Смерть навсегда

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья All Deaths Final. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Нет смысла молиться или искупать грех. Смерть — это конец всего. Всё, что бы ты ни делал после этого, бессмысленно. »
— Айн, Phantom Requiem for the Phantom
« Каждый труп при жизни был уверен, что он нечто большее, чем кучка потребностей. Бесполезная работа утомленного разума. Столкновение желания и невежества. Люди... Я видел финал тысячи жизней. Молодые, старые. Все они были так уверены в своем существовании, в том что их сенсорный опыт делает их уникальными личностями. С целью, смыслом. Были так уверены в том, что они не биологические марионетки. Но правду не скрыть, и все всё видят, когда наступает конец. Пелена спадает. »
— Раст Коул, «Настоящий детектив»

В дидактических художественных произведениях эпохи Просвещения, призванных воспитывать подрастающее поколение в здоровом теле и духе, главный герой, как правило, в конце обретает заслуженные лавры, а нехороший человек, редиска, получает по заслугам. Предполагалось, конечно, что когда-нибудь герой умрёт, потому что все люди смертны, но это предпочитали оставить за кадром. В крайнем случае, умирал какой-нибудь симпатичный, но оступившийся персонаж, искупивший свой грех смертью.

Однако времена дидактических романов Просвещения остались в прошлом, и на сцену выступил романтизм с его взглядом на мир как на непрекращающийся конфликт между идеалом и реальностью, природой и техникой, разумом и чувством, обществом и личностью, и вообще всем. В эпоху романтизма смерть навсегда сделалась универсальным способом разрешения этих неразрешимых конфликтов. Например, Ункас любит Кору, Кора любит Ункаса, но она белая, он индеец, они не могут быть вместе — конец обоим, безутешные отцы рыдают над могилами. Или: Мцыри любит свободу, а жить на свободе не может — хана Мцыри. Или: чудовище Франкенштейна никто не любит, а оно хочет, чтоб его любили: кранты всему живому.

Прошло ещё немного времени — и романтизм уступил сцену реализму. А в реализме смерть навсегда, потому что и в жизни она навсегда. Так исторически сложилось.

Если же говорить о популярной литературе и сериалах, то довольно часто смерть одного из героев навсегда — способ развязаться с тупиковой или непопулярной сюжетной линией; в тех вещах, где задействованы живые исполнители ролей, такая смерть позволяет прикрыть, например, окончание контракта с соответствующим актёром. Бывает и так, что умирает актёр.

Если смерть навсегда уготована протагонисту — это, как правило, в комплекте с искупительной жертвой собой во благо всех.

Педаль в пол данный троп может выжимать в сэттингах, связанных с хронофантастикой. Особенно в тех эпизодах, где герой/злодей ради создания лучшего таймлайна, вынужден допустить смерть (либо же убить собственноручно) дорогого ему человека, чьё существование оставляет шанс плачевного исхода воплотиться в реальность. Либо же сам этот персонаж, вырванный из прошлого, осознаёт значимость своей роли в истории и предпочитает вернуться в свою эпоху, даже при осознании предопределённости собственной смерти.

Примеры[править]

Кино[править]

  • Титаник — гибель человека и парохода, обставленная одним из самых помпезных в истории кинематографа образов.
  • Крёстный отец 2 — смерть Пита Клеменца до начала фильма — «нет-нет, не от инфаркта». Контракт.
    • Крёстный отец 3 — смерть Тома Хейгена до начала фильма — возможно, от инфаркта. Опять контракт.
  • Альпийский патруль — самая первая смерть, в отряде вертолётных спасателей. Врач Габриэла Кольман, отправляется в лучший из миров, в одной из серий сериала, потому что её актриса Анне Фризэ, влюбилась в американца, вышла за него замуж и уехала на постоянное место жительства в Америку. Соответственно, для неё стало просто накладным и невозможным каждый день летать в Австрию на съёмки сериала.

