Final Fantasy

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Final Fantasy — без преувеличения, самая широко известная серия игр в жанре JRPG в мире. Разрабатывается фирмой Squaresoft (впоследствии Square Enix) c 1987 года до наших дней для различных консолей, от NES до PlayStation 4 и PSP. В серию также входят две MMORPG, Final Fantasy XI и Final Fantasy XIV, но в основном игры серии представляют собой классические JRPG. Под маркой Final Fantasy также было выпущено два фильма, сделанных по технологии трехмерной анимации, и несколько малоизвестных аниме.

Сеттинг[править]

Отличительной особенностью серии является то, что для каждой «номерной» части создается новый мир, никак не связанный с предыдущим ни общим сюжетом, ни персонажами, ни чем бы то ни было еще. Исключение только одно: действие игр Final Fantasy Tactics и Final Fantasy XII происходит в одном и том же мире Ивалис. Для некоторых особо популярных частей создаются приквелы, сиквелы и спин-оффы, действие которых происходит в том же мире, но они маркируются тем же номером, что и основная часть (например, действие Final Fantasy VII: Before Crisis, Final Fantasy VII: Crisis Core и Final Fantasy VII: Dirge of Cerberus происходит в мире Final Fantasy VII).

Сюжет всех частей абсолютно линеен (за исключением альтернативной концовки из DLC к XV части): действия игрока никак не могут повлиять на его развитие.

Однако, некоторые черты остаются характерными и неизменными и переносятся из мира в мир, появляясь во многих частях Final Fantasy.

Общие черты[править]

Сид[править]

В первую очередь это, конечно же, герой по имени Сид. Это разные герои в разных частях, но все они похожи друг на друга: все Сиды старше основной команды, они, как правило, ученые или инженеры, они имеют какое-то отношение к дирижаблям или воздушным кораблям, и оказывают героям содействие в качестве помощников и наставников, иногда даже бывая родственником одному них. По выражению бывшего ведущего автора серии, Хиронобу Сакагути, «Сид — это Йода Final Fantasy». С уходом Сакагути, однако, традиция частенько теперь оказывается нарушена, вплоть до появления злых Сидов. В самой первой финалке на NES Сида не было, его добавили в переизданиях.

Саммоны[править]

Начиная с третьей части, персонажам предоставляется возможность вызывать различных духов, которые помогают в бою. Эти духи называются по-разному (наиболее распространены названия «эспер» и «эйдолон»), но облик и характеристики многих из них переходят неизменными из мира в мир. Это в первую очередь дух огня Ифрит, дух льда Шива и дух-дракон Багамут. Последний был уже в первой игре, но ни к кому не призывался, а апгрейдил классы героев, если его находили.

Чокобо[править]

Ездовые птицы, заменяющие лошадей, встречаются со второй части. Чокобо внешне имеет облик большого желтого цыплёнка и телосложение страуса. Водятся чокобо в лесах и любят есть траву «гисаль» или «гисаси». Всюду, где появляются чокобо, они выполняют роль удобного транспорта на небольшие расстояния, позволяющего избежать монстров; в некоторых играх присутствуют особенные породы чокобо, отличающиеся яркими цветами и способные перемещаться по пересечённой местности (рекам, горам, морю, редко встречаются летающие чокобо); эти породы могут быть использованы для перемещений на большие расстояния и достижения секретных мест, спрятанных на карте.

Муглы[править]

Муглы — маленький народец, милые существа, похожие на помесь котенка с поросенком, с крылышками и помпончиками. Эти неагрессивные, мирные существа — как правило, помощники героев, иногда выполняют роль секретов или «пасхальных яиц». Язык муглов состоит из различных вариаций слова «купо», но они спокойно могут разговаривать и на человеческом языке. Появились в третьей части, где вместо «купо» говорили «ня».

