Психиатрический триллер

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!
« Самое крутое кино о шизофрении — то, где полфильма гадаешь, кого из героев на самом деле не существует, а в конце выясняется, что ты два часа смотрел в пол. »
— Анекдот про сабж

Итак, у нас имеется герой. Он может быть полицейским (или частным детективом), охотящимся за преступником, обычным человеком, вынужденным вступить в борьбу со злодеем или давним врагом, путником, оказавшимся отрезанным от мира вместе со своими случайными попутчиками, психиатром, пытающимся вылечить трудного пациента, или даже пациентом в клинике, где творятся странные вещи (к примеру, другие пациенты бесследно исчезают один за другим). В самом конце выясняется, что все это — сам герой, его таинственный противник, его пациенты, друзья и спутники — на самом деле один и тот же человек, страдающий диссоциативным расстройством личности (не путать с шизофренией, на самом деле это разные заболевания). Ну или, как вариант — личность у героя все-таки одна, но на самом деле он совсем не тот, кем себя воображает. Частный случай — история о двух братьях/сестрах/других родственниках, из которых один на самом деле давно умер и существует лишь в больной психике протагониста.
Чаще всего данный троп встречается в кино и поначалу был очень эффектным концом-переворотом, но в последнее время от частого использования несколько приелся.
Данная статья — о произведениях, главная изюминка которых в том, что герой страдает психическим расстройством, но это выясняется лишь ближе к концу. Произведения об ужасах психбольниц, в которых герой на самом деле здоров (или даже болен, но никакого сюрприза из этого не делается), относятся к другому тропу.

Более общий троп — Приглючения в Глюколяндии

Примеры[править]

Литература[править]

  • Чак Паланик, «Бойцовский клуб» — едва ли не самый известный пример.
  • Сидни Шелдон, «Расколотые сны».
  • Алексей Смирнов, «Центр Роста» — сюрреалистический вариант: главного героя направляют в загадочный «Центр Роста», находящийся в готическом замке между мирами, где из людей готовят богов и полубогов. Там его встречает куча странных персонажей (сиамские близнецы Холокусов и Цалокупин, пакостный юноша Трикстер в помятом смокинге с цветастым бантом, голливудский красавец Ахилл с ногой в ортопедическом ботинке, и др.), которых затем начинают убивать одного за другим в духе «Десяти негритят». В конце оказывается, что все эти персонажи символизировали разные аспекты личности героя («Трикстер» напрямую отсылает к юнгианскому архетипу коллективного бессознательного), и убивал он их самостоятельно в рамках «личностного роста».
  • «Башня» Дениса Назарова — большую часть книги мы читаем историю семьи, приехавшей в странный загородный дом и начавшую страдать от разнообразной чертовщины. В конце оказывается, что протагонист давным-давно убил свою семью в приступе ревности, но не смог это принять.

Кино[править]

  • «Кабинет доктора Калигари» — практически кодификатор. Хотя остаётся отдельным вопросом, как именно трактовать конец-переворот.
  • «Пандорум» - фильм о том что иногда полезно выходить из дома чтобы потрогать траву, да только где ж её взять, в космосе-то?...
  • «Идентификация» (надмозговый перевод, в оригинале «Identity», то есть «Идентичность»). Все персонажи, собравшиеся в мотеле — субличности одного человека.
  • «Лабиринты».
  • «Остров проклятых» - персонажу Ди Каприо предстоит раскрыть самое важное в его жизни дело, которое многое в ней поменяет. Или нет...
  • «Незваные».
  • «Воспитание Каина» (Raising Cain) — с прикрученным фитильком, расщепление личности героя выявляется задолго до финала.
  • Отчасти и «Сердце ангела», хотя здесь причина не медицинская, а мистическая.
    • Туда же «Джезабель».
  • «Палата» — от самого Карпентера.
  • «Шматрица».
  • «Джек едет домой»
  • «Психо» Хичкока — возможно, первый такой фильм.
  • «Адаптация» — внутримировой пример. Один из героев пишет сценарий триллера, в котором и сыщик, и убийца, жертвы — один и тот же человек, и в итоге запутывается сам.
  • «Три ключа» — протагонист, его подруга и маньяк — всё в голове одного человека. Cюжет фильма, очень похож на сценарий, фильма «Адаптация».
  • «Машинист»
  • «Роковое число 23»
  • «Химера» (2018) — личности у трёх главных героинь, конечно, свои собственные, но с головой, как показывает концовка, проблемы конкретные у всех одинаково.

Комиксы[править]

  • No Hero — нестандартный вариант, не знаю как правильно его назвать. Протагонист прекрасно осознаёт, что является абсолютно отмороженным маньяком с феноменальной способностью прикидываться тем, кем нужно по ситуации. Внедрившись в орден супергероев, он поначалу рефлексирует по поводу того, что, собственно, «не герой», ибо случайно убил человека, и в этом ни у кого, включая читателя, не возникает сомнений. Однако в нужный момент он резко сбрасывает личину доброй овечки и устраивает кровавую баню с особым цинизмом.

Визуальные романы[править]

  • Subarashiki Hibi - у всех тутошних персонажей проблемы с головой разной степени запущенности, отчего их видения одной и той же истории кардинально различаются.

Видеоигры[править]