Наплевательский сиквел

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Это явление крайне широко распространено в первую очередь в зарубежных произведениях, особенно же такая беспечность свойственна американцам: неважно, чем там закончился оригинал, в сиквеле его концовка будет тупо проигнорирована. Нет, речь идёт не о мелких ошибках — на ключевой момент финала тупо забивается большой и толстый болт.

И ладно бы был другой создатель — так нет же, далеко не всегда. Фанатам, поскрипев зубами, придётся каким-то образом натянуть сову на глобус и воссоздать непрерывность повествования собственными усилиями. Самое бесячее, что это не следствие опухания сиквелов — такое встречается и в общепризнанно качественных по всем параметрам продолжениях.

Родственный троп — Перевернуть финал в сиквеле. Однако перевернутый финал далеко не обязательно содержит ярые противоречия, как видно из примеров в том тропе: если, скажем, все достижения героев пошли насмарку, это вполне могло проистекать из логики произведения, характеров персонажей, сам автор мог это обосновать, наконец, банально применить авторский произвол, заявив, что «всё было именно так, потому что я так сказал». Наплевательский сиквел же оставляет сюжетные дыры исключительно на откуп читателей. При этом финал вовсе не обязательно будет «перевернут».

Также где-то рядом полощется на ветру Хронически рваная канва.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Ну, например, грешит этим Р. Л. Стайн. Почти каждое его произведение в жанре детских ужастиков завершается характерным твистом. Если же Стайну случается написать к какой-то книге продолжение, он благополучно игнорирует собственный твист, оставляя читателя самому заделывать дыру в истории. Особо яркие примеры:
    • «Маска Одержимости» — только Карли Бет смогла чудом снять с лица колдовскую маску, после того как её нацепил младший брат; в продолжении и ретконе события развиваются в разных направлениях, но в обоих брат цел и невредим. Возможный обоснуй: маска была снята символом любви, который ослабил её, и она попросту не успела прирасти.
    • «Тайна кораллового рифа» начинается со столкновения юного Билли Дипа с подводным чудовищем, в конце герой сталкивается с ним снова, тайком улизнув с катера на поиски русалки, пока его сестра и дядя спали. Словом, итог немного предсказу… Не тут-то было! В продолжениях герой жив и здоров, о встрече с чудищем ни разу даже не упоминается. Возможный обоснуй: ну, для начала, Билли — большой фантазёр, не всегда отличающий реальность от фантазии.
      • Монстр мог быть неголодным.
    • А вот в сериале «Кошмария» сюжеты продолжаются непрерывно, так что Стайну пришлось-таки озаботиться логической привязкой своих твистов к дальнейшим событиям.
  • Дмитрий Емец — серия о Фильке Хитрове и Петьке Мокренко: они сталкиваются то со зловещим деревянным божком, то с мёртвым палачом, то с упырём, то со скелетом самого графа Дракулы… и каждую встречу с нечистью воспринимают с изумлением, как в первый раз. Возможный обоснуй: у них стирается память, как у героев романа «Оно» Стивена Кинга? Сова возмущенно вопит.
  • «Первая кровь, часть 2» и «Рэмбо-3» по отношению к роману «Первая кровь» — весьма забавные продолжения, учитывая что в первой книге главный герой погибает в финале, а в последующих романах он внезапно живой. А разгадка сиквелов проста — они написаны по мотивам фильма-экранизации, где трагичный финал был изменён.
  • Продолжение «Звёздных королей» Гамильтона. Финал первой книги был даже изменён задним числом.
    • Надо признать, изменен на более логичный и вменяемый, насколько эти понятия применимы к данному сеттингу.
  • С прикруткой — «Сварог» А. Бушкова. Цикл с возвращением протагониста на Землю закончился буквально ничем, типо это всё были его цветные сны, хотя заруба с участием трёх разных Сварогов — путешественника, короля и демона, прямо-таки напрашивалась. Но нет, вопиющий неканон

Кино[править]

