Мутанты
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mutants. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Нам, наверно, конец: Генетический код Перепутан вконец. Минимальный уход… Мне весь мир надоел… Так бы всех и поел… Тяжела-а-а жизнь мутанта. |
» |
— Мюзикл «Звирьмариллион» |
« | Мутанты! Есть шанс выжить! | » |
— Мини-комикс в журнале «Крокодил» |
Мутанты, также известные как Девианты и Уроды, — существа, претерпевшие мутацию (процесс изменения генетического кода). Обычно, появляются в результате ошибки при эксперименте сумасшедших учёных (или магов) или под воздействием радиации. Как правило, обладают суперспособностями и каким-либо приобретённым уродством.
Многие супергерои и суперзлодеи в комиксах являются мутантами. Например, Человек-Паук. Или Черепашки-Ниндзя. Поскольку в комиксах мутация — универсальное объяснение любых суперспособностей.
Минутка реальности: на самом деле, во-первых, абсолютное большинство мутаций летальны[1], а во-вторых, мутации проявляются только в следующем поколении. Взрослая, сформировавшаяся особь, облучённая радиацией (или подвергшийся воздействию другого мутагена), может умереть от рака, а вот отрастить себе лишнюю руку — нет. В-третьих, 99 % мутантов обладают только одной суперсилой — быстро умирать. Оставшийся 1 % может обладать некими полезными изменениями; если они оказываются действительно полезными и их удалось передать потомству[2], то эти качества вскоре распространяются на всю или почти всю популяцию вида. Это и называется эволюцией.
В Чернобыльской зоне отчуждения увеличение числа мутаций вызвало аномальный рост… санитаров леса — волков! Которые тщательно очищают генофонд других животных, пожирая мутантов, и в результате их деятельности число диких животных вокруг многострадальной станции за 30 лет даже стало больше, чем было до аварии.
NB: Всё вышеперечисленное верно главным образом для животных. У растений дело обстоит несколько иначе, у одноклеточных (особенно у бактерий) и в особенности у вирусов — сильно иначе[3]. Впрочем, подвергшееся действию мутагена растение всё равно не станет ни разумным, ни людоедом или ещё чем — максимум обзаведётся увеличенными плодами и листьями странной формы (таким способом, к слову, созданы некоторые сорта, что традиционно не причисляется к ГМО). А вот смертельно опасная бактерия или вирус появиться, увы, вполне могут — и время от времени появляются.
Примеры[править]
Литература[править]
- Братья Стругацкие:
- «Обитаемый остров» — появились после ядерной войны. «…Поперёк цыплячьей груди висела винтовка непривычного вида. …Смешно перебрал коротенькими ножками, выгнутыми дугой. Он только поднял жуткую руку с двумя длинными многосуставными пальцами, громко зашипел, а потом произнёс скрипучим голосом… …Маленькое деловитое рыльце — в общем даже симпатичное, если бы не лысый череп и не воспалённые веки без ресниц — соседская девчонка. …Тщедушное тельце, ненормально-тонкие ручки-соломинки, покрытые коричневыми пятнами, кривые ножки, распухшие в коленях… Мутанты … кочевали, охотились. Оседлые сеяли мелкую выродившуюся пшеницу, возделывали странные свои огороды, где томаты были, как ягоды, а ягоды — как томаты, разводили жуткий скот, на который смотреть было страшно, не то что кушать. …Дикие южные выродки — тихие, болезненные, изуродованные карикатуры на людей. Нормальными здесь были только старики, но их оставалось очень мало, все они были больны и обречены на скорую смерть. Дети их и внуки тоже казались не жильцами на этом свете. Детей у них рождалось много, но почти все они умирали либо при рождении, либо в младенчестве. Те, что выживали, были слабыми, всё время маялись неизвестными недугами, уродливы были — страсть, но все глядели послушными, тихими, умненькими»[4].
