Мания величия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья It's All About Me. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я гениальныыыый! »
— Бармалей из «Айболит-66» в песне о себе
« Рассказывать окружающим о своём величии — признак тяжёлой умственной ущербности. »
— Из книги одного перебежчика
« Комплекс неполноценности: ревновать жену к каждому мужчине; мания величия: считать, что она любит вас одного. »
— Борис Крутиер

Этот деятель — возможно, нарцисс, но это не обязательно. И это не главное. Главное то, что он бредит собственным величием (неважно, насколько реальным) и постоянно носится с этой идеей. Он жаждет, чтобы его славословили, превозносили, поклонялись ему, развешивали его портреты, воздвигали ему памятники… Эта патология чаще всего возникает как гиперкомпенсация комплекса неполноценности: кому холодно, тот и тянет на себя одеяло.

Если таким описан злодей, это может усложнить, а то даже и утеплить образ. И/или — сделать его более сатирическим.

Родственный троп — Тюнибё.

Педаль в пол - Комплекс бога.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот:
« Комиссия прибывает с проверкой в психиатрическую лечебницу.
Главврач (вполголоса): А вот тут у нас больные с бредом величия…
Старший комиссии (одному из больных): Кто вы?
Больной: Je suis Napoléon Bonaparte, l’empereur.
Старший комиссии (другому): А вы кто?
Второй больной: Не человечьим хотением, но Божиим произволением ЦАРЬ ЕСМЬ!
Старший комиссии (третьему): А кто же вы?
Третий больной: О смертный, ты не узнаёшь Господа Бога своего?
Старший комиссии (последнему больному): Ну а вы кто?
Четвёртый больной: Я Семён Лопухов, старший экономист, начальник отдела. Не понимаю, почему меня здесь, с сумасшедшими, держат.
Старший комиссии (тихо главврачу): Если честно, я тоже не понимаю, почему его здесь держат.
Главврач (тихо): Причина есть. Очень сложный случай. Он действительно Лопухов Семён Петрович — но он просто рядовой бухгалтер и, по заверению его директора, стать начальником отдела не имеет НИКАКИХ шансов!
»
— В другой версии анекдота больной называл себя мясником Рабиновичем, хотя на деле был всего лишь инженером Ивановым
« — Доктор, мне кажется, что у меня мания величия…
— Да что ты знаешь о мании величия, жалкий, ничтожный человечишка?!
»
— Ещё один анекдот

Театр[править]

  • «Ревизор» — интересный случай. Иван Александрович Хлестаков — в целом более или менее адекватный человек, даром что дурак, козёл, фанфарон и вертопрах. Но он по жизни очень уязвлён тем, что ему, такому молодому и красивому, приходится униженно прозябать в жалком чине 14 класса (ниже просто не бывает), а его отец, старый барин, знает ему цену и держит его «в чёрном теле», хоть и да-алеко не в нищете (но Хлестаков еще и лудоман, и не умеет жить по средствам, и постылую службу откровенно прогуливает — а от всего этого постоянно в долгах по уши). И вот, когда Ивана Александровича по ошибке принимают за важного чиновника, присланного с секретной ревизией (а значит, мол, и тайные службы вовлечены!), и наш антигерой это осознаёт — он начинает упиваться нежданной удачей и старается извлечь из подвернувшегося случая максимум («Ведь живёшь на то, чтобы срывать цветы удовольствия!»(с)). И когда он перебрал алкоголя на обеде у напуганного до полусмерти коррупционера-городничего — из его, Хлестакова, уст начинает литься немыслимая чушь в духе сабжа статьи, в которой Хлестаков выдаёт за действительное… всё то, чем он желал бы быть или хотя бы слыть. (Самые ядрёные цитаты см. здесь. А полный текст — в тематической статье.)

