Труп невесты: различия между версиями
м |
(Новая страница: «{{DISPLAYTITLE: Труп невесты}} thumb|right «'''Труп невесты'''» («''Corpse Bride''»<ref>Правильнее «Труп-невеста».</ref>) — музыкальный кукольный мультфильм 2005 года, снятый тем самым Тимом Бёртоном. Фильм занимает 5 место в списке самых кассовых кукольных...») |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Файл:Corpse Bride-poster.jpg|thumb|right]] | [[Файл:Corpse Bride-poster.jpg|thumb|right]] | ||
«'''Труп невесты'''» («''Corpse Bride''» | «'''Труп невесты'''» («''Corpse Bride''»<ref>Правильнее «Труп-невеста».</ref>) — музыкальный кукольный мультфильм 2005 года, снятый тем самым Тимом Бёртоном. Фильм занимает 5 место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов и в 2006 году номинировался на «Оскар», но уступил «Уоллесу и Громмиту». Кроме сюжета и готичной атмосферы, примечателен также музыкой и песнями за авторством Дэнни Эльфмана. Мультфильм снят при помощи покадровой съёмки. Куклы, около 30 см ростом, были изготовлены из нержавейки в силиконовой оболочке и оборудованы специальными часовыми механизмами для тонкого управления движениями век и рта (до этого такая технология применялась разве что при съёмке рекламных роликов). Компьютерная графика использовалась, но довольно мало. | ||
Описанный в фильме сюжет уходит корнями глубоко в фольклор и мифологию, где мотивы невесты с того света появились ещё в древней Греции, и впоследствии к ним обращались многие знаменитые авторы. Эпизод, когда к подобной случайной свадьбе привело необдуманное надевание кольца на первый попавшийся палец, описан в сборнике еврейских легенд «Шивхей Аризаль» (хотя в этом случае невеста была не трупом, а демоном) и у Проспера Мериме (а здесь невестой стала статуя Венеры, и кончилось всё плохо). По словам же самого Бёртона, он основывался на некой русской сказке, о которой узнал ещё во времена работы над «Кошмаром перед Рождеством». | Описанный в фильме сюжет уходит корнями глубоко в фольклор и мифологию, где мотивы невесты с того света появились ещё в древней Греции, и впоследствии к ним обращались многие знаменитые авторы. Эпизод, когда к подобной случайной свадьбе привело необдуманное надевание кольца на первый попавшийся палец, описан в сборнике еврейских легенд «Шивхей Аризаль» (хотя в этом случае невеста была не трупом, а демоном) и у Проспера Мериме (а здесь невестой стала статуя Венеры, и кончилось всё плохо). По словам же самого Бёртона, он основывался на некой русской сказке, о которой узнал ещё во времена работы над «Кошмаром перед Рождеством». | ||
== Сюжет == | == Сюжет == | ||
Действие происходит в столь любимой автором викторианской Англии, мрачной и почти чёрно-белой. [[Промотавшийся аристократ|Обедневшие аристократы]] Эверглоты собираются выдать свою дочь Викторию за сына разбогатевших простолюдинов Ван Дортов, Виктора. Брак заключается [[Брак по расчёту|по расчёту]]: одним родителям нужны деньги, | Действие происходит в столь любимой автором викторианской Англии, мрачной и почти чёрно-белой. [[Промотавшийся аристократ|Обедневшие аристократы]] Эверглоты собираются выдать свою дочь Викторию за сына разбогатевших простолюдинов Ван Дортов, Виктора. Брак заключается [[Брак по расчёту|по расчёту]]: одним родителям нужны деньги, другим — родство с дворянами, но приятным бонусом выступает то, что молодые люди действительно нравятся друг другу. | ||
В ходе репетиции венчания Виктор из-за волнения и неуклюжести (а также излишней суровости священника) никак не мог запомнить, что да как говорить, обронил кольцо, ещё и случайно поджёг свечой тёщину юбку. В общем, ему было велено выучить замысловатый ритуал назубок, и с этой целью он отправился в лес. И там, на лесной поляне, вдохновенно репетируя предстоящую церемонию, Виктор произнёс слова клятвы и надел кольцо на какую-то торчавшую из земли корягу… | В ходе репетиции венчания Виктор из-за волнения и неуклюжести (а также излишней суровости священника) никак не мог запомнить, что да как говорить, обронил кольцо, ещё и случайно поджёг свечой тёщину юбку. В общем, ему было велено выучить замысловатый ритуал назубок, и с этой целью он отправился в лес. И там, на лесной поляне, вдохновенно репетируя предстоящую церемонию, Виктор произнёс слова клятвы и надел кольцо на какую-то торчавшую из земли корягу… | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
=== Главные герои === | === Главные герои === | ||
* '''Виктор Ван Дорт'''. Худой и бледный, застенчивый и по-милому неуклюжий. В действительно рискованные моменты он умеет быть и отважным, и решительным, и проворным, [[Хрупкий шустрик|вот только выносливости ему не хватает]]. Типичный «[[хороший парень]]». А ещё он чудесно играет на фортепиано | * '''Виктор Ван Дорт'''. Худой и бледный, застенчивый и по-милому неуклюжий. В действительно рискованные моменты он умеет быть и отважным, и решительным, и проворным, [[Хрупкий шустрик|вот только выносливости ему не хватает]]. Типичный «[[хороший парень]]». А ещё он чудесно играет на фортепиано. | ||