  • «Очень страшное кино» же! Первый фильм кончается сообразно своему слогану «Ни стыда, ни совести, ни сиквела», во второй части все герои снова живы-здоровы. Как ни странно, в последующих двух частях нескольких персонажей таки добивают окончательно.
  • Трилогия «Зловещие мертвецы»: ну ладно, второй фильм посчитаем ремейком первого. (Хотя это скорее всё же сиквел — а «ремейкирование» там чуть ли не внутрисюжетное: тёмные силы пытаются что-то «переиграть по-новому».) Но начало третьего фильма, точно являющегося продолжением второго, категорически не стыкуется с его, второго фильма, финалом! По слухам, в первый раз причиной стали неурядицы с правами, а во второй Рейми решил сделать это уже нарочно. Однако зрителям ведь это нужно как-то обосновать? Ну, допустим, существует множество параллельных миров, в каждом из которых история Эша развивалась по-разному. А ещё Эш любит бухать и выставляться перед бабами. Держи птицу! Птицу держи, говорю!
    • Да и сериал «Эш против Зловещих Мертвецов» довольно вольно обходится с концовкой «Армии Тьмы» (Одной из, альтернативную он полностью игнорирует)
  • «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки». Если возвращение Уилла к семье — это «Перевернуть финал в сиквеле», то его мутация а-ля Дэйви Джонс — наплевательство на финал третьей части. Предположим, что со временем все капитаны «Летучего Голландца» мутируют, а Уиллу предоставлена (кем?) привилегия принимать нормальный облик для побывки домой, но… сова издерёт нам когтями руки в кровь и будет совершенно права.
    • Авторский обоснуй: обрастать по-джонсовски Уилл начал потому, что спас утопающего сына вместо того, чтобы повезти туда, куда ему полагается возить утопленников, и не ктулхизировался окончательно только потому, что не успел. Обоснуй вялый, но другого нет.
    • Анжелику и линию с прикарманенной ею куклой вуду Джека вообще выкинули на мороз, яко не быша.
    • А получение компаса Джеком…
  • «Люди в Чёрном: Интернешнл», что значит «Густав Эйфель построил портал (ту самую башню) для инопланетян и основал ЛвЧ»? В первом фильме говорилось, что первый контакт и основание ЛвЧ случилось в 60е в США!
  • Экранная «Обитель зла» часто этим грешила, но к 6 части ситуация достигла апогея: в финале 5-й Элис берётся воспитывать дочь своего клона, заново получает способности и совместно с Лютером, Леоном и Адой присоединяется к Вескеру в борьбе с Амбреллой? Да плевать, где-то между фильмами Вескер опять всех предаст, все, кроме него и Элис погибнут и у той опять исчезнут способности. Но Ведь нам и этого мало, давайте ещё и перепишем историю происхождения вируса, рассказанную во 2-й части, да ещё и Вескера сделаем из председателя правления Амбреллы среднего пошиба сошкой. И кстати, а почему Вескер весь фильм себя ведёт так, будто у него тоже куда-то способности исчезли?
    • Как вариант — поцапался с Айзексом и свалил в закат с намерением продолжить шкодить, а на его место Айзекс взял одного из его клонов. Так что автор правки не удивился бы, если бы в гипотетической седьмой серии франшизы он вдруг появился бы как чертик из табакерки с воплем: «А вот и Альби!»
    • А как насчёт того, что Красная Королева, которую, на секундочку, отключили в первой части, а потом накрыли сверху ядерной бомбой, вполне себе функционирует в пятой и хочет убить всех оставшихся человеков, но что бы вы думали, в шестой она уже хочет всех спасти. И вакцина, которая в третьей части получалась только из крови Элис, потому её так отчаянно клонировали, всегда была там и её хотели применить, когда зомби очистят мир от лишних людей. Хотя в первой части утечка вируса была случайностью. Стоп, во второй части уже говорят, что так и было задумано… Короче, лезть в эти дебри — себе дороже.
      • Век высоких технологий на дворе, конечно же у «Амбреллы» имелась резервная копия Королевы, и не одна. А если она так же разумна как и Скайнет, то тогда и седьмой частью история точно не закончится, те кто смотрел «Терминатор» 3 поймут о чём я…
  • «Мстители 2» и остальные фильмы КВМ после «Железного Человека 3» — Тони решает взорвать все свои костюмы, вылечить сердце и выкинуть реактор? В последующих фильмах это ему не мешает быть Железным Человеком.
    • Обоснуй: что нам стоит дом построить… Понадобилось — новые соорудил. За кадром. Благо старые наработки он помнит. Сова клюется, но вроде бы довольно вяло.
    • Костюмы-то он взорвал в качестве жеста, символизирующего отказ от паранойи, а не как знак того, что он перестанет быть Железным Человеком…
  • Звёздные войны: Последние джедаи — по отношению к концовке «Пробуждения Силы». Первый Орден уничтожил несколько планет, включая столичную? Об этом никто не вспоминает, жизнь в Галактике идёт своим чередом. Сопротивление уничтожило главную базу Первого ордена? В начале сиквела он почему-то даже сильнее, чем прежде. Оригинал интриговал вопросами, кто такой Сноук, кто родители Рей и куда делись рыцари Рен? Правильные ответы — никто, никто и никуда.
    • Вообще именно уничтожением столичной системы объясняют силу Первого Ордена.
    • Девятый эпизод примерно теми же методами похерил восьмой. От Сопротивления остались ошметки, а поддерживать его никто не собирается? Оно восстановило силы, а собрать соратников оказалось очень просто. Рей никто и звать никак? Отнюдь, ей явно есть в кого владеть Силой. И так далее.
  • Алиса в Зазеркалье (2016) — несмотря на то, что над обеими частями работал один и тот же сценарист, «Зазеркалье» послало в далёкие дали практически все аспекты Подземья и намёки. Почему Белая Королева ведёт себя не как коварная сволочь, а как добрейшая мать народа? Почему замок Красной Королевы был заброшен? Почему у Шляпника ни с того, ни с сего образовалась травма, хотя раньше у него даже намёка на внутренний конфликт не было? Почему ваш сиквел строится на Зазеркалье, если ещё в первой части были герои из книжного Зазеркалья и Подземье, по сути, это комбинация Страны Чудес и Зазеркалья? И ещё много чего.
    • Как вариант — потому что Зазеркалье, а не оригинальное Подземье. Правда, в этом случае получается, что попала туда НЕ ТА Алиса.
  • «Город грехов» — события первого и второго фильма невозможно расставить в хронологическом порядке, что особенно очевидно с линией Марва: он жив в тех новеллах, которые по куче признаков происходят после его смерти. Самый простой обоснуй: он пережил свою казнь, что с его-то живучестью неудивительно. Правильный же ответ: так и задумано. Новеллы в комиксах тоже невозможно расположить по хронологии, потому что с ватсонианской точки зрения они — городские легенды.
  • Не сиквел, а триквел — «Терминатор 3» по отношению к сиквелу. Нам очень надо снять третью часть — выбрасываем обе концовки на помойку, будущее не спасено, лишь отсрочено, и спасти его нельзя в принципе — разумный вирус Скайнет уже заразил Интернет, потому фраза «Нет судьбы» обретает новый, зловещий смысл…