- Есть и мутанты-собаки, которых называют «упыри» (они же цзеху, мороки и голованы) и считают очень опасными. ЧСХ, в фильме Бондарчука они приближены по внешности к образу попсового монстрилы с весьма педально выраженной вытянутой мордой. Как выразился какой-то остряк, «помесь Чужого с Ксенией Собчак». Хотя по описанию это обычные собаки, только с необычно крупными головами.
- Кроме них, также есть гигантские мутировавшие летучие мыши и какая-то невидимая тварь-псайкер, похищающая детей-мутантов.
- «Пикник на обочине» — дети сталкеров.
- «Обитаемый остров» — появились после ядерной войны. «…Поперёк цыплячьей груди висела винтовка непривычного вида. …Смешно перебрал коротенькими ножками, выгнутыми дугой. Он только поднял жуткую руку с двумя длинными многосуставными пальцами, громко зашипел, а потом произнёс скрипучим голосом… …Маленькое деловитое рыльце — в общем даже симпатичное, если бы не лысый череп и не воспалённые веки без ресниц — соседская девчонка. …Тщедушное тельце, ненормально-тонкие ручки-соломинки, покрытые коричневыми пятнами, кривые ножки, распухшие в коленях… Мутанты … кочевали, охотились. Оседлые сеяли мелкую выродившуюся пшеницу, возделывали странные свои огороды, где томаты были, как ягоды, а ягоды — как томаты, разводили жуткий скот, на который смотреть было страшно, не то что кушать. …Дикие южные выродки — тихие, болезненные, изуродованные карикатуры на людей. Нормальными здесь были только старики, но их оставалось очень мало, все они были больны и обречены на скорую смерть. Дети их и внуки тоже казались не жильцами на этом свете. Детей у них рождалось много, но почти все они умирали либо при рождении, либо в младенчестве. Те, что выживали, были слабыми, всё время маялись неизвестными недугами, уродливы были — страсть, но все глядели послушными, тихими, умненькими»[4].
- Генри Каттнер/Кэтрин Мур, «Мы — Хогбены». Семейка главгероев. Кто летает, кто трёхногий, кто живёт в цистерне… И семейка Пу.
- Мутанты имеются в мире «Тёмной Башни» Кинга. Тут они могут быть и «научны»: неизвестно, сколько поколений прошло с момента катастрофы. Известно, что много.
- Вполне научные, потомки облучённых радиацией могут иметь и лишний глаз, и отсутствие конечностей (хотя данные патологии могут встречаться и у детей обычных особей), да и реакция самца оленя на рождение детёныша-мутанта тоже адекватна. К тому же упоминается, что природа постепенно восстанавливается и количество здоровых особей растёт.
- «Ведьмак»: протагонист и его коллеги являются ими самыми. На самом деле — нет!
- Роберт Хайнлайн, «Пасынки Вселенной». Из-за космического излучения и давным-давно отключённых щитов часть этажей Корабля занята мьютами — потомками избежавших наказания мятежников, постоянно подверженных радиоактивному излучению. На нижних (т. е., как следует понимать понятия «вверх и вниз» на Корабле — ближе к обшивке и ближе к оси Корабля) палубах мутации тоже проявляются, но слабее, младенцев с врождёнными мутациями отправляют в биологический реактор Корабля — конвертер.
- Интересно, на чём же работал ГЛАВНЫЙ («маршевый») конвертер «Авангарда», если все отходы биомассы успешно поступали во вспомогательный (явно менее мощный), и тем не менее, вроде ничего не оставалось?!
- Если внимательно читать текст, то станет ясно — на рассеянной в космосе материи, то есть пыли и газах.
- Интересно, на чём же работал ГЛАВНЫЙ («маршевый») конвертер «Авангарда», если все отходы биомассы успешно поступали во вспомогательный (явно менее мощный), и тем не менее, вроде ничего не оставалось?!