* '''Виктория Эверглот'''. Невеста | * '''Виктория Эверглот'''. Невеста Виктора — милая, добрая и робкая барышня из обедневшей благородной семьи, настоящая викторианская леди и просто [[хорошая девушка]]. В плане душевных качеств выглядит [[Яблоко от яблони далеко падает|чуть ли не противоположностью своих родителей]], чванливых и холодных. Несмотря на кажущуюся хрупкость, девушка довольно смелая и решительная. | ||
* '''Эмили''', ходячий труп, невинно убиенная невеста. Выглядит она соответственно: вся синюшная и там-сям разложившаяся, из-за чего то рука, то нога норовит отвалиться, а правый глаз время от времени выпадает. Как будто этого мало, в её голове ещё и живёт говорящий опарыш. Но, несмотря на весь этот [[фан-диссервис]] и некоторую импульсивность, она весьма обаятельна и романтична, так что вызывает однозначную симпатию. Покойница любит танцевать, играет на пианино и поёт. | * '''Эмили''', ходячий труп, невинно убиенная невеста. Выглядит она соответственно: вся синюшная и там-сям разложившаяся, из-за чего то рука, то нога норовит отвалиться, а правый глаз время от времени выпадает. Как будто этого мало, в её голове ещё и живёт говорящий опарыш. Но, несмотря на весь этот [[фан-диссервис]] и некоторую импульсивность, она весьма обаятельна и романтична, так что вызывает однозначную симпатию. Покойница любит танцевать, играет на пианино и поёт. | ||
=== Прочие живые === | === Прочие живые === | ||
* '''Ван Дорты''', Уильям и Нелл. Родители Виктора, [[Нувориш|разбогатевшие торговцы]]. Жена в семье явно главная и постоянно помыкает [[Подкаблучник|мужем]]. Родители то и дело критикуют Виктора, в том числе и прилюдно, в частности, утверждая, что за такого недотёпу никто по своей воле не пойдёт замуж. Хотя на фоне Эверглотов Ван Дорты смотрятся ещё ничего. | * '''Ван Дорты''', Уильям и Нелл. Родители Виктора, [[Нувориш|разбогатевшие торговцы]]. Жена в семье явно главная и постоянно помыкает [[Подкаблучник|мужем]]. Родители то и дело критикуют Виктора, в том числе и прилюдно, в частности, утверждая, что за такого недотёпу никто по своей воле не пойдёт замуж. Хотя на фоне Эверглотов Ван Дорты смотрятся ещё ничего. | ||
* '''Эверглоты''', Финис и Мэдлин, родители Виктории. Жена [[Высокий и худой, как жердь|высокая]], [[Она высокая, он низенький|а | * '''Эверглоты''', Финис и Мэдлин, родители Виктории. Жена [[Высокий и худой, как жердь|высокая]], [[Она высокая, он низенький|а муж — низенький]] и [[Отвратительный толстяк|толстый]], оба вечно насупленные. Друг друга не любят и не скрывают этого, да и свою дочь рассматривают, как вещь, донельзя презрительно отзываясь о её внешности и умственных способностях. Вся их забота о ней — для того, чтобы сбагрить её замуж с выгодой для себя или чтобы не опозорить семью. Жена помыкает мужем и в этой паре. | ||
* '''Баркис Биттерн'''. Невесть откуда появившийся «чей-то родственник». Самодовольный, самоуверенный и вообще с самого начала производит впечатление как минимум [[Козёл|козла]], хотя с Эверглотами ведёт себя [[Псевдомилый злодей|мило и почтительно]]. На самом деле перед нами альфонс и [[Синяя Борода]] | * '''Баркис Биттерн'''. Невесть откуда появившийся «чей-то родственник». Самодовольный, самоуверенный и вообще с самого начала производит впечатление как минимум [[Козёл|козла]], хотя с Эверглотами ведёт себя [[Псевдомилый злодей|мило и почтительно]]. На самом деле перед нами альфонс и [[Синяя Борода]] — это именно он ограбил и убил Эмили, а теперь положил глаз на Викторию, которую тоже планировал после свадьбы уморить (он-то не знал, что её семья [[Банкрот|обанкротилась]], и ожидал приданого). | ||
=== Особенности местной нежити === | === Особенности местной нежити === | ||
Здешние покойнички воплощают собой тропы «[[на лицо ужасные, добрые внутри]]» и «[[тьма не есть зло]]». Они любят и умеют веселиться, и даже сам их мир показан цветным в отличие от чёрно-белого мира чопорных живых. Мертвецы представлены синенькими зомби, а также скелетами. У последних иногда имеются усы, а также глаза (но вообще и те, которые без глаз, видят неплохо). В некоторых до сих пор торчат орудия, которыми их убили. Нежити умеют управлять своими телами, когда те разделены: один мертвец вообще способен раздваиваться по вертикали ([[Хрясь, и пополам!|под паровоз он, что ли, попал]]) и без особых неудобств его половины [[Коллективный разум|действуют по отдельности]], Эмили может действовать отвалившейся костяной рукой, а скелеты умеют собираться воедино из кучки костей. [[Загробный мир обыкновенен]]: у мёртвых есть свой кабак, где они играют в биллиард и распевают песни. Любят выпить и, хотя из многих выпитое выливается через дыры в теле, они всё равно пьянеют. Хотя чему тут удивляться: они же как-то без глаз видят, а без дыхательной | Здешние покойнички воплощают собой тропы «[[на лицо ужасные, добрые внутри]]» и «[[тьма не есть зло]]». Они любят и умеют веселиться, и даже сам их мир показан цветным в отличие от чёрно-белого мира чопорных живых. Мертвецы представлены синенькими зомби, а также скелетами. У последних иногда имеются усы, а также глаза (но вообще и те, которые без глаз, видят неплохо). В некоторых до сих пор торчат орудия, которыми их убили. Нежити умеют управлять своими телами, когда те разделены: один мертвец вообще способен раздваиваться по вертикали ([[Хрясь, и пополам!|под паровоз он, что ли, попал]]) и без особых неудобств его половины [[Коллективный разум|действуют по отдельности]], Эмили может действовать отвалившейся костяной рукой, а скелеты умеют собираться воедино из кучки костей. [[Загробный мир обыкновенен]]: у мёртвых есть свой кабак, где они играют в биллиард и распевают песни. Любят выпить и, хотя из многих выпитое выливается через дыры в теле, они всё равно пьянеют. Хотя чему тут удивляться: они же как-то без глаз видят, а без дыхательной системы — и курят, и разговаривают, и играют на духовых инструментах. В каком-то смысле посмертие здесь [[Невероятно клёвое проклятие|имеет плюсы и минусы]]: в частности, у нежитей больше [[Не чувствует боли|ничего не болит]]. Вот несколько особо колоритных представителей здешнего мира мёртвых. | ||
