Бетти и Вероника

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Betty and Veronica. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Два любовных интереса: простая добрая девушка и роковая женщина.
« Возьмите юную девицу попрелестней. После величайших невзгод дайте ей возможность встретить своего суженого. Изберите ей в соперницы роковую женщину. Длительная борьба. Многочисленные перипетии. В последнюю минуту торжествует целомудрие. Сдабривайте всё это чувственностью в различных дозах, помня о вкусах читающей публики. Употребляйте рецепт всю свою жизнь. На двадцатом варианте ваше благосостояние упрочено. »
— Андре Моруа плохого не посоветует
« Теперь все ясно. Он тайно обольстил одну девушку, и при этом у него хватило нахальства добиваться взаимности другой, на сей раз принадлежащей к высшему кругу здешнего общества. »
— "Американская трагедия"
Главный герой не может выбрать уже 60 лет

Бетти и Вероника — один из наиболее часто используемых типов любовного треугольника, который назван в честь одноименного комикса (до 1987 года он назывался «Archie’s Girls Betty and Veronica»). В таком любовном треугольнике главный герой мужского пола вынужден выбирать между двумя девушками с диаметрально противоположными характерами. Бетти — милая и дружелюбная соседка, Вероника же — более соблазнительная и стильная, но с «опасным» характером — роковая женщина и яркая индивидуальность. Для усиления эффекта девушки обычно сильно различаются внешне: если Бетти — скромная и минимально (насколько это возможно) привлекательная, то Вероника — сама Мисс Фансервис; различается и цвет волос девушек: блондинке Бетти противостоит темноволосая или рыжая Вероника, рыжей или русой Бетти — Вероника-блондинка.

Многие сюжеты с протагонистом женского пола включают в себя мужскую версию Бетти и Вероники — героине приходится выбирать между «домашним мальчиком», обычно милым и вежливым блондином, и опасным «плохим парнем», темноволосым, спортивным и загорелым грубияном. Такое развитие событий очень распространено в сёдзё-аниме и манге. Хорошим примером из западной культуры будет любовный треугольник (хотя там, конечно, гораздо больше углов) из сериала «Сплетница» — Блэр Уолдолф, её друг детства Натаниэль Арчибальд (Бетти) и тёмная лошадка Чак Басс (Вероника).

Мадока и Хикару из Kimagure Orange Road

Кто выиграет в этой борьбе двух противоположностей — зависит от конкретной истории. Бетти может выставляться в лучшем свете, потому что на неё можно положиться, она обладает покладистым и добрым характером, в то время как Вероника как правило имеет множество скрытых недобрых мотивов и скорее всего оставит дурачка главного героя, что называется, у разбитого корыта. Порой случается, что протагонист выбирает Веронику, и лишь в конце осознаёт, что сделал неправильный выбор. Но ничто не мешает и выставить Бетти рохлей, а Веронику — крутой боевой подругой. Такое тоже случается, причем нисколько не реже. А ещё бывают случаи, когда при ближайшем рассмотрении, характеры девушек оказываются (или становятся со временем) не такими уж и разными, или вообще прямо противоположными первому впечатлению.

На самом деле, чтобы троп отыгрывался, вовсе необязательно, чтобы условные Бетти и/или Вероника были заинтересованы в условном Арчи. Главное, чтобы он был влюблён сразу в двух разных девушек, пусть даже и безответно.

Может сочетаться с тропом Светлая женственность и тёмная женственность.

Примеры[править]

Театр[править]

  • С вариациями «Тень» Е. Шварца. Принцесса и Аннунциата (дочь хозяина гостиницы) по отношению к протагонисту. При этом на руку и сердце принцессы претендует не только протагонист, но и его тень. Правда, Тени принцесса нужна только для того, чтобы прийти к власти, а сама принцесса — достойная представительница смертоносно распущенного королевского двора, вполне подходящая по своей сути Тени. А вот Аннунциата готова пожертвовать своим женским счастьем ради того, чтобы помочь протагонисту. В конце пьесы главный герой делает выбор в ее пользу.
    • Аналогично и в двух экранизациях.
    • При этом Аннунциата — черноглазая брюнетка, а Принцесса — блондинка, так что элемент субверсии здесь есть.
  • «Notre-Dame de Paris». Ария Феба «Déchiré» о том, как сложно любить разом двух девушек, одна из которых — твоя невеста! Особенно ярко подсвечивается в оригинальной французской постановке хореографией. «С той, одной, будет вся жизнь моя / С той, другой, всё забываю я… / Выбор мой — либо тепло и свет, / Либо огонь и зной… выбора нет!»
    • При этом налицо субверсия: сперва кажется, что «белокурая Флёр-де-Лис» — классическая наивная домашняя девочка, а Эсмеральда — если и не роковая соблазнительница, то как минимум бунтарка и насмешница. Но стоит героиням раскрыться, как оказывается, что Эсмеральда нежна, сострадательна и преданна (а главное — пассивна), а Флёр-де-Лис — своенравна, взрывоопасна и мстительна. И кто теперь Бетти, а кто — Вероника?
  • Очень часто встречается в операх, иногда даже в двойном экземпляре. Бетти, как правило — прекрасная сопрано или юный тенор, Вероника — соответственно, крутое контральто или крутой баритон.
    • «Кармен» — Микаэла (Бетти) и Кармен (Вероника). Мужской вариант — поначалу кажется, что тореадор Эскамильо — это Вероника, а дон Хосе — Бетти, однако Эскамильо на самом деле хороший и вполне добродушный парень, в то время как Хосе… мда.
    • «Царская невеста» — милая и невинная Марфа (Бетти) и пылкая ревнивица Любаша (Вероника) для Грязного. Для Марфы троп с фитильком — её любят лучший друг детства Лыков и опричник Грязной, но о дикой страсти к ней последнего Марфа ни сном ни духом не подозревает.
    • Субверсия в «Енуфе». Возлюбленный главной героини Штева на поверку оказывается эгоистичным козлом и пьяницей, а Лаца, в первом акте из ревности резанувший Енуфу по лицу, глубоко раскаивается, меняет свою жизнь и становится верным и самоотверженным.
    • «Аттила» — добрый и славный Форесто и страстный вождь гуннов Аттила оба любят Одабеллу. Одабелла из мести за убитого отца закалывает Аттилу, а любит она уже на момент начала оперы Форесто, однако в некоторых постановках есть намёки, что при всём при этом к Аттиле она тоже равнодушной не осталась.
    • «Иоланта» — с фитильком. Кроткая невинная Иоланта с детства обручена с пылким герцогом Робертом, который, в свою очередь, нашёл себе под стать страстную возлюбленную Матильду. А в саму Иоланту влюбляется друг Роберта, мечтательный идеалист Готфрид Водемон. С фитильком потому, что реального соперничества нет — Иоланта и Роберт друг к другу равнодушны, а Матильда с Водемоном даже неизвестно, знакомы ли, но Водемон сразу говорит Роберту, что под его типаж Матильда не попадает совершенно.
    • «Кащей Бессмертный» — верная невеста Ненаглядная Краса и коварная соблазнительница Кащеевна для Ивана-королевича. Так как Кащеевна своими чарами заманила его в свой сад, когда он ехал спасать невесту от Кащея, а потом ещё и подлила ему любовное зелье, шансов у неё (после того, как действие зелья удаётся прекратить) не остаётся.
  • «Starmania» — Садья (Вероника) и Кристайль (Бетти) для Джонни Рокфора. Фитилёк немного прикручен, поскольку Кристайль тоже активная, решительная и даже взрывоопасная девушка. Но она, не в пример Садье, искренна, умеет любить и способна на преступление, но не на подлость.
  • Ф. Гарсиа Лорка, «Кровавая свадьба» — Жених (Бетти) и Леонардо (Вероника) для Невесты. Педаль тропа выжата в пол, что подсвечивает и сама Невеста:
« Я сгорала на огне, вся душа у меня в язвах и ранах, а твой сын был для меня струйкой воды — я ждала от него детей, успокоения, целебной силы. Но тот был тёмной рекой, осенённой ветвями, волновавшей меня шуршаньем камышей и глухим рокотом волн. И я пошла за твоим сыном — ведь он был холодным ручейком, — а тот посылал мне вслед стаи птиц, и они мешали мне идти и веяли холодом на мои раны, веяли холодом на бедную иссохшую женщину, девушку, обласканную огнём. »
— Невеста — Матери.
  • Его же «Дом Бернарды Альбы» — Ангустиас (Бетти) и Адела (Вероника) для Пепе Романо.
  • «„Юнона“ и „Авось“» — граф и дипломат Резанов, терзаемый страстями (Вероника), и вспыльчивый, но на поверку хороший парень Фернандо (Бетти) для Кончитты. И если первый практически бросил Кончитту и эгоист тот ещё, то второй был её женихом, но пожертвовал своим счастьем, уговорив Резанова жениться на своей бывшей невесте.
  • Марсель Паньоль, «Топаз» — милая учительница Эрнестина Мюш (Бетти) и роковая женщина Сюзи Куртуа (Вероника) для Альбера Топаза. Своеобразная субверсия: они обе недобрые и стоят друг друга, но если Эрнестина использует влюблённого Топаза просто как мальчика на побегушках, то Сюзи впутывает главного героя в криминальные схемы.
  • «Mozart L’Opera Rock» — сёстры Вебер для Моцарта. Алоизия (Вероника) — эффектная прима, хрупкая и женственная снаружи, стервозная и меркантильная внутри. Влюбляет в себя Моцарта, чтобы пробиться в оперную элиту. Констанция (Бетти) — её противоположность, чистая помыслами простушка, искренне влюблённая в Моцарта. Страдает, видя, как сестрица выпивает из любимого все соки. Моцарт поначалу совершенно не замечает Констанцию, мечтая жениться на Алоизии, но та отворачивается от него, как только он перестаёт быть ей выгоден. Спустя несколько лет он вновь сталкивается с Веберами, и вот тут-то забота и любовь Констанции наконец оказываются вознаграждены: Моцарт отвечает ей взаимностью и в итоге женится.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Ф. М. Достоевский:
    • «Идиот» — Мышкин (Бетти) и Рогожин (Вероника) для Настасьи Филипповны, Аглая (Бетти, с прикрученным фитильком, ибо не так проста и на троп тянет только в сравнении с эталонной роковой женщиной Настасьей Филипповной) и Настасья Филипповна для Мышкина.
    • «Братья Карамазовы» — субверсия: Катерина Ивановна сначала кажется Бетти (с прикрученным фитильком, так как слишком горда и внешне прекрасна для этого тропа), а её соперница в отношениях с Митей Грушенька — Вероникой, но по мере развития сюжета они меняются ролями.
  • Л. Н. Толстой:
    • «Война и мир» — князь Андрей (Бетти) и Анатоль Курагин (Вероника) для Наташи Ростовой, Соня (Вероника) и княжна Марья (Бетти) для Николая Ростова (в случае с Николаем фитилёк прикручен, а в случае с Наташей педаль стремительно приближается к полу).
    • «Анна Каренина» — Кити (Бетти) и Анна (Вероника) для Вронского.
  • «Обрыв» Гончарова — троюродные сёстры Райского: Марфинька (Бетти) и Вера (Вероника). На взгляд автора правки, один из самых ярких примеров тропа в русской классической литературе.
  • М. А. Шолохов, «Тихий Дон» — Наталья (Бетти) и Аксинья (Вероника) для Григория Мелехова.
  • С. Е. Вольф, «Мне на плечо сегодня села стрекоза…» — субверсия: главный герой-школьник знакомится со Светой, милой девушкой, которая увлекается рыбалкой, и Юлей Барашкиной, эффектной юной актрисой. Но потом выясняется, что Юля и Света — одна и та же девушка.
  • Д. Емец, «Таня Гроттер» — милый любитель животных Ванька или мрачный некромант Глеб? Впрочем, Емец ведёт сюжет так, что почти очевидно, какой выбор сделает героиня.
  • «Мефодий Буслаев» того же автора — Дафна (Бетти) и Праша (Вероника) для заглавного героя.
  • «Изумрудный город (Сухинов)» — благородный, пусть и самоуверенный Алмар (Аларм) и противоречивый карьерист Дональд.
    • И тут же для Дональда Хорошая девушка Элли и Корина. А потом Вероника № 2 Ланга.
  • Владислав Блонье, «На волне» — мужской вариант: простой, немного растяпистый Лёха и крутой рокер Макс для Лизы, соответственно — Бетти и Вероника.
    • У него же в повести «Летнее приключение» — Таня и Катя-Аннуэль для главного героя.
  • А. Маринина, «Посмертный образ» — мужской вариант: пафосный, эгоистичный готический брюнет Андрей Смулов и просто хороший парень Михаил Татосов. Спойлер: интрига книги в том, что «Вероник» убил «Беття».
  • А. Коростелёва, «Цветы корицы, аромат сливы» — Цзинцзин (Бетти) и Саюри (Вероника) для Сюэли. Впрочем, в этом треугольнике не всё так просто: у Сюэли, больше жизни (и взаимно!) любящего Цзинцзин, есть свои причины на то, чтобы «влюбить» её в другого. А Саюри, с которой он только приятно проводит время, в этом плане для него совершенно безопасна. А вот он для неё — нет, и с Саюри ему тоже приходится расстаться.
  • «Мы» Замятина — О-90 (Бетти) и I-330 (Вероника) для Д-503.
  • Валерий Алексеев, «Игры на асфальте» — Тоня (Бетти) и Маргарита (Вероника) для главного героя.
  • Т. Крюкова, «Костя + Ника» — Верка (Вероника — и нет, это не её полное имя) и Ника (Бетти) для Кости.
  • Б. Акунин, «Азазель» — инженю Лизанька фон Эверт-Колокольцева (Бетти) и роковая женщина Амалия Бежецкая (Вероника) для Эраста Петровича Фандорина.

