Будущее не оправдало ожиданий
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья I Want My Jet Pack. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Прости, Марти, мы всё просрали. | » |
— Фраза, ставшая мемом. Отражает суть статьи |
« | «Придут времена, — предвидел Даниил Андреев, — когда каждый школьник старшего возраста будет знать эти имена[1] столь же твёрдо, как теперь знает он названия латиноамериканских республик или провинций Китая». Пророчество сбылось: и с тем, и с другим, и с третьим нынешние учащиеся знакомы примерно одинаково. | » |
— Евгений Лукин |
Во многих произведениях, описывающих будущее, авторы пытаются предсказать новые технологии, которые в этом будущем будут использоваться. Но поскольку авторы не провидцы, часто оказывается, что предсказания расходятся с реальностью при наступлении этого самого предсказываемого времени в реальности.
Данный троп описывает тот вариант, когда автор сделал чересчур оптимистичный прогноз и предсказал появление таких технологий, которые в реальности в это время не появились и близко. На изображении справа, например, можно увидеть неудачное предсказание появления летающих автомобилей в 2015 году в фильме «Назад в будущее 2», который вышел в 1989 году. Вывод — дату для своего произведения надо выбирать с запасом на несколько столетий.
(link)
И ещё на ту же темуПротивоположный вариант, где предсказываемые автором технологии будущего оказались слишком «старыми» для настоящего будущего — Датировка по электронике.
(link)
Аналогично, применительно к отечественному произведениюЕсли что-то предсказывают на будущее, а потом с приходом этого самого будущего переносят несбывшийся прогноз еще дальше в будущее, и так потенциально до бесконечности — это Варенье на завтра.
Почему это происходит[править]
Данное явление происходит потому, что люди, которые пишут или снимают фантастику, слишком стараются, забывая ответить на вопросы «как» и «зачем».
- Летающий автомобиль? Мы опустим вопрос «как эта фигня будет летать», это инженерная задача, и не особо сложная. Нам следует задаться более важными вопросами: «как обеспечивать безопасность движения летающего транспорта?» (так же, как и самолетов, которых намного меньше, чем наземного транспорта), «как эксплуатировать летающую машину в условиях жары/холода/снежных/песчаных бурь/дождей/штормов?» и много других «как». Вопросы, кстати говоря, резонны — учитывая аварийность наземного транспорта и тот факт, что подъёмная сила любого движка очень сильно зависит от окружающей среды. Допустим, на вопрос «зачем» можно ответить: «Потому что это круто». Оно-то, конечно, реально круто, и такие штуки, возможно, всё-таки появятся в единственном экземпляре, как та летающая доска[2].
- И таки даже существуют не совсем в единственном экземпляре
- Поставить винт, как у вертолёта, который обеспечит плавное снижение?
- Можно, но тогда это будет именно что вертолёт, а не летающая машина в том виде, в котором она рисовалась в каждом втором киберпанке[3].
- Летающее такси Ehang из Китая (беспилотный квадрокоптер) постепенно набирает популярность. Пока нет технологий антигравитации, это единственный реалистичный вариант.
- Не единственный. Moller Skycar появились задолго до, но так и остались на стадии псевдоэлитарного, дико неэффективного и дорогущего прототипа. Но для других участников дорожного движения и пешеходов Моллер со своими импеллерами безопасней.
- Лазерное противопехотное оружие? Можно, но чудовищно неэффективно.
- Из лазерного оружия сравнительно легко поражать летающие цели и системы наведения, да и вполне себе рабочие образцы есть у армий многих стран. Хоть ZM-87 — как самый нашумевший.
- Ручные лазеры слепят, причём навсегда. Правда контрится это специальными очками. Очки кстати, стоят копейки. В результате имеем прецизионное устройство, с ценой как крыло от Боинга, и средством защиты, дешевле доллара. Очень эффективно, да. ZM-87, кстати, вовсе не винтовка, а скорее станковый пулемёт. Ну а целенаправленно слепить солдат лазером прямо запрещено специальной конвенцией. Вот приборы наблюдения сжигать — совсем другое дело, даже если в процессе «случайно» сожгутся и глаза солдат, попавших под луч.
- На танках поновее наводчик пользуется уже не окуляром, в который может попасть луч, а экраном, который выводит картинку с прибора наблюдения.
- Основная проблема в том, что «классическое» пороховое кинетическое оружие олицетворяет собой унылую практичность в режиме «педаль в пол». Средство донесения энергии до цели (боеприпас) менее подвержен влиянию факторов окружающей среды (энергия лазерного луча очень сильно зависит от состояния атмосферы вплоть до невозможности применять оружие) и гораздо более универсален (в равной мере способен нанести урон как живой силе, так и технике или иным объектам), не считая возможности применять разные специализированные боеприпасы под конкретные задачи (зажигательные, разрывные, бесшумные, и.т.д.) чем большинство предлагаемых вариантов энергетического оружия. Ну а для хранения энергии боеприпаса ничего практичнее нитропорохов и им подобных метательных ВВ попросту и не придумали — хранятся долго, устойчивы к внешним воздействиям, относительно дешевы, с хорошим соотношением «запасенная энергия/вес». Заменить пороха на то же электричество вполне реально, вот только потребные мощности электроэнергии в магазины не снарядишь и по подсумкам не распихаешь, как минимум придется задуматься о переносном мини-реакторе в заплечном ранце. Лазерное оружие эта проблема тоже касается. Или подключаем к АЭС, или получаем очень мощную лазерную указку. Именно поэтому проекты рельсотронов в реальности застряли в форм-факторе корабельной орудийной турели, а лазерное оружие из последних сил пытается занять нишу противоракетных комплексов активной защиты (сжечь ГСН ракеты воздух-воздух особых мощностей не нужно), даже не претендуя на нишу основного оружия. На самом деле, история и перспективы лазерного оружия до боли схожи с боевыми отравляющими веществами времен Интербеллума — в свое время считались таким же «оружием будущего» в фантастике, как лазеры — сейчас, армии всех стран выделяли миллионы на исследования в этом направлении — а в итоге споткнулись о перечисленные выше недостатки (отравляющий газ хорошо работает по живой силе и совсем никак — по технике и укреплениям, слишком сильно зависим от погоды, слишком легко защититься при нужной несложной тренировке и экипировке), после чего он нашел свою нишу в ослабленном варианте (аэрозольные баллончики, слезоточивый газ у полиции) для решения вспомогательных задач. Думается, подобная судьба ждет и лазерное оружие.
- Подсвечено у Макса Брукса в «Мировой войне Z»: лазерная пушка чудовищно неэффективна, но и столь же чудовищно зрелищна. Документальные кадры сжигания зомби лазерами служат отличным мотиватором для бойцов.
- Не спрашивайте только, как лазер ЖЖЕТ зомби.
- Из лазерного оружия сравнительно легко поражать летающие цели и системы наведения, да и вполне себе рабочие образцы есть у армий многих стран. Хоть ZM-87 — как самый нашумевший.
- Монорельсовый транспорт? Прототип монорельса XIX века достоин войти в анналы стимпанка по визуальной крутизне и полнейшей бесполезности. Дальше легче не стало: единственная сфера применения монорельса — это устанавливать его очень-очень высоко, над верхушками деревьев, над домами и горами. Вот только по сути дела монорельс является одновременно несущей конструкцией, склонной к деформации, и если у мостов прогиб ещё как-то можно компенсировать, то у монорельса — нет. Соответственно, во-первых, получаются ограничения на грузоподъёмность и скорость (сверхзвуковой монорельс разнесёт всю конструкцию), а во-вторых, возведение становится весьма непростой инженерной задачей. В итоге на это плюнули, сохранив монорельс как аттракцион в некоторых городах, а в промышленных масштабах продолжается использование железной дороги и самолётов.