* '''Старейшина Гуткнехт'''. [[Крутой дедуля]]-скелет. Судя по куче книг у него в кабинете, тот ещё [[Книжный червь|любитель чтения]]. Носит [[Очкарик|очки]], несмотря на отсутствие глаз. Местный колдун: в частности, при помощи некоего [[Сало и горилка|украинского]] заговора обеспечивает мертвецам возможность ходить в мир живых, хотя и считает подобное противоестественным. | * '''Старейшина Гуткнехт'''. [[Крутой дедуля]]-скелет. Судя по куче книг у него в кабинете, тот ещё [[Книжный червь|любитель чтения]]. Носит [[Очкарик|очки]], несмотря на отсутствие глаз. Местный колдун: в частности, при помощи некоего [[Сало и горилка|украинского]] заговора обеспечивает мертвецам возможность ходить в мир живых, хотя и считает подобное противоестественным. | ||
* '''Костотряс''' («Bonejangles» | * '''Костотряс''' («Bonejangles»<ref>В самом фильме это имя не упомянуто.</ref>). [[Одноглазый крутой|Одноглазый]] скелет в котелке, крутой [[Зловещий музыкант|загробный шансонье]], глава группы скелетов-музыкантов. Оркестр исполняет зажигательные песни, музицирует (в числе прочего, [[Зловещий музыкальный инструмент|на своих же костях]]), сопровождая всё это [[Жуткий танец|танцами]] и театром теней. Озвучен, кстати, лично Дэнни Элфманом, композитором фильма, которому [[Всё приходится делать самому|не понравились другие кандидатуры]]<ref>И справился он на ура — почти 20 лет пения в Oingo Boingo не пропьёшь и не прокуришь!</ref>. | ||
* '''Поль''', [[живая голова]] (ну, вернее, не совсем живая) | * '''Поль''', [[живая голова]] (ну, вернее, не совсем живая) — в таком состоянии этот француз пребывает после близкого знакомства с гильотиной. Выполняет в кабаке функцию [[Именно то, что написано на упаковке|главы]]. За неимением тела в целом и ног в частности ездит на стае [[Тараканище|таракан]]ов. | ||
* '''[[Наполеон]]''' с непереводимым каламбурным прозвищем «Bonesapart» («КостиВрозь»), ещё один невесть как занесённый в Англию француз. Скелет очень невысокого роста, в синем мундире и треуголке, с торчащей в груди саблей. Постоянно вставляет в речь французские словечки и иногда порывается командовать другими скелетами. Интересно, что его лучший загробный | * '''[[Наполеон]]''' с непереводимым каламбурным прозвищем «Bonesapart» («КостиВрозь»), ещё один невесть как занесённый в Англию француз. Скелет очень невысокого роста, в синем мундире и треуголке, с торчащей в груди саблей. Постоянно вставляет в речь французские словечки и иногда порывается командовать другими скелетами. Интересно, что его лучший загробный друг — англичанин в красном мундире {{spoiler|пробитый насквозь, похоже, ядром.}} | ||
* Также у Эмили есть живые членистоногие товарищи: безымянный '''[[Червие|червячок]]''', вернее опарыш (The Maggot), который живёт у неё в голове и выполняет функцию её совести, и '''Чёрная Вдова''', паучиха, у которой шесть глаз, и все с ресничками. Бёртон планировал сделать отношения между этими существами [[Межвидовая романтика|более глубокими]], но не стал, а | * Также у Эмили есть живые членистоногие товарищи: безымянный '''[[Червие|червячок]]''', вернее опарыш (The Maggot), который живёт у неё в голове и выполняет функцию её совести, и '''Чёрная Вдова''', паучиха, у которой шесть глаз, и все с ресничками. Бёртон планировал сделать отношения между этими существами [[Межвидовая романтика|более глубокими]], но не стал, а жаль — роман между пауком и мухой, пусть и будущей, выглядел бы забавно. | ||
== Что здесь есть == | == Что здесь есть == | ||
* В первую очередь, здесь есть [[любовный треугольник]], ещё и довольно необычный, с учётом того, что одна из его вершин является ходячим мертвецом. | * В первую очередь, здесь есть [[любовный треугольник]], ещё и довольно необычный, с учётом того, что одна из его вершин является ходячим мертвецом. | ||
* [[Бетти и Вероника]] — Виктория и Эмили. | |||
* [[Случайная свадьба]], произошедшая весьма оригинальным способом. | |||
* Есть [[Любовь после гроба]] и [[Романтическая некрофилия]]. | |||
* [[Дружелюбный зомби]] / [[Положительный скелет]] — конечно же, тут полный фильм доброй нежити разной степени разложенности. | |||
* [[Антиреклама курения]]. Кучер Мэйхью явно докурился. Половину фильма он дымил трубкой и надрывно кашлял, а во второй половине вовсе присоединился к Эмили и её друзьям. | * [[Антиреклама курения]]. Кучер Мэйхью явно докурился. Половину фильма он дымил трубкой и надрывно кашлял, а во второй половине вовсе присоединился к Эмили и её друзьям. | ||
