Эксцентричный учитель: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(не показано 9 промежуточных версий 6 участников) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Кэндзиро Хайтани, «Взгляд кролика» — Адачи-сэнсей. Очень эксцентричный тип, способный на любые поступки, от драки в учительской до объявления голодовки. | * Кэндзиро Хайтани, «Взгляд кролика» — Адачи-сэнсей. Очень эксцентричный тип, способный на любые поступки, от драки в учительской до объявления голодовки. | ||
* | * «[[Мост в Терабитию]]» — учитель музыки Джулия Эдмундс. | ||
* «Некоторые вопросы теории катастроф» — Ханна Шнайдер. | * «Некоторые вопросы теории катастроф» — Ханна Шнайдер. | ||
* Фазиль Искандер, рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» — учитель математики Харлампий Диогенович, эксцентричный юморист и фантазёр. | * Фазиль Искандер, рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» — учитель математики Харлампий Диогенович, эксцентричный юморист и фантазёр. | ||
* «[[Гарри Поттер]]» | |||
** Сам Дамблдор жи есть. Сердобольный дед, [[ПЛиО|с нежностью относящийся к калекам, бастардам и сломанным вещам]], любитель классической музыки и магловских сладостей, толкающий телеги, полные [[философический угар|философического угара]] — и вместе с тем [[архимаг|волшебник чудовищной мощи]], признанный [[светлый властелин]] всего XX века, талантливый [[магия — фэнтезийная наука|изобретатель-инноватор]] и крайне [[клёвый учитель]]. | |||
** Дурной Глаз Грюм — отставной [[аврорат|мракоборец]], носитель жёсткого [[ПТСР]], взрагивает на каждый шорох, ест и пьёт только то, что приготовил сам, из собственной посуды. {{spoiler|А Барти Крауч-младший умело и ловко за ним повторяет.}} | |||
** За кадром — Сильванус Кеттлбёрн. Если вы считали, что его преемник Хагрид — [[безумный любитель животных]] без понятия о технике безопасности, то вы не видели Кеттлбёрна, у которого те же замашки проявлялись с [[педаль в пол|педалью в пол]]. А поскольку хагридовой полувеликаньей крепостью Кеттлбёрн не обладал, то за семьдесят [[крутой дедуля|(!)]] лет преподавания у него остались всего одна рука, полторы ноги… но ничуть не угас энтузиазм. | |||
* [[Метавселенная Рудазова]]: | |||
** Парифатский надцикл — Зодер Локателли, неприкрытый [[оммаж]] образу Дамблдора. | |||
*** «[[Паргоронские байки]]» — по рассказам Майно Дегатти, когда он поступал на фамильярный факультет, то декан последнего, профессор Скидульк, впечатлил первокурсников, въехав в аудиторию на жирафе — он вообще любил экзотических зверей. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Школа волшебников» (СССР, фильм-концерт 1982): | * «Школа волшебников» (СССР, фильм-концерт 1982): | ||
** Учитель физики в исполнении Р. М. Циталашвили. | ** Учитель физики в исполнении Р. М. Циталашвили. | ||
*** По некоторым данным у Циталашвили в его школьные годы был один из учителей эсцентричным. Собственно он половине класса привил интерес к творчеству и выступлениям в разных жанрах. | |||
** Другой учитель, в исполнении З. Е. Гердта, тоже эксцентричен, но в меру. Так сказать, с поправкой на [[Школа волшебства|специфику школы]]. | ** Другой учитель, в исполнении З. Е. Гердта, тоже эксцентричен, но в меру. Так сказать, с поправкой на [[Школа волшебства|специфику школы]]. | ||
* | * «Одноклассницы» — да почти весь коллектив женской академии святого Фриттона во главе с директрисой Камиллой. Спокойно позирующий голышом школьницам учитель рисования, сексапильная англичанка, откровенно забившая на управление директриса | ||
* «Пиф-Пиф» (Bang Bang, Франция-Италия 1967 г. с Шейлой, то есть А.Шансель, в главной роли, не путать с другими фильмами с похожим названием). Почти все преподаватели английского учебного заведения. Каждый эксцентричен по-своему. Так или иначе, на шпионов, сыщиков и прочих учат. | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 26: | Строка 35: | ||
** Двенадцатый в 10 сезоне его переплюнул, устроившись в университет и читая лекции обо всём подряд. | ** Двенадцатый в 10 сезоне его переплюнул, устроившись в университет и читая лекции обо всём подряд. | ||
* «Хаммер сессия» — Хачизука-сэнсей. Классный руководитель — беглый преступник, современный японский [[Робин Гуд]]. | * «Хаммер сессия» — Хачизука-сэнсей. Классный руководитель — беглый преступник, современный японский [[Робин Гуд]]. | ||