Зарубежная[править]

  • «Отверженные» Виктора Гюго — Козетта (Бетти) и Эпонина (Вероника) для Мариуса.
  • Его же «Собор Парижской Богоматери» — Флёр-де-Лис (Бетти) и Эсмеральда (Вероника) для Феба. В отличие от мюзикла (см. ниже) троп в романе играется прямо, хоть и Эсмеральда подходит под образ Вероники скорее внешностью, чем характером.
  • «Всадник без головы», Майн Рид — Луиза (Бетти) и Исидора (Вероника).
  • «Грозовой перевал», Эмили Бронте — Эдгар Линтон (Бетти) и Хитклифф (Вероника).
    • А в младшем поколении — грубоватый, невежественный, но добрый Гертон Эрншо (Бетти) и капризный Линтон Хитклифф (Вероника) для дочери главной героини.
  • «Виктория» Кнута Гамсуна — гендерная инверсия. Пунктуальный и вежливый писатель и сын мельника Юханнес (Бетти) и богатый лейтенант Отто (Вероника) для Виктории.
    • Без инверсии — для Юханнеса Виктория является Вероникой, а роль Бетти играет Камилла.
  • Гастон Леру, «Призрак Оперы» — Рауль (Бетти) и Призрак (Вероника) для Кристины. То же самое в театральном мюзикле и его экранизация 2004 года.
  • «Сумерки» — Эдвард и Джейкоб для Беллы.
    • Стоило бы уточнить, кто из них ближе к «Бетти», а кто к «Веронике». На взгляд автора правки, «Вероникой» является все же Эдвард с его загадочностью и темным прошлым, а терпеливый и заботливый Джейкоб — как раз «Бетти».
    • В любовном треугольнике Леа/Сэм/Эмили в качестве Бетти выступает нежная и хозяйственная Эмили, а стервозная красотка Лиа (по книжному описанию она красавица, чего по фильмам не скажешь) — Вероника. Сэм выбрал "Бетти" — ни один оборотень не может идти против запечатления, а с Эмили у него оно родимое.
  • Dragonlance, в сочетании с изощренным вариантом мазохистского танго и поворота налево-направо. Танис Полуэльф никак не может определиться, кого же он, черт возьми, любит больше — садистку, головореза-наемницу, рассчетливую карьеристку и просто милую злодейку Китиару ут-Матар, или всё же светлую, благородную и смелую эльфийскую принцессу Лорану, к тому же подругу детства?
    • Педаль в асфальт, Китиара — кудрявая брюнетка, а Лорана — обладательница абсолютно шикарных золотистых волос. Впрочем, воинственная красота и сила характера свойственна обеим, как-никак героическое фентези, а не чистый любовный роман…
  • «Восставший из ада» К. Баркера — обольстительная Джулия и невзрачная скромница Кирсти. Правда, выбирать старине Рори так и не пришлось.
  • «Унесённые ветром» — Эшли Уилкс (Бетти) и Ретт Батлер (Вероника) для Скарлетт, Мелани (Бетти) и Скарлетт (Вероника) для Эшли.
  • «Коты-Воители» — Белка, Уголёк и Ежевика; Синегривка, Дроздовик и Жёлудь; Голубка, Шмель и Когтегрив.
  • Теодор Драйзер, «Американская трагедия» — для главгероя Клайда Гриффитса ими побывали подчинённая Роберта и знакомая из высшего общества Сондра. В итоге Клайд убивает первую во время катания на Nice Boat лодке, чтобы избавиться от залетевшей подчинённой, а потом сам отправляется на электрический стул.
  • Агата Кристи:
    • «Загадка Эндхауза» — тихая кроткая Мегги (Бетти) и жизнерадостная выдумщица Ник (Вероника) для лётчика Майкла Сетона. Сетон вначале увлёкся Ник, но в итоге выбрал Мегги, что стоило ей жизни.
    • «Смерть приходит в конце» — Хори (Бетти) и Камени (Вероника) для Ренисенб. Второй — опытный в любовных делах красавец и не столько ухаживает за наивной юной вдовой, сколько соблазняет её. А с первым, скромным и неприметным, ей просто безумно интересно. И угадайте, кто из них спасает Ренисенб от смерти в финале книги.
    • «Убийство на поле для гольфа» — милая соседская дочь Марта (Бетти) и ревнивая актриса Белла (Вероника) для Джека. Как выясняется, на самом деле всё с точностью до наоборот: Белла искренне любит Джека и готова пожертвовать ради него жизнью, а Марта — убийца, зарезавшая отца Джека, а от самого Джека ей нужны только деньги.
  • Драконья Сага — Луновзора, Холод (Вероника) и Вихрь (Бетти). Она выбирает Вихря.
  • ПЛиО — жёны-сёстры Эйгона Завоевателя: младшая авантюристка и кокетка Рейнис (Бетти) и старшая суровая воительница Висенья (Вероника). Рейнис Эйгон любил больше и очень тяжело переживал её смерть (или не совсем) в Дорне, хотя она была ему, весьма вероятно, неверна. Висенья в свою очередь сделала всё, чтобы обеспечить наследника и позднее сделать так, чтобы на трон взошёл её Мейгор, а не сын от Рейнис, однако в итоге возобладала линия младшей сестры.
    • Для Роберта Баратеона — Бетти-Лианна и Вероника-Серсея. Причём обеим он на хрен не упал: Лианна совершенно не интересовалась женихом-левоходом, а Серсея пошла за него замуж исключительно ради короны, раз уж не обломился принц Рейгар, в которого она как раз была искренне влюблена. ИЧСХ, вполне могла бы стать для него (и до сих пор мечтает, как стала бы) Вероникой на фоне как Элии, так и Лианны… если бы смогла хоть как-то самого Рейгара собой заинтересовать.
  • Гарри Поттер — Джеймс Поттер (Бетти) и Северус Снейп (Вероника) для Лили Эванс. Впрочем, некоторые упрямые фанаты считают, что всё наоборот.
    • Это и в самом деле с какой стороны взглянуть. Если принимать во внимание только принадлежность к «светлой» или «тёмной» стороне на момент выбора Лили, то получится описанное в правке выше распределение. Если смотреть только на характеры молодых людей и их поступки, однозначно сказать сложно (оба натворили в молодости дичи разного сорта, ошибки обоих привели к печальным последствиям). Если же судить исключительно по амплуа в любовном треугольнике, то Бетти — привычный для девицы, «само собой разумеющийся» и малопривлекательный внешне молодой человек — как раз Снейп, а Джеймс — Вероника (мистер Фансервис с бóльшим внешним лоском, популярный в коллективе, уверенный в себе вплоть до нахальства).
      • В том-то и дело, что Джеймс более открытый и дружелюбный, а Снейп замкнутый, мрачный и любит командовать. Да и хулиганства Джеймса по сравнению с тем, что творил Снейп — от заклинания Сектумсемпра до участия в террористической организации — ерунда. В крайнем случае зигзаг.
  • Один из любимейших тропов Ини Лорентц (псевдоним супружеской пары Эльмара Вольрата и Ини Клокке). Если в романе есть любовный треугольник, с высокой вероятностью это пример тропа — на героиню заглядываются добрый и верный друг (часто друг детства) и привлекательный и харизматичный, но не вполне положительный аристократ. С ещё более высокой вероятностью счастливцем будет «Бетти». Например, на сто процентов в схему укладывается роман «Пилигримка»: Тилле нравятся преданный друг детства Себастьян Лаукс и Великолепный мерзавец Эймер де Салтильё из графского рода, но в итоге она понимает, что по-настоящему любит Себастьяна.
  • И. Башевис-Зингер, «Ентл-ешиботник» — Хадасса (Бетти) и Ентл (Вероника) для Авигдора.
  • Ф.С Фитцджеральд, «Великий Гэтсби» — для Тома Бьюкенена Бетти — его законная жена Дейзи, кроткая и утонченная, прощающая ему измены, а «Вероника» — разбитная и полная чувственности любовница Миртл, с которой можно быть куда более развязным. При этом сам грубовато-прямой Том выступает по отношению Дейзи также в роли «Бетти», а «Вероникой» для нее является давний поклонник, загадочный авантюрист Джей Гэтсби.
    • А для Миртл Том — «Вероника», а «Бетти» — ее вялый, но добродушный муж Джордж.
  • «Современная комедия» Дж. Голсуорси (продолжение «Саги о Форсайтах»): эталонный хороший парень Майкл Монт (Бетти) и мятущийся поэт Уилфрид Дезерт (Вероника) для Флёр. Аверсия: она не любит ни того, ни другого, потому что никак не может забыть первую любовь. Но вот отпустить что одного, что другого не готова.
    • А вот для того самого первого возлюбленного Флёр, Джона Форсайта, троп отыгран напрямую: Флёр для него — «Вероника», а его жена Энн — «Бетти».
    • Непосредственно в «Саге о Форсайтах»: для Филиппа Босини его невеста Джун — «Бетти», замужняя любовница Ирэн — «Вероника». С фитильком, поскольку Джун для «Бетти» очень энергична и своевольна, а Ирэн на «Веронику» тянет разве что внешностью, но никак не мягким и полностью пассивным характером.
    • А для Миртл Том — «Вероника», а «Бетти» — ее вялый, но добродушный муж Джордж.
  • «Современная комедия» Дж. Голсуорси (продолжение «Саги о Форсайтах»): эталонный хороший парень Майкл Монт (Бетти) и мятущийся поэт Уилфрид Дезерт (Вероника) для Флёр. Аверсия: она не любит ни того, ни другого, потому что никак не может забыть первую любовь. Но вот отпустить что одного, что другого не готова.
    • А вот для того самого первого возлюбленного Флёр, Джона Форсайта, троп отыгран напрямую: Флёр для него — «Вероника», а его жена Энн — «Бетти».
    • Непосредственно в «Саге о Форсайтах»: для Филиппа Босини его невеста Джун — «Бетти», замужняя любовница Ирэн — «Вероника». С фитильком, поскольку Джун для «Бетти» очень энергична и своевольна, а Ирэн на «Веронику» тянет разве что внешностью, но никак не мягким и полностью пассивным характером.

Кино[править]

Отечественное[править]

  • «Дело было в Пенькове» — Тоня (Бетти) и Лариса (Вероника) для Матвея Морозова.
  • «Старшая сестра» — жена Шура (Бетти) и любовница Лида (Вероника) для Кирилла.
  • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — гендерная инверсия. Простой хирург Женя, который и мягкий, и добрый, и на гитаре сыграет — «Бетти», а с другой стороны, внешторговец Ипполит — «Вероника».
  • «Сентиментальный роман». Зоя-большая (Вероника) и Зоя-маленькая (Бетти) для Шуры.
  • «Школьный вальс» — Зося (Вероника) и Дина (Бетти) для Гоши. Субверсия, так как характеры у девушек прямо противоположны их «амплуа» в этом любовном треугольнике.
  • «Спортлото-82» — гендерная инверсия: для Тани случайный попутчик в поезде простой и честный Костя (Бетти) и её самоуверенный жених Павел (Вероника).
  • «Не могу сказать „прощай“» — Лида (Бетти) и Марта (Вероника) для Сергея. Со второй частью этого любовного многоугольника всё сложнее: в начале фильма Сергей, откровенно козлистый красавчик, для Лиды отыгрывает роль Вероники, а отзывчивый милиционер Василий — Бетти. Однако к концу фильма, когда Сергей проходит трудную внутреннюю трансформацию после травмы и побега Марты, а характер Василия раскрывается ярче, их амплуа меняются.
  • «Чародеи» — для Алёны хороший парень Иван — Бетти, а великолепный мерзавец Сатанеев — Вероника.
    • С прикрученным фитильком, потому как Алёна находилась под проклятием Зимнего Сердца от ревнивой Киры, а Иванушку она до этого всегда любила, на чём, собственно, и завязан сюжет.
  • «Дом, который построил Свифт» — Ванесса, суховатая и грубоватая дама, которая явно является правой рукой своего «декана» (Вероника) и Эстер (Стелла), нежная и милая девушка (Бетти).
  • «Формула любви» — Марья Ивановна (Бетти) и Лоренца (Вероника) для Калиостро. С Федяшевым всё интереснее: для него Бетти — тоже Марья Ивановна, а Вероника — статуя (!) Прасковьи Тулуповой. Вернее, тот образ, который у него сложился в голове.
  • «Любовь и голуби» — жена Надя (Бетти) и разлучница Раиса Захаровна (Вероника) для Василия.
  • «Самая обаятельная и привлекательная» (любили в советских фильмах этот троп, причем с гендерной инверсией) — несколько вариантов на выбор главной героини: Володя Смирнов (борьба за сердце которого ведется большую часть фильма) — «Вероника», Лёша Пряхин и лаборант Гена Сысоев — «Бетти».
« — Ответить не подумав, не могу, так как а) Мне не понятно, какие могут быть последствия у чашечки кофе…

— Молодой человек, с Вами всё ясно. Играйте в пин-понг, Гена, это у Вас получается лучше.