* [[Бегство от зомби]]. Хотя Эмили в кадре ходит неспешно, убежать от неё главному герою не удалось ни разу. Такое чувство, что она телепортируется (один раз было подсвечено, что она просто знает короткие дорожки). К тому же, возникает впечатление, что ей содействуют и [[Жуткие птички|зловещие вороны]], и даже [[Зловещие растения|цепкие ветви деревьев]]. | * [[Бегство от зомби]]. Хотя Эмили в кадре ходит неспешно, убежать от неё главному герою не удалось ни разу. Такое чувство, что она телепортируется (один раз было подсвечено, что она просто знает короткие дорожки). К тому же, возникает впечатление, что ей содействуют и [[Жуткие птички|зловещие вороны]], и даже [[Зловещие растения|цепкие ветви деревьев]]. | ||
* [[Говорящее имя]]. Имена главных героинь намекают, чем всё закончится. По одной из версий происхождения имени «Эмили», оно образовано от латинского «aemulus», означающее «соперница, достойный противник». А Виктория значит «победительница». | * [[Говорящее имя]]. Имена главных героинь намекают, чем всё закончится. По одной из версий происхождения имени «Эмили», оно образовано от латинского «aemulus», означающее «соперница, достойный противник». А Виктория значит «победительница». | ||
* [[Гурман-гуро]]. Свадебный торт, состряпанный мертвецами, для живых выглядит как-то… неаппетитно. Особенно если учесть, что туда для вкуса добавлен отгнивший нос одного из поваров. | * [[Гурман-гуро]]. Свадебный торт, состряпанный мертвецами, для живых выглядит как-то… неаппетитно. Особенно если учесть, что туда для вкуса добавлен отгнивший нос одного из поваров. | ||
* [[Живая голова]]. Ну, относительно живая… «Меня зовут Поль, я — глава этого заведения». | |||
* [[Живая голова]]. Ну, относительно живая… «Меня зовут Поль, | |||
* [[Жлобы против снобов]]. Разорившиеся аристократы Эверглоты смотрят на разжившихся на рыботорговле нуворишей Ван Дортов очень неприязненно, но поначалу выбора у них нет. Кстати, многие мертвецы, судя по виду и манерам, тоже происходят из простого народа. | * [[Жлобы против снобов]]. Разорившиеся аристократы Эверглоты смотрят на разжившихся на рыботорговле нуворишей Ван Дортов очень неприязненно, но поначалу выбора у них нет. Кстати, многие мертвецы, судя по виду и манерам, тоже происходят из простого народа. | ||
* [[Жуткие детишки]]. Среди мертвецов есть пара детских скелетиков: мальчик в матросском костюмчике и [[маленькая мёртвая девочка]]. Ведут себя, как обычные дети. | * [[Жуткие детишки]]. Среди мертвецов есть пара детских скелетиков: мальчик в матросском костюмчике и [[маленькая мёртвая девочка]]. Ведут себя, как обычные дети. | ||
* [[Зомби-апокалипсис]]. Так поначалу выглядело для живых явление мертвецов, решивших сыграть в местной церкви свадьбу. [[Ложная тревога|Впрочем, оказалось]], что это самое милое и забавное вторжение нежити, какие только видывал мир — мёртвые повидали друзей и родственников, посидели вместе с живыми в церкви, да и ушли себе обратно. | |||
* [[Импровизированное оружие]]. Виктор преуспел в фехтовании со злодеем, при том, что против сабли был вооружён большой вилкой (мертвецы хотели бросить ему хотя бы нож, но перепутали). Этим орудием он дважды задел противника, а сам ни одного удара не получил. | |||
* [[Зомби-апокалипсис]]. Так поначалу выглядело для живых явление мертвецов, решивших сыграть в местной церкви свадьбу. [[Ложная тревога|Впрочем, оказалось]], что это самое милое и забавное вторжение нежити, какие только видывал | * [[Литерал]] — на этом приёме очень часто строится юмор вокруг мертвецов. Начиная с того, что глава официантов (head waiter) — действительно ''глава''. | ||
* [[Импровизированное оружие]]. Виктор преуспел в фехтовании со злодеем, при том, что против сабли был вооружён большой вилкой (мертвецы хотели бросить ему хотя бы нож, но перепутали). Этим орудием он | |||
* [[Литерал]] | |||
** Эмили в расстроенных чувствах в прямом смысле выплакала себе глаза (вернее, один глаз). В английском тоже есть такая идиома. | ** Эмили в расстроенных чувствах в прямом смысле выплакала себе глаза (вернее, один глаз). В английском тоже есть такая идиома. | ||
** В загробном мире есть магазин «секонд-хэнд», где мертвецам продают запасные руки взамен утерянных. | ** В загробном мире есть магазин «секонд-хэнд», где мертвецам продают запасные руки взамен утерянных. | ||
** Кучер советует огорчённому Виктору «собрать всё воедино и жить дальше» («pick up the pieces move on») «Собрать воедино, говоришь? | ** Кучер советует огорчённому Виктору «собрать всё воедино и жить дальше» («pick up the pieces move on») «Собрать воедино, говоришь?» — интересуется с пола скелет, спьяну рассыпавшийся на кости. | ||
** Мёртвая повариха сетует: «[Эти мужчины] как вобьют себе что-то в голову, | ** Мёртвая повариха сетует: «[Эти мужчины] как вобьют себе что-то в голову, — выдёргивает нож, торчавший в голове другого повара, — так ничего с этим не поделаешь». Правильнее было бы перевести «как засядет у них что-то в голове» («They get something stuck in their heads»), а то получается, что покойник сам себе нож в голову вбил. | ||
** Когда мертвецы узнали правду о том, кто убил Эмили, у них в переносном смысле «[[уронить челюсть|отпала челюсть]]» (по-английски точно так же, «jaw dropped»). А у скелета Альфреда челюсть ещё и в прямом смысле отвалилась. | ** Когда мертвецы узнали правду о том, кто убил Эмили, у них в переносном смысле «[[уронить челюсть|отпала челюсть]]» (по-английски точно так же, «jaw dropped»). А у скелета Альфреда челюсть ещё и в прямом смысле отвалилась. | ||
* [[Нерешительный мальчик, решительная девочка]] | * [[Нерешительный мальчик, решительная девочка]] — Виктор и Эмили смотрятся рядом именно так. | ||