* «Виктория-победительница» — Эрвин Психовски отличный учитель, при том что фамилия | * «Виктория-победительница» — Эрвин Психовски отличный учитель, при том что фамилия у него вполне себе говорящая. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
Строка 37: | Строка 46: | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Kill la | * [[Kill la Kill]] — Айкуро, кто же ещё | ||
* [[Rokudenashi Majutsu Koushi to Akashic Records]] — главный герой Глен. Попал в учителя исключительно по протекции и твердому настоянию своей наставницы, в то время как сам в гробу видал преподавание и потому первоначально на уроках отсыпался, веля ученикам самим проходить материал, а на первой же магической дуэли эпически слил собственной ученице. Но постепенно отходит от пофигизма и становится действительно блестящим учителем, уча не полагаться на стандартные заклинания, а мыслить творчески, познавать суть магии и через это выкручиваться из с виду безвыходных ситуаций. При этом недостаток маны не помешал ему до карьеры учителя стать одним из лучших убийц магов королевства. | * [[Rokudenashi Majutsu Koushi to Akashic Records]] — [[главный герой|Глен Рэйдерс]]. Попал в учителя исключительно по протекции и твердому настоянию своей наставницы, в то время как сам в гробу видал преподавание и потому первоначально на уроках отсыпался, веля ученикам самим проходить материал, а на первой же магической дуэли эпически слил собственной ученице. Но постепенно отходит от пофигизма и становится действительно блестящим учителем, уча не полагаться на стандартные заклинания, а мыслить творчески, познавать суть магии и через это выкручиваться из с виду безвыходных ситуаций. При этом недостаток маны не помешал ему до карьеры учителя стать одним из лучших убийц магов королевства. | ||
* Ansatsu | * [[Ansatsu Kyoushitsu]] — Коро-сэнсэй именно такой. | ||
* Sayonara Zetsubou Sensei — Нодзому Итосики, разумеется. Убежденный пессимист с ярким мортидо, тем не менее, как-то находит общий язык со всеми ничуть не менее странными (причем каждая на свой лад) ученицами (и учеником). | * Sayonara Zetsubou Sensei — Нодзому Итосики, разумеется. Убежденный пессимист с ярким мортидо, тем не менее, как-то находит общий язык со всеми ничуть не менее странными (причем каждая на свой лад) ученицами (и учеником). | ||
* [[Great Teacher Onizuka]] — Онидзука, ясное дело. Одмудохать зарвавшихся ученичков? Запросто! Устроить ученице карьеру актрисы? Можно. Нажраться в хлам и прочухаться утром под забором? С нашим удовольствием! Сигануть с крыши школы, спасая жизнь жертве буллинга? Даже не задумываясь! | * [[Great Teacher Onizuka]] — Онидзука, ясное дело. Одмудохать зарвавшихся ученичков? Запросто! Устроить ученице карьеру актрисы? Можно. Нажраться в хлам и прочухаться утром под забором? С нашим удовольствием! Сигануть с крыши школы, спасая жизнь жертве буллинга? Даже не задумываясь! | ||
Строка 49: | Строка 58: | ||
* Один из преподавателей Московского авиационного института в довольно зрелых годах носил тинейджерские драные джинсы, галстук, сделанный из стропы от парашюта, и по словам его студентов, однажды во время лекции пинком ноги опрокинул кафедру, когда сидевшие на передней парте студенты пожаловались, что она закрывает написанное в нижней части доски. | * Один из преподавателей Московского авиационного института в довольно зрелых годах носил тинейджерские драные джинсы, галстук, сделанный из стропы от парашюта, и по словам его студентов, однажды во время лекции пинком ноги опрокинул кафедру, когда сидевшие на передней парте студенты пожаловались, что она закрывает написанное в нижней части доски. | ||
