Опора на четвёртую стену

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Fourth Wall Psych. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« В телефон тебя буду снимать и в Интернет выкладывать, будешь популярен, как девочка с бочонками и огурцами! »
— Уральские пельмени, шоу «Лень космонавтики». Зрители и телезрители оценили.

Между персонажами художественного произведения и аудиторией обычно стоит четвёртая стена — персонаж не подозревает о вымышленной природе своего мира и ведёт себя соответственно. Иногда, особенно в произведениях ироничного жанра, правило сие нарушается и персонаж может в открытую негодовать на автора или просить совета у аудитории.

Но что это? Персонаж сериала заглядывает прямо в ваши глаза и спрашивает, что делать, но мгновением позже камера отъезжает в сторону и выясняется, что он обращался к стоявшему рядом брюнету? Герой кинобоевика стучит со стеклянным звуком изнутри по экрану телевизора, но камера отъезжает вновь, и оказывается, что он стучал по оконному стеклу?

Это, собственно, и есть опора на четвёртую стену — внешне подобная разрушению четвёртой стены, но объяснимая сугубо внутренними причинами без кажущегося выхода за пределы вымышленного мира.

Разграничить оба приёма не всегда просто. К примеру, финал «Невероятных приключений Билла и Теда»: кто знает, к аудитории какого мира обращался Руфус, говоря, что главные герои фильма ещё станут лучше, — нашего или своего родного? Тут могут вырастать деревья самых диковинных догадок.

Где встречается[править]

Театр[править]

  • Михаил Булгаков, Багровый остров. Талантливый шалопай Василий "Жюль Верн" Дымогацкий слишком поздно приносит директору театра сценарий спектакля. Чтобы утвердить его, нужно в этот же день показать генеральную репетицию критику, пока тот не уехал в отпуск. Далее основные действия представляют из себя именно эту репетицию со всеми сопутствующими моментами (опозданиями музыкантов, ошибками дирижёра, изменением сценария по ходу пьесы...)

Литература[править]

  • Метапример — протагонист-рассказчик, плавно лавирующий между видом от первого лица и лирическими отступлениями, периодически подсвечивая, что в обоих случаях он один и тот же персонаж. При том о личности слушателя, которому рассказывается история, автор может как рассказать, так и умолчать.
    • В случае детской литературы личность слушателя может быть раскрыта в самом начале, чтобы читатели не переживали за рассказчика, зная наперёд, что все свои приключения он уже пережил.
    • Если автор старается сделать сюжет более запутанным, ракрытие личности слушателя он может оставить на эпилог, чтобы напоследок преподнести читателю ещё один сюрприз.
    • Если часть событий сеттинга первую половину произведения разворачивается за кадром, никак в основное повествование не просачиваясь, раскрытие личности слушателя может быть вставлено в виде лирического отступления посередине, чтобы несколько сгладить внезапный поворот.
  • Джон Скальци, цикл «Взаимозависимость». Кива подумала, что у них начинается что-то вроде романа. С одной стороны, это было слишком не похоже на Киву, но, с другой стороны, мать твою растак, она ведь не была каким-то там долбаным персонажем, которому писака указывает, что делать.
  • Михаил Харитонов, «Золотой ключ, или Похождения Буратины» — наёмник уводит козла Попандопулоса, на которого охотятся местные власти, через подземный ход, по его словам, «старый и избитый». Когда козёл удивляется тому, что ход избит, наймит-мутант восклицает: «Ах да, вы же не читатель…». Однако тут же выясняется, что имелся в виду не тот читатель, который в реальном мире читает эту книгу, а то, что сам наёмник начитан и знает, что бегство через тайный подземный ход — излишне популярный троп.
  • «Ойкумена. Космическая симфония» — личности рассказчиков раскрываются поэтапно в ходе отступлений в конце каждой главы, где само повествование предстаёт кукольным спектаклем, разыгрываемым рассказчиками поздним вечером на террасе дома в ожидании гостей, при том внутри самого повествования эти персонажи тоже присутствуют на вторых ролях, потому что сюжет разыгрываемого представления — это злоприключения их друга Лючано Борготты, который с ними в ходе вот этого всего и познакомился. В результате сами же рассказчики поочерёдно оказываются и слушателями, вплотную пододвигая события произведения к четвёртой стене.