Биггс и Ведж[править]

Биггс и Ведж, как правило, появляются вместе в эпизодических ролях. Их имена — отсылка к «Звёздным войнам»: во время атаки на Звезду Смерти в четвёртом эпизоде Biggs Darklighter и Wedge Antilles летели в эскадрилье Люка. В играх встречаются, начиная с шестой игры (кроме того, они есть в продолжении четвёртой игры, Final Fantasy IV: The After Years). Например, в седьмой игре они состоят в AVALANCHE и в самом начале участвуют в налёте на реактор. А в десятой игре они охраняют блицбольный стадион, и их можно взять в свою команду.

Final Fantasy и Dungeons & Dragons[править]

Первые игры серии еще не создавались с твёрдым расчетом на шадевр: Squaresoft делала их как «просто ещё одну RPG». Поэтому в ту раннюю эпоху финалка с упоением заимствовала идеи из различных первоисточников, не последним среди которых были великие и ужасные Dungeons & Dragons. Из D&D в финалку перекочевало довольно много повторяющихся персонажей и монстров, среди которых:

  • Бахамут и Тиамат, великие драконы. Первый — добрый, вторая — злая. Бахамут встречается во многих играх серии в качестве одного из сильнейших призываемых существ, Тиамат — в качестве босса.
  • Повторяющиеся из серии в серию монстры, правда, порой со слегка мутировавшим написанием названий. Финалковский Sahagin — это D&D-шный Sahuagin, в Ochu с некоторым трудом, но узнается Otyugh, внешний вид монстров Basilisk и Cockatrice и сам их статус совершенно разных существ — а не двух названий одного и того же монстра василиска, ну и знаменитый Mind Flayer, он же иллитид — всё это пришло в финалку прямиком из великих и ужасных.
  • А вот такой финалковский монстр, как Coeurl (он же Cuahl, Torama) — классический случай «вор у вора дубинку украл». Его вообще-то придумал писатель Альфред ван Вогт, а Гэри Гайгэкс только позаимствовал, спилил серийные номера и обозвал «Displacer Beast». Squaresoft восстановили историческую справедливость и вернули монстру его первоначальное имя.

Немного критики[править]

Как известно, ничто не идеально. И Final Fantasy не исключение. Действительно важные проблемы можно выделить следующие:

  • Нечувствительность к стилю игры: практически все игры серии не подгоняют противников под текущие возможности игрока. В результате игроки, обшаривающие каждый угол, чересчур раскачиваются и слишком легко выносят финальных боссов, а те, кто не лезет в дебри и идет только по сюжету, не отвлекаясь ни на какие побочные задания, ближе к концу оказываются неспособны продвинуться дальше без читов, редакторов сохранения или бустеров опыта, поскольку рассчитанные явно не на их уровень враги выносят их с 1-2 ударов (причем высокий скилл играющего выручит только до определенного момента: после из-за особенностей механики не поможет даже он, поскольку за ход получаемый от босса урон будет больше, чем максимально возможное восстановление здоровья).
    • Более того, в играх присутствуют секретные, и очень сложные боссы. В итоге, приходится выбирать: либо раскачаться так, чтобы можно было попробовать с ними потягаться, но потом играть будет попросту не интересно, потому что даже финальный босс будет выноситься с пол-тычка, либо не перекачиваясь забить на них, пропустив интересную часть контента.
  • Спойлеры. Некоторые игры серии по ходу игры сами спойлерят свои же концовки:
    • Концовка десятой части спойлерится главным героем на воздушном корабле перед финальной битвой.
    • Концовка пятнадцатой части раскрывается во время разговора с Багамутом в кристалле.

Ну и по мелочи:

Анахронизмы. Нормальные для своего времени, но минусы для нашего:

  • В классических частях не всегда можно с ходу понять куда идти и что делать. Что, впрочем, типично для игр того времени, но для нашего минус, к счастью, купируемый гайдами. Педаль в пол продавливает особняк Ультименции из 8 части: без подсказок по нему можно блуждать часами.
  • Механика рандомных битв. Проблема в том, что частенько приходится с десяток раз сражаться с одним и тем же набором противников, которые выносятся с пол пинка и только отвлекают. А изредка все может быть с точностью до наоборот: игрока выносят с пол пинка.