»
— Гена Сысоев тест «на жениха» не прошел…
« Пряхина завоевать — невелика победа. Он уже у нас в кармане, причем на одних только «маэстро». А дальше что? Со скуки помрешь. А надо чтобы вечный бой, чтобы все горело синим пламенем! »
— Подруга и психолог Сузанна агитирует в пользу «Вероники» Володи.
  • «На златом крыльце сидели…» — дружелюбная пацанка Алёнка (Бетти) и вредина-Принцесса (Вероника) для Ивана. На самом деле это одна и та же девушка.
  • «Асса» — Крымов (Вероника) и Бананан (Бетти) для Алики. Тот редкий случай, когда «Бетти» выигрывает. Ничем хорошим это не заканчивается..
  • «Все умрут, а я останусь»:
    • Вика (Бетти) и Настя (Вероника) для Алекса. Катя же за счёт твёрдого стержня является Вероникой по отношению к бесхарактерной Вике, а за счёт доброты — Бетти по отношению к жестокой Насте.
    • Саша (Бетти) и Алекс (Вероника) для Вики. Тот случай, когда Из двух зол ни одно выбирать не стоит.
  • «Холоп» — Лиза и Аглая для Гриши.
  • «НЕидеальный мужчина» — очень скандальный пример. Героиня выбирает между простым, но добрым и любящим живым парнем (Бетти) — и красавчиком-роботом (Вероника), который ведёт себя как мудак. Нет никаких причин выбирать Веронику, кроме той, что его играет популярный певец Егор Кринж Крид. Угадайте, какой выбор она делает в финале? Живёт с парнем, изменяет ему с роботом.
  • «Здравия желаю!» — аверсия в сцене с кроссом: Клава должна была исполнить роль Вероники для Агафонова (при Бетти Анне), но вместо этого её кто-то за кадром скормил Палычу (видимо, Анна), а Бодрову, Туче и их соратникам только и оставалось, что застукать Агафонова и Анну в постели, что находилась в избе, куда первого, собственно, и заманили силами Клавы.
  • «Без меня» — цветовая аверсия. Брюнетка Ксюша(Бетти) и блондинка Кира(Вероника) для Димы.
  • «Непослушник» — Настя (Бетти) и Олеся (Вероника) для «Димонстра». Настя выигрывает.

Зарубежное[править]

  • «Головокружение» Хичкока — простая и заботливая Мидж Вуд (Бетти) и загадочная «femme fatale» Мадлен Эстер (Вероника) для Скотти Фергюсона.
  • «Золото Маккенны» — дочь судьи Инга Бергеман (Бетти) и индеанка Хеш-Ке (Вероника) для, собственно, Маккены. Соперницы разобрались между собой самостоятельно.
  • «Звёздные войны» — Гендерная инверсия. Хороший парень Люк (Бетти) против циничного контрабандиста Хана (Вероника).
  • «Клерки» — Вероника и Кэтлин для Данте. По иронии: Вероника — в данном случае «Бетти», а Кэтлин — «Вероника».
  • «Клерки 2» — Эмма и Бекки для Данте. Еще более изящная ирония: обманчивая «беттийность» Эммы (которая, судя по разговорам героев, в школе была типичной «Вероникой») и обманчивая внешность роковой женщины у Бекки, которая со второй половины фильма являет свою беттийную сущность.
  • «Скотт Пилигрим против всех» — Найвз Чау (Бетти) и Рамона Флауэрс (Вероника). При этом есть две концовки фильма, с разным выбором Скотта. Небольшой фитилек: «простая соседка» Найвз — китаянка. К тому же, при необходимости может перенять ряд черт «Вероники».
    • Для фильма сняли концовки с обеими. В итоге использовали каноничную с Рамоной, но многие считают, что альтернативная концовка с Чау лучше.
  • «Муравьи в штанах»: добрая и скромная Лиза — Бетти, шлюховатая красавица Леони — Вероника.
  • «Распутное детство» — Лаура (Бетти) и Сильвия (Вероника). С перекрученным фитильком: Фабрицио не мается сомнениями, а трахает нимфеток по очереди.
  • «Пещерный человек» (1981 г.) — Тала (Бетти), Лана (Вероника). А выбирает между ними дикарь Атук — немного невезучий и недотёпистый.
  • «Бетховен 2» — Тейлор (Вероника) и Сет (Бетти) для Райс.
  • «Смерть ей к лицу» — на начало фильма это Хелен (Бетти) и Мэдлин (Вероника). Впрочем, по ходу сюжета разница между ними обеими начинает постепенно сходить на нет.
  • «Фаворитка» — гениальный зигзаг: поначалу тихая простушка Эбигейл кажется для королевы Анны именно Бетти, но по ходу сюжета раскрывается как самая настоящая Вероника. А вот «вице-королева» Сара Черчилль, подруга детства и любовница Анны, проходит обратную трансформацию.
  • «Дневной звездопад» — для главной героини Судзумэ ими побывали одноклассник Мамору и отвергший её учитель Шишио.
  • «Высший пилотаж» — Лайла (Бетти) и Гвен (Вероника) для Уилла.
  • «Матч поинт» — жена Хлоя (Бетти) и любовница Нола Райс (Вероника) для Криса Уилтона. Очень тёмная версия тропа: Крис убивает «Веронику» Нолу, когда та беременеет и грозится разрушить его брак.
  • «Матч пойнт»: Хлоя (Бетти) и Нола (Вероника) для главного героя.

Телесериалы[править]

Отечественные[править]

  • «Мачеха. Взрослые игры» — Тимка (Бетти) и Кирилл (Вероника) для Леси, Леся (Бетти) и Синди (Вероника) для Тимки.
  • «Чёрный ворон» — медсестра Варя, блондинка (Бетти) и рыжая Таня Захаржевская (Вероника) для Павла Чернова. Победила Захаржевская, однако в дальнейшем Павел предпочел ей другую «Бетти» — Татьяну Ларину единокровную сестру Захаржевской.
  • «Восьмидесятые»:
    • Катя(Бетти) и Инга(Вероника) для Вани. Потом еще добавились Таня в роли Вероники-2 и Саша в роли Бетти-2 соответственно.
    • В свою очередь для Тани Ваня в роли Бетти и Юрий Леонидович в роли Вероника. Для самого Юрия уже Таня в роли Вероники, а в роли Бетти его законная жена Галина.
    • Для той же Инги Ваня был в роли Бетти, а Стас в роли Вероники. Они каким-то образом отыграли те же образы и для Кати.
    • Макар (Бетти) и Ваня (Вероника) для Кати. Однако субверсия — любовный треугольник был только в голове у Макара, теперь Ваня и Катя просто друзья, в итоге Макар сам всё испортил своей ревностью.
    • После развода родителей Вани у них была аналогичная схема с новым ухажером Люды — Димой.
  • «Универ» и «Универ. Новая общага»:
    • Саша (Бетти) и Влад (Вероника) для Тани.
    • Таня (Бетти) и Ира (Вероника) для Саши. А с Лерой зигзаг, потому что она должна была быть Вероникой по отношению к Тане, но в двух уделённых ей сериях она обращалась с Сашей куда лучше, чем Таня в течении всего сериала.
    • Кузя (Бетти) и Майкл (Вероника) для Аллы.
    • Кристина (Бетти) и Юля (Вероника) для Антона. Потом Кристина трансформировалась в Веронику, а новой Бетти стала Вика.
    • Антон (Бетти) и Андрей (Вероника) для Вики.
    • Варя (Бетти) и Василиса (Вероника) для Майкла.
    • Маша (Бетти) и Ника (Вероника) для Артёма.
    • Валя (недо-Бетти) и Артём (Вероника) для Маши.
    • Марина (Бетти) и Алла/Маша(Вероники) для Кузи.
    • Майкл (Бетти) и Антон (Вероника) для Вики.
  • «Спальный район»:
    • Андрей (Бетти) и Илья (Вероника) для Елены.
    • Елена (Бетти) и Екатерина (Вероника) для Андрея.
    • Василиса (Бетти) и Юля (Вероника) для Вадима.
    • Юрий (Бетти) и Серж (Вероника) для Марины.
    • Марина (Бетти) и Анжела (Вероника) для Юрия.
    • Петя (Бетти) и Ваня (Вероника) для Наташи.
  • «Дыши со мной» — Лана и Карина для Петра, Пётр и Игорь для Ланы.
  • «Мечты Алисы» — Алекс и Дэн для Алисы.
  • «Суд присяжных. Окончательный вердикт»:
    • Вероника (Бетти) и Светлана (Вероника) для Володи.
    • Галя (Бетти) и Варя (Вероника) для Глеба.
    • Ваня (Бетти) и Глеб (Вероника) для Гали. Потом появляется новая Вероника в лице Фёдора Рокотова.
    • Беликова (Бетти) и Надя (Вероника) для Андреева. Хотя, Вероника тут нестандартная, поскольку Надя хоть и выглядит милой и домашней, но уж больно она мутная.
  • «Глухарь. Пятницкий. Карпов»:
    • Марина (Бетти) и Виктория (Вероника) для Коли.
    • Терещенко (Бетти) и Ткачёв (Вероника) для Русаковой.
    • Света (Бетти) и Таня (Вероника) для Карпова.
  • «Школа» — Дятлов (Бетти) и Епифанов (Вероника) для Носовой, Шишкова (Бетти) и Будилова (Вероника) для Шутова.
  • Гадалка — во все поля! Пости в каждой серии у главной героини два любовных интереса, являющих гендерную инверсию тропа. И таки да на каждого по сопернице.
  • Счастливы вместе — Бэтс (Бетти) и Анжела (Вероники) для Ромы.
  • Кухня:
    • Вика (Бетти) и Саша (Вероника) для Макса. Катя тоже выступает своеобразной Вероникой.
      • Да ну. Как раз наоборот: гордая, характерная Вика с запросами, с которой "всегда сложно" — Вероника, особенно на фоне Саши, которая липла к Максу как банный лист и которую он изначально вообще держал для секса по дружбе и не скрывал, при этом видя, что девушка откровенно влюбилась. Со временем стерпелось-слюбилось, а с появлением Ильи Саша подняла свой рейтинг в глазах Макса: уже не она за ним бегала, а он стал конкурировать за нее с Ильёй. Но, узнав о ее измене с Ильёй, с чистой совестью расстался и продолжил бороться за прощение Вики. Катя тоже типичная девушка из соседнего подъезда, разве что гордости в ней побольше, чем в Саше, и вместо того, чтобы бегать за Максом, она подтолкнула к нему Вику.
    • Макс (Бетти) и Илья (Вероника) для Саши.
    • Костя (Бетти) и Макс (Вероника) для Насти в серии, где она влюбилась в Макса.
    • Лева (Бетти) и Макс (Вероника) для Кати.
    • Игорь, а позже Нагиев — (Бетти) и Макс (Вероника) для Вики.
    • Кристина (Бетти) и Вика (Вероника) для Нагиева.
    • Никита (Бетти) и Денис (субверсия Вероники) для Кати.
    • Катя (Бетти) и Света (Вероника) для Дениса.
    • Михаил (Бетти) и Нагиев (Вероника) для Элеоноры.
  • «Мажор»:
    • Катя (Бетти) и Вика (Вероника) для Игоря.
    • Данила (Бетти) и Игорь (Вероника) для Вики. Позже как Данила убили, новой Бетти стал Валера