- Стерлинг Ланье, дилогия «Иеро Дестин». Есть и животные разной степени мутации, есть и лемуты (производное от летальный мутант) — разумные животные или гуманоидные существа, в большинстве своём служащие местным силам зла и его приспешникам.
- Джон Уиндем, «Отклонение от нормы» — в постапокалиптической Америке мутанты считаются злом, преследуются и уничтожаются.
- Эдмонд Гамильтон, дилогия «Звёздные короли»/«Возвращение к звёздам» — вариант грустный, реализм относительный (мутация в далеко-о не первом поколении, но для настолько масштабных изменений даже десятков тысяч лет всё-таки маловато): колонисты на планетах с повышенным уровнем радиации за многие поколения превратились в различные негуманоидные формы жизни — в основной массе неразумные, но вполне приспособленные к условиям каждой конкретной планеты. В частности — неведомая фигня, пытавшаяся переварить и съесть (именно в таком порядке) незваных гостей, в первой части и «гномики» (совершенно безвредные, но представляющие собою довольно печальное зрелище) во второй.
- Хуберат Марек «Ты вейнулся, Снеогг, я знала» — очень печальный постапокалипсис, мутантов (которых здесь, похоже, примерно 100 % населения) где-то растят под наблюдением, самым перспективным присваивается звание людей, остальных — на запчасти.
- Константин Соловьев, «Геносказка» — мутанты на любой вкус и цвет:
« | — Нельзя от одной ягодки чудищем стать, — буркнул Гензель. — Это сказки — детей пугать. |
» |
— Разговор главных героев о мутациях |
« | — Наш дед был на войне, — пояснил Гензель без особого желания. |
» |
— Главные герои тоже не очень люди |
« | — Этот парень — квартерон! Но… Ведь быть такого не может, чтобы с такими огромными мутациями — и квартерон! |
» |
— А потому что нельзя есть что попало — козлёночком станешь |
- Вадим Панов, «Герметикон». Спорки — существа, изменённые чудовищной эпидемией, «Белым Мором». Живут не больше пятидесяти, некоторые выделяются способностями, компенсируемые слабостью в иных отношениях: огромная сила с нулевой выносливостью, гиперреакция с физической слабостью и пр. Два приятных исключения — «ведьмы»-гипноты и синеволосые красавцы с планеты Куга.
- Сергей Другаль, вселенная ИРП (Института реставрации природы). Очень милая субверсия тропа — по всей Земле идёт ускоренное восстановление живой природы, иногда с побочными эффектами, отчего некоторые животные мутируют. Постоянный герой рассказов — пёс Гром, у которого уже в недельном возрасте были зубы, а вырос он до габаритов медведя. В недрах заповедника ИРП проживает также племя питекантропов, мутировавших из простых обезьян.
- «Заражение» Сергея Тармашева — животные в ареале, десятки видов. Какие-то — ещё опознаваемые виды; какие-то — уже совершенно непонятные.
- Павел Корнев, цикл «Приграничье» — мутации — результат воздействия
радиациимагической энергии - «Фабий Байл: Прародитель» Джоша Рейнольдса — книга про космодесантников хаоса не могла бы быть без прислуживающих им мутантов. Но тут мутациям отведена особая роль: Фабий как может контролирует, направляет и поддерживает развитие разнообразных популяций мутантов. В частности, особые виды поддерживают работу механизмов его флагмана, а выведенные и ставшие из-за мутаций способными к размножению пробирочники помогают с работой в лабораториях.
- «Остаться людьми» Виктории Родионовой — тут мутанты примерно все люди. Разумные (хотя, похоже, туповатые и бездушные) группируются в городе, пытаясь поддерживать цивилизацию; совершенно безумные вернулись в дикое состояние и слились с природой. Некоторые имеют и сверхспособности.
