак. Кроме того, к югу и западу от Такистана находятся Карзегистан и Аргистан.
  • Battle Brothers: дополнение «Blazing Deserts» добавило пустынные города-государства.
  • Call of Duty 4: Modern Warfare — первый акт, заканчивающийся дьяволом из атомной бомбы.
  • Call of Duty: Modern Warfare (2019) — Урзыкстан. В основном аллюзия на воюющую Сирию, где творят свои черные дела исламисты и русские военные-оккупанты, причем русские намного хуже. Но герб похож на помесь герба США и Йемена, а говорят тут по-арабски, а лидер так называемых исламистов в самом начале игры заявляет что «мы сражаемся не за веру, а за свободу нашей страны».
  • Альдастан в серии C&C:Generals. Судя по всему террористы из ГОА организовали собственное государство на территории бывших Таджикистана, Киргизии и Казахстана.
  • Dying Light — вымышленный ближневосточный мегаполис Харран.
  • Ex Machina — Вахат и Зармек.
  • Genshin Impact — Сумеру.
  • Gothic III — Варант.
  • Jane’s Advanced Strike Fighters — Азбаристан. В плане сюжета описан как помесь ОАЭ с Йеменом.
  • Mount & Blade: Warband — Султанат Сарранидов.
  • NAIRI: Tower of Shirin — Ширин.
  • Operation Thunderbolt — из-за катастрофы лайнера американские военные попадают в плен в африканской провинции Калубья, которая находится на месте реального Алжира. В версии для Super NES самолет угнали террористы из Бинтази, страны под военной диктатурой.
  • Phoenotopia — Атай и его окрестности. Самостоятельным государством не является и входит в состав Кастланда. В остальном — Курак Кураком. Присутствуют: дома из глиняного кирпича, лазание по плоским крышам, пустынные разбойники (грабящие в том числе и караваны), экзотическая кухня, характерный покрой нарядов и колоритный восточный базар. А у градоначальника замашки султана-самодура местечкового уровня.
  • Quest for Glory — Шапир и Расир.
  • Razing Storm (между прочим, духовный наследник легендарной серии lightgun-шутеров Time Crisis) — сюжет построен на вторжении в один из сабжей (вознамерившийся возродить Халифат путем постепенного присоединения к себе всё большего числа мусульманских стран, а затем и завоевать весь остальной мир в ходе джихада) небольшого, но о-о-о-о-очень элитного, вооружённого и экипированного по последнему слову техники, отряда войск «цивилизованного мира» — предположительно американских — способного удивительным образом в кратчайшие сроки разгромить армию неохалифата, причём с минимальными жертвами и разрушениями (этот удивительно нелепый сюжетный пункт — скорее всего, введён с целью стёба не только над клюквой на данную тему, но и вообще чуть ли не над всей голливудской школой боевиков, особенно военно-политических, жанр которых практически до мозга костей пропитан пропагандистским тезисом о непобедимости и всемогуществе доблестной U.S. Army). Из других подобных клюквенных экшнов выделяется одновременным использованием 2-х практически взаимоисключающих направлений в стереотипах о ближневосточных странах: в очень короткие промежутки друг между другом игрокам доведётся увидеть, с одной стороны — роскошные моллы и небоскрёбы а-ля Дубаи, активнейше применяемых в сражениях роботов, лазерное оружие и другие чудеса техники (последним боссом же вообще оказывается гигантский космический боевой корабль, уместнее бы смотревшийся в заштатной космоопере — на нём, по сюжету, как раз и пытается в конце концов эвакуироваться правительство несостоявшегося халифата), а с другой — многолюдные восточные базары вдоль пыльных улиц и с горами южных фруктов на прилавках, трущобы с крохотными глиняно-деревянными бараками грязно-серо-коричнево-жёлтых тонов и узкими извилистыми улочками, и периодически наваливающиеся волной на игроков неорганизованные толпы карикатурных моджахедов, несущихся к игрокам «в лоб» с дикими криками и пальбой в воздух (последнее, впрочем, не мешает им атаковать игроков практически искючительно путём подбегания вплотную, становясь всей кучей прямо перед их глазами, да и во время атак эта дикая орава не столько стреляет в игроков, сколько лупит прикладом — таких безмозглых оленей-зерграшеров одно удовольствие косить «веером» целыми толпами).
  • Rogue State — симулятор любой ближневосточной страны в юмористическом духе.
  • Soviet Strike — страна Ирек и ее диктатор Садисса Савак. Ирек при этом находится на Кавказе.
  • Sniper: Ghost Warrior — Contracts 2 — Куамар. Расположен рядом с Ливаном и Сирией.
  • Ys VI: The Ark of Napishtim — Альтаго, родина стереотипного купца-«бедуина» Баслама.
  • Witcher 3 — Офир, хотя это, скорее, пустыни, шейхи и мечети.
  • World of Warcraft — Ульдум. Тоже скорее Египет, но есть и арабский душок. Частично Танарис с городом Gadgetzan (русск. Прибамбасск, что ещё и ненавязчиво отсылает к Дамаску[5]).

Настольные игры[править]

  • D&D — сеттинг Аль-Кадим.
  • Warhammer Fantasy Battles — Арабия, хотя кое-что в антураже ближе к Египту, который некогда её подчинил, а потом (не)умер в полном составе. От тех времён остались пантеон и некромантия, вплоть до буквально передранного Абдула Альхазреда. Незримый орёл Аллах тоже есть, но популярен только у диких бедуинов в пустыне, а они никому не нужны. Поэтому в некоторых отношениях вархаммер-арабы на удивление прогрессивны, хотя в то же время среди цивилизованных и живых людей только они не отказались ещё от рабства и даже сотрудничают в этом деле с тёмными эльфами.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. В примерном переводе с английского — «Жопотрахстан» или «Бомжетрахстан»
  2. В сухом жарком климате здания из необожжённого кирпича могут стоять веками, и даже если вдруг ВНЕЗАПНО пойдёт краткосрочный ливень (очень редко, но случается), они его выдержат — ведь на следующий день опять будет жаркое солнце, которое успеет высушить кирпич раньше, чем он успеет размокнуть. Кроме того, на случай такого внезапного выпадения осадков здание покрыто очень толстым слоем глины-штукатурки, которая не даст неожиданным осадкам дойти до кирпичей и размочить их.
  3. Хотя с тем же успехом оно может быть позаимствовано из «Моего дядюшки Освальда» Роальда Даля.
  4. Ми-24 или Ми-28 соответственно — в зависимости от, так сказать, отшлифованности визуальных гэгов в двух версиях фильма.
  5. Но по сути город — перекличка со Звёздные войны, а именно — отсылка к поселениям Татуина.