Зарубежные[править]

  • Riverdale — сериал снят по мотивам комикса-первоисточника «Archie», поэтому там можно увидеть сабжевых Бэтти Купер и Веронику Лодж.
  • Gilligan's Island — девушка-соседка Мэри-Энн (Бетти) и киноактриса Джинджер (Вероника). Спор «Джинджер или Мэри-Энн?» стал для американцев классическим и не утихает уже полвека.
  • «Доктор Хаус», второй сезон — Марк и сам Хаус для Стейси.
  • «#Школа» — Мэри и Катерина для Алекса, гендерная инверсия — Алекс и Кирило для Катерины.
  • Blackpool — вспыльчивый и самовлюблённый Рипли, с которым двое совместных детей и у которого очень тяжёлый период в жизни, или приезжий Карлайл, который знакомство начал со лжи о своей работе, но способен выслушать, поговорить о любви, проявить внимание и сделать свидание приторно-романтичным?
  • «Последние дни Помпей» (1984): для Нидии простой и горячий Лидон, конечно, Бетти, а недосягаемый в силу статуса утончённый Главк — Вероника. Для Главка Нидия могла бы стать Бетти в противостоянии со сдержанной и гордой жрицей Ионой… но Главку нужна только Иона, к Нидии он испытывает лишь дружеские чувства.
  • «H2O: Просто добавь воды», 2-й сезон — Клио (Бетти) и Шарлотта (Вероника) для Льюиса. И обе — русалки.
  • «Турецкий для начинающих» — застенчивый блондин Аксель (Бетти) и дерзкий брюнет Чем (Вероника) для Лены. Одновременно деконструкция тропа: нежный творческий мальчик оказывается ревнивцем и манипулятором, Чем же куда порядочнее и проще.
  • «Великолепный век»: Нигяр (Бетти) и Хатидже (Вероника) для Ибрагима, Хатидже (Бетти) и Шах (Вероника) опять же для Ибрагима, Хюсрев-паша (Бетти) и Ибрагим (Вероника) для Хатидже, Елена (Бетти) и Фатьма (Вероника) для Мустафы, Рана (Бетти) и Хуриджихан (Вероника) для Баязета, Джихангир (Бетти) и Баязет (Вероника) для Хуриджихан, Бали-бей (Бетти) и Рустем (Вероника) для Михримах, Лука (Бетти) и Сулейман (Вероника) для Хюррем, Хюррем (Бетти) и Махидевран (Вероника) для Сулеймана, Гюльфем (Бетти) и Махидевран (Вероника) когда-то для Сулеймана.
  • «Алые сердца Корё»: Хэ Су (Бетти) и Ён Хва (Вероника) для Ван Со, наложница О (Бетти) и императрица Ю (Вероника) для Тхэджо, Ван Ук (Бетти) и Ван Со (Вероника) для Су, Мён Хи (Бетти) и У Хи (Вероника) для Бэк А (впрочем, он любил их в разное время). С фитильком: Мён Хи (Бетти) и Хэ Су (Вероника) для Ван Ука, а также Сун Док (Бетти) и Хэ Су (Вероника) для Ван Ына.
  • «Офис», третий сезон — Пэм (Бетти) и Карен (Вероника) для Джима; позже, c некоторым фитильком — Холли (Бетти) и Джен (Вероника) для Майкла. В обоих случаях победили Бетти.
  • «Защитник» — Лейла (Бетти) и Зейнеп (Вероника) для Хакана.
  • «Elite» — Лукреция(Бетти) и Надя(Вероника) для Гусмана. Игра с тропом: дерзкая богачка Лукреция рядом с героем смягчается и пытается всячески ему угодить, а целомудренная мусульманка Надя недоступно-привлекательна и имеет все шансы разбить сердце Гусмана из-за невозможности совместного будущего.
  • «Сплетница» — Нейт (Бетти) и Дэн (Вероника) для Серены, Луи (Бетти) и Чак (Вероника) для Блэр, Руфус (Бетти) и Барт (Вероника) для Лили.
  • «Члены королевской семьи» — Ник (Бетти) и Лиам (Вероника) для Офелии.
  • «Мерлин» — Артур (Бетти) и Ланцелот (Вероника) для Гвен.
  • «Шерлок» же! С фитильком, правда: характеры Молли Хупер и Ирэн Адлер идеально ложатся на описание, соответственно, Бетти и Вероники, но только вот Шерлок, явно в своей манере неравнодушный к обеим, все же в итоге не выбирает ни одну из них.
  • «Сансет бич» — Кейтлин (Бетти) и Франческа (Вероника) для Коула.
  • «Одинокие сердца» — Анна (Бетти) и Саммер (Вероника) для Сета. Саммер даже подсвечивает что Бетти и Вероника — её любимые персонажи комиксов.
  • «Причуды науки» (1997) — эпизод «Упакованные» (3 серия). Главному герою приходится выбирать между скромной простушкой Далсин (Бетти) и запрограммированной на секс андроидессой Эмми (Вероника). Выбор осложняется тем, что Далсин носит пояс верности, а её отец — очень большой начальник, способный стереть протагониста в порошок.
  • «Кровавые связи» (2007) — к главгероине Виктории Нельсон неровно дышат два красавца-мужчины: её бывший напарник — хороший коп Майк Селлучи (Бетти) и принц тьмы — вампир-ловелас Генри Фицрой (Вероника). За 22 серии и год внутрисериального времени она так и не смогла сделать окончательный выбор, в случайном порядке склоняясь то к одному, то к другому, и в итоге её бросили оба. Так-то, конечно, это был клиффхэнгер перед следующим сезоном, но сериал отменили из-за низких рейтингов, и Викки так и осталась навеки у разбитого корыта.

Мультфильмы[править]

  • «Холодное сердце» — Кристофф и принц Ханс для Анны.
  • «Труп невесты» — Виктория и Эмили для Виктора.
  • Мультфильм Уолтера Ланца «Broadway Bow Wow» — яркий пример того, почему не стоит выбирать Веронику.
  • «Мадагаскар 2» — Мелман (Бетти) и Мото-Мото (Вероника) для Глории.