Обзор игр серии, основные вехи в развитии[править]

Эпоха начала (Final Fantasy Origins) — NES[править]

  • Final Fantasy I (собственно Final Fantasy). Игра 1987 года, для NES (Dendy). Здесь было заложено большинство традиций серии: разделение на карту и боевой экран, бой с видом со стороны (sideview), основные классы персонажей, заклинания, монстры. Играем за неистовый квартет Воинов Света, сражающихся со злым рыцарем Гарландом и Хаосом. Традиция полноценных персонажей с предысториями и характерами, однако, на сей момент еще не существует, поэтому Воинов Света называем сами и придумываем сами. Сида, чокобо, муглов, саммонов — тоже ещё нет, хотя в переиздании сюда был добавлен Сид из Луфении, живший в древние времена изобретатель воздушного корабля.
    • Бахамут к слову тоже уже был, причём в оригинале, а не римейках. Но призывать его было нельзя, зато он апгрейдил классы Воинам Света. Секретный квестовый непись.
  • Final Fantasy II. Именно отсюда берет начало традиция именных протагонистов с характерами и историями. Фирион, Гай, Мария и Леон сражаются против злобной Империи и ее правителя, императора Матеуса Паламециа. Здесь была применена оригинальная система развития персонажей, напоминающая серию Elder Scrolls, где способности героя увеличиваются, когда он выполняет соответствующие действия; она не прижилась, к сожалению. Хотя, учитывая общий дисбаланс в этой прокачке, это к лучшему. Появились Сид и чокобо.
  • Final Fantasy III. Снова безымянные и бесхарактерные воины, которых называем и придумываем сами, хотя в переиздании для DS и ПК этот недостаток исправлен. Снова система выбора классов, на этот раз с возможностью их динамической смены. Сюжет построен на великих кристаллах, которые надо спасать от злодея, призвавшего из мира иного Облако Тьмы. Появились мугглы и саммоны. Уже потихоньку начинает вырисовываться классической образ финалки.

Золотой век классической финалки — SNES[править]

  • Final Fantasy IV. Первая для SNES (Super Nintendo), выпущена в США под названием Final Fantasy II. Уже совсем классическая, сформированная финалка, есть всё: именные герои с характерами, закрученный сюжет, чокобо, мугглы, Сид, саммоны, противостояние братьев и путешествие на Луну. Знаковая игра для серии. Единственное, чего не хватает игре до звания Первой ТруЪ Финалки, так это пати-селектора; доступных персонажей куда больше, чем максимальный размер отряда (5), а менять состав нельзя, поэтому на протяжении всего сюжета с нами остаются только трое главных, а остальные приходят и уходят. Такова особенность этой игры.
  • Final Fantasy V. Крепкие, наваристые те же щи. Замешана на достижениях всех предыдущих частей, но сама ничего принципиально нового не внесла, кроме, разве что, повторяющегося персонажа Гильгамеша. Снова динамическая система классов, снова злодей в доспехах. Главная особенность — чрезвычайно гибкая система профессий. Их тут много (25 в версии Advance), менять професси можно практически в любой момент, сочетая преимущества, создавая персонажей с поистине дивными способностями. Еще одна интересная идея — огромное количество секретов, которые упрощают битвы с боссами. Пример: на определенном этапе игры персонаж встретится с боссом Ramuh. Он может быть чрезвычайно опасным, однако если до этого вы выучили атаку Death Claw у одного из предыдущих боссов, Ramuh будет побежден после первого же ее использования. И таких примеров полным-полно. Другое дело, что без чтения гайда игрок, вероятнее всего, пройдет мимо всех этих секретов…
  • Final Fantasy VI. Первые раскаты великого грома: серия переходит на формат технофэнтези! Выполненная в жанре стимпанка и постапокалиптики история привнесла множество новшеств в сюжетные принципы финалок. Прощайте, унылые злодеи в доспехах: теперь мы противостоим хитрому, безумному и безумно клёвому шуту-колдуну Кефке, которому таки удается устроить апокалипсис. Прощайте, воины света и хранители кристаллов: теперь в мирах Final Fantasy прочно утверждается принцип индивидуальной мотивации каждого героя, без наивного фэнтези-пафоса. Издана в США под названием Final Fantasy III, однозначно знаковая игра.