* Другой преподаватель того же МАИ, которому один студент попал в затылок бумажным самолетиком, устроил разнос незадачливому метателю, потрясая оным самолетиком: «Что вы делаете? Как вы себе вообще такое позволяете, вы, будущий авиаинженер? Вы что, забыли, где находитесь? Это же не семинарская аудитория, а лекционная, амфитеатр! Значит, траектория полета какая должна быть? Посадочная, это высокая глиссада! А у вас что за конструкция самолета? С такой конструкцией только из окна кидать, в крейсерский полет! А здесь — заход на посадку! Как у вас он на посадку должен заходить с такими крыльями? Где закрылки, интерцепторы где? Вы даже о хвостовом стабилизаторе не подумали!» | * Другой преподаватель того же МАИ, которому один студент попал в затылок бумажным самолетиком, устроил разнос незадачливому метателю, потрясая оным самолетиком: «Что вы делаете? Как вы себе вообще такое позволяете, вы, будущий авиаинженер? Вы что, забыли, где находитесь? Это же не семинарская аудитория, а лекционная, амфитеатр! Значит, траектория полета какая должна быть? Посадочная, это высокая глиссада! А у вас что за конструкция самолета? С такой конструкцией только из окна кидать, в крейсерский полет! А здесь — заход на посадку! Как у вас он на посадку должен заходить с такими крыльями? Где закрылки, интерцепторы где? Вы даже о хвостовом стабилизаторе не подумали!» | ||
** Доцент МАИ А. С. Карташкин. Не всегда, но бывали случаи. За пределами МАИ больше известен как фокусник-теоретик и фокусник-интеллектуал, в начале 1980-х был одним из «отцов-основателей» Российской Ассоциации Иллюзионистов (тогда эта организация называлась иначе). Вполне может «показать фокус» на паре или на экзамене. Некоторые истории он описывал в своих книгах. В роде той, когда он незаметно «утащил» шпаргалки у списывавющих студентов, и незаметно вернул каждому чужую. При этом студенты продолжили списывать дальше. | |||
* В принципе встречаются в разных вузах. Иногда балансируют на грани [[крутой учитель]], реже [[педагог-садист]]. Гораздо чаще сильно [[с прикрученным фитильком]] — в духе герой-насмешник (но в рамках приличия и с учетом вузовской этики). Наиболее яркие превращаются в героев студенческого внутривузовского [[фольклор]]а (правда, некоторые легенды живут не больше пяти лет). Проявляют эксцентричность много и со вкусом: слегка не хватает доски (особенно при начертательной геометрии) — продолжает линии на стене, слишком часто во время занятия/экзамена/зачета слишком часто заглядывают посторонние — запираемся изнутри, просунув в ручку стул (желательно самый большой в аудитории), вместо экзаменационных билетов используют не совсем подходящие для этого вещи вроде игральных карт (или делают билеты больше похожими на карточки для настольной игры с красиво оформленной обратной стороной), а если нерадивый студент пытается «втюхать» явную чушь — тут дают полную волю фантазии. Например, преподаватель демонстративно поворачивает чертежи и/или пояснительную записку, чуть ли не [[грызть реквизит|грызя реквизит]], со словами «ничего не разобрать». Или: «Бери пустой лист и черти [согласно заданию]». Если начертил неправильно — «Делай из чертежа самолётик — я брошу. Если долетит, до последнего стола — зачту». А еще встречаются преподаватели, которые специально, как бы прикалываясь над всем и всеми, имеют необычную манеру общения. | * В принципе встречаются в разных вузах. Иногда балансируют на грани [[крутой учитель]], реже [[педагог-садист]]. Гораздо чаще сильно [[с прикрученным фитильком]] — в духе герой-насмешник (но в рамках приличия и с учетом вузовской этики). Наиболее яркие превращаются в героев студенческого внутривузовского [[фольклор]]а (правда, некоторые легенды живут не больше пяти лет). Проявляют эксцентричность много и со вкусом: слегка не хватает доски (особенно при начертательной геометрии) — продолжает линии на стене, слишком часто во время занятия/экзамена/зачета слишком часто заглядывают посторонние — запираемся изнутри, просунув в ручку стул (желательно самый большой в аудитории), вместо экзаменационных билетов используют не совсем подходящие для этого вещи вроде игральных карт (или делают билеты больше похожими на карточки для настольной игры с красиво оформленной обратной стороной), а если нерадивый студент пытается «втюхать» явную чушь — тут дают полную волю фантазии. Например, преподаватель демонстративно поворачивает чертежи и/или пояснительную записку, чуть ли не [[грызть реквизит|грызя реквизит]], со словами «ничего не разобрать». Или: «Бери пустой лист и черти [согласно заданию]». Если начертил неправильно — «Делай из чертежа самолётик — я брошу. Если долетит, до последнего стола — зачту». А еще встречаются преподаватели, которые специально, как бы прикалываясь над всем и всеми, имеют необычную манеру общения. | ||