Мультфильмы[править]

  • «Челове́к-пау́к: Паути́на вселе́нных» — теория ретропричинности в сюжете эксплуатируется здесь в хвост и в гриву: мол, «дядя Бен и капитан Стейси ДОЛЖНЫ УМЕРЕТЬ», так как это ключевые события (читай — канон) для каждого Человека-паука, и попытки отойти от этого ставят под угрозу существование реальностей, где эти условия были нарушены.

Мультсериалы[править]

  • «Черепашки-ниндзя» 2012 темнее и острее предыдущих сериалов, и троп здесь присутствует. В частности, Слинтер так умер дважды, а Шреддер — трижды. После первого раза главные герои переместились в прошлое и исправили произошедшее (уничтожение Земли). Второй раз Шреддера воскресил демон-дракон. В последних сериях живых и немутировавших людей вообще не осталось.

Комиксы[править]

  • Вселенная DC — собственно, арка «Флэшпоинт»: Барри Аллен пытается переписать историю, чтобы спасти свою мать от смерти, но в процессе ломает таймлайн и ненамеренно толкает мир к надвигающейся гибели в Третьей Мировой войне. И чтобы исправить всё это, ему приходится остановить раннюю версию самого себя от спасения матери в прошлом — таким образом, стабильный таймлайн местной вселенной строится именно что на её гибели.
    • В сольной экранизации «Флэша» 2023 года (по сути — слишком адаптированный сюжет того же Флэшпоинта) Тёмный Спидстер (альтернативный Барри Аллен) раз за разом пытается переписать историю, чтобы спасти местных Супергёрл и Бэтмена от гибели, в то время как оригинальный Флэш понимает, что бороться с этим бессмысленно, и лучше оставить всё как есть.

Манга и аниме[править]

  • «Блич» гарантирует: если ты плохой парень, твои шансы умереть навсегда довольно высоки. Из хороших парней навсегда умерли только лейтенант 1-го, Унохана, Укитаке, Генрюсай, куча статистов, два вайзарда (в конце и тех как-то оживили).
    • Внезапно: жив Гримджоу и, буквально воскресли, трое арранкар.
  • «Берсерк» — вся Банда Соколов претерпела экстерминатус в ходе Затмения. В начале арки «Золотой век» умерли также мать Гаттса, его приёмная мать и его приёмный отец Гамбино.
  • «Легенда о героях Галактики» — тайтл славится тем, что большинство персонажей, заявленных в первых сериях, не дожили до последних. А из тех, кто дожил до последних, не все их пережили. Внутрифэндомный мем «Танака — ядовитый гад!» автором совершенно заслужен.
  • Code Geass — о сравнению с предыдущим примером количество фрагов вполне умеренное, но тем не менее. Гамбит Танатоса с последующей смертью героя прилагаются.
  • «Death Note» — главный герой огребает в финале то, с чем заигрывался на протяжении всего сюжетного времени: смерть; судя по отсутствию сиквела — навсегда.
    • Как мы знаем из OVA, она вовсе не навсегда. Вся OVA представляет собой рассказ Рюка некоему синигами «о человеке, изменившем мир». В самом конце Рюк называет собеседника по имени: Лайт.
  • Fullmetal Alchemist — заглавная тема аниме. Братья Элрики решают вернуть с того света свою мать, но вместо этого призывают чудовище и теряют части своих тел. Мёртвых не вернуть. Впоследствии выясняется, что несколько персонажей аниме пытались провернуть то же самое с тем же результатом.

Видеоигры[править]

Обычно в играх есть сохранение. Но есть два жанра, где смерть действительно навсегда, а попытка переиграть проваленную миссию с сохранением признаётся читерством: симулятор и roguelike. На высших уровнях некоторых игр других жанров (Diablo, The Witcher 2: Assassins of Kings) тоже смерть навсегда.

  • «Minecraft» — есть режим «хардкор», где после смерти игрока удаляется весь мир.
  • «Terraria» — схожий режим, в котором при смерти персонаж игрока удаляется.
  • В культовом квесте «Grim Fandango» имеется чисто по сюжету. Все герои попадают в загробный мир, в такой же точно, как и наш. Ну, почти в такой же. Но, если уж здесь погибнуть, то это навсегда.
  • Cannon Fodder. Солдатики умирают навсегда, их могилы украшают экран загрузки (в третьей части — главное меню). На их место приходят новые, и так по кругу.