* [[Незавершённые дела]] | * [[Незавершённые дела]] — Эмили погибла, собираясь выйти замуж, и стремление любой ценой это всё-таки сделать не отпускает её из мира живых. Баркис, понимая это, провозглашает издевательский тост «за Эмили, вечную невесту и никогда — жену!». | ||
* [[Отвратительный толстяк]] | * [[Отвратительный толстяк]] — Финис, конечно. Не трус — как он приказал палачу подать мушкет! Впрочем, это как-то теряется на фоне его отношений с женой и дочерью… | ||
* [[Печальная фортепианная мелодия]]. Как же без таких обойтись, если главные | * [[Печальная фортепианная мелодия]]. Как же без таких обойтись, если главные герои — пианисты. [https://www.youtube.com/watch?v=7OYfV83Qa-s Вот, например] (сразу в виде туториала на случай, если кто-то хочет сам это сыграть). | ||
* [[Самоуверенный мерзавчик]] | * [[Самоуверенный мерзавчик]] — Баркис, собственной персоной. И нельзя сказать, что [[Смерть от кармы|свою участь]] он не заслужил. | ||
* [[Смерть от кармы]]. Эмили и её друзья-мертвецы, конечно, имели на Баркиса зуб, но решили не творить самосуда в мире живых и уже хотели убраться восвояси. Но злодей, стремясь поглумиться над Эмили, осушил стоявший рядом бокал под тост за её несчастья. [[Что за идиот!|Хоть бы подумал]], какое [[Отрава|вино]] годится для мертвецов. [[Ай молодца, злодей!|Тут же сам к мертвецам и присоединился]]. Что они с ним сделают, неизвестно, [[Участь хуже смерти|но идейки напрашиваются]]. | * [[Смерть от кармы]]. Эмили и её друзья-мертвецы, конечно, имели на Баркиса зуб, но решили не творить самосуда в мире живых и уже хотели убраться восвояси. Но злодей, стремясь поглумиться над Эмили, осушил стоявший рядом бокал под тост за её несчастья. [[Что за идиот!|Хоть бы подумал]], какое [[Отрава|вино]] годится для мертвецов. [[Ай молодца, злодей!|Тут же сам к мертвецам и присоединился]]. Что они с ним сделают, неизвестно, [[Участь хуже смерти|но идейки напрашиваются]]. | ||
* [[Туше́]]. Баркис именно это и произнёс, когда Эмили закрыла Виктора собой от смертоносного выпада и отобрала застрявшую в ней саблю. | * [[Туше́]]. Баркис именно это и произнёс, когда Эмили закрыла Виктора собой от смертоносного выпада и отобрала застрявшую в ней саблю. | ||
* [[Ты не пройдёшь!]]. Священник грозно вещал на пороге храма, мол, изыдите, исчадия ада, сюда вам хода нет! «Потише, мы же в церкви», | * [[Ты не пройдёшь!]]. Священник грозно вещал на пороге храма, мол, изыдите, исчадия ада, сюда вам хода нет! «Потише, мы же в церкви», — ответили мертвецы и чинно-благородно проследовали внутрь. | ||
* [[Хочу, чтобы любимый был счастлив]]. Конечно же, Эмили не позволила Виктору отравиться, освободила его от обязательства, вернула кольцо и всеми силами посодействовала воссоединению с Викторией. | * [[Хочу, чтобы любимый был счастлив]]. Конечно же, Эмили не позволила Виктору отравиться, освободила его от обязательства, вернула кольцо и всеми силами посодействовала воссоединению с Викторией. | ||
* [[Чудесная смерть]]. Не совсем смерть, скорее упокоение (смерть наступила намного раньше). Наконец освободившись от запечатлевшегося в момент смерти желания выйти замуж, Эмили со вздохом облегчения рассыпалась на рой бабочек и разлетелась по округе. | * [[Чудесная смерть]]. Не совсем смерть, скорее упокоение (смерть наступила намного раньше). Наконец освободившись от запечатлевшегося в момент смерти желания выйти замуж, Эмили со вздохом облегчения рассыпалась на рой бабочек и разлетелась по округе. | ||
== Галерея == | == Галерея == | ||
<gallery class="center"> | |||
Файл:Corpse-bride01.jpg|thumb|left| | Файл:Corpse-bride01.jpg|thumb|left| | ||
Файл:Corpse-bride10.jpg|thumb|left| | Файл:Corpse-bride10.jpg|thumb|left| | ||
Строка 97: | Строка 93: | ||
Файл:EmiliesDeath.gif|thumb|left| | Файл:EmiliesDeath.gif|thumb|left| | ||
Файл:Corpse-bride95.jpg|thumb|left| | Файл:Corpse-bride95.jpg|thumb|left| | ||
</gallery> | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | |||
{{Nav/ | {{Nav/Фильмы Тима Бёртона}} | ||
{{Nav/Cartoons}} | {{Nav/Cartoons}} |
Версия 18:16, 31 марта 2022
«Труп невесты» («Corpse Bride»<ref>Правильнее «Труп-невеста».</ref>) — музыкальный кукольный мультфильм 2005 года, снятый тем самым Тимом Бёртоном. Фильм занимает 5 место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов и в 2006 году номинировался на «Оскар», но уступил «Уоллесу и Громмиту». Кроме сюжета и готичной атмосферы, примечателен также музыкой и песнями за авторством Дэнни Эльфмана. Мультфильм снят при помощи покадровой съёмки. Куклы, около 30 см ростом, были изготовлены из нержавейки в силиконовой оболочке и оборудованы специальными часовыми механизмами для тонкого управления движениями век и рта (до этого такая технология применялась разве что при съёмке рекламных роликов). Компьютерная графика использовалась, но довольно мало.