** Из воспоминаний автора этой правки. Начало 2000-х, экзамен по электротехнике, а вместо билетов игральные карты. Отдельный лист, на котором записаны масти и значения карт, каждой из которых соответствовал набор вопросов. Вот такой оригинал был преподаватель. Кстати, тогда в вузе вроде как не было единой формы билета, или была, но за ее обязательным применением практически не следили, посему использовали только по «особым случаям» в роде госэкзамена. В студенческие годы казалось, что если не круто, то оригинально. Спустя годы этот ход кажется не совсем однозначным. К тому же 2010-х в том же вузе в рамках борьбы с азартными играми пару раз (в разное время, на разных факультетах и разные личности) каждый раз из-за одной игральной карты (которой поиграть-то и не получится) раздували «разбирательства». Один раз даже на занятиях по английскому языку чуть не сорвали инсценировку фрагмента «Алисы в стране чудес». Кстати, другие | ** Из воспоминаний автора этой правки. Начало 2000-х, экзамен по электротехнике, а вместо билетов игральные карты. Отдельный лист, на котором записаны масти и значения карт, каждой из которых соответствовал набор вопросов. Вот такой оригинал был преподаватель. Кстати, тогда в вузе вроде как не было единой формы билета, или была, но за ее обязательным применением практически не следили, посему использовали только по «особым случаям» в роде госэкзамена. В студенческие годы казалось, что если не круто, то оригинально. Спустя годы этот ход кажется не совсем однозначным. К тому же 2010-х в том же вузе в рамках борьбы с азартными играми пару раз (в разное время, на разных факультетах и разные личности) каждый раз из-за одной игральной карты (которой поиграть-то и не получится) раздували «разбирательства». Один раз даже на занятиях по английскому языку чуть не сорвали инсценировку фрагмента «Алисы в стране чудес». Кстати, другие необычные билеты — перфокарты для ЭВМ в 2000-х казались уже «баяном». | ||
* Торстейн Веблен к преподаванию в университете относился равнодушно, если не сказать скептически: за посещаемостью толком не следил (карточки студентов заполнял, но всякий раз они почему-то перемешивались), успеваемость не оценивал (по умолчанию ставил всем трояки, но идущим на стипендию ставил необходимые оценки). Согласно историческому анекдоту, все время сокращал время посещения студентами, пока оно не стало 9.00-9.05. Зато остер был на язык чрезвычайно, причем и к себе: на вопрос студентки, что значат его инициалы T. B., ответил «Teddy bear». | * Торстейн Веблен к преподаванию в университете относился равнодушно, если не сказать скептически: за посещаемостью толком не следил (карточки студентов заполнял, но всякий раз они почему-то перемешивались), успеваемость не оценивал (по умолчанию ставил всем трояки, но идущим на стипендию ставил необходимые оценки). Согласно историческому анекдоту, все время сокращал время посещения студентами, пока оно не стало 9.00-9.05. Зато остер был на язык чрезвычайно, причем и к себе: на вопрос студентки, что значат его инициалы T. B., ответил «Teddy bear». | ||
* Ваш покорный слуга из МГУ до сих пор с некоторым содроганием вспоминает преподавателя права, который заставлял «врукопашную» (от руки) писать ВСЕ рефераты и образцы договоров. Зато он каждый праздник играл на баяне. | * Ваш покорный слуга из МГУ до сих пор с некоторым содроганием вспоминает преподавателя права, который заставлял «врукопашную» (от руки) писать ВСЕ рефераты и образцы договоров. Зато он каждый праздник играл на баяне. | ||