Мультсериалы[править]

  • South Park — гей-вариант. Сатана долго выбирает между Саддамом Хусейном и Крисом.
    • В эпизоде «Шев теряет терпение» — Стэн(Бетти) и Картман(Вероника) для Венди
    • Кайл(Бетти) и Картман(Вероника) для Хайди в 20 сезоне.
    • В эпизоде «Основной канал» Скотт(Бетти) и все остальные мальчишки(Вероники) для Софи.
  • Дарья — бегло отыграно с Томом. Уж на что Дария отмороженная — но когда речь идёт о близких отношениях, именно она оказывается Бетти, а вполне себе «социальная» Джейн — требовательной и невыносимой Вероникой. Троп быстро заканчивается — сначала наш Арчи выползает на свет уже завязшим в отношениях с Вероникой, потом быстро выбирает Бетти, итого на чистые колебания, то есть на этот троп, у него от силы одна-полторы серии. А ещё через некоторое время троп вообще оборачивается субверсией — Арчи понял, что обое рябое и идёт своего счастья дальше искать: с Вероникой не ужиться, а с Бетти — всё мило и прекрасно… как у брата с сестрой, но не как у кандидатов в супруги. И, кстати, то, что троп «знает своё место» в уголке и не пытается корчить из себя центр интриги — очень работает на качество результата в целом.
    • Там же, уже по отношению к самой героине — Том(Бетти) и Трент (Вероника) .
  • Конь Боджек — Керолин и Диана для Боджека. Первая деконструкция тропа: и Бетти, и Вероника в итоге нашли себе других мужчин, а Арчи остался один. Впрочем он понимает, что они обе заслуживают лучшего, а такой мусор, как он лишь испортит им жизнь, поэтому не претендует ни на одну из них.
  • Kid vs Cat — Фиби и Фиона для Купа.
  • Total Drama — Гвэн и Кортни для Дункана
  • Финес и Ферб — Ферб и Монти для Ванессы.
  • Гравити Фолз — Венди и Кенди для Диппера.
  • RWBY — в прошлом — Саммер Роуз и Рейвен Бранвен для Тайяна. Причём, от них обеих у него есть по дочери.
  • Незнайка на Луне — по-тихому вздыхающая по протагонисту милая сплетница Ромашка, и взрывающаяся при первом намёке на влюблённость боевая подружка Звёздочка. Мушка — тоже своеобразная Вероника, только она сохнет по Пончику.
  • Гриффины — по-тихому вздыхающий по Мэг милый ботаник Нил и загадочный, немного вспылчивый, бойкий паренёк Кевин. Нудист Джоффри — тоже своеобразный Вероника. По мере ожесточения сериала, автор постепенно выводит таких персонажей из сюжета. На данный момент Джоффри мёртв, Кевин получил ПТСР и стал невменяем, а Нил потерял свои интересы к Мэг.
  • Spider-Man: The Animated Series — Мэри Джейн (Бэтти) и Фелиция (Вероника) для Питера.
  • Харли Квинн — Харли и Воздушный Змей для Айви. Первая представляет безбашенную неукротимую энергию и авантюры, а второй — заботу, покой и стабильность.
  • Monster High — в одной из серий Фрэнки не знает, кого из парней ей выбрать — крутого неформала Холта Хайда, или тихого застенчивого Джексона. В итоге оказывается, что это один и тот же человек.
  • Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir — Адриану «посчастливилось» заиметь аж двух «Бетти» в лице Маринетт и Кагами и столько же «Вероник» в лице Хлои и Лилы.
    • Эмили (Бетти) и Натали (Вероника) для Габриэля.

Аниме и манга[править]

  • Kimagure Orange Road — Хикару и Мадока для Кёске.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — Саяка и Хитоми для Кёске. Парень о треугольнике даже не узнал, а сам треугольник продлился ровно столько, сколько догорал самоцвет Саяки.
  • Elfen Lied — Юка и Люси для Коты.
  • Несносные пришельцы — Синобу и Лам для Атару.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — 1-ый сезон: Мотоки и Такседо Маск (он же Мамору) для Усаги.
    • В 5-ом сезоне для нее же — Сэйя (Бетти) и Мамору (Вероника).
    • Там же, уже для самого Мамору — Усаги и Рэй. Необычный случай: в плане внешности Рэй — однозначно Вероника, а Усаги (которая не столько красивая, сколько хорошенькая и милая) — это Бетти. Но вот с точки зрения самого парня всё наоборот: дружелюбная Рэй, которая буквально вешается ему на шею — это Бетти, а вот Усаги, которой Мамору как раз симпатизирует через шутки и троллинг — именно недотрога-Вероника.
    • Для самой Рей — Юичиро (Бетти) и Мамору (Вероника).
  • Neon Genesis Evangelion — Рэй Аянами и Аска Лэнгли Сорью для Синдзи. В Японии Рэй — однозначно Бетти: её образ по замыслу автора должен был быть деконструкцией японского образа идеальной женщины, а Аска — Вероника. На Западе наоборот — «приземлённая» Аска как Бетти и «демоническая» Рэй как Вероника.
  • Darling in the FranXX — Итиго (Бетти: спокойная и ответственная командующая отряда) и Ноль-Два (Вероника: циничная бунтарка, желчно стебущая всех вокруг) для Хиро. «Вероника» победила, фанаты довольны.
  • Blue Exorcist — Рин и Юкио для Шиеми.
  • Oyasumi Punpun — Айко и Сачи для Пунпуна. С подвывертом: Айко, хотя она инженю и девочка для битья, для Пунпуна — мечта и возвышенный идеал с детских лет. И как же жестко он приземлился, когда осознал, что она — такой же человек с таким полчищем рвущихся из головы тараканов, что никакого мелка «Машенька» не хватит, да ещё и его за собой утянет. А вот Сачи — мангака, язвительная красавица и во всех смыслах self-made woman, заботится о Пунпуне едва ли не как идишэ мамэ и мечтает о простых вещах, типа семьи и детей. В финале таки получает и то, и другое, правда, в немного необычной форме. Счастье это или нет — вопрос дискуссионный.
  • Golden Kamuy — Асирпа и Умеко для Сугимото. И снова подвыверт: типичная ямато надэсико Умеко хранит верность мужу даже после его гибели, а ранее говорила Тораджи, что если Сугимото явится отвоёвывать её и победит, то она всё равно сбежит и вернётся к нему. А вот бой-девка Асирпа, которая чхать хотела на патриархальные устои и на равных общается со взрослыми мужиками, едва ли не сама на шею к нему вешается.
    • Для самой Асирпы, уже без подвывертов, это Сугимото и Огата. Она никак не может смириться с его холодностью и отстранённостью и пытается растормошить с напором БелАЗа, а он, в свою очередь, порой палится (в манге это заметно сильнее), что она ему интересна не только как ходячий «пин-код и три цифры сзади» и даже иногда по её просьбе что-то да проявляет. Но так, чтобы видела это только Асирпа. В итоге Асирпа, сама того не зная, передавила на все больные места и окончательно слилась у Огаты в голове с его младшим братом Юсаку, которого он убил за то же самое как буквально слишком хорошего для этого мира, а ещё чтобы привлечь внимание отца. Огата даже был готов позволить Асирпе прикончить его, лишь бы она таким образом перестала быть чистым человеком, а когда она отказалась, сам наставил на неё ружье, но тут на выручку подоспел Сугимото.
  • Chocolate Cosmos — Кацуя (Бетти) и Юши (Вероника) для Саюки. Разумеется, все в курсе, кого она выберет, особенно если учесть, кем в итоге оказался Вероника.
  • Chihayafuru — для главной героини Чихаи Бетти — это Таичи Машима, а Вероника — Арата Ватая.
  • Porco Rosso — Фио (Бетти) и Джина (Вероника) для главного героя.
    • Скорее Пацанка и леди, где пацанка с неженской профессией (авиаконструктор и авиамеханик) — Фио, а леди — годящаяся ей в сильно старшие сёстры, если не в матери, певица и хозяйка ресторана, слегка томная красавица Джина (при том что пилотирует самолёт и железной рукой ведёт бизнес).
  • Aquarion Evol — скромняшка Миконо (Бетти) и дерзкая фансервисная Зессика (Вероника). Плюсом для Миконо идет ее собственный треугольник — скромный Амата и звериный Кагура. Впрочем, мало кто сомневался, кто по итогу все же победит — учитывая то, что Амата и Миконо встретились в первой серии, а по ходу сюжета много раз намекают, что они предназначены друг другу судьбой.
  • Soul Eater — Медуза (Вероника) и Мари (Бетти) для профессора Штейна.
  • JoJo's Bizarre Adventure:
    • 4-ая часть — Сьюзи Кью (Бетти) и Томоко (Вероника) для Джозефа
    • 8-ая часть — Ясухо (Бетти) и Дайя (Вероника) для Джоске. Для самой Ясухо уже Джоске Бетти, Джошуу Вероника и Тору Шерил (кто не в курсе — это третий любовный интерес Арчи, которая похлеще Вероники будет)
    • В ранобэ «Джордж Джостар» для Джорджа-младшего такими были Пенелопа (Бетти) и Лиза Лиза (Вероника)
  • «No Guns Life» — проехаться по такому числу штампов первой половины двадцатого века и пропустить этот? Даже и не надейтесь! Мэри и Оливия даже визуально повторяют оригинальных Бетти и Веронику. А протагонист не торопится кого-то из них «выбрать» — он всё же старается придерживаться делового стиля общения.
  • Vampire knight — Юки собрала мужской комплект. Вероника — её покровитель и родной брат, утончённый и загадочно-отстранённый брюнет Канаме, от которого писается кипятком вся женская часть Дневного класса. Бетти — неприкрыто влюблённый в неё друг детства, грубый, но зато куда более простой и понятный блондин Зеро, личность весьма непопулярная из-за своего характера.
  • Skip Beat! — для Киоко: наставник и неузнанный ею друг детства Тсуруга Рен — Бетти, Фува Шо, её козёл-бывший, в котором после расставания взыграли собственнические чувства — Вероника.
  • Размер — второй, интим — предлагать — на Косуду одновременно претендуют яркая и популярная цундерэ Ямада и скромная и домашняя дандэрэ Мияно.
  • Great Teacher Onizuka — Адзуса Фуюцуки (Бетти) и Уруми Кандзаки (Вероника). Причем не столько для Онидзуки, сколько для фанатов данного произведения: споры на тему того, кто больше подходит лучшему учителю Японии — добрая и скромная коллега либо умная, наглая и саркастичная ученица являются одной из наиболее популярных в фендоме тем. Сам Онидзука (как в аниме, так и в манге) не особо пытается сблизиться с обеими девушками именно как с девушками (хотя часто помогает им в качестве более опытного коллеги и учителя соответственно)
  • Цветы зла — нежная, дружелюбная и наивная Нанако (Бетти) и истеричная требовательная маньячка Сава (Вероника) для Такао. Хотя по внешности всё с точностью до наоборот.
  • Shoujo Kakumei Utena — Тацуя и Сайондзи ддя Вакабы.