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего» — главный герой Поприщин.
  • «Палата номер шесть» Чехова — пятый обитатель палаты:
« Пятый и последний обитатель палаты № 6 — мещанин, служивший когда-то сортировщиком на почте, маленький, худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом. Судя по умным, покойным глазам, смотрящим ясно и весело, он себе на уме и имеет какую-то очень важную и приятную тайну. У него есть под подушкой и под матрацем что-то такое, чего он никому не показывает, но не из страха, что могут отнять или украсть, а из стыдливости. Иногда он подходит к окну и, обернувшись к товарищам спиной, надевает себе что-то на грудь и смотрит, нагнув голову; если в это время подойти к нему, то он сконфузится и сорвёт что-то с груди. Но тайну его угадать не трудно.

— Поздравьте меня, — говорит он часто Ивану Дмитричу, — я представлен к Станиславу второй степени со звездой. Вторую степень со звездой дают только иностранцам, но для меня почему-то хотят сделать исключение, — улыбается он, в недоумении пожимая плечами. — Вот уж, признаться, не ожидал! — Я в этом ничего не понимаю, — угрюмо заявляет Иван Дмитрич. — Но знаете, чего я рано или поздно добьюсь? — продолжает бывший сортировщик, лукаво щуря глаза. — Я непременно получу шведскую Полярную Звезду. Орден такой, что стоит похлопотать. Белый крест и чёрная лента. Это очень красиво.

»

Зарубежная[править]

  • «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса. Казалось бы, образец из палаты мер и весов, кристально чистый пример тропа…
    • …или всё же не совсем. Скорее субверсия. Благородный Алонсо Кихано, конечно, вопреки закону и обычаю назвал себя «Дон Кихот» («дон» полагалось лишь рыцарю, а он дворянин, в рыцари не посвящённый). Но особого упоения собою у протагониста не заметно. Этот человек очень добр, сострадателен, простодушен, душевен, к гордыне почти не склонен. Это «человек со вздохом» (как любил отзываться о самом себе житель другой эпохи и другой страны — И. И. Панаев). Сеньор Алонсо совсем не случайно взял себе прозвище Рыцарь Печального Образа. Ему, в рамках его психопатологии, нравится ощущать себя не «вознесённым над прочими людьми», а Носителем Великой Миссии, избавителем человечества от злых волшебников и кровожадных великанов. Вот как вредно не держать себя в руках, когда, задолбавшись провинциальной скукой, обчитаешься рыцарских романов и легенд (фактически — тогдашнего фэнтези)…
«

Хоть с головой, сеньор мой Дон Кихот, У вас от чтенья вздорных книг неладно — Никто на свете дерзко и злорадно В поступке подлом вас не упрекнёт.

»
— Сам автор романа
  • Теккерей, «История Пенденниса»: «Том Бикерстаф... посмотрелся как-то в зеркало и решил, что он похож на Шекспира; для вящего сходства с бессмертным бардом сбрил волосы надо лбом, без отдыха писал трагедии и к концу жизни совсем помешался — буквально погиб от мании величия!»
  • Генри Лонгфелло, «Песнь о Гайавате»: когда негодяй По-Пок-Кивис пытался спрятаться от заглавного героя, он превращался в бобра и казарку… почему-то гигантских, и его было легко найти. Сумей он спрятаться получше, остался бы жив.
  • «Приключения лисёнка Лиско»: шизофреник Панцирь любит воображать себя великим сыщиком и спецслужбистом. (Напрасно ему доверился товарищ Медведь, председатель Тихого Леса…) Последствия трагикомичны, чтобы не сказать «трагифарсовы».
    • Во второй и третьей книге Панцирь уже в отставке и опасности не представляет.
  • «Артемис Фаул» — Опал Кобой, просто Опал Кобой.