Кино[править]

  • «Иди и смотри» — регулярно. «Всем слушать!»
  • «Лето» — когда один из главных героев представляется «Виктор», один из персонажей выходит на передний план и смотря в камеру говорит «не похож» (актёр, играющий Виктора Цоя, действительно на него не похож).
  • «Любовь и голуби» — троп очень интересно обыгран. Режиссёр фильма Владимир Меньшов играет роль ведущего деревенской кадрили, который, глядя в камеру, объявляет «фигуры» (вторую, «печальную» и третью, «разлучную»). Эти слова относятся и к танцорам внутри фильма, и к зрителю: режиссёр таким образом делит своё кино на главы.
  • Матрица 4 — представьте, что в сеттинге существует одноимённая триллогия, только не фильмов, а видеоигр, разработчиком которых является Киану Ривс.
  • Фильм «Неудержимые» с сиквелами — серия почти целиком построена на использовании целого набора актёров классических кинобоевиков, в поведении персонажей которых периодически проскальзывают отсылки к другим их персонажам. Реплика «Тоже мне, терминатор» в адрес играемого Шварценеггером героя, «Я вернулся» в исполнении уже самого Арни, «Только не пугайтесь, к нам идёт Чак Норрис» — про персонажа, играемого, соответственно, Норрисом. Поскольку фильм в остальном серьёзен, можно предположить, что в его вымышленном пространстве Чак Норрис, Арнольд Шварценеггер и другие актёры существуют независимо, а главные герои просто «случайно похожи» на них.
    • Самая зачётная опора на четвёртую стену во всей серии — это когда Барни сообщает, что у Гуннара докторская степень по химии. У Дольфа Лундгрена она действительно есть!
    • Там же: стёб над героем Шварценеггера (ну заодно и над самим Арнольдом, сыном Алоиза). «Он собирается баллотироваться в президенты».
      • Если имеется в виду сцена в церкви из первой части - то имеет место шутка над тем что Арни во время съёмок был ещё действующим губернатором Калифорнии и ему нельзя было появляться в фильме больше чем на какое-то количество минут, поэтому в фильме он и играет лишьл эпизодическую роль.
  • Фильм «Там ничего нет». Диалог оттуда: «По-твоему, мы находимся в долбаном фильме ужасов?» — (мимолётный взгляд в камеру) «Есть такая вероятность». Собственно, со стороны героя это не более чем шальная догадка, подпитанная его увлечённостью «ужастиками» и сюрреализмом встретившегося персонажам монстра, но вполне обоснованная.
  • Трудный фильм Германа «Трудно быть богом»: персонажи часто смотрят и говорят в камеру, будто видят её, но никогда — со зрителем в зале. Они обращаются к невидимому наблюдателю, которым во многих сценах вполне может быть Румата, а в других — просто ещё один житель Арканара, стоящий на месте оператора.

Телесериалы[править]

  • «Arrested Development» — Майкл часто приводит своей семейке причины, по которым их никто не любит, вроде непонятных окружающим постоянных шуток и намеков на подростковый инцест. Все это — причины, по которым у сериала низкие рейтинги.
  • Santa Barbara — Мейсон Кэпвелл (в конце первой арки Санни Спрокета) оказывается в Комаляндии, на этаком ресепшне-респределителе, где ангел-регистратор как раз в этот момент смотрит по TV собственно «Санта-Барбару». Впрочем, дальше опенинга Мейсону ничего не показывают.
  • Star Gate — в двухсотой, вроде бы, серии Картер и О'Нил едут в лифте. И Саманта, видимо от нечего делать, напевает пару тактов из музыкальной темы SG-1.
  • «В Филадельфии всегда солнечно», эпизод «Шайка отчаянно пытается получить награду» — Шайка пытается понять, почему их бар не получал никаких наград, но весь эпизод — аллюзия на то, что сам сериал не получил ни одной «Эмми». Их бар описывается как «мрачное место, где пятеро неприятных людей все время орут друг на друга», они беспокоятся, что чернокожий завсегдатай приведет знакомых, ведь «бары для черных не получают наград» (игравший его актер играл в «Прослушке», тоже обойденной наградами), сравнивают себя с другим баром — модным, молодежным, ярко освещенным, где посетители пьют по звонку (намек на закадровый смех) и бармены изображают незаконченную любовную линию, чтобы заманивать посетителей. В итоге после безуспешной попытки скопировать другой бар они буквально плюют на критиков под улюлюканье чернокожих посетителей.
  • Забавно отыграно в сериале «Депутатики» («Недотуркані»). Огромную часть экранного времени Дмитрий Леонидович смотрит в камеру и беседует со зрителями (обывателями) о закулисье Верховной Рады. В очередной из таких моментов камера отъезжает на группу экскурсантов. В Раде «день открытых дверей». Группа таким образом воспринимается как делегация тех самых зрителей.
  • «Доктор Кто» — любимый зрителями герой возвращается в 12-ом сезоне и с радостным «Вы ведь по мне скучали?» оборачивается к зрителю и персонажу, которого считает Доктором.
    • Название спец-выпуска «Возвращение Доктора Мистерио» является таковым для зрителей в некоторых южноамериканских странах, где сериал называется «Доктор Мистерио».
  • Игра престолов — Рамси Болтон говорит пытаемому Теону: «Если ты думаешь, что у всего этого есть счастливый конец, то ты не очень внимательный» — слова, которые явно адресуются зрителю от лица всего сериала.
  • «Клиника». Джей Ди обращается в камеру и спрашивает о своём новом костюме: «Как он тебе, Америка?» Но тут показывают итальянца-портного, который говорит: «Я Америго, а не Америка и уже в который раз вам говорю, что костюм сидит идеально!»
    • Возможно, обыгрывание того, что человека, в чью честь была назван континент, звали Америго Веспуччи?
  • «Мистер Робот» — на протяжении всего сериала протагонист не стесняется смотреть в камеру и даже разговаривать со зрителем. Впоследствии оказывается, что он разговаривает с одной из своих личностей, наблюдателем.
  • «Наследие» — после того, как Лиззи Зальцман отменила все загаданные ей же джинну желания, она толкает пространную и глубокомысленную речь таким образом, словно общается напрямую со зрителями и смотрит прямо в камеру. Но в следующей сцене выясняется, что её слушателем являлся юный ведьмак Педро, который монолог Лиззи особо не понял, но поддержал, как мог.
  • Комедийный сериал «Саша + Маша», про разные небольшие сложности и милые мелочи в жизни семейной пары. «Да про нас можно сериал снимать». — «Не говори глупости, наша жизнь слишком скучна для сериалов». Как думаете, а ВАША жизнь скучна для сериалов?
  • Лакорн «Скованные судьбой» — главные герои постоянно комментируют свои действия, мол они не актеры лакорна, и что в жизни так не бывает.
  • В пилотном эпизоде Флэша кажется что Барри общается со зрителями. Ближе к концу выяснилось что всё это он говорил Оливеру.