- Чунцинский монорельс, длиной почти в 100км и с пассажиропотоком уровня самой загруженной линии метро Санкт-Петербурга не согласен со своим статусом «аттракциона для туристов». Другое дело, что лишь 15 монорельсовых систем мира достигли длины больше 10 км, и почти все из них — в азиатских странах. Основная проблема в том, что монорельс дороже и менее практичен, чем обычные рельсы, а его преимущества либо требуют крайне специфических условий (возможность работать на более крутых склонах и на более узких кривых чем обычная железная дорога весьма полезна, скажем, в горах — но не в равнинном мегаполисе), либо принципиально новых технических решений (более высокая максимальная скорость реализуема разве что в системах с магнитной подушкой — маглевах, и это скорее скоростной междугородный транспорт, а не внутригородская транспортная сесть с остановками каждые 3 минуты). Внутри города на тех же столбах дешевле и эффективнее пустить обычное метро. Интересное наблюдение в культуре — если монорельс ассоциируется с будущим и прогрессом, то обычный поезд метро на такой же эстакаде — с гетто и трущобами мегаполисов вроде Нью-Йорка, хоть нуарных, хоть киберпанковых.
- Есть проект — тоже, кстати, из XIX века родом — поезда в пневмотрубе: достоинства — офигенная скорость и малошумность (ибо в трубе, которая экранирует ударную волну), но это дорого и не факт, что безопасно. В общем, человечество так и не нашло замены старой доброй железной дороге.
- Самый быстрый поезд мира — немецкий Maglev — является именно монорельсовой системой. Опять же — полностью исключить систему «колесо-рельс» можно только в монорельсовых конструкциях, так как нужна хоть какая-то направляющая система, удерживающая поезд в колее. Заменой железной дороги могла бы стать система шинного транспорта с направляющим рельсом, которой можно оборудовать даже традиционную фуру. Для одиночного рельса резко упрощается конструкция стрелочных переводов (а можно обходиться и без них, в нужных для смены пути местах подруливая традиционным способом). Вот только железная дорога выгодна не в последнюю очередь тем, что стальные колеса изнашиваются куда медленнее резиновых покрышек. Физику тоже не обманешь — благодаря тому, что и рельсы, и колёса — твёрдые и гладкие, двигатель той же мощности может тащить по рельсам в четыре раза больший груз, чем на резине по асфальту.
- Компактный термоядерный двигатель? Нет, ни компактный, ни термоядерный.
- С другой стороны, многие действительно полезные для всего человечества технологии (экологически чистая энергетика, наномедицина, способная излечивать хронические болезни типа рака или диабета, решение продовольственной проблемы, полезные модификации человеческого тела и тд), которые фантасты прошлого полагали как само собой разумеющееся в наше время доводятся очень медленно и не в последнюю очередь из-за громоздкой системы научно-производственной бюрократии и вопросов краткосрочной выгоды. Что весьма печально.
- Не только, и не столько. Чистая энергетика например, работает только на плакатах «зелёных». Почему? Дилетанту объяснить это, в рамках пары предложений, просто невозможно. Энергетики этому учатся годами. Наномедицина? Удачи. Правда сначала надо всего-то придумать другую физику. Проблема продовольствия, так это вообще жупел ещё начала 20 века. Нет, детишки в Африке не аргумент. Там совсем другие причины, в основном кроющиеся в самом менталитете коренного населения. Модификации тела? Тоже существуют. Правда, воткнул флешку в голову, и стал мастером кунг фу, до такого мы действительно не доросли. Но! Экзоскелет, способный поднять полтонны, вполне себе имеется, и не как прототип, а как серийный образец. Правда старый добрый вилочный погрузчик всё равно проще, дешевле и долговечнее. Бионический глаз? Тоже имеется. Бионический же протез конечности? В наличии. Правда, люди почему то ограничиваются рогами и силиконом.
- Ложечка мёда: если посмотреть в наш мир из XIX или начала ХХ века, ряд медицинских открытий вполне может казаться научно-фантастической суперсилой, типа антибиотиков или того же инсулина. Десятки миллионов спасённых жизней и тривиальность в повседневной жизни. Или, если брать более современные открытия — дорогие и не очень распространённые пока, но всё же рабочие протезы с интеграцией в нервы!
- Человекоподобные роботы в каждый дом, делающие всю работу за людей. В фантастике — повсюду. В реальности — а зачем? Там, где роботы выгодны, например на производстве, они действительно вытесняют людей — но они и выглядят не как люди, а как станки с программным управлением (или даже просто как программы). А там, где нужен именно человек, проще и дешевле нанять человека — их и так почти восемь миллиардов, и стоят услуги какого-нибудь иммигранта на порядки дешевле, чем точная имитация человека из полимеров и сложного ИИ, требующая техобслуживания. И уж тем более не нужен эмоциональный робот, который будет осознавать, что его поработили, и пытаться восстать — трудно представить, кому придёт в голову создавать такое.
- Современные андроиды медленно и печально заменяют не гастарбайтеров на чёрной работе, а «торговцев лицом» — промоутеров, секретарей, хостесс и иже с ними. Потому что доярок из Хацапетовки со сколь угодно выдающимися личными качествами клиент, особенно богатый, навидался и нащупался уже до тошноты, а робот — пока ещё экзотика, и за неё психологически проще переплатить.
- Что же касается в принципе темы «вкалывают роботы, счастлив человек», то мэйнстримом в НФ считалось, что автоматика возьмёт на себя именно монотонную механическую работу, оставив человекам свободу творчества. На практике же мелкую моторику человеческой руки за те же деньги ни один манипулятор и близко не способен повторить, зато вот свобода творчества у нейросети гораздо шире, отчего некоторые деляги-ремесленники уже взвыли.
- Космос: в фантастике — летаем чуть ли не в соседнюю галактику и дерёмся с инопланетянами, в реальности — с трудом выпнули автоматический спутник из Солнечной системы и не высадились даже на Марс. Даже если не вспоминать про ограничение в скорости, в фантастике космос сплошь состоит из землеподобных планет, а в реальности — из мёртвых глыб, на которые и смотреть-то не всегда интересно. Тратить годы жизни, а возможно и умереть, чтобы посмотреть на них через стекло, а не с монитора? Дураков нет, и нет дураков это финансировать — хватит пока и автоматических зондов. Да и перспективы хозяйственного освоения, хоть бы и автоматами, очень скромные: всё, что можно завезти из космоса, пока что дешевле и быстрее добыть или синтезировать на Земле.
Мы, конечно, очень хотим, чтобы будущее как-то отличалось от настоящего, но… нужно больше смотреть вокруг. За последние двадцать лет мир изменился до неузнаваемости — но мало кто на это обращает внимание, мечтая о летающих машинах и дегидрированной пицце (которая, кстати, в реальности есть, но оставляет желать лучшего)[4]. Что будет через ещё двадцать лет?
Примеры[править]
Для пущей ясности просьба для каждого произведения указывать в скобках год создания.
Литература и театр[править]
- В декабрьском номере журнала «Уральский следопыт» публиковалась краткая хроника «запланированных» фантастами событий. Из которой читатель мог узнать, что, например, в 1987 году были первые роды на Луне (А. Кларк, «Колыбель на орбите» — 1959), в то время как по Земле начало свой разбег Колесо — почти вечный разрушительный механизм, остановленный лишь колоссальными усилиями мириад людей и машин (А. Ульянский, «Колесо» — 1925).
- В 80-х в США вообще был крайне популярен троп Япония захватит мир, поскольку в американской экономике тогда был унылый застой, а японцы наоборот испытывали экономический бум, и в Штатах царили упаднические настроения — типа, японцы нам отомстят за Хиросиму с Нагасаки чисто экономически. Мало кто из американцев понимал, как устроена японская «экономика велосипеда», и что уронить её легче лёгкого — в итоге она рухнула сама собой, когда экономическая пирамида растущих активов рухнула под собственной тяжестью.
- Роберт Хайнлайн:
- «Кукловоды» (1951) — 2007 прошел, но никто не колонизировал Луну и Венеру, бластеры в качестве оружия не используем,
а были только эмо, каналы 2*2 и Jetix и отсутствовала цензура в интернете. Но хоть не было ядерной войны между США и СССР. - «Дверь в лето» (1956) — к 2000 году золото не обесценилось, во Франции не произошло реставрации монархии, ну и конечно никаких роботов-слуг с искусственным интеллектом.
