Посткиберпанк
Посткиберпанк — поджанр киберпанка, появившийся в 90-е годы XX века. Основное отличие от киберпанка состоит в том, что главный герой не пытается ниспровергнуть устоявшийся общественный уклад, а старается улучшить его.
Киберпанк был антиутопичен: в 80-е многим казалось, что технологии вовсе не улучшат жизнь людей, а лишь помогут Большому Брату загнать всех в стойла, и жестокие корпорации возьмут всю власть в свои руки. Однако, в 90-е, после краха японской экономики и повсеместного распространения интернета и компьютеризации, внезапно оказалось, что информатизация общества привела к большей открытости правительств и корпораций и облегчила гражданский контроль. Кроме того, интернет привел к децентрализации общества и расширил экономические возможности малого бизнеса в противовес бюрократическим корпоративным монстрам. Будущее оказалось вовсе не таким мрачным и унылым, как его рисовали на заре информационной эры.
Известные примеры посткиберпанка — книга «Священный огонь» Брюса Стерлинга и аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки».
В пост-киберпанке условно можно выделить:
- Биопанк без запрета на ГМО и, как следствие, с широким распространением трансгенов.
- Нанопанк с действующим запретом на ГМО.
- Космопанк, действие которого происходит в космосе.
- Сюда же можно, в принципе, с некоторой натяжкой, отнести и жанр литературной ЛитРПГ, герои которой большую часть времени проводят в продвинутой виртуальной реальности играя в MMORPG, а вот реальный мир в этом жанре на киберпанк даже отдалённо не похож, а представляет собой обычную повседневность.
- Реал Net — про киберпанк, который умер, потому что стал из фантастики обыденностью.
Примеры[править]
На самом деле большая часть из того, что обычно называют «киберпанком», на самом деле уже посткиберпанк
Фильмы[править]
- Авалон
- Матрица
- Облачный атлас
- Особое мнение - примечателен даже не основной концепцией ясновидцев, и даже не вопросом о том этично ли держать несчастных детей в аквариуме и заставлять их смотреть на убийства которые не случились, а потом держать людей в кибернации за то чего они не делали. А тем с какой лёгкостью государство снимает с себя любые обязательства, как только закрывает для себя самую главную проблему. Убийств нет и они невозможны? Значит полиция больше тоже не нужна! В результате половина Вашингтона будущего, это никак не приглаженная помойка, на которую власти забили стасорокасантиметровый стальной болт, населённая наркоманами, безработными, психами рядом с нормальными людьми. Убить тебя могут? Нет? Ну вот и не жалуйся. Бонусом идёт тотальная слежка через сетчатку глаза и оплата ей же всех услуг, начиная с проезда на метро - и заканчивая рекламой которая долбит мозги конкретно тебе, мой дорогой гражданин. Кретины-дуболомы из группы захвата Профилактория, не имеющие никакого опыта в оперативно-розыскной работе от слова совсем, и шлющие в пень любые конституционные права граждан - как вишенка на этом торте. Спасибо хоть автоматы им не выдали...
Сериалы[править]
- Видоизменённый углерод - ярчайшая демонстрация что будет с обществом где существует биологическое, почти что бессмертие и свобода человека от привязки к собственным телам. Ответ - полнейшая инфляция ценности человеческой жизни как таковой вообще, и и без того скудных оставшихся норм общественной морали. Ибо тело это товар, души как известно каждому корпорократу не существует, и вообще если у тебя нет миллиарда на собственный биологически усовершенствованный клон, то можешь идти в... биореактор.
- Любовь, смерть и роботы — отдельные серии.
- Мир Дикого Запада
- Чёрное зеркало
- "Вспомнить Всё 2070" - чистый пример тропа именно что пост-киберпанка по отношение к классическим представлениям о нём же. Будущее здесь противоречиво, за пределами гигаполисов дикие земли где чёрт знает что происходит, в самих городах тотальный контроль за рождаемостью, корпораты уже давно контролируют все аспекты человеческой жизни загнанного в двухсотэтажные города и уже начинают залезать людям в голову и сновидения. А с другой стороны, в городах минимальный уровень преступности, человечество уже готово успешно шагать к звёздам. Ну и в конце то концов, где это видано в рамках жанра, что бы обычные копы из райотдела (правда это не полиция а Бюро Защиты Граждан) щемили сильнейших мира сего как самое обыкновенное жульё, и честно без всякого давления защищали демократию и общество. К чему всё это привело, к сожалению мы уже не узнаем, но в целом картина куда как более позитивная чем у многих товарок по жанру.
Комиксы[править]
- Transmetropolitan - эталон из палаты мер и весов. Технологическая сингулярность, почти что полное биологическое бессмертие, судя по всему шаг человечества уже куда то далеко к звёздам... и опять же, полнейшая инфляция моральных устоев, гуманизма и ценности человеческой жизни вообще, с поеданием человечины (клонированной же, они не разумны!), собачятины, моржатины и всего чего угодно. Детские шоу с половыми актами в три-дэ для детишек, по двести религиозных сект каждый месяц, и бедняки живущие в панельных домах из ядовитых материалов. Про то что там творнится в мире больших денег и большой политики... в комиксе передано прям с огрооооомной дулей ко всему жанру, и нынешней американской (и не только американской) действительности.