Мультфильмы[править]

  • «Индюки: Назад в будущее» — сцена, где Джейк поворачивается к зрителю и повторяет пафосную фразу. На вопрос индюка Реджа «С кем ты разговариваешь?» он отвечает «Вон с тем красавчиком», и зритель видит, что он говорит со своим отражением в колёсном диске машины.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — серия «Кто стрелял в мистера Бёрнса?». Злой миллиардер Монтгомери Бёрнс на протяжении всей серии своими выходками наживает себе целый город врагов. К концу он попадает в больницу с огнестрельной раной. Кто стрелял — никто не знает. «Как нам узнать, кто стрелял в мистера Бёрнса, если у нас целый город подозреваемых?» — после недолгой тишины доктор Гиберт смеётся и говорит: «Хех-хех. Я бы не смог решить эту загадку. А ты?» и показывает пальцем на телезрителя. Секундой спустя камера отдаляется, и мы видим, как Гиберт показывает не на телезрителя, а на местного шефа полиции Вигама. Тот отвечает, что попробует, так как это всё-таки его работа.
    • «Шоу Щекотки и Царапки и Лайки». Весь эпизод — На тебе! компании Fox, которая предлагала им «освежить» сериал, введя в семейку Симпсонов нового персонажа. В шоу внутри шоу вводят нового модно-молодежного персонажа, который вызывает у зрителей лютую ненависть, после чего его быстренько убивают навсегда. Параллельно в семье Симпсонов безо всяких объяснений появляется некий молодой человек Рой, в конце серии уезжающий на автобусе.
      • Прекрасный пример… тропа «На тебе!» Но при чём тут опора на четвёртую стену?
  • RWBY — пример пополам с душегрейкой. Когда в четвёртом сезоне профессора интересуются у Ян, почему она ещё не опробовала подаренный киберпротез руки, Ублек добавляет, что, похоже, великое множество людей хочет, чтобы она вернулась к нормальной жизни. Это, разумеется, относится к друзьям девушки, но и явно намекает на массу фанатов сериала, после прошлого сезона заваливших студию требованиями дать ей новую руку и вытащить её из депрессии.
    • Сражаясь с Адамом Блейк не нароком сказала «ты гонялся за мной по всему Анеме». Чтобы вы понимали, внутри сеттинга так называется один из континентов.
      • Вот только RWBY — не аниме.
    • В начале шестого тома Нора жалуется на то, как скучно было сидеть в одном доме и радуется, что они, наконец-то, отсюда сваливают. Явный намек на зрителей, которым этот дом из пятого тома тоже успел сильно поднадоесть.
  • «Гравити-Фоллс» — перед началом заставки в одной из серий персонаж прямо заявляет, что никогда не устаёт её смотреть. Опора в том, что они как раз идут смотреть мультсериал, притом пародирующий сам Гравити-Фоллс.
    • «В нём много интересных загадок и юмора, который дети не поймут!» (Стэн)
  • «Мааам, а Финес и Ферб тут в титры попали!»