Описанный в фильме сюжет уходит корнями глубоко в фольклор и мифологию, где мотивы невесты с того света появились ещё в древней Греции, и впоследствии к ним обращались многие знаменитые авторы. Эпизод, когда к подобной случайной свадьбе привело необдуманное надевание кольца на первый попавшийся палец, описан в сборнике еврейских легенд «Шивхей Аризаль» (хотя в этом случае невеста была не трупом, а демоном) и у Проспера Мериме (а здесь невестой стала статуя Венеры, и кончилось всё плохо). По словам же самого Бёртона, он основывался на некой русской сказке, о которой узнал ещё во времена работы над «Кошмаром перед Рождеством».
Сюжет
Действие происходит в столь любимой автором викторианской Англии, мрачной и почти чёрно-белой. Обедневшие аристократы Эверглоты собираются выдать свою дочь Викторию за сына разбогатевших простолюдинов Ван Дортов, Виктора. Брак заключается по расчёту: одним родителям нужны деньги, другим — родство с дворянами, но приятным бонусом выступает то, что молодые люди действительно нравятся друг другу.
В ходе репетиции венчания Виктор из-за волнения и неуклюжести (а также излишней суровости священника) никак не мог запомнить, что да как говорить, обронил кольцо, ещё и случайно поджёг свечой тёщину юбку. В общем, ему было велено выучить замысловатый ритуал назубок, и с этой целью он отправился в лес. И там, на лесной поляне, вдохновенно репетируя предстоящую церемонию, Виктор произнёс слова клятвы и надел кольцо на какую-то торчавшую из земли корягу…
«Коряга» оказалась торчавшей из земли скелетированной рукой кое-как прикопанной на этом месте мёртвой девушки. Вернее, не совсем мёртвой. Полуразложившаяся красавица по имени Эмили вылезла из земли и прошептала: «я согласна!».
Мёртвая невеста утащила Виктора в царство мёртвых, где познакомила со своими друзьями. Покойники радушно приняли Виктора и принялись готовиться к свадьбе. О своей новой знакомой он узнал, что она была убита своим женихом, с которым собиралась сбежать: когда она в свадебном платье и украшениях ночью пришла к нему на условленное место в лесу, злодей убил её с целью завладеть драгоценностями. С тех пор неупокоенная бедняжка всё страдает, мечтая наконец-то выйти замуж.
Виктор был сочтён пропавшим без вести. Он попытался было сбежать в мир живых и успел объясниться с Викторией, но заждавшаяся Эмили явилась за ним, схватила на глазах у девушки и уволокла обратно. Виктория попыталась обратиться к священнику, но тот лишь отвёл её обратно к родителям, сочтя сумасшедшей. Пользуясь случаем, к ней тут же начал свататься некий загадочный лорд Баркис, и родители с радостью решили отдать её за него, мнением дочери не особо интересуясь. Вскоре скончавшийся кучер Ван Дортов передал эти вести Виктору в мире мёртвых и тот, отчаявшись, решил уступить влюблённой в него покойнице и впрямь жениться на ней. Всё бы ничего, но для такой женитьбы герою потребуется умереть…
Чем же закончится эта сказка, и что стоит считать счастливым концом? Тем более, не зря же говорят, что первая девушка выигрывает?
Персонажи
Главные герои
- Виктор Ван Дорт. Худой и бледный, застенчивый и по-милому неуклюжий. В действительно рискованные моменты он умеет быть и отважным, и решительным, и проворным, вот только выносливости ему не хватает. Типичный «хороший парень». А ещё он чудесно играет на фортепиано.
- Виктория Эверглот. Невеста Виктора — милая, добрая и робкая барышня из обедневшей благородной семьи, настоящая викторианская леди и просто хорошая девушка. В плане душевных качеств выглядит чуть ли не противоположностью своих родителей, чванливых и холодных. Несмотря на кажущуюся хрупкость, девушка довольно смелая и решительная.
- Эмили, ходячий труп, невинно убиенная невеста. Выглядит она соответственно: вся синюшная и там-сям разложившаяся, из-за чего то рука, то нога норовит отвалиться, а правый глаз время от времени выпадает. Как будто этого мало, в её голове ещё и живёт говорящий опарыш. Но, несмотря на весь этот фан-диссервис и некоторую импульсивность, она весьма обаятельна и романтична, так что вызывает однозначную симпатию. Покойница любит танцевать, играет на пианино и поёт.
Прочие живые
- Ван Дорты, Уильям и Нелл. Родители Виктора, разбогатевшие торговцы. Жена в семье явно главная и постоянно помыкает мужем. Родители то и дело критикуют Виктора, в том числе и прилюдно, в частности, утверждая, что за такого недотёпу никто по своей воле не пойдёт замуж. Хотя на фоне Эверглотов Ван Дорты смотрятся ещё ничего.
- Эверглоты, Финис и Мэдлин, родители Виктории. Жена высокая, а муж — низенький и толстый, оба вечно насупленные. Друг друга не любят и не скрывают этого, да и свою дочь рассматривают, как вещь, донельзя презрительно отзываясь о её внешности и умственных способностях. Вся их забота о ней — для того, чтобы сбагрить её замуж с выгодой для себя или чтобы не опозорить семью. Жена помыкает мужем и в этой паре.