Эпоха великих перемен и хитов — PS1[править]

  • Final Fantasy VII. Первая для PSX, первая трехмерная, вторая в стиле технофэнтези, это была игра-бум, прославившая жанр JRPG по всему миру. Читайте основную статью, сами всё поймёте. Одна из лучших в серии.
    • Весьма спорное утверждение так как шестая часть была на порядок выше и интереснее чем семерка.
  • Final Fantasy VIII. Эксперимент средней удачности, слишком большое количество прорывов и новаторских элементов, но многим нравится. 3D-графика в реалистических пропорциях впервые в серии, сюжет о любви, войне и немного хронооперы, сложная и запутанная система прокачки персонажей — но в целом вполне на заданном прошлыми частями уровне качества.
  • Final Fantasy IX. Завершает и как бы подытоживает эпоху прорыва. В новой графике воссоздаются многие старые традиции серии; мир похож как на стимпанковый, так и на традиционное для серии фэнтези, возвращаются кристаллы, злодей в доспехах (не главный), деление на классы (не динамическое). На редкость удачное сочетание тех же щей с новыми технологиями.

Хроника пикирующего бомбардировщика — PS2[править]

  • Final Fantasy X. Теперь на PS2! Прорывы — в основном технологичные: графика и озвучение. В остальном — довольно традиционная финалка. Нам предстоит спасать мир Спира, замкнутый в порочный цикл древним пророком Евоном, основателем правящей миром церкви и создателем монстра, известного как Грех. Последняя фантазия отца серии Хиронобу Сакагути, и одна из лучших финалок и по сей день.
    • Final Fantasy X-2. Чисто фансервисная часть, призванная срубить бабла на успехе оригинала. Эталонный пример наплевательского сиквела, испортивший всю концовку оригинала, которой сиквел был противопоказан. Первая часть была о спасении мира, о самопожертвовании, о новой надежде. Вторая часть обесценивает все это, переориентируя сюжет на праздное веселье и поиск неизвестно чего. И на десерт ярко выраженное OOC главной героини оригинальной «десятки», превратившейся в пустоголовую поп-певичку. Даже музыка, сильная сторона с первой части по пятнадцатую, тут не торт. Первый тревожный звонок и первый сиквел в принципиально до того отвергавшей сиквелы серии. X-2 - это Star Wars: the Holiday Special от мира jRPG.
      • Справедливости ради, если рассматривать как отдельную игру серии, а не как сиквел X, получится не совсем мусор, а средненькая игра, годная на пару вечеров под пиво, находящаяся на уровне сиквелов XIII части.
  • Final Fantasy XI. Гребаный онлайн. Развлекушка для любителей пообщаться с толпой -=Squall=--ов и Sefirot404-ов, ололокающих и грабящих корованы. Справедливости ради, едва ли не первая MMORPG на консолях 6 поколения, к тому же с возможностью кроссплатформенной игры с владельцами ПК.
  • Final Fantasy XII. Где-то с этой части начинаются глубокие изменения, ломающие все традиции серии. Отсюда начинают лопатить боевую систему, отказавшись от традиционной ATB. Так-то игра во всех отношениях клёвая, и даже сохраняет атмосферу финалки… но это внезапно не JRPG, а «общемировая» RPG, чем-то напоминающая биотваревские.