Кино[править]

  • Явление высмеяно в фильме с Луи де Фюнесом, который так и называется: «Мания величия» (1971). Комедийная переделка драмы Виктора Гюго «Рюи Блаз».
  • «Айболит-66» — на примере Бармалея, намеренно карикатурно.
  • «Белое солнце пустыни» — согласно литературному сценарию Ежова и Ибрагимбекова, один из бандитов Абдуллы, некий русский по имени Семён, дослужился в царской армии только до прапорщика, но самовольно произвёл себя в подпоручики.
  • «Барин» (2006). Аристарх действительно талантливый режиссёр и актёр, но страдает алкоголизмом и сабжем статьи. «Это — актёры второго плана! Шваль! Пыль!». «Я — гений!». Согласно его теории, всякий, кто получает власть, со временем «неизбежно превращается в тварь». При этом Аристарх не замечает, что сам уже превратился в тварь.
  • «Мстители» — таких здесь аж двое, и когда они встречаются, получается довольно весело: Тони Старк расписывает, как большое эго Локи требует «фанфар и парадов, и монумента до небес со своим именем на нём…» и тут же соображает, что сам же построил такой монумент. Для себя. Ой, бл…
  • Индийский (тамильский) «Робот». У робота Читти имеется определённая мания величия. Но это прослеживается во время песен (которые при дубляже не перевели). А в режиме терминатора робот давит педаль в асфальт в совместной с Саной песне «Arima Arima». Повелитель всего неживого, самая совершенная машина — это он о себе.

Телесериалы[править]

Отечественные сериалы[править]

  • «Следствие ведут ЗнаТоКи», фильм «Шантажист» — иронический зигзаг: «мания преследования величия», маленький шедевр словотворчества от майора капитана Томина. Зигзаг, т. к. ни о каком величии рядовые сотрудники МУРа, естественно, и не помышляют (соответственно, и защиты не требуют — хотя коллеги чуть ли не навязывают), а вот преследование — таки да, имеет быть.
  • «NEXT 3»: не совсем здоровый психически криминальный авторитет Мамыкин (на вид — амбал с «кувшинным рылом») обожает писать маслом собственные портреты, безбожно приукрашенные в стиле «соцреалистических портретов вождя», а-ля Глазунов или Налбандян. А так косит под Гитлера.
  • «Учитель в законе», третий сезон («Возвращение»), первая арка («Вагон с алмазами»). Здоровенный дядёк Евгений Толкачёв, он же «Вагон» — криминальный барон-беспредельщик, купивший себе «корону вора в законе», но по воровским понятиям не имеющий на неё права, потому как его прошлое запятнано добровольным сотрудничеством с органами внутренних дел, проще говоря — был стукачом и крысой. И что же мы видим в особняке Толкачёва? Его огромный, очень похожий портрет маслом, запечатлевший его в величественной и самодовольной позе, в алом домашнем халате.
  • «Лесник». В четвёртом сезоне Борис Иванович Тулов окончательно сошёл с ума (на почве многолетнего, застарелого алкоголизма) и стал вдобавок творческим нарциссом: будучи смехотворным МТА, но утратив чувство реальности, вообразил себя маститым, успешным, востребованным и попросту гениальным писателем.
    • Линия продолжается и дальше: в одной из следующих серий Борис Иванович на полном серьёзе назвал свой высер плод досуга… «классической литературой». Артист Михаил Васьков играет так натурально, что в итоге нифига не смешно — скорее оторопь берёт.
    • А уж когда этот плод досуга экранизировали на телевидении (на правах пародии), заплатили Тулову хорошие деньги и подарили «авторский экземпляр» на нескольких DVD… Короче, Боряша задрал нос до небес, накропал еще один продукт (сиквел!), издал на бумаге (кажется, даже не за свой счёт!) и пытается дарить VIP’ам, в том числе криминальным, экземпляры книг «с собственноручной подписью автора». Но VIP’ы не берут, отказываются — кто деликатно, а кто (особенно урки) и не очень.