- Впрочем, роботы «были» изобретены ещё в 1970, а единственное, чем в 2000 их можно было улучшить — поставить побольше памяти. И гибернации в 1970 не случилось (как, впрочем, и атомной войны). И антигравитации в 2000 нету.
- «Уплыть за закат» (1987) — а тут уже субверсия/самоирония. В альтернативных 1950-х вовсю используются автоматические дороги и видеотелефоны.
- «Достаточно времени для любви» (+ «Логика империи», «Ковентри», «Если это будет продолжаться…» и другие) — в 2008 году президентом выбрали всего лишь Обаму, а не религиозного фанатика. Так что США всё ещё не за железным занавесом, выборы в 2012 состоялись, а Западная Европа всё ещё не разбомблена Китаем. Хотя чуть позже кой-кто таки постарался окуклить Штаты — и не факт, что эта тема сдана в архив.
- «Кукловоды» (1951) — 2007 прошел, но никто не колонизировал Луну и Венеру, бластеры в качестве оружия не используем,
- Дж. Оруэлл, «1984» (1948) — в некотором роде инверсия: при наступлении 1984 г. в реальности британцы были очень рады, что все предсказываемые изменения в геополитике и технологии контроля над людьми так и не стали реальностью. Ну, как не стали? Отчасти описанная система применяется в полной мере в закрытых стационарах и реализуется вне их отчасти.
- Где в современном мире больше всего видеокамер? В Лондоне! Но антиутопии «по Оруэллу», к счастью, нет… зато процветает продвижение к антиутопии «по Хаксли».
- Артур Кларк, «2001: Космическая одиссея» (1968) и «2010: Одиссея Два» (1982) — Луна так и не была колонизирована, и ни одной человеческой экспедиции к Юпитеру не снарядили. Ждём 3001 год, когда научатся оживлять замороженных людей и протянут космические лифты между Землей и Луной.
- Конец Холодной Войны резко сбавил темп космической гонки: всё-таки деньги на нё уходили астрономические, а выхлоп получался непрямой и не всем заметный. В начале XXI века выход «новых наций» на уровень космических технологий США и СССР 70-80х всё же космическую отрасль слегка оживил, после болота 90-х, кое-как разбавленного успешными полётами американских АМС, в отрасли замечено какое-то шевеление.
- Самуил Маршак, мини-поэма «Быль-небылица» (Разговор в парадном подъезде, 1947). Троп отыгран необычно — старик рассказывал детям о дореволюционной жизни и в конце убеждённо заявил: «Идем мы к новым временам / И не вернемся к старым!» Однако вернулись, пусть и не в абсолютно том же виде, что был тогда. Капитализм в полный рост.
- «Война 2020-го года» Ральфа Питерса (1991). Япония отнюдь не сверхдержава, нагнувшая мир дешевыми видеомагнитофонами и машинами, с автоматизированной и совершенно непреодолимой космической системой ПРО, которую кое-как сдерживают США. «Оспри» все еще унылый гибрид самолета и вертолета, а не ужас на крыльях ночи с бьющим за сто километров белке в глаз рельсотроном. Один американский вертолетный полк не в состоянии нагнуть японскую армию, массового лазерного оружия нет, а реактивные самолеты не смешной раритет, который можно встретить только у диких русских. Советские танки лафетной компоновки не 30-летнее старье, а один самолет РЭБ не в состоянии вывести из строя всю электронику на всем ближнем востоке. Впрочем, хорошего в этом тоже много: нет ни радиоволновых лучше бы атомных бомб, нет СССР, на 30 лет замершего в 1991 году, полмира не вымерло от эпидемии, да и Израиль не закидали ядерными бомбами…
- Таки почти то же самое — Майкл Крайтон, «Восходящее солнце» (1992) — тот случай, когда автор запоздал УЖЕ на момент выхода в печать. В романе описывается зловещий план японских корпораций по подчинению всей Америки себе через подавляющее преимущество в экономике и капитале (автор судил по концу 1980-ых, когда лавина японских товаров повлекла за собой лавину инвестиций японцев в американские предприятия и недвижимость) — но как раз в 1991 г. разразился кризис и Япония (навсегда?) утратила преимущество перед Штатами.
- Кир Булычёв, «Гай-до» (1986) — «в начале XXI века» были открыты гравитоны, что позволило создать гравитационные двигатели. Прошло уже без малого 20 лет, а речь об открытии гравитонов пока что даже близко не идёт (не говоря уже о двигателях). Все успехи на этом поприще — регистрация в 2015 году гравитационных волн. Которые, как и говорили зануды-физики, распространяются вполне себе со скоростью света.
- 17 ноября 2065 года родится Алиса Игоревна Селезнёва. У нас осталось 40 лет, чтобы построить будущее, о котором она мечтала.
- Морис Дантек, «Дети Вавилона» (1999) — с прикрученным фитильком: в 2013—2014 году Сибирь получит суверенитет и образует Сибирские Штаты. Фитилёк потому, что примерно в это время волнения вокруг федерализации Сибири имели место. При этом протезирование в нашем мире есть.
- Вы говорите о сугубом троллинге на тему «Федерализации» Российской Федерации в пику призывов к федерализации Украины? Ну-ну.
- Эдуард Тополь, «Завтра в России» (первая публикация в 1992 г.) — никакого реванша молодой партноменклатуры, свержения Горбачёва, попытки реставрации сталинизма и ядерной войны в 1990-х на территории бывшего СССР.
- Если не считать того, что бессменным лидером РФ с 2000 г. остаётся бывший офицер советской спецслужбы.
- А Германии с 2005 г. — бывшая глава молодёжного крыла СЕПГ.
- С конца 2021 г. уже нет, пришлось-таки уйти.
- А Германии с 2005 г. — бывшая глава молодёжного крыла СЕПГ.
- Если не считать того, что бессменным лидером РФ с 2000 г. остаётся бывший офицер советской спецслужбы.
- Владимир Маяковский, «Клоп» (1928) — в 1979 году никакого всемирного торжества коммунизма так и не наступило, как и позже.
- Всемирного — нет. Однако если во время действия первой части «Клопа» социалистических государств было максимум три (собственно СССР, марионеточная Тувинская народная республика и чуть более самостоятельная Монгольская Н. Р.), то к 1979 г. уже десятки стран «строили социализм». Советский Союз, который в первые годы существования многие воспринимали как политический курьёз, получил международное признание и стал вторым центром силы в мире, наравне с США. Возникли независимые от Москвы коммунистические режимы (СФРЮ и Албания, КНР и условно — полпотовская Кампучия). Красная «пятая колонна» успешно действовала в странах «первого мира»: социалистические и коммунистические партии, левые профсоюзы.
- Рэй Брэдбери, «Марсианские хроники» (1950) — в первые же годы XXI века были осуществлены экспедиции на Марс и его последующая колонизация. А дальше и вовсе американские негры (которые, по мнению автора, к тому времени так и не получили нормальных прав) стали туда массово мигрировать. См. эпиграф.
- В недавних переизданиях книги (когда стало очевидно, что в ближайшие годы на Марс никто пока не полетит) время действия было сдвинуто на 31 год вперед — таким образом, «Хроники» теперь начинаются с 2030 года.
- Филип Дик, «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968). Действие романа происходит в 1992 году, в более поздних редакциях — перенесено в 2021. Который давно закончился, но колоний на других планетах и разумных андроидов так и не появилось. Да и вымирание животных, слава всем богам и богиням, такого размаха не приняло.
- Большая часть рассказов Дика тоже подходит под троп. Впрочем, конкретно в случае с романом «Убик» (тоже вымышленный 1992), как и с «1984», хочется лишь радоваться, что описываемые там реалии не воплотились в жизни.