- Баркис Биттерн. Невесть откуда появившийся «чей-то родственник». Самодовольный, самоуверенный и вообще с самого начала производит впечатление как минимум козла, хотя с Эверглотами ведёт себя мило и почтительно. На самом деле перед нами альфонс и Синяя Борода — это именно он ограбил и убил Эмили, а теперь положил глаз на Викторию, которую тоже планировал после свадьбы уморить (он-то не знал, что её семья обанкротилась, и ожидал приданого).
Особенности местной нежити
Здешние покойнички воплощают собой тропы «на лицо ужасные, добрые внутри» и «тьма не есть зло». Они любят и умеют веселиться, и даже сам их мир показан цветным в отличие от чёрно-белого мира чопорных живых. Мертвецы представлены синенькими зомби, а также скелетами. У последних иногда имеются усы, а также глаза (но вообще и те, которые без глаз, видят неплохо). В некоторых до сих пор торчат орудия, которыми их убили. Нежити умеют управлять своими телами, когда те разделены: один мертвец вообще способен раздваиваться по вертикали (под паровоз он, что ли, попал) и без особых неудобств его половины действуют по отдельности, Эмили может действовать отвалившейся костяной рукой, а скелеты умеют собираться воедино из кучки костей. Загробный мир обыкновенен: у мёртвых есть свой кабак, где они играют в биллиард и распевают песни. Любят выпить и, хотя из многих выпитое выливается через дыры в теле, они всё равно пьянеют. Хотя чему тут удивляться: они же как-то без глаз видят, а без дыхательной системы — и курят, и разговаривают, и играют на духовых инструментах. В каком-то смысле посмертие здесь имеет плюсы и минусы: в частности, у нежитей больше ничего не болит. Вот несколько особо колоритных представителей здешнего мира мёртвых.
- Старейшина Гуткнехт. Крутой дедуля-скелет. Судя по куче книг у него в кабинете, тот ещё любитель чтения. Носит очки, несмотря на отсутствие глаз. Местный колдун: в частности, при помощи некоего украинского заговора обеспечивает мертвецам возможность ходить в мир живых, хотя и считает подобное противоестественным.
- Костотряс («Bonejangles»<ref>В самом фильме это имя не упомянуто.</ref>). Одноглазый скелет в котелке, крутой загробный шансонье, глава группы скелетов-музыкантов. Оркестр исполняет зажигательные песни, музицирует (в числе прочего, на своих же костях), сопровождая всё это танцами и театром теней. Озвучен, кстати, лично Дэнни Элфманом, композитором фильма, которому не понравились другие кандидатуры<ref>И справился он на ура — почти 20 лет пения в Oingo Boingo не пропьёшь и не прокуришь!</ref>.
- Поль, живая голова (ну, вернее, не совсем живая) — в таком состоянии этот француз пребывает после близкого знакомства с гильотиной. Выполняет в кабаке функцию главы. За неимением тела в целом и ног в частности ездит на стае тараканов.
- Наполеон с непереводимым каламбурным прозвищем «Bonesapart» («КостиВрозь»), ещё один невесть как занесённый в Англию француз. Скелет очень невысокого роста, в синем мундире и треуголке, с торчащей в груди саблей. Постоянно вставляет в речь французские словечки и иногда порывается командовать другими скелетами. Интересно, что его лучший загробный друг — англичанин в красном мундире пробитый насквозь, похоже, ядром.
- Также у Эмили есть живые членистоногие товарищи: безымянный червячок, вернее опарыш (The Maggot), который живёт у неё в голове и выполняет функцию её совести, и Чёрная Вдова, паучиха, у которой шесть глаз, и все с ресничками. Бёртон планировал сделать отношения между этими существами более глубокими, но не стал, а жаль — роман между пауком и мухой, пусть и будущей, выглядел бы забавно.
Что здесь есть
- В первую очередь, здесь есть любовный треугольник, ещё и довольно необычный, с учётом того, что одна из его вершин является ходячим мертвецом.
- Бетти и Вероника — Виктория и Эмили.
- Случайная свадьба, произошедшая весьма оригинальным способом.
- Есть Любовь после гроба и Романтическая некрофилия.
- Дружелюбный зомби / Положительный скелет — конечно же, тут полный фильм доброй нежити разной степени разложенности.
- Антиреклама курения. Кучер Мэйхью явно докурился. Половину фильма он дымил трубкой и надрывно кашлял, а во второй половине вовсе присоединился к Эмили и её друзьям.
- Бегство от зомби. Хотя Эмили в кадре ходит неспешно, убежать от неё главному герою не удалось ни разу. Такое чувство, что она телепортируется (один раз было подсвечено, что она просто знает короткие дорожки). К тому же, возникает впечатление, что ей содействуют и зловещие вороны, и даже цепкие ветви деревьев.
- Говорящее имя. Имена главных героинь намекают, чем всё закончится. По одной из версий происхождения имени «Эмили», оно образовано от латинского «aemulus», означающее «соперница, достойный противник». А Виктория значит «победительница».
- Гурман-гуро. Свадебный торт, состряпанный мертвецами, для живых выглядит как-то… неаппетитно. Особенно если учесть, что туда для вкуса добавлен отгнивший нос одного из поваров.
- Живая голова. Ну, относительно живая… «Меня зовут Поль, я — глава этого заведения».
- Жлобы против снобов. Разорившиеся аристократы Эверглоты смотрят на разжившихся на рыботорговле нуворишей Ван Дортов очень неприязненно, но поначалу выбора у них нет. Кстати, многие мертвецы, судя по виду и манерам, тоже происходят из простого народа.