Зарубежные сериалы[править]

  • «Клиника» — доктор Кокс. Принуждение подчиненных к скандированию собственного имени и целованию перстня, а также постоянное самолюбование прилагаются к образу.
  • Gotham: как и всякий уважающий себя злой гений, безумный ученый Хьюго Стрейндж страдает тропом. Обязательно было использовать известное многим прозвище при заказе на Уэйнов и при пациентах в подпольной лаборатории?
  • «В Филадельфии всегда солнечно»: Деннис считает себя ни много ни мало «Золотым Богом», хотя на деле он такой же white trash, как и вся остальная шайка, пусть и довольно смазливый.

Мультфильмы[править]

  • «Старые заветы» Ефима Гамбурга — сборник из нескольких новелл. Завет «Кто возвышает себя — унижен будет» проиллюстрирован следующим образом. Древнеегипетский фараон непременно хочет звезду с неба в качестве ордена на грудь (намеренный анахронизм). Он пытался достать эту звезду рукой, взгромоздившись повыше, но… не получилось.
  • «Как казаки невест выручали», «Как казаки в хоккей играли» — пиратский капитан. Косит сначала под Наполеона, одного из символов стереотипного сабжа, затем под Гитлера.

Мультсериалы[править]

  • Futurama — Бендер. Просто Бендер. А также Зепп Бранниган, который давит педаль в асфальт даже по тамошним меркам. Также нельзя не упомянуть Мамочку и некоторых других персонажей.
  • Аладдин. Механикл (Mechanicles), величайший из великих, великих гениев!!!

Комиксы[править]

  • «Приключения Тинтина». Когда генерал Тапиока в очередной — и как ему казалось, в последний, окончательный — раз захватил власть в республике Сан-Теодорос, он «скромненько» переименовал её столицу Лас-Допикос в Тапиокаполис.

Аниме и манга[править]

  • Ranma 1/2: мания величия проглядывается у Татэваки Куно. Учитывая, что он рос у отца-маньяка — ничего удивительного.
  • Death Note. Пример из палаты мер и весов: что бывает, когда человек, помешанный на идее стать великим, — ещё и настоящий гений, способный хотя бы попытаться.
  • Code Geass. То же самое, но Лелуша к земле привязывает цинизм, из-за которого он концентрируется только на политике.
  • Hetalia — Пруссия.

Видеоигры[править]

  • Evil Genius: все три Злых Гения определённо страдают манией величия в разных формах. Даже сложно сказать, какой из них больше.
  • Streets of Rage (Bare Knuckle) III: мистер Икс все свои резиденции и секретные базы уставил собственными золотыми бюстами.
  • Boogerman: в сопливо-дерьмовом (буквально) государстве, которым правит Бугермейстер, на каждом шагу висят его пафосные портреты.
  • MKM Sub-Zero: в аду, которым правит падший бог Шиннок, стоит огромнейшая статуя этого самого Шиннока. Это в официальной игре. А инди-игры, развивающие тему Mortal Kombat (например, Outworld Assassins), давят педаль в пол: там в аду и «находящихся на его балансе» земных зданиях через каждые два шага стоит изваяние, изображающее «великого и несравненного государя Шиннока»!
  • Серия игр-поединков Mortal Kombat: арена-храм с многометровым изображением шлема-маски (мэнпо-кабуто) императора Шао Кана.
    • Мания величия Шао Кана подсвечена и ещё многими способами: его многочисленные коронные фразы, его любовь к тропу «На колени перед Зодом!», его гордые позы, его всегдашние понты и снисходительное пренебрежение противником (отчего император и сливает бои)…
      • Милина (искусственная бой-баба, созданная, в частности, на основе генетической информации Шао Кана) — вся в «папулечку»: «Я — совершенное существо!».
  • Street Fighter — М. Байсон, криминальный барон с псионическими способностями и планами захватить мир. Одни позы чего стоят.
  • Dragon Nest — Карахан (один из злодейского кордебалета). Пополам с тяжёлым, запущенным нарциссизмом.
  • Sonic the Hedgehog — в первую очередь, конечно же, доктор Эггман, начиная с громогласного «I am the greatest scientific genius in the world!» и заканчивая помещением своего злодейского усатого оскала на всё подряд: своих роботов, строения, звезду смерти и так далее. Причём это явно семейное — его дедушка, Джеральд Роботник, построил целую космическую колонию, лицевая сторона которой выполнена в виде всё той же усатой физиономии.
    • Вторым по списку идёт творение Джеральда — ёжик Шедоу. «I am the ultimate life form!»
    • И всё тем же страдают практически все главные антагонисты игр: Метал Соник, Блэк Дум, Инфинит и другие. Пафос, коронные фразы и формы однокрылого ангела в наличии.
  • Undertale — недотёпистый скелет Папирус себя иначе, как «великим» не именует, и мечтает, чтобы все им восхищались, король Асгор подстриг изгородь в форме его улыбающейся головы, а количество друзей росло… а для этого, как он считает, ему следует изловить существо, чья душа по мощи превосходит души всех монстров Подземелья вместе взятые.