- Братья Стругацкие написали свои первые, оптимистичные, книги о Мире Полудня в 1959-62 гг. А Вячеслав Рыбаков в «официальном» фанфике «Возвращения» рассказал, как герои АБС Алексей Быков и Григорий Дауге на необычном обычном автобусе, который вёл некто Тойво (Глумов?), приехали в современный Питер. Город, где мальчишка в фирменном прикиде «со знанием дела и не без удовольствия констатировал „все русское — говно“». Что касается родины Дауге, то «не много у тебя найдется в здешней Латвии единочаятелей». Он «не хочет жить в выдуманном мире», а Быков возразил, называя нашу реальность «мороком».
- У Рыбакова есть ещё и «Трудно стать богом» — постперестроечный фанфик на «За миллиард лет до конца света». Вечеровский стал бомжом, Малянов подрабатывает в третьесортном издательстве, Вайнгартен свалил в Юннатские Штаты и т. п.
- «Отягощённые злом» — описан не распавшийся СССР 2030-х гг, с кооператорами и горкомом партии, как в Перестройку. Подробнее в основной статье.
- Зато открытие первых планет ЗА пределами Солнечной системы (!) с помощью ЗЕМНЫХ инструментов (!!!) состоялось еще в пределах ХХ века. А в 2011, еще при жизни Брэдбери, стало возможным определить у одной такой открытой вполне земные размеры. Да-с, информатика позволяет далеко не только ловить покемонов на айфонах, заглядывать вглубь Вселенной с ней тоже получается.
- Александр Беляев, «Ни жизнь, ни смерть» (1926) — к августу 1998 года не произошла мировая революция и не появилось общественного городского воздушного транспорта. В других произведениях Беляева столь точной датировки не замечено. Зато именно в августе 1998-го произошло нечто менее приятное.
- Стоматология развилась настолько, что старики в семьдесят три года обычно прекрасно обладают всеми зубами и вовсе не шамкают. По крайней мере, в Англии.
- Герберт Уэллс, «Облик грядущего» (1933) — зигзаг. Дата Второй мировой предсказана почти точно, как и то, что конфликт начнется из-за Данцига, вторжение японцев в Китай тоже описано достаточно близко к реальности, да и странная война имела место быть (вот только в реальности Британия не осталась в нейтралах), но вот всё остальное… Поляки в 1940 не успели напасть на немцев, блицкриг (причем не польский, а немецкий) оказался очень эффективной практикой, США не рухнули в анархию из-за Великой депрессии, СССР в войне участвовал (а не просто отобрал территории у Польши и Румынии), коммунистических революций в Японии и Франции не случилось, равно как и коммунистической утопии в конце. Зато без массированных газовых бомбардировок всех и вся. Ну и война закончилась в 1945, а не 1949.
- Вообще, тема использования газов в предстоящей войне было очень популярна в фантастика 1920-30-х.
- В реальности все вспомнили, сколько радости они поимели от этого в прошлую войну и решили, что ну его нафиг — мы начнём, начнут другие, а оно нам такое надо.[5] А вот гражданских з/к и военнопленных газами вполне себе травили, хотя и только немцы. Широко применяли химию японцы в Китае (каждый пятый снаряд японской армии был с химической начинкой), но, с одной стороны, все те же проблемы с эффективностью, а с другой - кто тех китайцев считал?
- Не только это. По большому счету, Первая Мировая продемонстрировала удивительную неэффективность химического оружия (включая его главный парадокс — все эти смертельные дозы в микрограммы, но при этом как сделать так, чтобы все, кто надо, эти микрограммы приняли в себя) — воспринимается всеми как варварство, а в реальности от обстрела химическими снарядами жертв меньше, чем от обычного артобстрела (и то если свои не пострадают из-за случайно изменившегося ветра). В итоге практически все решили, что дешевле будет не связываться.
- В 1933 г. Япония как раз и вторглась в Китай, а Гитлер пришёл к власти в Германии, так что события уже начались, и предсказать их развитие было проще, чем то, что ещё неизвестно.
- Вообще, тема использования газов в предстоящей войне было очень популярна в фантастика 1920-30-х.
- Дмитрий Биленкин, «Последний экзамен» (1969) — 2013 год давно наступил, но сдавать экзамен на право стать родителями так и не введено.
- Илья Эренбург, «Трест Д. Е.» (1923) — будущая война в Европе: танковые клинья французских фашистов вторгаются в мирную бюргерскую Германию… В реальности было как-то не так.
- При этом более ранний роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922) напротив, достаточно точно предсказал некоторые события будущей Второй Мировой — от Холокоста до Хиросимы!
Кино[править]
- «Бегущий по лезвию» (1982) по мотивам вышеупомянутой книги Дика. 2019 год наступил, инопланетных колоний мы не построили и клонирования человека не постигли. Си-лучи, что мерцают во тьме близ врат Тангейзера, мы, по всей видимости, тоже увидим очень не скоро.
- И как именно связаны лучи и клонирование? Клонирование, чисто технически, это всего лишь метод зачатия. Один из.
- Клонирования человека мы не постигли только потому, что некоторые страны на законодательном уровне запретили вести исследования в этой области. Соответственно, и клонировать нельзя.
- Клонировать нельзя, это да. Но не во всех же странах. И если ограничитель - биоэтика, то не все ученые ею руководствуются. Если бы технически было бы реализуемо на нашем уровне, сделали бы.
- «Горизонт событий» (1997) — во вступлении фильма предсказывались будущие достижения человечества в освоении космоса, а 2015 описан как год основания первой колонии на Луне. Сейчас уже 2021 год, и даже туристические полёты на орбиту Земли доступны далеко не всем смертным.
- «Живая сталь» — вот и наступил 2020-й год, а на ринге как колошматили друг дружку презренные мешки с мясом — так и продолжают колошматить. Омниссия вас прокляни, где мои робобоксёры?!
- Появятся на пару с терминаторами.
- «Назад в будущее 2» (1989) — помимо упомянутого выше примера с летающими автомобилями, 2015 год в фильме также мог похвастать получением энергии из мусора в количествах порядка гигаватта, парящими скейтбордами, одеждой, подгоняющейся под размер человека, самозастёгивающимися кроссовками «Найк» и сверхреалистичными голограммами. Кое-где с прикрученным фитильком, так как некоторые вещи всё таки были созданы в единичных экземплярах специально как оммаж фильму — например, кроссовки действительно сделали в 2015 г., но оказалось, что они
боятся пыли и сырости и стоят дороже мотоциклаэто не массовое производство. И ещё их процессор зависает.- А ещё в реальном 2015 году королевой Британии была отнюдь не Диана.
- Кстати, неблагодарное человечество не устаёт ныть по поводу отсутствия летающих досок (хотя они уже есть) и прочей ерунды, но при этом нагло игнорирует действительно полезные вещи, которые появились в реальности, но до которых не додумались в кино-будущем, например сотовые телефоны. А еще интернет, который намноого круче и быстрее тамошнего факсонета.
- По словам режиссёра, у него и в мыслях не было пытаться предсказать будущее. Он понимал, что всё равно не угадает, и просто веселился.
- «Сверхреалистичные голограммы»? Просто пересмотрите фильм… Для нашего времени эта фигня из квадратиков даже до DVD-качества не дотягивает.
- Экранизации «Космических одиссей» (1968 и 1984). Увы, нам далеко до тех космических технологий.
- «Разрушитель». 2032 год ещё не наступил, но человечество явно не собирается превращаться в сборище наивных пацифистов и запрещать сигареты, соль или секс. А предсказание того, что последнее убийство в мире произойдёт/произошло в 2012 г., и вовсе выглядит крайней наивностью. Замораживать людей так, чтобы можно было после этого оживить, пока что тоже не научились. Хорошо хоть, что Лос-Анджелес не был разрушен землетрясением в 2010. А вот со Шварценеггером почти угадали: стал хоть и не президентом, но губернатором Калифорнии.
- А вот ситуация, когда варвар из прошлого, попав в цивилизованное толерантное общество, не способное противостоять насилию, начинает утверждать криминальные порядки — увы, стала реальностью даже до 2032.