Мультсериалы[править]

  • Юная лига справедливости — второй сезон своим таймскипом после хэппи-энда первого резко накидывает кучу новых персонажей, проблем, злодеев, некоторые герои погибли между сезонами, а большинство старых участников команды куда-то пропало и постепенно вернулось примерно к середине сезона. Со временем привыкается, но второй сезон своим началом явно выбивает зрителя из зоны комфорта.
  • «Люди в Черном» — мультсериал, очевидно, продолжает первый фильм, тогда почему Кей работает в ЛвЧ, как будто никуда не увольнялся?
    • В самом мультсериале есть шуточный намек, что фильмы сняты по сценарию «червей», в стиле «написали сценарий и в Голливуд продали». А они — ненадежные рассказчики.
  • Transformers — «Beast Machines» по отношению к «Beast Wars» — хорошую концовку перевернули с ног на голову, подарив Мегатрону II легкую победу на Кибертроне, часть персонажей либо тупо слили, либо отправили на «Флостон», либо дичайшим образом поизвращались с ними. Кстати, планировался ещё более упоротый сериал-продолжение, но его запороли на стадии производства.

Аниме и манга[править]

  • Rebuild of Evangelion 3.0 — по отношению к 2.0, где Третий Удар был успешно остановлен Каору в сцене после титров, а Синдзи воссоединился с Рэй. В третьем фильме Третий Удар внезапно произошёл по вине Синдзи, а Рэй не удалось извлечь из Евы-01 вместе с ним, и он не помнит и не знает, что с ней.
  • Tokyo Ghoul — по второму сезону не прошёлся только ленивый. Неизвестно, почему создателям принципиально нужно было не следовать манге и продолжить нормально первый сезон, а высосать из пальца свою альтернативную историю, которая мало того, что игнорирует огромную часть истории после победы Канеки над Джейсоном, так ещё и издевается как может над событиями, которые из манги всё-таки вставили в экранизацию, начиная с непонятного твиста с уходом Канеки в Аогири, заканчивая финалом, где создатели халтурно пытались выдавить слёзы из зрителей. Но те, кто читал мангу, помнят, что концовка была в разы мрачнее, и уж точно никакого Канеки, беззаботно прогуливающегося мимо следователей CCG с Хидэ на руках, там и близко не было.
  • Uchuu senkan Yamato — пятая полнометражка Final Yamato противоречит много чему. Начать с того, что в прологе объявляют, что на дворе 2203 год. Но секундочку! Действие третьего сезона разворачивалось в 2205 году! Авторским произволом события сдвинули на три года назад чтобы… главный герой не был слишком старым! Едем дальше: неожиданно оказывается, что капитан Окита по возвращении из первого похода был ещё немножко жив, и следующие несколько лет приходил в себя и поправлялся, и как минимум доктор Садо об этом знал. Почему Кодаю-то не рассказывали? Далее, Сима Дайске перед смертью признаётся, что всегда любил Юки, причем с первого взгляда. Но во втором сезоне он был отчаянно влюблён в Терезу, к тому же взаимно! Ну и, в качестве вишенки, сам Кодай. Кодай, который с 18 лет стоически переносил весь творящийся вокруг кошмар, был сначала исполняющим обязанности, а потом и полноценным капитаном, терял людей, но всегда держался и не падал духом. А тут, потерпев всего одно поражение, причём при неожиданной(!) атаке, поджал хвост и убежал проситься в отставку, хотя ежу понятно, что ничего хорошего эта внезапная атака не сулила! Это точно тот же самый человек, который УГНАЛ ЛИНКОР, когда его предупреждения об опасности не стали слушать?

Видеоигры[править]