** Возможный обоснуй от другого преподавателя, заставлявшего писать все вручную. Из воспоминаний автора этой правки, примерно начала 2000-х. Звучит примерно так: «Если за тебя посчитали, за тебя набрали, то в голове ничего не останется. А если перепишешь чужие труды своей рукой, то хоть что-то останется в голове». | ** Возможный обоснуй от другого преподавателя, заставлявшего писать все вручную. Из воспоминаний автора этой правки, примерно начала 2000-х. Звучит примерно так: «Если за тебя посчитали, за тебя набрали, то в голове ничего не останется. А если перепишешь чужие труды своей рукой, то хоть что-то останется в голове». | ||
** Автора еще одной правки с аналогичной аргументацией кучу раз заставляли переписывать от руки то методички, то презентации по лекциям. И это уже середина-конец 2010-х. Тот факт, что после пары попыток большинство людей учатся переписывать в обход сознания, им то ли не понятен, то ли не принимается во внимание. В целом, это совсем не редкость и ничего эксцентричного в этом нет, просто нестандартный вариант [[Ригидная мораль|ригидной морали]]. Впрочем, бывают и особые случаи, когда материалы, например, намеренно предоставляются в таком состоянии, что их почти невозможно разобрать (и нет, привести все в нормальное состояние силой Фотошопа нельзя — то есть это возможно, но запрещено). Там, впрочем, персонаж то ли не вполне вменяем, то ли своими выходками скрывает некомпетентность (судя по тому, как о нем отзываются другие преподаватели — скорее и то, и другое). | ** Автора еще одной правки с аналогичной аргументацией кучу раз заставляли переписывать от руки то методички, то презентации по лекциям. И это уже середина-конец 2010-х. Тот факт, что после пары попыток большинство людей учатся переписывать в обход сознания, им то ли не понятен, то ли не принимается во внимание. В целом, это совсем не редкость и ничего эксцентричного в этом нет, просто нестандартный вариант [[Ригидная мораль|ригидной морали]]. Впрочем, бывают и особые случаи, когда материалы, например, намеренно предоставляются в таком состоянии, что их почти невозможно разобрать (и нет, привести все в нормальное состояние силой Фотошопа нельзя — то есть это возможно, но запрещено). Там, впрочем, персонаж то ли не вполне вменяем, то ли своими выходками скрывает некомпетентность (судя по тому, как о нем отзываются другие преподаватели — скорее и то, и другое). | ||
** Как вариант: | ** Как вариант: «Вот вам ответы на вопросы билетов в распечатанном виде, перепишите в тетради. Распечатками и фотографиями пользоваться не разрешу, а СВОИМИ (не взятыми у приятеля) записями пользоваться на экзамене/зачете можете». Никакой эксцентрики, а отыгрыш «доброго учителя» и попытка студентов заставить что-то делать. | ||
* Небольшая подборка. Особенно четвертый в образе особы, приближенной к императору https://zen.yandex.ru/media/tihieyabloni/4-sluchaia-kogda-uchitelia-reshili-podoiti-k-rabote-s-iumorom-5f9acd93c0a24c27870b231d | * Небольшая подборка. Особенно четвертый в образе особы, приближенной к императору https://zen.yandex.ru/media/tihieyabloni/4-sluchaia-kogda-uchitelia-reshili-podoiti-k-rabote-s-iumorom-5f9acd93c0a24c27870b231d | ||
** Еще подборка https://dzen.ru/a/ZAoHaxg4XSLmvLi3 | |||
== Примечания == | == Примечания == |
Текущая версия на 13:57, 23 апреля 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Hippie Teacher. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Этот учитель необычно одевается и имеет нестандартные методы обучения, преподаёт обычно интересно, но редко умеет держать дисциплину, может быть хиппи или принадлежать ещё к какой-нибудь неформальной субкультуре. Как правило, ведёт что-нибудь творческое, типа музыки или рисования (хотя бывают и исключения).
Если персонаж подаётся позитивно, пересекается с Клёвый учитель; встречаются, впрочем, и деконструкции из серии «необычность необычностью, а без дисциплины ничего не добьёшься».
Если речь идёт не о школьном или университетском преподавателе, а о наставнике скорее духовно-религиозного плана, это Эксцентричный мудрец (они могут и пересекаться).
Примеры[править]
Литература[править]
- Кэндзиро Хайтани, «Взгляд кролика» — Адачи-сэнсей. Очень эксцентричный тип, способный на любые поступки, от драки в учительской до объявления голодовки.
- «Мост в Терабитию» — учитель музыки Джулия Эдмундс.
- «Некоторые вопросы теории катастроф» — Ханна Шнайдер.
- Фазиль Искандер, рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» — учитель математики Харлампий Диогенович, эксцентричный юморист и фантазёр.