Кино[править]
- Серия фильмов ужасов «Питон» — военные создали питона-мутанта, огромного и не в пример нормальным удавам и питонам прожорливого. А нормальные люди думают, как бы этого урода-переростка ненасытного сподручнее было убить поскорее.
- Фильм ужасов «Муха» — герой получает генетический код одноимённого насекомого.
- Evolution — вся идея фильма посвящена неконтролируемой мутации биосферы.
- «Мимикрия» (Mimic, в российском прокате «Мутанты») Гильермо дель Торо — учёные, решившиеся поиграть с природой, хотят уничтожить всех тараканов, чтобы положить конец эпидемии, косящей детей в Нью-Йорке. Для этого они создают гибрид богомолов и тараканов — «Иуду». Естественно, получившиеся насекомые выросли в человекоподобных тварей, обзавелись лёгкими, размножились и начали творить беспредел.
- «Химера» — двое особо умных «гениев» вырастили мутантку, за что и поплатились.
- «Глубокое синее море» — на подводной базе тайно выращивают генетически модифицированных белых акул, чья большая масса мозга способна давать больше антиракового белка. Побочный эффект — большая белая с мозгом размером с автомобильный мотор соответственно и поумнела.
- Вроде как речь в фильме шла об акулах мако, а не о больших белых.
- «Странная природа» — нереально жуткий фильм о последствиях применения искусственных удобрений в Америке.
- «Любовь и монстры» — насекомые мутировали в огромных жутких тварей, уничтожили почти все население планеты, а остаткам человечества приходится выживать в бункерах. Главный герой идет из одного бункера в другой, по пути отбиваясь от мутантов и взрослея. Бодрая постапокалиптическая комедия.
- «Вспомнить всё» 1990 года же!
- «Земля против паука» — главный герой, охранник-неудачник, вводит себе экспериментальный мутаген на основе паучьего ДНК и начинает медленно мутировать из сверхсильного супергероя в уродливого получеловека-полупаука, ведомого только инстинктами.
- «Монстры», российский фильм 90-х годов. Мутанты появились вблизи АЭС после аварии.
- Дилогия "Внутренний страх" 88 и 91 года соответственно. Постапокалипсис,мутанты, созревание в течение дней в утробе человеческих женщин прилагается.
Телесериалы[править]
- «Гостья из будущего» — говорящий козёл Наполеон.
- «Секретные материалы» вообще богаты на этот троп. Для примера можно вспомнить серию 2-03 «Хозяин». Человек-глист. Да, попало это чудо-юдо из России, а значит, во всём виноват Чернобыль.
- 5-19, «Обоюдное сумасшествие» — богомол размером со взрослого мужчину, невесть как заставляющий окружающих видеть себя человеком (рассмотреть в истинном облике можно только боковым зрением???!!!), зомбирующий своих сотрудников посредством укуса у шею по одному ему понятной системе. После этого они биологически умирают, но продолжают ходить и вообще производить впечатление обычных людей (???!!!). Причем даже когда их показывают по телевидению (!!!!). Впрочем, с тем же успехом он мог быть и инопланетянином-инсектоидом или насекомоподобным демоном — там так внятно так и не объяснили, кем или чем был Грег Пинкус.
- Испанские конкистадоры за 400 лет жизни в лесах Флоридщины превратились в красноглазых буратин-хамелеонов. Нет, ну а что, это же вполне себе срок для таких изменений, говорит Малдер.
- «Пси-фактор», последняя серия первого сезона. Рабочие газосжижающего завода под Архангельском находят в вечной мерзлоте мамонта. Находку решают обмыть водкой — онижрусские — со льдом, которым был облеплен дохлый мамонт (хорошо, закусить не решили). В результате заразились доисторическими глистами, которые, вылезая через рот с летальным исходом, начали превращаться в многометровое червие, охотящиеся на людей. А почему — конечно, радиация, конечно потому, что возле завода тайно закапывали радиоактивные отходы.