- В действительности признаки приближения к описанному в фильме сценарию всё же наблюдаются. Человечество не стало сборищем пацифистов, но уже обсуждается запрет «ущемляющих определённые группы людей» анекдотов, если не чёрного юмора в целом. Сигареты не запрещены, но абсолютно искусственным внеэкономическим образом цены на табак подняты до диких высот. То же в Евросоюзе коснулось и кофе. Секс пока не запрещён, но «прогрессивная общественность» люто сражается против «сексизма и объективизации» (читай — любого проявления красивого эротизма в культуре).
- А как вам запреты едва не всего под предлогом заботы о здоровье, параноидальная боязнь заразиться, из-за чего дотронуться до другого человека является табу, и поголовное кодирование, без которого нельзя ни устроиться не работу, ни купить еды в магазине? Ничего не напоминает?
- В 90-х описанное в фильме общество казалось абсолютной фантастикой, в 2000-х толерантность ограничивалась выступлениями отдельных активистов, в 2010-х стали появляться первые запреты (пока лишь в области видеоигр, фильмов и наименования компьютерных терминов). Какой размах это примет в 2030-х, можно только гадать…
- Учитывая то, что уже сейчас набирает популярность движение всяких «борцунов с толерастией», в которое, бывает, входят и отморозки, вряд ли собирающиеся ограничиваться постами в твиттере, да и недовольство части общества ещё необязательно повлечёт за собой запрет на секс. И да, пацифизм ни одна из сторон не предусматривает. А цены на сигареты завысили вполне за дело-с.
- «Робокоп» (1987). Показанные в серии роботехнологии 2015 года в нашем мире так и остаются фантастикой.
- «Терминатор» же! Человечество не сумело создать такую технику, и слава Богу.
- Таки сумело. Boston Dynamic например. Стреляющего робота создать несложно. Натянуть на него силиконовую шкуру ещё проще. Просто это никому не нужно. Для инфильтрации человек всё равно подходит лучше, а для убийства и так хватает чрезвычайно эффективных мер и способов.
- Должен быть хорошо стреляющий и обладающий значительным искусственным интеллектом. Так что нет, не сумело.
- Таки сумело. Boston Dynamic например. Стреляющего робота создать несложно. Натянуть на него силиконовую шкуру ещё проще. Просто это никому не нужно. Для инфильтрации человек всё равно подходит лучше, а для убийства и так хватает чрезвычайно эффективных мер и способов.
- Тихоокеаский рубеж — в 2013 году (когда и вышел фильм) никакие кайдзю нас не беспокоили. И Черно Альфу, соответственно, в 2015 году никто не строил.
- Потому что не напали, потому и не строили. Здесь речь вообще не шла о предсказании будущего, кроме Егерей в фильме ничего футуристичного нет.
Телесериалы[править]
- «Звёздный путь: Оригинальный сериал» (1966—69) — прошли девяностые, а никаких генетически спроектированных суперменов, которые должны захватить мир, что-то не видно. Впрочем, уже сериал «Вояджер» (1995—2001) показывал вполне нормальные девяностые без никаких суперменов и войн.
- Всё куда кошмарнее. До пятого апреля 2065 осталось всего 45 лет, а варп-двигатель даже не в разработке.
- Всё, возможно, куда проще. В ХХХ веке Федерация, как выясняется в третьем сезоне «Дискавери» (2020), вела активную темпоральную войну…
- Варп-двигатель в разработке есть, двигатель Алькуберре же. Правда, на ооочень ранних этапах, пока только насчитали ему возможность нормальных массо-габаритных характеристик, осталось для него найти что-нибудь на роль экзотической материи с отрицательной массой. Причём именно Стар Треком проект этого двигателя и вдохновлён, и сперва был шуточным.
- Всё куда кошмарнее. До пятого апреля 2065 осталось всего 45 лет, а варп-двигатель даже не в разработке.
- «Подводная одиссея» (1993—96) — вот он и наступил, 2018-й год, а у нас ни грандиозных подводных кораблей, ни городов на дне океана, ни пилотируемого полёта на Марс, ни искусственного интеллекта. С другой стороны, хорошо, что не было ни войн с использованием генетически спроектированных солдат-«дагеров», ни кислородных станций в дельте Амазонки, компенсирующих вырубку лесов, ни безудержной балканизации привычных нам государств…
Мультсериалы[править]
- «Гриффины» — пополам с тропом «получилась реальность». В мультфильме «Stewie Griffin: The Untold Story», Стьюи встречает себя из будущего, который проводит отпуск в прошлом, после чего попадает в будущее и ужасно разочарован тем, что там нет никаких летающих автомобилей и реактивных ранцев. Стьюи из будущего резонно объясняет, что прошло всего 30 лет. За это время мало что может измениться. Однако Стьюи-младенец ожидал, что к тому времени уже будет править миром и устроит новую промышленную революцию. Стьюи-взрослый объясняет, что расхотел захватывать мир, теперь работает на какую-то мелкую контору и мечтает о свидании с сослуживицей.
- Скорее всего, это лишь один из возможных вариантов будущего.
- «Губка Боб Квадратные Штаны». Серия «СБ-129» — пополам с тропом «получилась реальность». Сквидвард из-за заморозки попал в будущее в 4017 год. Но даже там он не смог избавиться от присутствия Губки Боба, поскольку в будущем есть его двойник с кучей клонов.
- «Симпсоны» — в одной серии действие происходят в 2010 году, и мир успел пережить Третью мировую. А вы говорили, «Симпсоны предсказали победу Трампа!».
- Будущее в «Симпсонах» всегда было показано как альтернативное и не совпадающее с вариантом будущего в другой серии.
- «Чудовищная сила» (1994) — ну что ж. Две тысячи двадцатые, в которых происходит действие мультсериала, наступили и что мы имеем? Энергетического оружия нет. Чудо-брони, материализующеяся и исчезающей за секунды, как по волшебству, нет. Механических крыльев, позволяющих человеку летать не хуже птицы, нет. Правда, вампиров и оборотней тоже нет, но творится такая дичь, что уж лучше бы были они. Единственное, что сбылось, это летающие мопеды, но и те «немного» отличаются, от показанных в сериале.
Комиксы[править]
- V значит вендетта (1982—1989) — 1990-е прошли, ядерной войны не случилось, СССР до 1998 года не дотянул, фашизм в Англии не установился… но вот камеры видеонаблюдения по всему Лондону таки понаставили.
Аниме и манга[править]
- Akira (1988) — здесь тоже ядерной войны не случилось. Но зато в Токио провели Олимпиаду-2020!
- Случился коронавирус и Олимпиаду перенесли. Прости нас, Кацухиро Отомо, мы всё…
- Astro Boy — вновь 2007 прошёл, и мы до сих пор не живем вместе с андроидами бок о бок. Ждём тогда 2038, ага.
- Code Geass (2007) — ну вот и настал 2018. ГДЕ МОИ НАЙТМЕР-ФРЕЙМЫ, СВЕРХПРОВОДНИКОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ И АДРОННЫЕ ПУШКИ!? А их не будет, любезный друг, ибо сериал альтернативно-исторический, в которой римляне в Британии закрепиться не смогли, Наполеон победил в войне, а 13 колоний так штатами и не стали.
- Педаль в пол — 2018 год по местному календарю, а по нашему - 1963.
- Gunbuster (1988) — 2015 год давно прошёл, а человечество даже на Марс всё никак не полетит, а не то что в другие звёздные системы. Зато и с космическими монстрами не столкнулись.
- Hokuto no Ken (1983) — 1990-е обошлись без ядерной войны и отката цивилизации в Средневековье. Повезло…
- Neon Genesis Evangelion (1995) — ни Второго Удара в 2000, ни Ангелов и Евангелионов в 2015 году не наблюдалось. Оно и к лучшему. Да и на безгильзовые винтовки Heckler und Koch G11 ни одна армия мира так и не перешла.
- Sailor Moon — XXI век давно наступил, но, к счастью, пока ни всемирный ледяной анабиоз не случился (в аниме 1990-х), ни жуткий диктатор не превратил Хрустальный Токио в рассадник преступности и порока (в манге-оригинале, тоже 1990-х). Да и самого Хрустального Токио, столицы объединённой и утопичной Земли, пока что нет. Ждём, что ли, XXX век тогда…
- Sword Art Online(2009) — Половина 2021 года прошла, а компании Аргус, чтобы выпустить в следующем году нейрошлем не видно. Впрочем, сюжет оригинальной вею-новеллы(2002), вообще, начинался в 2012.