Сага о Лайтнинг — PS3[править]

  • Final Fantasy XIII с двумя сиквелами — весьма противоречивая часть, лишь поверхностно копирующее традиции и эстетику Final Fantasy. Серия в общем-то и до того не отличалась свободой действий, но тут они превзошли сами себя: тринадцатая абсолютно коридорна до 11 главы. Правда, вторая и третья части несколько исправили положение. Эталонный пример падения в штопор: первая годится на пару вечеров, вторая зайдет только под пиво, для третьей нужна стальная печень и железное здоровье.

Старая четырнадцатая часть[править]

  • Final Fantasy XIV — ещё одна MMORPG. Оказалась настолько ужасна, что все её сервера просто отключили вскоре после релиза.

Теперь снова торт — PS4[править]

  • Final Fantasy XIV: A Realm Reborn — переделанная почти с нуля четырнадцатая часть, встреченная критиками и игроками гораздо теплее. В настоящее время, её популярность постепенно растет, и после провала Blizzard с новым аддоном для WoW и постоянными скандалами вместе с TESO вырывается в главные лидеры среди ММО.
  • Final Fantasy XV а.к.а. «пятнашка» — долгострой длиной в 10+ лет (доделывался до ума три года после выхода), изначально известная как Final Fantasy Versus XIII. На релизе получилось так себе, но к выходу windows edition серьезно доработана, хотя до финалок эпохи ps1-ps2 (с поправкой на сравнение с играми своего времени) все же не дотягивает. Поскольку (слава Эсперам!) режиссер и сценарист тринадцатой игры в создании не принимал участие, получилась самостоятельная игра, не имеющая отношения к тринадцатой части. Присутствует открытый мир, в партии только мужские персонажи, главный герой внешне похож на Клауда или Скволла. Геймплейно игра схожа с серией Kingdom Hearts, так как режиссером и выступил её создатель. Именно с этой части зародилась традиция бета-теста новых частей в виде временного эксклюзива PlayStation, в ходе которого игру дорабатывают напильником и добавляют русскую озвучку. Игру пусть и обвиняли в огромном и пустом мире, однообразных квестах, в самоповторениях находок прошлых игр и даже неуместном "экшоне", но фанаты приняли её довольно неплохо, сочтя сюжет и героев куда более подходящими духу серии, после предыдущих ужасов и неуместного экспериментаторства.
  • Final Fantasy VII Remakeремейк культовой финалки, который расширяет и дополняет оригинал. Первый эпизод на ps4 уже доступен, и получилось очень даже годно. Есть улучшенная версия на PS5 с новым контентом.

Недалекое будущее — PS5[править]

  • Final Fantasy XVI — выпущена летом 2023 на PS5, через год-два возможно дойдёт и до PC. Создатели зачем-то добавили в игру жести, по итогу это первая игра в серии, получившая 18+ (как в России, так и в Европе). Далее текст другого автора правки. Продюсером выступил Наоки Ёсида (спаситель Final Fantasy XIV, сделавший её нормальной игрой), и он же привнес в нее немало своих оригинальных решений. Мрачный сюжет с непривычными для серии кровью и эротикой происходит в довольно-таки политизированном средневековом сеттинге меча и магии. Местные суммоны(айконы) максимально похожи на своих собратьев из FF14, и никакой олдскульной пошаговости Final Fantasy тут нет, а даже наоборот, ураганная слэшер-боевка буквально взята из Devil May Cry. Некоторые спорные решения Ёсиды с лихвой компенсируются шикарным сюжетом, экшном и саундтреком, так что в целом серия Final Fantasy снова успешно заявила о себе.
  • Final Fantasy VII Rebirth — вторая часть ремейка седьмой части. Будет выпущена на PS5 29 февраля 2024 года.