- «Мастера научной фантастики», он же «Хроники будущего», эпизод 4 «Мутанты» по неизвестному автору правки рассказу Харлана Эллисона. Человечество поражено вирусом, вызывающим мутации. Все мутанты выселены за пределы Земли на корабле. На корабль прилетает посол человеков с Земли и просит крови для исследований, обещая дать беднягам кусок земли и право жизни на планете. Мнения мутантов разделяются. Конец трагический.
Мультсериалы[править]
- «Черепашки-ниндзя — количество мутантов, обоснованных лишь фантазией сценариста, просто зашкаливает.
- «Футурама» — мутанты живут в канализации Нью-Йорка. К мутантам относится и Лила.
- «Кипо и Эра Чудесных Зверей» — множество разнообразных мутантов, которых можно грубо разделить на 3 группы: многократно увеличившиеся животные (другие мутации опциональны), животные (и 1 гриб), обретшие разум, и 3 транс-человека.
Комиксы[править]
- Продукция Marvel — кодификатор принципа мутации в современной культуре.
- Подростки Мутанты Ниндзя Черепашки — за около 30 лет появилось великое множество разных мутантов.
Аниме и манга[править]
- Tengen Toppa Gurren Lagann — Зверолюди, выведенные Спиральным Королём для удерживания людей в подземных поселениях.
- Space Pirate Captain Harlock, планета Юра и всё, что с ней связано — пример с растениями. При этом, если с ядовитыми цветами всё выглядит достаточно реалистично (не считая их способности вызывать галлюцинации на строго определённую тему), то растения-людоеды, из-за которых, в общем-то, и случился апокалипсис — типичные онижмутанты. А всё потому, что здесь субверсия (и деконструкция зелёной басни): ни одно из растений на Юре не мутировало, все они созданы мазон. Да и войну развязали именно злобные инопланетянки, со своими, как всегда дурацкими (на этот раз — сделать планету-сад) целями. В общем, и часовню тоже он. Кстати в оригинальной манге этого эпизода не было, а знаменитая речь Миимэ о своём одиночестве звучала совсем в ином контексте.
- Зато в манге Раффлезия намекает, что люди — результат мазонских опытов. А учитывая возраст мазонской расы, это может относиться и к другим гуманоидам в этой вселенной, например к ля-металлианам.
- А вообще в мире Мацумото есть своя супергеройская раса, полученная путём опытов над людьми и животными — мирайзеры, они же «зрящие в ДНК». Внешне ничем от своих соплеменников не отличаются, но умеют обмениваться мыслями с любым своим предком или потомком, что превращает их в по сути бессмертных сверхразумных существ. Большинство героев Лейдзи обладают этим даром в той или иной мере. К исключениям можно отнести разве что Ногами из «Кокпита» (пафос его истории в его юной гибели, соответственно делать его бессмертным смысла нет, да и детей у него не было) да Прометию и других механойдов (утратили дар по причине самомеханизации). При этом дочь Прометии Мэйтель — очень таки даже мощный мирайзер, чем и обусловлены её супервозможности.
Видеоигры[править]
- Mortal Kombat — здесь мутантами именуют варваров-таркатанов, уродливых остроухих, зубастых и лысых тварей. Таркатаны — потомки нечестивого союза внешнемирцев и демонов.
- Dungeon Crawl Stone Soup — зигзаг. Среди мутаций есть как очень полезные (замедленный метаболизм, отсюда малые затраты пищи на те же действия — каково?), так и очень вредные, однако умереть от них в новых версиях невозможно (в старых можно было отупеть до предела и перестать дышать).
- StarCraft — улей зергов развивается путём направленной мутации. Во второй части есть даже штатный генетик — Абатур.
- Обитатели Восторга в «BioShock».
- Жертвы аварии на Каторге-12 и неудачные продукты экспериментов по выведению суперсолдат в «Singularity» тоже подпадают под этот троп.