- «Гарри Поттер»
- Сам Дамблдор жи есть. Сердобольный дед, с нежностью относящийся к калекам, бастардам и сломанным вещам, любитель классической музыки и магловских сладостей, толкающий телеги, полные философического угара — и вместе с тем волшебник чудовищной мощи, признанный светлый властелин всего XX века, талантливый изобретатель-инноватор и крайне клёвый учитель.
- Дурной Глаз Грюм — отставной мракоборец, носитель жёсткого ПТСР, взрагивает на каждый шорох, ест и пьёт только то, что приготовил сам, из собственной посуды. А Барти Крауч-младший умело и ловко за ним повторяет.
- За кадром — Сильванус Кеттлбёрн. Если вы считали, что его преемник Хагрид — безумный любитель животных без понятия о технике безопасности, то вы не видели Кеттлбёрна, у которого те же замашки проявлялись с педалью в пол. А поскольку хагридовой полувеликаньей крепостью Кеттлбёрн не обладал, то за семьдесят (!) лет преподавания у него остались всего одна рука, полторы ноги… но ничуть не угас энтузиазм.
- Метавселенная Рудазова:
- Парифатский надцикл — Зодер Локателли, неприкрытый оммаж образу Дамблдора.
- «Паргоронские байки» — по рассказам Майно Дегатти, когда он поступал на фамильярный факультет, то декан последнего, профессор Скидульк, впечатлил первокурсников, въехав в аудиторию на жирафе — он вообще любил экзотических зверей.
- Парифатский надцикл — Зодер Локателли, неприкрытый оммаж образу Дамблдора.
Кино[править]
- «Школа волшебников» (СССР, фильм-концерт 1982):
- Учитель физики в исполнении Р. М. Циталашвили.
- По некоторым данным у Циталашвили в его школьные годы был один из учителей эсцентричным. Собственно он половине класса привил интерес к творчеству и выступлениям в разных жанрах.
- Другой учитель, в исполнении З. Е. Гердта, тоже эксцентричен, но в меру. Так сказать, с поправкой на специфику школы.
- Учитель физики в исполнении Р. М. Циталашвили.
- «Одноклассницы» — да почти весь коллектив женской академии святого Фриттона во главе с директрисой Камиллой. Спокойно позирующий голышом школьницам учитель рисования, сексапильная англичанка, откровенно забившая на управление директриса
- «Пиф-Пиф» (Bang Bang, Франция-Италия 1967 г. с Шейлой, то есть А.Шансель, в главной роли, не путать с другими фильмами с похожим названием). Почти все преподаватели английского учебного заведения. Каждый эксцентричен по-своему. Так или иначе, на шпионов, сыщиков и прочих учат.
Телесериалы[править]
- «Сообщество» — Бен Ченг, конечно. Однажды он подстроил свою смерть и пригласил профессионального актёра произнести речь, а потом зашел в класс и сказал, что никогда не умрёт.
- «Доктор Кто» — Десятый Доктор, в эпизоде «Встреча в школе» нанявшийся в школу учителем физики. «Физика! Физика, физика, фи-зи-ка, физикафизикафизика, фи-и-и-изика!!! Надеюсь, кто-то записывает?».
- Двенадцатый в 10 сезоне его переплюнул, устроившись в университет и читая лекции обо всём подряд.
- «Хаммер сессия» — Хачизука-сэнсей. Классный руководитель — беглый преступник, современный японский Робин Гуд.
- «Виктория-победительница» — Эрвин Психовски отличный учитель, при том что фамилия у него вполне себе говорящая.
Мультфильмы[править]
- «Франкенвини» — деконструкция: Мистер Ржикруски поощряет творческий подход к работе и прививает детям любовь к науке. Но когда один из учеников случайно покалечился, делая школьный проект, родители детей потребовали, чтобы мистер Ржикруски уволился.
Мультсериалы[править]
- «Садись, двойка!» — Мирикл Крон, хиппи, которая ходит босиком и увлечена духовными вопросами. Что характерно, преподаёт естественные науки.
- RWBY — профессор Порт, который на уроках в основном толкает Охотничьи байки. Ублек, который хлещет кофе[1] литрами, перемещается исключительно бегом и разговаривает с пулемётной скоростью, туда же.
- Кроу Бранвен, эталон тропов «Пьяный мастер» и «Крутой козёл», преподаёт в Сигнале, кадетском корпусе для будущих Охотников.