Видеоигры[править]
- Call of Duty. Трилогия Modern Warfare проходит по категории «хорошо, что не дождались». События первой части происходят летом 2011 года. Второй — ровно через пять лет, а третья начинается в середине 2016 года и заканчивается в январе 2017-го.
- Command & Conquer 1995 года. Масштабной мировой заварухи с примением шизотеха в 1999—2002 годах не произошло, да и Земля не загажена смертельно опасным для человека минералом-растением.
- А вот со спин-оффом Generals 2003 года (действие которого происходит в 2010-е) получился зигзаг. Лазерных пушек не завезли, зато в примерно тех же местах появился реальный аналог GLA в лице одной запрещённой в России организации (пусть и знамя не зелёное, а чёрное). По счастью (пока что), масштабных заварух вроде ядерного теракта в Пекине или оккупации Германии не произошло.
- Лазерные пушечки тоже появились, но с прикрученным фитильком, а вот ядерные пушки устарели ещё на момент создания игры (и производились в немного другой социалистической стране), а картинка вообще взята с испытаний американской пушки М65.
- Зато случился массовый приток мигрантов в Европу из-за которого в некоторых странах на улицах городов стоят армейские патрули и ездит военная техника (Ну, ладно последнее пожалуй чересчур громко, но автоматчики в Италии теперь действительно на каждом углу).
- А вот со спин-оффом Generals 2003 года (действие которого происходит в 2010-е) получился зигзаг. Лазерных пушек не завезли, зато в примерно тех же местах появился реальный аналог GLA в лице одной запрещённой в России организации (пусть и знамя не зелёное, а чёрное). По счастью (пока что), масштабных заварух вроде ядерного теракта в Пекине или оккупации Германии не произошло.
- Crysis — события игры относятся к августу 2020 года. Этот год хоть и не прославится благополучием, но нападения инопланетян, слава богу, не случалось.
- Классический Doom — по мануалам, UAC построила лаборатории на Фобосе и Деймосе в 2018 году. Тирьямпампация и чертовщина, конечно, из области чистой фантастики, а колонизировать объекты Солнечной системы человечество собирается. Но пока что не начали колонизировать даже Луну, NASA рассчитывает на 2028 год.
- Empire Earth (2001) — к 2018 году Россия выбралась из лихих 90-х и никакой гражданской войны не было. И судя по всему, в 2020-30е годы воевать меж собой будут не ОБЧР и не лазерные танки, да и авиация будет не столь футуристичной.
- В виде пародии — Far Cry Blood Dragon. Время действия — 2007. Дата выхода игры — 2013.
- Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001) — сюжет игры разворачивается в 2009 году, но в реальности, в отличие от игры, наномашин как не было, так и нет.
- Справедливости ради, тут явно альтернативная история, где в 1964 году по СССР летают Ми-24 (у нас эта машина впервые взлетела только в 1969-м) и
ходитездит гигантский Шагоход. Так что жаловаться на то, что у нас в 2014-м не уничтожили «Патриотов» (как показано в MGS IV 2008 года), а в 2018-м по всему миру набрали силу ЧВК (как Rising в Revengeance 2013 года) явно не стоит. Да, по риторике сенатор Армстронг сильно напоминает Дональда Трампа, но по факту это непреднамеренное совпадение — ибо Армстронг суть стереотипный (с точки зрения японцев) американский империалист.- Вдобавок серия грешит и альтернативной географией. Джунгли Сибири под Целиноярском. Ага-Угу.
- Информация с англоязычных ресурсов говорит о том что Целиноярск находился на юге СССР, сиречь где-то на территории современного Таджикистана
- Вдобавок серия грешит и альтернативной географией. Джунгли Сибири под Целиноярском. Ага-Угу.
- Справедливости ради, тут явно альтернативная история, где в 1964 году по СССР летают Ми-24 (у нас эта машина впервые взлетела только в 1969-м) и
- Resident Evil. С 1945 года ядерное оружие по прямому назначению не применялось (хотя слово Божие и гласит, что в 3 части был, оказывается, рельсотрон), да и массовых вспышек зомби-вирусов по миру не наблюдается.
- S.T.A.L.K.E.R. — с прикрученным фитильком. Время действия — 2011—2012-ый год, но Зоны не случилось (оно и к лучшему), ну а вот экзоскелеты к реальности сейчас куда ближе тех же летающих автомобилей, да и сделаны в игре достаточно похожими на имеющиеся по сравнению с таковыми в других произведениях.
- Даже зигзагом. В мире игры Зона образовалась даже раньше, чем игра вышла. В общем-то, там и география-то альтернативная.
- Street Fighter 2010: The Final Fight (1990) — как подсказывает название, действие игры разворачивается в 2010 году, где мы видим сверхфутуристичную Землю, активные космические станции на других ближайших планетах и в целом очень доступную технологию перелёта между ними.
- Transport Tycoon Deluxe — к 2020 году должны были появится монорельсы и маглевы, а также пассажирские самолёты весьма упоротого дизайна. Скоростных вертолётов тоже не завезли.
- Первый Х-COM, равно как и его перезапуск 2012 года. Вторжения пришельцев не случилось ни в 1999-м, ни в 2015-м.
- «Симбионт» — в 2008-м году никакой Рой Землю не посетил и человечество не оказалось на грани уничтожения. Оно и к лучшему.
Настольные игры[править]
- Cyberpunk 2020 — 2020 год подходит к концу, а баз на других планетах нет, Европа не настолько уж и едина, имплантов не завезли, как и ИИ с распадом США. С другой стороны СССР и правда сильно изменился, а Германия объединилась.
- GURPS Transhuman Space — сеттинг появился в 2002 году, так что на текущий (январь 2025 года) момент расхождений накопился вагон и маленькая тележка. Начиная с того, что в 2011 году нательные компьютеры не вытеснили десктопы и ноутбуки и заканчивая тем, что в 2024 году не стартовал русско-американский пилотируемый полёт на Марс, а Сергей Зарубаев не стал диктатором Казахстана.
Прочее[править]
« | на марсе жизни нет ребята |
» |
— Пирожок с тропом |
- Педаль в асфальт — если описанные в фантастике технологии светлого будущего по большей части так и остались фантастикой, то методы слежения, контроля, запрещения и подавления развиваются такими бурными темпами, что предсказать такое оказались не в силах даже мрачнейшие антиутописты. Например, автор одной из самых наполненных безнадёгой антиутопий Джордж Оруэлл не смог предположить, что в сравнительно недалёком будущем без специальной справки от властей не пустят даже в магазин или автобус.
- Правда, это всё просуществовало сравнительно недолго, хотя на этапе внедрения было много конспирологических прогнозов на тему того, что эта система с нами навсегда. Впрочем, имеются (пока непонятно, насколько обоснованные) подозрения, что это были всего лишь «ходовые испытания», и худшее ещё впереди.
- Братья Кристовские (они же группа «Уматурман») так и не встретились с реальной Умой Турман, о которой пели свой хит. Зато встретились с Квентином Тарантино.
- Диафильм 1960 г. «В 2017 году». Авторы В. Струкова и В. Шевченко, художник Л. Смехов. «По мнению авторов, мы с вами должны уже управлять климатом, повернуть северные реки и полететь к Альфе Центавра. В этом, увы мы предков подвели. Но по крайней мере, видеосвязь, 3D-проекцию и кухонные комбайны (пусть и не такие продвинутые) мы уже воплотили. И уж точно фантасты 1960 г. не предвидели интернет и мобильную связь — аппараты для связи у них сплошь стационарные». Мезонной энергетики нет даже в отдалённых планах, зато империалисты чувствуют себя вольготно, а не ютятся на островке.
- Но то, что мы не роем котлованы с помощью ядерных взрывов, всё-таки к лучшему.