- Враги в игре «Анабиоз: Сон разума». В конечном итоге выясняется мистическая подоплёка происшествия, но ребята типа человека-мотылька — каноничный пример сабжа.
- Серии S.T.A.L.K.E.R., Fallout и Metro 2033 — мутантов более чем достаточно.
- Metal slug — лопающиеся мутанты — помесь людей и марсианских членистоногих — называются мутантами официально. Помимо них есть ещё зомби и мумии, в которых можно превратиться и самому. А ещё гигантские крабы.
- Spore — на этапах «Клетка» и «Существо» игрок может управлять мутацией своего персонажа, используя полученные в процессе игры гены.
- Cataclysm: Dark Days Ahead — радиация и мутагены доводят игрока именно до такого состояния. Радиация - это магия? Нет, катализатором произвольных мутаций служит блоб, экстрамерный монстр-жижица, пропитавший всю биосферу Земли в процессе Катаклизма. А с помощью мутагенных сывороток можно отринуть человечность и получить доступ к сильнейшим мутациям.
- Mushroom 11 — Играем за плесень-мутанта. В арсенале - способность стирать часть своего тела, нарастая с другой стороны (для премещения по миру и решения головоломок), и способность моментально съедать всё съедобное, к чем прикасаемся. Окружающие нас существа тоже мутанты - огнеплюющиеся растения, кислотные пауки, большие голубые мухи....
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — так как действие сеттинга происходит в далёком будущем, нет ничего удивительного в том, что человеческий род изменился на многих планетах и под светом разных солнц. Люди в 40-м тысячелетии, на самом деле, при внешнем сходстве с нами современными достаточно сильно отличаются на генном уровне — колонизаторам других миров вносили в геном различные модификаторы, позволяющие им за несколько поколений идеально приспособится к враждебным условиям среды, плюс генная инженерия тоже не стояла на месте и люди активно перекраивали свои генофонд в Тёмную Эру Технологий/Золотой Век Человечества. Таким образом, человечество будущего — это почти поголовно люди-плюс. Тем не менее, слишком сильные генетические изменения, ведущие к потере человеческого облика, нещадно преследуются и истребляются. Знаменитый имперский девиз гласит: «Убей мутанта! Сожги еретика! Уничтожь ксеноса!» — и власти Империума свято следуют этим постулатам. Мутанты презираются обществом, и их уничтожают при первой возможности. Пикантности этому также добавляет такой фактор, как Хаос, чьё влияние несёт, помимо всего прочего, ещё и мощный мутагенный фактор. Таким образом, источник мутаций в Вахе, помимо стандартных причин вроде плохой экологии и радиации, имеет ещё и тёмную мистическую природу.
- Стоит отметить, что под «убей мутанта» не подразумевается полное истребление всех, кто не попадает в заданные рамки внешности. Главный критерий, по которому мутанты отбираются на прометиевые костры (не считая почитания Хаоса, порчи генокрадов и прочих явных признаков предательства), это невозможность давать плодовитое потомство с другими людьми. Если скрещивание возможно — считаешься человеком, если нет — лучшее, на что ты можешь рассчитывать, это роль пушечного мяса в Имперской Гвардии (если ты лоялен Империуму, в противном случае сожгут без разговоров). Впрочем, это на бумаге. На практике всё сильно зависит от адекватности местных властей (адекватные сделают как положено или будут разбираться по обстановке, неадекватные — смотря в какую сторону неадекват, неадекватно лояльные вместе с мутантом сожгут всю его семью или даже квартал, неадекватно нелояльные завербуют или сделают экспонатом красного уголка/частью гарема), фанатизма местной экклезиархии и в целом настроя местного населения (например, в мирах-ульях мутантов в подулье разводится преизрядно, но пока они не создают проблем, их не трогают — пусть лучше хоть какую-то пользу приносят; а вот в более приличных местах толпа может линчевать мутанта даже прежде, чем до него доберутся власти или экклезиархия, просто от греха подальше. Однако стоит отдельно отметить, что некоторые нескрещиваемые расы (например, ратлинги и огрины) человечеством вполне себе одобряются и считаются своей частью. Однако касается это только тех народов, которые были приняты в состав Империума ещё до восшествия Императора на Золотой Трон.