Музыка[править]

  • Dou Ni Mo Tomaranai — Размышления главной героини:

«Может быть, сегодня, алых роз приняв букет, Буду я с каким-нибудь красавцем зажигать? Или, может, стоит сердце пылкое Отдать тому, кто всех добрей сейчас ко мне?»

  • Героини Анны Семенович (Бетти) и Славы (Вероника) в совместной работе «Бумеранг».

Комиксы[править]

  • «Archie’s Girls Betty and Veronica» — кодификатор и первоисточник названия.
  • «Girl Genius» — Гильгамеш «Бетти» Вульфенбах, «тупой только когда Агата рядом» рыцарь в лишь немного проржавевших доспехах (по крайней мере до таймскипа) и Тарвек «Вероника» Штурмфораус, интриган, который не стесняется использовать всех и вся (включая вполне искренне любимую им протагонистку) в своих планах по захвату Европы(а что поделаешь жизнь в гнусном клане, она такая)..
    • Что интересно в студенческие годы в Париже все было наоборот: примерный культурный юноша, прилежный ученик и вообще любимец преподавателей Тарвек и отвязный гуляка-бабник и авантюрист Гил, завсегдатай кабаре, публичных домов, казино и распивочных.
  • «Transmetropolitan» — с прикрученным фитильком Елена Россини и Шэнон Ярроу. Конечно, учитывая нравы, царящие в мире «Transmetropolitan», быть «Бетти» проблематично. Хотя, в данной паре в качестве «Бетти» можно рассматривать Елену, а в качестве Вероники — Шэнон. Потому как для Спайдера они «мерзкие ассистенты» и друзья… впрочем, с Еленой Спайдер переспал после совместной пьянки
  • «Скотт Пилигрим против всех» — простушка Найвз Чау и волшебная девушка Рамона. Побеждает Вероника. Впрочем, для фильма отсняли и альтернативную концовку с победой Бетти, которую часть фанатов даже склонны считать истинной.

Веб-комиксы[править]

Видеоигры[править]