Визуальные романы[править]

  • Насуверс, линейка Fate — «золотая консервная банка» Гильгамеш. Потрясающее самовозвышение Короля Героев настолько велико, что в силу упёртого неверия в возможность собственного проигрыша он раз за разом сливает бои куда более слабым противникам, даже зная каждый их удар заранее. Будучи частично богом, «прото-Арквейд» и попросту первым из Героических Душ, имеет для такой мании все основания.

Музыка[править]

Реальная жизнь[править]

ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Здесь не надо примеров из 1990-х годов или позже.
  • В психиатрии принято использовать термин «бред величия» вместо «мания величия», т. к. мания — состояние, характерное для маньяков. Нет, не тех, кто с ножом по улицам тёмной ночью ходят, а для тех, у кого повышенное настроение, либидо, физическая и умственная активность[1]. Бред величия, или одержимость величия, характерен для ряда психических отклонений, связанных со сверхценными идеями: человек проникается желанием настолько сильным, что в одиночку его исполнить никак не сможет. К примеру, подчинить себе всю Вселенную и управлять ей, не привлекая внимания санитаров. На крайний случай, весь мир. Ну что вы, совсем скромно: стать императором Атлантиды. Такие идеи выдвигают, к примеру, параноики, маньяки и шизофреники. У них заодно есть качества лидера, идейность и умение вести за собой[2]. А вот нарциссы себя ведут так, как будто они уже получили титул Императора Всей земли и требуют от окружающих соответствующего отношения, или им будет очень больно.
    • Нет, вышенаписанное не шутка! Такие люди действительно существуют. Обретаются преимущественно в психбольницах, потому что родным людям они в конце концов надоедают до посинения. Они не просто носятся с идеей — им же ещё и материальные средства нужны.
    • В принципе, для маньяков (например, пациентов с БАР в маниакальной стадии) идеи величия, с прикрученным фитильком, тоже характерны — но они обычно менее фантастичны и более привязаны к реальной фигуре пациента. Скажем, инженер в маниакальной стадии будет считать себя гениальным инженером.
  • «Его Превосходительство Пожизненный Президент, Фельдмаршал Аль-Хаджи Доктор Иди Амин, Повелитель всех зверей на земле и рыб в море, Завоеватель Британской Империи в Африке вообще и в Уганде в частности, кавалер орденов „Крест Виктории“, „Военный крест“ и ордена „За боевые заслуги“».
  • Масиас Нгема заставлял священников Экваториальной Гвинеи вместо нормального богослужения воспевать лично его — прихожане должны были хором бубнить «Нет бога, кроме Масиаса Нгемы» и тому подобное.
  • Адольф Гитлер был к тому весьма близок. Достаточно почитать его речи, где он то и дело заявляет, что Провидение избрало его спасти Германию. Вышло с точностью до наоборот.
  • Молодой Ф. М. Достоевский страдал этим (подробнее см. «Последнее место в титрах»). Потом, с развитием его литературного успеха, это у него прошло.
  • Гений Игорь Северянин.
  • Фридрих Ницше, безо всяких сомнений, развил свою манию величия до опасных пределов. В некоторых произведениях его слова звучат как явственно бредовые. К примеру, он считал магическими числа три и семь, приписывал себе и миру качества, объективно не существующие.