- Котлованы — нет, но вот подземные хранилища таким образом делали. Выяснилось, что это чисто финансово невыгодно, но и техническая возможность есть, и реализация имела место.
- Но то, что мы не роем котлованы с помощью ядерных взрывов, всё-таки к лучшему.
- Предсказатели с (х)Рен(ь)-ТВ гонят чушь в промышленных масштабах. Местные экстрасенсы уже десятки раз предсказывали возвышение России, торжество православия во всё мире, падение Европы и США, а также конец войны на Украине и присоединение её к России. Не говоря уже о постоянных пророчествах о конце света.
- Да и не только они. Достаточно вспомнить газетную вырезку с прогнозами Ванги, с подписью (миль пардон) «наебабка».
- Откапываем газеты второй половины 1980-х и 1990-х, где предсказатели дают прогнозы на будущее. Читаем и смеемся. Или пытаемся найти что из этого хоть как-то сбылось.
- «100 вещей, которые я сделаю, когда стану злым властелином» (англ. The Top 100 Things I’d Do If I Ever Became An Evil Overlord) (или же просто «Правила злого властелина»), написанные в 1996 году. Правило 100: «И наконец, чтобы постоянно держать моих подчинённых в безумном трансе, я дам каждому бесплатный неограниченный доступ в Интернет». Как показала практика, интернет как раз стали активно использовать для разного рода бунтов и выступлений против «злых властелинов».
Примечания[править]
- ↑ Названия стихиалей Шаданакара. Не пытайтесь это понять, андреевская Роза Мира тот еще взрыв мозга
- ↑ Летающую доску из «Назад в будущее» всё же сделали, только выяснилось, что она абсолютно бесполезна, ибо может летать только над металлическим покрытием, жрёт кучу энергии и вообще является по большому счету летающей индукционной печкой, да ещё и мерзко звучит.
- ↑ Чтобы изобрести «летающую машину в том самом виде», нужны так или иначе совершенно новые технологии, которых у нас нет. Да, теоретически мы можем сделать несколько штук для богатых, но это мы и в 1985-ом могли. А чтобы сделать летающий автомобиль массовым и дешёвым, нужны качественно новые технологии вроде дешёвой и надёжной антигравитации (кейворит?) — причём фантасты, пишущие о летающих автомобилях, в общем-то никогда этого и не скрывали. И если эти технологии всё-таки у нас появятся — вряд ли занудное бухтение «а как же правила воздушного движения, а как же автокатастрофы в воздухе» остановит радующихся граждан от пересаживания на флаеры. Так что честнее всего было бы не разводить антимонии на тему «кому этот летающий автомобиль нужен», а признать прямо — мы пока что его не изобрели окончательно.
- ↑ Неузнаваемость, правда, касается в основном лишь нашего быта и плохо видна снаружи. Чтобы обратить внимание на отдельных граждан, достающих из кармана какие-то коробочки и подолгу касающихся их, путешественнику во времени из 2000-го года пришлось бы долго и старательно вглядываться. И то — скорее всего, он решил бы, что это просто какая-то простенькая карманная электронная игрушка, в двухтысячном году такие уже существовали, существовали уже в девяностых. Отчасти в этом и состоит предмет тоски ретрофутуристов — прогресс, чем дальше, тем больше обращён вглубь, касаясь событий на экранах наших телефонов и компьютеров, но не украшая наши города воздушными антигравитационными шпилями и нанотехнологичными тогами. Впрочем, мы бы всё равно не увидели этих шпилей, ибо привыкли сидеть дома, в лучшем случае из роликов на YouTube узнали бы.
- ↑ Говорят, что именно такой логикой пользовался, ВНЕЗАПНО, сам Гитлер, которого изрядно потравило фосгеном в Первую Мировую.
Научная фантастика | |
---|---|
Литература | Bobiverse • Алиса Селезнёва • Астровитянка • Аэлита • Берег динозавров • Будущее • Великий Кристалл • Великое Кольцо (Туманность Андромеды • Час Быка) • Зверолов • Книга Нового солнца • Ложная слепота • Лунная Радуга • Люди как боги • Мечтают ли андроиды об электроовцах? • Олаф Стэплдон (Последние и первые люди • Создатель звёзд) • Память о прошлом Земли • Продавец приключений • Роза и Червь • Слово о драконе • Собачье сердце • Солярис • Фаэты Авторы: Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Небесный гость • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Эдгар Райс Берроуз (Барсум) • Рэй Брэдбери • Жюль Верн (Двадцать тысяч льё под водой) • Сергей Лукьяненко (Лабиринт отражений • Танцы на снегу/Геном) • Абрахам Меррит • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Герберт Уэллс (Война миров • Машина времени • Остров доктора Моро • Человек-невидимка) • Энди Уир (Марсианин • Проект «Аве Мария») |
Кино | 2035: Город-призрак • Авалон • Бегущий по лезвию • Бегущий по лезвию 2049 • Джонни-мнемоник • Звёздный десант • Капсула • Кибервойны • Люди в чёрном • Матрица • Монстро • Назад в будущее • Начало • Нирвана • Охотники за привидениями • Парк юрского периода • Потрошители • Район №9 • Супер 8 • Суррогаты • Терминатор • Хищник • Чужой • Экзистенция … Советская фантастика: Большое космическое путешествие • Гостья из будущего • Дорога к звёздам • Кин-дза-дза! • Космический рейс • Луна (фильм 1965) • Марс (фильм 1968) • Москва — Кассиопея / Отроки во вселенной • Планета бурь • Приключения Электроника • Семь стихий • Через тернии к звёздам • Я был спутником Солнца … |
Телесериалы | 4400 • Андромеда • Вавилон-5 • Герои • Грань • Доктор Кто • Звёздные врата (Звёздные врата: Атлантида) • Звёздный крейсер «Галактика» • Звёздный охотник • Звёздный путь (Орвилл) • Земля: Последний конфликт • Континуум • Лексс • Лучше,чем люди • Марс • Мир Дикого Запада • На краю Вселенной • Неземной сёрфинг • Параллельные миры • Первая волна • Первобытное • Подводная одиссея • Потерянная комната • Приключения Бриско Каунти-младшего • Притворщик • Светлячок (Конмэн) • Сейчас или никогда • Секретные материалы • Сослан на планету Земля • Сотня • Сумеречная зона (1959 • Фильм • 1985 • Утраченная классика Рода Серлинга • 2002 • 2019) • Тёмная материя • Терминатор: Хроники Сары Коннор • Чародей • Человек в высоком замке • Человек-невидимка (2000) • Чернобыль: Зона отчуждения • Чёрное зеркало • Чудеса • Школа «Чёрная дыра» • Штамм • Экспансия |
Мультипликация | ВАЛЛ-И • Футурама • Перевал • Тайна третьей планеты |
Аниме и манга | Gundam • ΠΛΑΝΗΤΕΣ • Rocket Girls |
Игры | Crysis • Deus Ex • Half-Life • Mass Effect • MechWarrior • Phoenix Point • Prey (2017) • Вселенная X |
Визуальные романы | Harmonia • Infinity (Never 7 • Ever 17 • Remember 11 • 12Riven • Code_18) • Planetarian: Chiisana Hoshi no Yume • Science Adventure (Chaos;Head • Steins;Gate • Robotics;Notes • ChäoS;Child • Steins;Gate 0) • YU-NO |
Прочее | BattleTech • Трон |
Поджанры | Космическая опера (Затерянный ковчег • Звёздные короли • Имперская космоопера • Космический вестерн • Планетарный романс) • Меха • Один день из будущего • Микромир • …панк (Атомпанк • Дизельпанк • Киберпанк (Кассетный футуризм • Посткиберпанк) • Кейппанк • Клокпанк • Манапанк • Паропанк • Соларпанк) • Хронофантастика |