Аниме и манга[править]
- Kill la Kill — Айкуро, кто же ещё
- Rokudenashi Majutsu Koushi to Akashic Records — Глен Рэйдерс. Попал в учителя исключительно по протекции и твердому настоянию своей наставницы, в то время как сам в гробу видал преподавание и потому первоначально на уроках отсыпался, веля ученикам самим проходить материал, а на первой же магической дуэли эпически слил собственной ученице. Но постепенно отходит от пофигизма и становится действительно блестящим учителем, уча не полагаться на стандартные заклинания, а мыслить творчески, познавать суть магии и через это выкручиваться из с виду безвыходных ситуаций. При этом недостаток маны не помешал ему до карьеры учителя стать одним из лучших убийц магов королевства.
- Ansatsu Kyoushitsu — Коро-сэнсэй именно такой.
- Sayonara Zetsubou Sensei — Нодзому Итосики, разумеется. Убежденный пессимист с ярким мортидо, тем не менее, как-то находит общий язык со всеми ничуть не менее странными (причем каждая на свой лад) ученицами (и учеником).
- Great Teacher Onizuka — Онидзука, ясное дело. Одмудохать зарвавшихся ученичков? Запросто! Устроить ученице карьеру актрисы? Можно. Нажраться в хлам и прочухаться утром под забором? С нашим удовольствием! Сигануть с крыши школы, спасая жизнь жертве буллинга? Даже не задумываясь!
Видеоигры[править]
- Bully — учитель биологии доктор Слоутер. Выращивает ядовитые растения, а уроки начинает с фразы: «Ребята, образцы только кажутся очень аппетитными, на самом деле они несъедобны» (образцы — это дохлый голубь, крыса, лягушка и поросёнок). Ещё он питает лютую ненависть к группировке мажоров и лично отцу её лидера Дерби Харрингтона.
Реальная жизнь[править]
- Один из преподавателей Московского авиационного института в довольно зрелых годах носил тинейджерские драные джинсы, галстук, сделанный из стропы от парашюта, и по словам его студентов, однажды во время лекции пинком ноги опрокинул кафедру, когда сидевшие на передней парте студенты пожаловались, что она закрывает написанное в нижней части доски.
- Другой преподаватель того же МАИ, которому один студент попал в затылок бумажным самолетиком, устроил разнос незадачливому метателю, потрясая оным самолетиком: «Что вы делаете? Как вы себе вообще такое позволяете, вы, будущий авиаинженер? Вы что, забыли, где находитесь? Это же не семинарская аудитория, а лекционная, амфитеатр! Значит, траектория полета какая должна быть? Посадочная, это высокая глиссада! А у вас что за конструкция самолета? С такой конструкцией только из окна кидать, в крейсерский полет! А здесь — заход на посадку! Как у вас он на посадку должен заходить с такими крыльями? Где закрылки, интерцепторы где? Вы даже о хвостовом стабилизаторе не подумали!»
- Доцент МАИ А. С. Карташкин. Не всегда, но бывали случаи. За пределами МАИ больше известен как фокусник-теоретик и фокусник-интеллектуал, в начале 1980-х был одним из «отцов-основателей» Российской Ассоциации Иллюзионистов (тогда эта организация называлась иначе). Вполне может «показать фокус» на паре или на экзамене. Некоторые истории он описывал в своих книгах. В роде той, когда он незаметно «утащил» шпаргалки у списывавющих студентов, и незаметно вернул каждому чужую. При этом студенты продолжили списывать дальше.
- В принципе встречаются в разных вузах. Иногда балансируют на грани крутой учитель, реже педагог-садист. Гораздо чаще сильно с прикрученным фитильком — в духе герой-насмешник (но в рамках приличия и с учетом вузовской этики). Наиболее яркие превращаются в героев студенческого внутривузовского фольклора (правда, некоторые легенды живут не больше пяти лет). Проявляют эксцентричность много и со вкусом: слегка не хватает доски (особенно при начертательной геометрии) — продолжает линии на стене, слишком часто во время занятия/экзамена/зачета слишком часто заглядывают посторонние — запираемся изнутри, просунув в ручку стул (желательно самый большой в аудитории), вместо экзаменационных билетов используют не совсем подходящие для этого вещи вроде игральных карт (или делают билеты больше похожими на карточки для настольной игры с красиво оформленной обратной стороной), а если нерадивый студент пытается «втюхать» явную чушь — тут дают полную волю фантазии. Например, преподаватель демонстративно поворачивает чертежи и/или пояснительную записку, чуть ли не грызя реквизит, со словами «ничего не разобрать». Или: «Бери пустой лист и черти [согласно заданию]». Если начертил неправильно — «Делай из чертежа самолётик — я брошу. Если долетит, до последнего стола — зачту». А еще встречаются преподаватели, которые специально, как бы прикалываясь над всем и всеми, имеют необычную манеру общения.