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Вообще довольно часто (особенно в комедийных произведениях) в случае какой-либо стереотипной ситуации кто-нибудь из персонажей произносит или думает про себя что-то вроде «Да ладно, мы же не в манге/аниме» или «Вот будь это какая-нибудь глупая манга, тогда бы…»
    • В отнюдь не комедийной (хотя и содержащей много моментов разрядки смехом) «Легенде о героях Галактики» Поплан (кажется), узнав об очередном маразме родного правительства, в ярости орёт «Мы что, в каком-то третьесортном аниме?». А Шёнкопф, узнав о гибели Яна Вэньли, рявкает, что не собирается участвовать в дурацком школьном спектакле. Увы, так театрально выглядящий момент и вправду случился…
  • Аниме Fate/Zero — безумный серийный убийца Рюноскэ Урю произносит монолог своему Слуге Кастеру, такому же давно и прочно рассорившемуся с головой (который сетовал, что Бог жесток, убил Жанну д’Арк, потом воскресив, стерев личность, но что его самого, Жиля де Рэ, наказал вовсе не Бог, а люди из-за своей жадности) о том, что на него снизошло озарение: Бог создал этот мир для развлечения, и его интересуют скандалы, интриги, расследования, с драмами и расчленёнкой, а потому они совершают богоугодное дело, совершая убийства и должны делать это как можно более красиво и зрелищно. Автор произведения и правда любит весь этот остросюжетный кровавый угар с резкими поворотами сюжета и страданиями.
  • Hitomi-sensei no Hokenshitsu — хотя 12 глава посвящена слому четвертой стены, есть и такое. Усуи протягивает руку вроде бы читателю…но на самом деле своей подруге Хикаге. В финале Усуи отвечает ей, что все это время разговаривала с людьми по ту сторону четвертой стены…которых нет.
  • Hyouka — внутримировой пример. Сценарий для любительского фильма, застопорившийся из-за ухода из проекта сценариста был завершен именно таким образом. Убийцей оказался оператор, снимавший все действо.
  • Meme Girls — Playstation говорит Stadia, что та опять лагает. И Stadia действительно рисуется в пиксельном виде на фоне вполне обычной Playstation.
  • Mobile Suit Gundam ZZ — первые же слова опенинга заявляют «Это не аниме!» После чего начинается самый лёгкий и весёлый сериал всего таймлайна. Со сменой духа в предсказуемую сторону меняется и опенинг.
  • Sailor Moon — в 21 серии аниме 1990-х Усаги, увидев по телевизору рекламу аниме-сериала про Сейлор Ви, грустно вздыхает: «Вот бы и про меня сняли аниме». На что Луна ехидно спрашивает, кому такая идея вообще придёт в голову.
  • Tailor of Enbizaka — повествование ранобэ ведётся от лица Кагуры, и она периодически переговаривается с Ма во время рассказа. Ма, как и читатели, знают историю лишь в общих деталях, и иногда складывается ощущение, что Кагура также обращается к читателям.
  • Uramichi Oniisan — в финальной серии аниме Тобикити Усахара говорит, что наконец-то финал...сериала, который он смотрит по ТВ, и начинает рассуждать, как могли бы закончить сериал. В итоге в реальности перед героями проходит аж пять вроде бы тянущих на финал сцен...которые никуда не ведут (потерянный мальчик тут же нашелся, раненый Икетэру лишь оторвал заусенец с каплей крови, позвонивший по поводу женитьбы парень Утано лишь просил у нее денег на подарок другу на свадьбу, оброненный платок принадлежал отчаянно негетеросексуальному Копеллини) и в итоге все заканчивается обычными съемками.
  • Yuru Yuri — 10 серия 2 сезона стартует абсолютно так же, как 10 серия 1 сезона (со школьной поездки), пока Сакурако не прерывает сцену и не кричит в экран зрителям, что тоже хочет отправиться в путешествие. На деле выясняется, что это просто случайная вспышка эмоций, которую видит Химавари.
  • «Система „Спаси-себя-сам“ для главного злодея» — закончив свою многомесячную уединённую медитацию, герой замечает, что в каком-нибудь сериале её всю ужали бы секунд в десять. Он попаданец в сянься, ему о таких вещах рассуждать простительно… вот только в сериале её действительно ужали в те самые десять секунд.
  • «Ублюдок FFF ранга» — во время вступительного экзамена протагонист и Стажёр обсуждают первое прохождение героя. Тот отмечает, что если его приключения описать, получится ранобэ про попаданца, омрачённое кознями компаньонов. Собственно, всё произведение и есть такое ранобэ.