Хронофантастика | Альтернативная история (Точка бифуркации) • Альтернативный таймлайн • В будущее своим ходом • Временное кольцо (День сурка) • Временной парадокс (Глагольно-временная хронокаша • Темпоральная константа) • Время Сан-Димаса • Машина времени • Мастер времени • Принцип наилучшего развития событий (Закон Годвина для путешествий во времени) • Ребёнок из будущего • Хронокаша • Эффект бабочки Попаданец: Группа попаданцев • Обратный попаданец • Остров времени • Параллельный попаданец • Попаданец в чью-то голову • Попаданец против попаданца • Пришелец из прошлого • Хвостик попаданца • Группа попаданцев |
Будущее | Бесславное будущее (Ньютон, Эйнштейн, Сурак) • Будущее не оправдало ожиданий vs Датировка по электронике/Датировка по экономике • Будущее ради будущего • Далёкое будущее • Наше время + 20 • Нескоро-нескоро • Одежда (в облипочку • как в будущем • как в настоящем • как в прошлом) • Ретрофутуризм vs Футур-ретро • Синдром Трансмета • Стандартный космооперный сеттинг • Через недельку нашей эры • Эклектичное будущее |
Основы | |
---|---|
Базовые понятия | Амплуа • Анахронизм • Архетип • Атрибут • Жанр • Канон • Кодификатор/Тропнеймер • Конфликт • Мотив (Библейские • игральных карт • тела) • Ожидания от пола • Пафос • Первопример • Перипетия • Персонаж • Производное творчество • Развитие персонажа • Сеттинг • Символ • Спойлер • Сюжет/Фабула • Троп/Штамп (бесконечный троп • Буря клише/Троп на тропе • Внутримировой пример • До того, как это стало мейнстримом • Троп-бумеранг • Убитый штамп vs Вымышленный штамп vs Неубиваемый троп) • Фанаты • Цензура/Пристойность • Ценности • Экспозиция • Эпизод-фокус • Юмор/сатира Реальность и вымысел: Будущее не оправдало ожиданий vs Мета-пророчество • Жизнь подражает искусству (Прискорбное совпадение) • История вмешивается в сюжет • Основано на реальных событиях • Отвратительная обратная связь • Реальная жизнь vs Репрезентация • Реальность нереалистична • Так всё и было (Ктулху уничтожил динозавров) • Художественная правда |
Значимость ролей | Антагонист (героический антагонист • нет антагониста • смена антагониста) • Бенефис беты • Девтерагонист • Протагонист (протагонист-злодей • Протагонист-неудачник • протагонист-ребёнок • нет протагониста • фальшивый протагонист • Не требуется) • Тритагонист •
Дофига персонажей (Кто все эти люди?) vs Демографический минимализм • Очень одинокий петух • Греческий хор Неважный важный персонаж |
Хорошо и плохо | Не баг, а фича (Нарочито плохо) • Так плохо, что уже хорошо • Хорошо, но плохо • Фатальный недостаток |
Направления | Классицизм → Модернизм → Постмодернизм → Метамодернизм Натурализм • Романтизм (Шкала романтизма против просвещения) • Реализм (Критический реализм • Соцреализм) • Сентиментализм • Футуризм • … |
Приёмы | Версия для бедных • Выжимание воды • Дешёвая драма • Киллер-фича • Налить воды • Натяжной диалог • Отрастить бороду • Парадокс славы/Прочитать о себе книгу • Повторяющееся начало • Навязчивый рефрен • Сарказм • Четвёртая стена (опора на четвёртую стену • разрушение четвёртой стены • Четвёртая стена тебя не спасёт) * Russian Reversal
Аллюзия: Автор подмигивает • Визуальная отсылка • Копипаста • Мета-шутка • На тебе! • Оммаж • Пасхальное яйцо • Перекличка • Произведение-оммаж • Прямое упоминание Структура: Билд-ап и пей-офф • Мопед не мой • Обрамление • Шкатулочный роман • Шоу внутри шоу |
Хронология | Старше, чем грязь • Старше, чем феодализм • Старше, чем печать • Старше, чем пар • Старше, чем радио • Старше, чем интернет |
Автор и ещё автор | Заимствование • Коллективное творчество • Непреднамеренное совпадение (нет, не тот) • Пародия (Эффект большой крокодилы) • Пересказ • Плагиат/Самоплагиат • Право переводчика (Канонический переводчик • Устоявшийся неточный перевод) • Совместное творчество • Эпигонство (Прицепиться к трамваю) |
Автор и произведение | Автор-творец=бог-творец: Одобрение Божие • Ошибка Божия • Пожимает Бог плечами • Слово Божие • Фальшивое слово Божие (Лелуш Шрёдингера)
Авторский произвол: А я сказал — негодяй!/А я сказал — герой! • Авторский беспредел • Бог из атомной бомбы • Бог из машины vs Дьявол из машины (Ктулху из машины) • Бог-уборщик • Игра в мяч (геройский мяч • злодейский мяч • идиотский мяч) • Идиотская тайна • Подгонка под ответ • Рояль в кустах (оркестр в кустах • чёрный рояль) • Удобная потеря информации • Хронология всмятку • Художественная вольность • Что за фигня, автор? Авторский обоснуй: • Иммунитет протагониста vs Просто они не герои • Метафизическая броня • Сюжетная броня (Спасение каноном) Прочее: Автор пишет для себя • Автор пишет про свой возраст • Автор пишет про свой пол • Авторский набор штампов • Да я даже не старался! • Концепция изменилась (Фичекат) • Лавкрафт писал правду! • Любимец автора • Не знает сеттинга (не продумал сеттинг) • Неприязнь создателя к своему творению (Не хочу об этом вспоминать • Отречение от адаптации • Персонаж против автора vs Пигмалион против Галатеи) • Несуществующее произведение (Змеебарсук • Третий том «Мёртвых душ») • Приключения автора • Проснулся знаменитым • Синдром Джорджа Мартина (Когда б вы знали, из какого сора • Производственный ад) • Собирать отказы • Творческий кризис • Точку ставит смерть • Труднодоступное произведение • Убрать своё имя из титров • Уже не торт (синдром Савицкого) vs Теперь торт • Эффект альфы • Эффект «Реквиема по мечте» • Эффект Чуковского • Я ошибся, всё было не так |
Автор и публика | Бонусы (билингвальный • для взрослых • для гениев • для местных • для пересматривающих • для современников • для фанатов (конфетка для фанатов)) • Во всём виновата Дока 2! vs Я прочёл много детективов • Время не пощадило vs Отомщено временем • Зрители — гении vs Публика — дура • Корейцы любят StarCraft vs Евреи ненавидят Вагнера vs Чхать мы хотели на гайдзинов • Конъюнктурный пересмотр/Прогнуться под фанатов • Королевский жираф/Перепиарили (Эффект завышенных ожиданий) vs Хит-нежданчик • Критики могут ошибаться/Проблема противоположных оценок (Эффект Незнайки-художника) • Локальный мем • Миллион самоотсылок • Мультики — это для детей vs Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк» vs Мультики для детей — это стыдно vs Аниме — это жестокие порномультики • Не читайте мои книги! • Не читал, но восхваляю vs Не читал, но осуждаю • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Публика — сволочь • Ошибка позиционирования • Создатели перегнули палку • Фансервис (Доктор Фансервис • Мисс Фансервис (Мама Фансервис • Прекрасная старица • Ягодка опять) • Мистер Фансервис (Серебряный лис) • Профессор Фансервис • Соблазнительная монашка) vs Фан-диссервис • Целевая аудитория (Промах с аудиторией) • Эффект Стрейзанд • Американский Кирби крутой |
Рассказчики | POV-персонаж • Божественный рассказчик • Болтливый рассказчик • Доктор Ватсон • Я там был, мёд-пиво пил • Ненадёжный рассказчик • Посмертный рассказчик • Скрытный POV-персонаж • Странный рассказчик (Животное в роли рассказчика • Зловещий рассказчик) |
Роды творчества | Фольклор • Театр • Комплексные франшизы • Литература • Кино • Телесериалы • Мультфильмы • Мультсериалы • Манга • Аниме • Комиксы • Настольные игры • Видеоигры • Визуальный роман • Музыка |
Прочее | Массовая культура • Раньше трава была зеленее |