- Жуткие детишки. Среди мертвецов есть пара детских скелетиков: мальчик в матросском костюмчике и маленькая мёртвая девочка. Ведут себя, как обычные дети.
- Зомби-апокалипсис. Так поначалу выглядело для живых явление мертвецов, решивших сыграть в местной церкви свадьбу. Впрочем, оказалось, что это самое милое и забавное вторжение нежити, какие только видывал мир — мёртвые повидали друзей и родственников, посидели вместе с живыми в церкви, да и ушли себе обратно.
- Импровизированное оружие. Виктор преуспел в фехтовании со злодеем, при том, что против сабли был вооружён большой вилкой (мертвецы хотели бросить ему хотя бы нож, но перепутали). Этим орудием он дважды задел противника, а сам ни одного удара не получил.
- Литерал — на этом приёме очень часто строится юмор вокруг мертвецов. Начиная с того, что глава официантов (head waiter) — действительно глава.
- Эмили в расстроенных чувствах в прямом смысле выплакала себе глаза (вернее, один глаз). В английском тоже есть такая идиома.
- В загробном мире есть магазин «секонд-хэнд», где мертвецам продают запасные руки взамен утерянных.
- Кучер советует огорчённому Виктору «собрать всё воедино и жить дальше» («pick up the pieces move on») «Собрать воедино, говоришь?» — интересуется с пола скелет, спьяну рассыпавшийся на кости.
- Мёртвая повариха сетует: «[Эти мужчины] как вобьют себе что-то в голову, — выдёргивает нож, торчавший в голове другого повара, — так ничего с этим не поделаешь». Правильнее было бы перевести «как засядет у них что-то в голове» («They get something stuck in their heads»), а то получается, что покойник сам себе нож в голову вбил.
- Когда мертвецы узнали правду о том, кто убил Эмили, у них в переносном смысле «отпала челюсть» (по-английски точно так же, «jaw dropped»). А у скелета Альфреда челюсть ещё и в прямом смысле отвалилась.
- Нерешительный мальчик, решительная девочка — Виктор и Эмили смотрятся рядом именно так.
- Незавершённые дела — Эмили погибла, собираясь выйти замуж, и стремление любой ценой это всё-таки сделать не отпускает её из мира живых. Баркис, понимая это, провозглашает издевательский тост «за Эмили, вечную невесту и никогда — жену!».
- Отвратительный толстяк — Финис, конечно. Не трус — как он приказал палачу подать мушкет! Впрочем, это как-то теряется на фоне его отношений с женой и дочерью…
- Печальная фортепианная мелодия. Как же без таких обойтись, если главные герои — пианисты. Вот, например (сразу в виде туториала на случай, если кто-то хочет сам это сыграть).
- Самоуверенный мерзавчик — Баркис, собственной персоной. И нельзя сказать, что свою участь он не заслужил.
- Смерть от кармы. Эмили и её друзья-мертвецы, конечно, имели на Баркиса зуб, но решили не творить самосуда в мире живых и уже хотели убраться восвояси. Но злодей, стремясь поглумиться над Эмили, осушил стоявший рядом бокал под тост за её несчастья. Хоть бы подумал, какое вино годится для мертвецов. Тут же сам к мертвецам и присоединился. Что они с ним сделают, неизвестно, но идейки напрашиваются.
- Туше́. Баркис именно это и произнёс, когда Эмили закрыла Виктора собой от смертоносного выпада и отобрала застрявшую в ней саблю.
- Ты не пройдёшь!. Священник грозно вещал на пороге храма, мол, изыдите, исчадия ада, сюда вам хода нет! «Потише, мы же в церкви», — ответили мертвецы и чинно-благородно проследовали внутрь.
- Хочу, чтобы любимый был счастлив. Конечно же, Эмили не позволила Виктору отравиться, освободила его от обязательства, вернула кольцо и всеми силами посодействовала воссоединению с Викторией.
- Чудесная смерть. Не совсем смерть, скорее упокоение (смерть наступила намного раньше). Наконец освободившись от запечатлевшегося в момент смерти желания выйти замуж, Эмили со вздохом облегчения рассыпалась на рой бабочек и разлетелась по округе.
Галерея
<gallery class="center"> Файл:Corpse-bride01.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride10.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride15.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride20.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride30.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride32.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride35.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride50.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride55.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride65.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride60.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride26.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride70.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride80.jpg|thumb|left| Файл:Corpse-bride90.jpg|thumb|left| Файл:EmiliesDeath.gif|thumb|left| Файл:Corpse-bride95.jpg|thumb|left| </gallery>
Примечания
<references />
Тим Бертон | |
---|---|
Фильмы | Битлджус • Сонная лощина • Чарли и шоколадная фабрика |
Мультфильмы | Кошмар перед Рождеством (продюсер) • Труп невесты • Франкенвини |
Мультфильмы (отдельные и в циклах) | ||
---|---|---|
По странам | Албанские мультфильмы • Венгерские мультфильмы • Вьетнамские мультфильмы • Китайские мультфильмы • Корейские мультфильмы (Мультфильмы КНДР • Мультфильмы Южной Кореи) • Румынские мультфильмы • Югославские мультфильмы (Сербские мультфильмы • Хорватские мультфильмы) … | ![]() |
Студии | Disney (Все мультфильмы снял Дисней) • DreamWorks Animation • Pixar • Мельница • Пилот • Союзмультфильм | |
Режиссёры | Аида Зябликова • Гарри Бардин • Дон Блут • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг | |
По жанрам | Приключения • Фэнтези • Комедии • Фантастика • Драмы • Ужасы • Детективы • История • Супергероика | |
По аудитории | Для взрослых • Для детей | |
← | Основы • Мультсериалы • Аниме |