    • Когда он совсем ополоумел в начале 1889 года - да. С тех пор он называл себя разными то князьями, то божествами, в том числе и Единым Богом. То, что зерна такого сильнейшего психоза, в который он тогда впал, были посеяны и постепенно проростали далеко не "вчера" - тоже очевидно. А вот как именно и в какой мере он был психически больным до того дня - вопрос исследования, хотя то, что он даже до дня Х БЫЛ нездоров - конечно, факт. Не все согласны, впрочем, с учебниковым объяснением про сифилис.
  • Этим страдал Лев Троцкий. Безжалостно высмеяно в пьесе Маяковского «Баня», где главначпупс Победоносиков — в первую очередь карикатура на Троцкого.
  • А с Леонидом Ильичом Брежневым неожиданная субверсия: не было у него мании величия. Некоторая самоуверенность была — и только. Этот человек любил почести и награды (весь увешался орденами и медалями) лишь потому, что ощущал их как знаки внимания, душевного тепла. Ему благодаря всему этому казалось, что его любят.
  • Когда бредом величия захворал кинорежиссёр Майкл Чимино — тут-то и пошла под откос его кинокарьера.
  • Джеки Чан снимался в кино с самого детства — а с 1970 года успел, наряду с крохотными эпизодиками (скажем, в фильмах Брюса Ли «Кулак ярости» и «В бой вступает Дракон»), сыграть много трудных, преимущественно «рукопашных» ролей, в том числе больших (и в том числе главных); однако большая слава всё никак не приходила (говорили: «Просто ещё один подражатель великолепному Брюсу Ли!»), и это огорчало артиста. И вот в 1978 году, после широкого азиатского и европейского проката ленты «Пьяный мастер» (по слухам, закончена ещё в 1976 году, но имела проблемы с выходом на экраны), на Джеки сваливается огромная, оглушительная всеазиатская и всеевропейская слава! Есть от чего потерять голову, после стольких неприятностей! А тут ещё в Голливуд пригласили, и сам Роберт «Глухой Маэстро» Клауз (постановщик «В бой вступает Дракон») снял Джеки в фильме «Драка в Бэтл-Крик/Большая драка» (1980), который не наделал особенного шума, но собрал неплохую кассу. И тут у Джеки на несколько лет закружилась голова от успеха, в сочетании с приступами безумного перфекционизма. И вот он на съемках Dragon Lord/Lung siu yeh (1982), не первой своей режиссёрской работы… в совершенно «чиминовской» манере измучил всю съёмочную группу, по нескольку сотен раз переснимая некоторые сцены и убив на это немыслимое количество спонсорских денег! (Чимино во «Вратах рая» вылизывал подобным образом сцены сражений, ну а Джеки — китайских спортивных состязаний, занимающих в начале полной версии фильма неоправданно много места.) В результате товарищи по киносъёмкам несколько раз порывались набить Джеки морду (не он один там — недурной боец!), а некоторые ему прямо заявили: «Или ты прекращаешь это, или мы никогда больше с тобой не работаем». И грозный спонсорский окрик воспоследовал… В общем, у Джеки этот недуг прошёл, и впоследствии он не раз говорил, что благодарен своим товарищам и начальникам за науку.

Примечания[править]

  1. Те, кто сочетает оба качества, упомянуты в нашей статье «Псих с топором»
  2. Ага, вспоминаем Гитлера, Троцкого и прочих интересных политических личностей прошлого века,