  • Baldur's Gate 2 — для западных ролевых игр кодификаторы — это Викония (Вероника) и Аэри (Бетти) при романе с протагонистом.
  • Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark — Педаль в асфальт. Троп — это одна женщина, Арибет. В зависимости от действий игрока она может сменить мировоззрение и стать Бетти-паладином либо Вероникой-блэкгардом.
    • Также Натирра (Бетти) и Арибет (Вероника) в модификации сексуальной злодейки, если игрок решит сделать её таковой.
  • Planescape: Torment — хамоватая воровка-тифлинг Анна (Вероника) против целомудренного (!) суккуба Грейс (Бетти). С трудом уживаются в одной партии, как правило, Анна обижается и уходит, однако с ней как раз возможен какой-никакой роман, когда Грейс приходится соответствовать своему статусу владелицы «Борделя интеллектуальных страстей» и довольствоваться задушевными беседами, поскольку прикосновение суккуба мучительно, а поцелуй убивает (поцеловать Грейс может только Безымянный с низким показателем интеллекта, и итог предсказуем).
  • Overlord — Роза и Елена для Повелителя.
  • Far Cry 3 — Лиза и Цитра для Джейсона. Впрочем, особого выбора между ними игра не предлагает — Лиза была девушкой Джейсона в мирное время, но после событий на острове он к ней охладел. А к Цитре напротив тяготеет всю игру, но в конце может решить не убивать своих друзей ради неё. В этом случае Цитра случайно погибает, а что дальше делает Джейсон неизвестно. Далеко не факт, что он возвращается к Лизе даже при этом исходе.
  • Ведьмак — Шани в роли Бетти и Трисс Меригольд в роли Вероники.
    • The Witcher 3: Wild Hunt — здесь уже Трисс Меригольд в роли Бетти, и Йеннифер из Венгерберга как Вероника. Геральт даже может подсветить — дескать, с Йеннифер интересно, все кипит, эмоции, накал и т. п., но с Трисс как-то душевнее и теплее.
  • Dragon Age: Origins: Зигзаг. На первый взгляд Лелиана (Бетти) и Морриган (Вероника). Но не стоит делать поспешных выводов — Морриган просто выросла в лесу, в обществе медведей, гадюк и своей мамаши, а Лелиана бывшая шпионка, которая вовсю эксплуатировала образ Бетти чтобы подобраться к мужчинам поближе. Так что Вероника на самом деле Лелиана пусть даже и любит Стража искренне. А вот Морриган, наоборот, становится Бетти при романе со Стражем, особенно в третьей игре где они Счастливо женаты.
    • Мужской вариант — Алистер (Бетти) и Зевран (Вероника). На самом деле, в более-менее стандартном прохождении есть неочевидная инверсия: именно Зевран, уладив свои братоубийственные дела в Антиве, возвращается к ГГ и остается как минимум до событий Инквизиции - а душечка Алистер, став королем, по собственной инициативе разрывает отношения со Стражницей.
  • Dragon Age 2:
    • Женский вариант — Мерриль (Бетти) и Изабелла (Вероника). Забавно, что волосы у девушек почти одинакового оттенка, а «цветовая дифференциация» идёт по цвету кожи — у эльфийки Мерриль бледная, чуть ли не молочно-белая кожа, в то время, как у пиратки Изабеллы насыщенный бронзовый загар.
  • Dragon Age: Inquisition — женского варианта нет (из доступных для романа женщин никто на Веронику не тянет), а мужской — Каллен (Бетти) и… вероятно, любой другой романсабельный мужчина в роли Вероники (Блэкволл, Железный Бык, Солас).
  • Dragon Quest V — Нера (Бетти) и две Вероники, Бланка и Дебора.
  • Dragon Quest VIII — принцесса Медея и Джессика. В римейке для 3DS как раз появилась возможность выбора.
  • Uncharted 2 — Елена (Бетти) и Хлоя (Вероника).
  • Dark Messiah of Might and Magic — альтруистка Леанна (Бетти) против демоницы Заны (Вероника).
    • Очень и очень спорно, поскольку «альтруистка» Леанна вечно командует и помыкает ГГ (что вообще очень забавно выглядит при её регулярном образе «дева в беде»), а если не очиститься святой водой от Заны, атакует не моргнув глазом, и это против демоницы, которая дважды спасла ГГ жизнь, помогала советами, поддержкой и, даже если выбрать очистку от неё, напрямую не пытается навредить герою.
      • Зана и Леанна — вообще не троп. Леанна про Зану ничего не знает и ни разу с ней не разговаривает. А Сарет не обязан считать ни ту ни другую своей любимой. Это Зана хотела бы политической свадьбы (про любовь она говорить может сколько угодно, но не стоит забывать, кто она), а для Леанны Сарет вообще просто друг.
  • The Saboteur — Вероника Руссо (Бетти) и Скайлар Синклер (Вероника).
    • Правда, к концу игры Вероника настолько поднимает уровень крутизны и цинизма, что встаёт во главе Сопротивления во время восстания в Париже. Педаль в пол — добив перед этим Люка, чтобы тот не попал в руки Гестапо.
  • Catherine — Katherine — деловая, современная девушка с четкими планами на жизнь и Catherine — девушка чуток помладше, желающая лишь страсти и свободы от ответственности.
  • Persona 4 — Бетти — ямато надэсико Юкико Амаги и Вероника — айдол Рисэ Кудзикава.
  • Persona 5 — Бетти — Хару Окумура и Футаба Сакура, Вероника — Анн Такамаки и Макото Ниидзима.
  • Apex Legend — до выхода 5-го сезона на роль Вероники более всего подходила мрачная и строгая Рэйф, а на роль Бетти — милая и позитивная Ваттсон (цветовая гамма соответствует — первая брюнетка, в дефолтном скине одетая в облегающий костюм темных тонов, вторая — пшеничная блондинка, одетая в сине-бело-оранжевый комбинезон). В 5-м сезоне место Рейф заняла Лоба — шатенистая и одетая в белое светская львица, по характеру идеально вписывающаяся в образ Вероники.
  • Корсары — любимый троп сценаристов:
    • Юная Джессика Роуз, дочь плантатора с Барбадоса (в «Корсарах 3: Сундук Мертвеца» — дочь контрабандиста), когда-то предпочла ссыльного джентри Лоуренса Белтропа, впоследствии — пирата Бучера, Джошуа «Маске» Ледбиттеру (в «Корсарах 3: Сундук Мертвеца» — Доминику Мортонсу, тот же персонаж в маске), брату губернатора Хайрока.
    • Позже сам Бучер оставит Джессику на берегу ради Беатрис Шарп.
    • Руки Абигайль Шнеур одновременно добивались респектабельный директор Голландской Вест-Индской компании Лукас Роденбург и пристрастившийся грабить его корабли Ричард Флитвуд.
    • Вскоре ситуация сделала крутой зигзаг: Роденбург оказался первостатейной сволочью и интриганом, а Флитвуд — вполне честным капером.
    • В «Пиратской саге» Шарлю придется выбирать между Элен МакАртур и Мэри Каспер. Джесссика активно болеет за последнюю. На сей раз, любовный треугольник вышел слитым. Сперва разработчики в виде спутницы видели именно Элен — прирожденного моряка, умницу, наследницу целого острова, обладательницу живого, но гордого характера. Но на финальной части разработки ввели в сюжет соперницу и передали ей часть сюжета. Мэри получила самые эмоциональные диалоги квеста и ХП, как у танка ИС-1, не оставив Элен ничего, кроме штурманских навыков, клишированных диалогов и необходимости постоянно защищать при абордаже. Поэтому Элен не выбирает почти никто, кроме унылых борцов на нравственность, обзывающих Мэри шлюхой.