- Из воспоминаний автора этой правки. Начало 2000-х, экзамен по электротехнике, а вместо билетов игральные карты. Отдельный лист, на котором записаны масти и значения карт, каждой из которых соответствовал набор вопросов. Вот такой оригинал был преподаватель. Кстати, тогда в вузе вроде как не было единой формы билета, или была, но за ее обязательным применением практически не следили, посему использовали только по «особым случаям» в роде госэкзамена. В студенческие годы казалось, что если не круто, то оригинально. Спустя годы этот ход кажется не совсем однозначным. К тому же 2010-х в том же вузе в рамках борьбы с азартными играми пару раз (в разное время, на разных факультетах и разные личности) каждый раз из-за одной игральной карты (которой поиграть-то и не получится) раздували «разбирательства». Один раз даже на занятиях по английскому языку чуть не сорвали инсценировку фрагмента «Алисы в стране чудес». Кстати, другие необычные билеты — перфокарты для ЭВМ в 2000-х казались уже «баяном».
- Торстейн Веблен к преподаванию в университете относился равнодушно, если не сказать скептически: за посещаемостью толком не следил (карточки студентов заполнял, но всякий раз они почему-то перемешивались), успеваемость не оценивал (по умолчанию ставил всем трояки, но идущим на стипендию ставил необходимые оценки). Согласно историческому анекдоту, все время сокращал время посещения студентами, пока оно не стало 9.00-9.05. Зато остер был на язык чрезвычайно, причем и к себе: на вопрос студентки, что значат его инициалы T. B., ответил «Teddy bear».
- Ваш покорный слуга из МГУ до сих пор с некоторым содроганием вспоминает преподавателя права, который заставлял «врукопашную» (от руки) писать ВСЕ рефераты и образцы договоров. Зато он каждый праздник играл на баяне.
- Возможный обоснуй от другого преподавателя, заставлявшего писать все вручную. Из воспоминаний автора этой правки, примерно начала 2000-х. Звучит примерно так: «Если за тебя посчитали, за тебя набрали, то в голове ничего не останется. А если перепишешь чужие труды своей рукой, то хоть что-то останется в голове».
- Автора еще одной правки с аналогичной аргументацией кучу раз заставляли переписывать от руки то методички, то презентации по лекциям. И это уже середина-конец 2010-х. Тот факт, что после пары попыток большинство людей учатся переписывать в обход сознания, им то ли не понятен, то ли не принимается во внимание. В целом, это совсем не редкость и ничего эксцентричного в этом нет, просто нестандартный вариант ригидной морали. Впрочем, бывают и особые случаи, когда материалы, например, намеренно предоставляются в таком состоянии, что их почти невозможно разобрать (и нет, привести все в нормальное состояние силой Фотошопа нельзя — то есть это возможно, но запрещено). Там, впрочем, персонаж то ли не вполне вменяем, то ли своими выходками скрывает некомпетентность (судя по тому, как о нем отзываются другие преподаватели — скорее и то, и другое).
- Как вариант: «Вот вам ответы на вопросы билетов в распечатанном виде, перепишите в тетради. Распечатками и фотографиями пользоваться не разрешу, а СВОИМИ (не взятыми у приятеля) записями пользоваться на экзамене/зачете можете». Никакой эксцентрики, а отыгрыш «доброго учителя» и попытка студентов заставить что-то делать.
- Небольшая подборка. Особенно четвертый в образе особы, приближенной к императору https://zen.yandex.ru/media/tihieyabloni/4-sluchaia-kogda-uchitelia-reshili-podoiti-k-rabote-s-iumorom-5f9acd93c0a24c27870b231d
- Еще подборка https://dzen.ru/a/ZAoHaxg4XSLmvLi3
Примечания[править]
- ↑ На самом деле — керосин