Видеоигры[править]

  • Culpa Innata — да, история Феникс Уоллис в принципе реальна… Вот только вы прошли не просто игру, а интерактивный симулятор на финальном этапе отбора мигрантов в граждане Мирового Союза — и баллы HDI по итогам расследования получаете лично вы. В зависимости от того, как быстро и эффективно вы вели расследование, получаете разное количество баллов и, соответственно, разный статус в обществе.
  • Max Payne — Записка «Ты в компьютерной игре!», которую герой может встретить в своём бреду.
  • Sonic Forces — Инфинит упоминает, что Соник побеждал Эггмана на протяжении десятилетий... хотя биологически этих десятилетий только полтора.
  • Stellaris — одна из возможных рас предтеч, Вультаум, увлекалась виртуальной реальностью и в итоге уверовала, что они находятся в компьютерной симуляции. Они действительно в ней находились — вы же играете в игру.
  • The New Order: Last Days of Europe - Иван Серов в ходе рассуждений о провале СССР Бухарина. Так как ломать четвёртую стену позволено только Дирлевангеру, Гитлеру, Герингу, валлийцам и Джону Кеннеди (причём практически все, кроме Дирлевангера обвиняют игрока в использовании читов), то Иван Серов, вместо выводов о прихоти разработчиков, обвиняет в провале... Нет, не евреев, а корейцев.
  • The Sims 4 — Симы в курсе, где они находятся, и изредка это обсуждают с играемым персонажем.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines: ближе к концу игры, герой может спросить упыря Меркурио о компании Troika Games. Помимо местоположения компании и имён сотрудников, Меркурио скажет, что сейчас они работают над секретным проектом, и в Камарилье опасаются, что им что-то известно.
  • Yakuza: Like a Dragon, можно сказать, из этого состоит, начиная с главного героя, который обожает серию Dragon Quest и постоянно использует игровые термины.
  • You Throw Like A Girl — сам по себе протагонист отказывается от дополнительного заклятия Рэйвен, вроде как позволяющему контролировать трансформации тела, но с подвохом. Игроку нужно вручную вбить строку заклинания в окошко и нажать Enter, чтобы тот неожиданно для себя согласился с предложением и прочел его.
  • Zombie Derby: Pixel Survival — "Ты когда-нибудь чувствовал себя персонажем игры, которым управляют? Нет А вот у меня такое часто бывает...?"

Визуальные романы[править]

  • Moe Era! — Нана спорит, что визуальные средства делают сюжет интереснее, и демонстрирует это...придвигаясь ближе к игроку. И еще. И еще, пока ее лицо не заполняет весь экран и она победно не восклицает "Теперь я в центре твоего внимания!", обращаясь к герою.
  • Shoujo Kakumei Utena: Itsuka Kakumeisareru Monogatari — если протагонистка попросит Утэну спеть для неё что-нибудь, то та затянет, конечно же, Rinbu Revolution — опенинг оригинального сериала.
  • The House in Fata Morgana — четвертая дверь. Невнимательный читатель легко пропустит все намеки на нереальность происходящего и обращения к игроку, ибо появляются они только в логах. Однако, как можно понять позже, Моргана обращается не к человеку по ту сторону монитора, а к самому Мишелю.
  • Young Hearts - когда все участники осеннего похода собрались вместе, и выяснилось, что почти все они - старые знакомые читателя, Богов заметил: "кое-кто сказал: зачем нам плодить лишних ненужных персонажей, если мы можем записать в поход существующих и лучше их раскрыть?" Впрочем, компания тут же подняла его на смех, сказав, что он заигрался в настольные ролевые игры (Богов - Администратор антикафе, где постоянно проводятся турниры по ним), так что до разрушения дело не дошло.
  • 7 дней лета — Иногда ГГ получает намеки, что он в компьютерной игре. В руте Мику DJ доходит почти до абсолюта и сопровождается паникой Семёна.
  • «Сладкий кексик» (Sweet F. Cake) — Степан логично спрашивает медсестру, как она узнает, что он сделал Тине прививку. "Так же, как и во всех компьютерных играх" - невозмутимо отвечает она. "Ну и юмор у нее" - думает он, но благоразумно не озвучивает.

Интернет-проекты[править]