  • Cyberpunk 2077 — Бестия Амендиарес («Бетти») и Альт Каннингем («Вероника») для Джонни Сильверхенда.
  • Хотя в Клубе Романтики многие истории в игре держатся на этом тропе, в ней широко распространены не входящие в пару варианты. В их числе часто оказывается гей-вариант и антагонист. Например, в одной из историй эти четыре роли сыграли соответственно Дино, Люцифер (здесь это не сам Дьявол, а его сын), Мими, Мальбонте и ещё два интереса, не вписавшихся в схему — Энди и превращённый в морского дракона Фыра Лой.
    • Энди — вполне себе «Бетти». А многие антагонисты были бы Верониками.
  • Five Nights at Freddy's — в фаноне так нередко изображают Рокси (Бетти) и Мангл (Вероника) для Фокси.
  • Skyrim — с прикрученным фитильком, поскольку речь идёт о двух романсабельных брюнетках-данмерках, которых можно взять в компаньоны — Дженасса в роли Вероники и Брелина Марион в роли Бетти. Обе обладают характерной для тёмных эльфиек Нирна нестандартной красотой, но кардинально различаются по своему характеру и стилю боя.
    • Дженасса — циничная (и, судя по голосу, немолодая) наёмница, не особо женственная в движениях. Присоединяется за плату, считает убийства искусством и своим призванием, любит кровавые бои и чёрный юмор, сражается двумя мечами, нанося огромный урон на ближней дистанции, первая врывается во вражеские порядки и последняя отступает, причём весьма неплохо держит удар, особенно в качественных лёгких доспехах, но до полноценного танка не дотягивает. Преступления главного героя ей совершенно безразличны, и по приказу она зарежет кого угодно. В подземельях Дженасса часто комментирует локацию, высказывает свои мысли об обитателях и иногда даёт какие-нибудь советы, а иногда язвит выдавая Довакину про недостаток его мудрости, который компенсируется храбростью. Особенно любит двемерские руины, но терпеть не может шахты.
    • Брелина Марион — юная замкнутая студентка Коллегии Винтерхолда с приятным голосом, кокетливыми манерами и благородным происхождением (она принадлежит к одному из малых домов Морровинда, вассальному к Телванни). Присоединяется после забавного квеста, где она испытает на Довакине несколько интересных заклинаний. Обожает читать и из всех супруг главного героя больше всего времени проводит за чтением, а благодаря своей эрудированности, похоже, знает о древних руинах больше любого другого спутника и обожает их исследовать, а если ей какие-то места не нравятся, Брелина об этом тактично умалчивает. Ещё чародейка в курсе, что её рюкзак протагонист использует для облегчения собственного, и сопровождает каждый обмен фразой «Я, между прочим, маг, а не хозяйка ломбарда». В бою живучестью не блещет, но первым делом вызывает атронаха для прикрытия, держится позади, забрасывая врагов заклинаниями, и почти не подставляется под удары, пока есть возможность колдовать. При этом очень редко комментирует происходящее, только предупреждая об опасности или восхищаясь видом, но это полностью соответствует её характеру.
  • Disco Elysium - нестандартная мужская версия у стариков, играющих в петанк. Они любили одну женщину, которая всю жизнь бегала между ними - спокойным и мирным учителем Гастоном Мартином (Бетти) и вспыльчиво-страстным солдатом-монархистом Рене Арну (Вероника). Цветовая гамма соблюдена даже с учетом седины обоих фигурантов - Рене темнокожий, а Гастон европеоид.
  • Первый Mass Effect - своеобразная игра с тропом для Шепарда-мужчины: юная невинная библиотечная девушка Лиара - Бетти, а бой-баба Эшли - Вероника? А если вспомнить, что Эшли - обычная человеческая женщина, а Лиара - синяя красотка из космоса, принадлежащая к расе, являющейся фансервисом и предметом вожделения едва ли не для всех разумных существ Галактики?
  • Chrono Cross - с точки зрения Сержа, вспыльчивая пацанка Кид, и юная мечтательная домохозяйка Лиина. Ещё можно вспомнить Харле, но это уже скорее роковая женщина.

Визуальные романы[править]

  • School Days — Сэкай и Котоноха для Макото. Кто из них победит, зависит от действий игрока.
  • Ever 17: The Out of Infinity — Цугуми в роли Вероники и Сора в роли Бетти для Такэси. В каноническом варианте побеждает, кстати, первая.
  • Cinders — отзывчивый друг детства Тобиас (Бетти) или рыцарь в ржавых доспехах капитан Перро (Вероника).
  • Her Tears Were My Light — Спейс и Нил для Тайм. Кто побеждает в истинной линии? Ответ — обе, потому что Тайм решила, что любит обеих и не хочет расставаться ни с одной из них. Правда, здесь всё несколько сложнее, потому что Спейс и Нил технически одно и то же лицо.
  • Shuffle! — сёстры Лисиантус и Кикё. Если первая почти классическая ямато надэсико, то вторая скорее роковая красотка. Благо в мире богов разрешено многожёнство, так что крутить отношения с обеими вам ничего не запрещает.
  • Love, Money, Rock’n’Roll — после одной из развилок, игроку даются две развилки — Химицу (Бэтти) и Кэтрин (Вероника) или же Кагомэ (Бэтти) и Эли (Вероника). Однако по ходу истории они раскрываются в свои лучшие или же не очень стороны…

Прочее[править]

  • Карта Таро «Влюблённые» в колодах, нарисованных в традиции Марсельского Таро, выглядит так: по обе стороны от мужчины стоят две женщины, одна молода и невинна, другая старше и воплощённый типаж femme fatale. Выше чаще всего парит крылатая фигура, указывающая на «Бетти», чтобы мужчина уж совсем не сомневался в своём выборе.
  • Рекламный сериал «Биг Бон» тоже демонстрирует этот троп: Аня (Бетти) и Яна (Вероника) борются за сердце Андрея.
  • Реклама жвачки Sakeru — Тоору (Бетти) и загадочный Long Long Man (Вероника) для Чиэ. Хотя в данном случае Веронике нужен не Арчи, а Бетти.
  • Номер «Breakout» из танцевального шоу «Lord of the Dance». Танцовщица в белом — Бетти, танцовщица в красном — Вероника.
  • Обложка журнала «Крокодил» № 1 1970 г. Вариации не столько на любовную тему, сколько относительно работы «Которую из двух сократить?» https://fishki.net/3280683-karikatury-iz-sovetskogo-zhurnala-krokodil-satira-kotoryh-segodnja-kak-nikogda-aktualyna.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm_source=YandexZenSpecial в пункте 8
  • Финальное дефиле 20-ого сезона шоу «Топ-модель по-американски»: борьба героев Марвина Кортеса (Бетти) и Кори Хиндоффа (Вероника) за героиню Джордан Миллер.

Реальная жизнь[править]

  • Максимильяна (Бетти) и Виктория (Вероника) для Александра II.