Музыка[править]
« | Из подмышек лезут уши, на затылке вырос глаз. |
» |
— «Аграрный рейд», песня Алькор на стихи Эльфияу |
Похожие явления[править]
В фэнтези аналогом мутации «попсового» типа являются:
- Осознанное следование пути злых божеств (глубоководные Лавкрафта, десантники Хаоса в Warhammer);
- Неосторожное использование сущности типа астрала, варпа, эфира (fel orcs после падения Легиона, заражённая флора и фауна в Аллодах);
- Оборотничество и вампиризм, если представлены как болезнь (серия The Elder Scrolls).
- Воздействие порчи, например, зверолюды.
Характерно, что отношение к жертвам указанных явлений очень похоже на таковое к «НФ»-мутантам. Иногда их жалеют, но чаще презирают и боятся. Не всегда незаслуженно: как биологические девианты, так и мистические нередко склонны считать себя высшей расой.
Примечания[править]
- ↑ Разумеется, речь не идёт о так называемых безразличных мутациях, когда изменение в ДНК не приводит к изменениям в составе кодируемых белков. В генетическом коде многие аминокислоты кодируются не единственным триплетом нуклеотидов, а несколькими близкими вариантами, и замена одного на другой ничего не меняет в конечном результате. Если учитывать безразличные мутации и мутации неактивных генов, то абсолютно все люди (и прочие живые организмы) оказываются мутантами: у среднего человека в генетическом коде около двадцати таких ни на что не влияющих «изменений», отсутствующих у его родителей.
- ↑ В случае радикальных мутаций передать следующему поколению даже крайне полезную мутацию не удастся по причине слишком высокого генетического барьера. Например, 4 руки вместо двух — может быть и очень полезно, только вот 4-рукий мутант не сможет иметь детей от человека с 2 руками, для размножения нужен точно такой же 4-рукий без больших отличий. А учитывая случайность мутаций, точно такому же взяться будет просто неоткуда: это как подбросить две кучи монет. Причём это надо сделать так, чтобы все монеты в обеих кучах упали нужным образом. Обязательные условия: кучи состоят из пар монет по 1 одной монете из пары на кучу (монеты в паре совпадают по некоторым параметрам, но при сортировке по кучам царит, на первый взгляд, хаос). Монеты разной чеканки, разных достоинств, разных масс, из разных стран, разных чеканных дворов.
- ↑ Первые могут переживать значительно более серьёзные, чем животные, мутации — включая, например, лишние полные наборы хромосом, — вторые, во-первых, просто плодятся с бешеной скоростью, и полезные мутации у них могут закрепляться за время лабораторных наблюдений, во-вторых, обмениваются ДНК не с помощью полового размножения (которого у них нет), а совершенно другими способами. Вирусы, вироиды и прочее неклеточное ДНК, даже грипп выдают какие-нибудь мутантные формы почти каждый год.
- ↑ К слову, одно из самых реалистичных изображений последствий мутаций из всей беллетристики, не только в отечественной фантастике, но и в мировой. Никакой телепатии, молний из глаз и выдвижных костяных когтей — только рак, ослабленный иммунитет и язвы. Более-менее под образ «могучее дитя Атома» подпадает только телепат и провидец Колдун (которого на всё племя мутантов ровно одна штука), и в очень слабой степени — разведчики, иммунные к излучению башен. Правда, есть ещё пустынные варвары, живущие ещё дальше на юге, в полосе полностью выжженной радиоактивной местности, о которых вообще ничего неизвестно.