В других играх с более, щадящим отношением к смерти, тоже можно умереть навсегда.

  • Final Fantasy VII — Айрис по сюжету убивают окончательно и бесповоротно (и это в игре, где можно в бою по 10 раз умереть и воскреснуть — были бы перья Феникса).
    • Ещё раньше, в Final Fantasy V главный злодей Exdeath (во встречавшемуся автору правки русском переводе его звали Эксмерть) в бою убивает Галуфа (бой один на один, Галуф стоит с нулём HP и не собирается падать замертво, а Эксмерть тихо офигевает от этого). Позже сопартейцы применяли на Галуфе лечебную магию и перо Феникса — не сработало.
      • А еще раньше Nei из Phantasy Star II умерла в бою со двойницей — если при этом в бою на мертвую Nei заюзать воскрешалку — она воскресает, но только до конца боя, даже если не умирала второй раз. Умрёт она также и если выиграет этот бой — изменятся лишь её последние слова. Впрочем, в ремейке этой игры — Phantasy Star Generation 2 — её сложно, но всё-таки можно оживить и даже увидеть в концовке.
        • Автор этого действия предлагает такой вариант — умер персонаж, начинай игру сначала. Исключение — смерти по сюжету, вроде обязательной гибели от Нагого Сита в первой части Dark Souls.
  • Chrono Trigger — Сайрус умирает бесповоротно, хоть и в катсцене.
  • Darkest Dungeon — если кого-то из ваших героев убили, то… всё.
  • Scarlet Nexus — оба главгероя за всю жизнь пережили много дерьма, а по ходу игры ещё и теряют дорогих людей: Юито теряет отца, наставника и лучшего друга, а Касанэ — сводную сестру (+ щенка из стёртых воспоминаний о детстве), и оба сразу — свою общую мать, хотя только для Юито она родная. Но даже имея возможность путешествовать во времени, Юито признаётся, что не хотел бы переписывать историю ради их спасения — с его точки зрения, это было бы оскорблением их памяти и неуважением их свободы выбора. Казалось бы — Юито потерял сразу троих близких, а Касанэ — только сестру, и у парня куда больше причин редактировать таймлайн. Вот только его слова проняли Касанэ, и ей тоже пришлось отказаться от затеи вернуть сестру. А вот Карен так не думает и вовсю злоупотребляет путешествиями во времени, чтобы вернуть к жизни Элис. И таки добивается своего, пускай и ценой уже собственной смерти навсегда.
  • BlazBlue CentralFiction — почти то же самое, что и примером выше: Рагна стирает самого себя из родного мира, чтобы освободить его от бесконечных манипуляций таймлайном. Увы, живая Селика (при возможностях перемещаться во времени или редактировать реальность) в лучшую концовку не входит, к величайшей досаде самого Рагны.
  • The Elder Scrolls — здесь навсегда умирают NPC, из-за чего в Morrowind, где смертны абсолютно все персонажи, можно легко запороть сюжетную линию, если грохнуть сюжетно важного персонажа. В более поздних частях сюжетных героев сделали бессмертными, но после гибели какого-нибудь торговца его лавка останется пустой навсегда, а связанные с убитым персонажем квесты автоматически провалятся. Есть, конечно, и загрузка, и консольная команда, но воскрешение кого-либо по сюжету в принципе невозможно.

Реальная жизнь[править]

  • Таки да, на данном этапе развития цивилизации люди умирают навсегда. Но не будь столь пессимистичен, читатель: некоторые религии пытаются это оспорить, наряду с некоторыми исследователями (так, есть намёки, что сознание может существовать какое-то время при полной отключке и, возможно, после смерти мозга), а квантовая механика (в частности, пока разрабатываемая квантовая теория сознания) вполне оставляет лазейки даже для реинкарнации (и тем более для души и свободы воли). Ну и, в конце концов, над созданием искусственного мозга, у которого бы хватило мощности вместить человеческое сознание, работают уже давно не теоретики, а вполне серьёзные практики.